«Нормандия-нёман» и другие. французские летчики в ссср

      Комментарии к записи «Нормандия-нёман» и другие. французские летчики в ссср отключены

«Нормандия-нёман» и другие. французские летчики в ссср

Александр МЕДВЕДЬ
Дмитрий ХАЗАНОВ
(Авиамастер №6/1999 под заголовком «Не только «Нормандия»)

По окончании капитуляции Франции в июне 1940 г. лучшие представители французского народа не могли согласиться с мыслью о поражении их страны. Изыскивались разные методы продолжения борьбы. Весной 1942 г. пребывавший в Лондоне Французский Национальный комитет обратился к СССР с предложением отправить на советско-человек и 30 германский фронт 30 лётчиков персонала .

Практически сразу после оккупации всей территории Франции несколько французских авиаторов предприняла многотысячекилометровое путешествие, дабы сражаться вместе c русским союзником. Генерал Де Голль заявил тогда: «Сражающаяся Франция хочет быть представленной везде, где ведется борьба с неспециализированным неприятелем».

Подписание 25 ноября 1942 г, соглашения между главой и советским командованием французской военной миссии в СССР генералом Э.Пети стало причиной созданию широко известной отдельной авиаэскадрильи «Нормандия». С декабря 1942 г. ее начали вырабатывать при 6-й запасной авиационной бригаде (заб) на аэропорте Иваново. Персональный состав эскадрильи первоначально был представлен лишь французами: 14 летчиков, 41 моторист и техник, адъютант эскадрильи, врач и старшина.

Возглавлял эскадрилью майор Тюлян, умелый 35-летний офицер, вести войну против итальянцев и немцев в Ливии. В Советском Альянсе знали, что в один раз он вынудил приземлиться прямо на пляж неприятельский транспортный самолет, в которой находится шесть итальянских генералов, улетавших из осажденного британцами Тобрука. На счету всех французских пилотов имелось 29 побед, из которых 10 одержал капитан Литольф.

На протяжении формирования эскадрилью пополнили, добавив 17 советских авиационных экспертов (по большей части — техников самолетов). Из предложенных французским летчикам нескольких типов истребителей пилоты «Нормандии» выбрали Як-1. Согласно точки зрения Литольфа, эта машина была близка по технике пилотирования к охотно видному Морану-Сольне MS-406, но владела громадным диапазоном скоростей. Боевая подготовка эскадрильи производилась в пара этапов.

Сперва французы познакомились с «Яками» на земле, изучили советское «Наставление по производству полетов», после этого совершили последовательность тренировочных полетов на самолетах УТ-2. Обучение производилось офицерами 6-й заб через переводчиков. Во второй половине декабря начались полеты на истребителях-спарках Як-7В, параллельно технический состав осваивал техническую эксплуатацию «Яков» и принимал боевые самолеты.

С 15 января по 14 марта 1943 г. летчики отрабатывали боевое использование Як-1. За время обучения эскадрилья выполнила 536 полетов, налетав в общем итоге 218 часов. В акте, что 21 марта подписали представитель и бригадный генерал Пети ВВС Красной Армии полковник С.Т.

Левандович говорилось, что «инспекторская проверка боеготовности эскадрильи Сражающейся Франции «Нормандия» (начальник — майор Тюлян) производилась на северном аэропорте г. Иваново. Эскадрилья продемонстрировала хорошую готовность по всем элементам подготовки (групповая слетанность, верховный пилотаж, воздушный бой, стрельба по конусу) и по своим моральному состоянию и боевым качествам пригодна к отправке на фронт».

Уже на следующий сутки французскую авиаэскадрилью перебросили на Западный фронт, включив в состав 1 -й воздушной армии. На маленьком аэропорте Полотняный Завод, что рядом от Калуги (приблизительно в 150 км юго-западнее Москвы), она вошла в своевременное подчинение начальника 204-й бомбардировочной авиадивизии полковника С.П.Андреева. И весной 1943 г., и в последующее время ВВС Красной Армии остро не хватало прекрасно подготовленных, умелых летчиков.

Исходя из этого командующий армии генерал С.А.Худяков был благодарен судьбе за такое пополнение: средний налет французского пилота составлял 857 часов, что приблизительно в три раза превосходило подобные показатели советских летчиков-истребителей.

Первого успеха 5 апреля 1943 г. добились лейтенант Прециози и лейтенант Дюран, стёршие с лица земли по «фоккеру» FW190. Но стычки с истребителями люфтваффе на Востоке продемонстрировали, что победы достаются недешево. Воистину несчастливым днем стало 13 апреля, в то время, когда не возвратились на аэропорт сходу три летчика: Р.Дервиль, А.Познанский и И.Бизьен.

Выявилось, что слабо освоившим русский язык французам не хорошо давалось сотрудничество с бомбардировщиками, а управление боем с возникновением вражеских истребителей практически в любое время нарушалось. Это разъяснялось тем, что при обучении летчиков французской истребительной авиации главенствовал принцип большой самостоятельности в сражении — любой сохранял надежду только на себя.

Все эти обстоятельства вынудили руководство 1 ВА передать эскадрилью «Нормандия» в своевременное подчинение 303-й истребительной авиационной дивизии (иад) генерала Г.Н. Захарова. В соединении, кроме «Яков», на вооружении имелись истребители Ла-5 (сам генерал летал на одном из них).

Вопреки обширно растиражированному потом точке зрения о «жгучей любви» французов лишь к «Якам», лавочкинские автомобили так приглянулись пилотам «Нормандии», что они обратились к командиру дивизии прося о перевооружении эскадрильи. Но, от данной идеи было нужно отказаться, потому, что, как ответил генерал Захаров, по своим боевым возможностям Як-1 и Ла-5 были приблизительно эквивалентны.

С мая 1943 г. французам временно запретили перелетать линию фронта. Дело в том, что коллаборационистское правительство Виши заочно приговорило летчиков «Нормандии» к смертной казни, и не исключалось, что немцы при пленения француза имели возможность выдать его «соотечественникам». К счастью, такая участь не постигла лейтенанта Ива Маэ, подбитого зенитной артиллерией при штурмовке неприятельского аэропорта около Спас-Деменска.

Он пребывал в лагере около Кенигсберга вместе с советскими авиаторами, в т. ч. генералом А. А. Белишевым и Храбрецом СССР капитаном Г.В.Лепехиным, пережил все тяготы плена и по окончании Победы возвратился на родину.

В июне по инициативе французской военной миссии целый технический состав эскадрильи заменили советскими авиационными экспертами, лучше освоившими технику. В том же месяце прибыла новая группа из восьми французских летчиков под руководством майора Пуйяда. А спустя пара недель началось сражение на Курской дуге, которое стало жёстким опробованием для соединений и всех частей, принявших в нем участие.

Тут, немцы поставили на карту все. что имели, а люфтваффе кинули в бой лучшие эскадры. 303-я иад и «Нормандия» приступили к активным действиям 12 июля, в первоначальный сутки советского наступления. Запрет на перепет линии фронта был снят. Ожесточенность воздушных боев увеличивалась, увеличились и утраты. За период с 14 по 17 июля «Нормандия» утратила семерых, а также Тюляна и Литольфа.

Таковой ценой она заплатила за уничтожение восемнадцати самолетов неприятеля. Новым начальником эскадрильи стал майор Пуйяд.

События смерти первого начальника «Нормандии» в советской и французской литературе не освещались, исходя из этого стоит остановиться на них подробнее.

Вот выписка из документа, направленного начальником штаба 303-й иад полковником П.Я. Аристовым в штаб 1 ВА:

«17.7.43 г. при сопровождении шестерки Ил-2 224 шад, действовавших по живой технике и силе соперника в районе Котынец, Знаменское, с боевого Задания не возвратились начальник эскадрильи «Нормандия» майор Тюлян и летчики лейтенант Беген, лейтенант Вермей.

По докладу экипажей штурмовиков и возвратившейся 18.7.43 г. ст.лейтенанта Беген установлено:

«Сопровождение штурмовиков до района Знаменское осуществлялось девяткой истребителей под руководством майора Тюлян. На рубеже Локна-Знаменское штурмовиков нападали 2 ФВ-190, с которыми вступили в бой 3 Як-9 — майор Тюлян, капитан Дефорж (верно — де Форж. — Прим. авт.) и младший лейтенант Бон. Скоро к месту боя подошли еще 6 ФВ-190 и 8 Me-109, каковые начали атаку штурмовиков справа позади.

Отечественные истребители вынуждены были покинуть штурмовиков и всей девяткой отражали атаки соперника. лейтенант Беген, пребывав в паре со лейтенантом Вермей, вел бой с четырьмя ФВ-190 и был подбит. Произвел посадку на фюзеляж в районе южнее Будоговищи и 18.7.43 г. на самолете У-2 был доставлен в собственную часть.

Майор Тюлян, капитан Дефорж и младший лейтенант Бон, ведя бой с истребителями соперника, вошли в облачность. По окончании выхода из облачности никто из летчиков (а также капитан Дефорж и мл. лейтенант Бон) майора Тюлян не видели».

Неудачи, постигшие эскадрилью, обеспокоили управление дивизии. Помимо этого, заволновалась и французская военная миссия. В Москву к ее главе генералу Пети для доклада был вызван Пуйяд. Совместно они посетили начальника Импортного управления ВВС генерала Левандовича, что выразил сожаление по поводу смерти французских летчиков.

На вопрос, чем растолковать смерть Тюляна, Пуйяд ответил: «Последнее время нам чертовски не везло. К тому же кое-какие из отечественных летчиков были самоуверенны и через чур пылки». По-видимому, основной обстоятельством случившегося были издержки тактики французских летчиков-истребителей, делавшей главный акцент на личное мастерство и отводившей второстепенную роль сотрудничеству в группе. Именно на этом выводе настаивал в еще одной «оправдательной» докладной полковник Аристов:

«На всем протяжении боевой работы эскадрильи «Нормандия» установлено, что французские летчики групповой воздушный бой вести не могут. Коллективная спаянность, поддержка и взаимная выручка в сражении отсутствуют.

Владея хорошей техникой пилотирования, в погоне за личной славой летчики стремились вести бой поодиночке, в следствии при атаке и преследовании соперника, увлекаясь мнимым успехом, забывают об осмотрительности и допускают неожиданные атаки соперника, чем и разъясняются большая часть утрат, понесенных эскадрильей «Нормандия» на советско-германском фронте.

Об этих недочётах комдив генерал авиации Захаров показывал французским летчикам, что кроме этого известно и французской миссии, но тактика группового ведения воздушного боя, коллективная сплоченность в сражении эскадрильи прививаются медлительно.»/

Но имелось и еще одно событие, о котором полковник Аристов предпочел не упоминать. Дело в том, что роковой для Тюляна и Вермея вылет «Нормандии» был в данный сутки четвертым по счету, и в каждом не обошлось без воздушных боев. Первый раз десятка французов в тот сутки поднялась в воздух в начале утра, в начале шестого, а в четвертый раз — уже в составе девятки — они взлетели спустя двенадцать часов.

В случае если учесть, что днем раньше «Нормандия» утратила троих: Литольфа, Кастелена и Бернавона, то степень моральной и физической усталости начальника эскадрильи делается очевидной.

По германским данным, атакуя вечером 16 июля истребители и советские штурмовики северо-западнее Орла, по две победы одержали капитаны Штендель (Stendel) и Лозигкайт (Losigkeit) из III/JG51. По всей видимости, один из них и сбил Тюляна. Люфтваффе лишились одного FW190A-5 (№152658), пилот которого сумел спастись с парашютом. Наровне с определенными недочётами в манере ведения воздушного боя французы владели и большими преимуществами.

Имея больший налет, в мастерстве пилотирования они заметно превосходили «среднего» советского летчика-истребителя. Французы открывали пламя с малой дистанции и били точно, тогда как для русских пилотов (и это всегда отмечали отечественные соперники) одной из характерных неточностей была преждевременная стрельба.

без сомнений, что французские летчики-истребители внесли свою лепту в обескровливание эскадр люфтваффе на северном фасе Курской дуги, но их победы непросто подтвердить германскими документами. Дело в том, что грандиозная воздушная битва бушевала с утра до позднего вечера в течение многих дней, и в ней принимали участие тысячи самолетов с обеих сторон.

Так, в сохранившемся отчете о бое с группой из 10- 12 Bf110 13 июля 1943 г. младший лейтенант Кастелен доложил, что в сражении ему сопутствовал успех: «Я выпустил по сопернику приблизительно 20 снарядов и 20 крупнокалиберных пуль и могу предположить хороший итог. Неприятельский самолет с дымом ушел в пикирование. Меня самого нападал второй Bf110, и, отражая атаку, я не имел возможности замечать падение соперника».

К тому же, подобное описание боя с группой Bf110 составил, к примеру, штаб 2-го гвардейского истребительного авиаполка 322-й иад 15-й воздушной армии — данный полк кроме этого сражался в тот сутки южнее Орла. Все же с определенной возможностью можно считать, что именно французскими летчиками 14 июля был сбит Bf-110G-2 начальника группы I/ZG1 капитана В.Германа (W.Herrmann) и днем раньше — Bf110G-2 начальника эскадры ZG1, кавалера «Рыцарского Креста» майора И.Блекшмита (J.BIechschmitt), не смотря на то, что последний на допросе в советском плену и утверждал, словно бы его подбили из противотанкового ружья.

Из-за громадных потери в последних числах Июля «Нормандию» временно вывели из боев, дали летчикам отдохнуть и вернуть психотерапевтическую устойчивость. За август и июль в эскадрилью несколькими группами прибыло новое пополнение пилотов, в следствии чего неспециализированная их численность в три раза превысила штатную.

Скоро по согласованию с французской миссией эскадрилья была переформирована в 1-й отдельный истребительный авиаполк «Нормандия» 32-самолетного состава, мало позднее переведенный на 40-самолетный штат. Параллельно с реорганизацией снова прибывшие в полк прошли переучивание на истребители Як-9.

В августе офицеры «Нормандии» взяли первые советские боевые призы: Дюпра, Дюрану и Лефевру вручили ордена Отечественной войны II степени. Тюлян и Литольф были посмертно награждены орденами Отечественной войны I степени.

Во второй половине августа французский полк приступил к боевым вылетам с аэропорта Спас-Деменск и участвовал в Смоленской операции. Летчикам поступила информация, что в Кремле Сталин принял генерала Пети и дал принципиальное согласие на развертывание авиаполка в смешанную французскую авиадивизию, предназначенную для советско-германского фронта. В ответ генерал Пети увидел, что «нигде сражающиеся французы не встречают для того чтобы хорошего отношения, как тут». Но, не обращая внимания на достигнутую договоренность, французская авиадивизия не была организована ни в 1943, ни в 1944 г.

22 сентября, незадолго до освобождения Смоленска, летчикам «Нормандии» удалось совершить весьма успешный бой. Практически сразу после полудня они перехватили группу Ju-87, прикрытую FW190, и заявили об уничтожении шести пикирующих бомбардировщиков и трех истребителей, утратив со своей стороны машину младшего лейтенанта Г.Фуко, спасшегося на парашюте. Две победы записал на собственный счет младший лейтенант Ж.Риссо.

По германским данным, атаке со стороны «Яков» подверглась несколько II/StG1, утратившая три Ju87D (зав. №№ 131247, 130882, 130767). Из шести членов экипажа, выпрыгнувших с парашютами, трое погибли. К концу октября на счету «Нормандии» было уже 72 (по французским данным — 77) сбитых самолетов соперника при 20 потерянных летчиках.

Из первой группы, прибывшей в СССР в ноябре 1942 г., сохранилось всего пятеро.

В последних числах Октября 1943 г. французская военная миссия обратилась к советскому руководству прося об отводе полка на зимние квартиры, либо в крайнем случае, на другой участок фронта куда-нибудь на юг. Пилотов «Нормандии» стращала приближавшаяся русская зима. Настроение летчиков в предвидении лютых морозов ухудшалось с каждым днем. 6 ноября, делая пожелание французов, полк был передислоцирован в Тулу и подчинен командующему ВВС МВО.

Скоро представитель ВВС Сражающейся Франции полковник де Мармье вручил отличившимся пилотам французские боевые призы, а сама «Нормандия» удостоилась ордена «Освобождение».

В декабре в часть прибыло очередное пополнение, а также пара весьма умелых летчиков. На вооружение полка поступили новые истребители Як-9Т, вооруженные 37-мм пушкой НС-37. ветераны и Новички «Нормандии» приступили к освоению этих автомобилей, причем далеко не всегда процесс протекал гладко.

Случилось пара аварий и поломок, чуть не ставших трагедиями. Далеко от фронта полковник Пуйяд легко «отпустил вожжи» и французы расслабились. Вечеринки, танцы, фильмы без шуток подорвали режим, пилоты часто «клевали носом» по окончании бурно совершённой ночи.

Вспоминая о тех временах, Франсуа де Жоффр в книге «Нормандия — Неман» писал: «Не добрый рок тяготел над нами; мы разламывали у автомобили все, что лишь возможно, от винтов да шасси». Первое время обходилось без людских жертв, но 18 марта трагедия все-таки случилась: в воздухе столкнулись «Яки» аспирантов Жуара и Бурдье. Оба пилота погибли.

Но неприятности на этом не закончились. Летчики Эмоне и Шик за два дня поломали три боевых самолета. А 21 апреля, делая «замедленную бочку» на малой высоте погиб лейтенант Фуко.

Во второй половине марта в полк «Нормандия» прибыла еще одна группа летчиков-истребителей под руководством капитана Дельфина. Она должна была составить базу второго истребительного авиаполка «Париж», что предполагалось организовать в 1944 г. Но из-за отсутствия достаточного числа пилотов формирование его было временно отложено, и все прибывшие были включены в состав -Нормандии».

По состоянию на 19 мая 1944 г, полк имел в четырех эскадрильях («Руан», «Гавр», «Кан» и «Шербур») 55 истребителей Як-9, 61 летчика-француза и 249 советских авиационных экспертов. Большинство пилотов всецело прошла курс переучивания, сдала зачеты и считалась боеготовой. 25 мая «Нормандия» перебазировалась на аэропорт Дубровка недалеко от Смоленска и снова вошла в своевременное подчинение начальника 303-й иад генерала Захарова.

Возвращение полка на фронт выяснилось омрачено смертью начальника 3-й эскадрильи капитана Лефевра, имевшего сейчас 10 побед. Из-за негерметичности бензопровода в кабине его истребителя уже на земле появился пожар, летчик получил тяжелые ожоги, от которых скончался. А 6 июня случилась еще одна катастрофа: новичок младший лейтенант Морис Шалль (это был его первый боевой вылет) по неточности сбил одного из лучших пилотов 18-го гвардейского авиаполка лейтенанта В. И.Архипова.

Шалль не легко переживал произошедшее, ожидал отправки во Францию а также трибунала, но инцидент замяли. Двадцать дней спустя Шалль, искупая вину, сбил сходу двух немцев: это были Bf109 и FW190.

Остался малоизвестным второй случай, о котором потом и французы, и отечественные летчики вспоминали с ухмылкой. 2 июля два самолета Ил-2 из 117-го окрап (полка корректировщиков) создавали фотосъемку собственных аэропортов с целью контроля эффективности мер маскировки. Над площадкой Литивля летчик-наблюдатель лейтенант Галыгин нашёл приближение двух малоизвестных самолетов и сказал о них летчику лейтенанту Алемасову.

Тот, не мешкая, свалил корректировщик в крутую спираль, причем сделал это так быстро, что Галыгина «мотануло» в кабине, и у него оборвался шнур самолетного переговорного устройства. Не имея связи с пилотом, лейтенант сделал вывод, что тот убит огнем вражеских истребителей и срочно выбросился с парашютом.

Каково же было его удивление, в то время, когда «сбитый» Ил-2 выровнялся на малой высоте и ушел в сторону собственного аэропорта, Совершённым расследованием было обнаружено, что и наземные наблюдатели некое время думали, что «горбатый» сбит, исходя из этого Галыгин не взял никакого взыскания. Не имел возможности он заметить и опознавательные символы приближавшихся истребителей (это были «нормандцы»), так как их трехцветные коки на громадном расстоянии, в особенности при виде спереди, разглядеть фактически нереально.

Летом 1944 г. воздушные битвы над Белоруссией стали ожесточенными. Французским летчикам довелось принимать участие в одной из наибольших наступательных операций Красной Армии, взявшей наименование «Багратион». 26 июня на исходе дня «Нормандия» с комполка во главе нанесла массированный удар по большому германскому аэропорту у города Борисов.

37 истребителей Як-9 не только проштурмовали стоянки, но и стёрли с лица земли в воздухе шесть FW190. Всего за данный сутки полк произвел 72 самолето-вылета и сбил 8 вражеских самолетов ценой смерти аспиранта Ж.Гастона, двух потерянных и двух поврежденных «Яков». Советское руководство отмечало самоотверженные действия французских летчиков, закрывавших наступающие войска СССР.

С выходом передовых частей к Неману, штурмовикам и немецким бомбардировщикам часто получалось наносить безнаказанные удары, пользуясь удаленностью отечественных аэропортов. Но 30 июля они встретили решительный отпор: в первой же атаке младший лейтенант М.Шалль сбил одного Ju-87 из девятки, подготовившейся разбомбить переправу. Немцы не остались в долгу, сосредоточенным огнем нескольких стрелков был подбит ведомый «Як» младшего лейтенанта Бейссада, что утратил скорость и провалился сквозь землю в тучах.

Оставшись один, Шалль продолжал упорно нападать и, возвратившись, рассказал об уничтожении трех «юнкерсов» в районе Сувалков. Штаб 303-й над высоко оценил заслуги Шалля в срыве прицельного бомбометания и отметил мастерство пилота, в самолете которого по окончании боя не на жизнь а насмерть нашли всего две пулевых пробоины. Но, не имея подтверждений, руководство «Нормандии» не засчитало Шаллю победы.

Лишь по окончании войны, в то время, когда возвратился из плена Бейссад и стали дешёвыми трофейные документы, стало известно, что в том бою I/SG1 вправду утратила один «юнкерс».

Все осень и лето полк «Нормандия» принимал участие в активных военных действиях, надежно закрывая войска 3-го Белорусского фронта от ударов с воздуха. В сентябре — октябре он неспешно перевооружился на самолеты Як-3, по праву считавшиеся, наровне с Як-9У и Ла-7, лучшими советскими истребителями периода войны. В первый раз опробовать их в сражении довелось звену лейтенанта де Ля Пуапа, которое 14 октября вылетело для блокирования аэропорта Иукштейн.

Немцы взяли предупреждение от своих постов ВНОС, и над целью четверку де Ля Пуапа встретили четыре Bf109G и столько же FW190 Не обращая внимания на численное превосходство, бой закончился в пользу французов: скоро на земле догорали «мессер» и «Фокке-Вульф». Пилоты «Нормандии» возвратились без утрат.

Но самым успешным днем в истории полка стало 16 октября 1944 г. Менее чем за день 23 французских летчика без единой утраты со своей стороны сумели стереть с лица земли 29 (в Официальном отчете полка значатся 30 сбитых и 3 подбитых, но эти потом уточнялись) вражеских самолетов! Еще 21 неприятельский самолет сбили другие полки 303-й иад.

В советских документах подчеркивалось, что сейчас французские летчики строго выполняли боевой порядок шестёрок и четвёрок, освоили тактику группового воздушного боя. Со своей стороны, французы восхищались отличными качествами истребителей Як-3 при ведении боя на малых высотах.

Чемпионом в тот сутки был де Ля Пуап, сбивший троих (Ju87 лично, два FW190 вдвоем с Марки и еще один Ju87 в группе с Альбером, Соважем, Марки и Табюрэ), мало отстали Дельфино, Альбер, Кюффо и Карбон с двумя победами любой. Разбирая удачно совершённые воздушные битвы. пилоты шутили, что на это раз им чертовски везло. Начальник штаба эскадрильи майор Вдовин (он был старшим главой для советского персонала «Нормандии», вел всю переписку на русском) докладывал в штаб дивизии:

«Полк в течение дня 16.10 44 г. имел задачу; ярким сопровождением обеспечить боевые действия бомбардировщиков Пе-2 и «Бостон» 6 гв. бад, создавать вылеты на прикрытие поля боя по вызову комдива. Задача выполнена. Произведено 110 боевых самолето-вылетов, из них на сопровождение бомбардировщиков — 59 самолето-вылетов, напет 29 час 15 мин, на прикрытие поля боя — 51 самолето-вылет, налет 27 час. 15 мин.

Совершено 10 воздушных боев, из-за которых сбито 9 Me-109, 16 ФВ-190 и 5 Ю-87. Подбито 1 Ме-109 и 2 ФВ-190… Полк утрат не имел. Комполка полковник Пуяд1 произвел 2 боевых самолето-вылета, лично сбил 1 ФВ-190… Израсходовано снарядов: снарядов пушки ШВАК — 2000 шт., патронов БС — 2450 шт…».

На следующий сутки успех снова улыбнулась французам: немцы утратили 12 (по отчету полка- 16) самолетов, а «Нормандия» — всего один, причем летчик Эмоне спасся на парашюте. Считалось, что в данный сутки четыре неприятельские автомобили стёр с лица земли капитан Кюффо, установивший безотносительный рекорд полка (действительно, позднее взяла подтверждение лишь одна победа).

Скоро французские летчики смогли снова показать прекрасное мастерство: 20 октября они рассказали об 11 сбитых, 22 октября — о 12 стёртых с лица земли FW190 и одном Bf109, а 23 октября сожгли 8 FW190 и еще один Bf109. В приказе Главнокому полк «Нормандия» отмечался среди лучших авиачастей. В частности, в том месте указывалась, что за семь дней октябрьских боев французы стёрли с лица земли более 100 вражеских самолетов.

27 октября был опубликован Указ Президиума ВС СССР о награждении орденами 25 самый отличившихся офицеров попка, среди них и его начальника полковника Пуйяда. На следующий сутки Пуйяд сдал руководство майору Дельфино и уехал в Москву а оттуда возвратился во Францию.

В ноябре случилось еще пара серьёзных событий в жизни «Нормандии». В частности, 28 октября в полку в соответствии с существовавшей в советских вооруженных силах традицией было присвоено второе собственное наименование «Неманский». В печати и во французских документах того времени стало широко распространено сокращение «Нормандия-Нёман». В тот же сутки два французских пилота — Марсель Ролан и Альбер де Ля Пуап — стали Храбрецами СССР.

А в первых числах Декабря прибывший в СССР генерал де Голль вручил летчикам, штабным офицерам, техникам и инженерам полка французские армейские ордена Почетного легиона.

В соответствии с ранее заключенным соглашением по окончании года нахождения на советско-германском фронте французские пилоты приобретали право на долгий отпуск. Четырнадцать ветеранов полка, а также Альбер и де Ля Пуап воспользовались этим правом и уехали. Затем в «Нормандии — Неман» вместо четырех эскадрилий организовали три, но полной штатной численности. С 18 декабря полк снова приступил к военным действиям.

Оставшиеся в части пилоты не уступали в мастерстве уехавшим. Так, 30 декабря в районе Тракенен пара Марки — Ирибарн напала на четверку FW190 и сумела стереть с лица земли два вражеских самолёта.

Всего за восемь месяцев активных боев в 1944 г. французские летчики совершили 2384 боевых вылета, совершили 79 воздушных боев, в которых сбили 126 (по уточненным французским данным — 124) вражеских автомобилей. Личные утраты за данный период составили 15 летчиков и 20 «Яков». По состоянию на 13 января 1945 г. в полку имелось 42 Як-3 (6 неисправных) и 3 Як-9 (1 неисправный).

13 января 1945 г. началось новое наступление 3-го Белорусского фронта, с которым взаимодействовала 1-я воздушная армия. Из-за нелетной погоды в данный сутки пилоты «Нормандии» не поднимались в атмосферу, но следующий был одним из успешных: французам удалось сбить 8 и подбить 3 вражеских самолета. Младший лейтенант Мартин сумел в двух вылетах в районе Тракенен-Гумбиннен-Инстербург стереть с лица земли 3 Bf109 и один FW190. А 16 января немцы утратили 18 FW190 и еще один Bf109.

Возможно, столкновения происходили в основном со штурмовиками из эскадры SG3, каковые несли бомбы на внешней подвеске и были скованы в маневре (из трофейных документов как мы знаем, что 16 января эскадра лишилась пяти автомобилей).

От пилотов «Нормандии» по настойчивости и мастерству не отставали советские техники, иногда совершавшие настоящие чудеса. Так, 17 января на аэропорте Допинен приземлился чудовищно искалеченный Як-3 начальника эскадрильи капитана Рене Шалля. Шестой лично сбитый «фоккер» дорого обошелся Шаллю: в его машину попало как минимум несколько пушечных снарядов. Вся прозрачная часть фонаря, включая козырек, была снесена.

В районе кабины в борту фюзеляжа зияла огромная пробоина, в которую имел возможность протиснуться человек, еще две приблизительно такие же дыры «просвечивали» в крыле. Не легко раненый пилот чудесным образом привел и посадил машину, которая, казалось, не подлежала восстановлению. Но три советских механика из ПАРМ-1 (ефрейтор Юзефович, старшие сержанты Муравьев и Смирнов) в течении 24 часов всецело починили избитый «Як».

В поле заварили рамы и фермы фюзеляжа, вернули фонарь кабины и залатали крыло (наряду с этим было нужно всецело заменить пара нервюр). Инженер полка капитан Агавельян лишь руками развел от удивления.

В первых числах Февраля 1945 г. в районе Пиллау — Эйлау «Нормандия — Неман» сошлась в смертельной схватке с только умелыми и страшными соперниками из истребительной эскадры JG54 «Зеленое сердце». Погибли младшие лейтенанты Р.Пенверн и Р. Ирибарн. еще два пилота были тяжело ранены. Важные утраты понесли кроме этого другие полки 303-й иад. В «Нормандии» осталось всего 24 летчика, исходя из этого было нужно расформировать еще одну эскадрилью.

Тем временем, на основании директивы Генштаба Красной Армии началось формирование долгожданной 1-й французской смешанной авиадивизии. Кроме «Нормандии-Неман», в ее состав планировалось ввести 2-й бомбардировочный авиаполк «Бретань» на самолетах Пе-2 и 3-й истребительный авиаполк «Париж» на самолетах Як-3. «Бретань» в марте 1945 г. была укомплектована французскими экипажами и советским инженерно-техническим составом, взяла она и технику: 31 Пе-2 и 3 УПе-2.

Полк базировался на аэропорте Клоково в Столичном армейском округе. Переучивание умелых французских летчиков без шуток тормозилось из-за незнания ими русского. Инструкторам из 9-го запасного авиаполка приходилось непросто.

И все же к концу апреля практически добрая половина экипажей «Бретани» смогла вылететь самостоятельно.

«Париж» кроме этого опоздал закончить подготовку к моменту окончания войны в Европе. Ему не хватило всего пары месяцев, а в следствии истребительный полк «Нормандия-Нёман» так и остался единственной французской авиачастью, принявшей участие в битвах на советско-германском фронте. За период с 12 января по 2 мая 1945 г. пилоты «Нормандии» совершили 1300 боевых вылетов. Неспециализированный счет полка вырос на 67 (французы вычисляют — на 72) сбитых вражеских автомобилей, а личные утраты возросли на 10 летчиков.

Увидим, что на последней стадии боев сложили головы такие умелые лётчики, как Морис Шалль (10 побед) и Жорж Анри (5 побед). Как раз Анри записал на боевой счет «Нормандии» последнюю, 268-ю победу (согласно данным французов — 273-ю). 30 марта 1945 г. командующий 1-й ВА генерал авиации Т.Т. Хрюкин в присутствии генералов Пети и Левандовича вручил майору Дельфино орден Красного Знамени, которым полк был награжден за зимние битвы.

Окончательное наименование французской авиачасти в советских официальных документах начало звучать так: 1-й отдельный истребительный летный Краснознаменный Неманский полк «Нормандия».

В последней оценке, которую дал штаб 1 -й воздушной армии работе французских авиаторов на советско-германском фронте, отмечалось, что половину из всех боевых вылетов французы сделали на прикрытие поля боя, 18,6% — на свободную охоту, 17,2% — на прикрытие бомбардировщиков, а 7,6% — на перехват самолетов соперника. С особенным жаждой французские летчики делали полеты на свободную охоту. Глубина проникновения в германский тыл иногда достигала 120 км, наряду с этим за каждой парой «охотников» на относительно продолжительное время закреплялся определенный сектор воздушного пространства.

9 мая 1945 г. французские летчики праздновали не только сутки победы, но и возвращение из плена аспиранта П.Блетона, сбитого над Пиллау еще 20 февраля, Блетон поведал, что немцы организовали маленькую встречу с пилотом, что поджег его «Як» им был узнаваемый ас И.Брендель (J.Brendel, 189 побед к концу войны), начальник группы III/JG51 «Мёльдерс». После этого француза послали в лагерь пленных, откуда его высвободили британские армии.

Практически сразу после капитуляции Германии пилоты «Нормандии» были позваны в Москву, где им вручили советские призы. Еще два летчика стали Храбрецами СССР. Младший лейтенант Жак Андре взял орден Ленина и Золотую Звезду из рук командующего ВВС главного маршала авиации А.А.Новикова.

В представлении указывалось, что «на все 16 лично сбитых самолетов имеются подтверждения», и что 15 из них были типа FW190. Как пример особенно умелых действий Андре приводился эпизод, относившийся к 16 января 1945 г. В то утро в следствии неожиданной атаки четверки Як-3 немцы утратили 4 FW190 сбитыми и еще две автомобили поврежденными из группы неспециализированной численностью 30 самолетов. Одну из побед одержал Андре. Практически сразу после полудня шестерка Як-3 майора Дельфино, закрывая поле боя, отразила удар 12 FW190.

В ожесточенной свалке Андре сбил еще одного «фоккера».

В представлении М.Лефевра к званию Храбреца СССР (посмертно) генерал Захаров подчернул, что Марсель «был хорошим бесстрашным летчиком, подлинным неприятелем германского нацизма… [Лефевр] волевой начальник, искусный пилот, преданный товарищ и умелый учитель. Он обожал и ува

Тульскую область посетили потомки летчиков, воевавших в эскадрилье «Нормандия Неман»

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: