Альтернативные штурмовики су-21. ссср

Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и существенно переработан. Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.

Штурмовик Су-21 есть развитием истребителя-перехватчика Су-15, что со своей стороны ведет происхождение от истребителей-перехватчиков с треугольным крылом Су-9 и Су-11. Работы над Су-15 (внутреннее обозначение Т-58) начались в ОКБ П. О. Сухого в первой половине 60-х годов прошлого века, а в августе 1963 года комплекс перехвата Т-58-8М1, в состав которого входили ракеты и радар класса воздух-воздух, вышел на национальные опробования.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века на новосибирском авиазаводе началось серийное производство, и 6 марта 1966 года первый предсерийный Су-15 совершил собственный первый перелет из Новосибирска. По окончании того как работами НАТО был обнаружен данный новый самолет, ему было присвоено обозначение Flagon (графин). В то время до тех пор пока Су-15 пребывал в серийном производстве, его конструкция всегда совершенствовалась; был создан последовательность ее улучшений, что после этого был внедрен в новых производственных сериях этого перехватчика.

Во второй половине 60-ых годов двадцатого века под влиянием войны во Вьетнаме и понимания, что на современном поле боя нужны самолеты-штурмовики, ОКБ Сухого начало изучить варианты нового самолета яркой помощи. Одним из вариантов был проект самолета, являвшегося развитием истребителя-перехватчика Су-15, названный Т-58Ш (штурмовик).

В базу проекта Т-58Ш был положен фюзеляж Су-15 с применением двух турбореактивных двигателей Р-13-300 (основной конструктор Сергей Алексеевич Гаврилов). Остальные части самолета взяли важные трансформации. Среди них были совсем новые крыло и хвостовое оперение: вместо первоначально употреблявшегося треугольного крыла на Т-58Ш должно было быть применено трапециевидное крыло с углом стреловидности передней кромки 40º.

После этого на протяжении предстоящих работ по проекту оно было заменено на крыло с малым углом стреловидности.

Вертикальное оперение было сохранено без трансформаций, а горизонтальное взяло увеличенную площадь. Главные стойки шасси были усилены, носовая из одноколесной стала двухколесной и убиралась поворотом назад. Большим трансформациям подверглась носовая часть фюзеляжа. Вместо находившегося на перехватчике большого обтекателя РЛС новая ударная машина взяла носовую часть со большим наклоном, снабжавшим пилоту хороший обзор вперед-вниз.

В новой носовой части размещались лазерный дальномер-целеуказатель «антенна» и Фон совокупности наведения ракет. Под носовой частью был размещен доплеровский прицел, а в кабине пилота оптический прицел АСП-ПФ-Б-7, трудившийся совместно с радиодальномером СРД-5М, и бомбардировочный прицел РБК-3. Кабина пилота была полностью бронированной, кроме этого взяла защиту нижняя часть фюзеляжа недалеко от размещения двигателей.

Протектированные топливные баки самолета емкостью 4500 кг размещались в крыле и фюзеляже.

Еще одной новинкой, примененной на Т-58Ш, стала сравнительно не так давно созданная шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30А (9A-621; конструкторы Василий Петрович Грязев и Аркадий Георгиевич Шипунов). Эта отличная шестиствольная пушка была оснащена пневматической совокупностью раскрутки и перезарядки стволов (в американских многоствольных пушках, к примеру M61 Vulcan, употреблялся электрический привод) и, стреляя 30-мм боеприпасами, достигала ошеломляющей скорострельности 5000 выстрелов в 60 секунд. Перенос части топлива из фюзеляжа в имевшие громадное внутреннее пространство консоли крыла разрешил разместить в нижней части корпуса самолета (за передней носовой стойкой) боезапас и пушку к ней, составлявший 300 снарядов.

Об эпопее с установкой этого замечательного орудия на самолет направляться поведать очень. В первое время с отладкой орудия на самолете появилось множество неприятностей. В следствии первых опробований в воздухе стало известно, что ударные и частотные характеристики, полученные при стрельбе из ГШ-6-30А на земле, не соответствуют тому, что имеет место в воздухе. Первый же отстрел, выполненный в полете, закончился тем, что по окончании очереди из 25 снарядов все устройства в кабине отказали.

В предстоящих испытательных полетах бывали случаи деформации а также срыва щитков передней опоры шасси, из-за сильных вибраций практически рассыпался патронный рукав и отказывало РЭО в закабинном отсеке.

Дабы уменьшить влияние пушечной автострады на конструкцию, ось пушки наклонили вниз на 1º13′. Доводкой артсистемы занималось Тульское ЦКБ и несколько оружия «Зенита» с привлечением экспертов НИИ авиационных совокупностей, ведавшего «огневыми» вопросами и проводившего на полигоне в подмосковном Фаустово эксперименты и контрольные отстрелы.

сила огня и Возможности орудия мало кого оставляли равнодушными. Кроме того при наземных отработках «шестистволки» при стрельбе у присутствующих появлялось желание присесть и закрыть уши руками, таким впечатляющим было ее воздействие. Стрельба из нее кроме того на слух не была похожа на простую очередь – чувствовался только один оглушающий раскатистый удар, за несколько секунд выбрасывавший в цель стокилограммовый залп.

Летчик-испытатель В. Н. Кондауров так вспоминал собственную первую стрельбу из ГШ-6-30А:

«Стоило мне, наложив центральную марку на воздушную цель, надавить гашеткой на кнопку стрельбы, как раздалось такое «ТР-Р-Р-Р-ЫК», что я нечайно отдернул руку. От стрельбы самолет целый затрясся и чуть ли не остановился от сильной отдачи пушечной установки. Беспилотная мишень, только что делавшая впереди меня вираж, практически разлетелась на куски. Я чуть пришел в себя от восхищения и неожиданности: «Вот это калибр!

Хороша зверюга! Коль попадешь – мало не будет»».

В сочетании с прицельной совокупностью ГШ-6-30А имела высокую точность стрельбы. Заводской летчик-испытатель М. Туркин на спор предлагал попасть в закрепленную на мишени и прекрасно известный белую майку а также снести положенную сверху фуражку. Сделав несколько заходов, он уложил в цель очередь.

Выяснить, кто победил в споре, не удалось: очередь разметала бревенчатую мишень так, что не осталось кроме того обрывков.

В дополнение к пушке на девяти узлах внешней подвески Т-58Ш должен был нести до 5500 кг сбрасываемой боевой нагрузки, которая включала в себя ракеты и бомбы с лазерным наведением, кроме этого предусматривалась подвеска тактического атомного оружия.

В сентябре 1970 году был защищен макет самолёта и эскизный проект. Проект Т-58Ш был одобрен правительством, и на умелом заводе ОКБ началось производство двух прототипов Т-58Ш. В 1972 года постройка прототипов была закончена, и 6 апреля состоялся первый полет первого прототипа Т-58Ш-1; 26 сентября этого же года в небо встал второй прототип Т-58Ш-2.

По окончании национальных приемочных опробований, завершившихся в первой половине 70-ых годов XX века, Т-58Ш стали поступать на вооружение. Потому, что с Су-15 новый самолёт имел мало неспециализированного, ему было присвоено новое обозначение – Су-21 (данное обозначение многие западные наблюдатели приписывали поздним вариантам перехватчика Су-15 с крылом, имевшим переменную стреловидность передней кромки, и оживальным обтекателем антенны РЛС).

К 1975 году новыми самолетами были оснащены четыре авиаполка, каковые из истребительно-бомбардировочных были преобразованы в штурмовые. Сразу же по окончании переобучения на новую матчасть полки были переброшены на запад в государства Варшавского контракта. Два полка базировались в ГДР и еще два в Чехословакии.

Серийное производство Су-21 было развернуто на авиазаводе № 31, расположенном в столице Грузинской ССР городе Тбилиси. Во время с 1975 по 1981 год штурмовики Су-21 производил лишь авиазавод № 31 (было произведено 182 самолета), после этого к производству штурмовиков был подключен авиазавод № 99 (Улан-Удэ). В отличие от перехватчика Су-15, пребывавшего на вооружении лишь ВВС СССР, штурмовики Су-21 сначала предназначались для поставок союзникам по дружественным режимам и Варшавскому договору.

Задачи истребителей-бомбардировщиков взяли на себя МиГ-23Б/27, совсем вытеснив из данной ниши Су-17 [1].

На протяжении производства Су-21 всегда совершенствовался. Одним из самые существенных трансформаций была программа среднесрочной модернизации, на протяжении которой Су-21 взяли летный оптико-телевизионный Шквал и прицельный-251 «комплекс». В состав комплекса «Шквал» входили:

  • • дневная оптико-телевизионная совокупность;
  • • наведения линии и система стабилизации визирования;
  • • телевизионная автоматическая совокупность сопровождения целей;
  • • лазерная станция дальнометрирования и подсвета;
  • • лазерно-лучевой канал управления ПТУР;
  • • бортовая счётная машина;
  • • ночная оптико-телевизионная совокупность в подвесном контейнере («Меркурий»).

Эта совокупность, существенно расширявшая возможности Су-21, имела возможность обнаруживать и распознавать цели в дневных и ночных условиях, машинально сопровождать подвижные и неподвижные цели, машинально наводить противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) нового поколения («Вихрь»), делать подсветку ракетам с лазерными головками самонаведения (ГСН), давать целеуказание ракетам с телевизионными ГСН и использовать неуправляемое оружие.

Штурмовик, оснащенный прицельным комплексом «Шквал», взял обозначение Су-21Д (Д – доработанный). В 1982-83 годах один Су-21 был оснащен комплексом «Шквал» и испытан, по окончании чего на авиазаводах №№ 31 и 99 было начато производство новой модификации Су-21Д.

Штурмовики Су-21 приняли активное участие во многих конфликтах и войнах финиша XX – начала XXI века на различных континентах от гор Гиндукуша, Анд и Кавказа до степей Донбасса и от Сирии и пустынь Ирака до джунглей Конго и Анголы. В ряде вооруженных конфликтов (обе чеченские компании, пятидневная война и война на Донбассе) штурмовики Су-21 вынесли на себе главную тяжесть войны в воздухе [2].

Перед началом первой чеченской кампании штурмовики Су-21 смогли без утрат стереть с лица земли на земле 266 чеченских самолетов. Из более чем 9000 боевых вылетов, выполненных русским авиацией с 1994 по 1996 год, на долю штурмовиков Су-21 приходится более чем 6000. По большей части использовалось неуправляемое оружие (свободнопадающие бомбы и НУРСы), на долю точного оружия было нужно около 2,3% боевых вылетов.

На протяжении пятидневной войны штурмовики Су-21 пребывали на вооружении обеих сторон конфликта, но в военных действиях участвовали лишь российские автомобили. Потенциальная возможность применения грузинской стороной собственной авиации сыграла с русскими Су-21 злую шутку. Добрая половина утрат ВВС РФ ходе этого скоротечного конфликта приходится на автомобили данного типа (три штурмовика Су-21Д), причем сбиты самолеты были только дружественным огнем.

На протяжении войны на Донбассе штурмовики Су-21 стали самым используемым и самым поражаемым боевым самолетом украинских ВВС (на протяжении конфликта было утрачено 6 самолетов данного типа). На протяжении карательной операции на Донбассе летчиком украинского Су-21 был ударен здание Луганской обласной администрации, приведший к множеству людских жертв и обыгранный в гыгыкающей украинской блогосфере как

«наведение ПЗРК террористов на кондиционер».

Последним на сегодняшний момент конфликтом, в котором участвовали штурмовики Су-21 (модификация Су-21СМ), есть война в Сирии.

* * *

Напоследок направляться немого поведать о недостатках и достоинствах самолета. Не обращая внимания на собственный происхождение от истребителя-перехватчика, развивавшего на громадных высотах скорость до 2230 км/ч, штурмовики Су-15 были на уникальность успешными самолетами. Это был надежный прекрасно забронированный ударный самолет, прекрасно доходивший для исполнения задач над полем боя.

В Афганистане от сухопутных армий он взял прозвища «расческа» (за много пилонов для внешней нагрузки) и «грач» (за уничтожение гнёзд и умелое нахождение душманов).

Штурмовики Су-21 способны нести солидную боевую нагрузку и являются весьма устойчивым средством доставки оружия к цели. Начав как достаточно простой и довольно недорогой самолет для действий в дневных условиях, Су-21 за время собственной эксплуатации превратился в ударный комплекс, оснащенный сложной прицельно-навигационной аппаратурой и талантливый использовать точное оружие днем и ночью и в произвольных погодных условиях.

Первоначально установленные на самолете ТРД Р-13-300 отличались громадным расходом горючего и потом были заменены на турбореактивные одноконтурные двухвальные двигатели Р-95Ш, представлявшие собой вариант двигателя Р-13-300 без форсажной камеры, с изменениями и нерегулируемым соплом во запасных агрегатах. С 1988 года на штурмовики Су-21 начали устанавливать более замечательные и экономичные двигатели Р-195.

Что касается оружия, то направляться заявить, что первоначально пушка ГШ-6-30A была источником постоянных проблем. Тогда как огневая мощь пушки была подавляющей, а ее точность необыкновенной, отдача в 5500 кгс и связанные с ней ударные нагрузки на планер были весьма замечательными и их не могли погасить демпферы крепления.

Значительно чаще страдали оборудование и электроника, залп выбивал предохранители, разрушал соединения и фидеры, обесточивал аппаратуру и появился фатальным для прецизионной техники, в лучшем случае заставляя переходить на ручные режимы. Ударной волной сминало створки передней стойки, фактически неизменно при стрельбе разлетались посадочные фары.

На данный случай было нужно ввести уточнения в «Инструкцию летчику» и особую памятку по подготовке самолета: фары перед вылетом на стрельбу снимались и заменялись заглушками (это занимало 2,5 часа), а при ночных вылетах запрещалась посадка на неосвещенную ВПП. Саму стрельбу рекомендовалось вести не предусмотренными маленькими очередями по 75 снарядов с отсечкой (не говоря уже о долгих в 225 либо, без остатка, 300 снарядов), а лишь ограниченными по 30-40 выстрелов, делая пропуск «холостым звеном» в ленте.

Полную зарядку 300 патронами осуществить было тяжело по причине того, что требовалась весьма тщательная, «ювелирная», укладка ленты. На это времени недоставало, и в строевой эксплуатации ввели зарядку укороченной лентой из 260 патронов.

Однак в конечном счете, не обращая внимания на последовательность недочётов, Су-21 смогли оправдать ожидания армейских и, продемонстрировав громадный потенциал, стали одним из ответственных компонентов ВВС страны. С 1974 по 1993 год было выпущено 1870 самолетов Су-21 разных модификаций. На вооружении ВКС Российской Федерации штурмовики Су-21 должны остаться как минимум до 2025 года.

Альтернативные штурмовики су-21. ссср
схемы проекта штурмовика Т-58Ш (первый вариант с трапециевидным крылом)

штурмовик Су-21Д (кодовое обозначение НАТО Fluster [беспокойный] С) из состава 20-го гв. ШАП 25-й ШАД 16-й ВА, аэропорт Темплин (ГДР), апрель 1985 года

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Су-21СМ

Назначение: штурмовик

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: два турбореактивных одноконтурных двухвальных двигателя Р-195 ФГУП «Научно-производственное предприятие «Мотор»», развивавших на взлете тягу 4300 кгс

Размеры:

размах крыла 12,24 м
протяженность 17,57 м
высота 4,84 м
площадь крыла 31,2 м?

Вес:

безлюдного 11 225 кг
боевой нагрузки (обычный) 2 000 кг
боевой нагрузки (большой) 5 500 кг
с полной нагрузкой 17 500 кг

Летные характеристики:

большая скорость (с обычной боевой нагрузкой) 1100 км/ч
крейсерская скорость 850 км/ч
посадочная скорость 230 км/ч
практическая дальность (с обычной боевой нагрузкой)
на высоте:
без ПТБ: 940 км
с 2? ПТБ-800: 1250 км
с 4? ПТБ-800: 1650 км
у почвы:
без ПТБ: 695 км
с 2? ПТБ-800: 820 км
с 4? ПТБ-800: 1050 км
перегоночная дальность 3500 км
практический потолок: 12 000 м
высота боевого применения с большой боевой нагрузкой 9 000 м
протяженность разбега
на цементной ВПП: 550 м
на грунтовой ВПП: 600 м
протяженность пробега (без тормозного парашюта)
на цементной ВПП: 600 м
на грунтовой ВПП: 700 м

Оружие:

стрелковое
шестиствольная 30-мм пушка ГШ-6-30А с боезапасом 300 снарядов
бомбово-ракетное – на девяти узлах подвески (по три под консолями крыла и три под фюзеляжем)
управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» X-23, Х-25, Х-29, Х-31А, Х-31П и Х-58
бомбы с лазерной головкой самонаведения КАБ-500Л
бомбы с телевизионно-корреляционной головкой самонаведения КАБ-500Кр, КАБ-500-ОД
бомбы с инерциально-спутниковой совокупностью наведения КАБ-500C
свободнопадающие бомбы ФАБ-250, ФАБ-500,ФАБ-1000
блоки НАР УБ-32А (С-5М), Б-8М1 (С-8), Б-13Л (С-13)
НАР С-24, С-25
кассетные бомбы РБК-250 АО-1
съемные подвижные пушечные установки СППУ-22-01 с отклоняемой в вертикальной плоскости двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23 260 снарядов
съемные подвижные пушечные установки СППУ-30 с 30-мм пушками ГШ-30
съемные подвижные пушечные установки СППУ-687 с 30-мм пушками ГШ-30
ракеты «воздух-воздух» Р-60, Р-73
дополнительное
подвесные топливные баки, контейнеры с аппаратурой РЭП

  1. тут необходимо осуществить маленькое замечание и заявить, что Су-21 был самолетом «на вырост» и кроме задач штурмовика практически имел возможность частично делать задачи довольно недорогого истребителя-бомбардировщика, став, так, заменой и аналогом Су-17. Многие дружественные режимы, которым СССР поставлял сперва Су-17 и после этого Су-21, применяли штурмовики по большей части как раз в роли истребителя-бомбардировщика. Более сложные, скоростные и дорогие истребители-бомбардировщики МиГ-23Б/27 поставлялись только последовательности государств Варшавского контракта (ГДР, ЧССР, БНР), Сирии и Кубе
  2. для ВВС РФ это разъясняется ставкой на двухмоторные самолеты, а для ВВС Украины неспециализированной деградацией этой страны

источники:

  • https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/9524849810/in/photostream/
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Шквал_(авиационный_прицельный_комплекс)
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Су-25
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Р-95Ш
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Р-195
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig27.html

Сделано в СССР. Истребитель-бомбардировщик Су-7Б

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: