Альтернативные истребители миг-23 с несущими поверхностями схемы «биплан-тандем». ссср часть 3

Альтернативные истребители миг-23 с несущими поверхностями схемы «биплан-тандем». ссср часть 3

Часть 2

Перед тем как выложить третью — последнюю и самую фантастическую — часть данной статьи я желаю выразить слова признательности глубокоуважаемым сотрудникам за неоценимую помощь в ее создании: redstar72 за идеи и редактирование текста, vasia23 за цветные профили кораблей и самолётов и товарищу Сухову за идеи и 3d-модели в первой части. Без помощи этих глубокоуважаемых сотрудников эта статья не имела возможность состояться.

Боевое использование Вьетнам

Первое боевое использование МиГ-23 отмечено в первой половине 70-ых годов XX века: в составе ВВС ДРВ истребители МиГ-23С выполнили перехват и сбили над Ханоем два «фантома» ВВС Соеденненых Штатов без утрат со своей стороны. По окончании вывода американских армий был зарегистрирован последовательность столкновений между северовьетнамскими МиГ-23С и южновьетнамскими F-5E Tiger II, завершившихся без утрат какой-либо из сторон.

Истребитель МиГ-23С с радиолокационным прицелом РП-22; ВВС ДРВ

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на протяжении кратковременной вьетнамо-китайской войны вьетнамские ударные самолеты и базировавшиеся в Камрани советские бомбардировщики Ту-16 и Ту-95, и советские палубные Су-17М3К наносили бомбовые удары по силам вторжения (сумев разблокировать попавшую в котел 236-ю дивизию ДРВ). Закрывавшие их МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ и советские МиГ-23К вели редкие воздушные битвы (практически наведение с Як-44Э и перехват) с китайскими J-6 и J-7, сбив шесть автомобилей без утрат со своей стороны (на счету вьетнамцев три J-6 и два J-7).

истребитель МиГ-23МФ ВВС ДРВ

истребитель МиГ-23МЛ ВВС ДРВ

По окончании сосредоточения армий в Монголии, на Средней Азии и Дальнем Востоке и последовавшего за ним советского ультиматума обеим сторонам конфликта с обещанием нанести ядерные удары по наибольшим городам агрессора, боевые действия были прекращены. На конференции во Владивостоке, совершённой в мае-июне 1979 года под руководством почетного председателя ЦК КПСС Л. И. Брежнева [5] и главу МИД СССР А. А. Громыко, стороны пришли к заключению китайско-вьетнамского соглашения на базе ряда и довоенного положения обоюдных уступок.

Леонид Ильич Брежнев на заслуженном отдыхе; Подмосковье, 1978 год

В июле 1979 – марте 1980 года во Владивостоке продолжились советско-китайские переговоры, посвященные всему комплексу накопившихся между государствами неприятностей. К сожалению, они не стали причиной окончательному ответу спорных вопросов (Камбоджа, советско-китайская граница и т.д.), но дело удалось сдвинуть с мертвой точки [6].

СССР

Болезненный щелчок по самолюбию, что на протяжении войны на истощение [7] взяли советские ВВС (по окончании начальных удач в виде уничтожения трех штурмовиков A-4 Skyhawk и истребителя Mirage IIICJ за одни сутки были сбиты четыре МиГ-21), заставил кардинально пересмотреть программу подготовки истребительной авиации. Одновременное уничтожение четырех легких «мигов» тяжелыми «фантомами», каковые в небе Вьетнама в воздушных битвах с МиГ-21 значительно чаще выяснялись в роли сбиваемых, нежели сбивающих, заставило кроме усиления пилотажной подготовки заняться информационным обеспечением и тактической подготовкой.

Требования к предоставлению пилотам максимально всех данных об обстановке в небе и со своей стороны уменьшения приобретаемой самолетами соперника информации стали причиной необходимости повышения количества воздушных командных пунктов (ВКП), самолетов ДРЛО и самолетов-постановщиков помех. Потому, что имевшихся в наличие у ВВС СССР девяти Ту-126 катастрофически не хватало (да и эти автомобили употреблялись в совокупности ПВО страны) и их характеристики были недостаточными [8], то поднялась создания самолётов и задача разработки ДРЛО новых типов. Это со своей стороны вынуждало управление СССР обратить более внимание на радиоэлектронную индустрию [9].

В соответствии с замыслам руководства ВВС СССР на вооружение должны были поступить армейские и дивизионные ВКП/самолеты ДРЛО и самолеты постановщики помех. Армейские ВКП/самолеты ДРЛО должны были заменить Ту-126 и функционировать в интересах воздушных армий, в то время как дивизионные ВКП/самолеты ДРЛО должны были входить в штат истребительных авиадивизий. В целях удешевления производства и ускорения работ дивизионные самолеты ДРЛО, эскадрилья которых должна была быть подчинена начальнику авиадивизии, должны были быть созданы на базе палубных самолетов ДРЛО Як-44Э, разработка которых началась приблизительно одвременно с этим.

Схемы самолета ДРЛО Ту-126

Самолет ДРЛО Ту-126 на взлете и в полете

Первоначально центрами увеличения летной подготовки стали 4-й центр боевого применения ВВС (Липецк) и 234-й ГИАП (Кубинка). После этого в Мары на базе истребительного полка Туркестанского ВО был организован центр боевого применения для подготовки пилотов к военным действиям на Ближнем Востоке. Начиная с 1972 года проводилась отработка сотрудничества соединений истребителей с ВКП ДРЛО Ту-126. К 1974 году центры увеличения летной подготовки были организованы во всех округах с привлечением Ту-126.

Начиная с 1975 года сперва в Липецк, Кубинку и Мары, а после этого в остальные центры стали поступать ВКП/самолеты ДРЛО Як-44Э и постановщики помех Як-44ПП, а с 1980 года и ВКП ДРЛО А-50 и постановщик помех Ил-82 (оба самолета на базе Ил-76).

С 1976 года переподготовку в окружных летных центрах стали проходить летчики государств стран союзников и Варшавского-договора (Монголия, Вьетнам, Куба, Сирия), а с 1977 года ВКП/самолеты ДРЛО Як-44Э и постановщики помех Як-44ПП стали поступать на вооружение Сирии, Вьетнама и Кубы.

Ближний Восток

В июне 1982 года, в то время, когда разразилась очередная арабо-израильская война и израильская армия вторглась на территорию Ливана, вблизи Леванта пребывали эскадра Черноморского флота (флагман – вертолетоносец «Москва») и средиземноморская эскадра Северного флота (флагман – авианосец «Новороссийск»). Скоро к ней присоединились еще авианосные группировки Северного флота (сперва прибыла эскадра [флагман – авианосец «Киев»] с Северного моря, а некое время спустя прибыла эскадра из Карибского моря [флагман – авианосец «Баку»]).

Флагман средиземноморской эскадры (Краснознаменный Северный флот) авианосец «Новороссийск»

Флагман эскадры Карибского моря (Краснознаменный Северный флот) ядерный авианосец «Баку»

Задачами советской палубной авиации, которую поддерживали переброшенные в Сирию советские армейские части (морская пехота, части ПВО с ЗРК С-200, новейшие перехватчики МиГ-31 и ВКП/самолеты ДРЛО А-50), стало предотвращение блокады побережья Ливана флотами государств НАТО (США, Италии и Великобритании и примкнувшей к ним Франции).

Карибское море

В осеннюю пору 1983 года неизменно действовавшая в Карибском море авианосная группировка Северного флота (в то время группировка с флагманом – авианосцем «Рига») своим возникновением предотвратила агрессию США против Гренады. Жёсткая позиция СССР, продемонстрировавшего свойство защищать собственных союзников в любой точке земного шара, привела в следующем году к началу переговоров по «Разрядке-2».

Палубный истребитель МиГ-23К

Вьетнам

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на протяжении вьетнамо-китайской войны в Тонкинском заливе пребывали силы Тихоокеанского флота СССР, включая и две авианосные группировки (флагманы ТАВКР «Киев» и «Минск»). Советские палубные самолеты делали задачи по прикрытию самолетов, делавших задачи по изоляции вторгшейся китайской группировки. По наведению с ВКП/самолета ДРЛО Як-44Э пара МиГ-23К ракетами Р-24Р сбила J-7.

Палубные истребитель МиГ-23К и штурмовик-бомбардировщик Су-17М3К ВМФ СССР; на истребителе отметка об одной воздушной победе, на штурмовике отметки об удачно нанесенных ударах по наземным целям

Дальневосточная граница

Во время разрыва взаимоотношений КНР с СССР (июль 1960 года – сентябрь 1985 года) на границе двух стран случилось пара вооружённых столкновений. Китайские самолёты прямого участия в них не принимали, но принимали участие в провокациях. В 1975 году пара советских МиГ-23М сбила J-7, нарушивший границу.

Туркменская граница

21 июня 1978 года в 06:21 дежурная смена наземного радиолокационного поста, расположенного под Ашхабадом, нашла в районе туркменского села Душак (15-20 км от границы) четыре объекта, медлительно летящих на протяжении Каракумского канала. На перехват с аэропорта Ак-Тепе был поднят истребитель МиГ-23 под управлением капитана А. В. Демьянова (152 иап). Получив приказ в условиях сильного тумана не приближаться к целям близко, он нашёл один вертолёт, ошибочно принял его за коммунистический и возвратился на базу.

В 06:52 согласно решению замкомандира 152-го иап полковника Ю. А. Милославского в атмосферу был поднят второй МиГ-23 под управлением капитана Валерия Шкиндера. Он подлетел к вертолётам ближе, идентифицировал их как CH-47C Chinook и их принадлежность Имперским ВВС Ирана и получил приказ нападать. Двумя самонаводящимися ракетами типа Р-60 он поразил ближайший вертолёт, что упал недалеко от посёлка Гяурс и сгорел.

8 участников его экипажа погибли. Следующий «чинук» развернулся и направился в сторону иранской границы, но капитан Шкиндер нагнал его и повредил двигатель, выпустив 72 боеприпаса из пушки ГШ-23. Вертолёт совершил вынужденную посадку на советской территории в районе Гяурсской погранзаставы, 4 участника его экипажа были задержаны пограничниками. «Чинуки» ведущей пары сумели уйти в Иран.

Поврежденный иранский вертолет CH-47C Chinook и задержанные члены экипажа

Задержанные иранцы около семь дней пребывали под арестом в Ашхабаде, после этого их перевезли в Москву. Иранская сторона объявила, что вертолёты не были вооружены, делали тренировочный полёт и заблудились в условиях густого тумана. Советская сторона дала согласие вернуть в Иран задержанных и останки погибших.

Через месяц повреждённый «чинук» был восстановлен советскими экспертами (по другим сведеньям – иранскими), и иранцы перегнали его на родину. На этом инцидент был исчерпан.

По словам техников, ремонтировавших повреждённый «чинук» и изучивших остатки стёртого с лица земли, на вертолётах было найдено разведывательное оборудование и пара отснятых фотокассет.

Кавалер ордена Боевого красного знамени капитан Валерий Шкиндер – удачливый охотник за иранскими вертолетами у собственного самолета и на 70-летии 152-ого ИАП

Истребитель МиГ-23М, на котором капитан Валерий Шкиндер из 152-ого ИАП перехватил два «чинука»

Валерий Шкиндер был представлен к ордену Боевого Красного Знамени, Ю. А. Милославскому вручили часы от главнокомандующего ПВО. Данный инцидент считается первым в истории советских ПВО и ВВС результативным боем истребителя против вертолёта. Он стал одним из образцов действенных тактических приёмов борьбы с малоскоростными высокоманёвренными целями.

Балтика

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века советский МиГ-23МЛ двумя ракетами Р-23Р сбил над Выборгом непроизвольный дрейфующий аэростат, а 28 мая 1987 года перехватчик МиГ-23П над Гдовом пробовал принудить легкий самолет Cessna 172 Skyhawk к посадке. Но от спутной струи «мига» самолет упал на крыло, пилот самолета Матиас Руст утратил погиб и управление.

Социалистические государства

Поставки истребителей МиГ-23 в государства Варшавского соглашения, а также в югославию и Монголию начались в первой половине 70-ых годов двадцатого века.

Сперва это были автомобили модификации МиГ-23С с радиолокационным прицелом РП-22, а после этого с 1975 года на вооружение ВВС государств народной народовластии стали поступать истребители МиГ-23МФ – экспортный вариант МиГ-23М. Истребителями МиГ-23МЛ ВВС социалистических государств стали оснащаться в первой половине 80-ых годов двадцатого века.

Истребитель МиГ-23С радиолокационным прицелом РП-22; ВВС МНР

Истребитель МиГ-23С радиолокационным прицелом РП-22; ВВС ПНР

Истребитель МиГ-23МФ; ВВС ГДР

Истребитель МиГ-23МФ; ВВС СРР

Истребитель МиГ-23МФ; ВВС СФРЮ

Истребитель МиГ-23МЛ; ВВС ЧССР

Истребитель МиГ-23МЛ; ВВС БНР

Истребитель МиГ-23МЛ; ВВС СФРЮ

Истребитель МиГ-23МЛ; ВВС ВНР

Карьера истребителей МиГ-23 в ВВС государств Варшавского контракта заключалась в участии в учениях, боевых дежурствах, боевой учебе и редких вылетах на сопровождение потенциальных нарушителей воздушной границы.

Сирия

В первой половине 70-ых годов XX века, под конец «войны судного дня», в Сирию начались поставки истребителей МиГ-23МФ. В последующие годы они употреблялись для прикрытия воздушного пространства Сирии. В соответствии с ACIG, 19 апреля 1974 года сирийские пилоты на МиГ-23МФ сбили два израильских истребителя F-4E Phantom II.

Истребитель МиГ-23С с радиолокационным прицелом РП-22; ВВС Сирии

МиГ-23МФ с отметкой о воздушной победе; ВВС Сирии

На протяжении активных военных действий с 6 по 12 июня 1982 года истребители ВВС Сирии, действовавшие совместно с самолетами РЭБ и ДРЛО, стёрли с лица земли в воздушных битвах 42 израильских самолета (а также, как минимум, пять F-15A и двенадцать F-16A), и один ДПЛА, утратив наряду с этим 44 самолета (30 истребителей [три МиГ-23МЛ, шесть МиГ-23МФ, одиннадцать МиГ-23С и десять МиГ-21 (МиГ-21бис и МиГ-21МФ)] и четырнадцать истребителей-бомбардировщиков Су-20/Су-22).

МиГ-23МЛ с отметками о двух воздушных победах; ВВС Сирии

Не обращая внимания на то, что истребители сирийских ВВС уступали новейшим американским автомобилям (не смотря на то, что МиГ-23МЛ по последовательности параметров превосходил F-16A, он, однако, по комплексу летно-тактических черт уступал F-16A и F-15A), практически равные утраты сторон разрешают сделать вывод, что советским советникам удалось заметно повысить летную и тактическую подготовку сирийских пилотов. Помимо этого, наличие в составе ВВС Сирии воздушных командных пунктов/самолетов ДРЛО и радиоэлектронного противодействия разрешило создать над всей территорией Ливана целое радиолокационное поле, функционировать более осмысленно и инициативно и создать важные помехи израильской авиации.

Израильский истребитель F-15 в прицеле МиГ-23С

Израильский истребитель F-16 в прицеле МиГ-23МФ

Израильский тяжелый истребитель F-15 в прицеле МиГ-23МЛ; через две секунды самолет будет сбит

Сбитый израильский истребитель F-15

Со своей стороны продемонстрированные израильскими ВВС прекрасные результаты боев были связаны, среди них и хорошей боевой (тактической и пилотажной) подготовкой, в которой были использованы истребители-бомбардировщики IAI Kfir. В конце семидесятых годов прошлого века авиастроительной компанией IAI был создан и запущен в малую серию облегченный вариант истребителя-бомбардировщика Kfir. Эти самолеты делали роль сирийских и советских истребителей МиГ-23 в израильской и американских эскадрильях «агрессоров» (подразделения, каковые на протяжении учений «играются» за соперника).

Израильский истребитель-бомбардировщик IAI Kfir (F-21 Lion) из состава эскадрильи «Adversary» (соперник) КМП США

Подводя неспециализированные итоги боев в Ливане, Основной армейский советник в Сирии Григорий Яшкин писал:

«… сирийские соединения и части, принявшие участие в военных действиях, не только не утратили собственную боеготовность, а напротив, окрепли, уверовали в собственную силу, убедились в превосходстве и надёжности советского оружия в их руках».

В конце 1982 – начале 1983 года благодаря серии встреч спецпредставителей США и СССР в конечном итоге удалось достигнуть относительного политического урегулирования в Ливане, и армейские столкновения между Израилем и Сирией неспешно закончились.

Иран и Ирак

МиГ-23 обширно употреблялись Ираком в войне с Ираном в 1980-88 годах. К началу конфликта ВВС Ирака располагали МиГ-23С и МиГ-23МФ, большая часть из которых только сравнительно не так давно было получено из СССР. «Соколы Саддама» опоздали всецело переучиться на новую технику до начала военных действий, в то время, когда советская помощь Ираку закончилась. Исходя из этого в страну в качестве инструкторов были приглашены ливийские пилоты, имевшие опыт полетов на МиГ-23.

Иракской авиации противостояли иранские самолеты американского производства F-4D/E Phantom II, F-5E Tiger II и F-14A Tomcat. К середине 1983 года иракским истребителям (в основном – Миг-21 и Миг-23), и силам ПВО удалось стереть с лица земли более 80 иранских боевых самолетов. Наряду с этим утраты Ирака составили 35 истребителей МиГ-19, МиГ-21 и один МиГ-25П, и шесть Mirage F.1, 44 Су-7Б, Су-17 и Су-20.

Ни один МиГ-23 в указанный период, разумеется, потерян не был.

Истребитель МиГ-23С; ВВС Ирака

МиГ-23МФ; ВВС Ирака

СССР с 1980 года много раз прикладывались попытки усадить Иран и Ирак за стол переговоров. Но постреволюционная горячка одной стороны [10] и помощь монархиями и Западом Персидского залива второй не стали причиной успеху миротворческой миссии. Вследствие этого правительством было решено продолжить миротворческую риторику и в один момент помогать обеим сторонам: сохранить связи с Ираком и заложить базу по улучшению взаимоотношений с Ираном по окончании окончания войны.

Тайная помощь, которую СССР собирался оказать Ирану, должна была заставить обскурантистские заливные и запад режимы усилить финпомощь Ираку и так ослабить последних. Иначе, интенсификация военных действия должна была привести к повышению утрат враждующих сторон и ослабить Иран, что тем самым станет более вменяемым и менее агрессивным,т.к. более покладистым партнером для СССР.

Зимний период 1982 года возобновились поставки в Ирак советского оружия, а весной того же года советская бронетехника начала продаваться Ирану. Сперва это были снятые с оружия ВВС СССР и Сирии и откапиталенные легкие истребители МиГ-21МФ и МиГ-21бис, а после этого (сперва в малых количествах) стали поставляться МиГ-23МЛ и МиГ-25П.

Официально все автомобили состояли на вооружении ВВС Сирии и передавались данной страной, которая благодаря управлению из алавитов [11] являлась союзником шиитского Ирана. Со своей стороны иранским управлением были переданы СССР образцы бронетехники западного производства: истребители F-4E Phantom II и F-14A Tomcat и вертолеты AH-1 Cobra и CH-47C Chinook, ЗРК MIM-23 Hawk, ПТРК TOW II и т.д.

МиГ-23МФ; ВВС Ирана

Переданный Ираном истребитель-перехватчик F-14A Tomcat на протяжении совместных опробований с МиГ-25; Кубинка, 1983 год

Переданный Ираном многоцелевой истребитель F-4 Phantom II под тентом (№3; рядом с ним (№4) вероятнее истребитель-бомбардировщик Mirage 5); Ахтубинск

Истребитель-перехватчик F-14A Tomcat, оснащенный зенитной ракетой MIM-23 Hawk

Кроме этого СССР осуществлялись поставки продовольствия Ирану и модернизация авиапарка страны. Посредством советских экспертов самолеты американского производства были приспособлены под установку ракет Р-40 и MIM-23 Hawk (F-14A Tomcat), Р-23/Р-24 (F-14A Tomcat, F-4D/E Phantom II) и Р-13М, Р-13М1, Р-3С, Р-60 и Р-60М (F-14A Tomcat, F-4D/E Phantom II и F-5E Tiger II). Кроме этого была совершена адаптация советских истребителей под установку американских ракет «воздух-воздух» AIM-9 (МиГ-21, МиГ-23), AIM-7 (МиГ-23, МиГ-25) и AIM-54 (МиГ-25). Адаптация, проводившаяся советскими инженерами, выдавалась иранской пропагандой за

«разработки революционных правоверных иранских инженеров».

МиГ-23МЛ; ВВС Ирана

У Ирака кроме этого имелись автомобили как советского, так и западного производства, и эксперты данной страны обширно практиковали модернизацию авиапарка, разрешавшую применять на самолетах «чужое» оружие. Причем такие работы проводились сомостоятельно, без согласования с ОКБ и привлечения экспертов страны-поставщика. Так, истребители Mirage F.1EQ оснащались советскими ракетами класса «воздух-земля» Х-29Л, а МиГ-23МФ и МиГ-23МЛ, со своей стороны, взяли французские УР «воздух-воздух» ближнего боя R.550 Magic (поставки советских УР Р-60М подобного назначения начались только в первой половине 80-ых годов XX века), и противокорабельные ракеты Exocet.

МиГ-23МЛ; ВВС Ирака

Иракские МиГ-23МФ, а позднее и МиГ-23МЛ, вооруженные «мажиками», Р-23, Р-3 и Р-60М, привлекались для завоевания господства в воздухе. С иранской стороны им противостояли, по большей части, более легкие и маневренные МиГ-21 и F-5E, неспособные вести ракетный бой на средней дальности и уступавшие в вертикальном маневре, и «фантомы», проигрывавшие по всем главным параметрам, но имевшие замечательный ракетный арсенал, и МиГ-23МФ.

Какие-либо подробности этих боев малоизвестны (война 1980-88 годов по большому счету очень скудно освещалась во всемирной прессе), но, в случае если делать выводы по постепенному уменьшению «поголовья» F-4 и F-5 и возрастанию доли советских и китайских (F-6 и F-7) автомобилей в ВВС Ирана, и регулярному обновлению при мало изменявшейся численности истребительного парка иракских ВВС, то борьба в воздухе велась приблизительно на равном уровне с маленьким преимуществом иракцев.

Ливия

21 июля 1977 года, в первоначальный сутки египетско-ливийской войны, египетский МиГ-21 сбил ливийский МиГ-23С. В ноябре 1979 года случилась стычка между парой МиГ-23С ВВС Ливии и парой МиГ-21МФ ВВС Египта. В следствии манёвренного воздушного боя один МиГ-23 был сбит египтянами, применявшими американские ракеты AIM-9P.

Истребитель МиГ-23С; ВВС Ливии

Ливия применяла собственные МиГ-23 на протяжении войны в соседнем Чаде. 14 февраля 1986 года ливийская сторона объявила, что её МиГ-23МФ ракетами Р-23 сбил французский ударный истребитель «ягуар», но заявка есть неподтверждённой (кроме того факт пуска «мигом» ракет остаётся под сомнением).

МиГ-23МФ ВВС Ливии

На протяжении налёта авиации ВМС США на аэропорт Бенина в апреле 1986 года от 4 до 14 ливийских МиГ-23С и МиГ-23МФ были стёрты с лица земли на земле. 4 января 1989 года над заливом Сидра случился воздушный бой между двумя ливийскими МиГ-23МФ и двумя американскими перехватчиками F-14 с авианосца «Джон Ф. Кеннеди», в следствии чего оба «мига» были сбиты.

Индия

В 1975 году Индия закупила первые 30 истребителей МиГ-23МФ. Во второй половине 70-ых годов XX века на заводе компании HAL была начала сборка истребителей из поставляемых СССР наборов.

МиГ-23МФ из состава 29-й эскадрильи «Scorpions» ВВС Индии

В первой половине 80-ых годов двадцатого века на производственных линиях завода компании HAL МиГ-23МЛ заменил МиГ-23МФ (кроме этого на заводе выполнялась модернизация этих автомобилей с доведением их до стандарта МиГ-23МФ2 – на самолетах были заменены БРЭО, силовая установка [двигатель Р-35-300] и были установлены дополнительные подкрыльевые узлы подвески по типу МиГ-23МЛ), а в первой половине 80-ых годов XX века на заводе запустили линию по сборке палубных истребителей МиГ-23КЭ. Всего за годы производства компанией HAL было произведено более чем 200 истребителей МиГ-23 разных модификаций.

МиГ-23МЛ из состава 10-й эскадрильи «The Winged Daggers» ВВС Индии

Единственным боевым применением сухопутных МиГ-23 стало участие в каргильских войнах 1981 и 1999 годов. На протяжении войны 1981 года «миги» сопровождали истребители-бомбардировщики Су-22 и Marut и бомбардировщики Ил-28. На протяжении данной скоротечной войны индийскими «мигами» по наведению с ВКП/самолета ДРЛО Як-44Э были сбиты один Mirage III и три J-6 ВВС Пакистана.

Собственных утрат у МиГ-23 в данной войне не было.

Кроме сухопутных автомобилей пороху было нужно понюхать и палубным «мигам», в то время, когда Индия вмешалась в движение гражданской войны в Шри-Ланке. Летом 1987 года на остров прибыли индийские армии, каковые должны были делать миротворческие функции. Но скоро индийские миротворцы были втянуты в боевые действия против ТОТИ (тигры освобождения Тамил-Илама).

Так, к примеру, палубные «миги» наносили удары по позициям ТОТИ недалеко от Джафны. Но понеся утраты, в марте 1990 года индийский контингент покинул Шри-Ланку.

МиГ-23КЭ ВМС Индии

Во второй половине 90-ых годов двадцатого века «миги» уже на излете карьеры делали уже ударные задачи. По окончании второй каргильской войны индусы недосчитались трех МиГ-23: два стали жертвой ПЗРК пропакистанских боевиков, а третий потерпел аварию из-за технической поломки.

Куба

В сентябре 1975 года кубинские ВВС взяли 45 МиГ-23МФ и два МиГ-23УБ. Новые самолеты стали базироваться в Сан-Антонио-де-лос-Банос. В первой половине 80-ых годов XX века парк «двадцать третьих» пополнился 15 перехватчиками МиГ-23МЛ.

В середине восьмидесятых годов приблизительно пятьдесят самолетов (Су-22 и МиГ-23) были направлены Фиделем Кастро в поддержку конти

Крылатая память Победы №4

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: