Итальянская авиация во второй мировой войне. додеканезские острова

      Комментарии к записи Итальянская авиация во второй мировой войне. додеканезские острова отключены

Итальянская авиация во второй мировой войне. додеканезские острова

Одним из отдаленных от метрополии владением Италии были Додеканезские острова. Тут дислоцировались части «Аэронаутика делл Эгео». Примечательно, что кроме двух эскадрилий с колесными истребителями, тут пребывала и часть, вооруженная гидросамолетами-истребителями IMAM Ro-44 — 161-я АЭ, дислоцированная на гидроаэродроме «Г. Росатти» на о. Лерос.

Частьпод руководством капитана Марио Риччио (Mario Ricchio), имела в собственном составе 15 человек и 68 пилотов наземного персонала, а на её оружии пребывало девять Ro-44 (из них семь исправных) и один двухместный R0-43DC. Необходимо подчеркнуть, что эта эскадрилья была по большому счету единственной частью, сражавшейся на гидросамолетах-истребителях на Европейском ТВД — ни одна другая страна уже не имела в собственной авиации таких самолетов.

Первой боевой задачей, поставленной перед 161-й эскадрильей, была ПВО Лероса. Дежурство осуществлялось звеньями из трех автомобилей. В первый раз на перехват вражеских самолетов Ro.44 встали 16 июня, но в этом, как и в последующих вылетах успеха достигнуть не удалось. Тихоходные гидропланы были попросту не в состоянии догнать английские бомбардировщики типов Виккерс «Бристоль» и Веллингтон «Бленхейм».

Бесплодные попытки перехвата вели к утратам, причем отнюдь не от вражеских самолетов — стрелки английских бомбардировщиков довольно часто попросту игнорировали безвредные бипланы. Этого нельзя сказать о собственных зенитках: 21 ноября 1940 г. паре Ro.44 чуть удалось сохраниться, попав под их заградительный пламя. А месяцем ранее, 23 октября второй Ro.44 при заходе на посадку по окончании вылета на перехват был перевернут сильным порывом ветра и затонул.

Поплавковый гидросамолет-истребитель Ro.44

Чуть более успешным выяснилось использование Ro.44 в качестве штурмовиков. 23 ноября 1940 г. три таких самолета совместно с одной летающей лодкой «Кант» Z.501 из 147-й эскадрильи нападали небольшие греческие суда в бухте Тигами на о. Самос, добившись нескольких попаданий. Не смотря на то, что на Ro.44 не была предусмотрена установка бомбодержателей, персонал 161-й эскадрильи оборудовал собственные самолеты кустарной конструкции подвесками для 50-кг бомб.

Существенно активизировались штурмовые налеты весной 1941 г. К примеру, 17 марта четыре гидроплана штурмовали суда в бухте Наксос, а 20-23 апреля пара Ro.44 каждый день вылетала для действий против судоходства между Милосом и Санторино. Привлекались гидроистребители и для разведывательных полетов в канун высадки на Крит. 8 мая одиночный Ro.44 атаковал объекты на острове Самос — это стало последней наступательной операцией с участием самолетов для того чтобы типа.

Ещё около двух месяцев гидроистребители несли дежурство в совокупности ПВО — но, как ранее, без каких-либо удач. 1 июля 1941 г. 161-ю эскадрилью расформировали. К тому времени в её составе было четыре Ro.44 (из них три исправных) и один R0.43DC.

Примечательно, что за год войны эскадрилья не понесла боевых утрат — вся убыль приходилась на летные происшествия или списание по износу.

Сухопутные истребители на Додеканезах были представлены 162-й и 163-й эскадрильями на Родосе. Они были вооружены устаревшими «Фиатами» CR.32, но в первых числах Июня 1940 г., практически незадолго до войны, 162-я АЭ взяла девять более современных бипланов Фиат CR.42. Неспешно «Фалько» вытеснили «Чирри», а формирование в июне 1941 г. 164-й АЭ разрешило образовать полноценную трехэскадрильную истребительную авиагруппу — 161-ю.

Первый довольно большой воздушный бой над Родосом состоялся 4 сентября 1940 г., в то время, когда 13 Фэйри «Суордфишей» английских 813-й и 824-й АЭ с авианосца «Игл» атаковали аэродром Марица. Отражая наступление, «Фалько» сбили четыре вражеских самолета. Личные утраты составили две автомобили — один CR.32 и один CR.42, причем погибли они не от огня соперника, а столкнувшись при попытке взлета по тревоге.

1 ноября шесть самолетов 162-й АЭ показались над Критом — они сопровождали бомбардировщики SM.79 из 34-й группы, наносившие удар по целям в заливе Суда.

Основные силы «Реджиа Аэронаутика» были задействованы в Северной Африке, в один момент велись боевые действия в Восточной Африке и на балканском полуострове. Исходя из этого скромные силы «Аэронаутика делл Эгео» были довольно пассивны. Снова над Критом итальянские истребители показались только 22 декабря 1940 г. Несколько «Фалько» осуществила вылет на разведку.

Истребители нападали некстати подвернувшуюся летающую лодку «Вальрус» с крейсера «Глазго», но сбить не смогли, а только повредили.

Фиат G.50bis из 162-й эскадрильии 161-й группы итальянской авиации. Греция

13 февраля 1941 г. CR.42 штурмовали аэропорт Ираклион, стёрши с лица земли транспортный самолет Королевских ВВС Англии «Бристоль» «Бомбей» из английской 216-й АЭ. Но не прошло и 14 дней, как из атакующей стороны итальянцы превратились в обороняющуюся: англичане начали операцию «Мэндайбл», имевшую целью захват Додеканезских островов (и в конечном счете, завершившуюся неудачей). Истребители деятельно принимали участие в отражении атаки, например, 25 февраля CR.42 из 163-й АЭ закрывали бомбардировщики SM.81 56-й группы, атаковавшие британские позиции на о. Кастелориццо.

Последней трети марта 1941 г. «Реджиа Аэронаутика» активизировала действия над Критом. 22 марта шесть «Фалько» из 162-й эскадрильи, ведомые капитаном Леопольдо Сантираме (Leopoldo Santirame), штурмовали аэропорт в Ираклионе, без шуток повредив «Локхид» «Хадсон» из 2-й фоторазведывательной части. На следующий сутки CR.42 снова показались над Ираклионом.

Один из истребителей ВВС Италии в азарте атаки через чур снизился и, задев поврежденный незадолго до «Хадсон», снес себе шасси. Пилот дотянул до аэропорта Скарпанто, но садиться пришлось на брюхо. Ещё два CR.42 взяли повреждения от огня зениток.

24 марта на протяжении очередного налета на Ираклион зенитки повредили ещё один «Фалько», а 4 апреля над тем же аэропортом был сбит самолет сержанта Чиаппы (Chiappa). Ещё громадными были утраты на протяжении налета 15 апреля — три CR.42 взяли повреждения, а один был сбит.

В мае 1941 г. на протяжении высадки германских и итальянских армий на Крите истребители 162-й и 163-й АЭ много раз сопровождали бомбардировщики, наносящие удары по вражеским объектам на острове.

По окончании сформирования летом 1941 г. 164-й АЭ и поставки партии новых Fiat CR.42 Falco количество самолетов этого типа в 161-й группе достигло 42. С ноября 1941 г. эскадрильи группы перевооружались на монопланы Фиат G.50 «Фреччиа».

Великие боевые машины Второй мировой войны. Истребители стран Оси.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: