Авиация в битве за францию. прорыв у седана

      Комментарии к записи Авиация в битве за францию. прорыв у седана отключены

Авиация в битве за францию. прорыв у седана

13 мая 1940 года вермахт начал прорыв у Седана, в конечном счете приведший к окружению под Дюнкерком северной группировки союзнических армий. Сейчас французская истребительная авиация подошла ослабленной утратами прошлых дней: за 10– 12 мая лишь в воздушных битвах было утрачено 46 истребителей, в т.ч. 27 Моран-Солнье MS.406 (фактически целая несколько), 12 Кертис Н.75 и 7 Блох МВ.152.

Поставки же самолетов из резерва вместо потерянных неоправданно задерживались. Исходя из этого, скажем, из групп, вооруженных «хоуками», 13 мая над Седаном деятельно действовала только GC I/5. И сделала она все, что имела возможность.

Примерно в восемь часов утра девятка «кертиссов» 2-й эскадрильи нападала шесть германских бомбардировщиков Хейнкель He-111 из эскадры KG 55. Лейтенант Мишель Доран и су-лейтенант Мишель Парнье сбили одного «бомбера», а следом за ним совместно с лейтенантом Томасом Выбиралом (чехом, совершавшим собственный первый боевой вылет) – и вторую вражескую машину. Значительно тяжелее было нужно звену 1-й эскадрильи, показавшемуся над полем боя около 10:00.

Оно столкнулось с «мессершмиттами» из II/JG 53 и вынуждено было вести бой в условиях пятикратного численного превосходства соперника. Лишь лейтенант Эдмон Марин ле Месле смог сбить одного «мессера». Со своей стороны, германским истребителям удалось поджечь «Хоук» чеха лейтенанта Адольфа Враны, и тому было нужно совершать парашютные прыжки.

Французский истребитель Девуатин D.520 из группы GC I/3, май 1940 г.

Тяжелый воздушный бой совершила вечером несколько GC II/2. Около 16:00 большинство её самолетов взлетела для отражения налета вражеских бомбардировщиков, а в 16:40 поступило сообщение о приближении ещё одной группы самолетов с тёмными крестами на крыльях. Два звена «моранов» срочно поднялись в воздух.

Первое управлял начальник группы Жан Бертран (ведомые – лейтенант Тортра и сержант Делизе), второе – капитан де Грайль (ведомые – сержант Брейтенштейн и аджюдан Реноди). У Мериве французы встретили 30 Bf-110, шедших в строю звеньев. Любой пилот нападал одного «Мессершмитта», но сразу же становился целью для других.

Брейтенштейн успел сбить два Bf-110 перед тем, как сам должен был сажать поврежденную машину в поле у Монкорне. Реноди, увлекшись видом горящего «мессера», устремившегося к почва по окончании его атаки, был сбит. Де Грайль, повредив одного Bf-110, был сбит вторым – его «Моран» упал в центре местечка Ренови. Бертран в начале схватки был забран в «клещи» шестью соперниками.

Он сумел подбить одного из них, увернуться от двух атак позади, но третья достигла цели – пули попали в кабину и мотор. Бертран направил подбитый «Моран» на одного из соперников, ударив его в фюзеляж. Обе автомобили упали на землю… В общем итоге в том бою GC II/2 сбила шесть самолетов соперника, но и сама лишилась трех пилотов.

13 мая одержали собственные первые победы «девуатины» D.520. Вступившая в бой на этих самолетах несколько GC I/3 в тот сутки записала на собственный счет четыре сбитых вражеских самолета, а также три ближних разведчика Люфтваффе Хеншель Hs-126. Одного из них стёр с лица земли аджюдан-шеф Бурбон, два вторых стали добычей трехсамолетных звеньев.

Но люфтваффе этих утрат «не увидело» – в официальных документах сбитые «хеншели» не фигурируют. Четвертая победа кроме этого была вызывающей большие сомнения – два пилота заявили об уничтожении «Хейнкеля». На деле же бомбардировщик He-111Р из состава II/KG 55, не смотря на то, что и взял повреждения и совершил вынужденную посадку, потом был отремонтирован и возвращен в строй.

Начальник группы GC III/7 майор Клемон на фоне собственного истребителя MS.406

На следующий сутки несколько GC I/3 с самого утра высылала к Седану собственные воздушные патрули. Уже в 6:30 отметился будущий ас Марсель Альбер, сбивший Дорнье Do-17. По окончании 9 утра несколько записала на собственный счет ещё четыре сбитых самолета – Do-17, He-111 и два Bf-109. Действительно, вероятнее, бомбардировщики были лишь повреждены. А вот два Bf-109E-1 из группы I/JG 2 вправду стали жертвами «девуатинов», а их пилоты вынуждены были спасаться с парашютами. Авторами этих побед стали сержант де Салаберри и аджюдан Октав.

В том же бою понесла утраты и GC I/3 – «мессеры» сбили самолет аджюдана Карье (пилот погиб). Позднее в схватке с Bf-110 из отряда 5./ZG 76 взял повреждения D.520 капитана Сале. По окончании вынужденной посадки машину списали.

Около 13:30 патруль GC I/3 атаковал строй отряда 8./KG 51, именно перевооружался с «хейнкелей» на «юнкерсы». Французы заявили одну победу, но в действительности немцы лишились двух автомобилей – He-111Н и Юнкерс Ju-88A. Но оборонительным огнем был сбит самолет су-лейтенанта Люсьена Потье (именно он по французским данным одержал в том бою единственную победу).

Спускавшийся на парашюте пилот был убит огнем с почвы, причем французским – «девуатины» вели бой над собственными армиями… Ещё один D.520, взявший повреждения, было нужно списать по окончании вынужденной посадки. Под занавес, около 18:15, пилоты GC I/3 совершили бой с двухмоторными истребителями из III/ZG 26, записав на собственный счет четыре точных и одну возможную победы. Но германские эти никого из них не подтверждают.

С самого утра 14 мая над Седаном трудились МВ.152. В 7:00 мая 27 «блохов» из GC I/1, GC II/10 и GC III/10 были выделены для обеспечения воздушного прикрытия атаки бронетанковой дивизии в районе Мобеж-Шарлеруа. Их пилоты сбили два Do-17 и четыре Bf-109 подтвержденно, а ещё один Bf 109 – возможно (все победы – на счету девятки, выделенной группой GC III/10).

Но наряду с этим один французский пилот погиб, четверо было ранено, шесть МB.152 сбито и один поврежден. В второй схватке утром того же дня шесть «блохов» из GC I/1 над Динаном перехватили 18 «церштереров» Bf-110. Не обращая внимания на численное превосходство соперника, французы сражались в полной мере достойно, сбив три вражеских самолета (победы записали капитану Гарде и сержант-шефам Дюбосу и Старку). «Мессерам», со своей стороны, удалось подбить самолет лейтенанта Шмидта.

Тот сумел посадить машину «на брюхо» и пешком возвратиться в часть.

Подбитый французский Блох MB.152 из GC II/1

не меньше деятельно действовали над Седаном 14 мая и «хоуки». Несколько GC II/4 вынуждена была покинуть собственный ветхий аэропорт Ксаффевильер, неизменно подвергавшийся штурмовым ударам авиации соперника, из-за которых было стёрто с лица земли шесть Н.75, и передислоцироваться в Орконте. Утром, ещё со ветхой базы, она выслала 15 «хоков» к Седану. Французским пилотам было нужно сражаться в условиях подавляющего превосходства соперника в воздухе.

Побед они не добились. В принципе, в таковой обстановке можно считать успехом уже то, что личные утраты составили лишь одного пилота – лейтенанта Тимотеуша Хамсика (чеха). Опоздала несколько освоиться в Орконте, как снова поступила команда на взлет.

Около 18:00 девятка «хоков» встретила в воздухе полтора десятка Bf-110. Су-лейтенант Рене Рубин сбил одного из них. Второй участник боя, су-лейтенант Жильбе Кюни, был ранен и должен был сажать свой автомобиль на занятой соперником территории.

Сутки 14 мая стал самые «урожайным» для французских истребителей за целый период битвы за Францию – они сбили 46 германских самолетов. Действительно, в случае если сравнивать с первыми днями блицкрига, в глаза кидается одна ответственная подробность: 10–13 мая в перечне побед преобладали бомбардировщики, а 14-го – 26 сбитых самолетов принадлежало к истребителям Bf-109 и Bf-110. Подобная картина прослеживается и в последующие дни.

И обстоятельство тут вовсе не в превосходстве французских истребителей: попросту, их германские визави добросовестно делали собственную работу, не подпуская вражеские истребители к собственным бомбардировщикам. А те методично «утюжили» французские наземные части, прокладывая путь танковым клиньям… Да и личные утраты французов в воздушных битвах 14 мая были рекордными: 28 самолетов, причем более половины среди них (16 единиц) составили МВ.152. Не считая них, сбили семь «моранов», два «девуатина» и три «кертисса».

В следствии напряженной боевой работы утром 15 мая в группе GC II/4 осталось лишь семь исправных «хоков». Около 11:00 все боеспособные самолеты группы вылетели для отражения налета на Реймс. На подходах к закрываемому объекту была встречена девятка Do-17 из III/KG 2, сопровождаемая шестью Bf-109E из эскадры JG 52.

С первого же захода французские пилоты (а среди них было сходу шесть будущих асов) подбили один «дорнье», заставив остальных скинуть бомбы перед целью. Затем завязалась «собачья свалка» с «мессерами» эскорта. Су-лейтенанты Камилль Плюбо, Жорж Баптизе и аджюдан Жорж Тессеро сбили собственных соперников, а четвертого Bf-109 общими усилиями послали на землю капитан Реги Гюэ и сержант-шеф Антуан Касеноб.

Седьмой участник боя, Винкотт, должен был покинуть поле сражения из-за повреждения его самолета. На обратном пути Гюэ и Касеоб совместно с Плюбо поставили завершающий штрих, сбив некстати подвернувшийся разведчик Hs-126. По большому счету, «хеншели» считались достаточно тяжёлыми целями, увертливыми и живучими.

И в случае если «моранам», «девуатинам» и «блохам» шансов на победу прибавляло их пушечное оружие, то «кертиссы» с их пулеметами винтовочного калибра довольно часто были бессильными против Hs-126. Так, 15 мая потребовались консолидированные силы семи самолетов GC I/5, дабы сбить единственного разведчика!

Но пушечное оружие «моранов» мало помогало в схватках с «мессершмиттами» – так как Bf-109E превосходил MS.406 в скорости на 50–80 км/ч. Вот и случались обстановке, как с девяткой самолетов GC III/7, перехваченной 15 мая отрядом Bf-109 над Мезьером, в то время, когда, согласно свидетельствам очевидцев, «мораны» напоминали неповоротливые фургоны переселенцев на Диком Западе, атакуемые со всех сторон верткими «индейцами»-«мессерами». В итоге, на базу возвратились лишь четыре MS.406, остальные пять были сбиты.

Погибли два пилота, двое были ранены, а ещё один пропал без вести.

Не многим действеннее действовали D.520 группы GC I/3, остававшейся до тех пор пока единственной, сражавшейся в то время на самолетах этого типа. Утром 15 мая её пилоты доложили трех победах над Do-17 (две записал на собственный счет капитан ЖД и одну – су-лейтенант Тьерри).

На деле же один Do 17Z 8./KG 2 разбился при вынужденной посадке, а ещё две автомобили из отряда 5./KG 77, хоть и взяли повреждения, но дотянули до собственного аэропорта и потом возвратились в строй – чего не сообщишь о трех поврежденных огнем бортстрелков «девуатинах». Не смотря на то, что их пилотам удалось посадить собственные автомобили в поле, но из-за стремительного продвижения наземных частей вермахта эвакуировать их опоздали.

В довершение всего, сопровождавшие «бомберов» Bf 110 сбили су-лейтенанта Тьерри, чья машина сгорела по окончании вынужденной посадки, а ещё два D.520 возвратились на собственный аэропорт с повреждениями, взятыми в сражении с «церштерерами». Так группе GC I/3 был нанесен тяжелый удар, но она все ещё сохраняла боеготовность. В 8:50 пилоты «девуатинов» записали на собственный счет одного Bf-110 и одного He-111 (но эти победы не подтверждаются германскими данными).

Около 14 часов самолеты GC I/3, вылетевшие на прикрытие разведчика «Потэз» Р.63.11 совершили тяжелейший бой против «мессершмиттов» группы I/JG 77. Германские летчики заявили об уничтожении шести вражеских истребителей, причем они были весьма близки к истине: французы лишились пяти «девуатинов». Погибли сержанты Беллефин и Ригалло, аджюдан Комбетт, взявший важные ожоги, смог выпрыгнуть из горящей автомобили с парашютом.

Ещё два D.520, совершивших вынужденные посадки на территории Бельгии, было нужно кинуть. Со своей стороны, аджюдан Октав записал на собственный счет одну точную и одну возможную победу, сержант Барберри – одну точную. На деле же немцы лишились одного Bf-109E (пилотировавший его унтер-офицер Клёппер спасся с парашютом), а ещё один самолет был поврежден.

Фото истребителя Bloch MB.152

Утром 16 мая аэропорт Вез-Туси, где дислоцировалась GC I/3, подвергся налету группы He-111, стёрших с лица земли два D.520 и повредивших ещё пара автомобилей. В тот же сутки GC I/3 вынуждена была покинуть данный аэропорт, почему было нужно сжечь девять поврежденных «девуатинов». Так, за два дня несколько лишилась двух десятков самолетов, и по окончании передислокации в Мо-Эсбли примерно половину месяца восстанавливала боеготовность, делая только эпизодические боевые вылеты.

Несколько GC I/4, действовавшая на севере, у Дюнкерка, кроме этого несла утраты. 17 мая девятка самолетов её 1-й эскадрильи была неожиданно атакована «мессершмиттами». Два «кертисса» сразу же были подожжено, а их пилоты – лейтенант Жан-Луи Хиршауэр и сержант Давид Бомпе – не обращая внимания на полученные ранения сумели спастись с парашютами.

В завязавшемся маневренном воздушном бою французы отыгрались – сержант Жюль Жуар, аджюдан Жан Отелье и лейтенант Эдмон Гиллом сбили по одному Bf-109. Затем боя комэск Хиршауэр попал в больницу, а начальником 1-й эскадрильи (третьим за восемь дней!) прописали Гиллома. Данный 36-летний резервист, предпочитавший ветхий четырехпулеметный Н.75А-1 более новым автомобилям с шестью пулеметами, стал потом единственным асом группы GC I/4.

Кроме этого не легко приходилось и группам, вооруженным МВ.152. 17 мая на сопровождение дюжины бомбардировщиков LeO.451, вылетевших для удара по германским колоннам в окрестностях Трелона, отправился 21 МВ.152 из групп GC II/10 (15 автомобилей) и GC III/10 (шесть). В воздушном бою с бессчётными германскими истребителями «блохи» записали на собственный счет по одному Bf-109 и Bf-110, сбитых точно, и ещё один «сто десятый» – предположительно. Но за это было нужно заплатить семеркой МВ.152 и четырьмя LeO.451.

Всего же в тот сутки было сбито 10 МВ.152, и к вечеру 17 мая в группах «блохов», действовавших на фронте, оставалось от трети до половины штатного состава (GC I/1 – 13 автомобилей, GC II/1 – 10, GC II/10 – 14, GC III/10 и GC I/8 – по семь). Мало улучшило обстановку прибытие на фронт свежей группы GC II/9. Эта часть, ранее дислоцировавшаяся в Оране (Алжир), по окончании начала германского наступления была переброшена в Мариньян. Собственные ветхие самолеты MS.406 несколько оставила в Алжире, а 12 мая взяла 30 новеньких МВ.152.

По окончании семь дней интенсивных тренировок, 19 мая она прибыла в Бюк, войдя в состав Северной территории воздушных операций. А 21 мая приступила к боевой работе с аэропорта Берц-Булланси несколько GC II/3, вооруженная D.520.

17 мая на фронт прибыла новая истребительная часть – несколько GC I/145. Формирование данной части, укомплектованной польскими пилотами, началось в феврале 1940 г., а на её оружие поступили легкие истребители «Кодрон» CR.714. Наряду с этим, не смотря на то, что во Франции пребывали 160 истребителей «Моран-Солнье» MS.406C1, оплаченных польским правительством, но не успевших попасть по назначению, французские власти не торопились передавать их полякам, сохраняя надежду «пристроить» появлявшиеся ненужными «кодроны».

Начало «блицкрига» на Западе застало группу GC I/145 в Лионе. 17 мая её перебросили в район Парижа, на аэропорт Виллакублэ. Польская часть была включёна в состав 23-го истребительного групамента, но боевой ценности не воображала ввиду наличия всего трех самолетов. К 21 мая состав GC I/145 удалось довести до 22 «Кодронов», но легкие истребители не пользовались популярностью среди пилотов – CR.714C1 преследовали неполадки двигателей, шасси, механизма трансформации шага винта и многих вторых узлов.

Все это авиаторы высказали министру авиации Франции Ги де Шамбру, посетившему часть 25 мая. Результатом стало распоряжение о запрете полетов на CR.714C1, не имевшее, но, никакого значения – взять более идеальные истребители было нереально, а исполнение боевых заданий никто не отменял. За период нахождения в Виллакублэ пилоты GC I/145 выполнили 23 боевых вылета – в основном, в целях ПВО ближайших окрестностей и самого аэродрома.

Довольно спокойными первенствовали дни блицкрига для эскадрилий ночных истребителей – вопреки ожиданиям, люфтваффе не предпринимало попыток массированных ночных налетов на столицу Франции. Исходя из этого Р.631 постарались перевести на исполнение вторых задач. 17 мая 24 «потэза» из четырех ночных истребительных эскадрилий отправились на штурмовку вражеских колонн.

И не смотря на то, что истребители люфтваффе в том вылете не повстречались, два Р.631 были сбиты зенитками, а ещё четыре, взявшие повреждения, совершили вынужденные посадки. В общем же, из частей, вооруженных двухмоторными истребителями, самый удачно действовала флотилия морской авиации F1C, базировавшаяся в Кале-Марк. С 10 по 21 мая её экипажи над Северным морем сбили 12 вражеских самолетов ценой утраты восьми собственных автомобилей.

Затем флотилию отвели в тыл для перевооружения на одномоторные истребители. Для сравнения: шесть истребительных эскадрилий «потэзов», принадлежащих ВВС (одна дневная и пять ночных) за целый период битвы за Францию записали на собственный счет 17 воздушных побед.

Львиную долю боевой работы выполняли группы, вооруженные «Хоуками». Основной их задачей оставалось прикрытие собственных коммуникаций и войск. И не смотря на то, что «кертиссов» было через чур мало чтобы всецело обезопасить закрываемые объекты, время от времени им получалось добиться успеха. 18 мая девятка самолетов GC I/5 охраняла воздушное пространство над ЖД станцией Фисме – серьёзным пунктом подкреплений и подвоза снабжений для армий, сражавшихся на рубеже р. Эна.

Около 14:30 истребители увидели приближавшиеся к объекту вражеские «бомберы» – два десятка Не 111 из эскадры KG 55, шедших без истребительного прикрытия. «Хоки», ведомые капитаном Аккаром, сумели рассеять строй «хейнкелей», заставив их неприцельно побросать бомбы, а после этого одного за другим сбили шесть бомбардировщиков. Действительно, без утрат со своей стороны обойтись не удалось. Лейтенанту Маринла-Месле и сержанту Жерару Музелли было нужно сажать собственные поврежденные автомобили с убранным шасси.

Взяли повреждения самолеты Аккара, су-лейтенанта Рокетта, сержант-шефа Виллемина и чешского пилота Алоиза Васатко. Но самая ощутимой была утрата двух самых результативных к тому времени пилотов группы: су-лейтенант Жан-Мари Рей (9 подтвержденных побед), взявший ранения при вынужденной посадке, угодил в больницу, а сержант-шеф Франсуа Морель, одержавший в том бою собственные десятую победы и девятую, покинул подбитый «кертисс» с парашютом, но от взятых ран скончался спустя пара мин. по окончании приземления.

Двухмоторный истребитель Потез P.630 из группы ночных истребителей GCN I/13

В нескольких километрах от того места, где сражалась GC I/5, вела бой несколько GC II/4, поднявшая в атмосферу все десять исправных в то время самолетов. Сперва французы расправились с одиночным разведчиком Hs 126 из отряда 2.(Н)/23, но в то время, когда нашли вторую такую же машину, в дело постарались вмешаться «мессеры» из отряда 7./JG 53. Капитан Поль Энгле и су-лейтенант Плюбо сбили одного Bf 109, по окончании чего его напарники сочли за благо ретироваться, а «хоки» продолжили патрулирование.

Каких-нибудь пять мин. спустя на их дороги встретились Не 111 – остатки той группы, что была рассеяна пилотами GC I/5. «Бомберов» сопровождали подоспевшие Bf 109E из эскадры JG 76, и французским пилотам вместо того, дабы довершить начатое сотрудниками избиение «хейнкелей», было нужно вступить в бой с «мессерами». Опять отличились Плюбо и Энгле, сбившие по одному Bf 109. Германские же пилоты по возвращении на базу заявили об уничтожении шести «кертиссов».

На деле все Н.75 благополучно возвратились на аэропорт, но пара из них взяли повреждения, потребовавшие долгого ремонта. На следующий сутки GC II/4 имела в строю только шесть исправных «кертиссов», а пополнения было нужно ожидать до 24 мая.

Некую активность 18–19 мая проявляла и несколько GC I/3, располагавшая несколькими сохранившимися «девуатинами». В частности, 18 мая капитан сержант и Шнейдер Буффье перехватили пара Do 17 из I/KG 3, записав на собственный счет одну точную победу. Действительно, достоверность эта была относительной – по германским данным все «дорнье» благополучно возвратились на базу, не смотря на то, что на одном из них был убит стрелок-радист.

Буффье же было нужно садиться на вынужденную, разбив собственного D.520, поврежденного оборонительным огнем бомбардировщиков (сам Буффье чудесным образом не пострадал). Утром следующего дня сержант Барберри сбил He-111. В этом случае победы французов были не преувеличенными, а преуменьшенными – по германским данным было сбито два He-111Р из отряда 9./KG 27.

Обе автомобили совершили вынужденные посадки на французской территории. Из девяти участников их экипажей двое погибли, остальные попали в плен, причем один из них скоро умер от взятых ран.

По данным: Харук А.И. Французские истребители Второй мировой войны — М.: Яуза: ЭКСМО: 2013. — 112 с: ил.

Поля сражений — Битва за Францию

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: