От вислы до одера

      Комментарии к записи От вислы до одера отключены

K началу зимнего наступления Советской Армии в январе 1945 г. ситуация на фронте сложилась следующим образом.

В следствии успешного осуществления десяти сокрушающих ударов по неприятелю в 1944 г. фашистские захватчики были изгнаны из пределов СССР. Советская Армия высвободила большую часть Польши, Чехословакии, всю Болгарию, солидную часть Венгрии и вела битвы в Восточной Пруссии.

На центральном направлении войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов, выйдя на реку Висла, захватили на ее западном берегу плацдармы в районе Магнушева, Пулавы и Сандомира.

Гитлеровское руководство всеми силами старалось задержать предстоящее продвижение войск СССР. Для этого на западном берегу Вислы оно создало глубоко эшелонированную оборону. Между Одером и Вислой в полосе глубиной до 500 километров кроме этого создавались сильные рубежи обороны.

Против войск СССР действовали основные силы вражеской группы армий «А» в составе 4-й танковой, 9-й и 17-й армий.

Перед армиями 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов была поставлена задача нанести сокрушительные удары по данной группе армий и открыть путь к Одеру на берлинском направлении.

На направлениях основных ударов обоих фронтов Советское Главнокомандование создало решительный перевес сил над соперником. Ударные группировки фронтов были усилены громадным числом артиллерии, танков и поддерживались большими соединениями авиации.

Наступательные операции войск СССР намечалось совершить на широком фронте.

В декабре 1944 г. сложилась тяжелая ситуация для англо-американских армий в Арденнах, где немецко-фашистское руководство предприняло наступление. Англо-американские армии оказались под угрозой разгрома. В этих условиях глава правительства Англии У. Черчилль был должен безотлагательно обратиться к Советскому Главнокомандованию прося об оказании помощи.

И. В. Сталин в собственном ответе У. Черчиллю 7 января 1945 г. писал: «Крайне важно применять отечественное превосходство против немцев в авиации и артиллерии. В этих видах требуется ясная погода для авиации и отсутствие низких туманов, мешающих артиллерии вести прицельный пламя. Мы готовимся к наступлению, но погода на данный момент не помогает отечественному наступлению.

Но, учитывая положение отечественных союзников на западном фронте, Ставка Главнокомандования решила усиленным темпом закончить подготовку и, не считаясь с погодой, открыть широкие наступательные действия против немцев по всему Центральному фронту не позднее второй половины января».

Советское наступление началось 12 января 1945 г. в условиях нехорошей погоды, очень сильно ограничивавшей боевую деятельность отечественной авиации и мешавшей полностью применять силу артиллерии.

12 января 1945 г. из района западнее Сандомира начали наступать войска 1-го Украинского фронта. Они прорвали очень сильно укрепленную оборону соперника на фронте протяженностью 40 километров. В течение двух дней наступательных боев прорыв был расширен до 60 километров по фронту.

Важное значение в прорыве обороны соперника имела замечательная артиллерийская подготовка.

Наступление развернулось столь удачно и быстро, что ежедневно в сводках Совинформбюро сообщалось о десятках городов и сотнях населенных пунктов, занимаемых отечественными армиями. Уже 21 января войска 1-го Украинского фронта, наступая к западу от Ченстохова, прорвали очень сильно укрепленную оборону нацистов на юго-восточной границе Германии. Преодолевая яростное сопротивление неприятеля, отечественные армии вторглись в пределы германской Силезии.

Немецко-фашистское руководство предпринимало отчаянные попытки приостановить советское наступление, но не было таковой силы, которая была бы способна задержать это стремительное, все сокрушающее на своем пути наступление.

Так же удачно шло наступление и армий 1-го Белорусского фронта, начавшееся 14 января. Армии перешли в наступление с двух плацдармов на западном берегу реки Вислы южнее Варшавы. Началось оно утром в пасмурный сутки. густой туман и Низкая облачность ограничивали участие авиации в военных действиях. Исходя из этого огромное значение в прорыве обороны соперника имела замечательная артиллерийская подготовка.

Более часа отечественные орудия вели уничтожающий пламя по заблаговременно разведанным и пристрелянным целям.

По окончании трех дней боев войска фронта, наступавшие с двух плацдармов, соединились и продвинулись на 60 километров, расширив прорыв до 120 километров по фронту. 17 января войска фронта совместно с частями 1-й Польской армии овладели столицей союзной нам Польши — городом Варшава, наиболее значимым стратегическим узлом обороны соперника на реке Висла.

Продолжая наступление к юго западу и-западу от Познани, отечественные войска 31 января пересекли германскую границу, вторглись в пределы Бранденбургской провинции и с боями овладели большими узлами коммуникаций и замечательными опорными пунктами обороны нацистов, закрывавшими подступы к Франкфурту-на-Одере. К 1 февраля войска СССР вышли на реку Одер, с хода форсировали ее в районе Кюстрина и захватили плацдармы на ее западном берегу.

Так, войска 1-го Белорусского фронта появились в 60 километрах от столицы фашистской Германии Берлина.

В следствии осуществления Висло-Одерской операции были созданы предпосылки для успешного проведения Берлинской операции.

На протяжении Висло-Одерской операции войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов приобретали замечательную авиационную помощь. В первые дни наступления нехорошие метеорологические условия (десятибалльная облачность высотой 100 — 200 метров с густой дымкой) исключали боевые действия авиации многочисленными группами самолетов. Исходя из этого на задание вылетали только небольшие группы самолетов.

В последующие же дни операции действия летчиков отличались необыкновенной напряженностью, а результаты боевой работы — высокой эффективностью. Советские летчики в течении всей операции примерно делали стоящие перед ними задачи, прочно удерживали за собой полное и безраздельное господство в воздухе.

Мастерство советских летчиков неизмеримо выросло. Управление советскими соединениями и авиационными частями пребывало в руках умелых офицеров и генералов. К этому времени советские авиационные начальники имели богатый опыт организации сотрудничества авиации с наземными армиями в наступательной операции.

Осуществлению операции предшествовала всесторонняя и тщательная подготовка. Задачи, стоящие перед летчиками, подробно изучались всем личным составом авиационных соединений и частей.

Обширно пропагандировался боевой опыт бывалых солдат. Так, к примеру, за пара дней до наступления в авиационном соединении 1-го Белорусского фронта было совершено заседание мастеров воздушного боя, хороших бомбардировщиков, штурмовиков, разведчиков. На этом заседании летчики делились своим боевым опытом, решали проблемы сотрудничества между родами авиации и с наземными армиями, предлагали самые эффективные методы борьбы с зенитной артиллерией и вражеской авиацией.

Славный путь побед и борьбы прошли участники этого заседания. Среди них были: два раза Герой Советского Союза Иван Кожедуб, сбивший к тому времени 48 вражеских самолетов, Храбрецы СССР Н. Трегубов, В. Сувиров, А. Ситковский и многие другие прославленные летчики.

Газета авиационного соединения «Доблесть» систематически информировала читателей о ходе заседания. В нескольких номерах газеты были напечатаны самые поучительные выступления участников заседания.

На 1-м Украинском фронте газета соединения «’Крылья победы» в дни, предшествовавшие наступлению, систематически печатала статьи лучших летчиков под рубрикой «Из боевого опыта гвардейцев». В первые дни января газета поместила, к примеру, статьи на такие темы: «Прикрытие подвижных групп наземных армий» гвардии майора А. Кожевникова, взявшего на протяжении Висло-Одерской операции звание Героя СССР, «Штурмовики — охотники в борьбе с дальнобойной артиллерией соперника» гвардии лейтенанта Ю. Балабина, «Блокировка вражеских аэропортов» гвардии майора А. Максимова и др.

Статьи умелых летчиков затрагивали самые вопросы боевой деятельности в грядущей операции и, без сомнений, во многом помогали боевому совершенствованию летного состава.

Политические органы соединений, комсомольские организации и партийные подразделений и частей совершили незадолго до наступления громадную работу по мобилизации личного состава и в первую очередь комсомольцев и коммунистов на хорошее исполнение боевых задач. Целеустремленная и действенная партийно-политическая работа привела к огромному политическому политическому среди личного состава авиационных соединений и частей. На митингах, посвященных грядущим битвам, летчики высказывали собственную непреклонную решимость добить фашистского зверя в его собственном логове, заверяли Советское правительство и Коммунистическую партию в том, что они с честью выполнят поставленные перед ними задачи.

В сутки, предшествующий наступлению, в подразделениях и частях были совершены комсомольские собрания и партийные. Авиационная многотиражная и стенная печать, устная пропаганда и другие формы и агитация партийно-политической работы мобилизовывали персональный состав на самоотверженное исполнение задания Отчизны — в малейший срок сокрушить гитлеровскую Германию.

Сердца советских солдат были полны тёплой любовью к родной Компартии, умная и предусмотрительная политика которой привела коммунистический народ и его армию к всемирно-исторической победе. Многие солдаты, идя в бой, просили принять их в ряды Компартии. В собственных заявлениях они клялись беспощадно уничтожать неприятелей нашей страны — фашистских захватчиков.

Окрыленные высоким доверием партии, юные коммунисты уходили в бой и храбро сражались с неприятелем. С мыслями о Отчизне, о партии шли в бой все советские солдаты.

Наступление армий обоих фронтов развивалось удачно. 16 января войска 1-го Белорусского фронта штурмом овладели большим промышленным центром Польши — городом Радом. Штурм города был совершён при действенной помощи авиации.

Главноком в приказе по случаю взятия города Радом отметил успешные боевые действия летчиков генерала авиации Крупского, генерала авиации Сиднева, полковника Смирнова, полковника Ковалева, полковника Миронова, полковника Чирва и заявил им признательность. На подступах к городу нацисты выстроили глубоко эшелонированную оборону, складывающуюся из нескольких траншей с разветвленными ходами сообщения, дзотами и дотами.

Минные поля, противотанковые рвы, завалы и другие инженерные препятствия преграждали путь к очень сильно укрепленным вражеским позициям. В самом городе пребывали большие силы соперника.

По заявкам наземного руководства летчики штурмовой и бомбардировочной авиации наносили правильные удары по самые важным очагам обороны неприятеля, разрушая его фортификационные сооружения, уничтожая живую технику и силу.

Применяя результаты действий летчиков, наземные армии нанесли сопернику сокрушительный удар и с трех сторон ворвались в город. В битвах за Радом при активной помощи авиации войска СССР разгромили две пехотные и две танковые дивизии соперника.

В течение долгого времени гитлеровское руководство усиливало и совершенствовало собственную оборону на левом берегу Вислы. Серьёзным стратегическим узлом обороны была Варшава. Но никакая защита неприятеля не имела возможности выдержать сокрушительных ударов войск СССР.

В следствии комбинированного удара с севера, юга и запада польская столица была высвобождена от фашистских захватчиков.

Оказывая помощь своим армиям, отечественные летчики наносили замечательные штурмовые и бомбардировочные удары по оборонявшемуся железнодорожным узлам и противнику, опоясывавшим Варшаву. Советские истребители надежно закрывали наступающие наземные их переправы и войска через Вислу.

18 января советские летчики нанесли сокрушительный удар по ЖД станции Лодзь. В следствии налета было взорвано бензохранилище и стёрто с лица земли десять вражеских воинских эшелонов. На следующий сутки, 19 января, Лодзь была высвобождена от фашистских захватчиков.

В битвах за освобождение этого города советские летчики снова показали собственную храбрость, мужество, возросшее боевое мастерство, В приказе Главнокому по случаю взятия Лодзи отмечались, как отличившиеся в битвах, летчики генералов С.И. Руденко, П.И. Брайко, Е.Я.

Савицкого и др.

Как уже указывалось, Висло-Одерская операция отличалась высоким темпом советского наступления. Советские истребители надежно закрывали передовые отряды, быстро преследовавшие отступающего неприятеля. бомбардировщики и Штурмовики прокладывали им путь вперед.

От летчиков требовалось высокое мастерство, очень четкое сотрудничество с наземными армиями. Отечественные преследующие колонны обычно обгоняли разрушенные фашистские армии, расчленяли их и, несмотря ни на что, быстро продвигались вперед. Все это затрудняло действия отечественных летчиков по отступающим группировкам соперника: необходимо было тщательное визуальное наблюдение за почвой.

Кроме того в том случае, в то время, когда отечественные наземные части показывали цель ракетами, летчики вычисляли не лишним сделать холостой заход, с тем дабы совсем опознать цель и уточнить ее размещение. Помимо этого, лишний холостой заход помогал более совершенно верно скинуть бомбы и действеннее обстрелять соперника из пулемётов и пушек.

Сложность действий усугублялась еще и тем, что отечественной штурмовой и бомбардировочной авиации приходилось принимать участие в ликвидации вражеских гарнизонов в больших городах и населённых пунктах. В условиях уличных боев от летчиков требовалась необыкновенная натренированность в отыскании целей и точность нанесения бомбового удара. Но и тут советские летчики с честью совладали с поставленными перед ними задачами.

Входе боевых действий на ченстоховском направлении нужно было выбить нацистов из одного очень сильно укрепленного пункта. Нехорошая видимость усложняла поиск цели. Помимо этого, отечественные наступающие части справа и слева существенно продвинулись. В условиях таковой видимости появилась опасность принять собственные войска за войска соперника.

Несколько штурмовиков под руководством офицера Моисеева, позванная для помощи отечественных наступающих пехотинцев, пристально смотрела за сигналами наземных армий, каковые ракетами показывали огневые точки, мешавшие их продвижению вперед. Сделав холостой заход, штурмовики уточнили размещение соперника. После этого последовало еще восемь заходов, на протяжении которых советские летчики подавили огневые точки неприятеля.

В то время, когда бомбы были скинуты, а пули и снаряды израсходованы, группу Моисеева поменяла вторая несколько штурмовиков, которая закончила уничтожение огневых точек соперника. Воспользовавшись этим, отечественные армии прорвали оборону неприятеля, ворвались в укрепленный район и выбили из него нацистов.

От вислы до одера

Коммунистический штурмовик Ил-2

Особенно сильное сопротивление войска СССР встретили на границе Германии, где имелись бессчётные бетонные долгосрочные оборонительные сооружения. Ключевую роль в прорыве этих упрочнений сыграла авиация. Ночью по укрепленным районам соперника сосредоточенные удары наносили ночные бомбардировщики, днем пикирующие бомбардировщики и штурмовики.

За один из дней авиация фронта совершила около 1000 самолето-вылетов.

В непростых условиях боевой обстановки советские летчики обнаружили отступавшие вражеские колонны и громили их. Так, к примеру, ведя разведку, гвардии младший лейтенант и капитан Галин Минин нашли отходившую вражескую колонну автомашин с пехотой. Многие из автомобилей тянули за собой орудия. Позади двигалось до 600 груженых повозок и до 2000 офицеров и солдат. Сведения об найденной колонне были срочно переданы руководству по радио.

Через пара мин. группы советских штурмовиков друг за другом совершили налет на эту колонну и всецело разгромили ее.

Поучителен и только действен был вылет штурмовиков подразделений Храбрецов СССР С. гвардии и Володина лейтенанта А. Рыбакова. Этим подразделениям было приказано разыскать отходившую за Одером колонну нацистов и нанести по ней удар.

Полет должен был проходить в непростых метеорологических условиях. Высота облачности была около 50 метров. В этих условиях полет группой громадного состава исключался. Исходя из этого начальник отправил в разведывательный полет на поиск отходившей колонны несколько самолетов, пилотируемых гвардии лейтенантом Л. Болдыревым и гвардии младшим лейтенантом Б. Гомозовым.

Гвардейцы скоро нашли цель. Это была простая для тех дней отступавшая колонна армий соперника, растянувшаяся по дороге на два с лишним километра, Найдя соперника, летчики в тот же час донесли об этом по радио на командный пункт. После этого Болдырев и Гомозов нанесли по неприятелю последовательность бомбовых и штурмовых ударов. Эту несколько поменяли гвардейцы Е. Мосин и И. Чмиль.

Так, вторая пара штурмовиков поменяла над колонной первую, после этого третья — вторую и т. д. В следствии этого полета вражеская колонна была полностью разгромлена.

Так, кроме того в условиях, ограничивавших действия штурмовиков многочисленными группами, летчики, применяя самые эффективные методы борьбы, помогали своим наземным армиям громить неприятеля на его собственной территории.

В Висло-Одерской операции советские летчики наносили действенные удары по резервам соперника, срывали его ЖД и автомобильные перевозки. В один из дней наступления гвардейцам-штурмовикам предстояло нанести удар по железнодорожному узлу, через что шло интенсивное передвижение техники врага и живой силы. В атмосферу встали две шестерки.

Первую повел Герой Советского Союза гвардии майор Смирнов, вторую Герой Советского Союза гвардии капитан Тихов. В момент выхода советских самолетов на цель тут находились ЖД составы.

Дабы одурачить вражеских зенитчиков, штурмовики пролетели пара дальше цели, а после этого быстро развернулись на нее. Поднявшись в круг, советские летчики скинули бомбы, а после этого из пулемётов и пушек обстреляли состав. Два сильных взрыва потрясли воздушное пространство. Более десяти вагонов были объяты пламенем.

ЖД полотно было практически полностью разрушено. Перемещение через станцию на долгое время закончилось.

Совместные боевые действия советских наземных войск и лётчиков отличались необыкновенной слаженностью. В одном из боев советские танкисты, продвигаясь вперед, встретили сильный огонь артиллерии соперника. Об этом танкисты сказали штурмовикам. Через пара мин. над местом сосредоточения вражеской артиллерии показалась несколько штурмовиков под руководством Храбреца СССР М. Румянцева.

Удачно осуществляя противозенитный маневр, летчики сделали друг за другом пара заходов. Пламя вражеской артиллерии был подавлен. Танкисты взяли возможность продолжать продвижение вперед.

Фашистские армии пробовали атаками задержать стремительное советское наступление. В борьбе с контратакующими армиями соперника значительную помощь отечественным наземным армиям оказывали летчики штурмовой и бомбардировочной авиации.

в один раз эскадрилья штурмовиков под руководством Храбреца СССР гвардии лейтенанта А. Рыбакова взяла задачу сорвать атаку танков соперника.

Перед линией фронта Рыбаков перестроил эскадрилью в боевой порядок две четверки на дистанции 200 — 300 метров и с принижением 50 — 100 метров. Четверки летели в правом пеленге с промежутками между самолетами 40 — 50 метров.

Цель представляла собой до 20 танков и БТР, приготовившихся для атаки. Увидев советские самолеты, нацисты постарались укрыться в лесу. Но было поздно. По команде ведущего штурмовики поднялись в круг с расстоянием между самолетами 500 — 600 метров и стали поодиночке нападать с высоты 800 метров и до бреющего полета.

Часть штурмовиков подавляла зенитную артиллерию.

Сделав семь заходов, из-за которых было стёрто с лица земли 5 танков, 4 БТР и подавлено 2 батареи МЗА, штурмовики ушли от цели. Атака танков соперника была сорвана.

На протяжении четвертого захода показались вражеские истребители, каковые пробовали нападать отечественных штурмовиков, но, встретив организованное сопротивление советских летчиков, поспешили уйти.

С тактической точки зрения данный вылет характерен тем, что боевой порядок круг обеспечил отечественным летчикам свободу маневра, свободу выбора цели, создал возможность подавления и индивидуального прицеливания зенитных средств. Помимо этого, боевой порядок круг обеспечил возможность активной обороны от истребителей соперника.

На протяжении операции сложные и разнообразные по собственному характеру задачи возлагались на советских истребителей. Они надежно закрывали наземные армии от ударов фашистской авиации, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков над полем боя, блокировали вражеские аэропорты, закрывали переправы через реки, уничтожали самолеты соперника в воздухе.

Для действий вражеской авиации в данной операции характерно использование истребителей в качестве штурмовиков для ударов по наземным целям. Разъясняется это тем, что фашистская авиация понесла противник и невосполнимые потери не имел достаточного количества бомбардировщиков.

В один из дней Герой Советского Союза гвардии капитан Н. Сомов совместно со своим ведомым вылетел на разведку аэропорта Заган и перемещения соперника по дороге Иобен — Шпроттау. Пребывав уже в воздухе, Сомов принял по радио приказ с КП: «Все, кто в воздухе, срочно в квадрат 21, в том месте истребители соперника штурмуют отечественные войска». Советские летчики шли на высоте 700 — 800 метров. Благодаря облачности и дымки 6 — 7 баллов Сомов не сходу нашёл соперника.

Но командная станция предотвратила, что вражеские самолеты находятся слева. Найдя их, Сомов развернулся правым боевым разворотом и зашел за облака.

Замечая через просветы туч, Сомов и его ведомый пошли на сближение с группой в десять вражеских истребителей, каковые шли на 100 — 150 метров ниже туч. Скрытно сблизившись с соперником, советские истребители неожиданно нападали его.

Вражеские летчики пришли в замешательство. Строй их рассыпался. Применяя запас скорости, отечественные летчики боевым разворотом вышли из первой атаки.

Оправившись от первого удара, одна из пар истребителей соперника пробовала атаковать пару Сомова снизу. Но сохраняя за собой инициативу боя, Сомов сам повторил атаку. Сейчас он увидел еще одну несколько самолетов лгала, пробовавшую перейти на бреющий полет. Стало ясно, что нацисты начали уходить вглубь собственной территории.

Советские летчики атаковали эту пару сверху и обили оба самолета.

Так два советских истребителя в сражении против десяти фашистских истребителей одержали победу. Соперник, утратив два самолета и непоследовательно скинув бомбы частью на собственные же войска, покинул поле боя.

На протяжении стремительного наступления отечественных наземных армий в воздухе то и дело происходили воздушные битвы, из которых советские летчики неизменно выходили победителями. Лучшие летно-тактические эти советских самолетов, большой количественный перевес, высокие морально-боевые качества и непревзойденное боевое мастерство советских летчиков выяснили большой успех отечественной истребительной авиации в Висло-Одерской операции.

По сообщениям Совинформбюро, на 1-м Белорусском фронте с 14 по 24 января было стёрто с лица земли 123 вражеских самолета, а на 1-м Украинском фронте с 12 по 24 января 98 самолетов. За 31 января летчики-истребители 1-го Белорусского фронта в воздушных битвах сбили 14, а за 2 февраля 16 самолетов соперника.

Большими были утраты немецко-фашистской авиации и на земле. 24 января войска 1-го Белорусского фронта захватили на одном из аэропортов соперника 82 самолета, и большие склады с военным и боеприпасами имуществом. 26 января на трех аэропортах и на авиационном заводе недалеко от города Познань было захвачено 292 вражеских самолета, а 28 января западнее Познани на авиационных складах и аэродромах еще 228 самолетов.

3 февраля войска фронта в числе вторых трофеев захватили у соперника 350 ЖД платформ и вагонов, из них 16 платформ с самолетами.

Эти цифры, сообщенные в те дни Совинформбюро, наглядно говорят о громадных утратах фашистской авиации на земле и в воздухе.

Историческую освободительную миссию советские летчики, как и все солдаты отечественной армии, с честью выполнили до конца.

Висло-Одерская наступательная операция явилась частью огромного наступления, развернувшегося на огромном фронте протяженностью около 1200 километров от Балтийского моря до Карпат. Блестящий успех этого наступления — броское свидетельство мастерства и небывалого роста сил Советской Армии, неизмеримого превосходства советской военной науки над обанкротившейся буржуазной военной наукой.

Это наступление еще раз продемонстрировало те огромные возможности, которыми располагает отечественный коммунистический публичный и национальный строй, отечественная социалистическая экономика. На четвертом году войны Советская Армия стала еще более сильной и могучей, советские пехотинцы, артиллеристы, танкисты, летчики, творчески используя накопленный опыт боев, в тесном боевом содружестве ударами невиданной силы добивали неприятеля на его же собственной почва.

Источник: Полковник А. ГРИШИН «От Вислы до Одера» — «Вестник воздушного флота» № 10, 1953 г.

Великая Война. 10 Серия. От Днепра до Одера. StarMedia. Babich-Design

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Советские летчики в боях за карелию

    Летом 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение фашистским армиям в Карелии. Советская Армия высвободила солидную часть…

  • Шестой сокрушительный удар

    В июле 1944 г., в то время, в то время, когда победоносные войска СССР добивали центральную группировку немецко-фашистской армии в Белоруссии, войска…

  • Между тиссой и дунаем

    В октябре 1944 г. Советская Армия развернула масштабное наступление между Тиссой и Дунаем с целью отрыва от гитлеровской Германии последней ее союзницы в…

  • В боях за освобождение белоруссии

    Огромная битва, развернувшаяся летом 1944 г. на полях Белоруссии, — хороший пример большого боевого мастерства, мужества и самоотверженности советских…

  • Третий сокрушительный удар

    10 апреля 1944 г. столица нашей страны Москва двадцатью четырьмя залпами из 324 орудий салютовала доблестным армиям 3-го Украинского фронта,…

  • В балатонской оборонительной операции

    В следствии стремительного наступления в январе — феврале 1945 г. войска СССР вышли на территорию фашистской Германии и подготавливались к наступлению на…