Советские летчики в боях за карелию

      Комментарии к записи Советские летчики в боях за карелию отключены

Летом 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение фашистским армиям в Карелии. Советская Армия высвободила солидную часть Карело-Финской Советской Социалистической Республики и отбросила соперника вглубь Финляндии.

Два с половиной года нацисты усиливали собственную оборону. Особенно сильные упрочнения они создали на Карельском перешейке, перевоплотив его в целый укрепленный район. Тут финские армии посредством гитлеровцев выстроили три замечательные оборонительные полосы. Они вернули и модернизировали пресловутую «линию Маннергейма», уничтоженную отечественной армией в 1939 — 1940 гг.

В тылу этих трех оборонительных полос был г. Выборг — ответственный узел дорог, военная база и крупный порт, окруженный двойным кольцом замечательных оборонительных обводов, приспособленный к упорной обороне. Труднопроходимая местность с бессчётными болотами, озерами, реками, лесными массивами была насыщена бетонными огневыми точками, гранитными надолбами, противотанковыми рвами, эскарпами и другими военно-инженерными сооружениями.

Проходы в лесных массивах, рек и берега озёр были преграждены завалами и заминированы. Но никакие замечательные оборонительные сооружения не спасли соперника от разгрома.

Основной удар с целью прорыва обороны соперника на Карельском перешейке наносили войска Ленинградского фронта, в помощь которым Балтфлот выделил часть собственных кораблей ВМФ.

Громадное внимание на протяжении подготовки к операции уделялось разведке, которая, как мы знаем, играется очень ключевую роль при организации прорыва долгосрочной оборонительной полосы.

Летчики еще до начала наступления вели постоянную разведку, фотографировали оборону соперника, следили за передвижением его резервов. Подробная аэрофотосъемка всех трех оборонительных полос соперника облегчила выбор направления главного удара. Эти воздушной разведки были только полезными для танкистов и артиллеристов.

Они понадобились штурмовикам и бомбардировщикам, каковые по окончании тщательного изучения целей по аэрофотоснимкам скоро обнаружили их на местности.

9 июня, незадолго до наступления, отечественная артиллерия, минометные части и авиация обрушились на коммуникации и укрепления неприятеля тысячами тысячь киллограм металла. Это был неожиданный замечательный массированный огневой налет на размещение вражеских армий. Перед началом атаки была совершена замечательная артиллерийская подготовка.

За артподготовкой неприятель испытал большой силы удар с воздуха. В течение долгого времени над позициями соперника непрерывно действовали группы бомбардировщиков, истребителей и штурмовиков. Их удары были только действенны.

Вот только пара бомбардировщиков действий и примеров штурмовиков.

Летчики Н-ской штурмовой авиачасти совершали в сутки по 3 — 4 вылета. Рано утром группы самолетов Ил-2 неожиданно показались над позициями неприятеля. Прицельным бомбометанием с маленькой высоты они нанесли мощный удар по его блиндажам и траншеям. Скоро тут показались новые группы самолетов. Соперник на участке обороны, по которому действовали штурмовики, был дезорганизован, и отечественные пехотинцы быстро продвинулись.

Летчики переносили удары все глубже и глубже, помогая продвигаться наземным армиям.

Часть сил отечественной авиации была нацелена на коммуникации и серьёзные тыловые объекты соперника. Несколько штурмовиков под руководством лейтенанта А. И. Сухиненко нашла на одной из ЖД станций эшелон. По окончании нескольких атак эшелон загорелся.

На станции случился взрыв, начались пожары.

Все рода армий Ленинградского фронта превосходно взаимодействовали на поле боя. В следствии их согласованных действий замечательные оборонительные линии, каковые неприятель вычислял неприступными, были взломаны.

11 июня столица нашей страны Москва салютовала доблестным армиям Ленинградского фронта, прорвавшим оборону соперника на Карельском перешейке. В приказе Главнокому объявлялась признательность армиям Ленинградского фронта, среди них и летчикам.

Солдаты Ленинградского фронта, преодолевая сопротивление соперника и труднопроходимую местность, усиленную инженерными заграждениями, долгосрочными фортификационными сооружениями, на шестой сутки наступления прорвали вторую очень сильно укрепленную оборонительную полосу.

Авиация Ленинградского фронта в течение всего наступления днем и ночью действенно помогала продвижению наземных частей.

Штурмовики сопровождали танковые подразделения. Экипажи самолетов Ил-2 усиливали и дополняли грозный пламя танкистов. Тем временем бомбардировщики наносили замечательные удары по резервам соперника, срывая попытки подтянуть их к полю боя.

В то время, когда отечественные наземные части подошли ко второму пределу обороны соперника, штурмовая и бомбардировочная авиация постоянными ударами по очагам огневого сопротивления неприятеля и скоплениям его пехоты помогла захватить серьёзные узлы фашистской обороны.

В центре второй оборонительной линии соперника был наиболее значимый опорный пункт — Кутерселькя. Справа он был защищен непроходимым болотом, слева двумя опорным пунктом и озёрами. Подступы к возвышенности простреливались полностью.

В то время, когда наземное руководство разрабатывало замысел штурма Кутерселькя, одно из известный мест оно отвело авиации.

Перед самой атакой в воздухе показались группы бомбардировщиков и группы штурмовиков. Налет длился 30 мин.. Советские летчики сокрушили артиллерийские и минометные батареи, стёрли с лица земли узлы сопротивления.

Штурм этого пункта — лишь один из эпизодов напряженных военных действий на Карельском перешейке в сутки прорыва второй оборонительной линии неприятеля. Авиация с восхода солнца дотемна замечательными ударами помогала наземным армиям взламывать главные позиции данной линии. В один момент авиационное руководство снабжало постоянное сопровождение продвигающейся пехоты группами самолетов Ил-2.

Штурмовики, приближаясь к линии боевого соприкосновения, приобретали по радио от авиационного руководства указание целей и направлялись на решающие сейчас очаги сопротивления соперника.

Несколько штурмовиков под руководством лейтенанта П. И. Иванова взяла задачу нанести удар по опорному пункту обороны неприятеля. Но в то время, когда летчики доходили к цели, положение изменилось. Выявилась более ответственная цель: вражеский батальон подготовился к атаке. Ведущий группы Иванов по радио получил приказ атаковать этот батальон.

Четыре раза, преодолевая сильный зенитный пламя, заходили штурмовики на цель. Летный начальник, смотревший за их действиями, передал по радио: «Молодцы, трудились превосходно. Всей группе объявляю признательность».

Помогая отбивать атаки соперника, бомбардировщики и штурмовики расчищали путь отечественным армиям. Замечательными ударами по таким пунктам, как Саха-Кюля, Сюкияля, Мустамяки, летчики существенно облегчили продвижение отечественной мотомехпехоты на северо-запад Карельского перешейка.

Советские летчики в боях за карелиюТолько действенным был удар гвардейцев-бомбардировщиков по одному из опорных пунктов второй оборонительной линии неприятеля на участке Мустамяки — Кутерселыкя. Группу бомбардировщиков повел гвардии майор Н. В. Полевой. В плотном строю бомбардировщики подошли к цели.

На дзоты и вражеские доты посыпались тонны бомб. Через пара часов в штабе авиационного соединения показались наглядные доказательства высокой эффективности бомбового удара группы — фотоснимки, на которых четко были видны прямые попадания в упрочнения соперника. За хорошее исполнение боевой задачи гвардейцы взяли признательность руководства.

По мере продвижения наземных армий авиация бомбардировала отходившие его резервы и войска врага в местах их сосредоточения.

Отечественная авиация неустанно и настойчиво преследовала неприятеля, не давая ему закрепляться на оборонительных пределах, наносила сокрушительные удары по вражеским коммуникациям. Несколько бомбардировщиков под руководством майора П. И. Васякина совершила налет на одну из ЖД станций, где неприятель сконцентрировал много техники и живой силы.

Не обращая внимания на сильное противодействие и плохую видимость зенитных средств, пикировщики, умело маневрируя, заходя в наступление с различных направлений, только совершенно верно скинули бомбы. Сокрушительному удару подверглась и вторая ЖД станция, через которую соперник приобретал людские резервы, технику и снаряды.

18 июня войска Ленинградского фронта с хода прорвали третью оборонительную линию соперника в районе Мурила и в тот же сутки овладели городом Бьеркэ (Койвисто). На следующий сутки «линия Маннергейма» была прорвана в районах Муола и Сумма. Через два дня, 20 июня, отечественные части, не снижая темпов наступления, прорвали внешний и внутренний оборонительные обводы Выборгского укрепленного района и ударом с трех сторон штурмом овладели крепостью и городом Выборг.

Так, войска Ленинградского фронта за одиннадцать дней наступления прорвали три замечательных оборонительных предела соперника, разгромили его оборонявшиеся армии и высвободили древний русский город Выборг.

Опоздали отгреметь залпы салюта в честь освободителей Выборга, как орудийный гром возвестил о начале наступления Карельского фронта.

В то время, в то время, когда войска Ленинградского фронта вели стремительное наступление, взламывая оборону неприятеля на Карельском перешейке, части и соединения Карельского фронта скрытно подготовились нанести новый удар по сопернику на рубеже реки Свирь и севернее Онежского озера. 21 июня 1944 г. войска Карельского фронта по окончании маленькой, но замечательной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление на свирском направлении. Основной удар по Свирскому оборонительному пределу соперника наносился недалеко от города Лодейное Поле.

Удар по неприятелю был ошеломляющим. Войска СССР, проявлявшие необыкновенное мастерство, выносливость, мужество и отвагу, удачно выполнили весьма непростую задачу — прорвали очень сильно укрепленную полосу соперника и в один момент форсировали громадную водную преграду — реку Свирь.

В первоначальный же сутки наступления отечественные части, прорвав оборону соперника, высвободили Повенец, ликвидировали серьёзный плацдарм нацистов на левом берегу реки Свирь и создали плацдарм на ее правом берегу, наоборот города Лодейное Поле. Продолжая стремительное наступление, в следующие дни войска фронта форсировали Свирь недалеко от Подпорожья, а после этого при помощи с фланга судов Ладожской флотилии форсировали Свирь на всем ее протяжении и продвинулись на 20 — 30 километров в глубину вражеской обороны.

Соперник вычислял Онежско-Ладожский перешеек совсем непроходимым для отечественных армий. Реальность опровергла эти расчеты. Разламывая сопротивление неприятеля, преодолевая распутье, войска СССР скоро продвигались вперед. Части, наступавшие севернее Онежского озера, высвободили Медвежьегорск.

Участники форсирования Свири, стёрши с лица земли узлы сопротивления Олонецкого укрепленного района, пребывавшего на самый важном для отечественных армий направлении на протяжении побережья Ладожского озера, овладели Олонецкой крепостью. Забрать Олонец помогли отечественные десантные армии, высадившиеся с судов Ладожской военной флотилии.

29 июня в Москве раздались залпы артиллерийского салюта в честь освободителей Петрозаводска — столицы Карело-Финской ССР.

С занятием Петрозаводска и Кондопоги Кировская железная дорога стала свободной на всем протяжении. Войска Карельского фронта, развивая наступление, продвигались на запад, очищая от фашистских захватчиков Карело-Финскую ССР. Форсировав реку Тулемайоки, войска СССР 5 июля высвободили город Сальми, 10 июля — город Питкяранта.

Осуществляя эти операции, отечественные войска за период с 21 июня по 20 июля 1944 г., разламывая замечательную вражескую оборону и преодолевая тяжелые условия местности, прошли с боями более 300 километров. Во второй половине июля 1944 г. войска Карельского фронта вышли к советско-финской национальной границе, отбросив соперника вглубь Финляндии.

Громадную помощь отечественным армиям в проведении наступательной операции оказывала авиация.

Взаимодействуя с наземными армиями, авиационные начальники удачно решали все поставленные перед ними задачи, а летчики проявляли мужество и исключительное мастерство, надежно закрывая отечественные части и соединения от ударов авиации неприятеля, нанося замечательные удары по его узлам обороны, скоплениям техники и живой силы.

Задолго до начала наступления воздушные разведчики совершили множество вылетов, доставив руководству полезные сведения. Особенно отличились экипажи Храбрецов СССР офицеров А. В. Анохина и В. И. Дончука. Десятки раз оказались они над передним краем обороны соперника, фиксируя на фотопленке упрочнения неприятеля и подступы к ним, засекая артиллерийские позиции и отдельные огневые точки.

В 8 часов утра 21 июня 1944 г. над Свирью послышался несмолкаемый рокот самолетов. Скоро почва задрожала от замечательных взрывов. Над северным берегом реки, в том месте, где размешался основной узел сопротивления соперника, встали огромные столбы почвы, смешанные с обломками дзотов и дотов.

Удар наносили штурмовики и бомбардировщики. Их действия прикрывались истребителями.

Содействуя формированию прорыва, отрезая сопернику пути отхода, штурмовики незадолго до ударили основную переправу на реке Свирь и уничтожили ее. Это была важная и непростая задача. Несколько самолетов Ил-2 под руководством лейтенанта В. И. Федосова, показавшись над целью со стороны солнца, с хода нападала ее. Намерено выделенная пара штурмовиков — офицеры П. А. Сорокин и Я. М. Имаев — подавляла сильный пламя зенитной артиллерии.

С первого же захода бомбы совершенно верно накрыли цель. Замкнув над переправой громадной круг, летчики так организовали ее штурмовку, что имели возможность обстреливать кроме того отходившие от берега машины. Аэрофотоснимки подтвердили точность удара штурмовиков.

По вторым переправам действовали группы штурмовиков под руководством офицеров С. В. Мунтяна, Г. И. Андреева, П. Н. Ефанова.

В то время, когда неприятель начал отступать на северо-запад, штурмовики, бомбардировщики, истребители начали его преследовать. Особенно действенно действовали штурмовики. Они небольшими группами громили с воздуха отступавшие части соперника в районе Назарьевская — Свирская слобода.

штурмовики и Бомбардировщики разрушали переправы и мосты на дорогах отхода соперника, уничтожали автоколонны, обозы, живую силу.

Авиация удачно помогала наземным армиям развивать наступление в глубине прорыва. Сложность наступления на этом театре боевых действий заключалась в том, что у соперника были закрыты бои и фланги было необходимо вести только на двух дорогах. Это исключало возможность широкого маневра с флангов. самые сильные опорные узлы сопротивления неприятеля было нужно брать атакой в лоб.

Учитывая это, соперник до предела усиливал собственные опорные узлы огневыми средствами. Исходя из этого авиации было нужно наносить очень замечательные удары по этим узлам, уничтожать и подавлять артиллерийские и минометные батареи неприятеля. В частности, летчики оказали громадную помощь наземным армиям в овладении такими опорными узлами, как Свирская слобода, Самбатукса, Сармяги.

Особенно упорным было сопротивление неприятеля в Самбатуксе. Замечательные оборонительные сооружения опоясывали данный узел. Правильный и мощный удар группы штурмовиков под руководством капитана Н. И. Тарасова решил финал боев за Самбатуксу.

Летчики-штурмовики взяли признательность общевойскового руководства.

Забрав под неослабный контроль пути отхода неприятеля, авиация в громадной степени помогала наступлению наземных армий. Удары по коммуникациям с воздуха имели особенное значение. Соперник располагал тут всего лишь двумя железными дорогами: Олонецкой и Кировской.

Вражеские армии сначала стали отходить по Олонецкой металлической и проходящей тут же дорогам . Десант Ладожской флотилии отрезал неприятелю данный путь отступления. У соперника осталась лишь одна дорога — в северном направлении. Учитывая создавшуюся на коммуникациях соперника обстановку, авиационное руководство своевременно нацелило удары штурмовиков на эшелоны и колонны отступавшего соперника с целью дезорганизовать их перемещение.

Авиационная разведка нашла на одной из дорог отход вражеской дивизии. Колонна, складывавшаяся из автомобилей с воинами, повозок и артиллерии, растянулась на большое количество километров. На эту колонну и были нацелены отечественные штурмовики.

По окончании первых же ударов самолетов Ил-2 в районе Мегрозеро появилась «пробка». Постоянными ударами в течение всего дня (последние группы самолетов Ил-2 возвращались на собственный аэропорт поздно вечером) штурмовики полностью уничтожили эту колонну.

Летчики Карельского фронта умело решили и другую задачу: они поддержали с воздуха высадку десанта Ладожской военной флотилии на фланге наступления отечественных армий. В сутки начала операции истребители непрерывно закрывали части, совершавшие посадку на суда, защищали их в движении, не пропуская в данный район вражеских бомбардировщиков и разведчиков. Авиация собственные действия недалеко от устья реки Тулоксы начала ударами штурмовиков и бомбардировщиков.

По окончании артподготовки опять ударила авиация.

В битвах на свирском направлении советские летчики показали высокое мастерство и замечательное мужество. Целый фронт определил о подвиге молодого летчика-истребителя Б. Н. Карамышева, что в паре со своим ведомым летчиком Н. П. Капером, встретившись с 20 вражескими бомбардировщиками, шедшими в сопровождении 6 истребителей, смело ринулся в наступление.

Мастерски применяя отличные боевые качества собственных самолетов, отечественные истребители в маленькой, но ожесточенной схватке сбили 3 самолета соперника, вынудив остальных покинуть поле боя. Юные летчики-истребители Н. В. Бежанов и И. Н. Радченко на самолетах Ла-5, вступив в бой с 8 истребителями, сбили три из них. В данный сутки Бежанов сбил 4 вражеских самолета.

Капитан Е. С. Статкевич и его летчики, нападав на самолетах Ил-2 штабной эшелон вражеского соединения, вывели из строя паровоз, а после этого взорвали и сожгли более 50 платформ и вагонов. Превосходно действовали группы пикирующих бомбардировщиков под руководством офицеров В. П. Петрова и А. В. Аквильянова, нанося прицельные бомбовые удары по узлам сопротивления соперника, расчищая путь наступавшей пехоте к танкам.

Бессмертный подвиг совершил в эти дни начальник эскадрильи штурмовиков Герой Советского Союза гвардии капитан Николай Белый. Он вел собственных летчиков на штурмовку скопления вражеских танков. Над целью в самолет начальника попал боеприпас зенитки. Верный сын Отчизны капитан Н. Белый предпочел геройскую смерть позорному плену.

Он повторил легендарный подвиг капитана Гастелло, направив собственный горящий самолет в скопление вражеских танков.

целеустремлённость и Непрерывность партийно-политической работы на всех этапах операции содействовали успеху авиационного наступления. Семинары агитаторов, совершённые в частях во время подготовки к операции, оживили агитационно-агитационную работу. В базу пропагандистской работы было положено изучение опыта прошлых боев.

В одной из авиачастей Ленинградского фронта была совершена конференция летного состава с целью пропаганды передового опыта.

За два дня до начала сражений во всех частях проводились партийные собрания по вопросу об авангардной роли коммунистов в сражении. В сутки наступления были организованы митинги, показавшие большой наступательный порыв отечественных летчиков.

Результаты данной громадной подготовительной работы положительно сказались в первоначальный же сутки наступления. Летный состав продемонстрировал высокое воинское мастерство, самоотверженно сделав поставленную перед ним задачу. На протяжении наступательных боев политработники, комсомольские организации и партийные все собственные силы направляли на воспитание наступательного порыва, неуклонного рвения к победе над неприятелем.

Политработники в течение всего наступления пребывали на передовых аэропортах среди техников и лётчиков. «Боевые листки» говорили о смелых подвигах и популяризировали опыт передовых экипажей и лётчиков, и отмечали самоотверженную работу технического состава.

Партийные организации на всех этапах боя оказывали начальникам действенную помощь в ответе задач по разгрому неприятеля в Карелии.

Победа советского оружия при освобождении Карелии — четвертый удар по неприятелю — вошла славной страницей в историю ВОВ.

Источник: Полковник В. ИГНАТЬЕВ. Советские летчики в битвах за Карелию — «Вестник воздушного флота» № 7, 1952 г.

Раскопки Второй мировой N 17 (мумии из болот ВОВ) / WWII Metal Detecting

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: