Двухместный штурмовик ил-2.

      Комментарии к записи Двухместный штурмовик ил-2. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1942 г.Двухместный штурмовик ил-2.

Еще не смолкла канонада столичной битвы, а в штурмовых авиаполках Красной Армии начался процесс осмысления первого опыта боевого применения штурмовиков Ил-2. В полках шел творческий поиск самые эффективных тактических приемов нанесения ударов по наземным целям, защиты от истребительной авиации соперника, и улучшения боевых качеств Ил-2.

В последних числах Декабря 1941 года на 1-й Военно-технической конференции в Куйбышеве было высказано предложение о необходимости перехода к действиям штурмовиков Ил-2 со средних высот с пикирования (25-30°) из боевого порядка «круг самолетов». В этом случае значительно облегчался поиск малоразмерных и подвижных целей на поле боя, улучшались условия прицеливания, увеличивалась бомбометания и точность стрельбы.

Но это предложение для большей части летного состава боевых частей осталось фактически незамеченным. Через чур очень сильно верили летчики-штурмовики в бреющий полет, как единственное средство спасения от истребителей люфтваффе — главного соперника Ил-2 в это время.

Ввиду громадных потери штурмовиков от истребителей люфтваффе летный состав предлагал «…сделать самолеты Ил-2 двухместными, посадить стрелка, вооружив его пулеметом калибра 12,7 мм, для защиты задней полусферы самолета. Наряду с этим самолет Ил-2 станет неуязвимым и не потребует сопровождения истребителями, каковые весьма дорого обходится нам на войне…»

На предложение армейских летчиков об установке на Ил-2 второй кабины для стрелка-радиста Основной конструктор самолета С.В.Ильюшин отреагировал очень необычно. 12 февраля 1942 года С.В.Ильюшин направил Наркому авиапромышленности А.И.Шахурину письмо № 186 (копия письма была направлена Лешукову), в котором указывалось, что: «.. .3)…Скорость с-та Ил-2 на сегодня в полной мере достаточная, об этом свидетельствует отсутствие утрат от воздушного соперника. …5) В отношении повышения экипажа самолета Ил-2 до 2-х человек, в особенности для самолета с мотором АМ-38, вычисляем нецелесообразным и ненужным, поскольку при посещении частей видно, что утрат от воздушного соперника Ил-2 не имеет. Целесообразно на 9 штук самолетов производить один двухместный самолет с мотором М-82, что будет делать роль фаворита девятки… » Можно только предпологать, в каких штурмовых авиачастях ВВС КА отсутствовали сейчас утраты от атак германских истребителей.

Вопрос о защите Ил-2 со стороны хвоста был в первый раз поставлен в письме секретаря Воронежского областного комитета ВКП(б) В.Никитина на имя наркома авиапромышленности А.И.Шахурина № 747 от 10.07.1942 г. : «Начальники, летчики авиаполка Ил-2, возвратившиеся пару дней назад в Воронеж с фронта, — писал Никитин, — информируют, что неприятель использует технику боя с самолетами Ил-2 методом поражения их позади в хвостовое оперение, сверху по мотору, а также в голову летчика. Комсостав вследствие этого считает необходимым: 1) в конце фюзеляжа под хвостовым оперением установить огневую точку; 2) установить хотя бы 4-мм броню над головой летчика; 3) установить броню над мотором сверху… «

Уже 29 июля в письме на имя А.И.Шахурина и П.Ф.Жигарева № 946 С.В.Ильюшин информировал, что: «Такая установка, складывающаяся из 2-х неподвижных закрепленных пулеметов, стреляющих назад, нами создана. Стрельба назад по сопернику производится несложным зеркальным прицелом, основанным на принципе двойного отражения. Воображая при сем чертежи данной установки, прошу Вас и тов.Жигарева их утвердить и дать указание о срочном изготовлении этих установок числом 50-ти штук для опробования на фронте в боевых условиях для того, чтобы при достаточно хорошей их эффективности, запустить их на все самолеты.»

В следствии дискусии по этому вопросу в «верхах» НКАП и ВВС КА было решено, в соответствии с которому С.В.директор и Ильюшин 18-го авиазавода М.Б.Шенкман обязывались «…установить на двух серийных «Илах» пулемета, без движений закрепленные на фюзеляже со стрельбой назад: на одном два пулемета ШКАС с запасом патронов по 250 шт. на пулемет со сроком выпуска 12 августа 1942 г., на втором один пулемет Березина с запасом патронов 200 шт. со сроком выпуска 15 августа», а глава НИИ ВВС КА генерал И.Ф.Петров должен был «…произвести опробования самолетов Ил-2 с этими установками на заводе № 18 в течении».

Заключение по опробованиям неподвижных пулеметных установок на Ил-2 для стрельбы в заднюю полусферу генерал И.Ф.Петров утвердил 25 августа.

Установка под пулемет УБТ (боекомплект 250 патронов) допускала дискретное (через 2,5°) изменение угла установки вверх от 0 до 5° и в стороны — на 2,5°. Установка под два пулемета ШКАС (боезапас 1000 патронов) допускала изменение угла установки вверх от 0 до 22,5° и в стороны — на 7,5°.

Всего было выполнено 5 испытательных полетов, из них 4 полета — на Ил-2 с пулеметами ШКАС и 1 полет — на Ил-2 с УБТ. Летал летчик-испытатель НИИ ВВС майор А.К.Долгов.

По итогам опробований установка из двух пулеметов ШКАС, благодаря большего числа стволов и большей их скорострельности, была признана лучшей. Но в силу низких оборонительных возможностей штурмовики с этими пулеметными установками в серийное производство не пошли.

К 10 сентября 1942 года, по окончании переезда в получения и Москву производственной базы завода № 240, в ОКБ С.В.Ильюшина были созданы два варианта двухместных Ил-2 — с задней кабиной стрелка под пулемет ШКАС и под пулемет УБТ, потребовавшие минимальных трансформаций в конструкции самолета.

Было решено, с целью обнаружения лучшего варианта, строить на заводе № 30 сходу два двухместных Ил-2 — один (зав. № 30897) под пулемет ШКАС, а второй (зав. № 30887) — под пулемет УБТ. Все работы по переделке серийных «Илов» с АМ-38 проводились очень скоро и оперативно, так что уже в последних числах Сентября оба самолета были предъявлены в НИИ ВВС КА для прохождения национальных опробований.

Главные отличия предъявленных на госиспытания двухместных самолетов Ил-2 АМ-38 пребывали в следующем. За пределами бронекорпуса на месте заднего топливного бака была снабжена кабина стрелка с фонарем, откидывающимся на правый борт самолета. Стрелок размещался спиной к задней бронеперегородке на подвесной брезентовой лямке и был защищен со стороны хвоста самолета 6-мм бронеплитой.

Бронезащита снизу, с боков и сверху отсутствовала. Вырез в верхней части фюзеляжа под кабину стрелка окантовывался отштампованным из дюралюминиевого страницы твёрдым кольцом. Пулеметы ШКАС и УБТ монтировались на полутурельной установке и имели достаточно ограниченные углы обстрела: установка с пулеметом ШКАС — вверх 40°, вниз до 15°, вправо и влево по борту 45°, а установка под пулемет УБТ — вверх 35°, вниз до 6°, вправо по борту 35° и влево 28°.

Питание пулеметов ленточное посредством электромотора.

Для связи летчика и стрелка были установлены переговорное устройство СПУ-2 и трехцветная сигнализация. Балки для подвески реактивных снарядов были сняты, и сделаны кое-какие другие небольшие трансформации.

Установка кабины стрелка с пулеметом ШКАС увеличила вес самолета на 210 кг, а кабины стрелка с УБТ — на 275 кг. Вследствие этого, для сохранения длины разбега приблизительно на том же уровне, что и у одноместного Ил-2, в конструкцию посадочных щитков был введен фиксатор, разрешающий устанавливать их на взлете под углом 17-18°. Механизм управления щитками устанавливался в кабине стрелка.

В воздушной сети управления щитками было увеличено давление с 35 до 50 атм. Возросшая нагрузка на хвостовое колесо настойчиво попросила расширить его размеры до 400?150 мм, ввести амортизацию палки и усилить ферму крепления колеса к фюзеляжу.

Большая скорость полета с бомбовой нагрузкой 200 кг бомб и без РО у Ил-2 с УБТ составила 386 км/ч у почвы и 420 км/ч — на высоте 2000 м, а у Ил-2 с пулеметом ШКАС — 383 и 423 км/ч у почвы и на высоте 2350 м соответственно. В ходе опробований на самолеты были смонтированы 8 РО-82, с которыми скоростные и взлетные качества самолетов стали хуже.

Штурмовик стал тяжелее в управлении (увеличилась нагрузка на ручку управления), тяжелее поднимал хвост при взлете и опускал его при посадке. Но при отрегулированном соответствующим образом триммере руля высоты особенной отличия в пилотировании между одноместным и двухместными Ил-2 летчики не чувствовали.

За один боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 300 м. Протяженность разбега Ил-2 АМ-38 с установкой под пулемет ШКАС и винтом ВИШ-22Т с 200 кг бомб и 8 РС-82 составила 460 м, а с 400 кг бомб и 8 РС-82 — 515 м. На Ил-2 с задней огневой точкой под пулемет УБТ и винтом АВ-5Л-158 с бомбовой нагрузкой 400 кг и без РО разбег в 500 м был взят только при применении на взлете щитков, отклоненных на 17-18°. Новому штурмовику очевидно не хватало мощности мотора. В данной связи обычная боевая нагрузка устанавливалась в 200 кг бомб и 8 РС-82.

Акт о национальных опробованиях этих самолетов был утвержден главным инженером ВВС КА А.И.Репиным 3 октября 1942 года.

Не обращая внимания на нехорошие летно-технические характеристики, к серийной постройке был рекомендован двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ, поскольку мощность огня последнего, в сочетании с маневром штурмовика, снабжала более надежную защиту от атак истребителей соперника. Наряду с этим вопрос о броневой защите стрелка снизу и с боков предполагалось совсем решить по окончании проведения войсковых опробований в боевых условиях.

Помимо этого, с целью улучшения летных особенностей двухместного Ил-2, и для доведения его бомбовой нагрузки до нагрузки одноместного варианта «Ила» предлагалось ускорить установку на него форсированного мотора АМ-38ф (взлетная мощность 1700 л.с.), что к 26 сентября 1942 г. удовлетворительно прошел особые 50-часовые летные опробования в НИИ ВВС КА.

Государственный обороный комитет, не ждя результатов войсковых опробований двухместных Ил-2, 5 октября 1942 года своим Распоряжением № 2374 обязал НКАП внедрить в серийное производство, на авиазаводах №№ 1, 18 и 30, двухместный Ил-2 с оборонительной установкой под пулемет УБТ с винтом АВ-5Л-158 и со щитками для взлета, установив боезапас для УБТ в 150 патронов, обычную бомбовую нагрузку в 300 кг и 4 РС-82. Причем уже к концу октября фабрики №№ 1 и 18 должны были выпустить любой по 70 двухместных Ил-2, а завод № 30 — 60 таких автомобилей. В ноябре-декабре 1942 года три авиазавода должны были изготовить 1500 двухместных Ил-2.

Что касается Нижнетагильского авиазавода № 381, то приказом по НКАП № 763 от 10.10.1942 г. во выполнение Распоряжения ГКО № 2378 от 7 октября 1942 года директору завода Журавлеву предписывалось прекратить производство самолетов Ил-2 и перейти на выпуск истребителей Ла-5.

Параллельно с отработкой заводом № 30 двухместного варианта Ил-2 на заводе № 1 им. И.В.Сталина был выстроен самолет Ил-2бис (заводской № 4434) с мотором АМ-38, имевший всецело бронированную кабину стрелка с блистерной установкой БЛУБ (блистерная установка Березина) под пулемет УБТ с боекомплектом и магазинным питанием в 150 патронов (3 магазина).

Предложенная заводом № 1 кабина стрелка имела большое количество неспециализированных компоновочных и конструктивных ответов с кабинами стрелков на самолетах БШ-2 АМ-35 и Ил-2 М-82. Кабина стрелка была снабжена на месте заднего фюзеляжного бензобака, вместо которого в двух внутренних бомбоотсеках в центроплане самолета были установлены два бензобака для того чтобы же количества. Бензобаки в бомбоотсеках были забронированы.

Другими словами кабина стрелка появилась в бронированной части бронекорпуса самолета. От огня со стороны хвоста самолета и сверху стрелок защищался бронестенкой толщиной 8 мм, прозрачной броней на блистере пулемета толщиной 64 мм и 5-мм броневым страницей, установленным над головой на сдвижной части фонаря его кабины. Также, кабина стрелка имела бронированный пол толщиной 5 мм, а между стрелком и лётчиком устанавливалась бронеплита толщиной 7 мм.

Так, стрелок на Ил-2бис имел броневую защиту, практически подобную защите летчика.

стрелка и Связь лётчика, кроме СПУ-2ф и трехцветной световой сигнализации, осуществлялась еще и через заднее бронестекло кабины летчика.

Внутренняя подвеска бомб составила 200 кг. Две крыльевые пушки ШВАК имели боезапас 500 снарядов на обе пушки, 2 пулемета ШКАС — 1500 патронов. Кроме этого, на самолете устанавливались 8 РО-82.

Не обращая внимания на установку бронированной кабины стрелка, центровка самолета была такой же, как и у одноместного Ил-2 производства этого же завода. Обычный полетный вес самолета — 5980 кг.

Заводские опробования по программе приемо-сдаточных опробований серийных самолетов с дополнением по опробованию работы задней оборонительной установки, совокупности бензопитания и радиооборудования Ил-2бис проходили с 6 по 10 октября 1942 года.

13 октября директор 1-го авиазавода А.Т.Третьяков утвердил отчет по опробованиям, по окончании чего Ил-2бис был предъявлен в НИИ ВВС КА для производства национальных опробований, каковые последний удачно отлетал во время с 16-го по 26-е октября 1942 года (ведущий летчик-испытатель А.К.Долгов, ведущий инженер-летчик А.В.Синельников). Всего в рамках программы госиспытаний было выполнено 28 полетов с неспециализированным налетом 9 часов 5 мин..

Национальные опробования продемонстрировали, что по своим летно-техническим и пилотажным чертям Ил-2бис фактически не отличался от одноместной серийной автомобили этого же завода. Большая горизонтальная скорость у почвы составила 388 км/ч, а на высоте 2000 м — 407 км/ч.

Время подъема на высоту 1000 м составляло 2,4 60 секунд, а время виража на данной высоте — 48-49 сек. Наряду с этим за один боевой разворот на высоте 1000 м штурмовик набирал высоту 400 м. Протяженность разбега при установке щитков на взлетный угол равнялась 420 м.

По неспециализированному точке зрения летчиков, новый самолет оказался хорошим, не смотря на то, что и потребовал громадного количества конструктивных трансформаций, связанных по большей части с перекомпоновкой баков, что само по себе было сложным для серийного производства. Вследствие этого, управлением ВВС КА и НКАП было решено совершить войсковые опробования самолета в боевых условиях и уже по итогам последних сделать вывод о целесообразности запуска Ил-2бис в серийное производство.

Напомним, что уже с лета 1942 года в строевых частях местными умельцами в заднем отсеке Ил-2 вместо бензобака оборудовалось место для воздушного стрелка, которого вооружали или пулеметом ДА, или ШКАС, или УБТ — что было под рукой. Всего подобным образом было переоборудовано около 1200 Ил-2.

Войсковые опробования двухместных вариантов самолета Ил-2 постройки завода № 30 проводились с конца октября 1942 года по 25 января 1943 года на Калининском фронте в 800-м (комполка м-р А.И.Митрофанов) и 667-м (комполка м-р Г.А.Шутеев) штурмовых авиаполках 292-й шад 3-й ВА. Первое боевое использование двухместного Ил-2 с пулеметом УБТ было осуществлено в 800-м шап 30 октября 1942 года при атаке Смоленского аэропорта соперника.

Нужно заявить, что в авиаполках 292-й шад уже имелся опыт боевого применения двухместных штурмовиков Ил-2, так как к этому времени силами инженерно-технического состава пара одноместных Ил-2 уже были переоборудованы оборонительным пулеметом ШКАС с боезапасом в 500 патронов, наряду с этим для установки пулемета употреблялось полутурельное кольцо установки ВУБ-1 самолета Пе-2.

За время войсковых опробований 16 двухместных самолетов Ил-2 с пулеметом УБТ выполнили 64 боевых вылета с неспециализированным налетом 77 часов. Совершено 8 воздушных боев, в которых огнем стрелков было сбито 7 истребителей соперника Bf.109. Собственные утраты составили 3 штурмовика.

Строевые летчики отмечали, что ухудшение продольной устойчивости штурмовика, и повышение скорости самолета на планировании затруднило ведение прицельного огня из стрелково-пушечного оружия и введение боковых поправок в прицеливание, в особенности для молодого летного состава, имеющего недостаточную летную подготовку. Также, громадная инертность двухместного Ил-2, если сравнивать с одноместным, потребовала от большего внимания и лётчиков при пилотаже в составе группы, и громадных расстояний между самолетами в боевых порядках.

Из-за большей недостаточной устойчивости и задней центровки в продольном отношении исполнение координированного глубокого виража потребовало от летчиков повышенного внимания. Летчики авиаполков отмечали и громадные требуемые нагрузки на рули двухместного Ил-2, если сравнивать с одноместным вариантом, при перекладывании штурмовика из виража в вираж.

Понижение вертикальной скорости двухместного Ил-2 стало причиной усложнению противозенитного маневра и увеличению возможности поражения его от огня зенитной артиллерии, в особенности малокалиберной. Требовалось увеличение энерговооруженности самолета.

Кабина стрелка была тесной и затрудняла его перемещения, что отрицательно сказывалось на эффективности ведения воздушного боя. Сама же пулеметная установка в обслуживании была несложной.

Опыт воздушных боев продемонстрировал, что углы обстрела пулемета УБТ недостаточные. Стрелок не имел возможности отражать атаки истребителей соперника под громадными углами сбоку и сверху. Ввиду малых углов обстрела вниз и в стороны применять заднюю огневую точку для стрельбы по истребителям, атакующим снизу, и по наземным целям возможно было весьма ограничено.

Помимо этого, эффективность действий воздушных стрелков в значительной мере понижалась благодаря нередких отказов (заклинивание дульца автоматики и обрыв гильзы) пулемета УБТ при стрельбе в воздухе. По воспоминаниям воздушного стрелка 43-го гшап Г.А.Литвина, «Березин» при стрельбе в воздухе отказывал по этим обстоятельствам практически в каждом боевом вылете, а стрельба долгими очередями производилась «с замиранием сердца». Стрельба очередью более чем 10 патронов не рекомендовалась по обстоятельству необходимого заклинивания пулемета.

Броневой лист толщиной 6 мм сзади стрелка защищал лишь от пулеметного огня при атаках истребителей соперника строго со стороны хвоста самолета и от осколков зенитных снарядов, разорвавшихся позади фюзеляжа. Попадание в кабину стрелка фугасного боеприпаса калибра 20 мм пушки MG-151/20 с дистанции порядка 200-300 м давало пробоину размерами в среднем 70?150 мм и приводило к поражению стрелка.

За все время войсковых опробований имелось 8 случаев поражения стрелков на двухместных самолетах Ил-2. Причем в любых ситуациях, не считая одного, летчики оставались невредимыми. Другими словами на одного вышедшего из строя летчика было нужно 8 убитых либо раненых стрелков.

Напоследок акта по войсковым опробованиям двухместных Ил-2 постройки завода № 30 указывалось, что, по неспециализированному точке зрения летного состава, самолет в целом оптимален, а оборонительная огневая точка с пулеметом УБТ есть действенным средством защиты от огня истребителей соперника, но стрелки и лётчики потребовали расширить углы обстрела пулемета, усилить бронирование кабины стрелка и улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета.

С возникновением на фронте двухместных «Илов», истребители люфтваффе старались создавать заходы для атаки на штурмовики снизу в хвост либо снизу с боков, в случае если, само собой разумеется, разрешала высота, в другом случае — сверху сбоку, подводя пушечную автостраду к фонарю летчика.

Оценки, основанные на теории воздушной стрельбы и полигонных опробованиях эффективности действия германского стрелково-пушечного оружия по штурмовику Ил-2, говорят о том, что применительно к типовым условиям ведения воздушных боев потенциальная возможность сбития Ил-2 с пулеметом УБТ со стороны задней полусферы истребителем Bf 109(3-2 (трехточечный) в одной атаке имела возможность составлять (летчик с хорошей летной и стрелковой подготовкой, а летчик-штурмовик не совершает противоистребительного маневра) около 0,38, а пятиточечным Bf.109G-2 — 0,65. В настоящих же боевых условиях результативность летчиков была немного хуже…

Потому, что воздушный стрелок Ил-2 был не хорошо забронирован, то возможность его поражения огнем германских истребителей, как показывают оценки, была приблизительно в 2-2,5 раза выше, чем возможность сбития в этих же условиях защищаемого им штурмовика.

В данной связи весьма интересно подчернуть, что, как показывает анализ боевого опыта, соотношение утрат штурмовиков Ил-2, летчиков и воздушных стрелков от огня германской зенитной артиллерии фактически на всем протяжении войны равнялось 1:1:1.

Двухместный Ил-2бис проходил войсковые опробования на Калининском фронте в 6-м гшап 3-й ВА с 7 ноября по 9 декабря 1942 года. Не обращая внимания на производство всего 9 боевых вылетов (на 10-м боевом вылете самолет был потерян от огня зенитной артиллерии), новый штурмовик сразу же завоевал громадной авторитет у летного состава, в особенности самолет понравился стрелкам.

Последние отмечали, что кабина стрелка весьма эргономична и просторна, совсем не стесняет перемещений на протяжении отражения атак истребителей соперника, а благодаря сильного бронирования кабины стрелок ощущал себя в ней тихо, что благоприятно сказывалось на эффективности воздушной стрельбы из пулемета. Более того, кабина стрелка разрешала забирать в полет ручной пулемет ДА калибра 7,62 мм и удачно применять его как при стрельбе по наземным целям, так и при отражении атак истребителей соперника сбоку.

Блистерная установка с пулеметом УБТ с магазинным едой трудилась прекрасно, боекомплект пулемета достаточен. В отзыве о самолете лётный состав и командование 6-го гвардейского шап писали:

«Больше производить самолеты Ил-2 со стрелком. Наилучшей машиной для того чтобы типа есть машина первого завода. Летно-технический состав 6-го Гв.шап благодарит коллектив 1-го завода, создавший превосходную кабину стрелка, тем самым предоставит шанс всесторонне применять самолеты Ил-2, что и требует ситуация на фронтах… Самолеты Ил-2 со стрелком по своим качествам превосходят все предшествующие варианты.

Летчики 6-го Гв.шап просят давать побольше этих автомобилей».

Однако, ответ о постановке серийного производства двухместного Ил-2бис завода № 1 принято не было. Главными обстоятельствами этого явились громадной количество конструктивных трансформаций, потребовавший переостнастки конвейера авиазавода, и уменьшение практически в два раза обычного бомбового груза если сравнивать с одноместным вариантом.

Не взяла «путевку в судьбу» и кабина стрелка, оборудованная турельной установкой клычной совокупности конструкции Г.М.Можаровского и И.В.Веневидова МВ-3 с пулеметом УБТ, имевшая аэродинамическую компенсацию. Турель МВ-3 снабжала намного большие, по сравнению с другими вариантами, горизонтальные (120°) и вертикальные (+45°,-15°) углы перемещения оружия и разрешала, благодаря наличию аэродинамического экрана, вести прицельный пламя при скоростях полета более чем 400 км/ч.

Ил-2 с МВ-3 был выстроен в мае 1943 года на заводе № 18 и в июне в целом удовлетворительно прошел национальные опробования в НИИ ВВС КА. Но громоздкий полукруглый экран турели создавал громадное аэродинамическое сопротивление и очень сильно ухудшал летные эти штурмовика, что, фактически говоря, и оказало влияние на отрицательное ответ о запуске в серийное производство данной модификации «Ила».

Напомним, что в марте 1944 года ОКБ С.В.Ильюшина была сделана попытка повысить оборонительные возможности Ил-2. Заводом № 30 был выстроен Ил-2 с задней оборонительной установкой УБШ конструкции КБ завода № 487 НКВ (Основной конструктор Шебанов) под пулемет УБТ. Боекомплект к пулемету был увеличен до 200 патронов (4 магазина по 50 патронов).

Конструкция УБШ снабжала увеличенные, если сравнивать с ВУБ-3, углы обстрела задней полусферы: вверх — 57°, вправо — 32°, влево — 45° и вниз с бортов — 8° вправо и 2° влево.

Всесторонние опробования модифицированного Ил-2 в НИИ АВ ВВС продемонстрировали, что УБШ не имеет явных преимуществ перед стоящей на вооружении ВУБ-3 и не повышает обороноспособность Ил-2 со стороны верхней задней полусферы. К тому же уже стало ясно, что для действенной обороны со стороны задней полусферы нужно применять как минимум 20-мм авиапушки. Поэтому был сделан вывод о нецелесообразности внедрения турели УБШ в серийное производство, а 487-му заводу было рекомендовано устранить отмеченные недочёты, усилить оружие методом установки 20-мм авиапушки М.Е.Березина УБ-20 и предъявить турель на повторные опробования.

В августе 1944 года на одном из серийных Ил-2 АМ-38ф удачно прошла опробования установка пушки Березина УБ-20 на турели ВУБ-3. Но в серию установку внедрять не стали по обстоятельству низкой надежности самой пушки.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2
Размах крыла, м: 14,60
Протяженность, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 4525
-обычная взлетная: 6060
Тип двигателя: 1 х ПД Микулин АМ-38
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1575
-взлетная: 1 х 1665
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 370
-на высоте: 411
Практическая дальность, км: 685
Скороподъемность, м/мин: 417
Практический потолок, м: 6000
Экипаж: 2
Оружие: 2 х 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов),
8 РО-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).

Двухместный Ил-2бис завода № 1.

Двухместный Ил-2бис завода № 1.

Кабины Ил-2бис.

Прототип двухместного Ил-2 на опробованиях 1942 г.

Серийный двухместный штурмовик Ил-2.

Серийный двухместный штурмовик Ил-2.

Серийный двухместный штурмовик Ил-2.

Задняя кабина Ил-2 с пулеметом УБТ.

Воздушный стрелок ефрейтор И.А.Сучков в кабине Ил-2 у пулемета УБТ. Калининский фронт. Март 1943 г.

Экипаж штурмовика Ил-2.

Эскадрилья Ил-2 в полете.

Штурмовики Ил-2 на аэропорте под Сталинградом. 1943 г.

Передача штурмовиков Ил-2 летчикам.

Ил-2 двухместный. Рисунок.

Компонов

Д/ф «Оружие Победы» — Штурмовик Ил-2

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Двухместный истребитель ди-6 (цкб-11).

    Разработчик: Кочеригин, Яценко Страна: СССР Первый полет: 1934 г. В середине 20-х годов, в эру расцвета бипланов, ВВС многих государств уделяли заметное…

  • Штурмовик ил-40.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…

  • Бронированный штурмовик бш-2 (цкб-57).

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Распоряжение Комитета обороны при СНК СССР о выпуске 10 автомобилей БШ-2 с двигателями АМ-35…

  • Легкий штурмовик ш-1 (лбш).

    Разработчик: Кочеригин Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В развитие концепции создания легкого самолета-штурмовика на базе самолета разведчика ОКБ…

  • Штурмовик ш-тандем.

    Разработчик: Грушин Страна: СССР Первый полет: 1937 г. Параллельно работам по созданию бронированного самолета-штурмовика, в СССР в середине 30-х годов…

  • Штурмовик ил-2 м-82.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1941 г. С целью расширения моторной базы повышения-2 и Ил его боевой живучести С.В.Ильюшин 21 июля…