Боевые действия итальянских ввс на мальте во второй мировой войне

      Комментарии к записи Боевые действия итальянских ввс на мальте во второй мировой войне отключены

Боевые действия итальянских ввс на мальте во второй мировой войне

Фото раннего Макки MC.200 из 1-го стормо ВВС Италии

По окончании поражения Франции в скоротечной войне с Германией, единственным соперником Италии на Средиземноморском театре боевых действий осталась Англия. С самого начала войны одной из основных целей итальянских ВВС «Реджиа Аэронаутика» была Мальта — наиболее значимая стратегическая база английского Средиземноморского флота. Уже 11 июня 1940 г. бомбардировщики 2-й авиационной эскадры совершили два налета на объекты на Мальте, стремясь как возможно стремительнее нейтрализовать эту базу.

Но фактически сразу же стало ясно, что добиться нужного результата возможно будет только методом систематических бомбардировочных ударов, а на саму операцию потребуется большое количество времени и сил.

Первоначально авиация ПВО Мальты была весьма не сильный и состояла всего лишь из одного звена бипланов «Гладиатор». Противостояли им самолеты того же поколения — «Фиат» CR.42 «Falco». Ввиду слабости вражеской авиации первые налеты бомбардировщики «Реджиа Аэронаутика» осуществляли по большому счету без истребительного прикрытия. В последних числах Июня англичанам удалось значительно усилить авиацию Мальты, перебросив на остров 261-ю АЭ, вооруженную современными истребителями Хоукер «Харрикейн».

Это заставило итальянцев впредь высылать бомбардировщики в сопровождении истребителей. В первый раз над Мальтой «Фалько» (11 самолетов из 9-й группы) показались только 2 июля. На следующий сутки 9 автомобилей той же группы снова вылетели на сопровождение S.79.

Возглавлявший эскорт герой и — майор войны в Испании — обстрелял заходящий на посадку «Харрикейн». Действительно, уже по окончании того, как последний сбил один бомбардировщик…

4 июля над Мальтой в первый раз показались большие силы истребителей — 24 CR.42 штурмовали аэропорт Хал Фар. 7-го числа «Фиаты» снова сопровождали бомбардировщики Савойя-Маркетти S.79, а 10 июля эскорт опоздал выйти в точку рандеву с бомбардировщиками, и итог не замедлил сказаться: английские истребители сбили два S.79.

«Реджиа Аэронаутика» не имела возможности в то время противопоставить «Харрикейнам» самолеты со сравнимыми чертями. Исходя из этого было нужно пойти методом не качественного, а количественного усиления. На сицилийские аэропорты передислоцировали 17-ю и 23-ю группы, вооруженные Фиатами CR.42 (9-ю группу перевели в Ливию). В тот же сутки самолеты обеих групп выполнили первые вылеты над Мальтой. Несколькими днями позднее в бой вступила 157-я несколько — кроме этого с «Фалько».

Не обращая внимания на явное преимущество «Харрикейнов», итальянским истребителям получалось получать кое-каких удач. Так, в сражении 16 июля пилоты 74-й эскадрильи сбили одного «Харрикейна»ценой утраты одного CR.42. 21 июля жертвой капитана Пьетро Калистри (Pietro Caiistri) из 72-й АЭ стал поплавковый «Суордфиш». В последний сутки июля девятка самолетов 75-й АЭ совершила бой с тремя «Гладиаторами».

Не обращая внимания на трехкратное превосходство итальянских истребителей, схватка завершилась «вничью». Англичане сбили самолет комэска капитана Антонио Чиоди (Antonio Chiodi), летчик погиб. Со своей стороны, капитан Филиппи, возвратившийся в часть по окончании французского плена, сбил одного «Гладиатора».

Обслуживание итальянского истребителя Макки MC.200

В Августе сицилийские группы «Фалько» занимались ставшими рутинными полетами над Мальтой. Успех был переменным: качественному преимуществу «Харрикейнов» итальянцы противопоставляли количественное превосходство. Как пример приведем бой 24 августа, в то время, когда 17 CR.42 23-й группы сопровождали шесть бомбардировщиков Савойя-как следует не сильный.79.

Английская 261-я эскадрилья смогла поднять на перехват только четыре «Харрикейна». Один из них был подбит итальянскими истребителями и разбился при попытке вынужденной посадки. Но и итальянцы утратили один «Фиат».

Пилотировавший его сержант маджоре Боккони (Bocconi) попал в плен.

В сентябре 1940 г. над Мальтой начинали новые истребители Макки МС.200 «Саетта» из 6-й группы (аэропорты Катания и Палермо) — к тому времени наконец-то были урегулированы вопросы с надежностью «Саетт» и их допустили к боевым вылетам. 15 сентября они сопровождали в налете на аэропорты Хал Фар и Микабба ещё одних дебютантов — пикирующих бомбардировщиков Юнкерс Ju-87В из 96-й и 97-й групп.

В сравнении со своим самый опасным соперником — «Харрикейном» — «Саетта» смотрелась очень хорошо. Итальянский истребитель превосходил соперника по скороподъемности, маневренности, скорости в пикировании. Отличался он и более прочной конструкцией. «Харрикейн» развивал более высокую скорость в горизонтальном полете, а его оружие из восьми 7,7-мм пулеметов снабжало более высокую массу секундного залпа. Но 12,7-мм пулеметы МС.200 владели большей дальностью стрельбы.

Действительно, в битвах над Мальтой техническое преимущество МС.200 в некоей степени нивелировалось опытом английских пилотов. Высокие качества новых истребителей были наглядно показаны 1 ноября, в то время, когда пара «Саетт» из 6-й группы у Аугусты сбила четырехмоторную летающую лодку «Шорт» «Сандерленд», считавшуюся самым «несбиваемым» вражеским самолетом на Средиземноморском ТВД.

Истребители MC.200 из 7-го группо Реджиа Аэронаутика на аэропорте о.Пантеллерия, 1941 г.

К ноябрю накал воздушных операций против Мальты ослаб: в дополнение к битвам, шедшим в Северной Африке, Италия 28 октября 1940 г. объявила войну Греции. Сил «Реджиа Аэронаутика» на все театры военных действий не хватало, и Мальта временно провалилась сквозь землю из перечня приоритетных целей. Однако, итальянцы пробовали держать гарнизон острова в напряжении, и иногда организовывали тревожащие рейды.

Первый из них состоялся 23 ноября. В нем приняло участие десять бомбардировщиков SM.79 в сопровождении 18 «Фалько» из 23-й группы. Основной целью был аэропорт Та Кали. Поднявшаяся на перехват восьмерка «Харрикейнов» из 261-й АЭ не смогла помешать исполнению задания, и все итальянские самолеты благополучно возвратились на базы. Пилоты 23-й группы заявили четыре воздушные победы, но на деле только один английский истребитель взял повреждения.

А на следующий сутки итальянцам удалось-таки добиться успеха — действительно, жертвой стал не «Харрикейн», а медлительный двухмоторный «бомбер» «Веллингтон». Пара пилотов 75-й АЭ сбили его приблизительно в 50 км от Мальты. 26 ноября на разведку Мальты отправилась тройка «Фалько» 74-й АЭпод руководством комэском капитаном Гуидо Бобба (Guido Bobba).

Следуя на громадной высоте, итальянцы нашли прямо под собой несколько «Харрикейнов» и без промедлений нападали. В завязавшейся схватке Бобба сбил одного соперника, но тот успел послать на землю самолет тененте Беккариа (Beccaria). Оба пилота сбитых истребителей погибли.

В последующие дни итальянским истребителям было нужно столкнуться с палубной авиацией английского соединения «Н», закрывающего конвой на Мальту. Первый боевой контакт состоялся 27 ноября южнее Сардинии, где высланные против английских судов торпедоносцы SM.79 закрывали «Фалько» 13-й и 154-й АЭ 3-й отдельной группы (155-я эскадрилья данной группы все ещё летала на CR.32, отправлять каковые против современных истребителей соперника граничило с сумасшествием).

В 14.30 пять CR.42 вступили в бой с семеркой истребителей-монопланов «Фэйри» «Фулмар» из 808-й эскадрильи с авианосца «Арк Ройял». Не смотря на то, что итальянские пилоты заявили целых пять побед, на деле был сбит только один «Фулмар», а остальные сумели сорвать атаку торпедоносцев. На обратном пути пропал без вести один из «Фалько» — возможно, упал в море из-за недостатка горючего.

На следующий сутки очередь дошла до 23-й группы: шесть её самолетов на протяжении полета на «свободную охоту» над Мальтой были перехвачены таким же числом «Фулмаров» из 805-й и 806-й АЭ (авианосец «Илластриес»). Один «Фалько» был сбит, ещё два взяли повреждения.

Бенито Муссолини инспектирует 9-ю истребительную группу ВВС Италии, вооруженную Макки МС.202

28 ноября руководство «Реджиа Аэронаутика» решило ударить суда конвоя, сумевшим прорваться на Мальту. Опять трудились истребители 23-й группы: утром 16 автомобилей сопровождали пикировщики Ju-87, а позднее — закрывали S.79. Пилоты «Фалько» заявили пять побед над «Харрикейнами», но, по английским данным, все истребители 261-й АЭ благополучно возвратились на аэропорт.

По окончании данной ноябрьской вспышки активности над Мальтой снова наступило затишье. Только в январе 1941 г., с прибытием на Сицилию германского 10-го авиакорпуса, боевые действия получили прошлый размах. 9 января «Саетты» штурмовали аэропорт Лука, а CR.42 сопровождали пикировщики, наносившие удар по Калафране. «Харрикейны» сбили два МС.200, а вот «Фалько» удалось избежать утрат.

Фото Макки МС.202 на аэропорте Кампоформидо, 1942 г.

Настоящее сражение в небе над Мальтой разгорелось 19 января — авиация Германии и Италии пробовала добить поврежденный незадолго до авианосец «Илластриес», укрывшийся в бухте Гранд Харбор. Утраты истребителей были малы — один сбитый CR.42 из 70-й АЭ, но и похвастаться удачами они не могли.

В будущем первые роли в ударах по Мальте совсем перешли к Люфтваффе, а истребители «Реджиа Аэронаутика» оказались над островом только эпизодически. Так, утром 26 июля 1941 г. самолеты МС.200 закрывали храбрую, но попытку торпедных катеров атаковать вражеские корабли в бухте Гранд Харбор.

От применения над Мальтой бипланов CR.42 отказались ещё раньше — выведенная из Ливии 23-я несколько совершила пара вылетов против острова в первых числах Апреля 1941 г., но по окончании тяжёлых боев с «Харрикейнами» была переведена на Сардинию, осуществляя задачи ПВО и сопровождения конвоев. Нужно сообщить, с этими функциями «Фалько» справлялись достаточно удачно: пилоты 23-й группы записали на собственный счет восемь Бристоль «Бленхеймов» и четыре «Веллингтона», и по одному «Бофайтеру» и «Харрикейну».

В последних числах Сентября 1941 г. над Мальтой состоялся боевой дебют новейших итальянских истребителей — «Макки» МС.202 «Фольгоре». Вооруженная «Фольгоре» 9-я несколько (из состава 4-го стормо) 25 сентября была инспектирована лично Муссолини на римском аэропорте Чампино и сразу после смотра перелетела в Комизо на Сицилию. Уже 30 сентября тененте Якопо Фригьеро (Jacopo Frigero) из 97-й АЭ одержал первую для МС.202 воздушную победу, сбив «Харрикейна» из 185-й эскадрильи.

Несколькими часами позднее жертвой новых истребителей стал палубный «Фулмар», а группа из 12 «Фольгоре», сопровождая гидросамолет-разведчик CRDA Z.506, вступила в бой с семью «Харрикейнами», сбив два из них. 14 октября был потерян первый МС.202 — над Мальтой сбили соттотененте Аннони (Annoni) из 96-й АЭ. Наровне с обычными истребительными задачами, «Фольгоре» 9-й группы привлекались для штурмовок мальтийских аэропортов, и для ведения разведки (73-я эскадрилья располагала несколькими МС.202, оборудованными аэрофотоаппаратами).

Зимний период 1941/42 г. в небе Мальты снова установилось затишье. В это время над островом действовала только 73-я эскадрилья. Но 15 апреля 1942 г. на Сицилию прибыл 4-й стормо (9-я и 10-я группы), а в мае-июне в операции против Мальты включились 51-й стормо (20-я и 155-я группы) и 23-я несколько 3-го стормо — все вооруженные МС.202. Главная задача «Фольгоре» в это время заключалась в эскортировании германских и итальянских бомбардировщиков, действовавших по объектам на острове.

С мая по ноябрь 1942 г. МС.202 выполнили более 4000 боевых вылетов на Мальту (общее число вылетов на Мальту самолетов «Реджиа Аэронаутика» в указанный период превысило 10000, а Люфтваффе -18700). самые результативным стал 51-й стормо, пилоты которого сбили 97 английских самолетов, утратив 27 собственных.

Фото Макки МС.202 из 4-го стормо, 1942 г.

С мая 1942 г. на Сицилии базировалась 2-я несколько (150, 152 и 358-я АЭ) — первая часть, вооруженная истребителями Реджиане Re.2001. Их боевой дебют состоялся 10 мая — уже в сутки прибытия на Сицилию. Re.2001 совместно с «Фольгоре» из 4-й группы сопровождали пять бомбардировщков CRDA Z.1007bis «Кальционе» в налете на английские РЛС.

В схватке со «Спитфайрами» был сбит один бомбардировщик и один МС.202, ещё два «бомбера» взяли повреждения. А вот Re.2001 продемонстрировали себя с лучшей стороны, сбив три «Спитфайра» и одного «Бофайтера». 7 июня девять Re.2001 и 12 МС.202 закрывали соединение итальянского флота, следующее для удара по конвою на Мальту.

Отбивая атаку английской авиации, истребители сбили два торпедоносца Фэйри «Альбакор» и одного Бристоль «Бофайтера».

Пилоты 23-й группы, наровне с эскортными задачами, делали и полеты на «свободную охоту» над Мальтой. Новые итальянские истребители продемонстрировали себя хорошими соперниками не только для «Харрикейнов», но и для более идеальных «Спитфайров» Mk.Vb, но только на средних и малых высотах — на громадных так же, как и прежде преимущество было на стороне англичан.

До 10 августа 1942 г. пилоты группы сбили 17 вражеских самолетов, утратив только четыре собственных. К примеру, 14 июня 17 Re.2001 сопровождали торпедоносцы S.79, наносившие удар по конвою «Гарпун». Наряду с этим было сбито сходу семь «Харрикейнов»!

Но 14 августа баланс утрат быстро изменился не в пользу итальянцев. В тот сутки шесть Re.2001 были высланы для сопровождения трех германских торпедоносцев. Из-за нехорошей видимости «подопечных» смогла отыскать только одна тройка истребителей. Самолеты были перехвачены многочисленной группой «Спитфайров» и, не обращая внимания на яростное сопротивление, все три «Реджиане» были сбиты.

В числе погибших был и начальник 2-й группы майор Скарпетта (Scarpetta). Практически сразу после этого группу перевели в Лечче в юго-восточной части Италии и перенацелили на сопровождение конвоев в Северную Африку. В операциях против Мальты её поменяла 22-я несколько, выведенная с Восточного фронта и перевооруженная на Реджиане Re.2001.

Но высадка союзников в Северной Африке стала причиной трансформации приоритетов, и авиачасти, ранее действовавшие против Мальты, были переведены на нанесение ударов по целям в Тунисе и Алжире.

Хроника линкоров и линейных кораблей второй мировой войны

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: