Авиация в битве за францию. начало блицкрига лютваффе

      Комментарии к записи Авиация в битве за францию. начало блицкрига лютваффе отключены

Авиация в битве за францию. начало блицкрига лютваффе

Для ВВС Франции 10 мая 1940 г. настал «момент истины», в то время, когда на смену размеренной, временами кроме того ленивой, боевой работе прошлых месяцев «Необычной войны» пришла яростная борьба с полным напряжением всех сил. Люфтваффе начали активную деятельность в небе Франции.

Фото французского самолета Потез P.631 в мае 1940 г.

Увы, сейчас французская истребительная авиация подошла далеко не в оптимальной форме. Лучшими частями, непременно, были четыре группы «хоков». Их персональный состав полностью освоил собственные автомобили и на боевом опыте убедился, что на «кертиссах» возможно достаточно удачно противостоять «мессершмиттам». В десяти группах сохранялись Мораны-Сольнье MS.406 – физически относительно новые, но морально уже устаревшие.

Единственным «козырем» их пилотов в схватках с новейшими модификациями германских истребителей Мессершмитт Bf 109E имела возможность стать, разве что, хорошая изученность собственных самолетов. А этого именно не хватало семи группам, взявшим истребители «Марсель Блох». Четыре из них были полностью укомплектованы самолетами МВ.152, а ещё в трех имелись кроме этого и МВ.151, изначально рассматривавшиеся как переходные автомобили и не предусматривавшиеся для поставок в части «первой линии».

К тому же, «блохи» страдали от бессчётных неисправностей. Ещё хуже была обстановка с новейшими «Девуатинами» D.520 – единственная несколько, успевшая к 10 мая 1940 г. взять такие автомобили кроме того не пребывала в составе фронтовой авиации, дислоцируясь в тылу. направляться упомянуть и шесть эскадрилий двухмоторных истребителей «Потэз» P.631 – пять ночных и одну дневную.

Так, в составе четырех территорий воздушных операций пребывали 21 истребительная несколько и шесть отдельных эскадрилий. По состоянию на 10 мая в общем итоге в них насчитывалось 689 самолетов, в т.ч. 490 исправных: 313 MS.406 (229 исправных), 116 Н.75 (97 исправных), 185 МВ.151/152 (111 исправных) и 75 Р.631 (53 исправных).

самая мощная группировка, насчитывающая 11 групп и все шесть отдельных эскадрилий (389 самолетов, из них 282 боеготовых) была сосредоточена в Северной территории воздушных операций. Сведенные в четыре групмента (в т.ч. один – ночных истребителей), они закрывали границу с Бельгией, побережье Па-де-Кале и район Парижа.

В Северной территории пребывало пять из семи боеготовых групп с «марсель блохами», но такое сосредоточение самый новых истребителей сыграло нехорошую работу – уровень боевой готовности их групп был значительно ниже, чем частей, вооруженных «моранами» и «кертиссами». Наглядно это видно на примере 21-го и 23-го групментов. Первый из них, объединявший четыре группы «блохов» и одну MS.406, имел 146 самолетов, но лишь 94 боеготовых, а второй, включавший две группы «мора-нов» и две Н.75 (плюс одну дневную эскадрилью «потэзов») – 136 автомобилей, но из них исправных – 114.

Достаточно сильной была группировка истребительной авиации в Восточной территории: шесть групп, в т.ч. три с «моранами», две с Н.75 и одна с МВ.152 (193 самолета, из них 133 исправных). Считавшиеся второстепенными Зона и южная зона Альп имели лишь по две истребительные группы. В первом случае обе были укомплектованы MS.406 (71 самолет, из них 54 исправных), во втором – одна летала на «моранах», вторая – на МВ.151 и МВ.152 (в общем итоге 36 самолетов, из них 21 исправный).

Истребительные части «первой линии» по состоянию на 10 мая 1940 г.

Часть Тип самолётов Количество (общее/боеготовых) Дислокация
ZOAN
Groupement de Chasse 21
GC I/1 MB.152 23/15 Шантильи лес Эглес
GC II/1 MB.152 25/18 Бюк
GC III/3 MS.406 28/23 Бове-Тилль
GC II/10 MB.151/152 31/20 Руан Боос
GC III/10 MB.151/152 39/18 Гавр Октевилль
Всего 146/94
Groupement de Chasse 23
GC II/2 MS.406 26/22 Лаон
GC III/2 MS.406 34/28 Камбрэ Нигерни
GC I/4 H.75 30/29 Вез-Туси
CG I/5 H.75 29/25 Сюппэ
ECMJ 1/16 P.631 17/10 Вез-Туси
Всего 136/114
Groupement de Chasse 25
GC III/1 MS.406 30/20 Норрен-Фонте
GC II/8 MB.152 19/11 Кале-Марк
Всего 49/31
Groupement de Chasse de Nuit
ECN 1/13 P.631 12/8 Мо-Эсбли
ECN 2/13 P.631 11/7 Мелун-Вилларош
ECN 3/13 P.631 12/10 Плесси Бельвилль
ECN 4/13 P.631 12/7 Бец-Булланси
ECN 5/13 P.631 11/11 Лоетте
Всего 58/43
Итого в ZOAN 389/282
ZOAE
Groupement de Chasse 22
GC I/2 MS.406 31/27 Туль-Оше
GC II/4 H.75 31/29 Ксаффевильер
GC II/5 H.75 26/14 Туль-Круа де Мец
GC II/6 MS.406 34/20 Англуар-Вуарсе
GC III/7 MS.406 34/23 Витри ле Франсуа
GC I/8 MB.152 37/20 Верлен эн Хай
Итого в ZOAE 193/133
ZOAS
Groupement de Chasse 24
GC III/6 MS.406 36/30 Шиссэ сюр Луа
GC II/7 MS.406 35/24 Люксей-Сен Совьер
Итого в ZOAS 71/54
ZOAA
GC I/6 MS.406 25/12 Марсель-Мариньян
GC III/9 MB.151/152 11/9 Лион-Брон
Итого в ZOAA 36/21

При анализе таблицы в глаза кидается сверхкомплект, имеющийся во многих истребительных группах. Так французское руководство пробовало компенсировать технические неприятности и поддерживать исправность техники на уровне, близком к штатному. Но кроме того и это не всегда помогало, что особенно заметно на примере частей со все теми же «блохами».

К примеру, группы GC II/10 и GC III/10, организованные на базе местных эскадрилий ПВО, имели соответственно 31 и 39 самолетов, но из них исправных – лишь 20 и 18. Одной из обстоятельств было наличие в обеих указанных частях наровне с МВ.152 более ветхих МВ.151.

***

Германское руководство, опираясь на опыт кампаний в Норвегии и Польше, при планировании удара по Франции строило расчет на факторе внезапности. Предполагалось в самые первые часы наступления нанести серию замечательных авиаударов, призванных парализовать Армэ де л’Эр (и английскую авиацию, дислоцированную во Франции). Основной же удар наземных частей направлялся в обход линии Мажино – через территорию нейтральных Нидерландов (18-я армия), Бельгии (6, 4 и 12-я армии) и Люксембурга (16-я армия).

10 мая 1940 г. французские аэропорты проснулись ещё до восхода солнца. Армэ де л’Эр вовсе не горели жаждой быть застигнутыми неожиданно, и с первыми лучами солнца в атмосферу встали истребительные патрули. В частности, в Сюппэ в 4:45 стартовала пара «хоков» группы GC I/5. Действительно, у одного «Кертисса» скоро забарахлил двигатель, и он должен был возвратиться на аэропорт.

В воздухе остался сержант-шеф Франсуа Морель. Неожиданно он заметил семерку двухмоторных самолетов, опознанных как тяжелые истребители Мессершмитт Bf-110. Не обращая внимания на подавляющее численное превосходство соперника, Морель отважно ринулся и смог с первого же захода подбить одного «церштерера». Самолет, принадлежавший отряду 3./ZG 26, с горящим двигателем сел в поле.

Морелю же было нужно пикированием спасаться от остальных Bf-110, планировавших расправиться с наглым одиночкой.

Между 4:55 и 5:15 в атмосферу встали ещё три патруля. Одну из них вел капитан Жан-Мари Аккар, начальник 1-й эскадрильи группы GC I/5. Данный умелый пилот был одним из авторов тактических указаний по применению истребителей Н.75, созданных в осеннюю пору 1939 г. в особой исследовательской эскадрилье.

Его бессменным напарником был чех сержант Франтишек Перина. Встретив одиночный германский Dornier Do-17, отставшего от строя группы II/KG 2, они совместно с парой «хоков» из GC I/4 сбили его. Су-лейтенанты Огюст Гупи, Жан-Мари Рей и сержант Луи Бувар вступили в бой с главной группой «бомберов» из II/KG 2. Плотный оборонительный пламя бортстрелков бомбардировщиков помешал учинить разгром – удалось сбить только одного «Дорнье», наряду с этим Гупи был ранен в ногу.

Несладко было нужно личному составу группы GC II/4 – утром над её аэропортом стоял туман, помешавший поднять в атмосферу патрули, а чуть он начал рассеиваться, как над Ксаффевильером показались вражеские бомбардировщики, скинувшие около полусотни бомб. В следствии было стёрто с лица земли шесть «хоков». Налету подвергся и аэропорт Туль-Круа де Мец. Два пилота базировавшейся тут GC II/5 под градом бомб сумели поднять собственные автомобили в атмосферу и, нагнав «бомберов», сбить несколько Хейнкелей Hе-111.

Но по возвращении на аэропорт вместо похвалы они взяли …выговор за взлет без команды! Действительно, на следующий сутки этим сорвиголовам все-таки засчитали их победы. На аэропорте Лаона в такой же спешке взлетали «мораны» GC II/2 – начальник группы полковник Бертран быстро встал в собственный самолет, не успев надеть ни летного костюма, ни парашюта. По окончании взлета «мораны» атаковали группу Hе-111, бомбивших вокзал в Лаоне.

Наряду с этим самолет Бертрана взял важные повреждения, но пилоту удалось посадить израненную машину.

Сбитый Люфтваффе французский самолет H.75 из группы GC II/4

Вечером сержант Антуан да ла Шапель из GC II/4 сбил Hе-111, принадлежавший отряду 9./KG 55, но его «Кертисс» взял наряду с этим повреждения и выбыл из строя. В довершение всего, пара Bf-110 смогли застать врасплох патрульное звено Н.75, сбив две автомобили. Сержант Жорж Баллин смог выпрыгнуть с парашютом, а су-лейтенант Раймон Тиксье погиб.

В общем, первый сутки блицкрига для GC II/4 тяжело назвать успешным.

10 мая налету подвергся и аэропорт Норрен-Фонте, где дислоцировались «мораны» группы GC III/1. В то время, когда техники занимались предполетной подготовкой, над аэропортом неожиданно пронесся одиночный Не-111. Встревоженные французские пилоты поднялись в воздух и, как выяснилось – именно вовремя: к аэропорту приближалась многочисленная несколько «хейнкелей». Такие автомобили, к тому же, следовавшие без истребительного прикрытия, не были тяжёлыми целями для MS.406 – пилоты GC III/1 сбили сходу шесть бомбардировщиков!

А вот несколько GC III/2, дислоцировавшаяся на аэропорте Камбрэ-Нигерни, в первоначальный сутки блицкрига утратила в воздухе и на земле 14 «моранов».

Около 18:00 «дорнье» из III/KG 3 атаковали аэродром Сюппэ. Благодаря хорошей маскировке налет особенного ущерба не причинил – только два Н.75 взяли незначительные повреждения. А вот поднятая в атмосферу по тревоге девятка «хоков» из GC I/5 сумела, что именуется, отыграться по полной.

Первым настиг соперника сержант-шеф Леон Виллемен, подбивший один Do-17. Дальше за дело принялись капитан Аккар с сержантом Периной, сбившие одного за другим три «бомбера». За ними в бой вступили два звена 2-й эскадрильи. Су-лейтенант Варнье сбил два Дорнье Do-17 (одного из них – совместно с су-лейтенантом Пьером Скоттом), третью машину стёр с лица земли су-лейтенант Жорж Лефоль.

Не обошлось и без утрат – сопровождавшие «бомберов» Bf-110 сбили «Кертисс» сержанта Эдуара Прё (пилот спасся с парашютом). Пулеметное оружие винтовочного калибра, находившееся на «хоуках», вынуждало фактически близко сближаться с атакуемыми бомбардировщиками, попадая в зону их оборонительного огня. В итоге, пара Н.75 взяли повреждения, а Варнье должен был сажать свой автомобиль «на брюхо». В общем итоге за 10 мая несколько GC I/5 записала на собственный счет 10 точных воздушных побед.

Всего же за первый сутки «блицкрига» французские истребители записали на собственный счет 36 сбитых вражеских самолетов. Ровно добрая половина из них пришлась на долю Не-111, ещё 13 – Do-17, один Юнкерс Ju-88 и по два Bf 109 и Bf 110. Личные утраты, не учитывая самолетов, стёртых с лица земли на земле, составили 15 самолетов (9 MS.406, 5 Н.75 и один МВ.152).

В последующие пара дней основной задачей для четырех групп «хоков» стало прикрытие наземных армий. Так, в начале утра 11 мая шесть Н.75 из GC I/5 перехватили группу Do-17 из KG 2. Первого «бомбера» сбили объединенными упрочнениями су-лейтенант Марсель Парньер, сержант Морис Таллен и сержант Жан Гиру, ещё один «Дорнье» стал жертвой су-лейтенанта Жоржа Лефоля.

Пополудни четверка «хоков», пилотируемая Аккаром, Морелем, Периной и Виллеменом удачно отработали по группе Не-111, шедших без истребительного сопровождения. Французы методично «изолировали» от группы сперва одного «Хейнкеля», сбив его, а позже и другого. Эта машина была подбита, но падение её не зафиксировали, исходя из этого победу засчитали как возможную.

Вечером 11 мая несколько GC I/4 в полном составе (26 самолетов) вылетела для прикрытия колонн наземных армий у Антверпена. Небо в том секторе практически кишело германскими самолетами, и ещё на подходе 1-я эскадрилья была атакована «мессершмиттами» из JG 26. Французские пилоты сумели сбить два Не-111 и три Bf-109, но личные утраты были страшными – сбито семь «кертиссов», погибли три пилота, а также начальник группы командан Андре Эрто.

Многие из возвратившихся на базу автомобилей были повреждены так, что их было нужно послать в ремонт или списать. В итоге, на следующий сутки в строй GC I/4 оставалось только шесть Н.75.

Очень насыщенным событиями для GC I/5 был сутки 12 мая. В 6:50 по тревоге в атмосферу встали шесть Н.75 2-й эскадрильи с задачей атаковать группу из 18 вражеских двухмоторных самолетов. Приблизившись, французы заметили, что их соперниками являются не бомбардировщики, а тяжелые истребители Bf-110. Чуть начавшийся бой распался на отдельные схватки, в которых одномоторные «кертиссы» имели возможность полностью продемонстрировать собственный преимущество в маневренности.

Лейтенант Марсель Доран, сержант-шеф Жереми и сержант Жан Гиру сбили собственных соперников. Су-лейтенант Юбер Бутеле и сержант Таллен объединенными упрочнениями стёрли с лица земли ещё одного Bf 110, а после этого совместно с Андре Дельпаром сбили подвернувшегося некстати Не 111. В 8:00 для прикрытия района Седана вылетела шестерка автомобилей 1-й эскадрильи.

Ведущий капитан Аккар должен был скоро возвратиться по окончании неудачной атаки одиночного Do 17 – его «Хоук» был поврежден ответным огнем. Оставшаяся пятерка Н.75 продолжила исполнение задачи. Найдя пара десятков пикировщиков Люфтваффе Ju-87, шедших без истребительного прикрытия, французы ринулись в наступление. «Штуки», выходя из-под удара, ринулись по отдельности, и пилотам «кертиссов» было нужно практически по одному «отлавливать» и сбивать их.

По возвращении французские летчики заявили об 18 сбитых самолетах, но по окончании проверки им засчитали 11 побед. В соответствии с германским данным, было сбито всего пять «штук» – что также есть хорошим показателем, потому, что Ju-87 были очень тяжёлыми целями: за период с 10 по 26 мая 1940 г. было сбито (по французским данным) всего 24 таких самолета, практически в четыре раза меньше, чем двухмоторных Не 111 и в 2,5 раза меньше, чем Do-17.

Так начался блицкриг Люфтваффе против ВВС Франции. Авиация начала борьбу за господство в воздухе.

По данным: Харук А.И. Французские истребители Второй мировой войны — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Blitzkrieg. Великие танковые сражения. Битва за Францию

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: