Бомбардировщик-торпедоносец тб-1п.

      Комментарии к записи Бомбардировщик-торпедоносец тб-1п. отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1929 г.Бомбардировщик-торпедоносец тб-1п.

Еще в декабре 1925 года Остехбюро предложило ЦАГИ взять на себя постройку «морского бомбовоза». Под таковым понималась громадная летающая лодка. Но без наличия гидроканала для опробования моделей браться за такую работу было рискованно. Более настоящей представлялась установка на поплавки уже имеющегося сухопутного самолета. 15 января 1926 года из ОТБ пришло письмо прося произвести предварительные расчеты поплавкового варианта АНТ-4.

Их сделали, но из-за громадной занятости АГОС в это время дальше дело не двинулось.

К поплавкам возвратились в начале 1928 года, сейчас уже по заявке УВВС. Расчеты выполнялись для автомобили с моторами BMW.VI. Тип поплавков наряду с этим не конкретизировался.

В декабре того же года из ЦАГИ направили в НТК УВВС полученные эти.

В сентябре 1929 года УВВС сказало ЦАГИ о жажде взять часть серийных ТераБайт-1 в морском варианте и сделало запрос о рекомендуемом типе поплавков. В ответе от 11 октября ЦАГИ предлагал применять в качестве примера поплавки, поставляемые компанией «Юнкере» для самолета ЮГ-1, с некоей переделкой передней части. От проектирования новых поплавков университет отказался.

30 октября в УВВС решили заказать морское шасси в Англии, у известной компании «Шорт».

Но тут безотлагательно потребовались поплавки для перелета в Америку. Скопировав германскую конструкцию, их изготовили по чертежам ЦАГИ на заводе № 22. В Таганроге поплавки смонтировали на «дублере» и удачно испытали.

В том месте самолет потерпел аварию — разрушилась лопасть винта, но машину скоро отремонтировали. Потом на этих поплавках «Страна Советов» благополучно проделала большую часть собственного маршрута.

Тем временем «Шорт» реализовала СССР несколько поплавков подходящей грузоподъемности. Они были больше использованных ранее и имели более «полные» очертания. В апреле 1931 года в Таганрог перегнали один из серийных ТераБайт-1. Три месяца заняли его установка и сборка на поплавки. 15 июня машину передали морскому отделу НИИ ВВС для госиспытаний.

Их проводили в Севастополе до конца августа. Поплавковый вариант в АГОС назвали ТераБайт-1а («а» — от «аква» — «вода»).

Повышение веса безлюдного самолета и дополнительное аэродинамическое сопротивление от поплавков, очевидно, снизили эти автомобили. Большая скорость не превышала 185 км/ч, потолок — 3620 м. Значительно ухудшились скороподъёмность и манёвренность. Однако, результаты признали удовлетворительными.

Если сравнивать с имевшимися в морских эскадрильях поплавковыми ЮГ-1 и летающими лодками «Валь», ТераБайт-1а выгодно отличался возможностью несения снарядов больших калибров, нужных для поражения кораблей ВМФ. Машину приняли на вооружение ВВС РККА.

Начали подготавливаться к серийному производству поплавков. Британский пример обмерили и выполнили чертежи. Серию желали поручить заводу № 22, но он был перегружен вторыми заказами.

В следствии поплавок и документацию-пример перевезли в Таганрог. В том месте их стали производить называющиеся «тип Ж» и устанавливать на самолеты, прибывавшие из Москвы.

Монтаж поплавков велся уже по окончании прекращения производства ТераБайт-1. Всего доработке подверглись 66 самолетов. Серийные поплавковые бомбардировщики именовали ТераБайт-1П либо время от времени МТБ-1.

Принятие на вооружение ТераБайт-1П сделало ненужным серийное производство второй автомобили, ТОМ-1. Данный самолет разрабатывался с августа 1928 года в конструкторском бюро при заводе № 28 под управлением приглашенного из Франции конструктора П.Ришара. По схеме он был близок к ТераБайт-1П, но оказался больше, тяжелее и имел ровную, а не гофрированную обшивку.

Опытный образец ТОМ-1 изготовили в декабре 1931 года. Не смотря на то, что эта машина существенно превосходила ТераБайт-1 а по летным данным, от ее запуска в серию отказались из-за дороговизны конструкции и технологической сложности.

Потому, что ТераБайт-1 первоначально проектировался для опытов с торпедами и авиационными минами, в полной мере логично было передать часть этих автомобилей в морскую авиацию.

Первые минно-торпедные подразделения появились еще перед тем, как официально приняли на вооружение сами торпеды и авиационные мины. В мае 1931 года НИИ ВВС внес предложение организовать в составе 9-й авиабригады на Черном море «торпедную ячейку». Ко мне решили передать один ТераБайт-1, имевшийся в Остехбюро и такую же машину, наряженную для Воздушных сил Черного моря. 25 мая Алкснис утвердил предложение и в тот же сутки черноморцам выделили новенький самолет на колесах.

В июле «ячейку» переименовали в торпедный отряд, что занимался опробованиями нового оружия. Руководил отрядом летчик Морозов. Автомобили базировались на аэропорте в Каче.

ТераБайт-1 оснащались универсальным подфюзеляжным мостом ОТБ, разрешавшим подвеску высотной торпеды ВВС-15 и мины ВОМИЗА-100, владевших весьма схожими парашютными совокупностями с несколькими куполами, неспешно гасившими скорость падения, и торпеды ВВС-12 для сбрасывания с бреющего полета.

торпед и Испытания мин проводились с марта 1932 года, а в сентябре перешли в стадию войсковых, в то время, когда торпедами попытались поражать разные цели. Основной целью являлся линейный корабль «Парижская Коммуна». Сбрасывали так, дабы торпеда прошла заведомо мимо корабля. Дело в том, что не имелось «мнущихся» (учебных) боевых отделений. В октябре на протяжении маневров флота пара ТераБайт-1П залпом скинула торпеды по буксируемому щиту в 15 милях от Херсонесского маяка.

Обе торпеды промахнулись. Тяжело было учесть снос парашютов ветром. Но механизмы торпед отработали исправно. Всего до 14 ноября выполнили девять сбрасываний.

Потому, что прежде всего всех интересовала баллистика совокупности, то довольно часто сбрасывались «болванки» — габаритно-весовые макеты без «начинки». Параллельно с колесными морским летчикам начали поставлять самолеты на поплавках. К концу сентября 1931 года в 62-й эскадрилье 4-й авиабригады на Балтике уже имелись три ЮГ-1 и три ТераБайт-1П.

Последние применяли для опробований торпеды ВВС-12, по окончании доработки ее приняли на вооружение как ТАН-12, а торпеду ВВС-15 — как ТАВ-15. Мина ВОМИЗА-100 приобрела новое обозначение МАВ-1, в первой половине 30-ых годов XX века ее модернизировали, пара облегчив и упростив.

В первой половине 30-ых годов XX века арсенал морской авиации пополнился более замечательной торпедой ТАВ-12. Она была прочнее, чем ТАВ-15 и разрешала сброс на скорости до 180 км/ч. Помимо этого, у нее была выше скорость и в три раза громадная дальность хода. Парашютная совокупность у торпед обоих типов была унифицирована. В 1934-1936 годах под управлением В.И.Алферова доработали ТАН-12, взяв модификацию ТАН-12А.

Количество парашютов уменьшили с четырех до двух, а твёрдый короб заменили мягкой упаковкой, наряду с этим вес парашютной совокупности уменьшился с 450 до 120 кг, а время спуска с высоты 2000 м — с 55 до 45 с. Той же парашютной совокупностью оснастили ТАВ-15, взяв ТАВ-15А. торпеды стали и Эти мины главным оружием советской минно-торпедной авиации в 1930-х годах.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века по распоряжению Революционного военсовета приступили к формированию первых боевых частей минно-торпедной авиации. В их число вошли 121-я эскадрилья на Балтике, отряд в составе 124-й эскадрильи на Черном море и 1-я эскадрилья в составе Морских сил Дальнего Востока. По штату торпедной эскадрилье надеялось 12 автомобилей.

Эскадрилья делилась на три отряда. Все эти части создавались на базе уже существующих, но имевших второе назначение. К примеру, дабы усилить морскую авиацию на Дальнем Востоке, которому придавалось особенное значение, в марте 1932 года в Хабаровск перебросили 51-ю эскадрилью из Воронежа, переименованную в 1-ю.

Но процесс сдерживался медленным поступлением мостов, торпед и мин. Реально к декабрю 1932 года ВВС РККА имели в общем итоге только десять самолетов, оснащенных надлежащим образом: четыре на Черном море, столько же на Балтике и три на Дальнем Востоке. Для них на складах лежали 27 боевых торпед и всего четыре мины.

Соответственно, задержалась и особая подготовка экипажей. Так, освоение высотного торпедометания в 1-й эскадрилье первым начал отряд П.И.Сучко весной 1933 года.

Как же планировали использовать торпеды и авиационные мины? Предполагалось, что самолеты смогут ставить линейные заграждения и минные банки.

Авиамины разрешали сочетать грозную мощь минного оружия с оперативностью авиации. Заграждение имело возможность показаться в самом неожиданном месте за считанные часы. Сброс предполагалось осуществлять группой самолетов из строя залпом по команде ведущего. Наряду с этим громадное значение придавалось выдерживанию расстояния между автомобилями в строю. Самолеты должны были лететь фронтом либо пеленгом. Расстояние планировали измерять особым дальномером конструкции А.Э.Столярского.

Для прицеливания при сбросе торпед и мин с парашютами создали прицел СП-123 (принятый на вооружение как ПВТБ-1). А в будущем рассчитывали получить от индустрии телемеханическую (радиоуправляемую) совокупность, при применении которой бомбардир самолета-фаворита имел возможность в один момент скинуть все мины, каковые несли автомобили группы.

Потому, что при тогдашних средствах аэронавигации выяснить правильное место установки мины было достаточно тяжело, то заграждения планировалось выставлять в узких проходах, у баз вражеского флота и на коммуникациях в тылу соперника. Помимо этого, предложена была тактика «динамического вомизометания» — сброса мин на пути движущегося корабля. Наряду с этим на поражение его миной не весьма рассчитывали.

Ставилась задача — сковать маневр корабля, ведущего артиллерийский бой либо подвергающегося атаке торпедных катеров. Наряду с этим самолету отводилась роль «загонщика». «Маневренное использование ВОМИЗ может совсем поменять как темперамент морского боя, так и его финал…», — отмечалось в отчете НИИ ВВС.

Эта тактика была опробована на первых учениях отечественной минно-торпедной авиации в октябре 1933 года. Учения (они именовались «опытовыми») проходили на Балтике по особому распоряжению Революционного военсовета, ими лично руководил глава ВВС РККА Я.И.Алкснис. Самолеты ТераБайт-1П 121-й эскадрильи использовали торпеды мины-12 и ТАН МАВ-1.

10 октября четыре автомобили с торпедами и четыре с минами (конечно, без боевого заряда) атаковали эсминец «Карл Маркс», игравший роль финского броненосца «Вайнемяйнен». Удар поддерживали летающие лодки — дымзавесчики С-62Б и легкие бомбардировщики Р-5, подавлявшие пулемётным огнём и мелкими бомбами зенитные средства соперника. Ставилась задача поставить минную банку по курсу корабля, шедшего через проход в минном поле, сковать его маневр и нападать торпедами.

Но задуманная как согласованная операция сорвалась.

Эсминец вышел с минного поля практически на десять мин. раньше, чем показались ТераБайт-1П. Легкие бомбардировщики запоздали и не смогли сымитировать подавление зенитных средств. Мины поставили не по курсу корабля, а левее.

От момента их падения в воду до постановки на заданную глубину прошло 10-15 мин., причем сработала лишь одна мина из трех скинутых.

Торпедоносцы пошли в наступление двумя парами, с юга и севера, под прикрытием дымовых завес. Северная несколько показалась через чур поздно и через чур высоко, дым ее укрыть не имел возможности. Потому, что Р-5 собственную задачу не выполнили, зенитчики эсминца палили вовсю. Однако, одна из торпед северной пары, скинутая с дистанции 5 — 6 кабельтовых, попала в правый борт под мостиком. Одна торпеда второй пары прошла мало впереди носа эсминца.

15 октября цель выбрали больше — линейный корабль «Марат». Самолеты с минами должны были связать маневрирование корабля перед ударом Р-5. Добавили истребительное прикрытие: ТераБайт-1П сопровождали четыре И-4. Скинули пять мин, из них всплыли две.

Обе банки поставили левее, чем необходимо. Р-5 отбомбились достаточно удачно: из 10 практических бомб одна попала прямо в линейный корабль.

Опыт учений продемонстрировал, что на «динамическое вомизометание» надежды мало — мина спускалась на парашютах так продолжительно, что кроме того громадный «Марат» успевал отвернуть от нее. Был сделан вывод: «Применение МАВ-1 как активного средства для связывания маневра морской цели в условиях комбинированного удара не нужно…». Досталось и торпедоносцам: «Самолет ТераБайт-1 для низкого торпедометания непригоден».

Также в полной мере резонно — велик, тихоходен, не хватает маневрен.

Но в целом использование нового оружия сочли перспективным. В итоговом отчете записали: «Учение продемонстрировало, что использование в комбинированном ударе в маленький временной отрезок таких средств, как МАВ-1, ТАН-12, лёгких бомбардировщиков и штурмовиков, действующих с применением завес, как средств, маскирующих атакующие силы, авиация может нанести морским силам тяжелые потери, впредь до полного уничтожения.» В июне следующего года на летних маневрах Балтфлота в первый раз осуществили групповую атаку с высотным торпедометанием.

На «Марат» с различных направлений вышли 12 самолетов, скинувших учебные торпеды ТАЕМ 5. Пара из них при циркуляции поразили корабль. Но во взорах на использование высотных торпед, кроме этого как и мин, неспешно переходили к той мнению, что это оружие носит вспомогательный темперамент. Оно скорее годилось на роль потенциальной угрозы, сковывая маневр и отвлекая внимание соперника от действий ударных сил.

Чисто наступательным оружием считались «низкие» торпеды. Вооруженный ими самолет имел возможность функционировать в одиночку либо в группе, и вместе с надводными судами — по обстановке. Прицеливание осуществлялось по примитивным прицелам реечного типа, разрешавшим грубо оценить упреждение. На ТераБайт-1 сперва ставили переделанные в ОТБ прицелы КП-2 с торпедных катеров.

После этого их заменили более сложными ПТ-136. Они уже имели оптический дальномер для определения расстояния сбрасывания и векторный механизм-построитель для учета торпеды движения и скорости самолёта.

Подготовка летчиков морской авиации велась в Ейске. В первой половине 30-ых годов двадцатого века пребывавшая в том месте школа взяла первые ТераБайт-1. К январю 1935 года в том месте имелось уже 26 самолетов этого типа.

Управление ВВС строило грандиозные замыслы по расширению минно-торпедной авиации. 4 октября 1933 года начальник штаба ВВС приказал начать подготовку к формированию сходу десяти эскадрилий (а также четырех на ТераБайт-1). 29 декабря в округа поступает новый замысел — организовать восемь эскадрилий (из них семь — на ТераБайт-1). Практически все они должны были дислоцироваться на Дальнем Востоке.

Но эти замыслы не были реализованы.

ТераБайт-1П широко применялись на Балтике, но из-за недостатка мин и торпед практически помогали лишь как бомбардировщики и разведчики. Зимний период их переставляли на лыжи либо колеса. В сентябре 1934 года 122-ю эскадрилью привлекли к поискам затонувшей в Финском заливе по окончании взрыва подлодки Л-2 («Сталинец»).

Ее отыскал и помог вывезти раненых экипаж комэска A.M.Вирака.

Реально на 1 сентября 1936 года в составе советской минно-торпедной авиации было всего шесть эскадрилий, из них четыре — на ТераБайт-1 (на Балтийском флоте две — 121-я и 122-я; на Черном море — одна и неполная, 34-я; и одна, 109-я, — на Тихом океане). Последнюю в будущем году перевооружили на ТераБайт-3. Еще 12 самолетов имелись в школе в Ейске.

В последующие два года положение мало улучшилось. 34-я эскадрилья в Евпатории сдала изношенные ТераБайт-1П, взяв Р-5Т. На 1 января 1938 года в боевых частях морской авиации насчитывалось 38 ТераБайт-1 и ТераБайт-1П. В том же году поступило распоряжение их списать либо сдать во вспомогательные подразделения.

 К 25 сентября 1940 года у морских летчиков еще сохранялись 14 ТераБайт-1, из которых имели возможность летать лишь шесть. Все они употреблялись в учебных целях либо для транспортных перевозок.

ЛТХ:

Модификация: ТераБайт-1П
Размах крыла, м: 28,70
Протяженность, м: 18,90
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 120,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 5016
-обычная взлетная: 7500
Тип двигателя: 2 х ПД М-17
-мощность, л.с.: 2 х 680
Большая скорость, км/ч: 186
Крейсерская скорость, км/ч: 158
Практическая дальность, км: 950
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3620
Экипаж: 6
Оружие: 6 х 7,62-мм пулеметов ПВ-1
Торпедно-бомбовая нагрузка, кг: 1000.

ТераБайт-1П на опробованиях.

ТераБайт-1П на опробованиях.

ТераБайт-1П на опробованиях.

ТераБайт-1П авиации Балтфлота. 1936 г.

Серийные ТераБайт-1П на воде.

Вид на кабину ТераБайт-1П.

Торпеда ТАН-12 под ТераБайт-1П.

ТераБайт-1П авиации Балтфлота. Рисунок.

Схема подвески высотной торпеды ТАВ-15 на ТераБайт-1П.

Схема подвески мины МАВ-1 на ТераБайт-1П.

ТераБайт-1П. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
ОАО «Туполев». От АНТ-1 до Ту-334.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.
Авиаколлекция. В.Ригмант, В.Котельников. Тяжелый бомбардировщик ТераБайт-1.
Максимилиан Саукке. Самолеты Туполева. АНТ-1 — АНТ-15.

Обзор модели ТБ-1П

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: