Французская авиация. ввс виши против королевских ввс великобритании в небе сирии

      Комментарии к записи Французская авиация. ввс виши против королевских ввс великобритании в небе сирии отключены

Весной 1941 г. быстро обострилась ситуация на Ближнем Востоке. 1 апреля в Ираке вспыхнул мятеж пронацистски настроенного Рашида Али. Британия приложила все усилия, дабы вернуть эту страну под собственный контроль, а Рашид Али обратился за военной помощью к Италии и Германии.

Правительство Виши дало использовать аэродромы и железную дорогу в Сирии для боеприпасов и переброски оружия армиям Рашида Али, но итог активных военных действий, длившихся с 2 по 31 мая, был предсказуем – мятежники потерпели поражение. Сейчас предстояло держать ответ за собственную помощь восстания вишистам – английское руководство подготовило операцию «Эксплорер», целью которой было установление контроля над Сирией и Ливаном. Наровне с армиями Англии в ней должна была принимать участие и 1-я легкая дивизия Свободной Франции.

Французская авиация. ввс виши против королевских ввс великобритании в небе сирии

Выгрузка Моран-Солнье MS.406 в Бейруте с борта воздушного транспорта, 1940 г.

Предвидя вероятное английское вторжение, французы предприняли меры к усилению собственной авиационной группировки в Сирии. Как уже отмечалось, истребительные части тут были представлены только группой GC I/7, дислоцированной в Райяке и вооруженной самолётами Моран-Солнье MS.406. В последних числах Мая на ту же базу из Алжира через Италию перебросили группу GC III/6.

Часть располагала 25 самолетами Девуатин D.520, но до Сирии добрались только 23 автомобили – два «девуатина» из-за неполадок было нужно оставить на итальянских аэропортах.

Первые воздушные битвы над Ливаном и Сирией были отмечены уже в последних числах Мая. В большинстве случаев, «мораны» поднимались на перехват английских самолетов-разведчиков, «прощупывавших» французскую оборону. 28 мая су-лейтенант Вилемин из GC I/7 сбил «Бленхейма» V 211-й эскадрильи.

8 июня 1941 г. английские армии (фактически, войска Англии, потому, что их базу составляли австралийские и индийские соединения) пересекли границу Сирии. Первый сутки боев начался для GC III/6 с утраты одного D.520, стёртого с лица земли в следствии штурмовки аэропорта Кертис «томахоуками» (Р-40) 3-й австралийской эскадрильи. Немногим позднее пара «девуатинов» отправилась для прикрытия разведывательного «Потэза».

Самолеты нашли колонну соперника, и пилоты D.520 решили проштурмовать её. Увы, англичане были настороже, открыв ураганный зенитный пламя. Машина сержанта Мерцисена была повреждена и пилоту было нужно садиться на вынужденную, но потом он сумел благополучно добраться до части.

Его напарник, су-лейтенант Пьер Ле Глоан (потом ставший самый результативным асом GC III/6), на обратном пути сбил над Дамаском «Харрикейн» из 208-й эскадрильи. По окончании полудня в следствии трагедии на взлете погиб сержант Равильи. Ещё один «Девуатин» был потерян над морем. По французским данным он был сбит флотскими истребителями Фейри «Фулмар», но англичане приписывают эту победу зенитчикам двух крейсеров.

Пилотировавший D.520 лейтенант Мартин смог выброситься с парашютом над берегом, но попал в плен к наступавшим австралийцам.

Фото французского MS.406 группы GC I/7 в Сирии

Под вечер 8 июня шесть D.520 снова отправилось для патрулирования морских походов. Над английским корабельным соединением они совершили бой с «фулмарами» 803-й эскадрильи, ошибочно опознанными как «харрикейны». В конечном итоге утраты англичан были ещё больше: сбито три «фулмара» (погибло два экипажа), ещё два взяли повреждения, причем одного из них по окончании посадки было нужно списать.

Утром 9 июня французские самолеты опять показались над английскими судами. Для удара по сопернику выслали десять бомбардировщиков (шесть «Мартин» 167F и четыре «Блох» МВ.200) в сопровождении шести «девуатинов». Охранявшая над судами тройка «харрикейнов» 80-й эскадрильи сумела сбить два тихоходных МВ.200, но и сама стала объектом атаки одного из звеньев D.520. Опять отличился су-лейтенант Ле Глоан, сбивший два вражеских самолета.

Пилотировавшие их пайлот-офицеры Линч и Кроутер погибли. Около часа спустя опять над английскими судами случился очередной воздушный бой между «харрикейнами» и самолетами группы GC III/6. На протяжении него самолет су-лейтенанта Ривори столкнулся лоб в лоб с «Харрикейном» сержанта Бенетта. Оба пилота сумели спастись с парашютами, и были выловлены из воды британскими моряками.

В том бою французы и англичане записали на собственный счет ещё по две победы, но ни одна из них не подтверждается неприятной стороной.

Фото поврежденного при посадке Девуатина D.520 из группы GC I/3

8–10 июня битвы с «фулмарами» вели и MS.406 группы GC I/7 – но без особенных удач. Одновременно с этим, утраты были понесены значительные – на земле англичане сумели стереть с лица земли шесть «моранов».

В последующие дни французские истребители в Сирии занимались, в основном, сопровождением бомбардировщиков, атаковавших британские колонны. Довольно часто и сами пилоты «девуатинов» и «моранов» поддавались искушению, обстреливая наземные части соперника. Такие действия бывали очень страшными – 12 июня зенитчики одной из английских колонн своим огнем сумели поразить три D.520.

В обломках собственной автомобили погиб начальник 5-й эскадрильи GC III/6 капитан Якоби, сержант Монрибо разбил самолет при вынужденной посадке в пустыне, третий пилот сумел дотянуть до Райяка.

13 июня капитан Ришар из GC III/6 сбил двухмоторный бомбардировщик, идентифицированный им как «Мартин» «Мериленд». Но на деле его жертвой стал вылетевший на разведку «Бленхейм» IV из 11-й эскадрильи. Его экипаж в составе трех человек погиб. На следующий сутки «девуатинам» снова было нужно схватиться с «харрикейнами» – звено GC III/6 встретилось с тройкой самолетов 80-й эскадрильи. Англичане сумели сбить самолет лейтенанта Бронделя.

Фактически, с «юридической» точки зрения – лишь подбить, но при посадке на своем аэропорте поврежденная машина скапотировала и была списана. Двое вторых французских пилотов – Ле Глоан и Мерцисен – заявили по одной возможной победе, но их заявки не подтверждаются английскими данными, потому, что все «харрикейны» благополучно возвратились на базу.

Фото вынужденной посадки в Сирии Девуатина D.520 ВВС Франции

15 июня на аэропорт Хомс, прибыла несколько GC II/3 с 21 Девуатинами D.520 – это разрешило компенсировать утраты, понесенные в течение прошлой семь дней а также пара усилить французскую истребительную авиацию в Сирии. До тех пор пока новоприбывшие пилоты осваивались, GC III/6 продолжала боевые действия. В тот сутки шести «девуатинам» было нужно столкнуться сходу с 18 Gloster «гладиаторами». Вопреки ожиданиям, легко «разделаться» с устаревшими бипланами не удалось.

Само собой разумеется, Ле Глоан записал очередную победу, а ещё два «гладиатора» пополнили счета вторых пилотов. Но в действительности англичане лишились только одного самолета, а французы утратили две автомобили. Опять было нужно идти на вынужденную сержанту Мерцисену. Он приземлился на территории, занятой неприятелем, но пара дней спустя сумел возвратиться в часть. А Ле Глоан, не смотря на то, что и дотянул до Райяка, должен был сажать поврежденную машину «на брюхо», по окончании чего «Девуатина» было нужно списать.

18 июня GC III/6 опять понесла утраты от «гладиаторов». В этом случае англичане атаковали французов первыми, воспользовавшись преимуществом в высоте. Им удалось без утрат со своей стороны сбить два D.520.

Пилотировавший одного из них лейтенант Буарри погиб, а сержант Пимон смог посадить собственную изрешеченную машину в поле и попал в плен. Постоянные утраты угрожали тем, что GC III/6 в ближайшее время всецело потеряет боеготовность, но 19 июня несколько взяла пополнение – пять D.520.

23 июня английские истребители предприняли попытку штурмовки большими силами аэропортов в Сирии. Часть их была перехвачена вылетевшими по тревоге «девуатинами» из GC III/6. Французы записали на собственный счет пять сбитых «харрикейнов» (личных побед добились су-лейтенант Ле Глоан и лейтенант Стюно, остальные были поделены между несколькими летчиками).

Практически англичане лишились трех самолетов (один пилот погиб, второй был ранен, а третий, не смотря на то, что и сохранился, но попал в плен), ещё один «Харрикейн» взял повреждения. Французы утратили одного D.520, разбитого сержантом Мишо при вынужденной посадке. Полчаса спустя два «девуатина» подбили над Бейрутом «Бленхейм» IV из 45-й эскадрильи.

Повреждения казались несерьезными, и самолет благополучно добрался до аэропорта, но при посадке из-за простреленной покрышки одного из колес разбился. А вечером несколько подняла по тревоге девятку «девуатинов» на перехват дюжины «томахоуков» из 3-й австралийской эскадрильи. Но австралийцы были на высоте, сбив два D.520.

Пилотировавшие их лейтенант Стюно и сержант Савинель погибли. Обе эти победы, и повреждение самолета Ле Голана – «на совести» флайт-офицера Битуэлла. Со своей стороны, французы повредили два «томахоука», один из которых на обратном пути разбился.

В полете D.520 из GC III/6, стёртый с лица земли позднее на аэропорте Королевскими ВВС Англии

Возможно, это была машина, подстреленная капитаном Ришаром, заявившем в том бою одну победу.

26 июня большие потери понесла несколько GC II/3. Вначале на протяжении разведывательного полета зенитки сбили машину капитана Борди, что погиб. После этого аэропорт подвергся быстрой атаке австралийских «томахоуков», стёрших с лица земли пять D.520.

Остальные автомобили группы взяли повреждения, а также шесть – тяжелые. И не смотря на то, что 29 июня было получено пополнение – два «девуатина», ввиду понесенных утрат обе «сирийские» группы D.520 практически были слиты в одну.

1 июля в сражении с «харрикейнами» 127-й эскадрильи был поврежден самолет сержанта Килли из GC II/3. Пилот был ранен и разбил машину, в то время, когда пробовал посадить её на собственный аэропорт, врезавшись наряду с этим в второй D.520. А на следующий сутки летчики GC II/3, наконец, одержали собственные первые победы в небе Сирии.

Возвращаясь по окончании сопровождения собственных бомбардировщиков, они перехватили маленькую группу английских автомобилей, только что отбомбившихся по французским позициям. Лейтенант Жорж Патэн сумел сбить два «Бленхейма» IV из 84-й эскадрильи (экипаж одного из них погиб, второго – попал в плен по окончании вынужденной посадки). Двое вторых французов заявили об уничтожении «Харрикейна», но английские источники утрату истребителя в том бою не подтверждают.

3 июля звено из состава GC III/6 объединенными упрочнениями сбило «Харрикейна» 127-й эскадрильи. На следующий сутки прибыло пополнение – пять D.520, благодаря чему состав объединенных групп GC III/6 и GC II/3 увеличился до 28 автомобилей. Помимо этого, в Сирию из Марокко перебросили флотскую истребительную эскадрилью 1АС, располагавшую дюжиной «девуатинов».

5 июля шесть D.520 совершили бой с парой «харрикейнов» 127-й эскадрильи. Обе английские автомобили были без неприятностей сбиты, но их пилоты сумели сохраниться и возвратиться в часть. Победы были засчитаны как групповые, причем и в том и другом случае в них «поучаствовал» Ле Голан: первого «Харрикейна» он сбил совместно с сержантом Мерцисеном, второго – с капитаном Ришаром и сержант-шефом Луи. На следующий сутки в сражении начинали пилоты эскадрильи 1АС, легко повредившие два «харрикейна».

Более результативным для моряков был бой 10 июля. В тот сутки пять D.520 отправились на сопровождение бомбардировщиков «Мартин» 167F. По пути они встретили дюжину «бленхеймов» IV из 45-й эскадрильи и без промедлений атаковали британцев.

В итоге французы записали на собственный счет четыре победы: две достались ансеню де вессо Дю Марле, одна – премьеметру Бенце, а ещё одну поделили между собой лейтенант де вессо Пирель и премьеметр Жоффени. Реально англичане утратили три «Бленхейма» (из их экипажей сохранились лишь два авиатора), а четвертая жертва, не смотря на то, что и дотянула до аэропорта, но восстановлению уже не подлежала.

Эскорт бомбардировщиков, складывавшийся из австралийских «Томахоков», соперника открыто прозевал, но позже постарался отыграться. В соответствии с докладам пилотов, они сбили все пять «девуатинов», но на деле французы лишились лишь двух автомобилей (премьеметр Ансион погиб, а Жоффени спасся с парашютом).

Утром 11 июля дюжина D.520 из GC II/3 проштурмовала аэропорт Пальмира, стёрши с лица земли одного «Лайсендера» и не легко повредив несколько «гладиаторов». По окончании полудня та же несколько выслала костюм самолетов для сопровождения бомбардировщиков. На маршруте у истребителя лейтенанта Лете забарахлил мотор, и он развернул на базу.

Но на обратном пути Лете встретил группу «томахоков». Пребывав в удачном положении для атаки, лейтенант не потерял собственный шанс, сбив одного соперника и повредив другого. Но и его машина была повреждена, и Лете было нужно садиться в поле, разбив наряду с этим собственный «Девуатин».

Данный эпизод стал последним воздушным боем Сирийской кампании – на следующий сутки было заявлено перемирие.

В общем итоге в битвах против Англии принимал участие 71 Девуатин D.520. Их пилоты сбили 30 самолетов соперника, а личные утраты составили 34 автомобили (но лишь 11 из них сбито в воздушных битвах). вести войну на MS.406 несколько GC I/7 выполнила 591 боевой вылет, занимаясь, в основном, штурмовкой наземных целей.

Её пилоты одержали всего две подтвержденные и две возможные воздушные победы. Утраты GC I/7 в воздушных битвах составили 16 самолетов.

Примечательно, что в Сирии пробовали использовать «мораны» в качестве ночных истребителей. Не обращая внимания на отсутствие какого-либо особого оборудования, одна ночная победа все-таки была одержана: 7 июля аджюдан-шеф Амарге сбил бомбардировщик Виккерс «Веллингтон» из 70-й эскадрильи. А ранее, 4 июля, он одержал ещё одну подтвержденную победу, сбив, в этом случае днем, «Бленхейм» из 84-й эскадрильи.

В общей же сложности из 34 воздушных побед, записанных на счет французских истребителей, английские эти подтверждают 27.

По данным: Харук А.И. Французские истребители Второй мировой войны — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Соколы Асада: как сражаются ВВС Сирии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: