Рейдер второго ранга

По окончании начала русско-японской войны прибыл в Севастополь, где прошел дооборудование в качестве рейдера и загрузил в трюмы артиллерию. Вышел из Севастополя, имея фиктивные документы на груз угля, артиллерии и провизии для Владивостока. Миновав под флагом Добровольного флота Суэцкий канал и турецкие проливы, в Красном море установил на штатные места 7 — 120-мм и 18 — 37-мм орудий и поднял военно-морской флаг.

Затем приступил к досмотру и поиску нейтральных судов на предмет обнаружения недозволенного груза.

30.06.1904 г. у острова Небольшой Ханиш задержал и арестовал британский пароход «Malacca» (4045 брт) с военной контрабандой, направленной в Японию. Всего же остановил и досмотрел 10 пароходов различных государств. Крейсерство в Красном море завершилось в последних числах Августа 1904 г. по окончании получения распоряжения из Санкт-Петербурга, а 27.09.1904 г. пароход прибыл в Либаву.

12.10.1904 г. официально был зачислен в перечень судов ВМФ в качестве крейсера II ранга с присвоением наименования «Днепр».

03.11.1904 г. ушел из Либавы в составе отряда капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского. Наряду с этим оружие складывалось из 7 — 120-мм, 14 — 47-мм, 6 — 37-мм пулемётов и 2 орудий.

01.02.1905 г. в Носи-Бе присоединился ко 2-ой эскадре флота Тихого океана и был включен в состав ее крейсерского отряда.

12.05.1905 г. отделился от эскадры для действия против судоходства соперника в южной части Желтого моря.

22.05.1905 г. в 100 милях от Гонконга потопил британский пароход «Sent Kilda» (3269 брт).

По окончании крейсерства 05.07.1905 г. возвратился в Кронштадт.

30.07.1905 г. исключен из перечня судов Морского ведомства и 05.11.1905 г. возвращен Добровольному флоту с восстановлением наименования «Санкт-Петербург»).

Рейдер второго ранга

(Пароход «Смоленск». Год постройки 1902-й.

По окончании начала войны передан Морскому ведомству для ведения крейсерских действий на коммуникациях соперника. 22.06.1904 г. вышел из Севастополя, имея фиктивные документы на груз угля, артиллерии и провизии для Владивостока. Миновав под флагом Добровольного флота Суэцкий канал и турецкие проливы, в Красном море установил на штатные места 8 — 120-мм, 7 — 75-мм и 4 — 37-мм орудия и поднял военно-морской флаг.

Затем приступил к досмотру и поиску нейтральных судов на предмет обнаружения недозволенного груза.

В первых числах Июля 1904 г. в Красном море Пароход-крейсер «Смоленск» задержал и с призовыми командами послал в Либаву британские пароходы «Ardova» (3167 брт) и «Formosa» (4045 брт), и германский «Scandia» (4855 брт), каковые следовали с военной контрабандой в порты Японии. Всего же остановил и досмотрел 9 пароходов различных государств.

Крейсерство в Красном море завершилось в последних числах Августа 1904 г. по окончании получения распоряжения из Санкт-Петербурга.

30.09.1904 г. пароход прибыл в Либаву, где 12.10.1904 г. официально зачислен в перечень судов флота в качестве крейсера II ранга с присвоением наименования «Рион».

03.11.1904 г. ушел из Либавы в составе отряда капитана 1-го ранга Л.Ф. Добротворского. Наряду с этим оружие складывалось из 8 — 120-мм, 8 — 75-мм, 4 — 47-мм пулемётов и 2 орудий.

01.02.1905 г. в Носи-Бе присоединился ко 2-ой эскадре флота Тихого океана и был включен в состав её крейсерского отряда.

12.05.1905 г. отделился от эскадры для действия против судоходства соперника в южной части Желтого моря.

15.05.1905 г. в 60 милях от мыса Шантунг задержал германский пароход «Tetartos» (2409 брт), направлявшийся из Отару в Тянцзин с рыбой и железнодорожными материалами, и 16.05.1905 г. потопил его.

20.05.1905 г. в 80 милях от Вусунга остановил шедший из Шанхая в Модзи британский пароход «Cilurnum» (2123 брт). Его груз, складывающийся из бобов и хлопка был выкинут за бот, а сам пароход отпущен.

18.07.1905 г. возвратился в Кронштадт, 30.07.1905 г. исключен из перечня судов Морского ведомства и 18.08.1905 г. возвращен Добровольному флоту с восстановлением наименования «Смоленск»).

Из отечественных рейдеров, японцам удалось перехватить лишь пароходо-крейсер «Ярославль», вошедший потом в состав японского флота.

И не смотря на то, что «боевой счёт» русских рейдеров не очень сильно впечатляет (в большинстве случаев это пара досмотренных на предмет военной контрабанды пароходов нейтральных государств), но виной тому скорее отсутствие у Японии того времени собственного громадного торгового флота – львиную долю перевозок осуществляли западные (в первую очередь британские) пароходные компании, к важному осложнению взаимоотношений с кабинетами министров которых, царское правительство отнюдь не стремилось. Однако, моряки на отечественных рейдерах были жёстки и не раздумывая разрешили войти на дно британский пароход, груз которого был признан военной контрабандой (не смотря на то, что в декларации на груз фигурировало сугубо продовольствие).

Да что в том месте Р-Я война! Кроме того во ВМВ, в то время, когда радио имелось фактически на каждом судне, а моря и океаны практически кишели достаточно стремительными британскими боевыми судами, готовыми по первому сигналу ринуться на перехват рейдеру, германские вооружённые пароходы действовали против огромного английского торгового флота очень удачно.

Скажем, пароход «Atlantis» при собственном полном водоизмещении в 17 600 т. стёр с лица земли 22 судна (145 697 брт.), «Orion» (15 700т.) потопил 11 судов (73 477 брт.), «Widder» (16 800 т.) – 10 судов (58 644 брт.) «Thor» (9 200 т.) – 12 судов (96 548 брт.), «Komet» (7 500 т.) – 7 судов (41 568 брт.), «Kormoran» (19 900 т.) – 11 судов (68 274 брт.), «Michel» (9 500 т.) – 17 судов (121 995 брт.). Рекордсменом же стал пароход «Pinguin» (17 600 т.), разрешивший войти на дно аж 32 судна (154 619 брт.). Самый неважнецкий итог был у парохода «Steir» (11 000 т.) – 4 судна (29 409 брт.).

(Германский рейдер «Комета»)

Причём нужно подметить, из этих, использованных немцами по прямому назначению 9 рейдеров (а всего их было сооружено 11), конкретно огромной сворой крейсеров «защитников торговли» с их свитами, были нейтрализованы лишь три (два стёрты с лица земли ТКР и один КРЛ). «Orion» был потоплен отечественными Ил-2 в порту Свинемюнде, «Widder» благополучно пережил всю войну, «Thor» погиб в следствии несчастного случая у причала, «Komet» потопили в Ла-Манше английские эсминцы и торпедные катера, «Michel» разрешён войти на дно американской субмариной.

В общем, в случае если уж во времена тотальной радиофикации мысль рейдерства с применением подходящих пароходов торгового флота себя в полной мере оправдывала, то, задолго до того, учитывая состояние русского императорского флота по окончании русско-японской войны, она была более чем актуальна.

Тем более что отношения с японией и Англией, не обращая внимания на Портсмутский мирный соглашение, ни сердечными, ни доверительными назвать было никак запрещено. В Японии царила уверенность, что «страну восходящего солнца» на переговорах – результаты войны, согласно точки зрения японской общественности, не стоили тех жертв и усилий, что были положены на алтарь храма ясукуни-дзиндзя.

В Российской Федерации же, кроме глубокого разочарования в собственном флоте, мало кто сомневался в избыточной поспешности заключения мирного контракта. Армия, не обращая внимания на последовательность локальных неудач, готовься довести войну на континенте до в полной мере логичного победного завершения и только внутренняя смута, вкупе с давлением со стороны «нейтралов», смогли этому помешать. Другими словами, реванш (либо в случае если желаете второй раунд) в неясной ещё возможности был очевиден.

Вот лишь отсутствие денег и флота на его немедленное восстановление, в полной мере имели возможность подтолкнуть управление к поиску других «ассиметричных» вариантов нейтрализации угроз с моря на Дальнем востоке.

К таковым несомненно возможно отнести субмарины, торпедоносные суда всех классов, кроме только самые дорогостоящие крейсера (но в этот самый момент т. н. «минные крейсера» смогут рассматриваться, потому, что их водоизмещение, как и цена, не так уж резко отличаются от больших эсминцев), конечно постройка особой серии торговых пароходов, годных кроме коммерческих рейсов и для крейсирования на океанских коммуникациях Японии (да и Англии, в случае если очень сильно припрёт).

Неприятность в том, что по окончании военных действий на эвакуации и Дальнем востоке в европейскую часть страны не нужных более в том месте военного имущества и контингентов войск, транспортные операции российского торгового флота на Тихом океане впали в такую летаргию, что практически все большие пароходы были или переведены на западные коммуникации, или по большому счету законсервированы «до лучших времён». Имеется правда кое-какие подозрения, что консервация не была так уж экономически мотивированной. Суда в резерв на случай очередной заварушки, в то время, когда кроме того такие рейдеры, сумеют ещё послужить Отечеству.

Думается было бы в полной мере обосновано избрать другой путь послевоенного развития событий на Дальнем востоке. Не «замораживать» его, а наоборот, развивать усиленно и всемерно. И никакие экономические обоснования для этого не необходимы. Достаточно тот бурный эмиграционный поток, что хлынул из России по окончании т. н. Первой русской революции 1905 года. Тогда, с 1905 по 1910 г.г. страна утратила 1.3 миллиона граждан, выехавших на ПМЖ лишь в Северную Америку (США и Канаду).

Само собой разумеется, необходимо учитывать, что фактически русских, белорусов и украинцев среди мигрантов было всего 5.5 %. 44 % поляки и 27 % евреи. Но, однако!

Так из-за чего бы не направить хотя бы часть этого потока на личный Дальний восток, обеспечивая для необязательных переселенцев безвозмездные участки земли, свободную местную торговлю, большие льготы по налогообложению для предпринимателей, впредь до полного освобождения от налогов на прибыль для основателей стратегически ответственных производств: машиностроения, металлообработки и электроэнергетики в первую очередь. Также самое касательно местного торгового пароходства и морепромысловых артелей.

И основное: политическая амнистия для всех, кто готов отказаться от призывов к насильственным способам реформирования страны. Замена настоящих сроков для заключённых на условные, при их согласия на переселение на Дальний восток. К осуждённым за тяжёлые правонарушения (в т. ч. активным революционерам), это может так же относится, но, скажем по окончании отсидки минимум половины срока и при необходимом условии не возвращениях этих субъектов в европейскую часть страны.

Вторым шагом, имело возможность бы стать создание на ДВ свободной экономической территории, чтобы тем же американским, английским, германским и другим предпринимателям (непременно включая и отечественных) было выгодно завозить на отечественный ДВ оборудование из собственных государств, при нехватке трудовых ресурсов, низкоквалифицированных рабочих из Китая и Маньчжурии и создавать какойнить ширпотреб для третьих государств. Правительству, надлежало только посредством экономических рычагов определять ассортимент, стимулируя производство того, в чём самый остро испытывает недостаток внешний рынок, чего не достаточно фактически России и, ограничивая производство тех товаров, что имели возможность бы составить недобросовестную борьбу русским фирмам на Западе страны.

Ясно, что эти программы настойчиво попросили бы создания замечательного торгового флота (и рыболовецкого кстати, также). Тут и необходимо отыскать в памяти о том, что на таком ТВД как Тихоокеанский, торговые пароходы нужно заблаговременно строить, предусмотрев в их конструкции возможность рейдерства (что абсолютной учитывалось при постройке тех же «пароходо-крейсеров» типов «Саратов» и «Москва» к каким относились «Смоленск» и «Петербург»). А учитывая, что по налогообложению флот будет иметь серьёзнейшие льготы, это в полной мере способно компенсировать ухудшение коммерческих показателей пароходов во имя некоторых рейдерских качеств.

Итак, на данный момент попытаемся нарисовать вид для того чтобы рейдера, что имел возможность бы сформироваться в составе Русского Дальневосточного торгового пароходства, скажем, к началу ПМВ. Для начала в общем.

В первую очередь, у рейдера изначально должен быть в полной мере невинный силуэт. оптимальнее , если он сам по себе будет похож на один из серийных судов какинить нейтралов.

Очень выбирать смысла нет – издали, силуэты многих торговых пароходов достаточно схожи и значительно чаще, рассмотрев флаг нейтрала, капитан корабля «защитника торговли» в первую очередь, будет искать самый подходящий силуэт в разделе справочника соответствующего флагу, подсознательно подгоняя замечаемое к самоё похожему изображению. Немцы этими психотерапевтическими нюансами пользовались очень действенно, старательно маскируя собственные рейдеры под транспорты других государств. Имея же изначально некоторый «усреднённый» силуэт без очевидных выделяющих его показателей – ассистентов идентификации, скорее нужно заботиться о камуфляже для оружия.

Вот тут мы фактически подошли и к составу оружия. Потому, что отправлять в крейсирование на Тихий океан пароход, имеющий ограниченные мореходность, дальность, автономность и скорость очень рискованно, само собой напрашиваются такие базисные характеристики: водоизмещение в районе 10 тыс. тысячь киллограм, скорость более 20 узлов, дальность чем ближе к 10 тыс. миль, тем лучше.

При таком водоизмещении, в полной мере вероятно весьма кроме того сильное оружие. Причём не только артиллерийское. Архитектура судна обязана предусматривать возможность быстрого подъёма и размещения из трюмов летающей лодки разведчика и нескольких малых торпедных катеров.

В тех же трюмах должны быть оборудованы помещения для погрузки трофейной добычи (конечно той, что имеет суть перегружать, потому, что операция эта в открытом море достаточно сложная), и участников экипажей потопленных судов, каковые при необходимости послужат и заложниками и живым щитом. Кроме того в самой неисправимой ситуации гуманное жизней обращение и сохранение моряков с ними, смогут стать громадными бонусами для прижатых к стенке «пиратов».

Так же был бы крайне полезен приличный запас мин, ставить каковые возможно как на проходе мимо нейтральных портов (конечно не в портах, потому, что заход в том направлении машинально свидетельствует досмотр судна таможенниками), где всегда ошиваются суда соперника (что совсем не есть прекрасно, но, кто сие докажет?), так и конкретно на коммуникациях соперника (не говоря уже об их «высеивании» в качестве активного заграждения на пути преследователей).

Ну и наконец артиллерия. Она должна быть достаточной, чтобы рейдер смог при необходимости отбиться от пары эсминцев (или корабля другого класса со сходной огневой мощью).

Противовоздушное оружие в отрезке перед и на начальной стадии ПМВ не очень сильно актуально, к тому же, при не особенной эффективности, это оружие скорее выдаст рейдер с головой, чем послужит ему защитой. Лучше пускай самолёт соперника тихо пролетает мимо и идентифицирует отечественный рейдер как раз как торговый пароход нейтралов

Но, на всякий случай, иметь на борту пара пулемётов возможно полезно. Для уничтожения досмотровых и абордажных партий с судов соперника, предвкушающих лёгкую добычу. Для фактически боевого корабля наряду с этим, хорошо иметь сюрприз в виде нескольких подводных ТА, залп которых скрыть само собой разумеется нереально, но вот и уклониться от них большой цели, пожалуй так же уже немыслимо.

А в то время, когда охотник внезапно преобразовывается в жертву, гибнущую, не успев кроме того оповестить об этом мир (что в полной мере возможно проконтролировать при наличии соответствующего оборудования), те же пулемёты лучшее средство чтобы обеспечить окончательную «зачистку».

В сущности и всё. Исходя из вышеизложенных рассуждений, таковой вот рейдер у меня оказался.

Нужные пояснения к его размещению и составу вооружения:

Изначально (на рисунке), 8 120/45 мм пушек (новейшие 120/50 и 130/55 орудия запасным крейсерам в начале войны, вероятнее не светят – разве что пара позднее). Этого достаточно, чтобы учитывая высокую скорострельность данных орудий и имея очень устойчивую платформу, при необходимости, удачно отбиться от пары тогдашних эсминцев, а вдруг повезёт, то и от крейсера-скаута.

Скрываются пушки так: те, что в основной надстройке, разворачиваются навстречу друг другу на протяжении задней стенок и передней надстройки и «экранируются» маскировочными щитами. Пушки кормовой надстройки разворачиваются казённой частью в корму и экранируются двойными лёгкими щитами.

Носовая пара размещается в особых вырезах-углублениях в корпусе и закрывается фальшбортами, по относительно громадному весу которых, открываемыми при помощи грузовых талей (как раз так в большинстве случаев укрывали собственные орудия на аналогичных рейдерах немцы).

Кроме 120 мм пушек, рейдер несёт 3 пулемёта «Максим»: пара устанавливается на крыльях мостика по необходимости, третий всегда «дежурит» на кормовой надстройке, верхняя площадка которой укрыта плотным тентом. В том месте же находится приборы управления и второй дальномер огнём кормовой пары орудий. Вероятно имеется суть разместить в том месте же одну малокалиберную пушку, в качестве довода на переговорах с потенциальными невооружёнными жертвами, хотя бы для экономии снарядов ГК.

На особой площадке за второй трубой я изобразил автоматическую пушку («Виккерс» либо «Максим-Норденфельдт» не принципиально). Учитывая малочисленность таких орудий в отечественном флоте (ЕМНИП их брали из расчёта по паре на перворанговый корабль – линейные корабли, в первую очередь), данный «пункт программы» совсем необязателен.

Торпедное оружие очень сильное. За маскирующими крышками, 4 поворотных двухтрубных ТА с приличным запасом торпед. Они смогут не только обеспечить расстрел кроме того группы судов соперника, но и очень сильно попортить кровь боевым судам. Для них же персонально, с каждого борта установлено по одной неподвижной трёхтрубной подводной «торпедной батарее кинжального огня».

Как уже предлагалось выше, остановившийся наоборот отечественного «невинного» судна боевой корабль соперника имеет все шансы схлопотать сходу три торпеды, выпущенные данной подводной батареей фактически в упор.

Так, в сумме, рейдер несёт аж 14 торпедных труб, восемь из которых поворотные, снабжающие прицельный четырёхторпедный бортовой залп.

Пост управления торпедной стрельбой, как и ПУАО с главным дальномером, находятся под тентом на боевой площадке над основной надстройкой. В качестве дополнительного оборудования, непременно, на борту имеются и переносные дальномеры, и замечательные средства связи (вероятно и с аппаратурой подавления связи корабля соперника).

Количество мин, каковые возможно загрузить на судно и выставить на коммуникациях соперника я кроме того приблизительно прикидывать не желаю – большое количество. Так много, сколько будет определяться поставленной перед начальником рейдера задачей.

К дополнительному оружию возможно отнести две (как минимум) летающие лодки – а при жажде (которое но, может вероятнее появиться лишь на протяжении войны, по мере получения нужного опыта), на корабле возможно разместить ещё и четвёрку многоцелевых поплавковых самолётов в варианте лёгких бомбардировщиков – благо в трюмах место для них имеется.

Так же, корабль может нести до шести (4 в трюме, два на палубе) малых торпедных катеров. Оружие каждого две лёгкие ветхие торпеды калибра 381 мм либо одна стандартная новая торпеда обр. 12 г. калибра 450 мм, сбрасываемые с желобковых ТА. Имеется ли суть устанавливать на каждом торпедном катере по пулемёту не знаю. Вероятнее, да (хотя бы по «Мадсену» обр.

1902 г.) – обстановок, в то время, когда сие нужно возможно придумать большое количество, но все они далеки от понятий доброй войны, что само по себе имеется дикое несоответствие. (Клаузевиц в принципе верно сообщил: «Любая мысль человеколюбия на войне имеется нелепость и пагубное заблуждение». Не смотря на то, что в этот самый момент очень многое зависит от конкретных людей – насильником и садистом человека делает не война, она только предоставляет ему больше шансов «реализовать» себя на этом поприще).

Помимо этого, корабль (крейсер второго ранга это уже не судно, а боевой корабль), может служить ещё и базой подводных лодок.

Часть самолётов и ТК изображена на верхней палубе под брезентом. Таковой вариант размещения части груза общепринят и не вызывает подозрений (до тех пор пока под данный самый брезент не посмотрели). Но, совсем светло – при таком «скромном» оружии, изначально размещённом на боевых позициях, ни в один нейтральный порт отечественный рейдер не сунется.

В том месте же досмотр! А как сообщил небезызвестный Макар Гусев: «Ты воображаешь, что будет, в случае если его осмотрят!?»

Само собой разумеется, в таковой вид корабль будет приведён лишь по окончании начала ПМВ. И не смотря на то, что у британцев достаточно кораблей ВМФ чтобы устроить блокаду германским дальневосточным колониям от самого Циндао впредь до Новой Гвинеи (а Циндао к тому же при первой возможности будет атакован и захвачен японцами), отечественные рейдеры тут также смогут сыграть собственную роль, а после этого, в качестве хоть вооружённых транспортов, хоть запасных крейсеров, употребляться для доставки армейских грузов в Архангельск и позднее, в Николаев на Мурмане (будущий Мурманск).

Рейдер

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: