Дюнкерк. ввс франции против люфтваффе

      Комментарии к записи Дюнкерк. ввс франции против люфтваффе отключены

Дюнкерк. ввс франции против люфтваффе

Эвакуация британских армий из Дюнкерка

Первые воздушные битвы в воздухе в активной фазе войны Германии против Франции наглядно продемонстрировали, что Армэ де л’Эр, в отличие от люфтваффе, не могут обеспечить надежное прикрытие собственных частей. Германская авиация захватила господство в воздухе, оказывая действенную помощь наземным частям. А те форсировали р. Мез и 20 мая 1940 года вышли к побережью Ла-Манша, отрезав северную группировку союзнических армий у Дюнкерка.

Базировавшаяся на аэропорте Мардик у этого города несколько GC I/4 в ночь на 20 мая получила приказ эвакуироваться на аэропорт Виллакублэ (под Парижем). В начале утра 18 исправных «кертиссов» встали с Мардика и удачно достигли цели. А вот наземному эшелону GC I/4 не повезло – техники, связисты и штабисты остались в окружении… В тот же сутки с аэропорта Кале-Марк в Виллакублэ эвакуировали самолеты Блох МВ.152 группы GC II/8.

Наземный персонал группы – три офицера, 20 рядовых-мая и 94 унтер – 24 офицеров попали в плен. Потом в аналогичной обстановке выяснилось много других французских авиационных частей: самолеты успевали эвакуировать перед наступающим вермахтом, а наземные эксперты безнадежно отставали и попадали в плен. Конечно, такая обстановка отнюдь не содействовала сохранению боеготовности ВВС Франции Армэ де л’Эр.

Достаточно деятельно 20 мая действовали те группы, которым пока не пришло поменять место дислокации. Но значительно помешать люфтваффе они не могли из-за раздробленности собственных упрочнений. Так, в то время, когда четверка МВ.152 из GC I/1 постаралась атаковать группу Ju-88, закрывавшие бомбардировщики Мессершмитты Bf-110 сумели не подпустить французов к своим «подопечным» и сбили самолет сержант-шефа Кодера.

Данный пилот стал первым погибшим в составе «везучей» GC I/1 за все время В первую очередь войны.

Германские пикирующие бомбардировщики Юнкерс Ju-87 в налете на Дюнкерк

В последующие пара дней главные упрочнения вермахта были направлены на запад, а армия Франции, разрезанная надвое, пробовала укрепиться на занимаемых позициях. 21 мая наблюдалась вспышка активность авиации с обеих сторон, из-за которой люфтваффе лишилось в воздушных битвах 16 самолетов (по французским данным), а Армэ де л’Эр – сходу 25 истребителей (12 Моран-Солнье MS.406, по 6 Девуатинов D.520 и Блох МВ.152, и одного Хоукер Н.75).

Как уже отмечалось, в тот сутки вступила в бой вторая несколько, вооруженная «девуатинами» – GC II/3. Около 12:40 пилоты данной части одержали первую победу, вшестером навалившись на разведчика Хейнкель He-111 из отряда 1.(F)/121 и сбив его. Целый экипаж «Хейнкеля» погиб. Не повезло и «девуатинам» – в горячке боя столкнулись два истребителя. К счастью, оба пилота сумели спастись, выпрыгнув с парашютами. В 14:45 су-лейтенанты Троя и Глейш сбили два мессера Bf-110.

В конечном итоге их жертвой стал только один «сто десятый», пилот которого (адъютант группы II/ZG 1 лейтенант Нюлле) и его бортстрелок попали в плен. В том же бою «церштереры» подбили Девуатин D.520 аджюдана Бутона, что сумел посадить искалеченную машину, но затем попал в больницу. А пятнадцать минут спустя звено GC II/3 нападало двухмоторный истребитель «Потэз» Р.631 из ночной эскадрильи ECN 4/13, ошибочно приняв его за Bf-110. «Потэз» взял повреждения, но и сам не остался в долгу – его бортстрелок сбил одного «Девуатина», а пилотировавший его су-лейтенант д’Аркур погиб. Вечером, около 17:00, пилоты GC II/3 записали на собственный счет два «дорнье», но, как в большинстве случаев, заявка была преувеличенной – люфтваффе лишилось лишь одного Do-17 из штабного звена эскадры KG 3.

Значительно менее интенсивно действовала вторая несколько «девуатинов» – GC I/3, ещё не вернувшая собственную боеготовность по окончании понесенных утрат. 20 мая сержант Альбер заявил о предположительной победе над Не-111. 21 мая состоялся бой звена «девуатинов» с «мессерами» из III/JG 2. Начальник германской группы майор Микс сбил самолет су-лейтенанта Паризе, что в тот же сутки умер в военного госпиталь.

Но и Bf-109E-3 Микса был подожжен су-лейтенантом де Салаберри, и раненому Миксу было нужно сажать «Мессершмитт» в поле, поле чего самолет списали. В тот же сутки GC I/3 понесла утраты от огня германской ПВО – зенитки сбили самолет сержанта Косса, что попал в плен.

Третья декада мая характеризовалась постепенным понижением накала воздушных боев: так, 22 мая французские истребители записали на собственный счет только один(!) сбитый вражеский самолет – разведчик Хеншель Hs-126, утратив два собственных D.520 (по другой информации, в тот сутки французам удалось сбить три пикировщика Ju-88 из группы Tr.Gr. 186).

Кроме понижения активности люфтваффе, одной из обстоятельств таковой ситуации стало резкое ухудшение морального климата среди французских авиаторов, многие из которых открыто не горели жаждой вступать в бой. Особенно это было заметно на фоне чешских и польских авиаторов, сражавшихся во французских авиачастях. Один из поляков, сражавшихся на МВ.152, лейтенант Лашкевич, вспоминал обстановку, в то время, когда, действуя совместно с несколькими французскими пилотами, он нашёл группу германских самолетов.

Но в наступление за ним никто не последовал! Возвратившись на аэропорт, Лашкевич нашёл собственных напарников уже в столовой, распивающих вино… Конечно, относиться к подобным сообщением направляться с изрядной долей скепсиса, но факт остается фактом: воздушные битвы над Францией случались все реже.

Численное превосходство германской авиации начинало сказываться полностью. В то время, когда 23 мая пара «девуатинов» из GC I/3 вылетели на сопровождение разведчика МВ.174 их перехватила многочисленная несколько «мессершмиттов», принадлежащих эскадре JG 51. В следствии воздушного боя французы лишились двух D.520. Капитан Шнейдер был ранен, а начальник эскадрильи капитан Папэ попал в плен. В тех же случаях, в то время, когда в сражении принимали участие приблизительно равные силы, французы имели возможность оказать в полной мере хорошее сопротивление.

24 мая 11 «хоков» из GC II/5 застали врасплох десятку Bf-109E отряда 4./JG 52. В мгновение ока французы послали три «мессера»: по одному записали на собственный счет лейтенант Пьер Оз, сержант Пьер Одрэн, а третью победу поделили между собой су-лейтенант Ле Стум и сержант Андре Буи. В тот же сутки четверо пилотов «девуатинов» из GC II/3 сбили Do-17Z из состава 6./KG 2. А 25 мая в подобной обстановке не повезло сержанту Жюлю Жуару из GC I/4 – при атаке «Дорнье» он был ранен в ногу и попал в больницу.

В тот же сутки успех отвернулась от GC II/4, лишившийся в сражении с «мессершмиттами» двух «хоков», столкнувшихся между собой. Оба пилота – сержант Франсуа Дитрих и аджюдан Пьер Вилле – погибли.

Подготовка бомбардировщика Люфтваффе Heinkel He-111 к вылету

Кроме французских истребителей ВВС в северной части Франции действовали и маленькие истребительные части морской авиации, например, эскадрилья АС2, в первых числах Мая 1940 г. приступившая к перевооружению с двухмоторных «потэзов» Р.631 на одномоторные МВ.151. Первую декаду «блицкрига» Люфтваффе она, по сути, бездействовала на аэропорте в Кале. 21 мая эскадрилья была эвакуирована в Кьеркевиль, а 23-го, наконец, совершила первые вылеты на сопровождение бомбардировщиков «Воут» V156F из эскадрильи АВ1.

26 мая пять «кертиссов» 1-й эскадрильи GC I/4 совместно с несколькими «моранами» из GC III/1 вылетели на «вооруженную разведку». Французам было нужно вступить с бой с двумя десятками Bf-109E из I/JG 21. В итоге было сбито три Н.75. Сержант-шеф Рауль Бес приземлился на подбитой машине в поле на вражеской территории и попал в плен.

Не избежал плена и выбросившийся с парашютом аджюдан Жан Отелье. А останки лейтенанта Андре Стикуэля нашли лишь в 1942 г. Две победы, одержанные в том же бою лейтенантом Гилломом, не могли скрасить печаль утрат: из 14 пилотов, числившихся в 1-й эскадрилье GC I/4, к вечеру 26 мая в строю оставалось только трое…

Кроме воздушных боев, французские истребители несли утраты от ударов вражеской авиации по аэропортам. Эффективность аналогичных налетов оценивалась неоднозначно – при надлежащей маскировке и рассредоточении авиационной и наземной техники бомбоштурмовые удары большой вред не причиняли.

Но как правило французские начальники маскировке и рассредоточению надлежащего внимания не уделяли, и тогда вражеские налеты без шуток подрывали боеготовность авиачастей. К примеру, 27 мая при налете на аэропорт Ланьи было стёрто с лица земли 16 MS.406 – более половины имеющегося авиапарка группы GC III/6. В следствии её было нужно отвести на юг страны для перевооружения на в один раз.520. «Девуатины» в последних числах Мая взяли и ещё две группы – GC III/3 и GC II/7.

Их перевооружение происходило прямо на фронте – вместо потерянных «моранов» группы приобретали новые D.520 и некое время действовали смешанным составом. Уже 25 мая отличились новые самолеты GC II/7 – смешанный патруль из MS.406 и D.520 сбил бомбардировщика Хейнкель Не-111.

С 27 мая обстановка на фронте значительно ухудшается для союзников. Английская экспедиционная армия была прижатой к морю у Дюнкерка, и все усилия Королевского флота и Королевских ВВС были направлены на обеспечение её эвакуации. 28 мая сдалась бельгийская армия.

Французских же сил не хватало, дабы сдержать продвижение вермахта. Армэ де л’Эр появились в ситуации, аналогичной ВВС Польши на протяжении сентябрьской кампании 1939 г.: постоянный натиск наземных частей соперника вынуждал часто менять аэропорты, бросая и уничтожая те самолеты, каковые в других условиях в полной мере возможно было бы отремонтировать и вернуть в строй.

Вторым следствием для того чтобы положения вещей стал отрыв авиации от своих наземных эшелонов – при передислокации самолеты групп прибывали на новые аэропорты без техников, запчастей и другого нужного. Наземный же компонент, в лучшем случае, прибывал только через пара дней, а в нехорошем – становился германской добычей.

Как следствие, за пять дней – с 27 по 31 мая включительно – французские истребители одержали только три победы. Действительно, и личные утраты в воздухе за данный период были незначительны: 27 мая сбито три МВ.152, а 31-го – пять D.520. В последнем случае все самолеты принадлежали GC II/3 и были сбиты в одном бою с «мессершмиттами» из групп I/JG 3 и III/JG 53.

Четверо французских летчиков были ранены, один из них – аджюдан Феникс – потом умер в военного госпиталь.

Кроме «девуатинов», продолжались и поставки «хоков». Передача клиенту партии Н.75А-3 разрешила не только компенсировать утраты в четырех имеющихся группах, но и перевооружить ещё одну – GC III/2, ранее вести войну на MS.406. 1 июня она прибыла на авиабазу Авор в близи от завода в Бурже, где производилась сборка «кертиссов», поставляемых из америки. В том месте её уже ожидали 30 новеньких Н.75А-3.

Освоение новой техники не заняло большое количество времени, и уже 6 июня несколькопод руководством команданом Фредериком Гейле, убыла на фронт.

направляться подчернуть, что «кертиссы» Н.75 помогали и в созданном практически сразу после начала блицкрига звене ПВО завода SNCAC в Бурже. Базой его летного состава стали заводские летчики-испытатели, и пара польских пилотов. Как раз последним – сержантам Яну Кремскему и Вацлаву Гирмеру – в собственности первая победа звена, одержанная 24 мая, в то время, когда был сбит Не-111 из отряда 8./KG 51.

5 июня пилоты звена сбили ещё несколько «хейнкелей» – в этом случае из эскадры KG 55. Одну победу поделили между собой трое поляков – капитан Бронислав Косиньский, лейтенант Марианн Веселовски и сержант Кремски. А второго Не-111 сбил шеф-пилот SNCAC лейтенант-колонель Марсель Хегелен.

Для него это стало 23-й воздушной победой – действительно, первые 22 он одержал ещё на протяжении Первой Мировой!

Занимательной страницей боев за Дюнкерк стали действия французской авиации с баз в Англии. 27 мая на английский аэропорт Лимпн прибыло пара разведчиков «Потэз» Р.63.11 группы GR I/14, а 30 мая В том же направлении перебросили эскадрилью (13 самолетов) истребителей МВ.152 из состава группы GC II/8.

Не обращая внимания на малую длительность полета «блохов», расстояние в 275 км от французского Довилля до английского Лимпна истребители преодолели без неприятностей, не смотря на то, что садились самолеты на последних каплях горючего, а у двух автомобилей уже на пробеге заглохли двигатели. Но срочно начать боевую работу они не смогли: было нужно ожидать переброски наземного персонала, запчастей и других нужных материалов.

Из Франции было нужно везти кроме того моторное масло – оказалось, что британское не годится для моторов «Гном-Рон»! Тем временем разведчики совершали вылеты в сопровождении английских «харрикейнов». Наконец, в 14:30 1 июня девятка МВ.152 взлетела для прикрытия одиночного Р.63.11. Задачей последнего была засечка позиций германских батарей, обстреливающих пляж под Дюнкерком. В то время над Дюнкерком действовали германские «юнкерсы» Ju-88A, бомбившие с пикирования суда и корабли в порту.

С ними вели бой английские «харрикейны» и «спитфайры», но французские пилоты сгоряча приняли их за Bf-109E и ринулись в бой. Конечно, англичане пробовали отбиваться. В итоге, «Блох» су-лейтенанта Делокуэ-Форкльта взял 14 пулевых пробоин, но, к счастью, более тяжелых последствий удалось избежать – стороны разобрались в неточности и сообща принялись за «бошей».

Аспирант-шеф Маршо и аджюдан Николь поделили между собой победу над одним Ju-88A, а на обратном пути Николь подстрелил ещё и Не-111 – данный успех засчитали ему как возможную победу. По германским же данным в том бою только один Ju 88A взял незначительные повреждения.

В 18:00 1 июня восемь МВ.152 взлетели с задачей прикрытия французских пикировщиков V156F, кроме этого временно базировавшихся в Англии, на аэропорте Тангмер. Но истребители собственных подопечных отыскать не смогли, и скоро возвратились на базу. 2 июня МВ.152 из группы GC II/8 осуществили один патрульный полет над Дюнкерком, не встретив соперника в воздухе. На следующий сутки восемь МВ.152 вылетели в 12:30 для сопровождения собственного разведчика, а в 18:30 совершили ещё один патрульный полет.

Ни в том, ни в другом случае воздушных боев не было. 4 июня эвакуация из Дюнкерка завершилась, а 5 июня эскадрилья GC II/8 возвратилась во Францию, оставив в Лимпне три неисправных МВ.152.

В первые дни июня битвы в воздухе разгорелись с новой силой – вермахт, завершив окружение армий союзников у Дюнкерка, развернул собственный фронт на юг, а люфтваффе приступило к авиационной помощи наступления. С раннего утра 1 июня французские истребители поднимались для перехвата вражеских разведчиков. Около 6:00 три самолета GC I/5, пилотируемые лейтенантами Мишелем Дораном, Томашем Выбиралом (чехом) и сержант-шефом Жереми Брессо сбили Do 17 из дальнеразведывательного отряда 1.(F)/22.

Мало позднее сержант-шеф Доминик Пензини, взлетев с передовой площадки Шатель-Шеэри, расположенной в близи от линии фронта, сбил Hs 126 из отряда 2.(H)/12.

Практически сразу после полудня 1 июня над французскими позициями показались бомбардировщики люфтваффе. В 12:30 «девуатины» группы GC II/7 перехватили отряд «хейнкелей» (9./KG 3), сбив три самолета. Эти победы подтверждаются германскими данными. Действительно, Не-111 сумели-таки дотянуть до аэропорта, но их повреждения были такими серьёзными, что автомобили было нужно списать.

Около 15:15 вторая несколько бомбардировщиков из KG 53 была перехвачена южнее Лиона звеном «хоков» из GC I/5. Капитан Аккар со собственными ведомыми – лейтенантом Периной и су-лейтенантом Ивом Ле Кальве – действуя в соответствии с уже отработанной тактике, отделил от строя одного Не 111. Но, не смотря на то, что французам и удалось повредить «хейнкеля», бортстрелки последнего подбили два «кертисса». Ле Кальве удалось посадить свой автомобиль в поле.

На самолете Аккара пулями был разнесен козырек фонаря, осколками остекления пилота ранило в лицо. Аккар выбросился с парашютом, но наряду с этим от удара о хвостовое оперение сломал руку и ногу. Упорному «Хейнкелю» уйти не удалось – его добили подоспевшие «девуатины» из GC II/7.

Хейнкель Хе-111. Налеты в рамках операции Паула

Битвы второй половины начала и мая июня продемонстрировали, что схватки с германскими истребителями, в общем, не отличались по характеру от тех, что иногда вспыхивали за время «Необычной войны». Как правило они начинались с стремительной атаки той стороны, которая первой обнаруживала соперника, а затем распадались на личные маневренные битвы в стиле «собачьей свалки».

Новой для французов стала неприятность борьбы с бомбардировщиками, действовавшими сомкнутыми группами по 9–27 самолетов. Не смотря на то, что эффективность оборонительного оружия германских «бомберов» была пониже, чем у американских Боингов Б-17 «Летающих крепостей», пробиться через пламя их бортстрелков было тяжело. Кроме того пушечные истребители далеко не всегда добивались успеха – что уж сказать о Н.75, вооруженных лишь пулеметами.

К примеру, 2 июня истребители MS.406 из группы GC I/2 преследовали пара Не-111 в течении около 80 км, утратили одну свой автомобиль, но так и не смогли сбить ни одного бомбардировщика. Ещё тяжелее «моранам» приходилось со скоростными Ju-88, чья скорость была сопоставимой с этими истребителями. Исключения случались тогда, в то время, когда пилотам MS.406 получалось застигнуть бомбардировщики неожиданно – так, 5 июня та же несколько GC I/2 сумела без утрат со своей стороны сбить четыре Ju-88.

3 июня 1940 г. люфтваффе осуществили операцию «Паула» – налет 300 бомбардировщиков на серьёзные промышленные объекты и военные в окрестностях Парижа. Французская совокупность оповещения открыто «прохлопала» соперника, и истребители поднялись в воздух уже вдогонку уходящим на базы «бомберам». Несколько GC I/5 выслала все собственные 19 исправных «хоков» в район Реймса, где они встретили три десятка Дорнье Do-17, сопровождаемых множеством Bf-109 и Bf-110.

Прорваться к бомбардировщикам не удалось – численно превосходящие истребители соперника сумели связать боем французов. Жак и Командир группы-Луи Муртэн «сел на хвост» Bf-110 и не прекратил атаку, пока не сбил соперника. Ещё одного «сто 10-го» стёр с лица земли су-лейтенант Парнье. Следом Парнье сбил и Bf-109, но второй «мессер» зашел ему в хвост. С первых выстрелов германскому пилоту удалось ранить Парнье, но от, казалось, неминуемой смерти его спас сержант-шеф Брессо, сбивший немца.

Парнье и второму участнику боя, лейтенанту Перине, кроме этого взявшему ранение, удалось посадить собственные «кертиссы» в поле. А вот су-лейтенант Пьер Скотт погиб, врезавшись в почву.

Несколько GC II/5 3 июня действовала очень неудачно. Её начальник, командан Марсель Хьюг, неверно осознав полученный приказ, выслал на перехват лишь девять собственных автомобилей. Пробиться к вражеским бомбардировщикам с первого захода они не смогли, и, будучи отогнанными «мессершмиттами», больше таких попыток не предпринимали, предпочтя возвратиться на аэропорт.

Более действенно отработали «девуатины» из GC I/3. Сержант Бербери сбил Bf-109, другие пилоты записали на собственный счет три возможные победы (два Do-17 и Ju-88). Ещё одного «Юнкерса» подбил су-лейтенант Сальва совместно с су-лейтенантом Толлоном из GC I/8, пилотировавшим МВ.152.

Вражеская машина, принадлежавшая штабному звену KG 51, совершила вынужденную посадку, а её экипаж, среди них и начальник эскадры оберст Й. Каммхубер, попал в плен. За успех французам было нужно заплатить большую цену: два пилота GC I/3 – сержант Робер и аджюдан Виншон – погибли, ещё одного D.520 было нужно списать по окончании вынужденной посадки. А вот несколько GC II/4 по большому счету никак не отреагировала на налеты, не совершив 3 июня ни одного воздушного боя.

3 июня отличилась и «польская» несколько GC I/145, дислоцировавшаяся на аэропорте Дрё и летавшая на легких «кодронах». Звено в составе команданта де Меримера (француза), лейтенанта Червиньского и су-лейтенанта Жуковского, участвуя в отражении налета на Париж, сбило «Хейнкеля» Не 111 (эту победу засчитали с пометкой «возможно»). Единственной победы удалось добиться в тот сутки и пилотам «потэзов» – экипаж Гилье из ECN 2/13 над Компьеном сбил Do-17.

Так кратко смотрелись боевые действия в воздухе французских ВВС против германских Люфтваффе в битве за Дюнкерк.

потери и Победы французской истребительной авиации за период с 20 мая по 4 июня 1940 г.

Дата Количество сбитых самолетов1 Разбивка побед по типам самолетов Количество сбитых истребителей Разбивка утрат по типам самолетов
20 мая 17 Bf 109 – 4, Bf 110 – 2, Do 17 – 2, Do 215 – 3, He 111 – 3, Ju 88 – 1, Ju 87 – 1 10 MS.406 — 6, H.75 — 1, MB.152 — 3
неидентифицированные- 1
21 мая 16 Bf 109 – 5, Bf 110 – 2, Do 17 – 5, Do 215 – 1, He 111 – 2, Hs 126 – 1 25 MS.406 — 12, H.75 — 1, MB.152 — 6, D.520 — 6
22 мая 11 Do 17 – 1, Ju 88 – 8, Hs 126 – 1 2 D.520 — 2
23 мая 1 Hs 126 — 1 3 MS.406 — 1, D.520 — 2
24 мая 8 Bf 109 – 4, Do 17 – 1, Do 215 – 1, He 111 – 1, Hs 126 – 1 9 MS.406 — 8, P.631 — 1
25 мая 11 Bf 109 – 1, Do 17 – 5, He 111 – 2, Ju 87 – 2, Hs 126 – 1 10 MS.406 — 6, H.75 — 3, D.520 — 1
26 мая 22 Bf 109 – 11, Do 17 – 3, He 111 – 5, Hs 126 – 3 8 MS.406 — 3, H.75 — 3, MB.152 — 2
27 мая 1 Do 17 – 1 3 MB.152 — 3
28 мая

Апокалипсис: Вторая мировая война — 2 Сокрушительное поражение / Crushing Defeat (1939–1940)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: