Германская «выдра» для янцзы. речная канонерская лодка «оттер» часть 1

Начиная со второй половины XIX века любимым оружием империализма делается «политика канонерок». Данное понятие традиционно трактуется как

«использование армейских средств в мирные времена к достижению дипломатических либо политических целей».

Пожалуй, самый деятельно она осуществлялась в Китае, ставшем к началу следующего столетия полуколонией ведущих мировых держав. Главным инструментом давления на правительство Поднебесной империи стал ВМФ – в частности, те же канонерские лодки. Среди этих судов было пара, чьи проекты, обычно весьма успешные, разрабатывались специально для действия в китайских территориальных акваториях.

Об одном таком судне – германской речной канонерской лодке «Оттер» – и отправится обращение в данной статье.

История создания

С уходом в первой половине 90-ых годов XIX века с поста рейхсканцлера князя Отто фон Бисмарка политика германского страны, до этого имевшая европейский вектор развития, изменяется. Империя Гогенцоллернов делается одной из наибольших мировых держав, нуждавшейся в колониях, мировых рынках сбыта продукции, торговом и армейском флоте. Главенствующими становятся лозунги «И для себя мы требуем место под солнцем», и «Торговля следует за флагом».

Не страно, что одним из направлений «нового курса» делается Китай с его неисчислимыми достатками.

14 ноября 1897 г. германская эскадра под руководством адмирала О. фон Дидерикса вошла в бухту Цзяочжоу (Кяочао) на побережье китайской провинции Шаньдун и, высадив десант, захватила под поводом маленькое селение Циндао. В следующем году Германия сняла в аренду у Поднебесной империи на 99 лет бухту Цзяочжоу со большой окрестной территорией и с прилегающими островами.

Также, была взята концессия на право постройки железной дороги от порта Циндао до города Цзинань, и право эксплуатации и использования недр в пределах 10-километровой полосы отчуждения данной дороги. С этого момента начинается бурный приток германского капитала на китайскую почву, а Циндао в весьма скором времени делается оплотом Германии и главной базой ее ВМФ на Дальнем Востоке.

Но до начала Первой Мировой самая привлекательной для германского капитала областью на территории Китая все же являлся район Янцзы и ее основных притоков. Так, в сентябре 1905 г. наибольшая местная немецкоязычная газета «Остазиатишен Ллойд» информировала:

«Для Германии самые благоприятные возможности существуют, без сомнений, в районе Ханькоу. Более трех четвертей экспорта из этого (за исключением чая) сосредоточено в германских руках».

Судоходство по рекам регулировалось «Правилами внутреннего пароходного плавания», установленными китайским правительством 28 июня 1898 г., первый пункт которых гласил:

«Внутренние воды Китая сим раскрываются для всех пароходов, туземных и зарубежных, каковые намерено зарегистрированы для торговли в договорных портах. Они смогут передвигаться в том либо другом направлении по собственному усмотрению, при соблюдении последующих правил, но они должны ограничивать собственную торговлю внутренними водами и не должны выходить в места вне китайской территории».

Так, имелись все предпосылки для появления на местных речных фарватерах торговых судов под германским флагом. Это и случилось уже в июне 1900 г.

Восстание ихэтуаней 1899-1900 гг. продемонстрировало необходимость защиты как политических, так и коммерческих заинтересованностей Германии во внутренних областях Поднебесной. 16 октября 1900 г. Лондон и Берлин заключили между собой так именуемое «Соглашение Янцзы», четыре пункта которого устанавливали modus vivendi в отношениях двух держав.

Соглашение, в числе другого, включал следующие соглашения: находящиеся на побережье и по берегам рек китайские гавани должны быть открытыми для всех, обе державы не должны применять осложнения, вызванные восстанием, для расширения подконтрольных территорий. При такового поведения со стороны третьих держав, обе стороны предпринимают совместные согласованные шаги; обе договаривающиеся стороны приглашают другие заинтересованные государства присоединиться к контракту.

Кайзерлихе Марине в то время не обладал судами, талантливыми функционировать не только на реке Сицзян и районе Кантон-Гонконг, но и на Янцзы (включая верхнее ее течение), а также в акватории озер Дунтинху и Поянху, защищая жизнь германских подданных и защищая торговлю от пиратов. О трудностях плавания в тех местах прекрасно видно из письма русском миссии в Пекине в МИД еще от 17 сентября 1890 г. В нем отмечалось, что плавание по реке отличалось сложностью, и было самые безопасным с апреля по ноябрь.

В Ханькоу отличие уровня воды в зимние и летние месяцы доходила до 50 футов (15 метров). Все суда кроме того летом предпочитали брать в Шанхае китайских лоцманов. В декабре 1889 г. в Ханькоу приходила канлодка «Сивуч», вынужденная уже 1 января 1890 г. уйти в Шанхай.

По пути в том направлении она пара раз касалась дна, не взяв повреждений лишь благодаря мягкости грунта. Выше Ханькоу редко плавали кроме того речные суда, а армейские и подавно. А в распоряжении командующего Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой адмирала Ф. фон Бендеманна пребывали лишь канонерские лодки типа «Ильтис» («Ильтис», «Ягуар», «Тигер» и «Лухс»), каковые имели осадку более 3,5 м и не могли функционировать на Янцзы выше Ханькоу.

Но интересы коммерции потребовали скорейшего разрешения этого вопроса. В уже упоминавшейся статье из «Остазиатишен Ллойд» потом говорилось:

«Для развития германской немецкого судоходства и торговли в далеких богатых районах провинций Хубэй, Сычуань и Юньнань, каковые сейчас еще полностью закрыты для внешней торговли, безотлагательно нужна защита Империи. Первое средство таковой защиты – речные канонерские лодки».

Исходя из этого сначала германским морякам было нужно импровизировать на ходу.

Первой ласточкой стал речной паровой баркас «Тун-чан» («Tong Cheong»), заказанный руководством Восточно-Азиатской крейсерской эскадры еще в ноябре 1899 года в «Коулун Док Компани» (Гонконг). В июне следующего года он был построен и к октябрю переоборудован в речную канонерскую лодку «Шамин» («Schamien», 36,8 тысячь киллограм; 24?3,6?1,4 м; 10 уз; 1?37-мм (после этого 1?60-мм) орудие и 2 пулемета).

Германская «выдра» для янцзы. речная канонерская лодка «оттер» часть 1

За ним последовал грузовой пароход «Учжоу» («Woochow»), выстроенный во второй половине 90-ых годов девятнадцатого века шанхайской верфью «Фарнхэм, Бойд и К°» и принадлежавший английской компании «Гонконг, Кантон энд Макао Стимбот Лимитед» из Гонконга. Первоначально его зафрахтовали летом 1900 года и применяли в качестве войскового транспорта на реке Байхэ между Дагу и Тяньцзинем на протяжении подавления восстания ихэтуаней. В марте следующего года судно выкупили у обладателей, и по окончании переоборудования состав эскадры пополнила речная канонерская лодка «Форвартс» («Vorwarts», 406 т; 47?7,5?2,2 м; 11 уз; 2?50-мм пулемёта и 2 орудия). В ноябрьском номере «Морского сборника» за 1901 г. так сообщалось о ее первом плавании (орфография и стиль оригинала сохранены):

«…Германская речная канонерская лодка Vorwarts благополучно окончила собственную первую экспедицию вовнутрь Китая и пришла в Шанхай. Экспедиция длилась практически полгода и прошла без потерь и всяких случайностей в личном составе… Канонерка прошла вверх по Янцзы в места, где до тех пор не бывало ни одно военное судно.

Исходной точкой был Ханькоу, откуда корабль встал по ее притокам и реке – Гангкинг и Сианг, для визита серьёзных торговых комплексов провинций Хунань и Хубэй. С 19 по 26 мая (н.ст.) канонерка поднималась по р. Сианг и в июне возвратилась в Ханькоу. 31 июля было предпринято новое плавание в Итзиханг и потом вовнутрь страны.

18 сентября лодка опять возвратилась в Ханькоу и спустилась по реке до Шанхая».

Но как «Шамин», так и «Форвартс» не удовлетворяли требованиям германского флота, нуждавшегося в речных плоскодонных судах специальной постройки.

Первыми колониальными речными канонерками аналогичного типа в германском флоте стали «Циндао» и «Фатерлянд». Они были выстроены компанией «Эльбинг» из Шихау в 1902-1904 гг., в разобранном виде перевезены в Китай и собраны на верфях в Гонконге и Шанхае. Лодки имели следующие характеристики: водоизмещение 280 т; размерения 50,1?8,0?0,94; скорость 13 уз; оружие 1?88-мм, 1?55-мм пулемёта и 2-3 орудия.

По окончании нескольких лет работы стало известно, что мощность автомобилей новых канлодок недостаточна для успешных действий на Янцзы из-за ее стремительного течения, а «Форвартс» стала неспешно ветшать. Вдобавок постоянной операционной областью «Циндао» являлись Сицзян, речные артерии Южного Китая, и Гонконг и Макао, а мысли имперской политики потребовали постоянного присутствия одной из лодок в верховьях Янцзы, в первую очередь – в провинции Сычуань.

Так, появилась острая необходимость постройки еще одной речной канонерской лодки. Имперский статс-секретарь по морским делам адмирал А. фон Тирпиц не стал игнорировать указанные выше мысли и посчитал пополнение корабельного состава Восточно-Азиатской станции «совсем желательным». В следствии, при формировании военно-морского бюджета на 1908 год на данный момент (Управление ВМФ) включил в него затраты на постройку речной канонерской лодки «С» [1].

Но это предложение должно было проходить по отдельной статье, поскольку канонерские лодки не попадали под воздействие законов о флоте. Однако, сумма затрат на неспециализированном фоне, в конечном итоге, была так незначительна, что она кроме того не показалась в годовом обзоре Кайзерлихе Марине за 1908 год [2].

В следствии, в осеннюю пору того же года заказ был выдан пара необыкновенному подрядчику – компании «Иоганн Текпенборг» из Геестемюнде. Дело в том, что до этого верфь специализировалась на постройке громадных парусников, и гражданских пароходов. Но в 1908 году предприятие завершило модернизацию и капитальную перестройку собственных мощностей, и внесла предложение услуги Рейхсмаринеамт. Строительство речной канонерской лодки «С» должно было стать необычной «пробой пера».

Однако, исполнение этого заказа не должно было воображать особенной сложности для умелого персонала верфи, выстроившей такие известные винджаммеры, как «Потоси» и «Пройссен». Не бесплатно в Германии в то время среди моряков бытовала поговорка:

«Капитан спокоен – корабль выстроен у Текленборга!».

Конструктивно новый проект в общем повторял прошлые суда – «Циндао» и «Фатерлянд», отличаясь пара громадным водоизмещением, более замечательной силовой установкой, в следствии чего силуэт стал двухтрубным, и наличием противопульного бронирования. Как и у предшествующего типа, корпус лодки планировал из отдельных секций-понтонов, скреплявшихся болтами, что разрешало перевезти ее на борту грузового судна в разобранном состоянии к месту работы.

Верфь приступила к постройке канонерской лодки «С» (стапельный №232) зимний период 1909 года. Уже 3 апреля 1909 г. будущий корабль был временно приписан к военно-морской станции Северного моря. Спуск на воду состоялся 15 июля, а ходовые опробования «Оттера» («Выдра») – так был наречен новый корабль – начались 17 сентября. Ранее в составе германского флота уже имелась канонерская лодка с таким заглавием.

Она была выстроена в 1877-1878 гг. для китайской станции в качестве «охотника за пиратами», но была очень неудачной и вследствие этого так и не покинула отечественных вод.

По окончании опробований корпус разобрали на девять секций и загрузили на борт грузового судна «Мари Леонхардт», принадлежавшего компании «Леонхардт и Блумберг» из Гамбурга. Пароход покинул Везер 11 ноября 1909 г. и в начале следующего года добрался до Шанхая, где на верфи Цзяннаньского арсенала безотлагательно начался монтаж корпуса.

28 февраля под руководством корветтен-капитана Мизинга состоялись приемочные ходовые опробования на реке Усун. 19 марта в Шанхае судно с инспекцией посетил командующий Восточно-Азиатской крейсерской эскадрой адмирал Ф. фон Ингеноль, а 31-го на «Оттер», к новому месту работы, прибыла команда канонерской лодки «Форвартс», выведенной в тот же сутки из эксплуатации. Потом, 18 июня, «Форвартс» исключили из перечней флота и в том же году реализовали китайской компании, по окончании чего она возвратилась к мирной работе простого речного парохода.

Описание конструкции

Конструктивно канонерская лодка «Оттер» представляла собой двухвинтовой плоскодонный мелкосидящий речной корабль с размещением винтов в кормовых туннелях. Обычное водоизмещение составляло 266 т, полное – 314 т, громаднейшая протяженность – 54,1 м, между перпендикулярами – 53 м, ширина 8,65 м, осадка 0,82-0,85 м; величина дифферентующего момента – 3,48 т/м.

Корпус набирался по поперечной совокупности из простой судостроительной стали и воображал собой понтон, складывавшийся из девяти секций-отсеков, скреплявшихся между собой посредством болтов. Шпангоуты имели фактически прямоугольную форму. Размещение секций с кормы в шнобель было следующим:

  • • 1-й отсек – румпельное отделение и ахтерпик; тут пребывало управление румпелем и проходили тоннели гребных винтов, и размешались маленькая кладовая, карцер и гальюн-одиночка;
  • • 2-й отсек: в кормовой половине был кубрик для вольнонаемных китайцев, а в носовой – для части германского экипажа; на палубе пребывали камбузы -с левого борта для китайцев, с правого -для немцев.
  • • 3-й отсек: в его центре был кормовой погреб, защищенный с бортов цистернами с кладовыми и водой; в носовой части размешались вспомогательные механизмы и конденсаторы; на палубе в кормовой надстройке были устроены камбуз, и каюты палубных офицеров и, при необходимости, лоцманов; на надстроечной палубе – кормовое 52-мм лазарет и орудие;
  • • 4-й отсек – машинное отделение, защищенное с бортов угольными ямами;
  • • 5-й и 6-й отсеки совместно образовывали котельное отделение; палубная надстройка представляла собой лишь его кожух, в котором наровне с центральным вентилятором был вспомогательный котел, чей дымоход по начальному проекту выходил во вторую дымовую трубу, но потом, в случае если делать выводы по фотографиям, его вывели в носовую;
  • • 7-й отсек был устроен подобно 3-ему: в центре был носовой погреб боезапаса с соответствующей защитой из цистерн с водой, и каюта унтер-офице-ров; носовую надстройку дробили между собой каюты начальника, первого офицера, доктора, и кают-компания; на надстроечной палубе размешались штурманская и рулевая рубка, плюс носовое 52-мм орудие;
  • • 8-й отсек – носовой кубрик команды;
  • • 9-й отсек образовывал носовую оконечность; в нем пребывали шкиперская с якорным шпилем и форпиком.

Как уже упоминалось ранее, одним из требований клиента было наличие противопульного бронирования. Одновременно с этим предстояло максимально уменьшить конструкцию судна, дабы осадка не через чур превышала 0,8 м. Эти несоответствия стали причиной тому, что в качестве материала для палубных надстроек была выбрана особая сталь толщиной всего 5 мм. Ее же применяли для того чтобы бортовой обшивки, устанавливавшихся с 30-го по 68-й шпангоут в районе машинного и котельного отделений.

«Оттер» приводилась в перемещение двумя вертикальными трехцилиндровыми паровыми машинами тройного расширения номинальной мощностью 650 л.с. при 350 оборотах в 60 секунд. Согласно расчетам, это должно было обеспечить канонерской лодке проектную скорость 15,2 уз. Пар для автомобилей производили два стандартных для германского флота котла «военно-морского типа».

Рабочее давление пара-16 атм. Любой из котлов имел по четыре топки, суммарная площадь поверхности нагрева составляла 376 м?. Дымоходы котлов выводились в две дымовые трубы, каковые вместе с решетчатой мачтой создавали силуэт, создававший более удачное внешнее чувство, чем у предыдущей пары германских речных канонерок.

Запас угля составлял 87 т, что при экономическом 5-узловом ходе разрешало достигнуть дальности плавания 4350 миль.

Отличительной изюминкой нового корабля стала неповторимая в германском морском судостроении конструкция кормовой оконечности, разрешившая сочетать очень малого осадку с громадным диаметром винтов, снабжавшим больший пропульсивный коэффициент. В случае если «Циндао» и «Фатерлянд» при осадке 0,93 м имели винты диаметром 0,9 м, размешавшиеся в общем тоннеле, то «Оттер» при осадке 0,85 м владел винтами диаметром 1,4 м [3], каковые пребывали уже в раздельных тоннелях!

Помимо этого, канонерка оборудовалась так называемым «переменным клапаном» – особым устройством, разрешавшим регулировать выходное сечение тоннеля. В то время, когда корабль лишь давал движение, его величину уменьшали до минимального. Так в тоннеле стремительнее создавалось разрежение, нужное чтобы винт всецело был окружен водой.

После этого «клапан» раскрывался, разрешая исходящему потоку воды двигаться горизонтально для уменьшения «подсасывающего» достижения и эффекта большой скорости.

Для управления кораблем помогали два металлических руля, размещавшихся параллельно друг другу в задней части тоннелей гребных винтов.

Новизна конструкции винторулевой группы не имела возможности не сказаться. Инженер верфи Люббе Шнитгер говорил, что на протяжении пробных ходовых опробований время от времени появлялись неприятности с управлением лодкой, которая отказывалась слушаться рулей. Сначала «Оттер» не смог разминуться на Везере с пассажирским пароходом «Форель», принадлежавшим судоходной компании Северогерманского Ллойда, и врезался форштевнем в его кормовую оконечность – к счастью, обошлось без особенных повреждений.

В второй раз, проходя ночью по реке Геесте под разведенным мостом, лодка совершенно верно кроме этого не прореагировала на поворот рулей и протаранила рыболовецкую лодку.

Еще одной изюминкой «Оттер» стала неповторимая решетчатая мачта – единственная для того чтобы рода, установленная когда-либо на корабле германского флота. В начальном проекте находилась несложная однодревковая мачта, укрепленная вантами, но, Наверное, ее прочность была недостаточной. Но, это стало единственным отступлением от проекта.

Уже потом, незадолго до начала войны, сзади кормовой компасной площадки установили вторую легкую мачту, помогавшую для растяжки радиоантенн.

Лодка снабжалась электроэнергией от генератора мощностью 5,4 кВт, напряжение корабельной сети – 67 В постоянного тока, что разрешало обеспечить электрическое освещение, работу 70-см прожектора, размешавшегося на топе мачты, судовых навигационных огней, и радиотелеграфа.

Ну и завершает список конструктивных изюминок «Оттера» наличие на его борту не стандартных шлюпок германского флота, а двух сампанов, размещавшихся на шлюпбалках. Возможно, она стала единственным судном германской постройки, имевшем такие экзотические спасательные средства.

О мореходных качествах авторитетный справочник Грёнера информирует, что корабль поворачивал отлично, но с приличной утратой скорости. Сильный ветер порядочно затруднял управление судном. Также, канонерская лодка страдала от сильного дрейфа и серьёзной увальчивости.

Экипаж насчитывал 47 человек: 3 офицера (начальник, первый офицер, доктор) и 44 нижних чина. Кроме этого на борту пребывало от 12 до 14 китайцев.

Первоначально «Оттер», как и другие германские суда, пребывавшие в заграничном плавании, окрашивался по «бело-желтой схеме примера 1898 года». Белыми были корпус корабля до высоты верхней палубы и до верхней кромки полубака, орудия и их щиты; желтыми -надстройки, дымовые трубы, раструбы дефлекторов, мачты.

С 14 мая 1910 г. «бело-желтую» схему для судов, служивших на заграничных станциях, отменили и ввели вместо нее «серую примера 1896 года», являвшуюся стандартной для фактически всего состава ВМФ Германии. Отличие «серой 1896» от прошлой схемы заключалось лишь в том, что вместо белого цвета употреблялся серый, а вместо желтого – светло-серый цвет. Но, существует фотография, датированная 1912 годом, на которой видно, что «Оттер» в то время все еще сохранил бело-желтый цвет.

И лишь последние снимки показывают изменение окраски.

В составе Кайзеровского флота

Для начала нужно мало поведать о самой работе германских канонерских лодок в Китае.

Как ни страно, но именно на Восточно-Азиатской станции существовали большие трения между флотом и МИДом, довольно часто приводившие к потоку жалоб дипломатов в Берлин на то, что, с их точки зрения, моряки всегда «совали собственный шнобель» в местную политику, не согласовывая действия с ними. На вторых станциях – в Африке либо южных морях – действовали стационеры-одиночки, каковые во многом зависли от хороших взаимоотношений с губернаторами и местными консулами. А одновременно с этим на китайской станции, где Восточно-Азиатская крейсерская эскадра представляла собой единственную настоящую силу Германии и имела полную независимость, моряки относились к штатским «штафиркам» без особенного пиетета.

Так, германский посланник в Пекине Мумм фон Шварценштейн со злобой писал в Берлин, что

«…капитаны самых малых судов, как канонерские лодки, каковые являются органами надзора в Китае, довольно часто важничают и грубо требуют от консульских служащих данные, которую после этого обычно игнорируют».

В следствии данной мелочной ревности сообщения об трансформации обстановки в Поднебесной от капитанов судов поступали в Берлин лишь для Адмирал-штаба, а консульские депеши, соответственно, только в МИД. Не радовало дипломатов и постоянное общение моряков с влиятельными китайскими государственный служащими, где их кроме этого всегда задвигали на второй план. По большому счету, эта перебранка о разделении полномочий и главенствующей роли в местной политике длилась между флотом и консульскими службами еще кроме того в начале войны.

Со своей стороны, работа на зарубежных станциях (Африка, Китай, южные моря) предлагала начальникам лодок выполнение всех их мечтаний молодости и оправдывала долгие десятилетия тоскливой учебы. В первую очередь, как раз речные канонерские лодки часто действовали в обычно совсем изолированных акваториях. Беспроволочные искровые радиостанции показались на них лишь в 1912 году, а до этого для связи с руководством эскадры приходилось пользоваться береговым телеграфом. Георг Александр фон Мюллер, руководивший в первой половине 90-ых годов XIX века канонерской лодкой «Ильтис» [4] и потом ставший главой и полным адмиралом Морского кабинета, вспоминал:

«Одним из самых громадных преимуществ данной работы была возможность не быть обязанным весь год подмечать каких-либо глав!».

В любом случае, ранняя карьера начальника, подтверждавшая свойство офицера удачно руководить кораблем, скоро продвигала его к возможности взять звание корветтен-капитана. Восточно-Азиатская станция была совершенным трамплином для этого.

Начальник германской речной канонерской лодки лично нёс ответственность за снабжение и бюджет собственного корабля. На каждое судно выделялось пара тысяч серебряных мексиканских американских долларов, бывших в то время в Китае простым средством платежа. Из них оплачивались все текущие издержки, за исключением проведения ремонтов и пополнения боезапаса, и выделялись средства для найма дополнительного подсобного персонала – китайских кочегаров, лоцманов, коков и стюардов.

Безработные местные госслужащие кроме этого довольно часто предлагали собственные услуги в качестве бортовых переводчиков. К примеру, в марте 1912 г. на «Оттер» служило в целом 12 китайцев, а также 6 кочегаров.

Распределение судов по операционным территориям регулировалось особыми замыслами с трехмесячным циклом. Главными задачами работы были вооруженная защита имперских заинтересованностей (та самая «политика канонерок»), самой жизни и имущества германских подданных, разведка судоходных водоемов региона Янцзы с ее притоками и гидрографической обстановки на них. Каждую весну на всех судах эскадры поменяли половину команд в один момент, исходя из срока работы в два года.

Для экономии пароход с новыми экипажами шел из Циндао в Шанхай, а после этого в Гонконг, где их уже поджидали пришедшие из внутренних территорий суда.

Ежегодно на судах проводили ремонты, и чистили корпуса от наросших раковин, уменьшавших скорость перемещения и повышавших расход угля. Из-за удаленности Циндао, германские речные канонерские лодки проходили ремонт на английских верфях в Шанхае и Гонконге, причем даты их проведения оговаривались за девять месяцев до начала работ. Раз в год суда с инспекцией посещал командующий эскадрой.

В большинстве случаев это происходило в летние месяцы, в то время, когда Янцзы была самая полноводной и громадные крейсера имели возможность добраться до Ханькоу.

Работа на реке была сверхтяжелой и однообразной. Не хорошо обстояли дела с охлаждением и вентиляцией помещений. К примеру, на «Циндао» в сентябре 1905 г. средняя за сутки температура в носовых помещениях составила 32°С, а в кормовых – 33°С. Рапорты корабельных докторов, служивших на Янцзы, всегда содержали жалобы на недочёт мяса и свежей зелени, и сведения об отчетливом уменьшении веса личного состава из-за нехорошего питания в течение летних месяцев.

Бассейн реки считался страшным очагом малярии. Лечение хинином давало успешные результаты, но как побочное воздействие, приводило к большой утраты работоспособности. Не было недочёта и в других болезнях.

В августе и сентябре 1910 г. на «Оттер» были зафиксированы двенадцать случаев серьёзной инфекционной заболевании, взявшей наименование «речной лихорадки» либо «Янцзы-лихорадки», позванной купанием моряков в реке. Ее отличительными симптомами была широчайшая крапивница, отеки лица и сильная слабость конечностей. Хватало на борту крыс и насекомых.

В 1905 году на «Фатерлянде» совершили «окуривание серой» всего корабля без всякого успеха. По воспоминаниям моряков, служивших на лодках, иногда тараканы резвились кроме того в еде!

В то время, когда суда оставляли вредные речные заводи и спускались вниз по Янцзы для ремонта и отдыха, их поджидали уже совсем другие опасности. Согласно данным статистики в 1900 году в Шанхае жило около сорока тысяч девушек легкого поведения, а также множество из Европы. Первоначально, Кайзерлихе Марине безнадежно проигрывало борьбу венерическим болезням, но позже руководство эскадры обратило на эту проблему очень внимание и в следствии «эпидемию» удалось приостановить.

По отчетам санитарной работы флота, в 1904-1905 гг. количество заразившихся, если сравнивать с 1899 г., уменьшилось более чем на 50%.

Капитаны судов пробовали скрасить тяжесть работы собственных команд, пробуя хоть как-то организовать их досуг, но Рейхсмаринеамт не слишком-то одобрял трату казеных денег на эти цели. Помощь в этом замысле от скуповатых соотечественников, живших на берегах Янцзы, также была не через чур значительной. Так, германский женский альянс в Ханькоу организовал необычный «Дом моряка», что являлся всего одной простой помещением, снятой в аренду у китайцев. Текст его рекламы гласил:

«Экипажи возьмут тут бутерброды, пироги и кофе, и за плату пиво и сигары».

В качестве приложения предлагались игры и чтение произведений германской литературы. Ясно, что неизменно испытывавших жажду моряков, трактиры и кабаки интересовали куда больше, не говоря уже о публичных зданиях…

Итак, 1 апреля 1910 г. на «Оттер» был поднят военно-морской флаг, и канонерка была включёна в состав Кайзерлихе Марине. Первым капитаном корабля стал капитан-лейтенант Оскар Кауттер, перешедший с «Форвартс». Но, он пребывал в данной должности совсем недолго: уже в следующем месяце его поменял капитан-лейтенант Йоханнес Янцен.

В течение следующих четырех лет до начала Великой войны карьера «Оттер» насчитывает 1450 дней на стоянке и 275 дней в плавании по Янцзы и ее громадным притокам. Наряду с этим лодка посетила 24 разные гавани. В перерывах между походами она базировалась на Шанхай, проходя в том месте ежегодные и капитальные ремонты.

Но все же главная ее работа прошла во внутреннем Китае, недалеко от города Чунцин, расположенного в центре провинции Сычуань и удаленного от Шанхая на 1400 км.

Уже первый дальний поход, состоявший в осеннюю пору 1910 года, по маршруту Ичан-Чунцин был рекордным. «Оттер» преодолела эту расстояние за 38 часов плавания, уменьшив прошлее достижение французской речной канонерской лодки «Дудар де Лагре» на 3,5 часа. Капитан-лейтенант Янцен так писал в собственном отчете о плавании:

«Эти походы обширно обсуждались на всей Янцзы и их движение повлиял на развитие судостроительной индустрии. Положительно, значение аналогичных походов нельзя переоценить. Помимо этого, они имели суть в то время, в то время, когда китайское правительство захотело обновить собственный корабельный состав, и в то время, когда стало возмможно, дабы для верхнего течения Янцзы строились не только пароходы».

В первых числах Ноября лишь «Оттер» смог отбуксировать в Чанчжоу против течения реки германский тяжелогруженый пароход – вторым судам эта задача была не по силам. С 15 декабря и до начала мая 1911 г. канонерская лодка стала на зимовку в Чунцине, а с началом навигации возвратилась на верфь в Шанхае для ежегодного ремонта.

По его окончании, в связи со вспыхнувшими в провинции Хубэй сильными беспорядками, «Оттер», вместе с канонерскими лодками «Ильтис» и «Лухс», снова ушла во внутренние области Китая. И в случае если две последние остались в Ханькоу, то Янцен повел собственный корабль дальше. С 31 августа и до Января этого года «Оттер» оперировала в верховьях Янцзы, снабжая их собственности и защиту европейцев, и сопровождая суда с удирающими в спокойные от беспокойств области чужестранцами.

На зиму корабль снова ушел в Чунцин и оставался в том месте в качестве стационера до 29 марта 1912 г. После этого в последних числах Мая лодка возвратилась в Шанхай, где стала на капремонт. Тогда же Янцена на должности начальника поменял капитан-лейтенант Рудольф Фирле.

По окончании ремонта «Оттер» снова направилась в верховья Янцзы и приступила к собственной простой работе. В текущем году на зиму корабль не стал оставаться на зимовку в Чунцин, а возвратился в Шанхай. 1913 год состоялся в рутинной работе, за исключением того, что в октябре канонерская лодка в первый раз посетила город Суйфу (сейчас Ибинь), пребывавший в 220 км от Чунцина выше по течению Янцзы, и являвшийся в то время конечным пунктом судоходства по данной реке.

Зиму «Оттер», как и в прошедшем сезоне, провел в Шанхае.

В марте 1914 года на лодку был назначен ее последний германский начальник капитан-лейтенант Хайнц Зойферт [5]. Информация из прошлых источников о том, что с конца марта «Оттер» пребывал в Шанхае, на сегодня не соответствует действительности. Сразу после начала навигации лодка ушла вверх по Янцзы, пройдя целый ее судоходный участок до Суйфу.

Именно там во второй половине июля Зойферт взял из Шанхая сообщение от старшего в то время офицера Восточно-Азиатской станции начальника малого крейсера «Эмден» корветтен-капитана К. фон Мюллера об угрозе начала войны.

Капитан-лейтенант тут же отменил запланированный поход по реке Миньцзян, что должен был совершаться совместно с английской речной канонеркой «Тил». Спускаясь вниз по Янцзы, капитан германского корабля не особенно спешил. И только взяв 2 августа весточку с сообщением о начале войны с Россией, спешно направился в Чунцин. В том месте гражданские, служившие на судне, сошли на берег.

Затем лодка перешла в Ичан, а после этого в Ханькоу, где местный консул экипировал команду цивильными костюмами, поскольку ей скоро предстояло покинуть корабль и уехать в Циндао.

6 августа 1914 г. в Пекине был опубликован указ президента Китайской Республики Ли Юаньхуна, в соответствии с которого страна занимала нейтральную позицию в разразившейся всемирный войне. Одновременно с этим ВМС провинции Гуандун блокировали в бассейне реки Чжуцзян «Циндао», а «Оттер» и «Фатерлянд» получили от властей Китая распоряжение встать на рейд в районе Сягуань недалеко от Нанкина.

На следующий сутки «Оттер» в последний раз под германским флагом посетил Нанкин, а после этого вместе с «Фатерляндом» (лейтенант – и-командир цур зее Дресслер) стали на рейд в указанном месте. Для наблюдения за германскими судами в том направлении были направлены канонерские лодки 2-й эскадры республиканского флота «Цзяньань» и «Ляньцзин». Английское консульство в Пекине осаждало командующего китайским флотом Ли Динсиня, требуя разоружения германских судов.

В другом случае британцы угрожали их стереть с лица земли. В итоге, китайский адмирал приказал начальникам канонерок демонтировать оружие и сдать его в Нанкинский арсенал. Зойферт и Дресслер отказались сделать это, резонно ссылаясь на мирные отношения Китая и Германии.

Видя настойчивость китайского руководства, германские моряки показали пулемёты: и характер орудия сняли со станков, но вместо передачи китайцам… утопили в Янцзы, а замки и тайную документацию передали в местное консульство.

Зойферт обрисовывал финальный акт так:

«Все прошлые попытки властей Китая выполнить требования британского консульства терпели неудачу благодаря отечественным контрмерам. В 2 часа пополудни разоружение было завершено, а армейский командирский вымпел и флаг спущены. После этого мы вместе с «Фатерляндом» перешли на стоянку в 6 милях ниже Нанкина, где суда не мешали судоходству.

По окончании перевода лодок в личную собственность «Оттер» был переименован в «Мюнхен», а «Фатерлянд» – в «Ландесфатер».

Затем начальникам «Оттера» и «Фатерлянда» не разрещалось поддерживать сообщение между собой. Немцы подчинились и сняли с мачт антенны связи. Но дотошные англичане узнали, что по ночам германские суда поднимают импровизированные проволочные антенны и ведут осмотрительный обмен радиограммами.

Затем передатчики судовых радиостанций были конфискованы и сданы на хранение консулу Германии. Скоро на борту экс-канонерки осталось лишь четыре человека вахтенной команды, а остальные маленькими группами по Янцзы и потом по железной дороге направились в Циндао. По сведениям из вторых источников, «Оттер» и «Фатерлянд» была переименованы лишь 18 августа – по окончании их формальной продажи жившему в Нанкине германскому коммерсанту, что воображал в том месте интересы торгового дома из Мюнхена.

На этом историю германской речной канонерской лодки «Оттер» можно считать фактически завершенной. И не смотря на то, что через некое время над кораблем снова взвился военно-морской флаг, но уже совсем другого страны. В завершение «германской части» статьи хочется кратко остановиться на судьбе третьего начальника лодки Рудольфа Фирле. Он появился 14 апреля 1881 г. и поступил на флот в 1900-м.

Фирле прославился уже в годы Великой войны, в то время, когда под его командованием турецкий миноносец «Муавенет-и-Миллет» в ночь на 13 мая 1915 г. тремя торпедами потопил в заливе Морто ветхий английский линейный корабль «Голиаф». Потом он приписывал собственные удачи вместе с османскими моряками опыту, взятому на протяжении работы в Китае.

Фирле вышел в отставку в первой половине 20-ых годов двадцатого века в чине фрегаттен-капитана и межвоенное время стал известным как публицист и общественный деятель. Пиком его гражданской карьеры стал пост председателя правления одной из наибольших германских пароходных компаний – гамбургского Северогерманского Ллойда (NDL).

Также, Рудольф Фирле известен многим отечественным читателям, как создатель одной из книг официальной истории действий кайзеровского флота в Первую мировую «Война на море 1914-1918 гг.» – его перу в собственности переведенный на русский язык первый том «Войны на Балтийском море». Погиб бывший начальник «Оттера» 2 июля 1969 г. в возрасте 87 лет, на долгое время пережив собственный корабль.

  1. «Циндао» и «Фатерлянд» были заказаны как канонерские лодки «А» и «В».
  2. Постройка «Оттер» обошлась флоту всего в 780 тысяч рейхсмарок. Для примера, заказанные в 1908-1909 гг. линкор «Ольденбург», небольшой крейсер «Кёльн», миноносец G-174 и подлодка U-16 стоили 45,801 млн., 8,356 млн., 1,83 млн. и 2,539 млн. рейхсмарок соответственно.
  3. Отметим, что у речных судов с тоннельными образованиями кормы верхняя часть винтов находится выше конструктивной ватерлинии. – Прим. ред.
  4. Мореходная канонерская лодка, первая с таким заглавием. Погибла 23 июня 1896 г. на протяжении тайфуна в Желтом море.
  5. В соответствии с справочнику Г.Г. Хильдебранда, А. Рёра, Г.-О. Штайнметца. В «Ранг-странице Кайзерлихе Марине» на весну 1914 года Зойферт числится, как обер-лейтенант цур зее.

источник: Виктор Галыня, Дмитрий Киселёв «Германская «Выдра» для Янцзы. Речная канонерская лодка «Оттер» (Часть 1)» «Арсенал-Коллекция» № 10 2014

Часть 2

Выдра (Otter)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: