Морская авиация россии в первой мировой войне

      Комментарии к записи Морская авиация россии в первой мировой войне отключены

Начало Первой Мировой застало Морскую Авиацию России на стадии организационного становления. Всего в Морском министерстве к 1 августа 1914 г. насчитывалось около трёх десятков самолётов разных типов и около 20 дипломированных лётчиков. Ещё около 10 офицеров проходило лётную подготовку конкретно на флотах. К началу войны на Балтике было всего 10 гидросамолётов, базировавшихся в Либаве; а на Чёрном море, в Севастополе, в Килен-бухте — восемь.

На Тихом океане предполагалось развернуть авиационные отряды только к лету 1915 г., но это не было реализовано из-за начавшейся войны.

18 августа 1914г. приказом по Морскому ведомству и флоту №269 было введено в воздействие «Положение о Работе авиации в Работе связи», определявшее правовой статус авиационных подразделений флотов.

По мере совершенствования летательных аппаратов, круг задач, решаемых авиацией, неспешно вышел за связи и рамки наблюдения. Сейчас морские авиаторы вели разведку, искали подводные лодки и корабли соперника, корректировали пламя корабельной артиллерии, наносили бомбовые удары. Нередки были встречи в воздухе с самолётами соперника.

В этом случае аэропланы вступали в воздушный бой.

В первых числах Марта 1915 г. в составе Морской Авиации имелось уже 77 самолётов, а также, на Балтике — 47, и на Чёрном море — 30 гидроаэропланов. Их обслуживали 78 нижних чинов 859 и офицеров.

Морская авиация россии в первой мировой войнеОфициальная история от Минобороны РФ гласит, что 17 июля (4 июля по старому стилю) 1916 г. на Балтике случился воздушный бой четырёх самолётов с гидроавиатранспорта «Орлица» с четырьмя германскими самолётами. Вот как описывается бой в популярной литературе:

«В данный сутки линейный корабль «Слава» и два миноносца Балтфлота вели пламя по германским береговым батареям у Рагоцема. Четыре гидросамолёта с воздушного транспорта «Орлица» закрывали с воздуха отечественные суда. Примерно в девять часов утра лейтенант Петров и наблюдатель мичман Савинов, возвращаясь к собственному воздушному транспорту, на высоте 1500 м нашли в воздухе группу германских аэропланов.

Сблизившись с одним из самолётов соперника на расстояние 15 м, самолёт Петрова открыл пулемётный пламя. Германский аэроплан, взяв повреждения, приводнился, и оба германских лётчика появились в воде. Два русских гидроаэроплана приводнились рядом со сбитым самолётом и, не обращая внимания на пламя германских береговых орудий, подобрали из воды военнопленных, а подошедший к месту падения русский миноносец снял с самолёта пулемёт и кое-какие устройства.

Сейчас три вторых гидроаэроплана «Орлицы» вели бой с тремя оставшимися германскими самолётами. В следствии боя, был сбит ещё один вражеский самолёт, что упал в размещении соперника. Отечественные самолёты утрат не имели.

Позднее из допроса военнопленных стало известно, что их аэроплан входил в состав группы из четырёх автомобилей, намерено отправленной для уничтожения «Орлицы» с её самолётами, закрывавшими с воздуха русские суда.

Через 80 лет по окончании данного события, приказом военного министра РФ №253 от 15.07.1996 г., 17 июля 1916 г. было выяснено Днём рождения Морской Авиации России1. В этом случае, мы имеем дело с одной из так называемых «назначенных» дат, каковые как из рога изобилия посыпались на Вооружённые Силы в середине 1990-х гг., в попытках отыскать собственные исторические корни в «досоветской» России.

В этом случае, более логичным было бы забрать за дату формирования Морской Авиации 30 ноября 1916 г. В данный сутки вышел приказ императора Николая II о формировании Воздушных дивизий Балтийского и Тёмного морей. В один момент с ним, приказом главы морского штаба ставки Главнокому адмирала А.В.Русина №428, вместо устаревшего положения «О Работе авиации в Работе связи» (созданного в 1914 г.), было введено в воздействие новое положение «О Работе Воздухоплавании и Морской Авиации» Императорского Русского флота.

В соответствии с ему, определялась структура соединений и частей Морской Авиации: 4-8 самолётов составляли отряд, 2-4 отряда образовывали воздушный дивизион, 2-4 дивизиона — бригаду, а 2 и более бригад — воздушную дивизию моря. Данное «Положение» практически придало отечественной Морской Авиации статус рода сил флота. Оно было подготовлено с учётом опыта применения авианесущих судов Черноморского и Балтийского флотов в кампаниях 1915-1916 гг.

В тот же сутки было утверждено «Положение о дивизионе корабельной авиации», в котором были чётко прописаны взаимоотношения корабельных и авиационных начальников и командиров.

Боевые действия на Восточном фронте Первой Мировой развернулись на просторах от Северного Ледовитого океана до Закавказья. Не считая Воздушных дивизий Балтийского и Тёмного морей, в течение 1916-1917 гг. для содействия армии были организованы и другие гидроавиационные части и подразделения:

— весной 1916 г. на Чудском озере формируется Чудской гидроавиационный отряд, что позднее был переведён в Ораниенбаум, и незадолго до Октябрьского переворота 1917 г. слился с Петроградской школой Морской Авиации;

— в 1916 г., для содействия армиям Бакинского отряда Кавказского фронта, на оз. Ван в Турции формируется Ванская военная флотилия, в состав которой были включены два гидросамолёта М-5. Для их пилотирования были направлены два лётчика: один из Гатчинской, а второй — из Бакинской авиационных школ. Главой ЖД гидроавиационного отряда с июня по август 1917 г. был назначен инженер-механик мичман М.М.

Иванов. В связи с развалом Кавказского фронта и наступлением турецких армий, в феврале-марте 1918 г. Ванская флотилия и её спецавиаотряд были ликвидированы;

— в феврале 1917 г., для обеспечения флотилии Северного Ледовитого океана, начала формироваться Воздушная бригада особенного назначения (на правах Воздушной дивизии).

По состоянию на 1 января 1917 г., русский Морская Авиация являлась внушительной силой и имела в собственном составе 264 аэроплана различных типов. Из них 152 малых и 4 самолёта управляемых аэростата пребывали на Черноморском флоте, 88 самолётов — на Балтийском. Ещё 29 самолётов имелось в Петроградской и Бакинской офицерских авиашколах.

Лишь с сентября 1916 г. по май 1917 г. морское ведомство взяло 61 гидросамолёт конструкции Григоровича М-11 и М-12; из них 26 летали на Чёрном море, около 20 поступили на Балтику. В черноморских и балтийских авиационных частях помогали, соответственно, 115 и 96 офицеров, 1039 и 1339 кондукторов, унтер-офицеров и рядовых. Звание «морской лётчик» официально имели 56 балтийцев и 46 черноморцев.

В соответствии с расчётам морского штаба ставки Главнокому, на первую половину 1917 г. в Морской Авиации нужно было иметь:

  • — на Балтике — 169 самолётов;
  • — на Чёрном море — 181 самолёт;
  • — на Белом море и Мурманское побережье — 30 самолётов;
  • — в авиашколах — 60 самолётов;
  • — в запасах Центра — 53 самолёта.
  • Всего 493 самолёта.

В один момент с ростом численного состава флотской авиации, совершенствовалась её организационная структура. В середине января 1917 г. закончилось формирование Воздушной дивизии Чёрного моря под руководством капитана 1 ранга М.И. Федоровича.

Подобное авиационное соединение на Балтике, под руководством капитана 1 ранга Б.П. Дудорова, завершило формирование в мае того же года. На Воздушную дивизию моря возлагались следующие задачи:

  • дальняя морская разведка;
  • наблюдение за прибрежной полосой;
  • противодействие неприятельской воздушной разведке;
  • борьба с подводными лодками;
  • содействие флоту в его операциях;
  • защита стоянок судов, портов и воздушных станций от налётов соперника;
  • нанесение ударов по неприятельским судам, прибрежным сооружениям и судам.

К этому же времени была сделаны попытки создания Морской Авиации на Севере. С 17 февраля 1917 г. приказом №54 по управлению Беломорским и Мурманским районами было заявлено «Временное положение о Воздушной бригаде особенного назначения», которой ставилась задача обслуживания флотилии Северного частей и Ледовитого океана, не входящих в состав авиаций БФ и ЧФ. Но эта бригада так и не была создана всецело, и в июле того же года штаб Воздушной бригады особенного назначения был расформирован.

Первоначально яркое управление соединениями и частями Морской Авиации осуществлялось на флотах. Но уже в июне 1917 г. в Петрограде был создан независимый орган — управление морской авиации и воздухоплавания (УМАиВ), что должен был осуществлять управление всей авиацией Русского флота. На него были возложены следующие задачи:

  • — разработка вопросов морской обороны (применительно к авиации);
  • — разработка учреждений организации авиации и вопросов частей, воздухоплавания и автомобильного дела во морском ведомстве и флоте;
  • — разработка и рассмотрение всех технических вопросов, проектов, чертежей, смет и другого по авиации, автомобильному делу и воздухоплаванию;
  • — производство хозяйственных операций;
  • — наблюдение за выполнением заказов;
  • — руководство и заведывание школьно-учебным делом;
  • — персональный состав Морской Авиации;
  • — разработка технических вопросов авиации;
  • — имущества и учёт материалов;
  • — научная разработка вопросов по авиации.

Первым главой УМАиВ был назначен капитан 2 ранга А.А. Тучков. Управление складывалось из отделов: учебно-строевого, технического, хозяйственного, научно-умелого, и неспециализированной канцелярии.

В том же году управление было переведено в Москву.

9 июля 1917 г. приказом морского министра №128 штаб Воздушной бригады особенного назначения был расформирован, а школы Морской Авиации и Воздушные дивизии подчинены главе УМАиВ.

К Октябрьскому перевороту Морская Авиация России имела в собственном составе Воздушную дивизию Балтийского моря (две отряд и воздушные бригады корабельной авиации) и Воздушную дивизию Чёрного моря (две дивизион и воздушные бригады корабельной авиации). Всего в них насчитывалось 269 самолётов разных типов. Но их боевая свойство была очень низкой, и в апреле 1918г. обе дивизии прекратили собственное существования.

На Дальнем Востоке, не обращая внимания на предложение главы Морского генштаба адмирала А.А.Ливена, сделанное ещё в 1914 г., по созданию гидроавиационной станции во Владивостоке, настоящих шагов в этом направлении, из-за начавшейся войны, предпринято не было.

28 ноября2 1917 г. по указанию В.И.Ленина был издан приказ об учреждении должности комиссара при управлении морской авиации и воздухоплавания. На неё был назначен воеморнлёт А.П.Онуфриев3 (ранее трудился на авиазаводе «Дукс» в Москве), ставший одним из активных организаторов советской Морской Авиации.

По состоянию на конец ноября 1917 г., в составе Морской Авиации России пребывали 240 самолётов М-9, М-5, М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолётов, Черноморской — 152.

По состоянию на середину декабря 1917 г., в боевом ядре Морской Авиации насчитывалось 2114аэропланов и 161 лётчик, а также:

  • воздушная дивизия Балтийского моря располагала: 74 летающими лодками (40 М-95, 13 М-15, 21 М-16), 24 колёсными истребителями «Ньюпор-21» и 87 лётчиками;
  • воздушная дивизия Чёрного моря располагала: 104 летающими лодками (24 М-5, 60 М-9, 4М-11, 16М-15), и 9 истребителями «Ньюпор-17». На это количество самолётов имелось всего 74 лётчика.

Ещё 75 самолётов имелось в школах Морской Авиации. Из них многие были в неисправном состоянии. Главным центром подготовки лётных кадров являлась Бакинская школа Морской Авиации, где сейчас обучалось 180 курсантов.

В Ораниенбаумской школе Красносельской школе и Морской Авиации высшего пилотажа и воздушного боя обучалось ещё 50 и 25 курсантов соответственно. Но предусматривалось сократить количество обучающихся в Бакинской школе на 30 человек, а Ораниенбаумскую школу упразднить.

Любопытно, что, не обращая внимания на начавшийся развал в стране, УМАиВ создало и представило на рассмотрение Советского правительства программу заказов на производство в январе-июне 1918 г. громадного количества летательных аппаратов. Данной программой предусматривалось купить:

— на ЧФ: для четырёх корабельных отрядов — 64 самолёта, для 15 береговых отрядов — 135 самолётов, для четырёх сухопутных истребительных отрядов — 48 самолётов (всего 247 аппаратов);

— на БФ: для 24 береговых отрядов — 216 самолётов, для шести отрядов дальних разведчиков — 25 самолётов, для 11 отрядов морских и четырёх отрядов сухопутных истребителей, соответственно, 132 и 48 самолётов (всего 421 аппарат);

— во флотилии Северного Ледовитого океана: для трёх корабельных отрядов — 48 самолётов, и двух береговых отрядов — 18 самолётов. Конечно, что такие замыслы не могли быть реализованными в условиях хаоса, надвигающегося на страну. Неспециализированный развал армии не имел возможности не отразиться и на состоянии Морской Авиации.

К январю 1918г. она сократилась практически в три раза, и в ней оставалось всего 67 самолётов разных типов в строю, и ещё 27 — в ремонте6.

С 1910 г. по декабрь 1917 г. на вооружение Морской Авиации поступали самолёты следующих типов:

  • единичные самолёты «Антуанетт», «Вуазен Канар», «Фарман-VI», Григорович М-1, М-2, «Илья Муромец гидро», «Альбатрос» («Лебедь Морской-1»), ВМ-1 («Виллиш Морской-1»), ВМ-2 («Виллиш Морской-2»), «Энгельс-II, III», Фридрихсхафен FF.33b, Григорович-Щетинин ГАСН;
  • морские разведчики Григоровича М-5, М-9, М-15, М-16, Сикорского С-5А, С-10 «Гидро»; «Кертисс» модели D, Е, F, К; «Моран-2», «Фарман» моделиXVI, XX, XXII; FBA («Лебедь Морской-2»);
  • морские истребители Григоровича М-11, М-12;
  • колёсные истребители «Лебедь-ХП», «Ньюпор-17», «Ньюпор-21», «Ньюпор-23».

Одним из первых шагов новой большевистской власти в области армейского строительства был приказ по флоту и армии №4 от 20.12.1917 г., определяющий, что морская и сухопутная авиация должны быть объединены под единым сухопутным руководством. министерство по морским делам и военным (Наркомвоенмор) приказал поставить во главе управления воздушного флота (УВОФЛОТ) новообразованную общероссийскую коллегию УВОФ-ЛОТа под руководством К.В.Акашева.

В её состав, наряду с другими участниками, вошёл и комиссар управления морской авиацией (УМА) А.П.Онуфриев. Его вхождение в состав коллегии означало фактическое слияние управления УМА и УВОФЛОТа. Но Главная морская коллегия, созданная по декрету СНК ещё 24 ноября 1917 г. для управления центральными учреждениями Морского ведомства, опираясь на доклад Морского генштаба, признала указанное выше ответ преждевременным.

Вследствие этого, 11 (24) января 1918 г. коллегия постановила: «Вопрос о соединении управлений временно принятием в выполнение отложить и создать проект урегулирования взаимоотношений управлений». Против объединения двух видов авиации категорически выступил Реввоенсовет Балтфлота, жёстко указавший на то, что «гидроавиация есть обычным морским родом оружия. Она оснащается соответствующим образом приспособленными летательными аппаратами и комплектуется намерено подготовленными лётчиками, опытными специфику морской войны».

Выполнявший обязанности начальника штаба флота бывший адмирал А.Ружек объявил, что объединение авиации станет ошибочной мерой, находящейся в очевидном «разрыве с заинтересованностями морской обороны республики». Эти мнения энергично поддержал и глава Морского генштаба (бывш. капитан 1 ранга) Е.Беренс. По его инициативе, приказом по флоту и армии №3 от 25.05.1918 г. управление морской авиации опять поступило в подчинение Народного комиссариата по морским делам.

К весне 1918 г. Морская Авиация России претерпела важные организационные трансформации. В марте-апреле Воздушная дивизия Балтфлота, на грани захвата её германскими армиями, была вынуждена вместе с флотом эвакуироваться из Ревеля и Гельсингфорса под Петроград и вглубь России, на Волгу. В последних числах Апреля из её остатков была организована Воздушная бригада особенного назначения, в составе трёх дивизионов (восемь авиаотрядов).

К маю всё Черноморское побережье появилось в руках австро-армии и германских войск Украинской Центральной Рады. В свете этого, Воздушная дивизия Чёрного моря, утратившая целый пункты базирования и авиационный парк, прекратила собственное существования.

6 марта 1918г., предвидя неизбежность утрат техники и кадров авиации, Народный комиссариат по морским делам издал приказ № 183, в котором изложил руководству Балтийского и Черноморского флотов распоряжения: «1. Все авиационные части и школы сохраняются, причём персональный состав этих частей обязуется приложить все усилия к сбережению имеющегося в их распоряжении имущества армейского назначения. 2. По мере хода демобилизации, центральным авиационным комитетам морей надлежит стягивать авиационные части, утратившие боевое значение, при условии сохранения тех частей, каковые нужны для поддержания воздушной связи, в Балтийском море — на северном берегу между Або, Гельсингфорсом и Петроградом, и в Чёрном море — между Одессой, Севастополем и Поти».

Состав Авиации Российского Императорского флота в декабре 1916 г.

  • Петроградская ОШМА, Бакинское отделение Петроградской ОШМА;
  • Отдел морской авиации при работе связи Балтфлота — г. Ревель (до декабря 1916г.).
  • Воздушная дивизия Балтийского моря (в стадии формирования):

— 1-я бригада — г. Ревель (1-й, 2-й, 3-й дивизионы, 54 самолёта);

— 2-я бригада — г. Гельсингфорс (4-й, 5-й, 6-й дивизионы, 48 самолётов);

  • отряд корабельной авиации (гидроавиатранспорт «Орлица», 4 самолёта);
  • Отдел морской авиации при работе связи Черноморского флота — Севастополь (до декабря 1916 г.).
  • Воздушная дивизия Чёрного моря (в стадии формирования):

— 1-я бригада — г. Севастополь (1-й, 2-й дивизионы, 36 самолётов);

— 2-я бригада — г. Батум (3-й, 4-й, 5-й дивизионы, 54 самолёта) ;

  • дивизион корабельной авиации (гидроавиатранспорты «Император Александр I», «Император Николай I», «Бриллиант», «Румыния», «Король Карл», «Дакия», «Император Траян», 6 авиаотрядов, 33 самолёта);
  • Чудской гидроавиационный отряд;
  • Ванский гидроавиационный отряд.

Состав Морской Авиации ВМФ в октябре 1917 г.

Управление Морской Авиации и Воздухоплавания (с 1917 г.) — Петроград.

  • Петроградская Школа морской авиации, Бакинская школа морской авиации, Красносельская Школа Воздушного боя.
  • Воздушная дивизия Балтийского моря;
  • Воздушная дивизия Черного моря.

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация ВМФ России (1910-2010). Справочник. — СПб., Особый выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Примечания:

  1. В первый раз данный праздник отмечался 4 июля 1996 г., а со следующего года — уже 17 июля. Данное перемещение даты празднования приводит к недоумению, поскольку обрисовываемые события происходили за полтора года до введения нового стиля летоисчисления в Российской Федерации, и сказать о ветхом либо новом стиле в этом случае, мягко говоря, некорректно [?]
  2. Даты по окончании 25 октября 1917 г. даны по новому стилю. [?]
  3. А.П.Онуфриев известен ещё и тем, что по его инициативе и при его яркой помощи была организована доставка почты из Петрограда в Москву самолётами Морской Авиации, пилотируемыми Бабенко, Волковым, Држанковым и Кутьиным. 28 марта 1918 г. они совершили первый таковой полёт, став основоположниками авиапочты России. [?]
  4. По другой информации, на конец 1917 г. в составе Морской Авиации России пребывали 240 самолётов М-9, М-5, М-11, М-20. Из них в составе Балтийской воздушной дивизии было 88 самолётов, Черноморской — 152. [?]
  5. М-9 («Морской-9») летающая лодка конструкции Д.П.Григоровича. В литературе видится второе наименование этого самолёта — Щ-9 («Щетинин-9»), по фамилии хозяина авиазавода С.С.Щетинина, на котором он строился. Это справедливо и по отношению к вторым летающим лодкам Григоровича. [?]
  6. П.Н.Иванов в книге «Крылья над морем» (24) даёт пара другие цифры состава самолётного парк на 1 января 1918 г.: БФ — 98 самолётов, ЧФ — 112 самолётов, школы Морской Авиации — 78 самолётов. Всего 288 летательных аппаратов. [?]

Морская авиация

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: