Разработчик: ООС, А.И.Путилов
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.В довольно маленьких количествах на внутренних линиях страны эксплуатировался почтово-пассажирский самолет CТАЛЬ-2, силовая конструкция планера которого была выполнена всецело из весьма узких холоднокатанных страниц высоколегированной нержавеющей стали с пределом прочности на растяжение до 120-130 кгс/мм.
Появление этого самолета было связано с освоением в начале первой пятилетки производства нержавеюшей стали и с результатами исследовательских работ по оценке возможности применения стали в качестве главного конструкционного материала в самолето- и дирижаблестроении, что имело серьёзное значение в начале 30-х годов из-за отсутствия в СССР в достаточном количестве алюминиевых сплавов. Предполагалось, что сварная металлическая конструкция разрешит упростить разработку производства самолетов и существенно увеличит срок их работы.
Для реализации этих выводов и для оценки изюминок техобслуживания самолетов с конструкцией из тонкостенных металлических элементов в эксплуатации в начале 1930 года при Инспекции гражданского воздушного флота был организован Отдел умелого самолетостроения во главе с А.И.Путиловым, бывшим сотрудником АГОС ЦАГИ, долгое время трудившимся под управлением А.Н.Туполева. Этому отделу было поручено создание однодвигательного металлического авиалайнера, рассчитанного на одного летчика и четырех пассажиров, что предполагалось применять кроме этого для аэрофотосъемки и в сельскохозяйственной авиации.
Данный самолет, взявший обозначение CТАЛЬ-2, выполнялся по обширно распространенной в те годы во всех государствах для самолетов для того чтобы назначения схеме двухподкосного высокоплана с простым оперением, неубирающимся шасси, с закрытыми кабинами для пассажиров и лётчика. В пассажирской кабине последовательно устанавливались два двухместных дивана; на первых серийных самолетах на правом и левом бортах кабины имелись четыре входные двери — по одной на каждого пассажира, но последние серийные самолеты выпускались уже с двумя входными дверями лишь на левом борту фюзеляжа.
За пассажирской кабиной имелось отделение для багажа, грузов и почты массой не более 80 кг. Балансировка самолета в полете обеспечивалась общепринятым в те годы средством — отклонением стабилизатора на углы от +4,3° до -2,12°.
Силовые элементы конструкции самолета — стержни и лонжероны ферменного фюзеляжа, нервюр и пояса лонжеронов крыла — выполнялись из гофрированных металлических страниц толщиной 0,1-0,6 мм, для предотвращения местной утраты устойчивости весьма узкими стенками. Эти гофрированные страницы посредством сварки образовывали трубчатые элементы с сверхсложными формами поперечного сечения, существенно усложнявшими разработку их изготовления, и сборку агрегатов.
В ходе изготовления подробностей обширно употреблялись разные виды сварки: точечная и роликовая контактная электросварка, автогенная сварка простых тонкостенных металлических труб в хвостовой части фюзеляжа. Обшивка крыльев, оперения и большей части фюзеляжа была полотняной, лишь передняя часть фюзеляжа от двигателя до кабины летчика имела железную обшивку, а боковые стены фюзеляжа от кабины летчика до грузового отделения обшивались фанерными щитками.
В связи с новизной конструкции самолета CТАЛЬ-2 в умелых мастерских Самолетного отдела НИИ ГВФ строились сходу два умелых экземпляра: первый являлся технологическим макетом, на котором отрабатывались приемы изготовления сварной тонкостенной, конструкции, второй предназначался для летных опробований.
Первый полет умелого самолета CТАЛЬ-2 — с импортным двигателем воздушного охлаждения Wright «Whirlwind» мощностью 300 л.с. состоялся 11 октября 1931 года под управлением летчика Э.И.Шварца. Самолет продемонстрировал хорошие летно-технические эти и по окончании нескольких полетов по авиалиниям, выполненных для изучения его эксплуатационных качеств, было решено выстроить специальный завод № 81 и начать на нем серийное производство самолетов CТАЛЬ-2.
Завод начал производить серийные самолеты с июня 1933 года. Они оснащались отечественными двигателями воздушного охлаждения М-26 мощностью 300 л.с. и с ними самолеты CТАЛЬ-2 с полетной массой 1910 кг имели большую скорость у почвы 205 км/ч, а высоту 1000 м они набирали за 5 мин. С массой нужной нагрузки 730 кг, из которой 360 кг приходились на их багаж и пассажиров, дальность полета была равна 550 км при средней эксплуатационной скорости 165 км/ч и с аэронавигационным запасом горючего на полчаса.
Часовой расход горючего наряду с этим составлял 75 кг/ч; посадочная скорость этих самолетов не превышала 80 км/ч. На последних сериях этих самолетов устанавливались двигатели воздушного охлаждения МГ-31 мощностью кроме этого 300 л.с.
Не обращая внимания на довольно малый комфорт, предоставляемый пассажирам в полете, и низкие для середины 30-х годов летно-технические эти, эти самолеты в целом как пассажирское самолеты воздушных линий маленькой протяженности себя оправдали.
Но не сбылись надежды надолго работы конструкции металлических пассажирских самолетов. Коррозия сварных точек, болтов, пистонов, растрескивание фанерной и полотняной обшивки потребовали для того чтобы же регулярного ремонта металлических самолетов, как и самолетов выполненных из вторых конструкционных материалов. На срок работы металлических самолетов того времени воздействовало и их стремительное моральное устаревание.
И все же самолеты CТАЛЬ-2 и CТАЛЬ-3 покинули заметный след в истории авиации как первые самолеты с цельностальной сварной конструкцией, доведенные до стадии серийного производства. Как маленький авиалайнер CТАЛЬ-2 себя оправдал. Один экземпляр, снабженный щитками типа Фрайз, именовался CТАЛЬ-2бис.
ЛТХ:
Модификация: Сталь-2
Размах крыла, м: 15,20
Протяженность самолета, м: 9,74
Площадь крыла,м2: 16,20
Масса, кг
-безлюдного самолета: 1120
-большая взлетная: 1800
Тип двигателя: 1 х ПД МГ-31
-мощность, л.с.: 1 х 300
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 200
-на высоте: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 165
Практическая дальность, км: 750
Практический потолок, м: 5760
Экипаж, чел: 1
Нужная нагрузка: 4 пассажира либо 730 кг груза.
Легкий авиалайнер СТАЛЬ-2.
Легкий авиалайнер СТАЛЬ-2.
Легкий авиалайнер СТАЛЬ-2.
Легкий авиалайнер СТАЛЬ-2.
Легкий авиалайнер СТАЛЬ-2 на лыжном шасси.
Легкий авиалайнер СТАЛЬ-2 на лыжном шасси.
Самолет СТАЛЬ-2 в полёте.
Ремонт двигателя на стоянке. Сняты кольцо Тауненда и выхлопная труба.
Самолет СТАЛЬ-2 Полярной авиации.
СТАЛЬ-2. Рисунок.
СТАЛЬ-2. Рисунок.
Проекции самолета СТАЛЬ-2. Рисунок.
СТАЛЬ-2. Чертеж 1.
СТАЛЬ-2. Чертеж 2.
СТАЛЬ-2. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Издание «Техника Молодежи» 1978-04. Историческая серия «ТМ». Металлические руки-крылья.
Basilzolotov.com. Aircraft illustrations by Basil Zolotov
Легендарный Ер-2, бомбивший Берлин, найден под Калугой
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Легкий пассажирский самолет fokker f.iii.
Разработчик: Fokker Страна: Нидерланды Первый полет: 1921 г. В конструкцию самолёта Fokker F.II было заложено столько резервов, что на его базе была…
-
Опытный пассажирский самолет avia av 57. чехословакия
Последней работой Роберта Й. Небесаржа (Robert J. Nebesar) в довоенной компании Avia был Av 57. На первый взгляд это был современный трехмоторный…
-
Разработчик: Калинин Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Ещё во второй половине 20-ых годов XX века, до начала разработки самолета К-4, Калинин приступил…
-
Среднемагистральный пассажирский самолет ту-70.
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1946 г. В начале 1946 года, в то время, когда ОКБ заканчивало проектные работы по Б-4 (Ту-4),…
-
Пассажирский самолет сувп (пл-1).
Разработчик: Д.П.Григорович Страна: СССР Первый полет: 1925 г. В середине 1920-х годов к разработке собственного авиалайнера на Ленинградском авиазаводе…
-
Многоцелевой транспортно-пассажирский самолет сталь-7.
Разработчик: Бартини Страна: СССР Первый полет: 1937 г. СТАЛЬ-7 — многоцелевой самолет, созданный конструктором Р.Л.Бартини. Это был двухмоторный…