Бофорс 25mm lvakan m/32; 40mm lvаkan m/36

      Комментарии к записи Бофорс 25mm lvakan m/32; 40mm lvаkan m/36 отключены

И да забудут обиду меня админы за историю прекрасно известной совокупности. Но желание углубиться в историю авиационных совокупностей Бофорс, уже не столь известных, потребовало ПРЕДЫСТОРИИ, которая, со своей стороны, вылилась в капитальную статью… да не пропадать же добру!

Бофорс 25mm lvakan m/32; 40mm lvаkan m/36

Шведская компания Бофорс в годы 2-й Всемирный войны стала общеизвестна благодаря появлению лучшей в мире зенитки – 40-мм автомата, из которого, как полагают, было сбито больше самолетов соперника, чем из всех остальных типов зенитных пушек совместно забранных. Одного этого уже было достаточно для неувядаемой славы шведской оружейной компании, но, обо всем по порядку.

Наименование компании восходит аж к 17 веку. Сами шведы уверены в том, что этимология происходит от маленькой горнорудной коммуны Боо, существовавшего с незапамятных времен вблизи города Карскога в провинции Вармланд к западу от Стокгольма.

В первый раз слово Бофорс (по-шведски корректнее произносить «Буфорс») показалось в шведской хронике в ноябре 1646 года, в то время, когда человек по имени Пауль Линнертссон Хоссман взял королевскую привилегию на возведение молотковой мельницы и кузни в горнодобывающем районе Бофорс в центре Швеции. Профиль деятельности будущей компании не воображал собой ничего выдающегося. Такие производства были весьма распространены в горнорудном деле по всей Европе того времени.

Компания благополучно, но и бесцветно просуществовала 200 лет, многократно перепродаваясь, пока в середине 19 века мировые события не вынудили увеличить ее сферу деятельности. В первой половине 70-ых годов девятнадцатого века компания стала акционерным обществом, взяв уже в полной мере официальное наименование Aktiebolaget Bofors-Gullspang – дословно «АО Бофорс», сокращенно «AB Bofors». Параллельно на снова организованной компании широкое развитие взяло научно-исследовательское направление.

Самые важные трансформации начались с приходом в управление инженера Карла Даниельсона (Carl Danielsson) в первой половине 70-ых годов девятнадцатого века. В 1878 была разрешена войти первая шведская мартеновская печь для производства стали. Обладатели предприятия – Йонас Андрес Кьёллберг и сыновья решили сделать ставку на производство пушек.

Ещё с 1860 годов в Европе началось использование металлических казнозарядных пушек, создаваемых фабриками Крупп в Германии. Но в Швеции и в 1870-х годах создавали дульнозарядные пушки старого типа. Лишь в 1878 Даниельсон сумел выплавить сталь достаточного качества, а 16 августа 1879 Бофорс представил пушку нового типа на национальные опробования.

Пушка выдержала опробования, но до 1884 года Бофорс был должен дробить рынок пополам и сотрудничать со своим главным внутренним соперником, со шведским производителем пушек Finspangs bruk — они договорились обойти продукцию Крупп, приобритаемую Швецией.

Бофорс выстроил металлообрабатывающий цех в первой половине 80-ых годов XIX века, дабы взять на себя все стадии изготовления пушек и после этого все посильнее теснил соперничающий Finspangs bruk, что к началу 20-го века выбыл из конкурентной борьбы, уйдя с рынка оружия.

1883 год стал отправной точкой в компании на пути к становлению компании как раз как оружейного фаворита. Как раз в текущем году было основано производство фактически орудий. В том году были выпущены первые десять береговых 84-мм орудий по лицензии Круппа, взявших обозначение 8-cm f?stningskanon M/1884.

А во второй половине 80-ых годов девятнадцатого века компания взяла первый экспортный заказ — была произведена первая партия из 28 120-мм пушек по швейцарскому заказу.

Самым известным обладателем Бофорс был Альфред Нобель, известный изобретатель взрывчатых веществ и меценат. Он обладал компанией с 1894 года (приобрел у прошлого обладателя Карла Кьёллберга за 1.3 миллиона крон) до собственной смерти в декабре 1896 года. Тогда в компании Бофорс трудилось около 600 человек. Альфред Нобель дал толчок компании в переходе от металлургии к химическому и пушечному производствам.

В 1898 была создана дочка Bofors Nobelkrut (Нобель-порох) . Как светло из заглавия, сферой деятельности компании стала производство и разработка взрывчатых веществ.

На рубеже столетий к сфере деятельности компании добавилось еще и производство броневого страницы. В 1900 году было кроме этого организовано производство взрывателей и боеприпасов. Так, к началу 20-го века в одной компании был сосредоточен полный технологический цикл производства оружия, что делало бизнес Бофорс по настоящему неповторимым во всемирной практики, фактически свободным от подрядчиков.

Концерн Бофорс стал единственной компанией во всемирной практике, в которой выпускались как фактически орудия, так и снаряды к ним – боеприпасы, пороха различного назначения и взрыватели. Ни до, ни по окончании нигде в мире для того чтобы больше не было.

Новый толчок в развитии компании дала 1-я Мировая война, в то время, когда все воюющие стороны мирового конфликта компанию армейскими заказами на пушки самого калибра и разного назначения, что потребовало большого расширения производственных возможностей концерна. По окончании фактического расчленения и поражения Германии германского концерна Крупп, важных соперников у шведской компании в Европе фактически не осталось.

По условиям Версальского контракта, в поверженной Германии не разрещалось производство многих артиллерийских совокупностей, в связи с чем многие новейшие совокупности разработки Круппа по лицензии стали выпускаться на компании Бофорс, более того, между концернами Крупп и Бофорс было достигнута договоренность, по которому германский концерн выкупал треть активов Бофорса, практически сливая два наибольших производителя оружия в одну монополию. По некоторым оценкам именно на межвоенный период было нужно время громаднейшего расцвета компании Бофорс, которая в тот момент осуществляла контроль около 33 процентов мирового рынка артиллерии.

События, приведшие за последующие 20 лет к очередной всемирный войне, существенно стимулировали развитие военной индустрии в разных государствах, в связи с чем кроме того в самые кризисные 20-е годы шведский концерн не сидел без больших заказов со всего земного шара. Как раз в это время управление Бофорс обратило внимание на ранее неохваченную отрасль артиллерийского оружия, относительно новые и прогрессивные автоматические пушки.

Тема автоматических пушек была в то время очень перспективной для борьбы с бурно развивавшейся авиацией. В начале 20-х в мире существовало, по сути, только две автоматические артиллерийские совокупности: английский 2-фунтовый Виккерс – будущий 40-мм «Пом-Пом» и германский 37-мм Максим-Норденфельд. Обе они имели в прототипе смасштабированный ветхий хороший пулемет Максим с некоей долей переработки в части компоновки.

Оба автомата деятельно продавались в мире и были очень популярны на флотах как средство ПВО судов. Эти автоматы продемонстрировали себя очень действенным средством ПВО. Относительно замечательный боеприпас владел хорошим разрушительным эффектом, довольно часто пораженный самолет разваливался в воздухе.

Непроизвольный пламя разрешал создать достаточную плотность огня и быстро увеличивал возможность поражения цели.

Толчком для развития новой для Бофорса темы, как это в большинстве случаев не редкость, послужил случай. В первой половине 20-ых годов XX века в Швеции была запущена амбициозная программа строительства флота, призванного осуществлять контроль Балтийское море. В проекте заложенных новых эсминцев типа «Эреншёльд» изначально предполагалось иметь зенитные автоматы.

Для этого в Англии была закуплена лицензия на производство упомянутых выше 2-фунтовых одноствольных Виккерсов калибра 40 мм, взявших обозначение в Швеции LvAkan M/22 (от Luftvarn Kanon – зенитная пушка).

Тут небезынтересно сделать маленький экскурс в историю классификации автоматического оружия принятого в Швеции в межвоенные годы. В первую очередь века любое автоматическое оружие независимо от калибра именовалось в Швеции пулеметом – «Kulspruta» – сокращенная сокращение «ksp» с добавлением года и калибра разработки. К началу 20-х годов пулеметами стали обозначать автоматические совокупности калибра до 38 мм, да и то, лишь в шведском флоте.

Армия же в первой половине 20-ых годов XX века ввела собственную совокупность — все автоматическое оружие калибром более чем винтовочного начало называться автоматической пушкой – «automatkanon» — сокращенно «Akan».

Во второй половине 30-ых годов XX века шведский флот кроме этого привел собственную совокупность классификации к общемировой практике, и совокупности более чем 20-мм калибра стали именоваться «артиллерийскими орудиями» — «artilleripjas» – сокращенно «apjas»; «luftvarnspjas» – сокращенно «lvpjas», в случае если обращение шла конкретно о зенитных совокупностях либо «tornautomatpjas» — «tapjas», в случае если имелись ввиду башенные установки; «dubbelpipigajas» — «Dblapjas» — спаренные установки, и без того потом. Наряду с этим, как видно, во флотских совокупностях никак не обозначалось возможность ведения автоматического огня, исходя из этого, чтобы систематизировать данный пробел, ну либо добавить путаницы, армия и флот к концу 2-й Всемирный войны пришли к неспециализированной совокупности, где автоматические совокупности калибра более чем 12.7 мм стали обозначать «Akan» – «automatkanon» — «автоматическая пушка».

Характерно, что в эту же классификацию попадали и совокупности 12.7 и 13.2-мм калибра, традиционно считающиеся пулеметами. Так, в соответствии с данной классификации, которая по заумности никак не уступает японской, не мудрено запутаться, потому, что в обозначении одной и той же совокупности возможно встретить самые различные обозначения, в зависимости от того, где и в каком выполнении она употребляется.

Посему кроме того сами шведы от этих обозначений в обиходе довольно часто отступают, ограничиваясь термином «Akan» с добавлением года и калибра разработки. Правда в этот самый момент они умудрились усложнить совокупность. Армейские совокупности они обозначали с прописной буквы m/36, а флотские с заглавной — М/36!

Но возвратимся в 1922 год. Английские Пом-Помы, попавшие на шведские суда, достаточно скоро разочаровали шведов. Хорошие и действенные пушки на момент их появления в годы 1-й Всемирный, в условиях бурно развивавшейся авиации, прекратили быть оптимальным оружием.

Главным недочётом была дороговизна и сложность изготовления, подготовка и сложная чистка к стрельбе, использование матерчатой ленты и долгий путь патрона при подаче из ленты, низкая надёжность. Помимо этого, для для того чтобы калибра патрон 40х158 мм был слабоват. Вследствие этого по заказу флота на Бофорсе приступили к переработке Пом-Пома с целью устранения перечисленных выше недочётов.

Но разработчики, Виктор Хаммар и Эммануэль Янссон, скоро заключили , что потенциал развития английского автомата, автоматика которого была унаследована от Максима 50-летней давности, был близок к собственному потолку.

Вследствие этого управление Бофорса смогло убедить клиента в лице Королевского флота, что предстоящее развитие совокупности Виккерса – дело бесперспективное и неэкономичное. И 25 ноября 1928 года флот утвердил финансирование создания нового автомата калибра 40 мм. Согласование техзадания продолжалось контракт и целый год на 10 тыс шведских крон за опытный образец пушки был подписан только 28 ноября 1929 года.

Требуемые характеристики предусматривали темп стрельбы только 250 выстрелов в 5 мин. при угле возвышения до 80 градусов и начальную скорость 850 м/с.

Столь долгий срок согласования и очень скромные требования ТТХ были следствием того, что часть высших офицеров флота в качестве автомата ближнего радиуса действия тяготела к более легкому и скорострельному оружию калибра 13 и 20 мм. Оппоненты возражали, что 20-мм калибр слабоват для гарантированного поражения самолета соперника с одного выстрела, настаивая на повышении калибра.

В следствии сошлись на 25-мм автомате для ближней обороны, а 40-мм калибру предполагали только запасного роль. Так, на Бофорс во второй половине 20-ых годов XX века начали работу параллельно над двумя совокупностями. И в случае если 25-мм автомат разрабатывался фактически с нуля, в основном в качестве личной инициативы управления Бофорс, то для 40-мм полуавтомата первоначально постарались применять старое 37-мм полуавтоматическое орудие Норденфельда, выпускавшееся в Швеции под обозначением «37mm kanon M/98B».

Конструкция пушки с вертикальным скользящим затвором была заимствована без трансформаций, только ствол с приемником был увеличен до 40-мм калибра под новый рантовый патрон, узнаваемый позднее как 40х311R.

Дед Бофорса и его логический прототип — 37-мм полуавтомат Норденфельда, «37mm kanon M/98B»

Первый прототип 40-мм полуавтомата

Добавление в конструкцию загрузочного устройства разрешило полуавтомат сделать полным автоматом и довести техническую скорострельность до требуемых 250 выстрелов в пять мин.. 17 октября 1930 года прототип 40-мм пушки произвел первые три выстрела на полигоне.

25 ноября 1931 года один из прототипов совокупности смог выпустить 8 снарядов за 7.58 секунды

Параллельная инициативная создание 25-мм автомата разрешила унифицировать конструкции совокупностей различного калибра. В окончательной версии разработчикам удалось взять универсальное орудие для всех случаев судьбы. Автоматика совокупности была основана на применении силы отдачи маленького отката ствола.

Все действия, нужные для производства выстрела (открывание затвора по окончании выстрела с экстрагированием гильзы, взведение ударника, подача патронов в патронник, спуск ударника и закрывание затвора) производятся машинально. Вручную осуществляется прицеливание, подача обойм и наведение орудия с патронами в магазин.

Снаружи 25- и 40-мм предположения различались только габаритами. Для 25-мм автомата употреблялись обоймы по 6 патронов, для 40-мм – по четыре. В остальном автоматы были аналогичны.

Один из ранних Бофорсов калибра 40 мм, 1932 год

25mm LvAkan M/32

Приоритет 25-мм версии автомата с длиной ствола 64 калибра (по поводу длины ствола в различных источниках имеются разночтения) был более высоким и в первой половине 30-ых годов двадцатого века он был принят на вооружение шведского флота под обозначением «25mm LvAkan M/32». Масса совокупности составляла 570 кг, а фактически тело орудия – 125 кг. Автоматика допускала ведение огня с технической скорострельностью 160 – 180 выстр/мин.

Орудие применяло унитарный патрон 25x205R, боеприпас которой массой 250 грамм покидал ствол с начальной скоростью 850-900 м/с.

Но, широкого распространения 25-мм Бофорс не взял. Эти пушки состояли на вооружении лишь в Швеции на судах Королевского флота в одинарном и спаренном выполнении. Существовал кроме этого менее замечательный вариант М/38 под патрон 25x187R, но он взял еще меньшее распространение.

Главной совокупностью стал 40-мм вариант. Официальной датой рождения 40-мм версии стало 24 марта 1932 года, в то время, когда автомат с длиной ствола 60 калибров (не смотря на то, что настоящая протяженность ствола составляла 56.25 калибра) прошел официальные опробования. Масса совокупности достигала 1981 кг, а тело орудия – 522 кг. Фугасный 900-граммовый боеприпас (40х311R) покидал ствол со скоростью 850 м/с.

Темп стрельбы около 120 выстр/мин, что пара возрастал, в то время, когда орудие не имело громадных углов возвышения. Это было связано с тем, что сила тяжести помогала механизму подачи боезапаса. Т.е. личный вес снарядов помогал в работе механизму перезарядки.

Практическая же скорострельность была 80-100 выстр/мин. Боеприпасы заряжались обоймами на 4 патрона, каковые вставлялись вручную. Лоток приемника допускал установку сходу двух обойм. Орудие имело досягаемость по высоте около 3800 м, при дальности более 7000 м.

Автоматическая пушка была снабжена современной по тем временам совокупностью прицеливания. Горизонтальный и вертикальный наводчики имели рефлекторные прицелы, третий член расчета был позади них и трудился с механическим вычислительным устройством. Прицел питался от 6В батареи. Но первоначально шведский флот не заинтересовался новой совокупностью, и первым клиентом стали голландцы, установившие 5 спаренных установок 40-мм Бофорсов на собственный крейсер «Де-Рюйтер».

В будущем голландский флот произвёл дозакупку пара партий зениток для оружия судов. Пушки монтировались на особой стабилизированной установке, созданной голландской компанией «Хаземейер» (Hazemeyer). Во второй половине 30-х годов двадцатого века эта установка была наиболее совершенным в мире зенитным оружием среднего радиуса действия.

Флотская версия Бофорса lvpjas М 32 с водяным охлаждением на опробованиях на полигоне Карлскога, 1933 год.

На вооружение ВМС Швеции орудие поступило по окончании опытной эксплуатации и испытаний лишь во второй половине 30-ых годов двадцатого века как 40mm Lvakan M/36. Но шведский Королевский флот заказал укороченную версию 40-мм автомата, что первенствовал принят на вооружение в первой половине 30-ых годов двадцатого века. Эта версия с длиной ствола 43 калибра под ослабленный патрон той же длины 40х311R, в котором пороховой заряд был уменьшен с простых 285 до 220 г, предназначалась для оружия подводных лодок. Из этого и обозначение — 40mm Ubapjas M/32 либо позднее 40mm UbapKan M/32 от «Ubatspjas» либо «Ubatsautomatkanon» — «пушка для подлодки»

Укороченный 32-калиберный 40mm Ubapjas M/32 для подводных лодок

снижение и Укорочение ствола разгонного заряда патрона у данной версии пушки снизило начальную скорость боеприпаса до 700 м/с. При погружении лодки ствол поднимался вверх, и орудие убиралось в влагонепроницаемый цилиндрический пенал. Укороченное орудие употреблялось на шведских подводных лодках, на которых оно было единственным палубным орудием, достаточно замечательным, дабы обеспечить действенный пламя и по малым судам.

В 1935 году показалась сухопутная версия этого орудия. Оно было установлено на четырёхколёсном буксируемом станке. При острой необходимости стрельбу возможно было вести прямо с лафета, т.е. «с колес» без дополнительных процедур, но с меньшей точностью. В штатном режиме станина лафета опускалась на землю для большей устойчивости. Переход из «походного» положения в «боевое» занимал около 1 60 секунд.

При массе установки около 2000 кг, её буксировка была вероятна простым грузовиком . боеприпасы и Расчёт наряду с этим размешались в кузове.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века шведские вооруженные силы наконец приняли 60-калиберную версию автомата под обозначением 40 mm Apjas M/36. Но в намного больших количествах поставки автоматов осуществлялись на экспорт.

В Нидерланды Бофорс поставлялся под обозначением 40mm Lvakan m/36 H; в Аргентину как 40mm Lvakan m/36 A; в Польшу — 40mm Lvakan m/36 P; в Венгрию как 40mm Lvakan m/38; в Эстонию как Faltlavett m/39

В 1939 — 40 гг финны закупили в Швеции 101 автомат этого типа, каковые носили в Финляндии обозначение 40 ItK/36 B либо в морской двухствольной версии 40 ItK/36 BK2. В первой половине 40-ых годов двадцатого века еще 36 Бофорсов были закуплены в Венгрии, производившей их по лицензии — они обозначались в стране Суоми как 40 ItK/38 U. В первой половине 40-ых годов двадцатого века было организовано лицензионное производство Бофорсов в самой Финляндии. За войну было выпущено, действительно, только 77 автоматов. Местные Бофорсы обозначались 40 ItK/38 B.
В дополнение немцы поделились с союзником собственными трофейными Бофорсами, захваченными в Нидерландах и Польше. Всего из Германии финнам были поставлены 92 пушки — они обозначались 40 ItK/38 S.

Спаренный автомат Бофорс 40 mm lvakan m/40 на шведской ЖД платформе

Финский Бофорс — 40 ItK/36

Помимо этого, клиентами Бофорсов перед войной были Бельгия, Китай, Дания, Египет, Франция, Греция, Норвегия, Латвия, Португалия, югославия и Таиланд.

Лицензии на производство зенитных автоматов были закуплены Бельгией, Финляндией, Францией, Венгрией, Норвегией, Польшей.

По окончании падения в первой половине 40-ых годов двадцатого века Голландии часть голландского флота ушла в Англию, и у британцев стало возмможно подробно ознакомиться с морскими 40-мм установками «Хаземейер». 40-мм голландские морские зенитные установки «Хаземейер» выгодно отличались по боевым и служебно-эксплуатационным чертям от английских 40-мм «пом-помов» компании «Виккерс».

В первой половине 40-ых годов XX века в Англии началось собственное производство таких установок. В отличие от «сухопутных» зениток большая часть морских орудий имело водяное охлаждение.

Американский спаренный Бофорс с водяным охлаждением

Производимые в различных государствах зенитные 40-мм орудия были приспособлены к местным условиям применения и производства. Комплектующие и части орудий различной «национальности» обычно не были взаимозаменяемыми.

Громаднейшее отличие от «оригинала» имели зенитки английского изготовления. Британцы проделали огромную работу по удешевлению и упрощению орудий. Для ускорения наведения по скоро перемещающимся и пикирующим самолётам, англичане применяли механический аналоговый вычислитель майора Керрисона (A.V.

Kerrison), что стал первой автоматической совокупностью управления зенитным огнем.

Прибор Керрисона воображал собой механическое счётно-решающее устройство, разрешающее определять углы наведения орудия на базе информации о движении и положении цели, баллистических параметрах боеприпасов и орудия, и скорости ветра и других внешних условий. Полученные углы наведения машинально передавались на механизмы наведения орудия посредством сервомоторов.

Расчет из трех человек, приобретая эти с этого прибора, достаточно легко и с хорошей точностью наводил орудие. При применении этого устройства вычислитель руководил наведением орудия, а расчету оставалось лишь заряжать орудие и вести пламя. Начальные рефлекторные прицелы были заменены более несложными кольцевыми зенитными прицелами, каковые употреблялись в качестве дублирующих.

В данной модификации, пушка QF 40 mm Mark III стала военным стандартом легкой зенитной установки. Это английское 40-мм зенитное орудие имело самые идеальные прицельные приспособления из всего семейства «Бофорсов».

Но в битвах было найдено, что применение устройства Керрисона в некоторых обстановках было не всегда быть может, а помимо этого, требовалось снабжение горючим, которое использовалось для питания электрогенератора. Вследствие этого как правило при стрельбе значительно чаще пользовались лишь простыми кольцевыми прицелами, без применения какого-либо расчётов и целеуказания поправок на упреждение, что весьма снижало точность стрельбы. С учётом боевого опыта в первой половине 40-ых годов двадцатого века была создано простое трапециевидное устройство Stiffkey, которое перемещало кольцевые прицелы для введения поправок при стрельбе и управлялось одним из зенитчиков.

американцы и Британцы с применением Bofors L60 создали последовательность ЗСУ. Зенитные орудия с открытой башней устанавливались на шасси танка Crusader. Эта самоходная зенитная установка стала называться Crusader III AA Mark I. Но самый распространенной английской 40-мм ЗСУ стала Carrier, SP, 4×4 40-мм, AA 30cwt, созданная путём монтажа зенитного орудия на шасси простого четырехколесного грузовика Morris.

В Соединенных Штатах «Бофорсы» монтировались на модифицированных 2,5-т шасси грузовиков GMC CCKW-353.

Эти самоходные установки употреблялись для помощи сухопутных армий и снабжали стремительную защиту от воздушных атак без необходимости стационарной установки на разворачивания и грунт совокупности в боевое положение.

Для американского и английского флотов было создано много одно, двух, четырёх и шестиствольных зенитных установок, среди них и с радиолокационным наведением. В американском флоте это орудие считалось лучшим зенитным автоматом Второй мировой войны, 40-мм зенитки были самыми действенными против японских самолетов-камикадзе.

В большинстве случаев, одного прямого попадания 40-мм осколочного боеприпаса было достаточно для поражения любого японского самолёта, употреблявшегося в качестве «летающей бомбы». Количество Бофорсов на американских судах в течение войны всегда росло, неспешно вытесняя 20-мм Эрликоны ближнего действия.

С наслаждением употреблялись Бофорсы и государствами Оси. Захваченные в Польше, Норвегии, Дании и Франции трофейные «Бофорсы» употреблялись немцами под обозначением 4-cm/56 Flak 28. Некое количество этих орудий норвежского производства использовалось на подводных лодках и на крейсерах Адмирал Хиппер и Принц Ойген.

Германский Бофорс — 4-cm/56 Flak 28

В Японии еще с 1943 года была предпринята попытка запуска в серийное производство Bofors L60 по окончании того как пара английских установок с воздушным охлаждением были захвачены в Сингапуре. Японская зенитка взяла обозначение 4 см/60 Тип 5, но в больших количествах не производилась по прочине слабости производственной базы.

Австралийский Бофорс

Но самая массовой копией Bofors L60 стала советская 37-мм автоматическая зенитная пушка 61-К, под патрон 37x252R, тиражированная числом 18.8 тыс штук.

По окончании провала попытки запуска в массовое серийное производство на подмосковном заводе им. Калинина германской 37-мм автоматической зенитки «Рейнметалл», в связи с острой необходимостью в таком зенитном орудии, на высоком уровне было решено создавать зенитный автомат на базе шведской совокупности, которая к тому времени взяла глобальное признание.

Орудие было создано под управлением М. Н. Логинова и во второй половине 30-ых годов двадцатого века принято на вооружение под официальным обозначением «37-мм автоматическая зенитная пушка обр. 1939 г.».

61-К в течение ВОВ являлись главным средством ПВО войск СССР в прифронтовой полосе. В годы войны в СССР массово поставлялись союзниками 40-мм Bofors L60. Из америки было поставлено в СССР по ленд-лизу 5511 Бофорсов. По своим баллистическим чертям, 40-мм пушка «Бофорс» пара превосходила 61-К — она стреляла чуть более тяжёлым боеприпасом при близкой начальной скорости.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века в СССР были совершены сравнительные опробования «Бофорса» и 61-К, по их итогам рабочая группа отметила примерную равноценность орудий.

Высокая мощность и красивые баллистические характеристики 40-мм Бофорса иногда привлекали внимание авиаторов различных государств. Довольно низкая масса тела орудия разрешала разместить его на самолетах. В различное время Бофорс «примеряли» для установки на английские Москито и Бофайтер и американские бомбардировщики В-25 и А-26, но от данной идеи отказались.

Англичане предпочли в качестве авиапушек громадного калибра 40-мм Виккерс S и 57-мм Молинс, а американцы 75-мм пушки с ручным заряжанием. И дело было вовсе не в чертях Бофорса, неустроивших авиаторов. У Бофорса был лишь один значительный недочёт, перечеркивавший все его преимущества – этих пушек всегда было мало!

Кроме того не обращая внимания на то, что лишь в Соединенных Штатах и Англии до конца войны 40-мм Бофорсов выпустили более чем 100 тыс штук различных модификаций, в английском флоте они так до конца и не вытеснили многоствольные Пом-Помы.

И, однако, Бофорсам все же удалось «встать в атмосферу». В 1935 году лицензия на производство Бофорсов была закуплена Венгерским королевством. Выпуск зениток был организован на компании MANAG под обозначением 39М.

Низкие производственные возможности венгров разрешили им изготовить только 430 зениток для собственных армии плюс еще 220 штук по германскому заказу.

Венгерский Мессершмитт Ме 210Са-1 с 40-мм Бофорсами

В то время, когда в первой половине 1944 года интенсивность союзных бомбардировок быстро усилилась, в марте — июле 1944 г. на Дунайском авиационном заводе в городе Хортилигет, южнее Будапешта, производившим по германской лицензии истребители Мессершмитт Ме 210, был создан проект усиления оружия автомобили. С серийного Ме 210Са-1 снимались носовые пулеметы MG 17, а в бомбоотсеке устанавливалась 40-мм пушка 39М. 20-мм пушки MG 151/20 были сохранены.

Тело зенитки было покинуто без трансформаций, только был доработан лоток приемника, в авиационной версии вмещавший три обоймы по 4 патрона. Модификации был подвергнут Мессершмитт серийный номер 210.007.003. Кроме Бофорса в носовой части под крыльями смонтировали по три направляющих для 150-мм ракет Nebelwerfer 41 (15-cm NbWrf 41). В связи с постоянными воздушными налетами пушечный Ме 210Са-1 удалось испытать лишь 24 октября 1944 года.

Опробования прошли удачно, и в следствии была заказана серия в 30 истребителей с аналогичной схемой оружия, но реально успели закончить лишь четыре экземпляра. Ме 210Са-1 с 40-мм Бофорсами в конце 1944 года базировались на аэропорте Варпалота, но информации об их боевом применении не сохранилось.

Количество модификаций 40-мм Бофорсов не поддается исчислению – их много. На флотах Англии и США Бофорсы в 2-, 4-ствольных выполнениях, а по окончании войны в 6-ствольных употреблялись впредь до конца 20-го века, а в государствах третьего мира употребляются сейчас.

Английская 6-ствольная установка Бофорс Mark VI

Последняя победа над воздушным соперником, одержанная при помощи зенитного автомата Бофорс, состоялась, по всей видимости, 27 мая 1982 года, в то время, когда на протяжении Фолклендского конфликта зенитки с английских эсминцев «Феарлесс» и «Интрепид» сбили аргентинский штурмовик A-4B «Skyhawk».

По окончании окончания войны была создана более замечательная версия зенитки с длиной ствола в 70 калибров под патрон 40?364R.

Со времен Вьетнамской войны американцы впредь до настоящего времени применяют ветхие Бофорсы на собственных «ганшипах» на базе транспортных «Геркулесов» — AC-130U «Спектр» в разных комбинациях с другими артсистемами.

Два 40-мм Бофорса на ганшипе AC-130U «Spectre»

40-мм автомат Бофорс воображал собой оружие с маленьким откатом ствола, протяженность нарезной части которого составляла 1927 мм. Ствол имел 16 винтовых правосторонних нарезов 0.60 x 5.59 мм. Протяженность отката составляла 190.5 – 203 мм.

Эти сведенья мало различались в предположениях Бофорсов, создаваемых в различных государствах.

Затвор клиновой вертикальный. Стрельба велась с открытого затвора. Средняя живучесть ствола составляла в различных государствах 9.5 – 10 тыс выстрелов.

Орудие применяло громадный спектр снарядов, выпускавшихся с 1934 года и по настоящее время в различных государствах. Конечно, что характеристики снарядов и эти по темпу стрельбы и начальной скорости мало «плавали». самые популярными были фугасно-трассирующие снаряды.

У различных производителей эти пара различались при неизменной автоматике.

Продольный разрез 40-мм БофорсаПоперечный разрез по приемнику

Цикл работы совокупности

Приемник 40-мм Бофорса и тумблер режима огня

Затвор

гидравлический буфер

Ствол с водяным охлаждением

Приемник

Обойма на 4 патрона

40mm akan M/36

Калибр, мм

40

Тип автоматики

Маленький откат ствола

Протяженность орудия, мм

3779.5

Протяженность ствола, мм

2250 (с учетом пламегасителя)

Протяженность нарезной части ствола, мм

1927

Масса тела орудия, кг

522

Масса ствола, кг

91.6

Масса совокупности, кг

1920

Темп стрельбы, выст/мин

120 — 160

Начальная скорость боеприпаса, м/сек

850 (ранний шведский пример)
880 (английский и американский фугасный боеприпас)

Тип патрона

40 ? 311R

Емкость магазина

Две обоймы по 4 патрона

Масса боеприпаса, г.

894 — 1002

Масса выстрела, г

2.1 – 2.15

Масса разрывного заряда фугасного боеприпаса, г

68 – 92 (в зависимости от типа и производителя ВВ)

Зенитное Орудие 'Бофорс' 40мм

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: