Альтернативные истребители миг-23 с несущими поверхностями схемы «биплан-тандем». ссср часть 2

      Комментарии к записи Альтернативные истребители миг-23 с несущими поверхностями схемы «биплан-тандем». ссср часть 2 отключены

Часть 1

Перед тем как выложить вторую часть данной статьи я желаю выразить слова признательности глубокоуважаемым сотрудникам за неоценимую помощь в ее создании: redstar72 за идеи и редактирование текста, vasia23 за цветные профили и товарищу Сухову за идеи и 3d-модели в первой части. Без помощи этих глубокоуважаемых сотрудников эта статья не имела возможность состояться.

Серийные модификации Фронтовые истребители МиГ-23С

До тех пор пока велись опробования умелых экземпляров истребителей МиГ-23, шло освоение серийного производства автомобили столичным заводом «Знамя труда».

На протяжении госиспытаний пятого прототипов и третьего («23-02/3» и «23-03/5») летчики-испытатели убедились в правильности результатов полунатурного моделирования в ГосНИИ АС. Работу по созданию МиГ-23 осуществляли контроль на высоком уровне: каждую субботу в кабинете министра авиационной индустрии планировала своевременная бригада из ведущих экспертов, причастных к созданию МиГ-23, и подводились итоги работы за чемь дней.

Экспертов НИИ ВВС осуществлял контроль главком ВВС П. С. Кутахов; на совместных заседаниях обсуждались пути ответа появлявшихся неприятностей. Задержки с разработкой бортовой РЛС «Сапфир-23» повлекли соответствующие организационные выводы, из-за которых предстоящую разработку БРЛС возглавил основной конструктор Ю. П. Кирпичев, что довел радиолокационную станцию до отметки, удовлетворившего клиента.

Альтернативные истребители миг-23 с несущими поверхностями схемы «биплан-тандем». ссср часть 2

Схема истребителя МиГ-23С с радиолокационным прицелом РП-22

Истребитель МиГ-23С с радиолокационным прицелом РП-22 из состава ВВС Ирака

Потому, что найденные на протяжении госиспытаний недочёты в работе БРЛС «Сапфир-23» оперативно устранить было нереально, то первые серийные самолеты МиГ-23С, поступившие в строевые части, укомплектовали радиолокационным прицелом РП-22, употреблявшимся на МиГ-21С. РП-22 разрешал использовать лишь ракеты малой дальности Р-3С и Р-3Р. Для ведения маневренного воздушного боя самолет оснастили стрелковым прицелом АСП-ПФД с индикацией на лобовом стекле, на что выводилась информация о воздушной цели с РП-22.

Схема истребителя МиГ-23С с бортовой РЛС «Сапфир-23»

Истребитель МиГ-23С последней серии с бортовой РЛС «Сапфир-23», ВВС СССР

В 1969-1970 годы завод выстроил 350 серийных МиГ-23С («23-02С»); 30 самолетов были изготовлены с бортовой РЛС «Сапфир-23», а оставшиеся с радиолокационным прицелом РП-22.

Фронтовые истребители МиГ-23М

Следующей серийной модификацией стал истребитель МиГ-23М («М» – модернизированный, изделие «23-12») – первый крупносерийный вариант «двадцать третьего», поменявший в производстве МиГ-23С и ставший самым массовым истребителем из семейства «двадцать третьих». Развитие МиГа шло по пути электроники конструкции и совершенствования планёра, и улучшения разработки производства.

Неизбежное повышение массы самолета потребовало принятия мер по сохранению удельной нагрузки на крыло. Решить эту проблему удалось за счет разработки новых консолей крыла с увеличенным на 1 метр переменной стреловидностью и размахом передней кромки (45° на уровне ПГО и 56° другой части). Еще одним характерным показателем новых консолей крыла стал «клык» на передней кромке у законцовок.

Консоли крыла были оборудованы отклоняемым носком, приводимым в воздействие синхронно с закрылком ПГО, что существенно повысило несущие особенности крыла на взлетно-посадочных режимах.

Со своей стороны ПГО было оборудовано усовершенствованной совокупностью создания дополнительной подъемной силы на закрылках. Для повышения данной силы закрылки были оснащены совокупностью управления пограничным слоем (методом сдува его воздухом, отбираемым от компрессора двигателя).

Хвостовое оперение на МиГ-23М сместили назад на 710 мм, а помимо этого, добавили четвертый фюзеляжный топливный бак. Самолет оснастили двигателем Р-29РТ-300 (тяга 8300/11500 кгс) со встроенной совокупностью реверса тяги; позднее форсажная тяга двигателя была доведена до 12500 кгс. Стойки шасси (главные и носовая) были усилены, а их протяженность увеличена.

Схема фронтового истребителя МиГ-23М

В состав БРЭО была включена РЛС «Сапфир-23Д-III», наконец-то доведенная до стадии массового производства. В первый раз отечественные серийные истребители взяли радар, талантливый трудиться по самолетам соперника на фоне почвы. Дальность обнаружения типовой цели составляла 55 километров, дальность захвата – 35 километров, обработка радиолокационной информации перед выводом ее на прицел осуществлялась аналоговым вычислителем АВМ-23.

Под фюзеляжем МиГ-23М за клинообразным остеклением разместили теплопеленгатор ТП-23. На самолете установили усовершенствованную автоматизированную совокупность управления САУ-23А, и навигационную совокупность «Полет-1 И-23».

Состав оружия МиГ-23М был значительно расширен и включал:

  • • встроенную пушку ГШ-23Л;
  • • две управляемые ракеты средней дальности Р-23Р (радиолокационная полуактивная совокупность наведения) либо Р-23Т (инфракрасная головка самонаведения);
  • • две-четыре ракеты малой дальности Р-3С, Р-3Р либо Р-13М;
  • • четыре ракеты малой дальности Р-60.

Для подвески ракет Р-60 имели возможность употребляться АПУ-60/2, рассчитанные на две УР, что разрешило довести их неспециализированное число на борту самолета до шести. «Шестидесятка» была создана под управлением М. Р. Бисновата и стала первой в мире ракетой данного класса, талантливой стартовать при перегрузке носителя до 7 единиц, другими словами фактически на пределе маневренных возможностей самолета.

Для поражения наземных целей истребитель оснащался управляемыми ракетами Х-66 и Х-23Р, НУРС С-5, С-8 и С-24, и свободнопадающими бомбами, разовыми баками и бомбовыми кассетами с напалмом массой до 500 кг. Подвесные топливные баки имели возможность крепиться как к подфюзеляжному пилону (800-литровый ПТБ-800), так и к внутренним крыльевым универсальным пилонам (480-литровые топливные баки ПТБ-480), предназначенным для несения ракет средней дальности и для ударной нагрузки.

Истребитель МиГ-23М, 787-й ИАП ВВС СССР, авиабаза Финов, ГДР, 1978 год

МиГ-23М совершил первый полет в июне 1970 года под управлением А. В. Федотова и по окончании маленького периода опробований был запущен в массовое производство. К выпуску МиГ-23М кроме завода «Знамя труда» были подключены горьковский авиазавод №21 им. Серго Орджоникидзе (ГАЗИСО), тбилисский и №31 иркутский авиазавод №39.

Выпуск МиГ-23М всегда набирал темпы, и в первой половине 70-ых годов двадцатого века он поменял в производстве МиГ-21. В первой половине 70-ых годов XX века выпуск достиг темпа двенадцати самолетов в месяц, и в этом же году начались поставки истребителей на экспорт в ВВС государств Варшавского контракта и в дружественные государства (версия МиГ-23МФ с упрощенным вариантом БРЭО).

Фронтовые истребители МиГ-23МЛ

Необходимость предстоящего повышения маневренности самолета, обусловленная возникновением в Соединенных Штатах истребителей четвертого поколения F-15A, YF-16 и YF-17, и запаздывание с созданием подобных отечественных самолетов четвертого поколения, разрабатываемых в рамках программ легкого и многоцелевого фронтовых истребителей (ЛФИ и МФИ), стали причиной появлению в 1975 году модификации МиГ-23МЛ («Л» – легкий, изделие «23-22»). Он рассматривался руководством ВВС СССР как временная альтернатива ЛФИ.

Схема перспективного истребителя ЛФИ; издание «Air Enthusiast», 1978 год

Рисунок перспективного истребителя ЛФИ; издание «Air International», 1979 год

технологии конструкции и Усовершенствование самолёта его производства разрешило уменьшить машину практически на 1050 кг если сравнивать с МиГ-23М; из больших трансформаций необходимо отметить отказ от четвертого топливного бака. Не обращая внимания на уменьшение неспециализированного запаса горючего до 5500 кг, за счет понижения массы конструкции и аэродинамического сопротивления удалось сохранить дальность полета. Истребитель взял усовершенствованный и более экономичный двигатель Р-35РТ-300 (тяга 8550/13000 кгс).

Вторыми заметными отличиями «23-22» от «23-12» стали генератор вихрей на приемнике воздушного давления (маленькая пластина с острыми кромками), вихреобразующий «клык» на передней кромке ПГО и поменянное в плане треугольное крыло с расширенной хордой у корневых частей консолей, снабжавшей маленькое смещение аэродинамического фокуса назад. Эта мера сократила статическую устойчивость самолета, тем самым повысив его маневренность. Для обеспечения хорошей управляемости самолета с уменьшенной устойчивостью МиГ-23МЛ был оборудован новой электродистанционной совокупностью управления с трехкратным резервированием.

Схема фронтового истребителя МиГ-23МЛ

По сравнению со своим предшественником истребитель МиГ-23МЛ имел увеличенное с четырех до шести число подкрыльевых узлов подвески. Как следствие, новый самолет имел возможность нести четыре ракеты средней дальности семейств Р-23 и Р-24 с радиолокационной полуактивной и инфракрасной головками самонаведения (Р-24Р имели большую дальность пуска около сорока километров, а Р-24Т –25-35 км) и четыре ракеты малой дальности Р-60. Перегоночная дальность была увеличена за счет свойства нести четыре бака ПТБ-480 и один бак ПТБ-800.

самые серьёзным трансформациям подвергся состав оборудования «23-22». Машину оснастили новой совокупностью автоматического управления САУ-23АМ и пилотажно-навигационным комплексом «Полет-21-23». Комплекс имел возможность трудиться самостоятельно, выдавая летчику навигационную данные, либо совместно с САУ, в то время, когда автопилот сам вел машину по заданному маршруту и снабжал более надежный выход ее на цель.

На МиГ-23МЛ установили новый прицельный комплекс, включающий РЛС «Сапфир-23МЛ» (дальность обнаружения типовой цели – 85 км, дальность захвата – 55 км), не потребовавшую перенастройки блоков при применении ракет с тепловыми и РЛ ГСН, и теплопеленгатор ТП-23М (дальность обнаружения цели вдогон на фоне свободного пространства – 35 км). Вся прицельная информация выводилась на индикатор на лобовом стекле АСП-23МЛ. В состав БРЭО входила кроме этого совокупность опознавания «собственный-чужой» СРО-2М и совокупность командного управления «Лазурь-СМЛ».

Принципиальным новшеством, значительно повышавшим боевые возможности истребителя, стало использование совокупности ограничения углов атаки (СОУА). Сейчас летчик имел возможность летать, не опасаясь срыва в штопор, и максимально применять маневренный потенциал автомобили. В совокупность входил цилиндр со штоком, отталкивающий ручку управления вперед в тот момент, в то время, когда самолет выходил на предельный для данного режима угол атаки.

Наряду с этим чем стремительнее возрастал угол атаки, тем раньше срабатывал механизм, кроме возможность динамического заброса на запредельный угол.

Истребитель МиГ-23МЛ, ВВС СФРЮ, 1997 год

Внесение в конструкцию самолета всех этих трансформаций существенно улучшило маневренность истребителя и обеспечило машине хорошие разгонные характеристики (по этим параметрам МиГ-23МЛ мало превзошел F-16A). Кроме этого создатели МиГ-23МЛ добились маленького превосходства над F-16A в управляемости и характеристиках устойчивости на громадных углах атаки. Этому помогла показанная еще прототипом «23-02/1» свойство выходить на углы атаки 40°.

Не обращая внимания на прекращение в первой половине 80-ых годов XX века серийного производства МиГ-23 и Знамя и «переход труда», ГАЗИСО и иркутского [4] авиазавода на выпуск легких фронтовых истребителей четвертого поколения, совершенствование МиГ-23МЛ продолжилось. Модернизируемые автомобили, взявшие обозначение МиГ-23МЛД (Д – доработанный; изделие «23-23»), были оснащены облегченной на 170 кг РЛС «Сапфир-23МЛД», выполненной с применением новой элементной базы, теплопеленгатором ТП-26 и автоматическим стрелковым прицелом ДСП-17. Самолет оснастили новой аппаратурой предупреждения об облучении РЛС СПО-15Л, снабжающей более правильное пеленгование цели, станцией активных помех СПС-141 и усовершенствованной аппаратурой совокупности национального опознавания «Пароль».

Еще одним ответственным новшеством, реализованным на МиГ-23МЛД, стала совокупность ограничительных сигналов СОС-3-4, осуществлявшая при помощи особого механического устройства тряску ручки управления с приближением к режиму срыва. Согласно точки зрения летчиков, СОС-3-4 сделала полет на критических углах атаки еще более несложным. Целый комплекс мероприятий разрешил создать истребитель, по словам летчика-испытателя Б. А. Орлова, фактически не сваливающийся в штопор,

«а вдруг и получалось его в том направлении загнать, то легко из этого режима выходящий».

Истребитель МиГ-23МЛД, ВВС СССР, 1993 год

Кроме этого у МиГ-23МЛД было боле идеальное оружие: самолет уже имел возможность нести новейшие ракеты «воздух-воздух» малой дальности Р-73. Эти всеракурсные ракеты имели больший диапазон углов захвата и дальностей пуска цели головкой самонаведения, чем американский аналог AIM-9L Sidewinder. Совокупность оружия снабжала борьбу с воздушными целями в диапазоне высот от 40 до 24 000 м, что давало истребителю возможность вести борьбу и с новейшим оружием того времени – малоразмерными стратегическими крылатыми ракетами типа «Томагавк» и ALCM.

Перехватчики МиГ-23П

Не считая модификации МиГ-23МЛ в середине 1970-х годов показался перехватчик, призванный заменить устаревшие Су-9 и Су-11. При разработке нового перехватчика за базу был забран МиГ-23МЛ. Так как трансформации коснулись по большей части набора оборудования, опробования перехватчика были совершены в сжатые сроки.

Уже во второй половине 70-ых годов XX века он начал поступать на вооружение в авиаполки ПВО под обозначением МиГ-23П («П» – перехватчик; изделие «23-24»). По конструкции планера он был похожим собственного собрата МиГ-23МЛ, потому, что кроме этого планировал на ММЗ «Знамя Труда», причем на тех же стапелях. Но отличие в решаемых задачах (главная из которых – сотрудничество с совокупностью ПВО страны) стало причиной установке на МиГ-23П иного оборудования, что стало причиной изменение размещения части эксплуатационных люков.

На МиГ-23П были установлены:

• стрелковый прицел АСП-23П;
• совокупность автоматического управления САУ-23ПМ;
• РЛС «Сапфир-23П» («Аметист» Н006);
• новая радиостанция Р-862;
• теплопеленгатор ТП-23М;

  • • аппаратура для автоматического наведения самолета на цель по командам разных автоматизированных совокупностей наведения истребителей.

По окончании захвата и обнаружения цели бортовой РЛС управление самолетом брала на себя БЦВМ, выводящая его на предел пуска ракет по оптимальной траектории.

Истребитель-перехватчик МиГ-23П

Набор оружия, среди них и для действий по наземным целям, был тот же, что и у МиГ-23МЛ, но в строевых частях он употреблялся не всецело. Так, на этом самолете летчики не отрабатывали задач по поражению наземных объектов, другая оснастка и балочные держатели для применения управляемого и неуправляемого ракетного и бомбового оружия со складов ни при каких обстоятельствах не востребовалась.

Самолет строился серийно на МАПО в 1976-1980 годах и в 1978-79 годах МиГ-23П, дополнив Су-15, скоро вытеснили Су-9 и Су-11 из авиации ПВО.

Палубный истребитель МиГ-23К

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на вооружение авиации ВМФ СССР были приняты палубные истребители МиГ-23К («К» – корабельный; изделие «23-32»). Первоначально МиГ-23К должны были стать истребителями-бомбардировщиками, делать функции истребителей, перехватчиков, штурмовиков-бомбардировщиков, самолётов и разведчиков радиоэлектронной борьбы и входить в состав авиагрупп строившихся в Комсомольске и Ленинграде-на-Амуре авианосцев проекта 1143 («Минск»).

Но скоро замыслы поменялись; задачи и ударные задачи РЭБ и РЭП было решено возложить на штурмовики-бомбардировщики Су-17М3К – оморяченный вариант истребителя-бомбардировщика Су-17М3, а разведку перепоручить палубным самолетам ДЛРО Як-44.

технический персонал и Пилот на фоне палубного штурмовика-бомбардировщика Су-17М3К

Пилот в кабине Су-17М3К

Палубный штурмовик-бомбардировщик Су-17М3К

Палубный самолет ДЛРО Як-44Э на палубе авианосца «Минск»

Компоновка палубного самолета ДРЛО Як-44Э

При разработке МиГ-23К за базу был забран истребитель МиГ-23МЛ, от которого морской вариант отличался опущенной на 2° вниз для улучшения обзора из кабины носовой частью фюзеляжа, усиленным шасси, установкой посадочного гака (поворотный подфюзеляжный гребень наряду с этим заменялся на два гребня), увеличенной высотой и площадью киля. Кроме этого «23-32» взял крыло с двухщелевыми закрылками увеличенной площади и совокупность дозаправки горючим в полете.

Вторыми отличиями конструкции палубной автомобили стали:

  • • складывающиеся консоли крыла;
  • • усиленные стойки шасси;
  • • внедрение усовершенствованной совокупности создания дополнительной подъемной силы на оснащенном двухщелевыми закрылками ПГО;
  • • два дополнительных подфюзеляжных узла подвески (перед главными стойками шасси).

Схема палубного истребителя МиГ-23К

За базу оборудования МиГ-23К был забран состав БРЭО истребителя МиГ-23МЛ; отличия заключались в установке:

  • • совокупности автоматического управления САУ-23МЛК;
  • • навигационной совокупности «Полет-2К-23»;
  • • РЛС «Сапфир-23МЛ-К» (после этого заменена на «Сапфир-23МЛА-К»);
  • • радиостанции Р-862;
  • • теплопеленгатора ТП-26;
  • • совокупности ограничительных сигналов СОС-3-4;
  • • аппаратуры для автоматического наведения самолета на цель по командам установленной на Як-44 автоматизированной совокупности наведения.

Палубный истребитель МиГ-23К

В первой половине 80-ых годов XX века для имевших авианосцы государств третьего мира был создан палубный истребитель МиГ-23КЭ («Э» – экспортный), отличавшаяся упрощенным составом БРЭО и улучшенными ударными возможностями. ОКБ им. Микояна ориентировалось на страны и Индию Латинской Америки: прежде всего на Аргентину, в которой к власти пришло гражданское правительство, и (в возможности) на Бразилию, диктаторский режим которой неспешно сдавал собственные позиции.

Особенности эксплуатации МиГ-23М

Уже в начале эксплуатации МиГ-23М в строевых частях было подтверждено большое превосходство его боевых возможностей если сравнивать с главным в то время истребителем советских ВВС – МиГ-21. Так, при равных горизонтальной и вертикальной маневренности применение РСБН-6С значительно облегчило навигацию, а наличие замечательной РЛС в сочетании с новыми и теплопеленгатором ракетами повысило эффективность перехватов воздушных целей.

Но резкое усложнение оборудования, если сравнивать с МиГ-21, в один момент предъявило повышенные требования к подготовке летчиков. Недостаточный уровень знаний часто приводил к невыполнению учебных задач, неполному применению возможностей навигационных и прицельных совокупностей. Полет истребителя не отличается монотонностью, но энергичные маневры в территориях отсутствия радиокоррекции, скажем, на малой высоте, приводили к стремительному накоплению неточностей счисления координат, что довольно часто вводило летчиков в замешательство.

Очень трудоемкой была настройка и наладка САУ-23. Важность этих работ обуславливалась введением во второй половине 70-ых годов двадцатого века необходимого освоения автоматической посадки. Отказы РЛС «Сапфир-23Д-III» были постоянной головной болью экспертов.

Весьма трудоемкой была замена передатчиков РЛС, связанная со выкаткой носового носового и снятием обтекателя моноблока. Сами передатчики (импульсный весом 140 кг и передатчик канала постоянного подсвета для ракет – весом 110 кг) приходилось заменять посредством особого крана. Кроме того у умелых экспертов на эту операцию уходило не меньше 2 часов.

Внедрение совокупности охлаждения РЛС антифризом (на МиГ-21 с РП-22 эта совокупность была спиртовой) кроме этого создавало неприятности. На протяжении эксплуатации в антифризе оказались сгустки, забивающие фильтр. Это приводило к аварийному выключению станции, время от времени кроме того в полете.

К конструктивным недочётам РЛС направляться отнести кроме этого неудовлетворительное математическое обеспечение вычисления АВМ-23 больших дальностей пуска для ракет Р-60 – они были очевидно завышены (данный недочёт устранили позднее на МиГ-23МЛ). Но, справедливости для, нужно подчернуть, что отказы РЛС были достаточно редкими при эксплуатации истребителя в районах с небольшими перепадами и пониженной влажностью суточных температур.

Но, Сапфир и «надёжность-23Д-III» в то время была в полной мере сопоставима с надежностью подобных зарубежных РЛС. Весьма неустойчиво трудился радиокомпас АРК-15.

Громадной проблемой являлась нехорошая герметичность МиГ-23М, в особенности закабинного отсека. Влага (конденсат) часто попадала в контрольные разъемы, что приводило к выходу из строя цепей питания оборудования (в большинстве случаев это заканчивалось перегоранием предохранителей). Ремонт оборудования МиГ-23М затруднялся его сложным размещением на особой этажерке, в закабинном отсеке.

Для доступа к блокам этажерку приходилось поднимать посредством особой самолетной гидросистемы, приводимой в воздействие ручным насосом, установленным на буксировочном водиле и подсоединяемым к самолету посредством шланга. В то время, когда же самолетный гидроподъемник ломался, что, действительно, случалось очень редко, этажерку приходилось извлекать из закабинного отсека краном либо вручную.

При стрельбах из пушки ГШ-23Л на АФС «Пион» самопроизвольно раскрывались крышки предохранительных гнезд, разрывая цепи питания и выводя из строя канал радиокоррекции совокупности навигации. Значительные неприятности появлялись при смене и подвеске боекомплекта. Не смотря на то, что и существовали особые тележки-подъемники, фактически все оружие, за исключением авиабомб громадных калибров, подвешивалось и снималось вручную.

Замена в боекомплекте УР Р-23Р на Р-23Т и напротив была связана с соответствующей заменой соответствующего блока РЛС. Замена одной ракеты Р-23Р в боекомплекте на другую потребовала дополнительно подстройки на земле радиолокационной ГСН новой ракеты на частоту передатчика канала подсвета цели РЛС «Сапфир-23Д-III».

Для исполнения предполетных и предварительных подготовок на всех совокупностях самолета, и для некоторых ремонтных работ на базе автомобиля ГАЗ-66 для МиГ-23М имелась эргономичная подвижная комплексная совокупность контроля КСК-23. Для исполнения ремонта РЛС «Сапфир-23Д-III» и проведения на ней ремонтных работ имелись спецавтомобили, отличавшиеся громадными габаритами. Для летного состава был создан тренажер КТС-6.

Все эти недочёты, конечно же, не следует вычислять явными недоработками конструкторов – более справедливо их отнести к «проблемам роста».

Кроме недочётов было в МиГ-23 и хорошее, причем многое. Одно только то, что самолет оборудовался совокупностью централизованной заправки, заставляло не обращать внимания на многие недочёты. Особенно совокупность ценили техники, ранее обслуживавшие более «древние» автомобили с открытым методом заправки.

Многие эксплуатационные люки имели винты с защелками, существенно облегчавшими доступ к главным агрегатам. Да и сам подход к практически всем узлов топливной, гидравлической и воздушной совокупностей, в неспециализированном-то, стал более дешёвым.

Да и боевые возможности самолета без преувеличения разрешали вычислять его многоцелевым. С уверенностью «трудясь» по воздушным целям, машина прекрасно поражала и наземные. Подтверждением сообщённого могут служить практические стрельбы, совершённые в осеннюю пору 1982 года на полигоне под Хабаровском. Для этого привлекались МиГ-23М, МиГ-23МЛ, Су-17М3, Су-24, т.е. фактически практически все типы самолетов фронтовой авиации того периода.

МиГ-23М, единственный с ракетами Х-23, поразил все собственные цели. направляться учесть, что летчики специализировались на чисто «истребительных» задачах, к стрельбам по наземным цепям намерено не подготовились. Вероятнее, тут сыграли хорошую роль простота и системы и надёжность ракеты ее наведения.

Ремонтопригодность МиГ-23 была не ниже, чем у МиГ-21, тогда как уровень оборудования – на порядок выше. Большая часть же недочётов, свойственных МиГ-23М, устранили на протяжении серийного производства и на последующих модификациях. В целом же, на протяжении собственной эксплуатации МиГ-23 стал доведенным, предсказуемым самолетом, к которому и летный, и инженерно-технический состав относились с хорошими эмоциями.

Возможно смело заявить, что МиГ-23, непременно, стал заметным явлением, ознаменовав своим возникновением ответственный ход в развитии отечественных фронтовых истребителей. Многие же технические ответы, в особенности в области прицельных и навигационных совокупностей, опробованные на МиГ-23, явились хорошей базой для в ОКБ-155 новых автомобилей в рамках программы ПФИ (Перспективный фронтовой истребитель) автомобилей четвертого поколения – многоцелевого и легкого фронтовых истребителей (ЛФИ и МФИ).

Схема многоцелевого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-27

В полете легкие фронтовые истребители четвертого поколения МиГ-29 ВВС СССР, 2001 год

Сравнение с «одноклассниками»

В качестве главных возможных соперников МиГ-23М в 1970-е годы рассматривались американский истребитель F-4Е Phantom II и французский Mirage F-1. Фактически во всем диапазоне высот на скоростях 700-1100 км/ч МиГ-23М превосходил «мираж» по скороподъёмности и манёвренности. При скоростях более 1100 км/ч на больших высотах и средних летчику МиГ-23М было менее выгодно вести бой с «миражом» на установившихся виражах.

Имеющееся превосходство «мига» в скороподъемности целесообразно было применять для перевода боя на восходящие вертикальные маневры с малыми перегрузками, что приводило бы к уменьшению скорости и переводило бой в условия, где превосходство МиГ-23 над «миражом» было более полным.

При ведении воздушного боя с F-4E на скоростях 800-1100 км/ч на средних и малых высотах при перегрузках, родных к предельным по тяге, МиГ-23М в горизонтальном маневре превосходил соперника, уступая ему в вертикальном маневре. Превосходство МиГ-23М над F-4Е (самым массовым самолетом израильских ВВС), косвенно подтверждает и тот факт, что со второй половины 1970-х годов, с момента появления МиГ-23М на Ближнем Востоке, ВВС Израиля прекратили применять «фантомы» для ведения воздушных боев.

Сравнивая возможности боевых самолетов, крайне важно дать оценку их средств поражения и прицельных систем. Без преувеличения можно подчернуть, что прицельная совокупность истребителя МиГ-23М не уступала прицельным совокупностям истребителей F-4E (РЛС AN/APQ-120, оптический прицел AN/ASG-26) и Mirage F-1 (РЛС «Сирано» IV, оптический прицел CSF-196), а по некоторым параметрам значительно превосходила их.

Возможности РЛС «Сапфир-23Д-III», AN/APQ-120 и «Сирано» IV

РЛС AN/APQ-120 если сравнивать с французской и советской РЛС не имела режима обнаружения цели на фоне почвы, и была менее помехозащищенной. Наличие на МиГ-23М теплопеленгатора значительно расширяло его боевые возможности и разрешало удачно делать боевые задачи кроме того в условиях замечательного радиоэлектронного противодействия. Дальность обнаружения ТП-23 истребителя F-4 с задней полусферы в несложных метеоусловиях составляла около двадцати километров.

УР Р-23Р превосходили по своим возможностям ракеты AIM-7B Sparrow и Matra R.530 с радиолокационной ГСН, но пара уступали поступившим на вооружение F-4E в конце семидесятых годов прошлого века УР AIM-7F, что, но, компенсировалось более замечательной прицельной совокупностью МиГ-23М.

Допустимые территории пусков УР Р-23Р, AIM-7B и AIM-7F

Разглядывая ракеты ближнего боя с тепловой ГСН, можно подчернуть, что УР AIM-9A Sidewinder и P-3C были подобны, так же как и AIM-9C, Matra R.550 и Р-13М. Преимущество МиГ-23М заключалось в оснащении его УР ближнего маневренного воздушного боя Р-60. Подобных ракет в 1975 году на вооружении возможных соперников не было.

Обстановка изменилась только позднее, с принятием на вооружение в Соединенных Штатах УР AIM-9L с более чувствительной тепловой ГСН, чем у Р-60.

Оценивая пушечное оружие, можно подчернуть, что если сравнивать с американской пушкой «Вулкан» MG1 советская ГШ-23Л имела лучшие баллистические характеристики, больший вес и больший калибр боеприпаса. Секундный залп у обеих пушек был приблизительно однообразен. Но у F-4E время ведения огня составляло 6-7 с, у МиГ-23М – 4 с, а у Mirage F-1 – более 10 с, не смотря на то, что две французские пушки DEFA по секундному залпу пара уступали ГШ-23Л.

вооружения систем и Сравнение прицеливания трех автомобилей говорит о том, что возможности радиолокационных прицелов по обнаружению воздушных целей, и согласно решению задач прицеливания фактически однообразны, с маленьким преимуществом у советской РЛС. «Сапфир-23Д-III» имела более преимущество и высокую помехозащищенность над РЛС AN/APQ-120 по дальности обоюдного обнаружения самолетов МиГ-23М и F-4Е на малых, предельно средних и малых высотах. Применение теплопеленгатора на МиГ-23М давало возможность осуществлять скрытные атаки в задней полусфере.

В ближнем бою МиГ-23М имел превосходство над F-4E и Mirage F.1 за счет возможности применения ракет ближнего боя Р-60, компенсировавшее недостатки пушечного оружия МиГ-23М. Из вышеизложенного возможно сделать вывод, что МиГ-23М по боевым возможностям превосходил современные ему западные истребители.

[4] расположенный в Иркутске авиазавод №39 спустя некое время перешел на производство легких истребителей/учебно-боевых самолетов Су-27, предназначенных для лицензионного производства и продажи Индии в этом государстве, и для поставки государствам третьего мира в рамках программ военной помощи – коммунистический аналог F-5E.

Первоначально ОКБ П. О. Сухого в инициативном порядке разрабатывало «истребитель особенного периода», что должен был создаваться в условиях недостатка ресурсов и владеть лёгкостью и простотой производства. Кроме этого самолет должен был иметь сниженные состав и лётные характеристики БРЭО. Скорость нового самолета должна была быть ограничена величиной M=1,6, а состав оборудования ограничивался бы

  • • навигационно-ударной совокупностью с легкой инерциальной платформой;
  • • лазерным дальномером;
  • • индикатором на лобовом стекле;
  • • многоцелевым индикатором на приборной доске;
  • • легкой РЛС, предназначенной для поиска, сопровождения, целеуказания, навигации и телеметрии;
  • • встроенной пассивной совокупностью радиоэлектронной борьбы;
  • • дипольными и тепловыми отражателями.

Оружие должно было складываться из пушки ГШ-23Л и двух ракет Р-13/Р-13М, Р-73 либо четырех Р-60/Р-60М, вероятна подвеска блоков НУРС и свободнопадающих бомб (две ФАБ-250 либо четыре ФАБ-100).

Предложение ОКБ не позвало интереса руководства ВВС СССР, но в 1975 году в Ташкенте на протяжении очередной встречи с военно-политическим управлением Индии член делегации маршал ВВС Индии (маршал авиации) Арьян Сингх (???? ??? ?) (ветеран Второй мировой, летал в составе 1-й индийской эскадрильи на истребителе Hurricane Mk.IIc; в 1975 году уже был в отставке) высказал собственный пожелание о будущем индийских ВВС.

Арьян Сингх (в центре) со собственными сослуживцами на фоне «харрикейна»; 1941 год

По словам Арьяна Сингха

«маленький парк самолетов с высокими чертями вряд ли сможет быть достаточным с целью проведения продолжительных по времени боевых операций. В отличие от него большой авиапарк легких боевых самолетов – в значительной мере децентрализованный и распределенный по громадному количеству аэропортов – будет способен вести боевые действия против неприятеля в течение долгого времени.

В составе ВВС Индии нужен массовый легкий истребитель – «харрикейн 80-х», талантливый вести борьбу за завоевание превосходства в воздухе и делать ударные задачи данный самолет будет базой ВВС и производиться на индийских авиазаводах. При помощи ВКП/самолетов ДРЛО эффективность этих автомобилей будет только мало уступать более тяжелым МиГ-23».

По окончании данной встречи был дан старт программе создания Су-27.

Легкий истребитель/учебно-боевой самолет Су-27 (макет и рисунок учебно-боевого варианта Су-27УБ) ВВС СССР

источники:

  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23.html
  • http://www.airwar.ru/enc/xplane/mig23pd.html
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig23m.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/МиГ-23
  • http://www.airwar.ru/enc/fighter/aj37.html
  • https://en.wikipedia.org/wiki/Saab_37_Viggen
  • Н. Сойко «МиГ-23: истребитель третьего поколения» // Моделист-конструктор № 9/2005
  • В. Молочков «Плетка для Фантомов» // Крылья Отчизны № 5/1998
  • Н. Бобошин, Н. Якубович «Воздушный патруль. Рассказ о самолете Ту-126» // Крылья Отчизны № 2/1996
  • http://www.paralay.com

?ps В качестве дополнения сборка профилей, выполненных глубокоуважаемым сотрудником vasia23 для первой и второй частей данной статьи.

Часть 3

Авиация СССР.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: