Между тиссой и дунаем

      Комментарии к записи Между тиссой и дунаем отключены

В октябре 1944 г. Советская Армия развернула масштабное наступление между Тиссой и Дунаем с целью отрыва от гитлеровской Германии последней ее союзницы в Европе — Венгрии. Эта операция, вошедшая в историю ВОВ как девятый удар, была совершена армиями 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов.

Гитлеровское руководство прилагало все усилия к тому, дабы сохранить за собой Венгрию, не допустить вступления войск СССР на территорию югославии и Чехословакии, обезопасить южные границы Германии. Оно сосредоточило на этих направлениях много танков и авиации. Против трех Украинских фронтов действовали три группы фашистских армий А, Ю и Ф, насчитывавшие в общем итоге до 70 дивизий.

Продвижение Советской Армии на Балканах противоречило и замыслам американо-английских империалистов. Состоявшиеся по окончании войны судебные процессы над шпионской группой венгерского национального преступника Райка, и над предателем болгарского народа Костовым вскрыли злодейские замыслы империалистов США и Англии, каковые за спиной югославского народа, тайно от СССР, подготовились ввести собственные войска в Югославию и оккупировать ее. Американские и британские хищники желали перевоплотить целый Балканский полуостров в опорную базу и свою колонию для борьбы против СССР, против движения сопротивления народов центральной и юго-восточной Европы.

В следствии сокрушительных стремительного наступления и ударов Советской Армии гитлеровские войска были разита, а преступные замыслы империалистов США и Англии были сорваны.

Войска СССР, удачно преодолевая все трудности, проявляя величайшее мужество, мастерство и патриотизм, блестяще осуществили замысел девятого удара. В наступательных битвах советские летчики деятельно поддерживали наземные армии.

Советская Армия начала освобождение Югославии с двух направлений: 3-й Украинский фронт наступал в направлении Заечар, Жагубица, Петровац, Белград; левофланговые части 2-го Украинского фронта наступали севернее Белграда.

Преодолевая трудности действий и яростное сопротивление гитлеровцев в условиях гористо-лесистой местности, войска СССР удачно развивали наступление. Перейдя болгаро-югославскую границу, войска 3-го Украинского фронта в тесном сотрудничестве с авиацией за пара дней высвободили десятки югославских городов, перерезали в ряде мест железную дорогу Белград — Ниш.

Сражаясь за освобождение югославского народа, советские летчики наносили сокрушительные удары по неприятелю. штурмовики и Бомбардировщики подавляли миномёты и вражескую артиллерию, содействовали наступлению пехоты и танков, помогали им преодолевать промежуточные пределы обороны неприятеля, вели постоянную разведку. Истребители закрывали войска и снабжали штурмовиков и действия бомбардировщиков.

артиллеристы и Танкисты, пользуясь данными воздушных разведчиков, до начала боев в подробностях изучали сложный рельеф местности, на которой развертывались боевые операции.

Особенно солидную помощь наземным частям оказывали летчики, подавляя миномёты и артиллерию соперника, сосредоточенные в местах, недоступных для отечественной артиллерии (на мертвых пространствах обратных склонов гор, в ущельях и т. д.).

Между тиссой и дунаемВ середине октября наземные части, продвинувшись на большом растоянии вглубь Югославии, развивали наступление на Белград. Непростые метеорологические условия очень сильно затрудняли полеты в горах. В эти дни для ведения разведки удачно употреблялись самолеты По-2.

Одна из отечественных подвижных групп вышла на железную дорогу Ниш — Белград, покинув у себя в тылу вражескую группировку. Дабы ликвидировать эту группировку, решено было ударить ей во фланг, прикрытый рекой Тимок.

Экипажу самолета По-2 летчику А. штурману и яковлеву Л. Вавилову было поручено просмотреть реку, переправы на ней и отыскать самые удобные места для форсирования водной преграды.

Стояла густая дымка. Низкая облачность прикрывала горы. Лететь было нужно по равнинам над местами громадного скопления вражеских армий, под сильным обстрелом.

Но это не помешало экипажу превосходно выполнить задание. Эти воздушной разведки оказали громадную помощь наземному руководству. В следствии этого отечественные части форсировали реку Тимок, нанесли неожиданный фланговый удар по вражеской группировке и разгромили ее.

В этом же полете экипаж гвардии лейтенанта Яковлева нашёл громадную колонну соперника, двигавшуюся в направлении города Слатина. (В то время, когда экипаж, возвратившись с задания, докладывал об этом начальнику, дымка пара рассеялась и несколько штурмовиков во главе с капитаном Царевым срочно вылетела для нанесения удара по колонне. Летчики на бреющем полете сделали пять заходов, расстреливая гитлеровцев. За группой Царева ко мне прилетели штурмовики, ведомые В. Ивановым.

Но результаты штурмовки летчиками капитана Царева были так действенны, что несколько В. Иванова была по радио перенацелена на скопление живой силы и автоколонну в пункте Гродолица. Нанеся бомбардировочный удар по указанной цели с планирования, несколько стёрла с лица земли более двух десятков автомашин и большое количество гитлеровцев.

Вторая несколько штурмовиков, ведомая лейтенантом В. Терещенко, прибывшая за первой, завершила уничтожение практически всей автоколонны соперника.

Под натиском быстро наступавшей Советской Армии гитлеровцы оставляли друг за другом поселения Югославии. Дабы задержать отечественное наступление, нацисты разрушали ЖД дороги на наиболее значимых дорогах, применяя для этого особые на данный момент.

Четверке советских истребителей, ведомых лейтенантом В. Микрюковым, была поставлена задача — разыскать путеразрушитель и стереть с лица земли его. Летчики вылетели на поиск цели. В районе ЖД станции Паланка ведущий нашёл паровоз с шестью прицепленными к нему вагонами. Это и был путеразрушитель. Паровоз был под парами. Вся установка, разумеется, подготавливалась к разрушительной работе. Неприятель встретил советских истребителей сильным зенитным огнем.

По команде В. Микрюкова истребители перешли в пикирование и начали штурмовку зенитных точек и цели. Летчики сделали четыре захода, обстреливая цель из пулемётов и пушек. Путеразрушитель был выведен из строя.

К 14 октября основные силы фашистской группировки «Ф» были окружены юго-восточнее Белграда, а уже 19 октября всецело разгромлены. Разгром данной группировки разрешил Советской Армии и частям Народно-освободительной армии Югославии начать наступление на Белград.

Развивая при помощи с воздуха успех наступления, отечественные войска совместно с частями Народно-освободительной армии Югославии подошли к городу и по окончании ожесточенных уличных боев 20 октября высвободили столицу Югославии Белград.

Трудящиеся Югославии ни при каких обстоятельствах не забудут подвигов советских солдат, высвободивших их от фашистского рабства.

По окончании освобождения Белграда войска 3-го Украинского фронта вошли на территорию Венгрии.

В то время, в то время, когда 3-й левофланговые и Украинский фронт части 2-го Украинского фронта освобождали Югославию, главные силы 2-го Украинского фронта, перейдя в первых числах Октября в наступление, вели бои не на жизнь а насмерть в Северной Трансильвании. Овладев столицей Трансильвании городом Клуж, они вышли на широком фронте к реке Тисса и, форсировав ее, развернули боевые действия в междуречье, в направлении на Будапешт.

С северо-востока, через Карпатские горы, по равнинам верхнего течения Тиссы наступали войска 4-го Украинского фронта. Преодолев Карпаты, они вышли на территорию Чехословакии. Так, последний союзник фашистской Германии в Европе — Венгрия была зажатой с трех сторон войсками СССР.

Гитлеровское руководство, осознавая серьёзное стратегическое значение Венгрии, закрывавшей пути в Германию и Австрию, стянуло в междуречье (между Тиссой и Дунаем) громадные силы и создало тут замечательные оборонительные сооружения с минными полями, противотанковыми рвами и завалами.

На равнине между Тиссой и Дунаем развернулись бои не на жизнь а насмерть.

Взаимодействуя с наземными частями, советские летчики наносили удары по разветвленной сети оборонительных сооружений соперника, подавляли артиллерию, громили подвижные отряды вражеских танков, пробовавших контратаковать отечественные войска с флангов, вели постоянную разведку й наносили удары по доходившим к фронту резервам гитлеровцев.

На подступах к городу Кечкемет, что отечественные солдаты именовали «воротами Будапешта», продвижению наземных армий мешала артиллерия соперника. Ко мне вылетели истребители, ведомые лейтенантом Шацким. Летчики сделали пять заходов по замаскированным артиллерийским позициям, пребывающим на южной окраине города, рядом от дороги.

Они подавили пламя двух батарей. Отечественные танкисты, воспользовавшись ослаблением огня вражеской артиллерии, проникли на южную окраину города.

Сейчас создалось напряженное положение на западной стороне города. Гитлеровцам удалось тут приостановить отечественное наступление. На помощь наземным армиям вылетела несколько штурмовиков, ведомая лейтенантом Струковым. Ведущий, выяснив по условным сигналам пехотинцев размещение вражеских позиций, передал по радио команду ведомым: «Штурмуем у выступа лесного массива», — и вошел в пикирование.

Закрывавшие цель истребители неприятеля пробовали противодействовать штурмовикам, но, утратив в воздушном бою с истребителями сопровождения два собственных самолета, покинули поле боя.

Штурмовики сделали пара заходов на цель, уничтожая огневые точки, живую технику и силу неприятеля. Благодаря своевременной помощи с воздуха наземные части скоро овладели западной окраиной Кечкемета.

Но главная часть города оставалась в руках яростно сопротивлявшихся гитлеровцев. Тогда мотопехота и советские танки совершили обходный маневр и завязали бой с неприятелем на северных окраинах города.

В Н-ской штурмовой части был взят приказ: поддержать с воздуха действия наземных армий в этом районе. Целые облака затянули небо и все же группы штурмовиков встали с полевого аэропорта. Одну группу вел Герой Советского Союза М. Ткаченко.

Выяснив момент выхода на цель по времени, лейтенант Ткаченко применял разрыв в густой облачности и вывел собственную группу на цель. Внизу была видна густая сеть вражеских оборонительных сооружений—окопы, траншеи, дзоты, окаймленные несколькими последовательностями проволочных заграждений. Летчики нанесли неожиданный и сокрушительный удар.

Самолет за самолетом пикировали на вражеские позиции, метко сбрасывая бомбы, а после этого расстреливали гитлеровцев из пушек и пулемётов. Неприятель был застигнут неожиданно; он никак не имел возможности ожидать в такую ненастную погоду нападения с воздуха.

Штурмовики помогли наземным армиям пробить брешь в обороне соперника. Советские солдаты ворвались в Кечкемет с севера. Скоро данный большой узел коммуникаций был в отечественных руках.

***

Преодолевая яростное сопротивление неприятеля, 2-й и 4-й Украинские фронты приближались к столице Венгрии — Будапешту.

В ноябре новый сокрушительный удар по неприятелю на юге нанесли войска 3-го Украинского фронта. Форсировав Дунай, они двинулись замечательной лавиной по двум направлениям — па север и на запад, с тем дабы обойти Будапешт с запада.

В эти дни переправы через Дунай были теми наиболее значимыми нервами, каковые связывали и питали отечественные наступавшие армии. Вереницей двигались по ним советские танки, артиллерия, войска и машины.

Вражеская авиация пробовала всячески стереть с лица земли переправы, дабы сорвать маневр и снабжение войск СССР. Но подступы к Дунаю надежно защищали отечественные истребители. В один из дней переправы закрывала шестерка истребителей капитана А. Капиченко.

Гитлеровские летчики пробовали пробиться к мостам со стороны солнца, но их своевременно нашли отечественные истребители и перехватили на дальних подступах к переправам.

Бой принял ожесточенный темперамент. Младший лейтенант А. Иванов вступил в бой с четырьмя меткой очередью и вражескими истребителями сбил одного. Но и машина Иванова была повреждена. Летчик должен был выйти из боя.

Оставшаяся пятерка храбро сражалась с превосходящими силами соперника. Капиченко, Ачетков и Евтушенко в этом бою сбили по одному самолету FW-190. Гитлеровцы, утратив 4 самолета и не выдержав натиска советских истребителей, отказались от попыток пробиться к переправам и убрались восвояси.

Дабы парализовать действия вражеской авиации, отечественные летчики держали под постоянными ударами аэропорты соперника, расположенные недалеко от Будапешта.

Один из действенных налетов на большой аэропорт соперника совершила несколько истребителейпод руководством майором Марковым.

Перед вылетом истребителей в атмосферу встала пара разведчиков. Они произвели доразведку цели, уточнили количество самолетов, размещение зенитных средств и стоянок. На основании этих данных через час по окончании возвращения разведчиков на аэропорт был совершен неожиданный налет. Летчики показались над целью в один момент. Несколько, ведомая офицером Марковым, первой скинула бомбы на бетонированную взлетную полосу, чем лишила истребителей соперника возможности встать в атмосферу.

Тем временем летчики офицера В. Меренкова подавили пламя трех зенитных батарей. Остальные летчики во главе с Д. Барченковым и П. (Каравай штурмовали стоянки вражеских самолетов. Прекрасно организованный удар по неприятелю, прошедший без утрат с отечественной стороны, взял высокую оценку руководства.

Неудержимой лавиной продвигались вперед войска 3-го Украинского фронта. Замечательное наступление наземных армий развивалось при активной помощи авиации, которая использовалась в условиях сильного противодействия вражеских зенитной артиллерии и самолётов, сконцентрированной много на этом направлении. Всю собственную деятельность летчики подчиняли заинтересованностям наземных армий, тесно взаимодействуя с ними на всех этапах боя.

Истребители надежно закрывали наземные части от вражеской авиации, бомбардировщики и штурмовики наносили удары по опорным пунктам неприятеля и контратакующим группам танков и пехоты. Кроме того тогда, в то время, когда погода быстро ухудшилась, летчики, действуя небольшими группами, не прекращали поддерживать собственные наступающие армии.

Вот пара примеров. Объектом атаки группы скоростных бомбардировщиков, каковые вели Герой Советского Союза А. Шевкунов и навигатор. Г. Чернявский, была высота у переднего края соперника.

Гитлеровцы перевоплотили ее в опорный пункт, находившись на западных склонах артиллерийские и минометные батареи. Отечественные наступающие части не могли продвигаться, поскольку справа мешал изгиб реки, слева болото, а в первых рядах — господствующая над всей местностью укрепленная высота. Пребывав в развилке двух дорог , данный опорный пункт защищал серьёзные коммуникации.

Вот из-за чего тут завязался бой не на жизнь а насмерть.

Помощь с воздуха помогла решить финал боя в отечественную пользу. Бомбардировщики шли в боевом порядке на высоте 2400 метров, преодолевая многоярусный зенитный пламя.

С необыкновенной стойкостью сражались экипажи Шевкунова, Петухова, Николаева, Филиппова, Щетинина, преодолевая все трудности на своем пути. На самолете ведущего А. Шевкунова зенитными боеприпасами были пробиты бензиновый и масляный баки, выведены из строя пилотажные устройства. И все же летчик ударил цель и довел самолет и всю группу до собственного аэропорта.

В районе Секешфехервар гитлеровцы много раз переходили в атаки. В один из дней они предприняли до 20 атак при помощи 40 танков. Громадную помощь наземным армиям оказали штурмовики.

Действенный удар нанесла четверка самолетов Ил-2 лейтенанта Г. Балашова.

Станция наведения указала летчикам цель. Маневрируя, дабы не попасть под пламя зениток, авиаторы в боевом порядке пеленг вышли на дорогу , где нашли громадное скопление вражеской техники. Летчики сделали два захода и противотанковыми бомбами сожгли 5 вражеских танков.

В разгар Будапештской операции 21 декабря в городе Дебрецен открылось Национальное собрание Венгрии, которое создало временное национальное правительство. Это правительство, высказывая волю широких народа Венгрии, объявило войну I гитлеровской Германии.

26 декабря своевременная сводка Совинформбюро сказала, что войска 3-го Украинского фронта, развивая наступление в обход Будапешта, с запада вышли к реке Дунай и завершили окружение будапештской группировки соперника; 170-тысячная группировка неприятеля появилась в «котле».

29 декабря руководство 2-го и 3-го Украинских фронтов предложило окруженным в Будапеште фашистским армиям прекратить бесцельное сопротивление и сложить оружие. Советское руководство наряду с этим исходило из добрых мыслей, хотя избежать излишнего кровопролития, предохранить мирное население огромного города от жертв и страданий и не допустить разрушение столицы Венгрии Будапешта с его монументами искусства и культуры.

В размещение неприятеля для вручения ультиматума были отправлены парламентеры. Но гитлеровские палачи подло убили посланцев Советской Армии.

30 декабря Советская Армия начала операции по ликвидации окруженной вражеской группировки в Будапеште. ночь и День не прекращались бои не на жизнь а насмерть в городе, перевоплощённом гитлеровцами в крепость со множеством упрочнений и шепетильно организованной совокупностью огня.

Отечественные летчики замечательными ударами с воздуха помогали наземным армиям сломить сопротивление неприятеля. Объектами бомбардирования были узлы сопротивления и опорные пункты. Удары отечественной авиации концентрировались на маленьком участке. Эффективность действий достигалась умелой и продуманной подготовкой каждого вылета.

Пользуясь замыслом города, летный состав шепетильно изучал размещение целей, что помогало надежно ориентироваться над большим городом.

Стремясь прорваться к окруженной группировке, гитлеровцы предприняли последовательность яростных атак, вводя в бой танки в сопровождении самоходных пехоты и орудий. Неприятель кинул в бой лучшие танковые дивизии.

— Остановить вражеские танки, рвущиеся к окруженной в Будапеште группировке! — вот боевой девиз, с которым вылетали штурмовики на задание.

Из леса в районе Нова-Вьеска соперник большими силами пехоты и танков атаковывал отечественные части. В атмосферу встала несколько штурмовиков лейтенанта А. Никитина. При подходе к цели вражеские истребители постарались нападать отечественных штурмовиков, но были связаны боем истребителями сопровождения капитана Бакланова.

Приказав группе младшего лейтенанта Шупакова подавить пламя зенитной батареи у окраины деревни, лейтенант Никитин повел другую группу на танки неприятеля.

Меткими ударами поражали вражеские танки капитан Тимощев, лейтенант другие лётчики и Кудрявцев-штурмовики. Они сделали пара заходов на цель. А в то время, когда были израсходованы все группа и боеприпасы Никитина забрала курс на аэропорт, над данной же целью показалась вторая несколько штурмовиков, ведомая лейтенантом Скотниковым, в сопровождении истребителей.

Через некое время несколько Скотникова вышла на эту цель вторично с новым запасом бомб и снарядов. Атака неприятеля была сорвана.

Советская авиация помогла наземным армиям отбить яростные атаки соперника, пробовавшего прорвать внешнее кольцо окружения около Будапешта.

Кольцо окружения в городе сжималось все плотнее и плотнее. Фашистское руководство постаралось организовать снабжение окруженной группировки по воздуху и начало направлять в Будапешт много транспортных самолетов. Но советская авиация блокировала ночные аэропорты неприятеля.

17 января левобережная часть города — Пешт — была полностью очищена от нацистов. С особенной гневом они сопротивлялись в правобережной части — Буде, расположенной на высоких буграх по берегу Дуная и господствующей над окружающей местностью. Узкие улицы, прочные многоэтажные дома с глубокими подвалами, дворы, закрытые массивными металлическими воротами, — все это было использовано неприятелем для организации обороны.

Особенно бои не на жизнь а насмерть шли за два очень сильно укрепленных узла сопротивления. Отечественные бомбардировщики днем и ночью подвергали их ударам, громя вражескую живую силу и технику.

Так, за три дня налетов в последних числах Января отечественные бомбардировщики лишь в одном из укрепленных пунктов стёрли с лица земли 15 танков, до 300 автомашин, 17 БТР, 36 орудий различных калибров, до 250 лошадей с повозками, уничтожили 2 дзота.

В том месте, где наносили удары штурмовики и скоростные бомбардировщики, соперник нес огромные утраты.

13 февраля Советская Армия завершила разгром окруженной группировки соперника в Будапеште и всецело овладела столицей Венгрии, ответственным стратегическим узлом обороны соперника — городом Будапешт.

Полтора месяца длилась битва за освобождение столицы Венгрии. Это было одно из самых ожесточенных сражений последнего периода ВОВ, закончившееся блестящей победой Советской Армии.

В операциях девятого удара советские летчики продемонстрировали самоотверженность и высокий героизм. Они не жалели ни крови, ни самой жизни с целью достижения полной победы над неприятелем. комсомольцы и Коммунисты личным примером вдохновляли воздушных солдат на борьбу с неприятелем.

Четверка истребителей под руководством коммуниста Храбреца СССР майора Н. Краснова, сопровождая штурмовиков, вступила в бой с восемнадцатью самолетами Me-109 и не допустила фашистских истребителей к штурмовикам. В этом бою сам Н. Краснов обил два вражеских самолета, коммунисты майор Золотоверхий и младший лейтенант Панюшкин стёрли с лица земли по одному фашистскому истребителю. Всего за данный сутки несколько Краснова в четырех совершённых воздушных битвах сбила 9 самолетов.

Начальник группы майор Краснов за два вылета лично сбил 4 «мессершмитта» и довел собственный счет до 39 самолетов.

Лучшие летчики, доказавшие собственную преданность Отчизне боевыми делами, вступали в ряды Компартии.

В участников партии был принят летчик-истребитель лейтенант П. Долгорев, сбивший 21 самолет соперника. В собственном заявлении он писал: «Вступая в участников партии, клянусь с честью оправдать высокое звание коммуниста в битвах за нашу страна». Собственную клятву коммунист П. Долгорев сдержал.

В воздушных битвах над Будапештом он сбил 10 самолетов соперника.

Часто заседания и партийные собрания бюро по приему в партию происходили прямо на аэропорте в перерывах между вылетами на боевое задание.

Политическая работа в авиационных частях в дни наступления была подчинена основной задаче — обеспечению хорошего исполнения боевых заданий руководства. Вот как она проводилась в Н-ской части.

Утром у КП собрался целый персональный состав. Митинг открыл прославленный летчик майор Б. Андреев. Выступили мастера бомбовых ударов, штурманы и лётчики Н. Шаповалов, Н. Иркутский, Л. Яковенко и другие, каковые горячо призывали всех летчиков к самоотверженной борьбе за полный разгром ненавистного неприятеля.

Партийная организация поставила в центр внимания широкое распространение боевого опыта. Агитаторы говорили о лучших воздушных солдатах. Выпускались плакаты с описанием подвигов экипажей. В дни боев летчики делали по нескольку боевых вылетов.

партийный и Политработники актив помогали начальникам эскадрилий и авиаполка доводить боевую задачу до солдат, мобилизовать их на ее успешное исполнение.

В один из дней, в то время в то время, когда самолеты еще пребывали в воздухе, был взят боевой приказ нанести повторный удар по контратакующему сопернику. Время было ограничено. Будущее вылета решалась на земле: успеют ли механики подготовить к новому вылету возвратившиеся с задания самолеты, сумеют ли оружейники подвесить за маленький срок бомбы.

Говорили коротко.

— Неприятель рвется к собственной окруженной группировке. Нужно стереть с лица земли его. Судьбу вылета решаем мы, — говорили механики и техники.— В срок подготовим автомобили — с честью выполним собственный долг перед Отчизной.

Спустя пара мин. самолеты уже возвращались с задания. К ним тут же подъехали водители тт. Радченко, др и Терещенко.

Они скоро, друг за другом, заправляли самолеты горючим.

Образцы в работе показывали коммунисты. Коммунист оружейник стрелок и Елисеев Гончаренко скоро подвесили бомбы и заменили неисправный пулемет. Слаженно, четко и дружно трудились техники, мотористы и механики.

До тех пор пока летчики приобретали новое задание и подготовились к нему, технический состав сумел всецело обслужить самолеты.

Скоро самолеты снова поднялись в воздух. Летчики, ведомые коммунистами лейтенантом Ф. Кизимом и навигатором Н. Непомнящим, нанесли сокрушительный удар по вражеским танкам. При отходе от цели наземное руководство по радио передало признательность летчикам за своевременный и правильный удар.

Вражеская атака была сорвана.

Вместе с летчиками данной победой гордились механики, водители и оружейники автомобилей, сумевшие в маленький срок обеспечить боевой вылет.

Умелая и целеустремленная партийно-политическая работа на протяжении напряженных боев мобилизовывала персональный состав на смелые подвиги, на успешное исполнение боевых заданий руководства.

Выдающиеся победы советского оружия при освобождении Югославии, Чехословакии и Венгрии блестяще показали несокрушимую силу и мощь Советской Армии.

Источник: Полковник И. КРЕСТОВСКИЙ. Между Тиссой и Дунаем — «Вестник воздушного флота» № 2, 1953 г.

Фильмы 50-х годов

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • В балатонской оборонительной операции

    В следствии стремительного наступления в январе — феврале 1945 г. войска СССР вышли на территорию фашистской Германии и подготавливались к наступлению на…

  • Третий сокрушительный удар

    10 апреля 1944 г. столица нашей страны Москва двадцатью четырьмя залпами из 324 орудий салютовала доблестным армиям 3-го Украинского фронта,…

  • Советские летчики в боях за карелию

    Летом 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение фашистским армиям в Карелии. Советская Армия высвободила солидную часть…

  • В боях за освобождение белоруссии

    Огромная битва, развернувшаяся летом 1944 г. на полях Белоруссии, — хороший пример большого боевого мастерства, мужества и самоотверженности советских…

  • Шестой сокрушительный удар

    В июле 1944 г., в то время, в то время, когда победоносные войска СССР добивали центральную группировку немецко-фашистской армии в Белоруссии, войска…

  • От вислы до одера

    K началу зимнего наступления Советской Армии в январе 1945 г. ситуация на фронте сложилась следующим образом. В следствии успешного осуществления десяти…