Шестой сокрушительный удар

      Комментарии к записи Шестой сокрушительный удар отключены

Шестой сокрушительный удар

В июле 1944 г., в то время, в то время, когда победоносные войска СССР добивали центральную группировку немецко-фашистской армии в Белоруссии, войска 1-го Украинского фронта под руководством Маршала СССР Конева нанесли неприятелю новый сокрушительный удар в районе Западной Украины. Это был шестой удар по гитлеровским захватчикам в 1944 г. В следствии этого удара была высвобождена Западная Украина, отечественные армии форсировали Вислу и образовали за Вислой замечательный плацдарм западнее города Сандомир.

Шестой удар явился развитием и продолжением второго удара, совершённого войсками СССР в феврале — марте 1944 г. В следствии второго удара была полностью высвобождена от фашистских захватчиков Советская Армия и Правобережная Украина вышла в предгорья Карпат. 1-й Украинский фронт глубоко врезался в размещение соперника и к апрелю вышел на линию Торчин, Броды, Коломыя.

В следствии фронт соперника был рассеченным на две части. Советская Армия заняла охватывающее положение по отношению к центральной и южной группировкам фашистских армий. Такое глубокое вклинение в размещение армий соперника создало угрозу его неспециализированной совокупности обороны, поставило под удар его фланговые группировки.

Опасаясь последующих ударов войск СССР на этом направлении, немецко-фашистское руководство спешно приняло меры для упрочнения собственной обороны. За три с половиной месяца, прошедшие по окончании второго удара, соперник создал на львовском направлении замечательную оборону, выстроив три оборонительных предела. Помимо этого, много населенных пунктов было перевоплощено в сильные узлы сопротивления.

Особенно прочно были укреплены Владимир-Волынский, Сокаль, Броды, Золочев, Рава-Русская, Львов. В глубине размещения вражеских армий пребывали замечательные реки — Днестр, Висла и Сан, каковые кроме этого были подготовлены для обороны. Очень сильно был укреплен западный берег Вислы, которую фашистское руководство вычисляло последним стратегическим пределом на подступах к Германии.

Против 1-го Украинского фронта действовала несколько фашистских армий «Северная Украина». Авиационная группировка соперника, насчитывающая более 700 самолетов, складывалась из 4-го и 8-го авиационных корпусов, входивших в состав 6-го воздушного флота. Соперник располагал разветвленной сетью аэропортов, большая часть которых было стационарного типа. Это разрешило ему обширно маневрировать авиацией как по фронту, так и в глубину.

Помимо этого, аэродромная сеть разрешала усилить авиационную группировку новыми формированиями, перебросив их с вторых направлений.

направляться подчернуть, что успешное наступление Советской Армии в Белоруссии в июне — июле 1944 г. и разгром центральной группировки фашистских армий заставили гитлеровское руководство в первой половине июля перебросить пара пехотных и танковых дивизий из группы .армий «Северная Украина» в группу армий «Центр», дабы закрыть огромные бреши в собственном фронте на центральном направлении. Это существенно ослабило группировку фашистских армий на западе Украины и создало благоприятные условия для перехода в наступление 1-го Украинского фронта.

Войска 1-го Украинского фронта перед наступлением проделали громадную подготовительную работу для организации четкого сотрудничества всех родов наземных авиации и войск.

(Количественное и качественное превосходство было на стороне советской авиации. Это разрешало советскому Главнокомандованию сосредоточивать в направлении наступления наземных армий большие авиационные силы, превосходящие силы соперника. От авиационных начальников требовалось с большим эффектом применять грозную авиационную технику, которой снабдила Отчизна отечественную армию.

С данной задачей советские офицеры и авиационные генералы удачно совладали.

Отечественная авиация на протяжении операции удачно взаимодействовала с наземными армиями. Авиационные начальники искусно руководили соединениями и своими частями, массируя их на направлениях основных ударов наземных армий.

Для действий авиации в данной операции свойственны участие громадного количества сил (самолетов), искусный маневр, удары по контратакующим группировкам соперника.

Во время подготовки операции в авиационных частях проводилась громадная партийно-политическая работа, направленная на разъяснение всему личному составу задач, находившихся перед армиями фронта: высвободить от фашистских захватчиков . Западную Украину, перенести боевые действия за пределы нашей страны с целью окончательного разгрома фашистских захватчиков.

В совокупности партийно-политической работы обширно употреблялся богатый опыт, накопленный в частях за прошедшие три года ВОВ. Перед наступлением во многих частях прошли митинги, на которых летчики выступали с маленькими, пламенными речами, призывая своих друзей по оружию приложить все силы для правильного исполнения распоряжений начальников. Летчики давали клятву изгнать неприятеля из пределов нашей страны и вызволить из фашистской неволи свободолюбивые населения украины Европы.

В авиационной армейской печати на протяжении наступления обширно популяризировались подвиги отличившихся летчиков, освещался богатый боевой опыт подразделений и частей.

На протяжении подготовки наступления громадное внимание было уделено организации воздушной разведки. Летчики-разведчики систематически оказались над размещением неприятеля. Они помогли распознать группировку армий соперника.

Гитлеровцы кроме этого постарались активизировать собственную воздушную разведку, но советские истребители сорвали эти попытки неприятеля. Фашистскому руководству не удалось установить сроки начала отечественного наступления.

Громадную работу по обеспечению грядущих полетов, созданию наилучших условий выхода на цель и возвращения на собственные аэропорты делали навигаторы частей и соединений. Была создана целая совокупность неестественных ориентиров. Для ориентировки на местности, бедной характерными ориентирами, на земле выкладывались дополнительные символы — цифры, стрелы и буквы, каковые прекрасно наблюдались с воздуха.

K началу операции любой начальник, любой рядовой летчик имел четкое представление о собственной роли в грядущих битвах.

Наступление армий 1-го Украинского фронта началось 13 июля на рава-русском направлении.

Преодолевая упорное сопротивление неприятеля, отечественные войска за три дня боев продвинулись на запад на 30 километров. Успех общевойсковых соединений развивали подвижные армии.

14 июля, вечером, в наступление на Львовском направлении перешли основные силы фронта, поддержанные замечательными ударами авиации и артиллерии. За два дня боев защита соперника была прорвана и в прорыв вошли советские танки.

Итог первого дня наступления разрешил сопернику выяснить направление главного удара отечественных армий. Опасаясь окружения собственной бродокой группировки, гитлеровское руководство сосредоточило на южном крыле участка прорыва танковые и пехотные дивизии с целью нанести контрудар во фланг отечественных армий. Перегруппировав собственные силы и создав кулак из бронетанковых соединений, соперник с утра 15 июля предпринял контрудар по левому флангу наступающих частей фронта, собираясь отрезать отечественные танковые части, действовавшие в глубине его обороны.

Разгадав план соперника, руководство фронтом поставило перед авиационными начальниками задачу в малейший срок разгромить танковую группировку соперника и сорвать его контрудар.

Делая поставленную задачу, авиационное руководство нацелило против данной группировки собственную авиацию. Произведя предварительно тщательную разведку с воздуха и выяснив размещение танковых частей неприятеля, советские бомбардировщики в течение дня 15 июля нанесли два замечательных удара по скоплению вражеских танков. В промежутки между ними штурмовики эшелонированными ударами громили танковые и пехотные группировки соперника.

Эффективность этих ударов была так громадна, что отдельные танковые части соперника были полностью уничтожены.

Руководство 1-го Украинского фронта высоко оценило действия летчиков, мастерски решивших непростую задачу разгрома большой танковой группировки неприятеля и обеспечивших тем самым успех предстоящего наступления наземных армий.

На протяжении продвижения подвижных соединений отечественная авиация наносила правильные бомбардировочные удары по контратакующим армиям соперника, в один момент надежно закрывая боевые порядки собственных армий. Быстро продвигаясь вперед, советские подвижные соединения 18 июля замкнули кольцо окружения около бродcкой группировки соперника. К этому времени защита гитлеровцев была прорвана уже на 200-километровом фронте.

На протяжении наступательных боев летчики проявляли массовый героизм, мастерство и отвагу. Тесно взаимодействуя с наземными армиями, они наносили правильные бомбовые и штурмовые удары и надежно закрывали наземные армии от ударов вражеской авиации.

Окруженные в районе Броды вражеские армии предприняли ряд попыток вырваться из кольца сперва на запад — на Каменку, после этого на юг — на Золочев.

Для помощи своим окруженным армиям гитлеровцы, сосредоточив в районе Золочев остатки танковых и пехотных частей, предприняли ожесточенные атаки в направлении окруженной группировки. Танковым тараном они сохраняли надежду пробить занятый отечественными армиями 4-километровый коридор восточнее Золочева, дабы после этого вывести из окружения собственные дивизии.

В это время основные силы 1-го Украинского фронта продвинулись на большом растоянии на запад. Для разгрома окруженных армий соперника были покинуты только маленькие силы, исходя из этого главная задача по разгрому контратакующих группировок гитлеровцев была возложена на авиацию.

Перед авиационными начальниками были поставлены две задачи: во-первых, оказать помощь отечественному наземному руководству разгромить танковую группировку соперника, пробовавшую высвободить из окружения собственные войска, во-вторых, помогать ликвидации окруженных дивизий соперника.

Ситуация потребовала стремительного ответа этих задач. штурмовики и Наши бомбардировщики в течение двух дней наносили постоянные удары по танковой группировке неприятеля. В следствии, понеся тяжелые потери, гитлеровцы вынуждены были отказаться от собственной выдумки и их окруженные армии были изолированными .

С уничтожением окруженной группировки дело обстояло пара сложнее. Попавшие в окружение части неприятеля непрерывно маневрировали, скрываясь в леса, избегая ударов отечественной авиации. Отечественная воздушная разведка днем и ночью вела постоянное наблюдение за соперником и, когда обнаруживала большие колонны, срочно приводила к штурмовиков и бомбардировщиков, каковые наносили уничтожающие удары по этим колоннам.

Ночью над окруженной группировкой соперника практически висели отечественные ночные легкомоторные самолеты, изматывая его, подрывая волю к сопротивлению.

К финалу дня 21 июля войска 1-го Украинского фронта при активной помощи артиллерии и авиации ликвидировали окруженную группировку неприятеля. Было это так. Перед вечерними сумерками, собрав все собственные разрозненные силы в единый кулак, построившись плотными колоннами, соперник предпринял последнюю попытку вырваться из окружения.

Отечественная воздушная разведка вовремя нашла это, и план соперника был разгадан.

Не обращая внимания на приближение темноты, несколько бомбардировщиков нанесла мощный удар, разгромив головную часть колонны. Создалась «пробка». Колонна гитлеровцев, насчитывавшая до 2000 автомашин, бронетранспортёров и повозок, остановилась.

За бомбардировщиками, не обращая внимания на позднее время, в атмосферу встало пара групп штурмовиков, каковые практически в один момент ударили всю колонну . Это лишило соперника всякой возможности маневрировать — дорога была забита его горящими повозками и автомашинами.

Последними над целью показались две группы штурмовиков под руководством офицеров В. Клецкина и Н. Яковицкого.

Несколько под руководством Клецкина штурмовала голову колонны, хвост нападала несколько Яковицкого. Началось планомерное уничтожение последних остатков гитлеровских армий. Любой самолет сделал по шести заходов, создавая по две-три атаки за любой заход.

Любой летчик выбирал цель и уничтожал ее точно.

При отходе от цели штурмовики видели результаты собственной работы: вся 4-километровая колонна была объята пламенем.

Штурмовики возвратились, в то время, когда на аэропортах уже были выложены ночные старты.

Остатки окруженной группировки соперника прекратили сопротивление, в плен было забрано более 17 офицеров и тысяч солдат, а также два генерала. Помимо этого, в лесах и на дорогах западнее Броды соперник покинул до 30 тысяч убитыми Двумя днями позднее в лесах восточнее Львова отечественные части захватили штаб 13-го военного корпуса во главе с его начальником.

В то время, в то время, когда шли битвы по ликвидации окруженной группировки неприятеля, основные силы фронта, поддерживаемые авиацией, быстро продвигались на запад. Особенно громадные удачи были достигнуты на правом крыле фронта. Тут стрелковые соединения в тесном сотрудничестве с танковыми армиями при активной помощи авиации сломили все попытки гитлеровцев оказать сопротивление на тыловых оборонительных пределах.

19 июля была форсирована река Западный Буг, а 20 июля высвобожден город Рава-Русская. К 23 июля отечественные войска, преследуя отступавшие дивизии неприятеля, вышли на реку Сан и при помощи авиации с хода форсировали и данный водный рубеж. Так, отечественные армии продвинулись на большом растоянии на запад, охватывая львовскую группировку гитлеровцев с северо-запада.

Еще во время ликвидации бродской группировки соперника войска СССР, наступавшие на львовском направлении, завязали бои не на жизнь а насмерть на подступах к Львову. Гитлеровское руководство, пробуя во что бы то ни начало удержать в собственных руках Львов — центральный пункт обороны Западной Украины, перебросило ко мне еще четыре свежих дивизии, укрепило ранее созданные около города пределы обороны, на каждом перекрестке дорог, на каждой опушке леса создало сильные узлы сопротивления. На подступах к Львову гитлеровцы зарывали в почву танки, применяя их как неподвижные бронированные огневые точки.

Но никакие рубежи обороны соперника не могли остановить стремительное наступление отечественных армий. Значительную помощь наземным армиям оказывала отечественная авиация. Советские летчики не давали спокойствия неприятелю ни днем, ни ночью, громили его укрепленные пределы, преследовали отступающие армии соперника.

Только действенно действовали отечественные бомбардировщики. Нанося замечательные удары по главным узлам сопротивления, они разрушали их до основания, снабжая тем самым продвижение пехоты и танков.

Задача по разрушению узла сопротивления соперника в юго-западной части Львова была поставлена пикирующим бомбардировщикам.

Для исполнения данной задачи вылетели летчики под руководством Храбреца СССР И. С. Полбина.

В то время, когда были скинуты все бомбы, пикировщики открыли по сопернику пулеметный пламя, причем при пикировании стреляли летчики, а при выводе из пикирования стрелки-радисты. Атаки длились до полного израсходования снарядов. Участь узла сопротивления была решена.

* * *

По окончании того как экипажи закончили бомбардирование узла, над целью показался самолет-разведчик, что тут же сфотографировал результаты удара. На проявленной пленке было зафиксировано 12 горящих танков и много вторых очагов пожаров.

Так гвардейцы-бомбардировщики выполнили приказ руководства. Такому же действенному удару подверглись и другие узлы сопротивления соперника на подступах к Львову.

Блестящий успех летчиков был прекрасно использован наземными частями, каковые тут же предприняли штурм города. 27 июля столица нашей страны Москва салютовала доблестным армиям 1-го Украинского фронта, высвободившим город Львов. В данный же сутки были высвобождены города Станислав и Перемышль.

К этому времени наступление развернулось на фронте протяженностью более чем 400 километров, а глубина продвижения достигла 200 километров. Фашистской группе армий «Северная Украина» был нанесен важный урон.

Высвободив города Львов, Перемышль, Станислав, войска 1-го Украинского фронта, поддерживаемые авиацией, продолжая наступление, с хода форсировали наибольшую водную преграду реку Висла и захватили плацдарм в районе г. Сандомир. Войска левого крыла фронта высвободили промышленный и нефтяной центр Западной Украины город Дрогобыч.

Неприятель не имел возможности согласиться с тем, что войска СССР находятся уже за Вислой — последним стратегическим пределом на подступах к Германии. Подтянув резервы из Германии, других районов и Румынии, гитлеровцы предприняли отчаянную, но попытку отбросить отечественные войска за Вислу.

В сражении за плацдарм вместе с пехотинцами, артиллеристами и танкистами приняли лётчики и активное участие. Штурмовики непрерывно были над полем боя и громили танки и пехоту соперника. Большое количество атак соперника было сорвано штурмовиками.

В один из августовских дней, в то время, когда неприятель особенно настойчиво контратаковал отечественные войска, над полем боя показались штурмовики группы Храбреца СССР Столярова. Они в течение 20 мин. штурмовали танки и пехоту гитлеровцев. После этого группу Столярова поменяли группы штурмовиков под руководством Героя и офицера Глебова СССР Одинцова, каковые разили соперника до полного расхода снарядов.

Четвертую группу штурмовиков привел капитан Компанеец. Именно сейчас врат на одном участке имел некий успех. Пара его танков прорвались через боевые порядки отечественных армий и приближались к наблюдательному пункту начальника общевойскового соединения.

Наведенные по радио с почвы на эту группу танков штурмовикипод руководством Компанейцем, друг за другом ринулись в наступление. С первой же атаки было подбито 2 танка, но остальные продвигались вперед. Со второй атаки штурмовики подожгли еще 3 танка, пребывавшие уже в 200 метрах от наблюдательного пункта.

Сохранившиеся 4 танка повернули обратно.

Замечавший за действиями штурмовиков общевойсковой начальник тут же по радио заявил всем летчикам признательность.

В данный сутки штурмовики сорвали еще три большие атаки соперника.

Советские истребители с успехом отражали налеты соперника, пробовавшего оттеснить отечественные войска с сандомирского плацдарма. Особенно удачно действовали летчики соединения А. И. Покрышкина.

Любой боевой вылет приносил мастерам воздушного боя новую победу над неприятелем. За пара воздушных боев летчикипод руководством своим начальником, сбили до 20 фашистских самолетов, не утратив ни одного собственного самолета.

Лично сам А. И. Покрышкин, имевший к тому времени на своем счету более чем 50 стёртых с лица земли вражеских самолетов, сбил еще 2 самолета соперника. 19 августа 1944 г. два раза Герой Советского Союза А. И. Покрышкин за примерное исполнение заданий руководства был награжден третьей медалью «Золотая Звезда».

Войска СССР расширили плацдарм и прочно закрепились на западном берегу Вислы. В этом большая заслуга отечественных летчиков. Завоевание замечательного плацдарма на западном берегу Вислы имело только громадное значение с целью проведения последующих наступательных операций на силезском направлении.

На протяжении всей операции шестого удара советская авиация господствовала в воздухе, соперник не сумел предпринять ни одного сколь-либо большого действия по отечественным армиям. Фашистские истребители использовали только неожиданные атаки, не вступая в бой кроме того при равном соотношении сил. Они вступали в бой только при явном численном превосходстве.

Воодушевленные добропорядочным рвением разгромить ненавистного неприятеля, охваченные могучим наступательным порывом, советские летчики и при неравных схватках выходили, в большинстве случаев, победителями.

2 августа лейтенант Волошин с ведомым младшим лейтенантом Пенязь на протяжении прикрытия переправы через реку Сан был атакован четверкой вражеских истребителей. Своевременным маневром отечественные летчики вышли из-под удара неприятеля и сами перешли в наступление. лейтенант Волошин меткой очередью сбил один самолет неприятеля, но на протяжении предстоящего боя его самолет был подбит. Уже на горящем самолете коммунистический летчик решил нанести гитлеровцам еще один удар.

Он смело отправился на сближение с вражеским истребителем и, совершенно верно вычислив собственный маневр, винтом отрубил ему хвост. Вражеский самолет перешел в отвесное пикирование и врезался в почву, Тем временем Волошин на поврежденном горящем самолете, будучи сам ранен, забрал курс на собственную территорию. Его закрывал Пенязь.

Отражая атаки сохранившихся двух истребителей соперника, Пенязь сбил одного из них.

Советские летчики в операциях шестого удара приумножили боевую славу советской авиации. Верные собственной Отчизне, Компартии и Советскому правительству, они показали высокое мастерство и массовый героизм. Советские авиационные начальники, обогащенные трехлетним опытом войны, вооруженные советской военной наукой, умело действовали в непростых условиях скоро изменявшейся своевременной обстановки.

Источник: Полковник Н. ВАКУЛЬ. Шестой сокрушительный удар — «Вестник воздушного флота» № 10, 1952 г.

Лучшая подборка приколов#6►Удар копытом◄

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Третий сокрушительный удар

    10 апреля 1944 г. столица нашей страны Москва двадцатью четырьмя залпами из 324 орудий салютовала доблестным армиям 3-го Украинского фронта,…

  • В балатонской оборонительной операции

    В следствии стремительного наступления в январе — феврале 1945 г. войска СССР вышли на территорию фашистской Германии и подготавливались к наступлению на…

  • Между тиссой и дунаем

    В октябре 1944 г. Советская Армия развернула масштабное наступление между Тиссой и Дунаем с целью отрыва от гитлеровской Германии последней ее союзницы в…

  • От вислы до одера

    K началу зимнего наступления Советской Армии в январе 1945 г. ситуация на фронте сложилась следующим образом. В следствии успешного осуществления десяти…

  • Советские летчики в боях за карелию

    Летом 1944 г. Советские Вооруженные Силы нанесли сокрушительное поражение фашистским армиям в Карелии. Советская Армия высвободила солидную часть…

  • В боях за освобождение белоруссии

    Огромная битва, развернувшаяся летом 1944 г. на полях Белоруссии, — хороший пример большого боевого мастерства, мужества и самоотверженности советских…