В балатонской оборонительной операции

      Комментарии к записи В балатонской оборонительной операции отключены

В балатонской оборонительной операции

В следствии стремительного наступления в январе — феврале 1945 г. войска СССР вышли на территорию фашистской Германии и подготавливались к наступлению на ее столицу Берлин. Обреченный на окончательное поражение, неприятель отчаянно сопротивлялся, бросая в бой последние силы.

В последних числах Февраля 1945 г. Советскому Главнокомандованию стало известно о сосредоточении больших фашистских сил на территории Венгрии. Врат подготовился к наступлению на будапештском направлении. Этим наступлением гитлеровское руководство рассчитывало отвлечь часть войск СССР с берлинского направления, затянуть войну, добиться по окончании неоднократных и ожесточённых поражений хотя бы частичного успеха для поднятия политического престижа и своего военного.

Помимо этого, оно стремилось воспрепятствовать вступлению войск СССР в Австрию и южную Германию, каковые были в то время серьёзной военно-экономической базой гитлеровской Германии. В том месте размещались бессчётные армейские фабрики, эвакуированные ив северных районов Германии.

Для осуществления наступления на будапештском направлении фашистское руководство перебросило с западноевропейского фронта, из района Арденн, 6-ю танковую армию СС, сосредоточив ее недалеко от озера Балатон.

K моменту вражеского наступления войска СССР занимали заблаговременно подготовленные к обороне позиции: войска 3-го Украинского фронта — по линии Гант, озеро Балатон, Барч, северный берег реки Драва, 2-го Украинского фронта — по линии реки Грон, Эстергом, Гант. Оба фронта подготавливались к наступательной операции на венском направлении.

План гитлеровского руководства заключался в одновременном нанесении трех ударов: главного удара — из района юго-западнее Секешфехервар, между озерами Балатон и Веленце, в южном и юго-восточном направлениях, и запасных ударов — на участке между озером Балатон и рекой Драва в направлении на восток и с южного берега Дравы, из района Дольни Михоляц, в направлении на север. К 6 марта в районе Секешфехервар соперник сосредоточил 11 танковых дивизий (из них 6 Дивизий СС), много пехотных дивизий и большое количество частей усиления. Всего в этом районе было сосредоточено до 1600 танков и самоходных орудий, более 1600 орудий различного калибра, много БТР и других боевых средств неприятеля.

Поддерживать наступление наземных армий должны были большие силы авиации. K началу наступления у соперника насчитывалось 775 самолетов. Основную группировку его армий закрывало много зенитной артиллерии.

Учитывая сложившуюся обстановку, Советское Главнокомандование поставило армиям 3-го Украинского фронта задачу при содействии части сил 2-го Украинского фронта измотать и обескровить в оборонительных битвах группировку фашистских армий и создать тем самым условия для перехода отечественных армий в решительное наступление на венском направлении.

Утром 6 марта 1945 г. по окончании артподготовки и при активной помощи собственной авиации соперник перешел в наступление на вспомогательных направлениях и главном. Битвы на земле и в воздухе сразу же приняли ожесточенный темперамент. Войска СССР стойко обороняли занимаемые позиции.

Ценой громадных потери на направлении главного удара соперник овладел первой полосой отечественной обороны и, стремясь развить успех, с каждым днем наращивал силу собственных танковых ударов. В отдельные дни на узких участках фронта он в один момент вводил в бой до 500 танков и самоходных артиллерийских установок.

В итоге десятидневных боев вражеским армиям на направлении главного удара на участке озеро Веленце — канал Шарвиз удалось продвинуться на 10 километров, а на участке канал Шарвиз — озеро Балатон на 20 — 30 километров. На направлении запасных ударов гитлеровцы продвинулись меньше.

Южнее озера Балатон на узком участке фронта соперник продвинулся на восток на 5 — 6 километров, а на северном берегу реки Драва ему удалось занять маленькие плацдармы. На этом и закончилось наступление гитлеровских армий. К 15 марта фашистские армии в следствии огромных утрат вынуждены были прекратить наступление на всех участках.

На протяжении этого наступления соперник утратил более 50 офицеров и тысяч солдат, более 500 танков и большое количество второй боевой техники.

Как и солдаты вторых родов армий, советские летчики мастерски применяли мощь собственного боевого оружия — высококлассные самолеты и на протяжении оборонительных боев у озера Балатон показали массовый героизм, отвагу, мастерство и железную стойкость.

Подготовка соперника к наступлению была вскрыта отечественной разведкой. Перед началом наступления воздушная разведка выяснила районы сосредоточения главной массы танков. Это разрешило руководству фронта разгадать планы гитлеровского руководства и вовремя подготовить на предполагаемых участках вражеского наступления глубоко эшелонированную противотанковую оборону.

За соперником велось постоянное наблюдение с воздуха днем и ночью. В произвольных условиях погоды и обстановки советские летчики примерно делали задания по разведке.

Летчики-разведчики умело применяли облачность, используя в зависимости от обстановки разные тактические приемы действий. Время от времени, к примеру, они над линией фронта пролетали в тучах. После этого совершали полет в их нижней кромке, замечая за местностью через редкую пелену порванных туч. Перед объектом разведки летчики выходили из туч на повышенной скорости, просматривали объект и фотографировали его.

В некоторых случаях они вели разведку комбинированную — в тучах и на бреющем полете.

Особенное внимание уделялось организации воздушной разведки ночью, поскольку неприятель сосредоточивал собственные войска на участке наступления по большей части под покровом темноты. Некий недочёт в организации воздушной разведки пребывал в том, что не было уделено хватает внимания определению времени готовности соперника к наступлению. Авиационным соединениям на 6 марта, т. е. на сутки наступления неприятеля, была поставлена такая же задача, какую они решали и незадолго до.

В первую очередь наступления соперника отечественная авиация, действуя по заявкам наземных армий, оказала им громадную помощь в отражении вражеских атак. Советские летчики непрерывно влияли на неприятеля, уничтожая его живую технику и силу. Наряду с этим основная задача отечественной авиации пребывала в уничтожении танков. !Помимо этого, бомбардировочная и штурмовая авиация наносила удары по резервам, выдвигавшимся к полю боя, и по переправам через реки.

штурмовики и Наши бомбардировщики действовали группами по 12 — 50 самолетов. Соперник бросал в один момент в бой большие веса танков на узких участках фронта, причем их места сосредоточения и боевые порядки прикрывались сильным огнём и истребителями зенитной артиллерии. Действуя в составе’ больших групп, бомбардировщики и наши штурмовики в каждом вылете получали высокой эффективности удара. [Кроме того, многочисленные группы самолетов имели хватает средств для подавления огня зенитной артиллерии и отражения атак истребителей.

Огромную роль при отражении атак неприятеля сыграли штурмовики, каковые, непрерывно взаимодействуя с наземными армиями, наносили сокрушительные удары по живой силе, по артиллерии и танкам неприятеля.

***

12 марта 1945 г. руководство общевойскового соединения сказало, что гитлеровцы сосредоточили много танков севернее Шимонторнья и подготавливаются к атаке в южном направлении. Для срыва данной атаки были выделены три группы штурмовиков Ил-2 под прикрытием 4 — 6 истребителей любая. Была десятибалльная облачность высотой 600 метров. Район сосредоточения танков прикрывался сильным огнем артиллерии.

Перед вылетом ведущие групп совместно с начальниками групп истребителей подробно согласовали профиль и маршруты полета, порядок встречи с истребителями сопровождения, направление и высоту заходов на цель, боевые порядки и способы действий каждой группы, порядок воздушного боя с истребителями подавления и противника зенитной артиллерии недалеко от цели. Были кроме этого уточнены и согласованы сигналы сотрудничества.

Для подавления артиллерийского огня в каждой группе выделялись особые самолеты, причем в первой группе штурмовиков таких самолетов было больше, чем в последующих. Чтобы избежать шаблона и обеспечить внезапность, группы выходили на цель с различных направлений и на различных высотах.

Промежуток взлета между группами равнялся 15 — 20 минутам. Первая несколько штурмовиков под руководством лейтенанта Артемьева зашла на цель с отечественной стороны на малой высоте. Над целью она по команде ведущего приняла боевой порядок круг самолетов.

Любой экипаж выбирал цель самостоятельно и с высоты 500 — 600 метров сбрасывал бомбы. Намерено выделенные штурмовики подавляли зенитный пламя (истребителей соперника сейчас над целью не было). По окончании бомбометания по команде ведущего самолеты снизились до 100 — 200 метров и штурмовали цель.

Над целью несколько пребывала приблизительно 15 мин..

Вторая несколько штурмовиков вышла на цель со стороны соперника на высоте 400 метров и действовала по ней в течение 12 мин.. Сразу же по окончании окончания атаки данной группы на цель со стороны отечественной территории вышла третья несколько. Так, по танкам соперника, изготовившимся к атаке, непрерывно в течение более 40 мин. наносили удары отечественные штурмовики, каковые стёрли с лица земли 19 танков, 27 автомашин, 10 повозок, 2 орудия полевой артиллерии и создали 5 очагов пожара.

Руководство отечественных наземных армий отправило в авиасоединение весточку: «Трудились прекрасно. В следствии вашей работы соперник приостановил собственные начал и действия отходить в северном направлении».

Неоднократно во время боев у озера Балатон водил собственную эскадрилью на штурмовку вражеских танков и пехоты гвардии лейтенант Н. Н. Стробыкин-Юхвит, удостоенный позднее звания Героя СССР. Успех данной эскадрильи штурмовиков-гвардейцев обусловливался верной тактикой, применением самые целесообразных по условиям обстановки приемов действий. Штурмовики стремились прежде всего подавить пламя зенитной артиллерии.

Для этого они использовали разные приемы, в частности атаки с пикирования под углом 20 — 30 градусов либо с бреющего полета. По окончании подавления огня артиллерии штурмовики, поднявшись в круг, делали по нескольку заходов на цель. Любой летчик прицеливался самостоятельно по выбранному танку либо по второй цели. При угрозе вражеских истребителей штурмовики смыкали круг, уменьшали расстояние, защищая друг друга метким огнем из пушек.

В один момент они уменьшали высоту полета, лишая соперника возможности предпринять атаку с нижней, менее защищенной полусферы. Лишь за 8 и 9 марта эскадрилья Стробыкина-Юхвит стёрла с лица земли 8 танков, 9 автомашин и подавила пламя до 10 зенитных точек.

Большое количество славных подвигов совершили отечественные летчики, помогая наземным армиям отражать ожесточенные атаки неприятеля, что, не считаясь с огромными утратами, рвался к Дунаю. Оборонительные битвы у озера Балатон изобилуют боевыми эпизодами, где отечественные солдаты показали высокую стойкость на земле и в воздухе.

На протяжении одного из боевых полетов самолет гвардии младшего лейтенанта А. Давыдова при втором заходе на цель был очень сильно поврежден осколками зенитных снарядов. Летчика ранило в пояснице. Тяжело было держаться в строю, самолет не хорошо слушался рулей и пара отстал от группы. Сейчас группу атаковали вражеские истребители.

Два из них пробовали стереть с лица земли подбитую над целью машину, но воздушный стрелок гвардии сержант Волков во-время увидел соперника и, сказав об этом летчику, приготовился к отражению неприятеля. При отражении первой атаки сержант Волков был также ранен. Превозмогая боль, он вёл прицельный пламя и меткой очередью сбил один истребитель Me-109.

Летчик Давыдов, не обращая внимания на тяжелое ранение, довел самолет до аэропорта и приземлился.

В один из боевых дней Герой Советского Союза гвардии майор Кузин, возглавляя группу штурмовиков, сделал пара заходов на цель, поразил ее пушечным огнём и бомбами. На протяжении последнего захода прямым попаданием боеприпаса зенитной пушки у самолета был поврежден руль высоты. Самолет стал практически неуправляемым и начал быстро снижаться.

Но умелый летчик, сохраняя хладнокровие и уверенность, выдерживая режим горизонтального полета при помощи регулирования оборотов двигателя, благополучно довел самолет до собственного аэропорта и произвел посадку.

Штурмовая авиация не только уничтожала танки, артиллерию и живую силу на поле боя, вместе с тем действовала по переправам противника и транспортным колоннам.

в один раз отечественные воздушные разведчики нашли громадную колонну автомашин, двигавшуюся по одной из дорог. Метеорологические условия были сложные. Для удара по цели вылетела несколько штурмовиков Ил-2 под руководством умелого летчика Храбреца СССР майора Г. Ф. Сивкова. Отечественные самолеты шли к цели на бреющем полете, применяя рельеф местности. Подходя к цели, несколько горкой собрала высоту.

Оценив обстановку, майор Сивков решил ударить голову колонны. С высоты 200 — 300 метров вся несколько скинула осколочные бомбы. На дороге сходу создалась «пробка». Воспользовавшись этим, летчики стали штурмовать колонну, заходя на протяжении нее. Окончив штурмовку, несколько на бреющем полете ушла от цели.

В следствии было стёрто с лица земли до 40 автомашин, 2 танка, 2 бензоцистерны, убито до 45 офицеров и солдат соперника.

Отечественные фронтовые бомбардировщики наносили сокрушительные удары по вражеским колоннам, доходившим к полю боя, по узлам и железнодорожным станциям, другим объектам и переправам. Летчики-бомбардировщики входе боевых действий недалеко от озера Балатон делали по 2 — 3 боевых вылета в день.

Бомбардировщики многочисленными группами непрерывно оказались над объектами, распознанными разведчиками, в районе основной группировки соперника между озерами Веление и Балатон. По пути к цели их на всем маршруте закрывали истребители сопровождения, каковые эшелонировали собственные боевые порядки по высоте, располагаясь позади и на флангах боевого порядка сопровождаемых.

В населенном пункте Полградь разведка нашла техники врага и скопление войск. Для нанесения удара по этому пункту была выслана несколько бомбардировщиков. При подходе к цели советские летчики применили противозенитный маневр, изменяя высоту, курс и скорость. Часть бомбардировщиков была выделена для подавления зенитной артиллерии.

Удар был мастерским, он вызвал большие пожары и взрывы, При уходе бомбардировщиков от цели их пробовали атаковать истребители соперника. Отечественные самолеты сомкнули собственный боевой порядок и совместно с истребителями сопровождения совершили воздушный бой, на протяжении которого сбили 2 вражеских истребителя.

Не обращая внимания на негативные метеорологические условия и сильный огонь артиллерии, громадную помощь наземным армиям оказывали ночные бомбардировщики. Каждую ночь они наносили меткие удары по объектам соперника на поле боя и вели разведку в его тылу. Многие летчики совершали по 6 — 8 боевых вылетов в ночь.

Наземное руководство неоднократно присылало благодарность и хорошие отзывы за оказанную ночными бомбардировщиками помощь в отражении атак соперника.

На протяжении боев у озера Балатон советская истребительная авиация прочно удерживала господство в воздухе. Отечественные истребители надежно закрывали с воздуха собственные сухопутные армии и снабжали бомбардировщиков и действия штурмовиков, а в некоторых случаях наносили удары и по наземным целям.

Вражеская авиация действовала, в большинстве случаев, группами численностью до 40 истребителей-штурмовиков FW-190 под прикрытием истребителей типа Me-109. В воздушных битвах неприятель, I наращивая собственные силы, стремился обеспечить за собой численное превосходство. Но отечественные авиационные начальники, разгадав его тактику, стали назначать летный резерв, что в зависимости от обстановки был на земле либо в воздухе.

В оборонительных битвах у озера Балатон отечественные истребители, применяя богатый опыт прошлых боев, показали высокое мастерство, героизм и мужество. Лишь в первоначальный сутки наступления фашистских армий отечественные истребители сбили 19 вражеских самолетов.

8 марта 1945 г. 6 истребителей Як-3 под руководством Храбреца СССР капитана А. И. Колдунова (позднее данный выдающийся летчик был награжден второй медалью «Золотая Звезда») взяли боевую задачу — закрывать собственные наземные армии. Перед вылетом капитан Волшебников дал указание экипажам группы о порядке взлета, сбора, установил боевой порядок и высоту патрулирования. Было кроме этого решено, что при встрече с воздушным соперником в бой вступают 4 самолета во главе с капитаном А. И. Колдуновым.

Другие 2 самолета (ведущий лейтенант Пациба) вступают в бой только по команде Колдунова в то время, в то время, когда соперник будет наращивать силы. Эта пара пребывала выше четверки, поддерживая с ней зрительную и связь. Скоро капитан Волшебников увидел на высоте 2000 метров группу в составе 8 самолетов Me-109 и сразу же подал своим ведомым команду по радио об одновременной атаке группы.

Неожиданной атакой позади сверху капитан Волшебников с маленькой дистанции одной очередью сбил Me-109, а после этого, применяя собственный превосходство в скорости, нападал и сбил второй самолет неприятеля. Сейчас к району боя подошли еще 4 самолета Me-109. Капитан Волшебников приказал вступить с ними в бой паре лейтенанта Пациба. Эта пара отправилась в наступление кроме этого сверху, наряду с этим ведущий сбил один самолет.

Истребители соперника, имея численное превосходство, дрались настойчиво. Бой » продолжался 20 мин.. На протяжении его отечественные летчики, применяя лучшие качества советских самолетов в вертикальном маневре, сохраняли за собой преимущество в скорости и высоте, следовательно, инициатива боя была в руках советских летчиков. Капитан А. И. Волшебников непрерывно руководил боем собственных истребителей по радио.

Несколько без утрат возвратилась на собственный аэропорт, сбив 6 истребителей неприятеля.

У озера Балатон Герой Советского Союза А. И. Волшебников много раз в течение одного воздушного боя сбивал по 2 — 3 фашистских самолета. На его боевом счету в то время было более 40 стёртых с лица земли самолетов соперника.

Тут кроме этого умножил собственную боевую славу два раза Герой Советского Союза летчик-истребитель гвардии майор К. А. Евстигнеев. К этому времени он сбил 54 вражеских самолета.

В воздушных битвах у озера Балатон советские летчики показали высокое мастерство. Они побеждали над численно превосходящим соперником. Четверка истребителейпод руководством капитана И. Ф. Паниным, закрывала отечественные обороняющиеся армии.

Капитан Панин со своим ведомым охранял на высоте 4200 метров. Вторая парапод руководством капитана А. Д. Дорошенко, пребывала на высоте 4500 метров. Истребители увидели 8 самолетов Me-109, каковые следовали двумя группами: в первых рядах шестерка в боевом порядке фронт, а пара позади — пара с превышением 200 — 300 метров. Пара капитана А. Д. Дорошенко сковала боем верхнюю несколько Me-109, а капитан И. Ф. Панин нападал сверху позади шестерку соперника и с маленькой дистанции сбил один самолет.

Ошеломленные этим ударом, истребители неприятеля вышли из боя и ушли на собственную территорию. После этого в данный район подошла группа из пятнадцати самолетов FW-190 с бомбами. Применяя собственный преимущество в высоте и красивые качества истребителей на вертикальном маневре, пара капитана Дорошенко атаковала эту группу, не дав ей прицельно скинуть бомбы. Выйдя из атаки с комплектом высоты, капитан Дорошенко снова отправился в наступление снизу позади и сбил вражеский самолет.

После этого он прикрыл собственного ведомого, что, со своей стороны, сбил еще один самолет. Так, четверка советских истребителей, закрывая собственные войска, в одном вылете совершила два воздушных боя с численно превосходившим соперником и сбила три вражеских самолета.

В следствии стойкой обороны войска 2-го и 3-го Украинских фронтов недалеко от озера Балатон обескровили большую танковую группировку гитлеровцев и тем самым создали благоприятные условия для осуществления Венской наступательной операции.

В маленький срок, с 6 по 15 марта, они разгромили 6-ю немецко-фашистскую танковую армию СС, которая в свое время громила оборону англо-американских армий в Арденнах. Уже 16 марта по окончании замечательной артиллерийской и авиационной подготовки Советская Армия перешла в решительное наступление. А спустя семь дней, 24 марта, столица нашей страны Москва салютовала в честь победоносных армий 3-го Украинского фронта, разгромивших большую группировку немцев и продвинувшихся вперед на 70 километров на фронте протяжением более 100 километров.

Разгром фашистских армий недалеко от озера Балатон лишил нацистов возможности усилить берлинскую группировку и открыл доступ к ответственной военно-экономической южной врага — Германии и базе Австрии.

На протяжении оборонительных боев отечественные армии продемонстрировали необыкновенное упорство, согласованность и стойкость действий. Советские солдаты-освободители еще раз показали собственные высокие морально-боевые качества.

Этому во многом содействовала партийно-политическая работа, проводившаяся в частях и подразделениях. Особенное внимание во время оборонительных боев было обращено на воспитание у солдат стойкости, высокой боевой активности, готовности любой ценой выполнить поставленную боевую задачу. политработники и Командиры разъясняли неизбежность провала и авантюристический характер наступления гитлеровцев.

комсомольцы и Коммунисты показывали стойкости и образцы мужества, вдохновляя персональный состав на смелые подвиги во имя завершения разгрома гитлеровской Германии.

Большую роль в срыве наступления гитлеровских армий у озера Балатон сыграла авиация 2-го и 3-го Украинских фронтов. Не обращая внимания на непростые метеорологические условия, с 6 по 15 марта она совершила около 6000 боевых вылетов. В течение всей оборонительной операции отечественная авиация сохраняла за собой господство в воздухе и тесно взаимодействовала с наземными армиями.

Ключевую роль в разгроме вражеских наступающих группировок сыграли советские штурмовики, каковые наносили сокрушительные удары по армиям соперника и прежде всего по его танкам.

За время оборонительных боев отечественная истребительная авиация совместно с зенитной артиллерией сбила около 250 вражеских самолетов.

Упорная защита войск СССР недалеко от озера переход и Балатон в стремительное наступление сразу же по окончании завершения оборонительной операции еще раз подтвердили превосходство советской военной науки над буржуазной военной наукой.

Источник: Гвардии полковник А. ЯКОВЛЕВ «В Балатонской оборонительной операции» — «Вестник воздушного флота» № 1, 1954 г.

22. Освобождение — Балатонская оборонительная операция

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Между тиссой и дунаем

    В октябре 1944 г. Советская Армия развернула масштабное наступление между Тиссой и Дунаем с целью отрыва от гитлеровской Германии последней ее союзницы в…

  • Третий сокрушительный удар

    10 апреля 1944 г. столица нашей страны Москва двадцатью четырьмя залпами из 324 орудий салютовала доблестным армиям 3-го Украинского фронта,…

  • Авиация северного флота в петсамо-киркинесской операции

    На завершающем этапе третьего периода войны авиация Северного флота активно учавствовала в разгроме германских армий в Заполярье и освобождении от…

  • Шестой сокрушительный удар

    В июле 1944 г., в то время, в то время, когда победоносные войска СССР добивали центральную группировку немецко-фашистской армии в Белоруссии, войска…

  • В боях за освобождение белоруссии

    Огромная битва, развернувшаяся летом 1944 г. на полях Белоруссии, — хороший пример большого боевого мастерства, мужества и самоотверженности советских…

  • Советские летчики в боях за карелию

    Летом 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение фашистским армиям в Карелии. Советская Армия высвободила солидную часть…