Боевые действия авиации северного флота в великой отечественной войне на мурманском направлении

      Комментарии к записи Боевые действия авиации северного флота в великой отечественной войне на мурманском направлении отключены

Боевые действия авиации северного флота в великой отечественной войне на мурманском направлении

Утром 24 июня 1941 г. соперник порта бомбардировки и начал города Мурманск, основной базы флота Полярное, Териберки и других пунктов. Истребительная авиация Северного флота решительно отражала налеты соперника. Летчик-истребитель капитан Б. Ф. Сафонов в данный сутки сбил первый фашистский самолет.

Наступление с территории Финляндии началось на пара дней позднее, чем на вторых участках фронта. В 1 ч 50 мин 25 июня командующий Северным флотом получил приказ Наркома обороны на боевые действия по сосредоточению и аэродромам армий в приграничных районах Финляндии. 26 июня Финляндия официально объявила войну СССР. До этого боевые действия ограничивались обоюдными налетами авиации, а на сухопутном фронте с обеих сторон производилось только сосредоточение армий.

Создав большое превосходство в живой боевой технике и силе, 29 июня из района Петсамо соперник начал атаку.

По всему фронту на Севере развернулись упорные битвы. Авиация соперника оказывала активную помощь своим сухопутным армиям. В первоначальный сутки наступления до 40 германских самолетов подвергли бомбардировке советские армейские объекты на полуостровах Средний и Рыбачий, и транспортные суда и боевые корабли в губе и Мотовском заливе Кутовой.

Многочисленная несколько бомбардировщиков ударила по советским армиям недалеко от Титовки. Массированному налету, в котором приняло участие 24 самолета, подверглась батарея береговой обороны флота на полуострове Средний, осуществлявшая контроль вход в Петсамо. Советская 14-я стрелковая дивизия с боями отходила на восток.

На третий сутки наступления соперник вышел на побережье Мотовского залива недалеко от Титовки и губы Кутовой. Одна группировка немцев развернула на перешеек полуострова Средний, дабы захватить полуостров Рыбачий, вторая группировка двинулась на Мурманск. На грани захвата была основная база Северного флота Полярное.

Войска СССР на этом месте фронта нуждались в срочном подкреплении. Оказать помощь им имел возможность лишь Северный флот. Но флот не имел в собственном составе морской пехоты, которую возможно было бы направить на сухопутный фронт.

В данной критической обстановке на Мурманском направлении фронта в начале Июля на флоте началось формирование отрядов из моряков-добровольцев с подводных и надводных судов, экспертов береговой морской авиации и обороны, судоремонтников и строителей, курсантов учебных отрядов флота. За два дня от добровольцев поступило более десяти тысяч заявлений.

моряки и Армейцы-добровольцы стали непреодолимой преградой для соперника на рубеже реки Западная полуострова и Лица Средний. Боевая деятельность авиации Северного флота сосредоточилась в основном на уничтожении наземных армий соперника, рвавшихся к Мурманску. В первых числах Августа 1941 г. положение на сухопутном фронте стало стабильным, и до октября 1944 г. положение армий значительно не изменялось.

Наступил практически трехлетний период позиционной войны.

На авиацию Северного флота были возложены следующие задачи:

  • ведение воздушной разведки военно-морских баз, транспортов и кораблей на переходе морем и в базах, аэропортов и других объектов соперника;
  • прикрытие с воздуха военно-морских баз, портов, аэропортов, судов на переходе морем;
  • уничтожение самолетов бомбо-штурмовыми ударами на аэропортах соперника;
  • бомбардировочные удары по военно-портам и морским базам с целью уничтожения транспортов, кораблей ВМФ, разрушения портовых сооружений;
  • бомбардировочными, штурмовыми и торпедными ударами уничтожение кораблей ВМФ, транспортов в море с целью нарушения морских перевозок соперника;
  • помощь приморского фланга 14-й армии и высадки морских десантов в тылу соперника;
  • прикрытие с воздуха собственных внутренних и внешних морских коммуникаций.

В начале войны боевой состав авиации Северного флота не имел возможности полностью решать задачи.

Ситуация же на фронте не допускала промедления и потребовала экстренных активных действий на морском, и особенно на сухопутном, направлениях.

авиации и Командованию флота приходилось самым тщательным образом каждый день разбирать обстановку и решать самые важные задачи для ограниченного боевого состава авиации, временно откладывая другие, не меньше серьёзные. Лишь благодаря гибкости боевого управления и чрезмерному напряжению летного состава количественно и как следует не сильный авиация Северного флота справлялась с поставленными задачами.

В боевом составе авиации флота в начале войны были всего лишь одна бомбардировочная эскадрилья самолетов СБ и три истребительных. Авиация соперника благодаря близости ее базирования к линии фронта имела возможность оказаться совсем неожиданно, довольно часто налеты следовали друг за другом. В этих условиях не было времени на разработку боевой документации. Командующий лично руководил авиацией.

штабы и Штаб авиации авиационных полков, а время от времени и начальники этих полков оставались как бы в стороне.

С позиций правил требований и боевого управления по работе штабов вся совокупность управления авиацией в начале войны имела большое количество недочётов. Но скоро изменяющаяся боевая ситуация вынуждала делать отступления от требований документов, дабы наилучшим образом выполнить наиболее значимые задачи.

В будущем, по мере численного роста авиации флота, улучшения оборудования накопления военных опыта и театра действий, возросла роль начальников и командиров штабов в боевом управлении: они стали организаторами и полновластными руководителями военных действий соединений и частей.

Штаб авиации на любой массированный удар заблаговременно разрабатывал боевые документы, каковые высылались в авиационные соединения и части, а штабы частей и соединений, со своей стороны, разрабатывали документацию, на базе которой проводилась подготовка к боевым вылетам на удары по аэропортам, военно-морским базам и по объектам фронта.

Пара иным было положение с ударами по конвоям соперника на переходе морем и в портах разгрузки и погрузки транспортов. Такие удары проводились в условиях очень ограниченного времени.

В этих обстоятельствах от момента обнаружения отечественной разведкой конвоев соперника до момента вылета ударной авиации исчислялось время от 2 до 10 ч, исходя из этого все указания и боевые распоряжения по проведению и подготовке ударов отдавались штабом ВВС флота по прямому телефону, а в некоторых случаях командующий либо начальник штаба выезжал на аэропорт для личной постановки задачи соответствующим начальникам. Зная по опыту, что удары по конвоям проходили в ограниченно маленькое время, командующий ВВС держал нужное количество ударной авиации в готовности к немедленному вылету. Экипажи приобретали лишь место, скорость и курс перемещения конвоя соперника, а все нужные расчеты выполнялись в полете.

Штаб авиации флота на каждые месяц либо операцию составлял замысел боевого применения авиации флота, что утверждался командующим флотом либо командующим ВВС флота.

В частях и соединениях подготовка и организация к военным действиям проводились на основании боевых распоряжений либо предварительных распоряжений, в которых кроме этого указывались костюм сил, порядок взаимодействия и время вылета с другими авиационными и морскими соединениями. Помимо этого, разрабатывались указания по навигационному обеспечению указания и полётов по связи. В зависимости от характера цели определялись средства поражения, боевая нагрузка самолетов.

Указывались порядок сбора и взлёта группы самолетов, профиль и маршрут полета, и схема маневра при исполнении атаки.

В течение всей войны на Севере истребители прикрытия и ударная авиация, в большинстве случаев, базировались на одном аэропорте, что создавало благоприятные условия для совместного проигрыша и организации взаимодействия исполнения боевой задачи с ведущими групп самолетов либо со всем летным составом, участвующим в боевом вылете.

Начальники тактических групп ударной авиации и истребителей прикрытия были умелыми летчиками. Руководить неспециализированным боевым порядком назначался один из начальников ударной группы.

В первом периоде ВОВ главные силы всех родов авиации Северного флота употреблялись наравне с фронтовой авиацией для помощи армий на приморских направлениях.

Флотские истребители кроме основной собственной задачи (ПВО объектов флота) привлекались для прикрытия фронтовых объектов и осуществляли штурмовые действия по вражеским армиям. На морских направлениях велась воздушная разведка и решались задачи прикрытия баз морских коммуникаций и флота. Боевые действия на морских сообщениях соперника, удары по его базам, кораблям и портам в море носили ограниченный темперамент.

Авиация Северного флота в начале войны не имела сил для активных действий против морского соперника и смогла их начать лишь с поступлением на флот в 1942 г. торпедоносцев и бомбардировщиков.

Для осуществления главного своевременного замысла германского руководства в Заполярье — захват базы, аэропортов города Мурманска и Северного флота — северная группировка авиации соперника с первых же дней войны приступила к воздушной разведке и бомбоштурмовым действиям по советским портам, базам, аэропортам, по судам в море и в базах, и по армиям на сухопутном фронте. Соперник рассчитывал силами собственной авиации в первые же дни войны стереть с лица земли авиацию Северного флота, парализовать боевые суда и тем самым расчистить путь наступающим армиям на Мурманск и Полярное.

В первые дни войны немцы кроме того не пробовали использовать какие-то особенные тактические приемы, направленные на устранение противодействия морской авиации, по-видимому, вычисляли ее неспособной к отражению налетов. Бомбардировочные налеты на базы и порты проводились без истребительного прикрытия. В районе ударов использовались повторные заходы горизонтальных и

пикирующих бомбардировщиков. Этому содействовала и бездействие ПВО основной базы в первые дни войны.

Особенно характерен в этом отношении налет группы пикирующих бомбардировщиков соперника на основную базу флота Полярное 20 июля 1941 г. и потопление эскадренного миноносца «Стремительный». Девять пикирующих бомбардировщиков Ю-87 в течение 5 мин. звеньями с высоты 2000 м со стороны солнца входили в пикирование на суда, сбрасывая бомбы массой 250 и 500 кг. По окончании прямого попадания 500-килограммовой бомбы «Стремительный» разломился на две части и затонул.

Таковой легкий успех соперника был вероятным вследствие того что донесения и самолета-предварительный пролёт разведчика о приближении группы бомбардировщиков не насторожили ПВО основной базы. Воздушная тревога не была заявлена, а находившиеся сейчас в воздухе шесть истребителей и поднятые по тревоге еще девять истребителей охраняли над аэропортами «Ваенга-2» и Нечистая и на перехват бомбардировщиков соперника не были наведены.

Но такое положение на Северном флоте продолжалось недолго. зенитная артиллерия и Истребительная авиация ПВО Северного флота скоро учли допущенные неточности и поменяли примитивную тактику военных действий при отражении налетов вражеской авиации.

Весной 1942 г. соперник за счет пополнения сил авиации создал удачное для себя соотношение сил в воздухе, пробуя парализовать деятельность отечественного флота методом бомбардировочных ударов по Мурманску, аэродромам базирования и районам флота. Сопернику удалось в это время достигнуть некоторых удач, и это дало ему возможность активизировать собственную деятельность по союзным конвоям, но ему не удалось авиационными ударами вывести из строя аэродромы и советские базы, не смотря на то, что Мурманск был существенно уничтожен.

Отражение систематических налетов в первом периоде войны бомбардировочной авиации соперника на объекты основной базы потребовало громаднейшего напряжения всех средств ПВО и громаднейших затрат летного ресурса истребительной авиации. Лишь за первый год войны авиация соперника нанесла 125 ударов по Мурманску и более 200 — по армиям на сухопутном участке фронта. Помимо этого, налетам подвергались суда в основной базе, основные аэродромы и конвои.

Достаточно привести лишь один пример смелых действий летчиков-истребителей, чтобы выяснить, в каких условиях проходили воздушные битвы при отражении бомбардировочных налетов соперника.

15 сентября 1941 г. несколько самолетов в составе 47 истребителей и бомбардировщиков соперника произвела налет на объекты флота. На отражение налета вылетели семь самолетов И-16 и два МиГ-3 во главе с начальником эскадрильи капитаном Б. Ф. Сафоновым. Летчики-североморцы, не обращая внимания на более чем семикратный перевес в силах на стороне соперника, атаковали группу и сбили девять самолетов.

В этом воздушном бою отличились капитан Б. Ф. Сафонов, лейтенант Коваленко, лейтенант Сорокин, младший лейтенант Животовский и ефрейтор Семененко.

Несколько капитана Сафонова атаковала противника с различных направлений, чем ввела его в заблуждение довольно атакующих самолетов. Их появление так ошеломило начальника германской группы, что он панически сказал по радио: «Окружен советскими истребителями». Растерянность соперника содействовала успеху боя.

Но в первоначальный год войны далеко не всегда воздушные битвы проходили удачно. 2 июня 1942 г. несколько молодых летчиков на самолетах «Харрикейн» вступила в бой с истребителями Ме-109. Не учтя громадную вертикальную маневренность истребителей соперника, отечественные летчики вместо занятия удачного положения для атаки ограничились разворотом в горизонтальной плоскости.

Это стало причиной тому, что один истребитель соперника, энергично маневрируя, сбил три отечественных самолета.

Боевые действия Северного флота в годы войны ..

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: