Ввс италии против ввс ркка на восточном фронте второй мировой войны

      Комментарии к записи Ввс италии против ввс ркка на восточном фронте второй мировой войны отключены

Рвение дуче ни в чем не отставать от нацистской Германии стало причиной тому, что итальянская авиация успела поучаствовать в битвах практически на всех театрах боевых действий Второй мировой — не считая, разве что, Тихого океана и Крайнего Севера. Исходя из этого в то время, когда Германия напала на СССР уже 30 июня Муссолини внес предложение Гитлеру собственную помощь — и это не обращая внимания на обиду на фюрера, не посчитавшего нужным поставить собственного итальянского союзника в известность о замысле нападения. 10 июля в Италии началось формирование экспедиционного корпуса CSIR (Corpo di Spedizione Italiano in Russia — Итальянского экспедиционного корпуса в Российской Федерации).

Ввс италии против ввс ркка на восточном фронте второй мировой войны

Макки MC.200 на аэропорте Кривой Рог, 1941 г.

Наровне с сухопутными соединениями, в состав CSIR включили и авиационные части — 61-ю группу сотрудничества с армией (двухмоторные многоцелевые самолеты «Капрони» Са.311), отдельную дальнеразведывательную эскадрилью с трехмоторными автомобилями «Кант» Z.1007bis, 22-ю отдельную истребительную группу, и звено транспортных самолетов (потом развернутое в эскадрилью). Возглавил авиационную группировку колонелло Карло Драго (Carlo Drago).

22-й группой, ранее вести войну на балканском полуострове, руководил майор Джованни Борцони (Giovanni Borzoni). Кроме трех штатных эскадрилий (359, 562 и 369-й) в её состав включили четвертую — 371-ю, забранную из состава 157-й группы. Любая эскадрилья располагала дюжиной Макки МС.200 «Саетта», ещё три таких же самолета имелось в управлении группы.

Так, всего 22-я несколько насчитывала 51 истребитель.

Как раз 22-я несколько составила авангард авиации CSIR, первой прибыв на фронт. Из Тираны её самолеты в сопровождении пяти транспортников (двух Савойя-Маркетти SM.81 «Пипистрелло» и трех Са.133), перевозивших наземный персонал, 12 августа перелетели на территорию Румынии, на аэропорт Тудора. Но последующие 14 дней истребители провели в бездействии — германское руководство не торопилось ставить им боевые задачи, считая итальянцев лишней обузой.

Только 27 августа МС.200 наконец-то взяли возможность вступить в бой: около Кривого Рога истребители атаковали группу советских бомбардировщиков СБ, сопровождаемых истребителями И-16. Оба типа самолетов были прекрасно известны итальянским пилотам ещё со времен войны в Испании. А вот их «Макки» значительно превосходили ветхие «Чирри».

Итог не замедлил сказаться: шесть СБ и два И-16 были сбиты, ещё два бомбардировщика и два истребителя были засчитаны как возможные победы. В последующие дни МС.200 действовали в основном как штурмовики. Как раз в таком амплуа были понесены первые утраты.

28 августа погиб соттотенете Лонгони (Longoni) из 362-й АЭ. А 3 сентября при атаке моста через Днепр советские зенитки сбили сходу три «Саетты».

В сентябре главными задачами для 22-й группы оставались штурмовки наземных целей. Воздушные битвы были редки. Однако, итальянские пилоты в течение месяца записали на собственный счет восемь сбитых самолетов.

Сейчас МС.200 все чаще подвергались атакам германских истребителей и обстрелам союзническими зенитками — силуэт «Саетты» уж сильно напоминал И-16. Исходя из этого на автомобили нанесли элементы стремительной идентификации — желтые полосы на фюзеляже. Законцовки крыльев и капоты двигателей кроме этого окрасили в желтый цвет.

Последней трети октября 22-я несколько перебазировалась в Запорожье. Из этого «Саетты» летали на сопровождение германских пикировщиков Юнкерс Ju-87 и разведчиков Хеншель Hs-126. 9 ноября 371-я АЭ была выделена из состава группы и перебазирована в Сталино (сейчас Донецк).

11 декабря её поменяла 359-я АЭ.

Испортившаяся погода практически приковала итальянские истребители к почва. В течение ноября-декабря они фактически не поднимались в атмосферу — исключение составили пара ясных дней на католическое Рождество 24-26 декабря, в то время, когда все-таки удалось выполнить мало боевых вылетов. В трех воздушных битвах итальянцы записали на собственный счет 12 побед ценой утраты одного собственного пилота — комэска 369-й АЭ капитана Янничелли (Iannicelli).

Пилотировать МС.200 с их открытыми кабинами зимой было очень тяжело. К тому же, мотоустановки истребителей, спроектированные в расчете на мягкий средиземноморский климат, доставляли массу неприятностей. Двигатели воздушного охлаждения потребовали долгого прогрева, рабочая жидкость и масло в гидросистеме довольно часто мёрзли.

Заправка Макки MC.200 Саетта на Восточном фронте

Не принес улучшения и первый месяц 1942 г. Боевая работа 22-й группы возобновилась только 4 февраля, в то время, когда девять МС.200 из 359-й и 369-й АЭ штурмовали аэропорт Красный Лиман. В следствии на земле было стёрто с лица земли 10 советских самолетов, повреждено 6, а ещё три сбито при попытке взлететь. 24 и 28 февраля состоялись два воздушных боя, в которых было сбито по одному И-16.

С 5 марта 22-я несколькопод руководством с 13 января 1942 г. майором Джузеппе д’Агостинис (Giuseppe d’Agostinis), действовала в прямом подчинении руководства Люфтваффе — «Нахкампфюрер Сталино» (Nahkampffurer Stalino, т.е. «Руководство ближней воздушной помощи Сталино»). В течение этого месяца пилоты группы записали на собственный счет 24 стёртых с лица земли в воздухе и на земле советских самолета. На Восточном фронте несколько пребывала до 3 мая, а 7 мая была выведена в Италию.

За 10 месяцев боев пилоты 22-й группы выполнили 608 боевых вылетов на «свободную охоту», 611 — на сопровождение и 172 -на штурмовку.

В рамках подготовки к летнему наступлению итальянское руководство совершило ротацию. Корпус CSIR был развернут в 8-ю армию (ARMIR — Armata Italiana in Russia, Итальянская армия в Российской Федерации). Численность личного состава возросла с 60 000 до 227 000 человек.

Приданный армии летный компонент стал называться CAFO — Comando Aeronautica Fronte Orientale, т.е. «Авиационное руководство Восточного фронта». Но состав его усилить не удалось — основные силы «Реджиа Аэронаутика» были поглощены боями в Северной Африке. В состав CAFO включили только две авиагруппы — 21-ю истребительную и 71-ю, вооруженную двухмоторными бомбардировщиками BR.20M.

В своевременном отношении соединение подчинили 4-му воздушному флоту Люфтваффе.

21-я несколько прибыла на Восточный фронт в мае 1942 г. в штатном трехэскадрильном составе (356, 382 и 386-я АЭ) — другими словами, кроме того более не сильный, чем 22-я несколько. Руководил ею майор Этторе Фосчини (Ettore Foschini). На вооружении состояли все те же «Саетты». 3 июня она была усилена 361-й эскадрильей, забранной из 154-й группы.

Базой стал аэропорт Сталино.

Первые боевые вылеты на Восточном фронте новая смена совершила 8 мая, в то время, когда тройка «Саетт» закрывала одиночный Hs 126, осуществлявший разведку района Славянск-Маяки. Дебют был неудачен — неожиданно показавшееся из-за туч звено И-16 сбило самолет сержанта маджоре Греко (Greco). А на следующий сутки началось советское наступление на Харьков.

В разгоревшихся боях не на жизнь а насмерть «Макки» эскортировали разведчики и немецкие бомбардировщики. 27 июня все четыре эскадрильи 21-й группы передислоцировались в Барвенково. А 1 июля в небе над Артемовском состоялся большой воздушный бой — 15 «Макки» из 382-й и 386-й АЭ нападали 40 советских штурмовиков и бомбардировщиков.

В этом бою итальянским пилотам было нужно наглядно убедиться в том, что Ил-2 — настоящие «летающие танки». Против них были бессильными кроме того крупнокалиберные пулеметы «Саетт».

***

С началом германского наступления к Сталинграду, эскадрильи 21-й группы снова передислоцировались: 356-я и 361-я 23 июля перелетели в Ворошиловград (сейчас Луганск), а 382-я и 386-я на следующий сутки — в Тацинскую. Главные боевые задачи выполнялись над междуречьем Северского Донца и Дона. «Саеттам» становилось все тяжелее тягаться с новыми советскими истребителями. Так, 29 июля 1942 г. девять МС.200 вылетели на сопровождение пикировщиков Юнкерс Ju-87.

Вступив в бой над Калачом с 15 ЛаГГ-3, итальянцы утратили три истребителя, сбив только один ЛаГГ. Спустя дни в том же районе обстановка повторилась, но в этом случае были сбиты два итальянских и один коммунистический истребитель. Пять погибших летчиков за два дня! Требовалось кардинальное качественное обновление авиапарка.

Но новые самолеты поставлялись, в первую очередь, в Северную Африку. Только в сентябре 1942 г. для 21-й группы было выделено 12 новых «Макки» МС.202 Фольгоре. По прибытии в Ворошиловград их распределили по три автомобили в каждую эскадрилью группы.

В октябре прибыло ещё два «Фольгоре» в варианте фоторазведчика.

Итальянский истребитель Макки MC.200 в Ворошивловграде, 1942 г.

19 ноября 1942 г. началось советское наступление на Дону. К тому времени 21-я несколько располагала 43 исправными истребителями Макки — 32 МС.200 и 11 МС.202. Самолеты летали, в основном, на поддержку и прикрытие наземных частей.

В середине декабря в связи с приближением Красной Армии, эскадрильи группы были отведены с передовых аэропортов Кантемировка и Миллерово в Ворошиловград.

Последний боевой вылет на Восточном фронте 21-я несколько выполнила 17 января 1943 г., в то время, когда 25 её самолетов штурмовали наступающие войска СССР в районе Миллерово. На следующий сутки было приказано о возвращении CAFO на родину. Кинув 15 неисправных «Макки» на аэропорте в Сталино, несколько через Одессу возвратилась в Италию в составе 24 МС.200 и 9 МС.202.

За 17 месяцев военных действий на Восточном фронте Второй мировой войны воны истребители 22-й и 21-й групп выполнили 2557 вылетов на «свободную охоту», 1983 — на сопровождение, 1310 — на штурмовку и 511 — на прикрытие наземных армий. Было стёрто с лица земли в воздухе и на земле (по итальянским данным) 88 вражеских самолетов.

Лучшим асом Восточного фронта стал капитан Германо ла Ферла (Germano la Ferla), комэск 362-й АЭ, одержавший шесть побед. Личные боевые утраты составили 15-19 истребителей. Большинство боевых вылетов выполнили МС.200.

На МС.202, по некоторым данным, было осуществлено только 17 боевых вылетов, но и утрат «Фольгоре» не было.

Воинские звания «Реджиа Аэронаутика» и их примерные аналоги в ВВС других государств

ВВС Италии «Реджиа Аэронаутика» Королевские английские ВВС ВВС Германии Люфтваффе BBC PKKA
Колоннелло (Colonnello) Груп-кэптен (Group Capitan) Оберст (Oberst) Полковник
Тененте колоннелло (Tenente Colonnello) Уинг-коммандер (Wing Commander) Оберстльойтнант (Oberstleutnant) Полковник
Майор (Maggiore) Сквадрон-фаворит (Squadron Leader) Майор (Major) Майор
Капитан (Capitano) Флайт-лейтенант (Flight Lieutenant) Гауптман (Hauptmann) Капитан
Тененте (Tenente) Флаинг-офицер (Flying Officer) Оберльойтнант (Oberleutnant) лейтенант
Соттотененте (Sottonente) Пайлот-офицер (Pilot Officer) Льойтнант (Leutnant) Лейтенант
Марескальо (Maresciallo) Уоррэнт-офицер (Warrant Officer) Штабсфельфебель (Stabsfeldwebel) Ефрейтор
Сержант маджоре (Sergent Maggiore) Флайт-сержант (Flight Sergeant) Фельдфебель (Feldwebel) Старший сержант
Сержант (Sergent) Сержант (Sergeant) Унтерфельдфебель (Unterfeldwebel) Сержант
Примо авьере (Primo Aviere) Лидинг-эйрмэн (Leading Airman) Унтерофицер (Unteroffizier) сержант
Авьере (Aviere) Эйрмэн (Airman) Флигер (Flieger) Рядовой

Самолёты Люфтваффе. Истребители Восточного фронта

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: