Сталинградская мадонна

      Комментарии к записи Сталинградская мадонна отключены

В промерзшей землянке разбитого города живописец создал образ Божией матери. Людям, утратившим надежду, она несла Свет, Любовь и Жизнь.

Декабрь 1942-го от Рождества выдался снежным — метель мела над степью 14 дней и замела остовы сгоревших автомашин, танки со снесенными боеприпасами башнями, окоченевшие трупы обозных лошадей. Погибших товарищей старались предавать почва, осознавая, что на следующий день на их месте может оказаться любой. Сейчас же снег завалил солдатские могилы с наспех сколоченными крестами.

какое количество их? Счет в далеком прошлом уже шел на многие тысячи и правильное их число знал только Господь.

Сталинградская мадонна
Холодная зима 1942-го

Еще совсем сравнительно не так давно 16-я танковая дивизия была гордостью вермахта (ее танкисты первыми дошли до Волги)! И вот жалкие остатки ее были вынуждены окопаться на северных подступах к Сталинграду, отрезанные от остальных частей Ьеновательно потрепанной боями 6-й армии. Снарядов практически уже не осталось, было на исходе и продовольствие.

В стылых промерзших землянках не попадал зуб на зуб от холода, а на поверхности рвались боеприпасы и гуляла Смерть в предвкушении скорой поживы.

И настроение у жителей землянок-блиндажей, похожих на крысиные норы, было далеко не торжественным, и нервы взвинчены до предела. Любое неосторожное слово угрожало вылиться в ссору с последствиями. Недавний бауэр Хайнц рассматривает, как будто бы в первый раз видит, пряжку собственного ремня.

На ней отчеканено: «Gott mit uns». Слова эти Хайнц повторяет неоднократно и не два — как заклинание, позже шепот его переходит в истерическое:

«Всевышний, Всевышний, что-то я его тут до сих пор не встретил. В эти края он, видно, не заглядывает…»

«Эй, заткнись! Всевышнего никакого нет, а фюрер извлечёт нас из этого, он слово дал»,

— это фашист Георг подает голос. Наряду с этим он показывает на висящий в землянке плакат:

«Drum haltet aus, der Fiihrer haut uns raus!»

Красочные эти плакаты вместе с агитационными брошюрами сравнительно не так давно доставил ко мне прорвавшийся через кольцо окружения «Юнкерс».

«Лучше бы они отправили патроны либо чего-нибудь пожрать»,

— читалось тогда на лицах многих, но все промолчали. Но на данный момент некоторых как будто бы прорывает.

«Заткнись ты сам! Это твой фюрер загнал нас ко мне, и сейчас мы окончательно останемся тут в этих русских снегах, а я желаю к себе!»

— это уже кричит Макс, про которого все знают, что фотографию сравнительно не так давно появившихся близнецов он носит в нагрудном кармане.

«Тихо, парни! А Всевышний уж совершенно верно имеется! Не может быть, дабы не было…», —

внушительная фигура фельдфебеля Карла делается между разгоряченными мужчинами.

Подвешенный к потолку фонарь «летучая мышь» освещает осунувшиеся, в далеком прошлом небритые лица. А где-то наверху, в ночной темени тоскливо воет ветер и метет метель.

Сейчас в соседнем отсеке рисует, вернее, пробует рисовать человек в очках. У него нет красок, нет карандашей. Кусочек древесного угля то и дело выпадает из озябшей руки.

Нет и холста — его роль делает случайно отысканный обрывок советской географической карты размером 95×115 см. Вот на обратной ее стороне и появляется рисунок-картина, на которой сидящая дама (Божия матерь) прижимает к себе и укрывает своим широким платком младенца Иисуса Христа. Голова матери склонена к головке ребенка, глаза закрыты.

Рисуя Мадонну с младенцем, человек в очках радуется своим мыслям. Если бы кто-нибудь встретился с ним сейчас, то имел возможность бы поразмыслить, что он сошел с ума (на войне не такое уж и редкое явление). Но нет, живописец в здравом уме.

Его кличут Курт Ройбер (Kurt Reuber).

Высокая миссия Курта Ройбера

Пожалуй, не произойди война, он стал бы философом современности и выдающимся теологом, таким, как Альберт Швейцер (с ним у Ройбера были родные дружеские отношения). Так так как, известно, пути Господни неисповедимы.

Курт Ройбер появился в 1906 году в семье верующих своих родителей в Касселе. По окончании окончания гимназии изучал теологию в университетах Тюбингена и Марбурга (получил степень доктора теологии в 1933-м) и медицину в университете Геттингена (защитил докторскую во второй половине 30-ых годов XX века). С этого времени сутки врача Ройбера разделен: полдня он трудится в клинике, полдня посвящает церкви — просматривает проповеди.

У Ройбера имелись все предпосылки чтобы стать большим ученым, но во второй половине 30-ых годов двадцатого века его призвали в армию. Сомнений нет, он имел возможность бы свободно уклониться, тем более что недочёта в заманчивых предложениях у него не было. Не стал.

На первый взгляд, это может показаться необычным, поскольку Ройбер разделял пацифистские взоры Швейцера. Вероятнее, он посчитал своим назначением пребывать в той сугубо безбожной атеистической среде, каковой являлась гитлеровская армия, — Курт Ройбер был идеалистом. Вот так и стал он нести работу в санитарных поездах и госпиталях в Румынии, Болгарии, Греции. Был сам ранен.

Как мы знаем, что на оккупированной территории СССР он в качестве доктора обслуживал и местных обитателей -знакомился с ними, оказывал медпомощь. И вдобавок в Российской Федерации Курт Ройбер рисовал дам, стариков, детей.

«Каждое лицо было для него прозрачным…» —

сообщит позже его супруга, до которой дошло свыше сотни созданных Ройбером портретов обитателей России. В письмах жене живописец с удивлением информировал, как горячо молились простые русские обитатели в перевоплощённом в руины Сталинграде. А он делал собственный дело — резал, колол и зашивал во спасение тел людских.

В один момент проповедуя Слово Божие — во спасение душ их.

Рождественский свет в котле окружения

К Рождеству картина готовься . В обед уже стали петь «Oh du Frohliche» и «Es ist ein Ros entsprungen». В основной землянке накрыли торжественный стол — сухари, спирт, нашлось кроме того пара банок консервов.

В снарядной гильзе стояла еловая ветка. А все взоры присутствующих, были прикованы к ней, изображенной на картине — заступнице и защитнице. По краям картины были написаны уже основательно подзабытые слова: «LIСНТ. LEBEN.

LIEBE».

У кого-то по щекам текли слезы, а кто-то негромко молился. И внезапно присутствующих тут охватило давным-давно забытое яркое чувство. Как в далеком детстве…

Но торжественное настроение продолжалось недолго: совсем рядом разорвались четыре боеприпаса. Доктор Рой-оер срочно ринулся из землянки и нашёл четырех раненых и одного убитого — пятнадцать минут назад данный солдат стоял рядом с ним и пел «StilIe Nacnt»…

Дева Мария Примирения

Из 300 тысяч появлявшихся в окружении воинов 6-й армии в плен попали 90 тысяч. Среди них был и военврач Курт Ройбер. И лишь шести тысячам из всех удалось возвратиться к себе многие годы спустя. Роибера среди них не было. Врач погиб от тифа 20 января 1944 года в Елабуге — в лагере НКВД №97.

Он заразился при лечении больных, таких же военнопленных, каким был и он сам.

Место его захоронения неизвестно. Но сохранилась нарисованная им картина — ее назвали «Madonna von Stalingrad» («Сталинградская Мадонна»). Так оказалось, что в первых числах Января 1943-го через заградительный пламя советских зениток из кольца окружения вылетел последний самолет люфтваффе — на его борту в руках раненого полковника пребывала и «Сталинградская Мадонна».

Землянка, в которой был создан и некое время был данный рисунок, спустя семь дней была стёрта с лица земли прямым попаданием бомбы.

Позже картина хранилась в семье Курта Ройбера — как память, а в первой половине 80-ых годов XX века сын доктора передал ее в публичное пользование. Сейчас оригинал возможно видеть в берлинской мемориальной церкви Кайзера Вильгельма (Kaiser-Wimelm-Gedachtniskirche). Она находится в историческом центре города, так что при случае не проходите мимо! Имеется и более двух десятков копий Мадонны в различных городах Германии, Австрии, Англии.

Одна хранится в католическом храме Сталинграда и почитается как икона Дева Мария Примирения.

Картина напоминает сейчас живущим об кошмарах войны, каковые было нужно пережить сражавшимся под Сталинградом. О Тождестве в промерзшей землянке. О Рождестве в хлеву далекого Вифлеема.

В первой половине 90-ых годов XX века картину освятили церковные иерархи трех городов Европы, очень сильно пострадавших на протяжении Второй мировой: епископ из Берлина, епископ Вольский и Саратовский и настоятель англиканского собора в Ковентри.

Многие из тех, кому довелось видеть Сталинградскую Мадонну воочию, уверяют, что от картины данной, которая признана канонической иконой, исходит воистину чудодейственная энергия. Мне также так показалось…

источник: Сергей НЕЧИПОРЕНКО «Сталинградская Мадонна» Контакт-шанс №1 • 23.12.-29.12.2013

Stalingrad Madonna (English subtitles)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Новые российские

    Как изменилась жизнь Крымского полуострова по окончании его вхождения в состав РФ. Легким данный переходный период для жителеи полуострова не назовешь….

  • История карфагена. часть viii — ганнибал у ворот

    Хорошего времени дней, коллеги. Публикую серию статей об истории Карфагена, и сейчас обращение отправится о начальном периоде Второй Пунической войны и…

  • Борис ляпунов «мечте навстречу» часть 5

    В Университете межпланетных сообщений среди множества строений имеется одно, о котором стоит поведать раздельно. Целый университет трудится для будущего:…

  • Маленькая американская штучка… (часть2) на вырост!

    Потерпев неудачу с Т-22, КБ 174-го танкового з-да им. Ворошилова поняло, что сделать хороший танк на чрезмерно лёгком шасси и заведомо не сильный…

  • Айхштеттское чудо

    Сравнительно не так давно на аукционе Christie s реализовали книгу о растениях Hortus Eystettensis за 2,31 млн. евро! Она была издана в Баварии в 1613…

  • Те, кто изменил нас

    То, что сейчас само собой очевидно, днем ранее смотрелось чудесным образом. Мы выбрали 10 человек, каковые перевернули отечественные представления о…