Русская авиация в первой мировой войне

      Комментарии к записи Русская авиация в первой мировой войне отключены

Во время Первой Мировой (1914 — 1918 гг.) появился и с необыкновенной быстротой начал развиваться, расширяя сферы собственного боевого применения, новый род армий — авиация. В эти годы авиация выделилась как род армий и взяла общее признание в качестве действенного средства борьбы с соперником. В новых условиях войны боевые удачи армий были уже немыслимы без широкого применения авиации.

K началу войны русская авиация насчитывала 6 авиационных рот и 39 авиационных отрядов с общим числом самолетов 224. Скорость самолетов была около 100 км/час.

Как мы знаем, что царская Российская Федерация была не готова к войне. В «Кратком курсе истории ВКП (б)» указывается:

«Царская Российская Федерация вступила в войну неподготовленной. Промышленность России очень сильно отставала от вторых капиталистических государств. В ней преобладали заводы и старые фабрики с изношенным оборудованием.

Сельское хозяйство при наличии полукрепостнического массы и землевладения обнищавшего, разоренного крестьянства не имело возможности являться прочной экономической базой для ведения продолжительной войны».

Царская Российская Федерация не имела авиационной индустрии, которая имела возможность бы обеспечить производство моторов и самолётов в размерах, нужных для количественного и качественного роста авиации, вызываемого потребностями армейского времени. Авиационные фирмы, из которых многие представляли собой полукустарные мастерские с очень низкой производительностью, занимались сборкой моторов и самолётов — такова была производственная база русской авиации к началу боевых действий.

Деятельность русских ученых оказывала огромное влияние на развитие всемирный науки, но царское правительство пренебрежительно относилось к их трудам. Царские госслужащие не давали хода изобретениям русских и гениальным открытиям ученых, мешали их внедрению и массовому использованию в судьбу.

Но, не обращая внимания на это, русские конструкторы и учёные упорно трудились над разработкой новых автомобилей, разрабатывали базы авиационной науки. Перед первой мировой войной, кроме этого как и на протяжении ее, русские конструкторы создали много новых совсем уникальных самолетов, во многих случаях превосходивших по своим качествам заграничные летательные аппараты.

Русским конструкторам в собственности честь создания первых в мире многомоторных воздушных судов — первенцев тяжелой бомбардировочной авиации. Тогда как за рубежом вычисляли неосуществимой постройку многомоторных самолетов громадной грузоподъемности, предназначенных для дальних полетов, русские конструкторы создали такие самолеты, как «Гранд», «Русский витязь», «Илья Муромец», «Святогор».

Появление тяжелых многомоторных самолетов открывало новые возможности применения авиации. Повышение грузоподъемности, высоты и дальности полета повышало значение авиации как воздушного транспорта и замечательного боевого оружия.

Отличительными чертами русской научной мысли являются творческое дерзание, неутомимое рвение вперед, приводившее к новым превосходным открытиям. В Российской Федерации появилась и была осуществлена мысль создания самолета-истребителя, предназначенного для уничтожения самолетов соперника.

Первый в мире самолет-истребитель Первой Мировой РБВЗ-16 выстроен в Российской Федерации в январе 1915 г. на Русско-Балтийском заводе, на котором был ранее выстроен тяжелый воздушный корабль «Илья Муромец». По предложению известных русских летчиков А. В. Панкратьева, Г. В. Алехновича и др. несколько конструкторов завода создала особый самолет-истребитель для сопровождения «Муромцев» на протяжении боевых охраны и полётов баз бомбардировщиков от нападения соперника с воздуха.

Самолет РБВЗ-16 был вооружен синхронным пулеметом, стрелявшим через винт. В сентябре 1915 г. завод начал серийный выпуск истребителей.

В начале 1916 г. удачно прошел опробование новый истребитель РБВЗ-171.

Весной же 1916 г. несколько конструкторов Русско-Балтийского завода выпустила новый истребитель типа «Двухвостка». В одном из документов того времени сообщается:

«Постройка истребителя типа «Двухвостка» закончена. Аппарат данный, предварительно испытанный в полете, кроме этого отправляется в Псков, где кроме этого будет детально и всесторонне испытай»2.

В конце 1916 г. показался истребитель РБВЗ-20 отечественной конструкции, владевший высокой маневренностью и развивавший большую горизонтальную скорость у почвы 190 км/час. Известны кроме этого умелые истребители «Лебедь», выпущенные в 1915 — 1916 гг.

Еще перед войной и в годы войны конструктор Д. П. Григорович создал серию летающих лодок — морских разведчиков, бомбардировщиков и истребителей, заложив тем самым базы гидросамолетостроения. В то время ни в одной второй стране не было гидросамолетов, равных по своим летно-тактическим данным летающим лодкам Григоровича.

Создав тяжелый многомоторный самолет «Илья Муромец», конструкторы совершенствуют летно-тактические эти воздушного корабля, разрабатывая его новые модификации.

Удачно трудились русские конструкторы и над созданием аэронавигационных устройств, прицелов и приспособлений, помогавших осуществлять прицельное бомбометание с самолетов, и над качеством и формой авиационных бомб, продемонстрировавших превосходные по тому времени боевые особенности.

Русские ученые, трудившиеся в области авиациипод руководством Н. Е. Жуковским, собственной деятельностью оказывали огромную помощь юный русской авиации в годы Первой Мировой. В основанных Н. Е. Жуковским кружках и лабораториях велись научные работы, направленные на улучшение летно-тактических качеств самолетов, прочности вопросов конструкций и решение аэродинамики. Указания и рекомендации Жуковского помогали конструкторам и авиаторам в создании новых типов самолетов.

Новые конструкции самолетов проходили опробования в рас-четно-испытательном бюро, деятельность которого протекала под руководством Н. Е. Жуковского. Это бюро объединяло лучшие научные силы России, трудившиеся в области авиации.

Написанные во время Первой Мировой хорошие работы Н. Е. Жуковского по вихревой теории винта, динамике самолета, аэродинамическому расчету самолетов, бомбометанию и др. явились полезным вкладом в науку.

Не обращая внимания на то, что отечественные, конструкторы создали самолеты, превосходившие по своим качествам зарубежные, руководители военного и царское правительство ведомства пренебрежительно относились к трудам русских конструкторов, мешали освоению, использованию и массовому производству в военной авиации отечественных самолетов.

Так, самолетам «Илья Муромец», с которыми по летно-тактическим данным не имел возможности в то время равняться ни один самолет в мире, было нужно преодолеть много разных препятствий, пока они стали в боевые последовательности русской авиации. «Шеф авиации» князь Александр Михайлович предлагал прекратить выпуск «Муромцев», а деньги, ассигнованные на их сооружение, употребить на закупку аэропланов за рубежом. Стараниями влиятельных иностранных шпионов и рутинёров, пробравшихся в военное министерство царской России, исполнение заказа на производство «Муромцев» в первые же месяцы войны было приостановлено, и лишь под давлением неоспоримых фактов, свидетельствовавших о высоких боевых качествах воздушных судов, уже участвовавших в военных действиях, военное министерство было вынуждено согласиться на возобновление производства самолетов «Илья Муромец».

Но в условиях царской России выстроить самолет, кроме того очевидно превосходящий по своим качествам существующие самолеты, вовсе не означало открыть ему путь в атмосферу. В то время, когда самолет готовься , в воздействие вступала бюрократическая машина царского правительства.

Самолет начинали осматривать бессчётные комиссии, состав которых пестрел фамилиями чужестранцев, служивших у царского правительства и обычно делавших шпионскую работу в интересах зарубежных стран. Небольшой недочёт конструкции, что легко было устранить, вызывал злорадный вой о том, что самолет якобы вовсе никуда не годится, и гениальное предложение клали под спуд.

А спустя некое время где-нибудь за рубежом, в Англии, Америке либо во Франции, та же самая конструкция, выкраденная шпионами-чиновниками, оказалась уже под фамилией какого-либо зарубежного лжеавтора. Чужестранцы, применяя помощь царского правительства, бессовестно обкрадывали русский народ и русскую науку.

Очень показателен следующий факт. Гидросамолет М-9, сконструированный Д. П. Григоровичем, отличался высокими боевыми качествами. Правительства Англии и Франции по окончании последовательности бесплодных попыток создать собственные гидросамолеты в 1917 г. обратились к буржуазному временному правительству прося передать им чертежи гидросамолета М-9.

Временное правительство, послушное воле британских и французских капиталистов, с радостью пошло на предательство национальных заинтересованностей русского народа: чертежи были даны в распоряжение зарубежных стран, и по этим чертежам русского конструктора авиационные фабрики Англии, Франции, Италии, Америки продолжительное время строили гидросамолеты.

Экономическая отсталость страны, отсутствие авиационной индустрии, зависимость в снабжении моторами и самолётами от заграницы в первоначальный же год войны поставили русскую авиацию в сверхтяжелое положение. Перед войной, в начале 1914 г., военное министерство разместило на немногочисленных русских авиационных фабриках заказы на постройку 400 самолетов. Солидную же часть самолетов, необходимых материалов и моторов царское правительство рассчитывало взять за рубежом, заключив соответствующие соглашения с французским армейским промышленниками и ведомством.

Но, когда началась война, надежды царского правительства на помощь «союзников» лопнули. Некая часть закупленных моторов и материалов была конфискована Германией на пути к русской границе, а большинство моторов и материалов, предусмотренная соглашением, вовсе не была выслана «союзниками». В следствии из 400 самолетов, которых с нетерпением ожидали в авиационных частях, испытывавших острый недочёт в матчасти, к октябрю 1914 г. выяснилось вероятным продолжать постройку лишь 242 самолетов3.

В декабре 1914 т. «союзники» заявили о собственном ответов быстро уменьшить количество моторов и самолётов, отпускаемых России.

Известие об этом ответе привело к крайней тревоге в русском армейском министерстве: замысел снабжения моторами и самолётами частей армии срывался. «Новое ответ французского военного ведомства ставит нас в тяжелое положение», — писал глава главного военно-технического управления русскому армейскому агенту во Франции4.

Из заказанных во Франции в 1915 г. 586 моторов и 1730 самолётов было доставлено в Россию всего 250 моторов и 268 самолётов.. Кроме того, Франция и Англия сбывали в Россию устаревшие и моторы и изношенные самолёты, уже снятые с оружия во французской авиации. Известно много случаев, в то время, когда под свежей краской, покрывавшей отправленный самолет, обнаруживали французские опознавательные символы.

В особой справке «О состоянии аэропланов и моторов, приобретаемых из зарубежа», русское военное ведомство отмечало, что «официальные акты, свидетельствующие состояние аэропланов и моторов, прибывающих из зарубежа, говорят о том, что в большом числе случаев эти предметы приходят в неисправном виде… Заграничные фабрики высылают в Россию уже бывшие в потреблении двигатели и аппараты»5.

Так, расчеты царского правительства на получение от «союзников» матчасти для снабжения авиации проваливались. А война потребовала все новых и новых самолетов, моторов, авиационного оружия.

Исходя из этого главная тяжесть снабжения авиации материальной частью легла на плечи русских авиационных фабрик, каковые в силу собственной малочисленности, острого недочёта квалифицированных кадров, нехватки материалов очевидно были не в силах удовлетворить все потребности фронта в самолетах. и моторах. За время Первой Мировой русская армия взяла всего 3100 самолетов, из них 2250 с русских авиационных фабрик и около 900 из зарубежа.

Особенно губительно на развитии авиации выяснялся острый недочёт моторов. Ставка начальников армейского ведомства на ввоз моторов из зарубежа стала причиной тому, что в разгар боевых действий для большого количества самолетов, выстроенных на русских фабриках, не выяснилось моторов. Самолеты в армию направлялись без моторов.

Доходило до того, что в некоторых авиационных отрядах на 5 — 6 самолетов имелось всего 2 годных к эксплуатации мотора, каковые приходилось перед боевыми вылетами снимать с одних самолетов и переставлять на другие.

Царское правительство и его военное ведомство вынуждены были сами признать, что зависимость от заграницы поставила в очень тяжелое положение русские самолетостроительные фабрики. Так, заведующий организацией авиационного дела в армии в одной из собственных памятных записок писал:

«Недочёт моторов гибельно отразился на производительности аэропланных фабрик, поскольку расчет отечественного аэропланостроения был основан на своевременном снабжении заграничными моторами»6.

Кабальная зависимость экономики царской России от заграницы поставила русскую авиацию в годы Первой Мировой перед трагедией.

направляться указать, что на Русско-Балтийском заводе было удачно освоено производство отечественных моторов «Русбалт», которыми была оснащена большинство воздушных судов «Илья Муромец». Но царское правительство заказывало в Англии никуда не годные моторы «Санбим», то и дело отказывавшие в полете. О нехорошем качестве этих моторов красноречиво говорит выдержка из докладной записки управления дежурного генерала при Главковерхе:

«Только что прибывшие в эскадру 12 новых моторов «Санбим» были неисправными; имеется такие недостатки, как трещины в цилиндрах и перекосы шатунов»7.

Война потребовала постоянного улучшения матчасти авиации. Но обладатели авиационных фабрик, стараясь сбыть уже изготовленную продукцию, нехотя принимали к производству новые моторы и самолёты. Уместно привести таковой факт. Завод «Гном» в Москве, принадлежавший французскому акционерному обществу, производил устаревшие авиационные моторы «Гном».

Основное военно-техническое управление армейского министерства предложило дирекции завода перейти к производству более усовершенствованного ротативного мотора «Рон». Дирекция завода отказалась выполнить это требование и навязывала армейскому ведомству собственную устаревшую продукцию. Оказалось, что директор завода получил от правления акционерного общества в Париже тайное предписание — любыми средствами тормозить постройку новых моторов, дабы иметь возможность сбыть заготовленные много части к выпускавшимся заводом двигателям устаревшей конструкции.

В следствии отсталости царской России, ее зависимости от заграницы русская авиация на протяжении войны катастрофически отстала по количеству самолетов от вторых воюющих государств. Недостаточное количество авиационной техники было характерным явлением для русской авиации на всем протяжении войны. Недочёт моторов и самолётов срывал формирование новых авиационных частей.

10 октября 1914 г. основное управление главного штаба русской армии доносило на запрос о возможности организации новых авиационных отрядов: «…установлено, что летательные аппараты не смогут быть выстроены для новых отрядов ранее ноября либо декабря, поскольку все изготовляемые на данный момент идут на пополнение большой убыли аппаратов в существующих отрядах»8.

Многие авиационные отряды были вынуждены вести боевую работу на устаревших, изношенных самолетах, поскольку снабжение самолетами новых марок не было налажено. В одном из донесений главнокому армиями Западного фронта, датированном 12 января 1917 г., говорится: «На данный момент на фронте состоит 14 авиационных отрядов со 100 самолетами, но из них исправных аппаратов современных систем… лишь только 18»9.

К февралю 1917 г. на Северном фронте из положенных по штату 118 самолетов имелось всего 60, причем большая часть их была так изношена, что потребовала замены.

Обычной организации военных действий авиационных частей очень сильно мешала разнотипность самолетов. Насчитывалось много авиационных отрядов, где все имевшиеся самолеты были разных совокупностей. Это приводило к серьёзным затруднениям в их боевом применении, снабжении и ремонте запасными частями.

В «^Кратком курсе истории ВКП(б)» так характеризуется положение, в котором оказалась русская армия в Первой мировой: «У царской армии не хватало пушек, не хватало снарядов, не хватало кроме того ружей. Время от времени на трех солдат приходилась одна винтовка». Эта черта всецело относится и к состоянию русской .авиации на протяжении Первой Мировой.

В годы Первой Мировой русские авиаторы вели боевые действия в тяжёлых условиях. Острый недочёт матчасти, летных и технических кадров, косность и тупость царских генералов и сановников, на попечение которых были даны воздушные силы, задерживали развитие русской авиации, сужали размах и снижали результаты ее боевого применения.

И все же в этих тяжёлых условиях передовые русские авиаторы продемонстрировали себя храбрыми новаторами, решительно прокладывающими новые пути в боевой практике и теории авиации.

Русская авиация в первой мировой войнеРусские летчики в годы Первой Мировой совершили много славных дел, вошедших в историю авиации как броское свидетельство доблести, отваги, пытливого ума и большого воинского мастерства великого русского народа.

В начале Первой Мировой совершил собственный геройский подвиг не. Н. Нестеров — выдающийся русский летчик, основоположник высшего пилотажа. 26 августа 1914 г. Петр Николаевич Нестеров совершил первый в истории авиации воздушный бой, осуществив собственную идею применения самолета для истребления воздушного соперника.

Передовые русские авиаторы, продолжая дело Нестерова, создали истребительные отряды и заложили начальные базы их тактики. Особые авиационные отряды, имевшие собственной целью истребление воздушного соперника, раньше всего были организованы в Российской Федерации. Проект организации этих отрядов создали Е. Н. Крутень и другие передовые русские летчики.

Первые истребительные авиационные отряды в русской армии были организованы в 1915 г. Весной 1916 г. при всех армиях формируются истребительные авиационные отряды, а в августе того же года в русской авиации создаются фронтовые истребительные авиационные группы. В состав таковой группы входило пара истребительных авиационных отрядов.

С организацией истребительных групп стало возмможно сосредоточения истребительной авиации на самые важных участках фронта. В авиационных наставлениях тех лет указывалось, что целью борьбы с авиацией соперника «есть обеспечение собственному воздушному флоту свободы действий в воздухе и стеснение такой сопернику. Цель эта возможно достигнута постоянным преследованием неприятельских аппаратов для их истребления в воздушном бою, что есть основной задачей отрядов истребителей»10.

Летчики-истребители умело били неприятеля, все увеличивая количество сбитых неприятельских самолетов.

Известно много случаев, в то время, когда русские летчики вступали в воздушный бой один против трех либо четырех вражеских самолетов и выходили из этих неравных схваток победителями.

Испытав высокое боевое мастерство и отвагу русских истребителей, германские летчики старались уклоняться от воздушного боя. В одном из донесений 4-й боевой истребительной авиационной группы сообщалось:

«Увидено, что последнее время германские летчики, летая над собственной территорией, выжидают прохода отечественных охраняющих аппаратов и, в то время, когда они пройдут, пробуют пробраться на отечественную территорию. При приближении же отечественных самолетов скоро уходят в собственный размещение»11.

Русские летчики на протяжении войны упорно разрабатывали новые приемы воздушного боя, удачно используя их в собственной боевой практике. В этом отношении заслуживает внимания деятельность гениального летчика-истребителя Е. Н. Крутеня, пользовавшегося заслуженной славой отважного и умелого солдата. Лишь над размещением собственных армий Крутень за маленький срок сбил 6 самолетов; много летчиков соперника сбил он и при полетах за линию фронта.

Основываясь на боевом опыте лучших русских летчиков-истребителей, Крутень обосновал и создал идею парного построения боевого порядка истребителей, создал разнообразные приемы воздушного боя. Крутень много раз подчеркивал, что слагаемыми успеха в воздушном бою являются внезапность атаки, высота, скорость, маневр, осмотрительность летчика, открытие огня с предельно близкой дистанции, настойчивость, рвение во что бы то ни начало уничтожить неприятеля.

В русской авиации в первый раз в истории воздушного флота появилось особое соединение тяжелых бомбардировщиков — эскадра воздушных судов «Илья Муромец». Задачи эскадры были выяснены следующим образом: при помощи бомбометания разрушать упрочнения, сооружения, ЖД дороги, поражать обозы и резервы, функционировать по вражеским аэропортам, создавать фотографирование позиций и воздушную разведку и упрочнений соперника.

Эскадра воздушных судов, деятельно участвуя в военных действиях, наносила большой урон неприятелю собственными меткими бомбовыми ударами.

артиллерийские офицеры и Лётчики эскадры создали прицелы и приборы, существенно повысившие точность бомбометания. В донесении, датированном 16 июня 1916 г., указывалось: «Благодаря этим устройствам сейчас при боевой работе судов представилась полная возможность совершенно верно создавать бомбометание по намеченным целям, подходя к последним с любой стороны, не считаясь с направлением ветра, и этим затруднять пристрелку по судам зенитных орудий соперника»12.

Изобретателем ветрочета — прибора, разрешающего определять главные эти для прицельного аэронавигационных расчётов и сбрасывания бомб, — был А. Н. Журавченко, сейчас лауреат Сталинской премии, заслуженный техники и деятель науки, в годы Первой Мировой проходивший службу в эскадре воздушных судов.

Передовые русские авиаторы А. В. Панкратьев, Г. В. Алехнович, А. Н. Журавченко и др., основываясь на опыте военных действий эскадры, создали и обобщили ключевые принципы прицельного бомбометания, деятельно принимали участие предложениями и своими советами в создании новых модифицированных воздушных судов «Илья Муромец».

В осеннюю пору 1915 г. летчики эскадры начинают удачно проводить групповые налеты на серьёзные армейские объекты соперника. Известны очень успешные налеты «Муромцев» на города Тауэркальн и Фридрихсгоф, из-за которых бомбами были поражены вражеские армейские склады. Воины соперника, захваченные в плен через некое время по окончании налета русских самолетов на Тауэркальн, продемонстрировали, что бомбами были стёрты с лица земли склады с продовольствием и боеприпасами.

6 октября 1915 г. три воздушных корабля совершили групповой налет на ЖД станцию Митава и взорвали склады с горючим.

Русские самолеты удачно действовали группами и в одиночку по ЖД станциям, разрушая пути и станционные сооружения, поражая пулемётным огнём и бомбами воинские эшелоны немцев.

Оказывая громадную помощь наземным армиям, воздушные суда систематически наносили удары по резервам и укреплениям соперника, поражали пулемётным огнём и бомбами его артиллерийские батареи.

Летчики эскадры летали на исполнение боевых заданий не только днем, но и ночью. Ночные полеты «Муромцев» наносили сопернику громадной урон. В ночных полетах самолетовождение осуществлялось по устройствам.

Громадную помощь русским армиям оказывала воздушная разведка, проводимая эскадрой. В приказе по 7-й русской армии отмечалось, что «на протяжении воздушных разведок воздушным кораблем «Илья Муромец» 11 было произведено фотографирование позиций соперника под очень сильным артиллерийским огнем. Не обращая внимания на это, работа этого дня была удачно закончена, а на следующий сутки корабль снова вылетел для исполнения срочной задачи и превосходно выполнил ее.

Как и во все время нахождения воздушного корабля «Илья Муромец» 11 в составе армии, так и в оба эти полета фотографирование выполнено превосходно, донесения составлены очень обстоятельно и содержат вправду полезные эти»13.

«Муромцы» наносили большие утраты авиации соперника, уничтожая самолеты как на аэропортах, так и в воздушных битвах. В августе 1916 г. один из боевых отрядов эскадры удачно совершил пара групповых налетов на базу вражеских гидропланов недалеко от озера Ангерн.

Экипажи воздушных судов достигли громадного мастерства в отражении атак истребителей. Высокое боевое умение авиаторов и замечательное стрелковое оружие самолетов делали «Муромцев» малоуязвимыми в воздушном бою.

В битвах на протяжении Первой Мировой русские летчики создали начальные тактические приемы обороны бомбардировщика от нападения истребителей. Так, на протяжении групповых вылетов при атаке вражеских истребителей бомбардировщики принимали строй уступом, что помогал им поддерживать огнем друг друга.

Не будет преувеличением заявить, что русские воздушные суда «Илья Муромец», в большинстве случаев, выходили победителями из схваток с неприятельскими истребителями. За все время Первой Мировой сопернику удалось в воздушном бою сбить лишь один самолет типа «Илья Муромец» да и то вследствие того что у экипажа иссякли снаряды.

Бомбардирование живой силы соперника, ЖД сооружений, артиллерийских батарей и аэродромов деятельно вела и русская военный авиация. Проводившаяся перед налетами тщательная воздушная разведка помогала летчикам вовремя и метко наносить бомбовые удары по неприятелю. В числе многих вторых известен успешный ночной налет самолетов гренадерского и 28-го авиационных отрядов на ЖД станцию Циткемен и расположенный вблизи нее германский аэропорт.

Налету предшествовала тщательная разведка. Летчики скинули 39 бомб на заблаговременно намеченные объекты. Метко скинутые бомбы вызвали пожары и уничтожили ангары с пребывавшими в них вражескими самолетами.

С первых же дней войны русские авиаторы продемонстрировали себя отважными и умелыми воздушными разведчиками. В 1914 г. на протяжении восточно-прусской операции летчики авиационных отрядов 2-й русской армии методом тщательной воздушной разведки собрали информацию о размещении соперника перед фронтом отечественных армий. Проводя интенсивные разведывательные полеты, летчики неослабно смотрели за отступавшими под ударами русских армий немцами, снабжая штабы данными о сопернике.

Авиационная разведка вовремя предотвратила руководство 2-й армии об угрозе контрудара, сказав, что вражеские армии сосредоточиваются на флангах армии. Но посредственные царские генералы не воспользовались этими сведениями и не придали им значения. Пренебрежительное отношение к данным воздушной разведки было одной из многих обстоятельств того, что наступление на Восточную Пруссию провалилось.

Воздушная разведка сыграла большую роль в подготовке августовского наступления 1914 г. армий Юго-Западного фронта, из-за которого войска России разбили австро-венгерские армии, заняли Львов, крепость и Галич Перемышль. Совершая разведывательные полеты над территорией соперника, летчики систематически снабжали штабы сведениями об оборонительных рубежах и укреплениях неприятеля, о его путях и группировках отхода. Эти воздушной разведки помогали определять направление ударов русских «армий по неприятелю.

На протяжении осады крепости Перемышль по инициативе передовых русских летчиков использовалось фотографирование крепостных сооружений с воздуха. Кстати, направляться заявить, что и тут высшие чины царской армии показали косность и тупость. Представители высшего руководства авиации были в начале войны уверенными соперниками фотографирования с воздуха, считая, что оно не имеет возможности принести никаких результатов и есть «нестоящим занятием».

Но русские летчики, систематически проводившие успешные фоторазведки, опровергли эту точку зрения сановных рутинеров.

Брест-Литовский крепостной и 24-й авиационные отряды, действовавшие в составе армий, принимавших участие в осаде Перемышля, вели интенсивную воздушную фоторазведку крепости. Так, лишь за 18 ноября 1914 г. они сделали 14 снимков крепости и ее фортов. В донесении о работе авиации в ноябре 1914 г. указывается, что в следствии разведывательных полетов, сопровождавшихся фотографированием:

«1. Закончено подробное обследование юго-восточного района крепости.

2. Произведено обследование в инженерном отношении района, обращенного к Низанковицам, ввиду сведений штаба армии, что подготавливаются к набегу.

3. Выяснены фотоснимками снегового покрова места попадания отечественных снарядов, при

Российская авиация в период Первой Мировой войны : Russian Aviation in WWI

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: