Подвиг лётчика бориса гомолко

      Комментарии к записи Подвиг лётчика бориса гомолко отключены

Эта статья выкладывается на сайт в сутки 72-й годовщины победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Сталинградская битва — одно из самых масштабных и кровопролитных сражений Второй мировой. Двести ночей и дней напряжённых битв. Пять разбитых армий соперника. Лишь благодаря самоотверженности офицера и каждого солдата, их стойкости и ежедневному героизму стала вероятна победа в Сталинградской битве.

Один из бессмертных храбрецов Сталинграда — лётчик Борис Гомолко.

Борис Мефодиевич Гомолко появился на Украине в первой половине 20-ых годов XX века в городе Богодухов Харьковской области. По окончании окончания седьмого класса Борис трудился на Будянской фаянсовой фабрике.

В начале 30-х годов все Харьковские газеты наперебой говорили об открытии первого Всеукраинского аэроклуба. Воздушный транспорт на заре становления СССР имел возможность стать неоценимым ассистентом в освоении огромных земельных пространств, в налаживании сообщений с удалёнными, труднодоступными регионами; без авиации нереально было успешное развитие народного хозяйства, и само собой разумеется, военной отрасли.

Агитработа велась по всей стране с свойственным СССР размахом. Новое поколение должно было вывести страну в фавориты и на земле, и в небе. Возможно, как раз тогда под влиянием призыва: «Комсомолец на самолет!» Борис и решил стать лётчиком.

Занятия в Харьковском аэроклубе помогли ему при поступлении в Армавирскую военную авиационную школу летчиков.

21 июля 1942 года старший сержант Гомолко приобретает назначение в 520-й истребительный летный полк под руководством майора Чирвы Степана Никитовича Полк с мая, по окончании убытия с Волховского фронта, базировался в посёлке Баланда Саратовской области, где проходило переучивание и доукомплектование лётного состава с истребителей ЛаГГ-3 на Як-1.

Подвиг лётчика бориса гомолко

5 сентября 1942 г. 520-й иап направляется под Сталинград, дабы войти в сравнительно не так давно созданную 16-ю Воздушную Армию, которая в составе Сталинградского фронта должна была оборонять подступы к городу. Основная задача, поставленная Главнокомом, всеми силами удержать Сталинград и не допустить продвижения соперника в сторону Камышина, не разрешить ему выйти к Волге.

Для сопровождения полка из Саратовской области на аэропорт Вихлянцево прибыли два самолёта-фаворита Пе-2 из третьей запасной авиационной бригады. Перелетали двумя группами: одну эскадрилью из десяти самолётов вёл майор С.Н. Чирва, вторую — навигатор полка майор Д.И. Родин.

Из 20 истребителей на аэропорте приземлилось 18: младший лейтенант Е.П. Гурочкин отстал из-за неисправности автомобили, а начальник второй эскадрильи лейтенант Г.И. Кныш по обстоятельству острого приступа аппендицита отправился на вынужденную посадку на аэропорте г. Энгельс.

В Вихлянцево полк вместе с 431-м иап и прибывшим 6 сентября 563-м иап был включён в состав 283-й иад. Комдив полковник В.А. Китаев отдал приказ в течение двух дней закрывать парами Камышин. За это время воздушным транспортом подтягивался технический состав, а лётчики имели возможность познакомиться с районом военных действий и совершить тренировочные полёты. Седьмого сентября поступило указание перебазироваться на аэропорт Алтухово, пребывавший в 7 км от командного пункта 16-й ВА.

Штаб руководства на тот период размешался в центральной усадьбе совхоза «Сталинградский» (сейчас посёлок Октябрьский Ольховского района Волгоградской области).

Сутки 8 сентября 1942 г. доподлинно сохранился в описаниях самих участников и очевидцев событий. В 11 час утра майор Чирва вылетел с первой группой самолётов. Доведя их до аэропорта, он без посадки ушёл за вторым подразделением.

«В 11.45 при подходе к аэропорту, — вспоминал С.Н. Чирва (ЦАМО « История 56-го Гв. иап»), — я давал по радио лётному составу, какие конкретно имеются характерные показатели около отечественной точки посадки, по окончании чего перешёл но приём. Когда перешёл на приём, я услышал о приближении самолётов соперника. Я нечайно взглянул вверх и заметил над собой группу бомбардировщиков, шедших нам навстречу.

Они были на высоте 2000 — 2500 м, всего десять Хе-111. Моя несколько пребывала на высоте 800 м».

Бомбардировщики шли бомбить ответственный город и железнодорожный узел Камышин.

В первых числах Сентября 1942 года германские лётчики ещё ощущали собственное превосходство в воздухе, вели себя нагло и с уверенностью. Советским авиачастям не хватало самолётов, а молодым лётчикам боевого опыта. Пополнение из выпускников авиационных училищ и школ приходилось со всей осторожностью вводить в строй по ходу исполнения боевых задач.

Отработка техники пилотирования, воздушный бой, штурманская подготовка и групповая слётанность — всё обучение происходило конкретно на передовых аэропортах. «Необлетанных», не обращая внимания на дефицит людей, руководство старалось не производить на задание.

Неожиданное столкновение с соперником потребовало быстрого ответа. В составе группы было лишь три умелых пилота: сам начальник, навигатор Д.И. Родин и зам. начальника эскадрильи лейтенант И.А. Бондарев. Остальные лётчики не имели боевого опыта. Но, видя расстановку сил и надеясь на собственных ребят, майор подал команду «с правым разворотом с комплектом высоты» начать преследовать соперника. Через пять мин., пребывав на высоте 3000 метров, несколько по команде начала атаку.

Первый «Хейнкель» сбил майор Чирва. Германские бомбардировщики не выдержали храброго натиска и, утратив боевой порядок, разбрелись по одному.

Благодаря степной местности и чистому небу, в то время, когда вся округа прекрасно просматривается на большое количество километров, за воздушным боем следили все, включая руководство 16-й ВА. Не дойдя до Камышина, соперник развернул на юго-запад, пробуя спрятаться в порванной облачности. Манёвр был не очень успешным. Сбитый старшим сержантом Гомолко Хе-111 упал на землю в районе села Таловка.

Израсходовав в последующих атаках снаряды, Борис отправился на таран. Винтом собственного самолёта (заводской номер 4690) он отрубил хвостовое оперение второму бомбардировщику, упавшему в 5-6 км северо-западнее Таловки, по окончании чего покинул неуправляемый истребитель. Немцы из протараненного самолёта также выпрыгнули, воспользовались парашютами.

Но Борису удалось раньше приземлиться, отстегнуть парашют и забрать их в плен.

Из донесения от 08.09.1942 г. за подписью майора Захарова 512 иап:

«Состояние протараненного экипажа: один разбился вместе с самолётом, второй убит ст. сержантом Гомолко, третий пленен, четвёртый — скрылся».

Но на большом растоянии скрыться германскому лётчику не удалось.

Еще одна занимательная подробность: Гвардии майор авиации А.А. Какадий в те годы старший сержант, помогавший вместе с Гомолко во второй эскадрильи, уже по окончании войны в своих мемуарах о боевом пути 283 иад запишет:

«Самолёт по окончании того, как его покинул сержант Гомолко, не разбился, а негромко и медлено спланировал в степь. По окончании посадки (эскадрильи) была безлюдной стоянка пилота Б М. Гомолко. А перед вечером видим такую картину: едет автомобиль ЗИС-5, хвостом к кабине, в его кузове, привязан самолет Як-1, а впереди машины идёт сержант Гомолко и ведет военнопленных германских лётчиков».

В штабе авиаполка немцев допросили. Фронтовой обозреватель газеты «Красная звезда» Н.Н. Денисов в книге «1418 дней фронтового обозревателя»» вспоминает:

«Мы находились но допросе одного из этих лётчиков — лейтенанта. Эскадра, в которой он служил, понесла более чем триста процентов утрат — её состав в последнии месяцы трижды обновлялся экипажами и самолётами. Из вторых пленных гитлеровцев запомнился обер-лейтенант… рыжий детина с мясистым лицом и бегающими жидкими глазами.

Он сообщил: «Мы не пологали, что русские будут так упорны».

И было чему удивляться! За 20 мин. воздушного боя из 10 вражеских бомбардировщиков два сбил Гомолко, по одному майор С.Н. Чирва и майор Д.И.

Родин, ещё один в паре сбили лейтенант Н.В. Харитонов с сержантом В.П. Вусиковым. Итого пять самолетов и пара пленных летчиков.

Отечественные истребители утрат не имели.

Тем же вечером в полк приехали представители руководства 16-й ВА. Отличившимся лётчикам вручали правительственные призы и, по воспоминаниям А. Какадия, именное огнестрельное оружие.

Старшему сержанту Б.М. Гомолко «за храбрость, стойкость, героизм и мужество», Приказом №247 от 10.09.1942 г. за подписью генерала авиации А.А Новикова присвоили дополнительное звание лейтенант. Сообщения о подвиге Гомолко показались в ряде печатных источников по всей стране, а также во фронтовой газете была напечатана баллада, обрисовывающая как

«разил смертельной строчкой юный коммунистический лётчик растерявшихся неприятелей».

Через пара дней приказом по армиям Сталинградского фронта №24/н от 13.09.1942 г. Гомолко был награжден орденом Ленина. Нужно подчернуть, что руководство дивизии и полка воображали Бориса к званию Храбреца СССР, но командующий 16-й ВА генерал П.С. Степанов напоследок написал представление к правительственной призу ордену Ленина.

Вероятнее, такое ответ разъясняется тем, что право награждать орденом Ленина входе боёв было предоставлено армейским рекомендациям, а позднее и начальникам дивизий. Для присвоения звания Героя СССР требовалось ответ Президиума ВС СССР, и до вручения приза имел возможность пройти несколько месяц, в то время как воздушная победа в небе над Алтухово и награждение Гомолко имели громадное значение для всей 16-й ВА. По словам начальника 520-го иап С.Н. Чирвы:

«Эта первая приз полка на Сталинградском фронте за первый бой подняло дух уверенности, рвения каждого подражать смелым поступкам товарища, идя но любой риск, ненавидя смерть. Это легло в базу всей отечественной боевой работы на Сталинградском фронте».

Подвиг молодого лётчика вынудил поверить в собственные силы вторых бойцов.

«Дух победителей остался в сознании каждого пилота, он на опыте осознал собственную силу. Подтвердились и слова старших начальников: «Держись боевого порядка, не отрывайся, атакуй врага дерзко, нахально и дружно». Это воля к победе, сознание собственной силы поддерживались совокупностью партийно-политической работы и начальниками всех степеней.

Полные решимостью разгромить соперника, летчики 520-го иап за первые десять дней битв под Сталинградом сбили 21 вражеский самолёт, утратив 3 собственных».

По окончании собственного первого и столь успешного боя Борис Гомолко пара дней совершил в лазарете, по всей видимости, сказались последствия тарана. На работу он заступил уже в новой должности начальника звена. Успешные боевые вылеты длились.

Из донесения лейтенанта Н.В. Харитонова:

«Самолет соперника Me-109 21.09.42г. в 9.00 в районе 5 км юго-западнее Котлубань сбит летчиками 520-го иап лейтенантами Гомолко и Харитоновым».

Спустя два дня 23 сентября в 11 часов 45 мин. недалеко от слияния рек Иловля и Дон Гомолко в группе с тремя лётчиками 512 иап в воздушном бою сбили ещё один вражеский самолёт Хе-111.

В некоторых источниках происходит путаница с датой смерти Бориса Гомолко и его однофамильца Александра Гомолко, также лётчика, погибшего 12 июля 1943 года на Курской дуге. В конечном итоге жизненный путь молодого лейтенанта оборвался под Сталинградом 24 сентября 1942 года. Делая боевое задание совместно с лётчиками 563 иап, Борис столкнулся с отрядом из двадцати германских истребителей Me-109.

В воздушном сражении Гомолко был не легко ранен, но сумел посадить собственный самолёт (заводской номер 2195) в степи в районе села Александрова К месту приземления была отправлена машина, и летчика привезли в больницу ещё живым, но спасти его не удалось. Похоронили Бориса Гомолко в Алтухово у дома, где размешалась санитарная часть. По воспоминаниям сослуживцев на похороны приезжали родители Бориса, жившие в эвакуации в Свердловске.

В этом же бою погиб сержант Седнев Петр Корнеевич. Взял ранения лётчик Родин Семён Сергеевич, самолёт его был подбит и при вынужденной посадке скапотировал. По окончании маленького лечения Родин снова вести войну, но 9 октября погиб в воздушном бою.

В 1975 году местный краевед Василий Дмитриевич Белоусов нашёл захоронения бойцов Сталинградской битвы. Белоусов переписывался и много раз виделся с лётчиками 520-го иап. Он много сделал для памяти героев и восстановления имён, ему удалось собрать неповторимые сведения, составленные из рассказов ярких ветеранов .

Отыскал он и могилу Бориса Гомолко. От хутора Алтухово к тому времени практически ничего не осталось. Поиски осложнялись и тем, что во время войны в районе базировалось пара аэропортов и более двадцати эвакогоспиталей.

По окончании раскопок останки лётчика вместе с другими бойцами были празднично перезахоронены в братской могиле у монумента погибшим советским солдатам в посёлке Октябрьский Ольховского района Волгоградской области.

Перезахоронение останков лётчика в посёлке Октябрьский Ольховского района Волгоградской области

Всего за период Сталинградской битвы 520-й иап утратил 22 лётчика; было совершено 125 воздушных битв, сбито 95 фашистских самолётов и ещё 15 стёрто с лица земли на аэропортах. За хорошее исполнение боевых заданий 520-й иап Приказом НКО СССР № 63 от 08.02.43г. был преобразован в Гвардейский и переименован в 56-й Алтуховский.

Как раз аэропорт базирования в хуторе Алтухово дал почетное наименование полку Полевой аэропорт отличался достаточно ровной взлётно-хорошим оснащением и посадочной полосой: имел укрытия для самолетов (капониры) — подковообразные земляные насыпи, предохраняющие от обстрелов и бомб соперника, сухие оборудованные землянки, и большое количество вырытых окопов, щелей и траншей. Примечательно, что во всей области для защиты лётных баз была создана совокупность из 32 фальшивых аэропортов, куда упало на порядок больше бомб, чем на аэропорты действующие.

Комполка майора С.Н. Чирву руководство наградило орденом Красного Знамени и выдвинуло на пост начальника 283-й авиадивизии. Во время Сталинградской битвы взял звание «Герой Советского Союза» лейтенант Н.В.

Харитонов, лучшими воздушными бойцами полка стали майор Д.И. Родин, ефрейтор В.Ф. Виноградов (у них было по 8 — 9 побед в воздухе), капитан А.А.

Ефремов (12 сбитых вражеских самолетов) и многие другие. А подвиг Бориса Гомолко окончательно стал примером бесстрашия и мужества, открыв череду славных побед 520-го полка, и приблизив неспециализированную Победу.

Приложение

Приказ №247 Министра Обороны СССР о храбрости и мужестве, показанных пилотом 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиаполка старшим сержантом Гомолко Б. М. в воздушном бою

№0759 10 сентября 1942 г.

8 сентября 1942 г. на высоте 2500 м несколько истребителей 520-го истребительного авиационного полка встретило 10 бомбардировщиков Хе-111.

Старший сержант Гомолко Борис Мефодьевич, совершающий собственный первый боевой полет, врезается в их строй и огнем пушки и пулемётов сбивает одного Хе-111, в последующих атаках, израсходовав целый боекомплект, отправился на таран другого бомбардировщика.

мотором и Винтом отрубает хвостовое оперение Хе-111, в следствии чего бомбардировщик неприятеля разрушается в воздухе и падает.

Старший сержант Гомолко, приземляясь на парашюте, приготовился для встречи понижающихся на парашютах фашистских летчиков, при попытке их оказать сопротивление, расстреливает одного летчика, а другого берет в плен.

Тов. Гомолко, кок подлинный сын собственной Отчизны, показал необыкновенный героизм и отвагу.

Данный смелый поступок тов Гомолко подтверждает еще раз, что кто, не жалея сил, ненавидя смерть, безусловно проявляет храбрость, стойкость, героизм и мужество, тот постоянно добивается победы над неприятелем.

Дело чести и доблести всего летного состава ВВС Красной Армии — бить фашистских воздушных пиратов, как бьет их старший сержант Гомолко.

Приказываю:

За показанное храбрость и мужество в воздушном бою с десятью бомбардировщиками Хе-111 пилоту 2-й эскадрильи 520-го истребительного авиационного полка старшему сержанту Гомолко Борису Мефодьевичу присвоить дополнительное военное звание «лейтенант», начальнику 283-й истребительной авиадивизии представить тов. Гомолко к правительственной нагроде.

Приказ прочесть всему личному составу ВВС Красной Армии.

Помощник министра обороны СССР генерал авиации НОВИКОВ

РГВА, ф. 4, оп. 11, д. 72, л. 433-434. Подлинник.

источник: Елена Коток ПОДВИГ ЛЕТЧИКА БОРИСА ГОМОЛКО Космонавтика и Авиация 09-2012

Подвиг Бориса Окрестина, лётчик пожертвовал собой

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: