Броненосные крейсера типа «цзинъюань»

      Комментарии к записи Броненосные крейсера типа «цзинъюань» отключены

21 июня 1885 г., через несколько недель по окончании окончательного завершения неудачной войны с Францией, цинский двор издал меморандум о необходимости упрочнения морской обороны империи. Данный документ в первый раз в новой китайской истории признавал за флотом независимое и очень принципиально важно значение.

Авторы меморандума сделали много верных выводов из проигранной кампании: отмечалось отсутствие единого руководства ВМС в масштабах страны, растянутость коммуникаций, отсутствие сотрудничества с сухопутными армиями, а самое основное – слабость боевого состава флота. В документе указывалось, что потому, что главные утраты в столкновении с французами понесла эскадра провинции Фуцзянь, первостепенной задачей сохранившихся соединений делается защита оголенного Формозского пролива, Тайваня и Пескадорских островов – этот сектор китайского побережья составлял территорию ответственности злосчастной Фуцзяньской эскадры. В итоговой части документа региональным деятелям империи, имеющим в распоряжении боевые суда европейского типа, предлагалось внести соответствующие предложения.

Одним из первых, кто выполнил августейшую волю, был наместник провинций Чжили и Шаньдун «вице-король» Ли Хунчжан. В большой степени усердие сановника было продиктовано опасением. Его любимый Бэйянский (Северный) флот выгодно смотрелся в сравнении с Наньянским и Гуандунским, соответственно, был в глазах двора первым кандидатом на «распил».

В осеннюю пору 1884 г., по окончании разгрома фуцзяньцев на Мавэйском рейде, Ли уже сталкивался с требованием дать лучшие суда – рэнделовские крейсера «Чаоюн» и «Янвэй» – для экспедиции по деблокированию Тайваня. Справедливо полагая, что корейское направление скоро станет главным во внешней политике Китая, Ли Хунчжан постарался избежать ослабления сил Севера.

Но в ответ на его аргументы Пекин принял еще более неудобное ответ: заменить «Чаоюн» и «Янвэй» устаревшими композитными судами из состава Наньянского (Южного) флота. Кроме того при успешного финала встречи с французскими судами, возвращения крейсеров возможно было ожидать весьма долго – такова была простая практика в отношениях полунезависимых провинциальных наместников.

Хитрость помогла Ли Хунчжану вернуть суда и сохранить репутацию, но сейчас двор действовал значительно решительнее. Однако вице-король Севера имел возможность применять в собственных заинтересованностях любую обстановку. В представленном им докладе указывалось на дороговизну строительства больших броненосцев и предлагалось заказать вместо их шесть бронепалубных крейсеров типа «Цзинъюань».

С этим кораблем, пребывающим на пути в Китай, были связаны особенные надежды Ли Хунчжана. Не обращая внимания на наличие определенных недочётов, «Цзинъюань» превосходил устаревшую несколько «Чаоюн»-«Янвэй». И в случае если дефицит личных средств заставила Ли Хунчжана отменить заказ второго бронепалубного крейсера, то сейчас он почувствовал возможность воспользоваться средствами имперской казны – заполучить готовый корабль для умелого интригана было уже «делом техники».

4 августа 1885 г. Пекин одобрил заказ за рубежом четырех судов типа «Цзинъюань». В весточке двора выражалось согласие финансировать сделку и предлагалось начать переговоры с подрядчиками в Англии и Германии. Сам Ли Хунчжан не планировал обращаться к британцам, но его бывшие партнеры Армстронг и Митчелл решили обойтись без вице-короля.

Не ограничиваясь помощью главного инспектора китайских морских таможен Роберта Харта, они задействовали для продвижения собственного бренда такую замечательную силу, как английское консульство в Пекине. Потому, что Форин Офис кроме этого тревожил альянс Ли Хунчжана с немцами, дипломаты получили приказ всячески помогать успеху английских кораблестроителей на китайском рынке.

Скоро влиятельные лица из окружения императора почувствовали личную заинтересованность в делах Армстронга – как раз так китайский историк Чэнь Юэ растолковывает требование двора строить суда не только в Германии, но и в Англии. По второй версии это был сознательный выбор, обусловленный жаждой Китая сравнить преимущества и недочёты судостроительных школ двух государств-членов Евросоюза.

Взяв депешу из Пекина, Ли Хунчжан в тот же сутки обратился к цинским посланникам в Лондоне и Берлине – Сюй Цзинчэну и Цзэн Цзицзэ. В послании к первому он ограничился требованием заказать компании «Вулкан» два корабля типа «Цзинъюань», уточнив только то, что скорость крейсера не должна быть менее 16 узлов. Цзэн Цзицзэ взял значительно более подробные указания.

Вице-король потребовал, дабы крейсера, заказываемые в Англии, строились по германским чертежам, несли германскую броню и вооружались лишь германским оружием (включая минное). Цинский посол при дворе королевы Виктории воображал собой не меньше броскую личность, чем сам Ли Хунчжан. Этот дипломат в 1881 г. блестяще показал себя в Петербурге, сумев с пользой для Китая дать добро долгий Илийский кризис [1].

Броненосные крейсера типа «цзинъюань»

Ознакомившись с требованиями Ли Хунчжана, Цзэн срочно пришел к заключению о нецелесообразности заказа германского крейсера на британской верфи – причем не только по политическим, но и по чисто техническим обстоятельствам. В последних числах Июля 1885 г. посланник взял извещение о том, что ему на смену направлен второй дипломат – Лю Жуйфэн.

Осознавая, что времени остается в обрез, Цзэн решил функционировать через голову Ли Хунчжана и уже 15 августа 1885 г. направил в Цзунли ямынь (цинский МИД) доклад о недочётах «Цзиюаня». Ссылаясь на вывод английских командира и инженеров броненосца «Динъюань» Лю Бучаня, посол советовал отложить вопрос о продолжении строительства крейсеров типа «Цзинъюань» до получения результатов работы головного корабля. Как и следовало ожидать, Ли Хунчжан был весьма обижен.

Упирая на то, что суда прибудут лишь через 2 месяца, наместник потребовал незамедлительного заключения контрактов. Цзэн Цзицзэ стоял на своем, ссылаясь на заключение английских морских кораблестроителей и офицеров:

«Цзинъюань» именуется скоростным кораблем, но на деле тихоходен; несет броню, но не выдержит удара».

В итоге Ли Хунчжан согласился с тем, что компания «Вулкан», сконструировавшая и выстроившая «Цзинъюань», обязана переработать проект. После этого, по мысли вице-короля, заказ на два из четырех крейсеров по новому проекту следовало дать англичанам. К тому времени Сюй Цзинчэн уже совершил переговоры с «Вулканом», что быстро заинтересовался новым китайским заказом.

Основной инженер компании Рудольф Хаак оперативно представил посланнику два варианта выполнения заказа. Первый воображал собой несложную доработку проекта крейсера «Цзинъюань».

Броневую палубу предлагалась поднять на 13 см – так ее бортовые скосы появились выше ватерлинии, а нужный количество подпалубных помещений возрастал.

Длину крейсера предлагалось расширить на 2,5 м, а ширину – на 30 см.

Именно поэтому возрастала вместимость угольных ям, но осадка кроме этого возрастала на 15 см. На ходовых качествах корабля все эти переделки не отражались: проектная скорость оставалась на уровне 16 узлов. Заявленная цена постройки аналогичного корабля составляла 3 млн.марок.

Другой проект заслуживал более внимания. Он подразумевал строительство совсем нового корабля с увеличенным водоизмещением (2900 т против 2355 т у «Цзиюаня») и принципиально другой схемой бронирования. Все крайне важные элементы крейсера прикрывались броневым поясом толщиной от 130 до 230 мм, тянущимся на протяжении ватерлинии. Его дополняли палуба и броневые траверзы, толщина которой на скосах достигала 76 мм.

По степени защищенности крейсер нового проекта приближался к новым китайским броненосцам. Наряду с этим корабль должен был брать на борт не меньше 300 т угля и делать задачи, свойственные как раз крейсеру. Реализацию нового проекта «Вулкан» оценил в 2 млн 950 тыс. марок.

Держась в курсе последних судостроительных инноваций финиша XIX в., «Вулкан» внес предложение Китаю проект броненосного крейсера. Суда этого класса стали появляться в европейских флотах всего за 10 лет до начала нового витка цинского военно-морского строительства. Ли Хунчжан, в большинстве случаев очертя голову принимавший западные технические новинки, в этом случае дал предпочтение первому из германских проектов.

Сюй Цзинчэн взял предписание заключить с «Вулканом» сделку на постройку двух модернизированных крейсеров по примеру «Цзиюаня». Выполнив пожелание сановника, посол уже 18 сентября 1885 г. подписал с компанией соответствующий договор. Первый корабль оценивался в 3 млн марок и должен был готовься к 20 января 1887 г. Второй штеттинские корабелы брались выстроить к 20 апреля того же года, наряду с этим клиент приобретал скидку в размере 60 тыс. марок.

Расчеты с подрядчиком были поручены гонконгскому банку «Жуйфэн», причем первый из трех траншей был переведен на квитанции «Вулкана» уже 26 сентября 1885 г.[2]. Примечательно, что средства для расчетов не только с германскими, но и с английскими судостроителями поступали из доходов морских таможен провинций Цзянсу, Чжэцзян и Фуцзянь, львиную долю которых снабжало обложение ввозимого в Китай индийского опиума. Для участия в строительных работах в распоряжение Сюй Цзинчэна были направлены инженеры Фучжоуского адмиралтейства Чэнь Хэцин, Цю Гоань и Цзэн Цзунъин [3].

Чуть возвратившись в Китай, Цзэн Цзицзэ стал ассистентом главы морского ведомства и в один момент взял большой пост в министерстве финансов. Бывший посланник в Лондоне так деятельно противодействовал замыслам вице-короля, что Ли Хунчжану было нужно пойти на компромисс: оставшиеся два крейсера должны были проектироваться англичанами, но артиллерию главного калибра для них должна была поставить компания Круппа за 44 тыс. марок. В октябре 1885 г. заказ достался Армстронгу, выстроившему два бронепалубных крейсера по проекту Уильяма Уайта.

Тем временем в судьбе двух судов, заложенных в Штеттине, грянули новые перемены. 15 октября 1885 г. глава только что созданного морского ведомства Цинской империи (кит. Цзунли хайцзюнь шиу ямэнь) князь Чунь взял два неизвестных послания из зарубежа.

В письмах находилась резкая критика крейсера «Цзинъюань» и бывшего посла в Берлине Ли Фэнбао, надзиравшего за постройкой этого корабля. Возможно высказать предположение, что анонимки были закинуты по инициативе Цзэн Цзицзэ, а их доставку адресату взял на себя кто-то из придворных недоброжелателей вице-короля. Как бы то ни было, князь Чунь – папа императора Гуансюя и руководитель Ли Хунчжана в военно-морских делах – был очень сильно обескуражен.

Одним из первых его распоряжений по ведомству стало распоряжение о приостановке строительства систер-шипов «Цзинъюаня», изданное 16 октября. Так как первая часть контрактной суммы уже поступила на счет германской верфи, требовалось безотлагательно окончательно решить. Далекий от настоящей компетенции морской министр не решился взвалить на себя такую ответственность и вынес вопрос на рассмотрение фактической правительницы Китая – вдовствующей императрицы Цыси.

Последняя была глубоко равнодушна к флоту, но ни при каких обстоятельствах не упускала возможности осадить чрезмерно вознесшегося сановника – в этом случае таковым выступал Ли Хунчжан. «Цзинъюань» прибыл в порт Дагу 31 октября 1885 г., но еще до этого стало совсем яс

Крейсеры типа Cleveland. Морские легенды [World of Warships]

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: