Штурмовик ш-тандем.

      Комментарии к записи Штурмовик ш-тандем. отключены

Разработчик: Грушин
Страна: СССР
Первый полет: 1937 г.Штурмовик ш-тандем.

Параллельно работам по созданию бронированного самолета-штурмовика, в СССР в середине 30-х годов длились работы по разработке двухместных легких скоростных самолетов-штурмовиков как намерено созданных, так и созданных на базе самолетов-разведчиков, и доведению концепции для того чтобы самолета до логической завершенности.

5 декабря 1937 года собственный первый вылет совершил умелый легкий штурмовик Ш-Тандем (другие заглавия автомобили: Ш-МАИ, МАИ-3, МАИ-Тандем) конструктора П.Д.Грушина в одноместном варианте, выстроенный в учебно-производственных мастерских МАИ. Летал узнаваемый летчик-испытатель П.М.Стефановский.

Штурмовик, по проекту двухместный, имел очень уникальную тандемную схему. При ее выборе имелось ввиду, что она разрешит, при наличии неизбежного разноса весов по длине самолета, взять достаточно хорошие характеристики продольной устойчивости самолета. Допустимость применения более задних центровок разрешила Грушину разместить пулеметную установку конкретно в хвостовой части самолета, что в сочетании с двухкилевым оперением, снабжало громадные углы обстрела.

Упрощалось распределение нужной брони и нагрузки. Небольшой размах крыльев в меньшей мере мешал применению дерева в качестве главного конструкционного материала.
Тандемная схема разрешала уменьшить диаметр круга, в который вписывался контур самолета в плане, что содействовало меньшей поражаемости штурмовика.

Первоначально самолет планировалось оснастить мотором воздушного охлаждения М-88. Но потому, что он не готовься , на Ш-Тандем был поставлен двигатель М-87, а после этого М-87А.

Главное переднее крыло было низкорасположенным и в него убирались стойки и колеса шасси. Костыльное колесо — неубирающееся. Заднее крыло, имевшее верхнее размещение, с площадью, равной 45% от площади главного, делало кроме этого роль горизонтального оперения.

Элероны имелись на обоих крыльях, причем на заднем крыле они в один момент являлись рулями высоты. Вертикальное оперение было выполнено в виде шайб, прикрепленных к финишам горизонтального оперения.

Всего было испытано пять вариантов вертикального оперения, пока конструктор не остановился на варианте с шайбами над и под горизонтальным оперением с самая подходящей формой и большой площадью. Любая шайба включала секцию руля и киля поворота.

Конструкция самолета древесная, по большей части — из бакелитовой фанеры. Фюзеляж — типа монокок. Крылья двухлонжеронные, кессоны с тонкостенными панелями обшивки.
направляться отметить высокую технологичность Ш-Тандем. Фюзеляж, основное и центроплан крыло были изготовлены бригадой учебно-производственных мастерских МАИ из 18 человек всего за 45 дней.

К 8 января 1939 года самолет в одноместном варианте и без оружия прошел предварительные летные опробования с мотором М-87. Была достигнута высокая большая скорость полета, в полной мере соответствующая ТТТ к самолету. У почвы она составляла 406 км/ч, на высоте 4250 м — 488 км/ч.

По итогам опробований П.Д.Грушину было рекомендовано на двухместном варианте кабину навигатора передвинуть еще пара назад и оборудовать ее стрелковой установкой МВ-5.

В сентябре-октябре 1939 года двухместный вариант Ш-Тандем с мотором М-87А (номинальная мощность на высоте 4700 м — 950 л.с.) и с винтом изменяемого шага ВИШ-3 проходил совместные (государственные испытания и) заводский. Отчет по опробованиям был утвержден 10 октября.

Кабина навигатора была смещена назад, поставлена экранированная турель МВ-3.

Оружие штурмовика было стандартным для легких штурмовиков этого времени: 4 крыльевых пулемета ШКАС с боезапасом 2400 патронов, один пулемет ШКАС на турели (боекомплект 700 патронов) и 200 кг бомб.

На протяжении опробований был выполнен 51 полет с неспециализированным налетом 18 ч. 38 мин. При полетном весе 2800 кг штурмовик имел большую скорость у почвы 361 км/ч, а на высоте 5600 м — 444 км/ч. Посадочная скорость без щитков — 140-145 км/ч. Протяженность разбега — 400 м, пробега — 480 м.

Полеты осуществлялись с центровками 34-44% САХ. Отмечалось, что самолет весьма несложен в эксплуатации.

Национальные опробования самолет не прошел из-за несоответствия летных данных ТТТ, недостаточной путевой устойчивости («при повышении скорости самолет рыскает»), тесной кабины навигатора, неудачного шасси, недостаточной прочности переднего крыла. Взлет самолета был затруднен. Запасы продольной устойчивости были недостаточными.

На рули направления самолет реагировал вяло. Считалось, что превышение заднего крыла над передним явилось не совсем успешным ответом.

Оружие кроме этого было недоведено. Потому, что турель МВ-3 «съедала» 34 км/ч скорости полета, то заднюю стрелковую установку предлагалось сделать по типу самолета Fokker G.1, другими словами в виде конусообразной установки, снабжающей перемещение пулемета в плоскости, проходящей через продольную ось установки, и поворот данной плоскости около оси на 360°.

В также время отмечалось, что боевая схема Ш-Тандем воображает интерес. Предлагалось самолет передать в ЦАГИ, довести и опять представить на опробования.

Был выстроен дублер самолета Ш-Тандем. На втором экземпляре заднее крыло было опущено вниз. Основной изюминкой этого самолета стало использование на одномоторном боевом самолете трехколесного убирающегося шасси.

В качестве силовой установки употреблялся мотор М-63 номинальной мощностью 800 л.с. на расчетной высоте 4500 м. При степени готовности дублера 65-70% все работы были свернуты.

В замыслах умелого самолетостроения предусматривалась постройка одноместного самолета Ш-Тандем с мотором М-63 в варианте бронированного штурмовика. Но и данный самолет реализован не был.

Необычность компоновочной схемы и достаточно не сильный оружие сделали собственный дело. В мае 1939 года в НКАП было издано постановление о прекращении всех работ по Ш-Тандем.

ЛТХ:

Модификация: Ш-Тандем
Размах крыла, м: 11,00
Протяженность, м: 8,50
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 30,40
-безлюдного самолета: —
-обычная взлетная: 2560
Тип двигателя: 1 х ПД М-87
-мощность, л.с.: 1 х 930
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 406
-на высоте: 488
Практический потолок, м: —
Экипаж: 2
Оружие: 5 х 7,62-мм пулеметов ШКАС; на наружной подвеске 200 кг бомб.

Первый умелый штурмовик Ш-Тандем.

Первый умелый штурмовик Ш-Тандем.

Окончательный вариант штурмовика Ш-Тандем.

Окончательный вариант штурмовика Ш-Тандем в полете.

Окончательный вариант штурмовика Ш-Тандем в полете.

Первый вариант Ш-Тандем. Рисунок.

Второй вариант Ш-Тандем. Рисунок.

Окончательный вариант Ш-Тандем. Рисунок.

Ш-тандем. Компоновочная схема.

Ш-Тандем. Схема 1.

Ш-Тандем. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.

41 World of Warplanes, Самолет Грушин Ш-тандем_(720p)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Штурмовик ил-20.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1948 г. В конце 1930-х — начале 1940-х годов главным и фактически единственным тактическим приемом…

  • Проекты британских штурмовиков времен второй мировой войны. проект штурмовика boulton paul p.100

    О проекте штурмовика Boulton Paul P.100 на сайте уже была статья; этот материал цикла статей «Проекты английских штурмовиков времен Второй мировой»…

  • Штурмовик тш-3.

    Разработчик: Кочергин, Гуревич Страна: СССР Первый полет: 1934 г. В начале 30-х годов авиационные конструкторы пробовали создать штурмовик с сильной…

  • Штурмовик ил-40.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…

  • Ил-20: штурмовик с экстремальным обзором

    В конце 1930-х – начале 1940-х годов главным и фактически единственным тактическим приемом для штурмовиков являлась атака с горизонтального полета на…

  • Лёгкий штурмовик р-5ш.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1931 г. Особенный класс самолетов-штурмовиков, предназначенных для атак наземных целей с предельно…