Забава для гильгамеша

      Комментарии к записи Забава для гильгамеша отключены

Изобретение старейшего из развлечений человечества — игры в кости, — египетские жрецы, во всём стремившиеся застолбить приоритет страны фараонов, приписывали собственному всевышнему Тоту. Шумеры ссылались на всевышнего заклинаний и мудрости Энки, индусы — на поставленного в первых рядах всех всевышних Агни. Греки, по характерной им привычке, приписывали изобретение метания костей собственному храбрецу Паламеду, участвовавшему в осаде Трои.

Китайцы (возможно, и справедливо) оставляют это изобретение за собой.

Но приложили ли руку всевышние либо люди сами додумались, в течении 55 столетий подброшенный вверх кубик заставляет человеческое сердце одновременно и обмирать, и учащённо биться в ожидании взять что-то за ничто.

Древние игральные кости, помеченные особенными символами с четырёх сторон, археологи выявляют фактически во всех культурных слоях и практически на всех континентах — в Европе, Америке, Азии, Африке. Кости животных с отметками обнаружили кроме того на стоянках доисторических людей и в первобытных захоронениях. Сперва для игры употреблялись межфаланговые суставы животных, так именуемые астрагалы, сливовые и персиковые косточки, семена. В Индии в кости игрались орехами вибхидака.

На американских континентах — бобами. На Ближнем Востоке и в Малой Азии — осколками и мелкими камешками керамической посуды. Возможно, знаки на грани наносились не всегда, на ранних египетских фресках, к примеру, сохранились изображения метания костей на расчерченном на земле поле.

Забава для гильгамеша

Конкретно функцию отысканных костей как игральных выяснить, само собой разумеется, нереально. В древности кости употреблялись не только как средства игры, развлекательной либо азартной, другими словами с извлечением корысти, но и в храмовых ритуалах, гадательных и волшебных практиках, жеребьёвке с попыткой управления предопределением и судьбой её возможных финалов как для живых, так и для погибших.

Метание костей в ритуалах погребения в старом Эламе должно было оказать помощь душе умирающего отыскать путь в потусторонний мир посредством хороших всевышних и избежать действия злых. Кости и доски для игры давали с собой погибшим в Египте. А потому, что от выигрыша следовал радостный финал пути в потусторонний мир, то, наровне с игровыми наборами, археологи обнаружили в гробницах кроме этого папирусы с ходами партии, которую усопшему предстояло разыграть в загробной судьбе.

При помощи метания костей волю всевышних выясняли в славянской традиции волхвы, для чего выбрасывали на алтарь вырезанные из дерева либо кости руны. Бросание костей было необходимым элементом в китайском гадании по Книге Изменений, и входило во многие обряды плодородия и древнеиндийские ритуалы. При помощи метания костей прорицали жрецы древнегреческих храмов.

В древние времена на гранях костей вместо очков вырезались буквы греческого алфавита, из которых по окончании броска складывали слова, означавшие ответ загаданного вопроса.

Обычай бросания жребия перед принятием того либо иного важного ответа был распространён во всех древних цивилизациях. В Ветхом Завете обрисован метод выбора жребия у древних иудеев между круглыми камешками либо их осколками. Их неспециализированное наименование «пур» в значении жребия употребляется в «Книге Эсфирь». Подобный обычай был обширно распространён в Греции. У Гомера храбрецы вынимают жребий из шапки Агамемнона, дабы определить, кто обязан идти на битву с Гектором.

В Афинах так определялся нежелательный человек в городе, что после этого изгонялся из общины. Имена неугодных городу писались на черепках, наименование которых ostrakon поныне сохранилось в современном слове «остракизм», означающем исключение из общества либо сословия. А самый известный случай бросания жребия Юлием Цезарем на берегу реки Рубикон, мы не забываем ещё со школьных времён. «Jacta alea esto!» — «Жребий кинут!» — сказал великий римлянин, и 12 января 49 г. до н.э.

13-й легион, перейдя Рубикон, начал поход на Рим.

Восприятие жребия в древности не было лишь расчётом на слепую случайность. Да и само представление о случае связывалось с божественным промыслом и имело тогда сильную сакральную окраску, исходя из этого бросанию жребия постоянно предшествовали молитвы всевышним.

И однако как раз игровая функция стимулировала происходящие с метательными костями трансформации. Для игры кости стали изготавливать из костей и рогов животных, из глины, камня, скорлупы орехов, раковин. Американским индейцам материалом помогали зубы больших грызунов — бобра либо сурка. Чем богаче становилась жизнь, тем дороже смотрелись кости.

Их стали делать из слоновой кости, латуни, агата, горного хрусталя, оникса, алебастра, мрамора, янтаря, других материалов и фарфора, а на гранях изображали божества и символические символы. Иногда кости получали замысловатые формы. Известны пятигранные и восьмигранные кости.

Самые древние, дошедшие до нас кости (III тыс. до н.э.), найденные в царской гробнице в шумерском Уре, имели форму четырёхгранной пирамиды.

Пристрастием к необыкновенным формам особенно отличались египтяне, изготавливавшие кости в виде многогранных призм, пирамидальные а также шарообразные. В Лувре сохраняются привезённые из Египта игральные кости в виде тетраэдра. Первые кубические кости, возраст которых насчитывает 4000 лет, также отысканы в Египте.

Подобные шестигранники, не смотря на то, что и намного более поздние, датируемые VI в. до н.э., найдены и на китайских раскопках. Они были похожи на современные не только по форме, но и по разметке — сумма точек на противоположных гранях, как и по сей день, равнялась семи. Такие комплекты размеченных метательных костей много найдены в погребениях бронзового века Северного Причерноморья и извлечены из-под пепла в развалинах Помпей.

Со времён Древнего Рима внешний вид костей фактически не изменялся.

Неоспоримые доказательства, что игра в кости являлась не только ритуальным действом, но и существовала как раз как игра, относятся к бронзовому веку, в культурных слоях которого археологи находят столики и игральные доски, ящички для хранения костей и фишек и т.п. Конечно, что непременно кости должны были стать приспособлением и основой какой-то второй, более сложной игры, в которой, не считая костей, будет задействована кроме этого счётная доска. Такие доски либо их изображения с последовательностями клеток либо линий обнаружили в Старом Египте, Месопотамии, Греции и Риме, Китае, Индии, Мексике а также в Скандинавии.

Метательные кости принимали участие в создании игр армейского типа, имитирующих сражение солдат на поле боя, суть которых был в том, чтобы переместить собственные фишки на противоположную сторону доски, мешая наряду с этим действиям соперника. Обдумыванию хода предшествовало бросание костей, а жребий назначал фигуру, которой надлежало пойти.

В старом Египте таковой игрой была тау (1270 лет до н.э.), в Греции — петтейя (V в. до н.э.), в римской Империи — латрункули (I-II вв. до н.э.), в Старой Индии чатуранга, признанная исследователями предшественницей известных шахмат. Упоминания о ней видятся в «Харшарите», поэме в честь царя Харши, правителя Северной Индии (VI в.), «Махабхарате» (V в.) и «Ригведе» (X в.), не смотря на то, что, вероятнее, у данной игры более древние корни.

От игральных костей случилась кроме этого игра в домино, в которой любая косточка первоначально воображала итог бросания двух костей. И эта, казалось бы, такая «европейская» игра, носящая французское наименование, происходящее от сочетания белого и черного цветов в зимнем одеянии монахов, также показалась с Востока. В Китае она была известна ещё в XII в. называющиеся шуань-лю-о — «борьба ума».

Примечательно, что у эскимосов до сих пор в ходу игра с фишками, напоминающими домино.

И однако самыми древними из известных игр, взявшими жизнь от метательных костей, стали шашки и нарды. Как свидетельствуют археологические находки в шумерском Уре, Мохенджо-Даро и Египте, выгравированными на камне шашечными досками, костями, и бессчётными глиняными фигурками разной величины, являвшимися шашками, в равнинах Тигра, Евфрата, Инда и Нила люди пользуются уже более пяти тысячелетий.

Из-за своеобразного звука удара костей о древесную доску в Европе эту игру прозвали «триктрак», но сохраняется и её персидское имя — «тахте нард». По одной из преданий (возвышающей персов, но снижающей древность игры) она была изобретена советником персидского царя Хосрова I Ануширвана (509-579 г. н.э.), так растолковывавшим сущность игры:

«При возможности они [кости] бьют друг друга и вытесняют подобно тому, как люди в земном мире побивают друг друга. И в то время, когда посредством костей все камни вытесняются в игре нарды, это напоминает людей, каковые все до единого так или иначе оставляют земной мир. В то время, когда же камни ставятся вторично в игре нарды, это напоминает людей, каковые при воскресении из мёртвых снова оживают».

Перемещение костей древние уподобляли перемещению звезд на небосклоне, а доска, как предполагают исследователи, отражала счёт времени: 24 пункта воображали 24 часа, 30 шашек соответствовали 30 дням месяца, а 12 пунктов на каждой стороне доски — 12 месяцам. Сообщение с календарём прослеживается в игре ацтеков патолли, в которой имитировались периоды передвижения небесных тел, а 52 клетки игры соответствовали 52 годам солнечного цикла. «Календарный» мотив носит и египетский миф об игре всевышнего Тота с богиней Луны, записанный Плутархом.

По легенде в старом Египте и солнечный и лунный годы состояли сначала из однообразного количества дней — 360. Но в то время, когда по проклятию Главного всевышнего Ра, разгневанного тайным браком богини неба Нут и всевышнего почвы — Геба, дети их не должны были показаться ни в один из месяцев и ни в один из дней года, богиня Нут обратилась с просьбой о помощи к всевышнему Тоту, и он, победив в кости у богини Луны пять дополнительных дней, прибавил их к египетскому год .

В эти пять дней и появились их дети-всевышние: Нефтида, Изида, Осирис, Гор и Сет. Так солнечный год египтян увеличился до 365 дней, а лунный стал на пять дней меньше.

Египетские доски для игры в шашки и нарды были столь же разнообразны, как и используемые в них кости. Египтяне применяли как квадратные, так и прямоугольные доски, напоминающие современные. Одной из популярнейших на Ниле была игра сенет, один из экземпляров которой был отыскан в гробнице Тутанхамона. Египтяне игрались в неё не только дома, но и забирали в путь.

Такие переносные игры археологи находят в различных областях страны. (Подобная игра, датируемая приблизительно 1200 г. до н.э., нашлась в 1908 г. и на острове Кипр). На боковой поверхности ящичка для игры часто высекалось имя его обладателя. Любопытно, что на игральной доске, сохранившейся в гробнице Аменхотепа III, не известно почему выяснилось высечено имя не самого фараона, а «управителя работы в гробнице царя».

Очень разнообразны были игры нардового типа в Греции, чертежи их видятся кроме того на ступенях известного Парфенона. Правила одной из таких игр — «плинтион» либо «полис» — обрисованы греческим лексикографом Поллуксом в 170 г. н.э. в словаре «Ономастикон»:

«Игра во большое количество шашек имеется плинтион с клетками в линиях. И плинтион же зовётся «городом» («полисом»), любая же из шашек — «собакой». Мастерство игры в том, дабы окружить двумя одномастными шашками таковую второй масти и снять».

Ещё одна греческая игра, в которой кроме этого употреблялись доски, фишки и кости, — граммисмос особенно пришлась по душе римлянам, обучившимся ей у греков. В римской Империи она приобрела новое наименование — скриптула. Не смотря на то, что игра в кости была официально запрещена в римской Империи и разрешалась только на протяжении праздника сатурналий, в неё игрались многие римские императоры — Август, Гелиогабап, Калигула, Нерон, Клавдий.

Последний, по словам Светония, так увлекся скриптулой, что кроме того написал о ней книгу. Второе наименование данной игры — 12 линий — упоминает Овидий в «Наставлениях»:

Имеется и такая игра, где столько прочерчено линий,
какое количество месяцев имеется в быстробегущем году;
Имеется и такая, где любой выводит по трое шашек,
А побеждает, кто смог в линию выстроить их.
…Но не хватает быть знатоком расчётов и бросков,
Необходимо собою обладать, это тяжелее и серьёзнее.
Мы за игрой забываем себя, раскрываемся в страсти,
Как на ладони поднимается всё, что у нас на душе:
Бешенство некрасивый поднимается, и корыстолюбье бушует,
И начинают кипеть ссоры, обиды и брань…

Выбор хода в скриптуле определялся жребием, для чего употреблялось три метательные кости. Помимо этого, с каждой стороны в игре приняло участие по 15 шашек, а на каждом поле имело возможность находиться пара шашек в один момент. Недавно в Англии, на территории оборонительного сооружения римлян, известного как Адрианов вал (II в.) был отыскан набор для игры в скриптулу, складывавшийся из фишек и каменной доски в виде маленьких фигурок.

В нарды обожали играться викинги и другие скандинавские народы. Часто нужные для неё фишки и кости викинги хранили в кожаных мешочках либо особых шкатулках. Такие походные комплекты VII в. отысканы в затонувших морских судах.

В отечественном Отечестве игры, в которых финал борьбы зависел от броска игральной кости, — леки, тавлеи и плинтус распространились, вероятнее, из греческих колоний Северного Причерноморья, о чём напоминают уже сами их заглавия: тавлеи — о древнегреческой игре таблан, а плинтус — о греческом плинтионе.

В «Словаре Академии Русском» о тавлеях говорится, что это

«игра, в которой мечут двумя игральными костями, и по числу точек, какое они продемонстрируют, ставят на соответствующее этому числу место плитки».

Забава эта древними славянами ценилась достаточно высоко, в народных былинах, к примеру, игра в тавлеи ставилась на один уровень с состязаниями в стрельбе из лука и борьбе и являлась способом опробования ума богатырей. Любимой игрой тавлеи были и в народной среде и меж торгового люда, а состязания устраивались прямо перед дверями домов и лавок.

Играли на Руси на квадратных досках с последовательностями клеток, фактически не отличавшихся от греческих, римских а также египетских, часто рисовавшихся прямо на известковой плите, а именовали такие чертежи в большинстве случаев вавилонами (случайно ли это наименование, напоминающее о отчизне игры в кости Месопотамии?). Один из вавилонов был найден в 1959 г. на протяжении раскопок Кремля , в палатах матери Петра I Натальи Кирилловны.

К метательным костям восходит и само наименование азартных игр. Арабы, у которых европейцы обучились рискованной игре в кости во времена крестовых походов, именовали их аз-захр (предполагается, что корни слова значительно древнее, ещё аккадские). Через испанское azar — игра в кости — слово попало после этого во все европейские языки.

Соревновательность и сопутствующий ей азарт элементами игры в кости стали в глубокой древности. В народных сказаниях разных культур в мире и литературных источниках сохранилось множество драматических историй об игроках и азартных играх, не вспоминая ставящих на кон собственную судьбу либо жизнь жён, сестёр, дочерей. В некоторых из этих преданий рассказывается об азартных играх с всевышними.

У Геродота имеется рассказ о том, как фараон Рампсинит

«живым совершил нисхождение в подземный мир, что у эллинов именуется Аидом»,

где игрался в кости с богиней Гатор, владычицей мёртвых, и победил у неё золотое полотенце.

Игрок из греческого города Метилены Леон, сжалившись над рабом, которого жестоко мучил хозяин, позвал того на поединок в петтейю и победил свободу для раба, с которого сходу сняли кандалы.

У древних германцев от финала игры в кости зависело, быть ли войне с соседями либо возможно заключить мир. О том, как игрались в кости древние германцы, сохранилось броское описание у Тацита:

«…утратив всё собственное достояние и бросая в последний раз кости, назначают ставкою своё тело и свою свободу. Проигравший добровольно отдаёт себя в рабство и, сколь бы моложе и посильнее победившего он ни был, беспрекословно разрешает связать себя и выставить на продажу».

Если судить по древним текстам эпоса «Махабхарата» и собрания священных гимнов «Ригведа» индийцы кроме этого были очень азартными игроками. Вызов на игру в кости у индийском знати считался чем-то наподобие вызова на поединок, а отказ от участия в игре рассматривался как неблаговидный поступок.

В древнеиндийском «Сказании о Нале и Дамаянти» главный герой Напь, играясь костями, заколдованными злым духом Кали, проигрывает собственное царство и должен отправиться в изгнание. А кости, превратившись в птиц, догоняют его и обманом отнимают последнюю одежду. Действительно, потом Напю, обучившемуся тайнам игры, однако удалось отыграть собственное царство.

Но человек достаточно рано додумался, что ловкость рук в игре куда надежнее слепого случая, исходя из этого с старейших времён азартные игры кормили уйму жуликоватого народа. Изготовленные древними мошенниками кости с «подвохом» — со смещённым центром тяжести, скошенными полостями и гранями внутри, сточенные либо подпиленные с одной либо двух сторон археологи обнаружили в захоронениях древнего Египта, Месопотамии, Южной Америки.

Складывается необычное чувство: с одной стороны в кости игрались все и везде, а с другой — чуть показавшись, эти игры стали считаться запретными. Собрание ведических гимнов «Ригведа» содержит поэму «Жалобы игрока», в одной из строф которой цитируется всевышний Савитр:

«Не играйся в кости, а паши собственную борозду! Наблюдай за скотом своим и за женою собственной, презренный игрок!»

Попытки учёных выяснить место азартных игр в людской культуре сталкиваются с самыми неожиданными вопросами. Из-за чего, к примеру, в различных отдалённых друг от друга уголках планеты появлялись однообразные игры? Из-за чего они неизменными держались в течении тысячелетий? Изобретал ли игру в кости любой народ, либо они распространялись из единого источника? И из-за чего кое-какие народы не играются в азартные игры? Американский антрополог А.Л. Кребер кроме того составил таковой интересный перечень.

Азарт был чужд австралийским аборигенам, папуасам Новой Гвинеи, полинезийцам, микронезийцам и некоторым индонезийским племенам. В кости не игрались кроме этого многие народы Восточной Африки. Примечательно, что в этом перечне выяснилось и большая часть народностей Сибири.

Примечательно, что никаких твёрдых связей азартных игр с другими изюминками культуры того либо иного народа, чертами экономики, благосостоянием, религией наряду с этим не просматривается.

Нет ни одной приемлемой версии, из-за чего, к примеру, западные и северные народы предпочитают игры точного расчёта, а у южных и восточных более популярны азартные игры, основанные на случайности. Но, элементы случайности, соответственно, и связанного с нею риска так или иначе присутствуют в любой игре. Желание рисковать заложено в людской природе значительно в основном, чем это нам представляется.

Как остроумно увидел британец Джон Г. Беннет, риск присутствует уже в самом творении мира, что же удивляться, что человек — основной участник этого риска.

источник: Татьяна Соловьёва «Забава для Гильгамеша» «Техника-молодежи» 09-2008

Gilgameš traga za večnim životom — III čin- N. Mitić i G.Kojadinović

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: