Литвяк лидия владимировна

      Комментарии к записи Литвяк лидия владимировна отключены

Литвяк лидия владимировна

Лидия Литвяк, самая результативная дама — истребитель Второй мировой, по воспоминаниям сослуживцев, была примером обаяния и женственности. Низкая белокурая женщина весьма сдержанно относилась к словам однополчан и восторженным взглядам и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с нацизмом, и этому она отдавала все собственные силы.

Появилась Лилия Литвяк 18 августа 1921 года в Москве. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 — выполнила первый независимый полёт. После этого обучалась на направлениях геологов, принимала участие в экспедиции на Конечный Север.

По окончании окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу ВОВ она успела «поставить на крыло» 45 курсантов — будущих воздушных бойцов.

С самого начала войны Литвяк пробовала попасть на фронт. А в то время, когда определила о том, что узнаваемая лётчица Герой Советского Союза Марина Раскова приступила к формированию женских авиаполков, скоро добилась собственного. Схитрив, ей удалось приписать к имевшемуся налёту 100 часов и взять назначение в авиагруппу Марины Расковой.

Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:

«В октябре 1941 года, в то время, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, на протяжении построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все заметили, что она отрезала верха собственных меховых унтов, дабы сделать актуальный воротник для лётного костюма. Отечественный начальник Марина Раскова задала вопрос, в то время, когда она это сделала, и Лиля ответила: «Ночью…»

Раскова заявила, что следующей ночью Лиля, вместо того дабы дремать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она вправду всю ночь занималась обратной перешивкой меха.

Это первенствовал раз, в то время, когда другие дамы обратили внимание на Лилю, потому, что раньше никто кроме того не подмечал эту низкую, миниатюрную девушку. В собственные 20 лет она была такая худенькая, красивая и весьма похожая на популярную в те годы актрису Серову. Необычное дело: шла война, а эта маленькая женщина с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке…»

Собственные первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, закрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на сопровождение и патрулирование транспортных самолётов с ответственными грузами.

10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за маленький период времени совершила 10 боевых вылетов.

13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла собственный боевой счёт. Сперва сбила бомбардировщик Ju-88, после этого выручая собственную подругу Раю Беляеву, у которой кончились снаряды, заняла её место и по окончании упорного поединка подбила Ме-109.

В последних числах Сентября она добилась перевода в составе группы девушек — лётчиц в 437-й истребительный авиаполк, защищавший небо Сталинграда.

Женское истребительное звено просуществовало недолго. Его начальник, лейтенант Р. Беляева, скоро была сбита и по окончании вынужденного прыжка с парашютом продолжительно лечилась. За ней выбыла из строя по заболеванию М. Кузнецова. В полку остались лишь 2 лётчицы: Л. Литвяк и Е. Буданова.

Как раз они достигли наивысших результатов в битвах. Скоро Лидия сбила ещё один «Юнкерс».

С 10 октября женская пара пребывала в своевременном подчинении 9-го Гвардейского истребительного авиаполка. Уже 3 сбитых германских самолёта, из них один — лично имела она, в то время, когда пришла в полк советских асов. Недолгое, но заметное нахождение в полку Лили Литвяк, её техника Инны Паспортниковой и Кати Будановой на долгое время остались в памяти Гвардейцев.

В те дни главной задачей девушек было прикрытие стратегически ответственного прифронтового центра (города Житвур), сопровождение транспортных самолётов. Литвяк выполнила 58 таких боевых вылетов.

За хорошее исполнение заданий руководства Лидия была зачислена в группу «свободных охотников» за самолётами соперника. Прибыв на передовой аэропорт, она выполнила 5 боевых вылетов и совершила 5 воздушных битв. Школа 9-го Гвардейского ИАП закалила отважных лётчиц и повысила их боевое мастерство.

Новыми боевыми победами была увенчана их слава и по окончании перевода 8 января 1943 года в 296-й истребительный летный полк. К февралю Литвяк выполнила 16 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков, прикрытие войск и разведку противника отечественных наземных армий.

5 февраля 1943 года руководством 296-го ИАП сержант Л.В. Литвяк была представлена к первой награде — ордену Красной Звезды.

11 февраля 1943 года комполка полковник Н.И. Баранов повёл четвёрку истребителей в бой. И опять, как в сентябре 1942 года, Лида одержала двойную победу: сбила лично бомбардировщик Ju-88 и в группе — истребитель FW-190.

В одном из битв её «Як» был подбит и Лидия совершила вынужденную посадку на вражеской территории. Выскочив из кабины она, отстреливаясь, ринулась бежать от приближающихся к ней германских воинов.

Но расстояние между ними скоро уменьшалось. Вот уже последний патрон остался в стволе… И внезапно над головами соперника пронесся отечественный штурмовик. Поливая германских воинов огнём, он вынудил их ринуться на землю. После этого, выпустив шасси, спланировал рядом с Лидой и остановился.

Не вылезая из самолёта, лётчик отчаянно замахал руками. Женщина ринулась навстречу, втиснулась пилоту на колени, самолёт отправился на взлёт и скоро Лида была в полку…

23 февраля 1943 года Литвяк вручили новую боевую приз — орден Красной Звезды. Чуть раньше, 22 декабря 1942 года, она была награждена медалью «За оборону Сталинграда».

Весной ситуация в воздухе ещё более осложнилась. 22 апреля в небе Ростова принимала участие в перехвате группы из 12 Ju-88 и одного из них сбила. Подошедшая на помощь «Юнкерсам» шестёрка Ме-109 с ходу отправилась в наступление. Лидия увидела их первая и, дабы сорвать неожиданный удар, одна поднялась на их пути. 15 мин. крутилась смертельная карусель.

С трудом лётчица, взявшая ранение в ногу, привела искалеченный «Як» к себе. Доложив, что задание выполнено, она утратила сознание…

По окончании маленького лечения в военного госпиталь, она отправилась в Москву, дав расписку, что в течение месяца будет долечиваться дома. Но уже спустя семь дней Лидия возвратилась в полк.

5 мая, ещё не совсем окрепнув, Литвяк вылетела на сопровождение группы бомбардировщиков Пе-2 в район Сталино. В районе цели отечественная несколько была атакована истребителями соперника. В завязавшемся бою, Лидия нападала и сбила истребитель Ме-109.

В апреле 1943 года очень популярный издание «Огонёк» поместил на первой странице (обложке) фото боевых подруг — Лидии Литвяк и Екатерины Будановой и маленькое пояснение: «12 самолётов соперника сбили эти отважные девушки».

В последних числах Мая на участке фронта, где действовал полк, немцы действенно применяли аэростат — корректировщик. Неоднократные попытки сбить эту «колбасу», закрываемую сильным истребителями и зенитным огнём, ни к чему не привели.

Лидия эту задачу решила. 31 мая, встав в атмосферу, она прошла на протяжении линии фронта в сторону, после этого углубилась в тыл соперника и на аэростат зашла уже из глубины вражеской территории, со стороны солнца. Скоротечная атака продолжалась менее одной 60 секунд!… За эту блестящую победу младший лейтенант Литвяк взяла признательность от Командующего 44-й армией.

К тому времени имя Лидии Литвяк уже прекрасно знали не только в 8-й Воздушной армии. Руководство допустило Лиду к полетам на «свободную охоту». На капоте собственного «Яка» Литвяк нарисовала броскую, издали заметную, белую лилию.

16 июля 1943 года, сопровождая группу Ил-2 к линии фронта, шестёрка отечественных «Яков» завязала бой с соперником. 30 «Мессеров» и 6 «юнкерсов» пробовали нанести удар по нашим войскам, но их план был сорван. В этом бою Литвяк сбила лично один вражеский бомбардировщик Ju-88 и подбила истребитель Ме-109. Но был подбит и её самолёт. Преследуемая соперником до самой почвы, она сумела посадить собственный «Як» на фюзеляж. Замечавшие за боем пехотинцы прикрыли огнём её приземление.

Они были восхищены, выяснив, что бесстрашным лётчиком была женщина. Несмотря на лёгкие осколочные ранения в плечо и ногу, на требование ехать лечиться ответила окончательным отказом.

20 июля 1943 года руководством 73-го Гвардейского Сталинградского истребительного авиационного полка начальник звена Гвардии младший лейтенант Л.В. Литвяк была представлена к ордену Красного Знамени. К тому времени, в соответствии с наградного документа, она выполнила более 140 боевых вылетов, сбила лично 5 и в составе группы 4 самолёта соперника, и 1 аэростат наблюдения.

1 августа 1943 года начальник звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии младший лейтенант Л.В. Литвяк не возвратилась с боевого задания.

В соответствии с последнего наградного документа от 8 августа 1943 года, Лидия Литвяк совершила 150 боевых вылетов. В воздушных битвах сбила лично 6 самолётов соперника (1 Ju-87, 3 Ju-88, 2 Ме-109) и 1 аэростат — корректировщик, в составе группы сбила ещё 6 самолётов и 2 подбила. [М.Ю. Быков в собственных изучениях показывает на 4 индивидуальные и 3 групповые победы.]

Отважная лётчица награждена орденами: Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды.

Характеризуя её как воздушного бойца, бывший начальник 273-го ИАП, с которым Лиде было нужно некое время сражаться, Борис Ерёмин вспоминал:

«Это была прирождённая лётчица. Она владела особенным талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осмотрительна. Она умела видеть воздушное пространство».

В тот роковой сутки она совершила 3 боевых вылета. В одном из них в паре с ведомым сбила Ме-109. В 4-м вылете группа из 9 «Яков», вступив в бой с 30 бомбардировщиками Ju-88 и 12 истребителями Ме-109, завязала смертельную круговерть. И вот уже горит сбитый кем-то «Юнкерс», после этого разваливается на куски «Мессер». Выходя из очередного пике, Лидия заметила, что соперник уходит. Собралась и отечественная несколько.

Прижавшись к верхнему краю туч, лётчики полетели к себе.

Як-1Б Л. В. Литвяк — её последняя машина. 73-й Гвардейский ИАП, лето 1943 года.

Неожиданно из белой пелены выскочил «Мессер» и, перед тем как нырнуть обратно в тучи, успел дать очередь по ведущему 3-й пары с бортовым номером «23». Лидин «Як» как бы провалился, но у почвы лётчица, по всей видимости, пробовала выровнять его… По крайней мере, так говорил товарищам ведомый Лидии в этом бою — Александр Евдокимов. Это родило надежду, что Лида осталась жива.

Были безотлагательно организованы её поиски. Но ни лётчицы, ни её самолёта отыскать не удалось. По окончании смерти в одном из битв сержанта Евдокимова, что только один знал в каком как раз районе упал Лидин «Як», официальный поиск прекратили.

Как раз тогда, лётчица Лидия Владимировна Литвяк посмертно была представлена руководством полка к званию Храбреца СССР. Фронтовая газета «Красное Знамя» от 7 марта 1944 года писала о ней как о бесстрашном соколе, лётчице, которую знали все солдаты 1-го Украинского фронта.

Скоро с вражеской территории возвратился один из сбитых ранее лётчиков. Он доложил, что, по словам местных обитателей, на дорогу около села Мариновка сел отечественный истребитель. Лётчиком была женщина — белокурая, маленького роста. К самолёту подошла машина с германскими офицерами, и женщина уехала с ними…

Вот что пишет в своих мемуарах лётчик — истребитель Дмитрий Пантелеевичй Панов:

Л.В.Литвяк

«Дамы — авиаторы были настоящим варварством. Кроме того, что на аэропортах, как мы знаем — открытых пространствах, даме не так-то легко сходить по малой либо громадной потребности, что лётчики — мужчины решают довольно легко. Тем более не предусмотрено никаких удобств в самолётах. Для пилотесс кроме того сшили костюмы особого покроя с отстегивающейся нижней частью.

А уж месячные циклы, на протяжении которых даму и близко не следует подпускать к самолёту, отечественных отцов — начальников, по большому счету не интересовали. Такова была настоящая практика участия дам в лётном ремесле в мирное время.

Не лучше было и на войне. Хлебнули мы горя, например, с Лилей Литвяк, которую необходимо было в обязательном порядке сделать героиней и не дай всевышний не разрешить «Мессерам» её слопать. Не просто было этого добиться, в случае если Лиля, если судить по её маневрам в воздухе, частенько не хорошо воображала, куда и для чего летит.

Кончилось тем, что Лилю сбили недалеко от Донецка и она выпрыгнула с парашютом. Отечественные лётчики, появлявшиеся в плену вместе с Лилей, говорили, что видели её разъезжающей по городу в автомобиле с германскими офицерами…»

Большая часть авиаторов слуху не поверили и продолжали попытки узнать судьбу Лидии. Но тень подозрений уже стала женой пределы полка и достигла вышестоящих штабов. Руководство, осторожничав «», не утвердило представление Литвяк к званию Храбреца СССР, ограничившись орденом Отечественной войны 1-й степени.

Как-то в момент откровения Лидия сообщила механику самолёта, собственной подруге: «Больше всего я опасаюсь пропасть без вести. Всё, что угодно, лишь не это». Для для того чтобы тревоги имелись веские основания.

Папа Лиды был арестован и расстрелян как «враг народа» во второй половине 30-ых годов XX века. Женщина замечательно осознавала, что означает ей, дочери репрессированного, пропасть без вести. Никто и нет ничего, что спасет её честного имени.

Будущее сыграла с ней злую шутку, уготовив как раз такую участь. Но Лидию искали, искали продолжительно и настойчиво. Ещё летом 1946 года начальник 73-го Гвардейского ИАП Иван Запрягаев отправил в район Мариновки на машине пара человек для поисков её следа.

К сожалению, однополчане Литвяк опоздали практически на пара дней. Обломки Лидиного «Яка» уже были стёрты с лица земли…

Во второй половине 60-ых годов XX века газета «Комсомольская Правда» предприняла попытку вернуть честное имя лётчицы. В первой половине 70-ых годов двадцатого века в поиск включились юные следопыты школы № 1 города Красный Луч. Летом 1979 года их поиски увенчались успехом!

Находясь недалеко от хутора Кожевня, парни определили что летом 1943 года на его окраине упал коммунистический истребитель. Пилотом, раненым в голову, была дама. Она похоронена в селе Дмитриевка Шахтерского района, в братской могиле.

Это была Лида, что подтвердилось ходом предстоящих расследований.

В июле 1988 года имя Лидии Владимировны Литвяк было увековечено в месте её захоронения, а ветераны полка, в котором она сражалась, возобновили ходатайство о краже ей звания Героя СССР посмертно. И справедливость восторжествовала — спустя практически полвека, Указом Президента СССР от 5 мая 1990 года это звание было ей присвоено! медаль и №460056 Орден Ленина «Золотая Звезда» №11616 были переданы на хранение родственникам погибшей Героини.

В Москве на доме №14 по улице Новослободской, в котором жила Героиня и откуда она ушла на фронт, установлена мемориальная доска. Мемориальная плита установлена и на месте захоронения, в селе Дмитриевка Снежнянского района Донецкой области.

Перечень побед Лидии Литвяк1

Всего сбитых самолётов: 5+3; 1 аэростат
Дата Самолёт соперника Место воздушного боя Примечания
13 сентября 1942 г. Юнкерс Ju-88 западнее Гумрак в группе 1/4
27 сентября 1942 г. Юнкерс Ju-88 Сталинград (СТЗ)
27 сентября 1942 г. Мессершмитт Ме-109 Сталинград (СТЗ) в паре 1/2
11 февраля 1943 г. Мессершмитт Ме-109 Радостный
22 марта 1943 г. Юнкерс Ju-88 Чалтырь-Синявка
5 мая 1943 г. Мессершмитт Ме-109 южнее Сталино2
31 мая 1943 г. аэростат Кондаковка
19 июля 1943 г. Мессершмитт Ме-109 Первомайское
31 июля 1943 г. Мессершмитт Ме-109 западнее Петровского в группе 1/3

Примечания:

  1. Перечень воздушных побед Лидии Литвяк на протяжении войны приводится по изданию «Все асы Сталина 1936-1953 гг. / Михаил Быков. — М. : Яуза-пресс, 2014«. [?]
  2. Эта победа упоминается в наградных материалах. В своевременных документах упоминания об данной победе нет. [?]

70 лет Победе: Литвяк Лидия Владимировна

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Небесная диана. лидия литвяк

    Стояла жёсткая зима. В окна вагона встречный ветер бросал пригоршнями колючие снежинки, мимо проносились заснеженные поля, одетые в серебристый иней…

  • Шулайкина лидия ивановна

    В середине ноября 1944 года войска 8-й армии вели наступательную операцию в Прибалтике. 18 ноября, выбив соперника с первой оборонительной полосы,…

  • Кожедуб иван никитович

    Иван Никитович Кожедуб Иван Никитович Кожедуб появился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, сейчас Шосткинского района Сумской области, в семье…

  • Буданова екатерина васильевна

    Вторая по результативности дама — истребитель Второй мировой, вести войну вместе с Лидией Литвяк и была её ближайшей подругой. Принимала участие в битвах…

  • Де ля пуап ролан (de la poype roland)

    Ролан де ля Пуап Появился 28 июля 1920 года в Прадо (Выпиваю — де — Дом). 15 августа 1939 года вступил в ВВС, пилотское свидетельство взял 15 марта 1940…

  • Летающие крепости по-итальянски. рiaggio р.108 – несбывшаяся надежда муссолини.

    В статье, посвящённой Рiaggio Р.133, я всегда упоминал данный самолёт – единственный дальний бомбардировщик Италии. Вот решил выложить статью и о нём….