Авиационное вооружение русской морской авиации в первую мировую войну

      Комментарии к записи Авиационное вооружение русской морской авиации в первую мировую войну отключены

Авиационное вооружение русской морской авиации в первую мировую войну

Пушка, установленная на носу летающей лодки

К началу Первой Мировой в отечественной морской авиации отсутствовали самолеты, а также гидросамолеты, на борту которых было бы установлено стрелково-пушечное оружие. Это разъяснялось как малым временем самолётов и пребывания гидросамолётов в составе российского военного флота, так и тем, что морское руководство видело в них в то время по большей части только дополнительное средство разведки – воздушную разведку.

К августу 1914 г. авиационное оружие1 имелось на нескольких четырехмоторных самолетах «Илья Муромец». На них устанавливались пулеметы типа «максим» либо «льюис» калибром 7,62 мм, имевшие скорострельность до 400 выстрелов в 60 секунд2. Один из таких самолетов к началу боевых действий состоял на вооружении морской авиации (на Балтийском флоте), но он не имел оружия.

Потом эта крылатая машина была стёрта с лица земли отечественными авиаторами в начале войны при оставлении Либавы.

Самые большие трансформации в авиационном оружии самолетов случились уже конкретно на протяжении войны, что разрешило существенно расширить боевые возможности морской авиации. На протяжении кампаний Первой Мировой самолеты морской авиации оснащались прицелами, пушками и пулемётами. К установкам авиационного оружия в то время относились: установки авиационного артиллерийского оружия (УААВ); держатели авиационных средств поражения и бомбосбрасыватели.

Авиационные пулеметы закреплялись на турельных установках, составлявших базу УААВ. Самолеты морской авиации снабжались держателями АСП инженера Шкульника, бомбодержателями балочного типа капитана В.В. Орановского и держателем инженера Л.Д.

Колпакова3. Посредством бомбосбрасывателей авиационные бомбы (АБ) освобождались от крепления, принимали вертикальное положение, а после этого сбрасывались вниз.

К авиационному артиллерийскому оружию (ААО) относились:

  • авиационные пушки;
  • авиационные пулеметы;
  • стрелковое оружие летчика (летного экипажа).

Русский изобретатель и лётчик В.В. Дыбовский

«Идея о оружии летательных аппаратов пушками в первый раз начала обсуждаться на флоте в середине 1915 года и, не смотря на то, что неприятность носила очень спорный темперамент, Морской Генштаб счел нужным инициировать проектирование автоматической либо полуавтоматической 37-мм пушки с уменьшенной, за счет длины отката, силой отдачи и громадными углами снижения и возвышения»4.

Были и другие предложения. К примеру, устанавливать на гидросамолеты японские 47-мм короткоствольные пушки. Но из-за солидных массо-габаритных черт от этого орудия было нужно отказаться. В итоге в августе 1916 г. были совершены первые опробования отечественных 37-мм пушек.

Опыты проводились на Балтийском флоте (в Ревеле), и результаты разрешили Морскому генштабу уже в сентябре окончательно решить о оружии морских самолетов 37-мм авиационной пушкой.

Согласно данным исследователя истории морской авиации А.О. Александрова, летом 1917 г. Балтийская воздушная дивизия располагала десятью 37-мм короткоствольными авиационными пушками, и столько же их имелось на Черном море5. В кампании 1917 г. пара гидроаэропланов М-9 Балтийского и Черноморского флотов были оснащены 37-мм авиационной пушкой.

Но до массового оснащения летательных аппаратов морской авиации авиационными пушками дело не дошло6.

Авиационные пулеметы начали устанавливаться на самолеты авиации флота лишь только со второй половины кампании 1915 г. В список этих пулеметов входили: отечественный – «максим», английские – «льюис Мк. 1» и «виккерс Мк. 1».

Стрелковое оружие в среде летчиков употреблялось в качестве главного до осени 1915 г. К нему относились револьвер «наган», пистолет «маузер», трехлинейный карабин Мосина и автоматическое ружье «мадсен».

Авиационными средствами поражения морской авиации периода Первой Мировой являлись:

  • авиационные бомбы;
  • снаряды ААО;
  • аэропланные стрелы.

Пулемет Максим установленный на гидроаэроплан

Авиабомбы в морской авиации показались раньше, чем в авиации русской армии. Главным клиентом авиационных снарядов для флота стал Морской технический комитет, а ведущим производителем – Севастопольские минные мастерские. Еще не была создана Эскадра воздушных судов7, а на Балтийском флоте уже летал поплавковый вариант самолета «Илья Муромец», для которого представитель минного отдела Главного управления кораблестроения капитан 1 ранга Н.Н.

Шрейбер создал бомбы массой 1, 5 и 12 пудов8. Действительно, скорая смерть единственного тяжелого поплавкового гидросамолета «Илья Муромец» «обрекла лежать крупнокалиберные бомбы “мертвым грузом”»9 на складах морского ведомства целых два года.

Мелкокалиберные авиабомбы стали применяться морской авиацией сначала войны – уже в кампанию 1914 г. Номенклатура авиационных бомб различалась по назначению. В отечественной морской авиации употреблялись фугасные, осколочные авиабомбы и авиационные бомбы особого назначения (зажигательные, ориентирно-сигнальные («дымки»)). В годы войны морской авиацией использовались АБ весом 1, 5, 8, 10, 20, 25 и 50 фунтов, 1, 2 и 5 пудов.

В качестве взрывчатого вещества в авиабомбах употреблялся тол, динамит, пикробензол, смесь динитробензола с пикриновой кислотой, тротил и мелинит. «Все авиабомбы отечественного производства снаряжались боевым зарядом в лабораториях морского ведомства. По принципу действия имевшиеся взрыватели возможно поделить на ударные (с подвижным либо неподвижным ударником), гидростатические, часовые (с замедлением) и комбинированные (ударно-гидростатические). Корпуса бомб изготовляли из жести, листового железа, чугуна а также из алюминия»10.

37-мм пушка Обуховского завода на гидросамолете М-9

К фугасным относились бомба капитана 1 ранга Н.Н. Шрейбера, авиационная бомба конструкции мастера Севастопольского порта Я. лейтенанта и Михайлова В.В. Утгофа, бомба капитана В.В. Орановского, гидростатическая (глубинная) бомба лейтенанта Л.И. Бошняка, бомба «двойного действия» фабрик «Динамо» и «Виганд», бомба «двойного действия» (каплевидная, с чугунной головной частью) капитана 1 ранга Н.Н.

Шрейбера.

Отечественной морской авиацией при ведении военных действий употреблялись осколочные бомбы капитана В.В. Орановского, шрапнельная бомба разработки Е.Б. Крыльцова и зажигательные бомбы штабс-капитана Л.А.

Липпинга и конструктора В.А. Слесарева, бомба полковника Яковлева, бомба «Аллимих» и зажигательная бомба английского производства «Бэби». Среди ориентирно-сигнальных средств авиации («дымков») употреблялись «дымки» совокупности Робанова, совокупности Файвишевича и «сигнальные огни» прапорщика светло синий11.

В качестве снарядов ААО употреблялись по большей части 7,62-, 7,63- и 7,7-мм патроны. Аэропланные стрелы, к каким относились изготовляемые в Кронштадте свинцовые и металлические стрелы («гвозди»), использовались морской авиацией в годы войны в весьма ограниченном количестве.

Не обращая внимания на отечественный приоритет в создании теории применения мин с гидроаэропланов, на протяжении войны особые авиационные мины в Российской Федерации созданы не были, и использование минного оружия с самолетов в русском армейском флоте не осуществлялось. Наряду с этим морское ведомство много раз поднимало вопрос о создании особого авиационного минного оружия, но решение вопроса в практическую плоскость переведено так и не было по обстоятельству отказа в финансировании этих работ.

Германия в этом вопросе в годы войны существенно продвинулась и имела настоящие практические удачи в деле освоения авиационных мин. «Летом 1917 года германские самолеты поставили минное заграждение в Рижском заливе. В Российской Федерации в то время существовали лишь проекты подобных систем. Возможно назвать, к примеру, проект якорной мины Ковалевского для беспарашютного сбрасывания с малых высот, предложенный в 1916 году»12.

В 1916 г. в Российской Федерации начали предприниматься попытки применять с морских самолетов торпедное оружие. Для данной цели была сконструирована и выстроена особая двухмоторная машина ГАСН, представлявшая собой первый в мире самолет-торпедоносец. На него возлагались доставка торпеды в заданную точку водной акватории и сброс ее в направлении вражеского корабля.

Первые испытательные полеты самолета ГАСН в августе 1917 г. выполнил лейтенант А.Е. Грузинов. В них был распознан последовательность конструктивно-производственных недочётов, каковые не разрешили довести эту крылатую машину «до ума» и поставить на вооружение морской авиации.

Купить боевой опыт торпедометания по вражеским целям отечественным авиаторам флота во время Первой Мировой не удалось.

В годы войны гидросамолёты и самолёты морской авиации оснащались и соответствующим оборудованием, к которому относились несложные навигационные устройства (компаса и т. д.), стрелковые прицелы, радиостанции. Что касается радиостанций, то их использование было единичным, и массового характера оснащение ими морских летательных аппаратов в годы войны не взяло. Стрелковые прицелы являлись одним из не сильный мест отечественного авиастроения.

В войну они прошли путь от примитивного механического прицела, через кольцевой механический, к оптическим телескопическим и коллиматорным прицелам13. В основном на эффективность воздушной стрельбы истребителя оказал влияние как раз коллиматорный прицел, разрешавший вести более прицельную стрельбу по самолетам соперника, чем остальные прицелы.

В конце 1915 г. лейтенант В.В. Дыбовский изобрел и изготовил уникальное приспособление для стрельбы из неподвижного пулемета через винт — синхронизатор. «Дабы согласовать количество производимых в 60 секунд пуль с числом оборотов винта, изобретатель установил на коленчатом валу двигателя кулачковые шайбы, каковые нажимали через совокупность передач на спусковой механизм пулемета в тот момент, в то время, когда лопасть винта уже проходила осевую линию канала пулемета»14. К сожалению, в отечественной морской авиации этот синхронизатор не употреблялся.

Так, в течении всей Первой Мировой происходило оснащение самолетов отечественной морской авиации установками авиационного оружия и авиационным артиллерийским оружием, и осуществлялось усовершенствование авиационных средств поражения.

Развитие авиационного оружия предопределило и появление в кампании 1917 г. в морской авиации России и двух родов авиации: разведывательно-бомбардировочной (РБА) и истребительной (ИА).

По состоянию на 1 декабря 1917 г. разведывательно-бомбардировочная авиация составляла 90,1 %, а истребительная авиация – 9,9 % от общего количества авиационного парка Балтийского и Черноморского флотов15.

В итоге проводимые в годы Первой Мировой мероприятия по приданию летательным аппаратам тяжелее воздуха российского военного флота функций ударного воздушного средства разрешили выяснить предстоящие возможности развития отечественной морской авиации как одного из главных родов сил ВМФ.

В.Л. Герасимов

Примечания:

  1. Авиационное оружие – совокупность установок авиационного оружия (УАВ), авиационного артиллерийского оружия (ААО) и авиационных средств поражения (АСП). [?]
  2. Дузь П.Д. авиации и История воздухоплавания в Российской Федерации (июль 1914 г. – октябрь 1917). 2-е изд., перераб. и доп. М., 1986. С. 130. [?]
  3. в том месте же. С. 153, 156. [?]
  4. Александров А.О. Первые пушки русской морской авиации // Цитадель. 1996. № 2. С. 79. [?]
  5. в том месте же. С. 82, 83. [?]
  6. Не считая 37-мм короткоствольной отечественной пушки, в морскую авиацию поступали авиапушки «Гочкис» и «Эрликон». [?]
  7. Эскадра воздушных судов – первое в мире авиационное соединение тяжелых бомбардировщиков. Создано в Российской Федерации 23 декабря 1914 г. в соответствии с «Положением об организации Эскадры воздушных судов “Илья Муромец”». [?]
  8. 1 пуд = 40 фунтов; 1 фунт = 0,409512 кг. [?]
  9. Пырьев Е.В., Резниченко С.Н. Бомбардировочное оружие авиации России 1912–1945 гг. М., 2001. С. 62, 63. [?]
  10. Александров А.О. Победы. Утраты… Задачи, подразделения, начальствующий состав, вооружение и летательные аппараты морской авиации и воздухоплавания России, и перечень потерь и побед с 1894-го по 1920 г. СПб., 2000. С. 115. [?]
  11. Пырьев Е.В., Резниченко С.Н. Указ. соч. С. 31, 108, 123, 125; Александров А.О. Победы. Утраты… С. 116, 117. [?]
  12. Егоров В., Котельников В. Первые отечественные авиационные мины // ФлотоМастер. 2003. № 5. С. 16. [?]
  13. Дузь П.Д. Указ. соч. С. 141, 142. [?]
  14. В том месте же. С. 134, 135. [?]
  15. Герасимов В.Л. История создания отечественной морской авиации (1910– 1917 гг.): Монография. Смоленск: РИЦ «Геростеп», 2007. С. 156. [?]

В небе над траншеями 1914 18

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: