Боевые действия ввс италии в эфиопии, сомали и эритрее во второй мировой войне

      Комментарии к записи Боевые действия ввс италии в эфиопии, сомали и эритрее во второй мировой войне отключены

К моменту вступления Италии в войну «Реджиа Аэронаутика» (наименование ВВС Италии) располагала в Восточной Африке достаточно скромными силами. Кроме 44-й группы бомбардировщиков с трехмоторными Сайвоя-Маркетти SM.79 и SM.81 и нескольких подразделений колониальной авиации с трехмоторными самолетами Капрони Са.133 и одномоторными Ro.37bis тут пребывали четыре истребительные эскадрильи — 410-я и 411-я на Фиат CR.32, и организованные весной 1940 г. 412-я и 413-я эскадрильи на Fiat CR.42 Falco.

В июне, уже по окончании начала войны, организовали пятую истребительную эскадрилью — 414-ю, кроме этого вооруженную «Фалько» (шесть самолетов). Пополнение итальянских истребительных частей в Восточной Африке обеспечивалось переброской по воздуху — разобранные CR.42 перевозили в фюзеляжей транспортных самолетов Савойя-Маркетти SM.82 «Кегуру». В общем итоге в течение кампании так доставили 51 истребитель.

Противостоящие итальянцам английские силы были столь же скромными. В Судане пребывали три эскадрильи, вооруженные устаревшими одномоторными дальними бомбардировщиками «Виккерс» «Уэллсли», в Йемене — две с более современными двухмоторными «Бристоль» «Бленхеймами». Истребительная авиация была представлена немногочисленными звеньями «Гладиаторов».

В Кении дислоцировались части авиации Южно-Африканского Альянса, самые современными автомобилями которой были бомбардировщики «Юнкерс» Ju-86, переоборудованные из пассажирских самолетов, ранее эксплуатировавшихся южноафриканскими авиалиниями.

Боевые действия ввс италии в эфиопии, сомали и эритрее во второй мировой войне

Истребитель-биплан ВВС Италии Фиат Cr.32 из 410-й эскадрильи

Боевые действия начались в начале утра 11 июня 1940 г. налетом английских «Уэллсли» и южноафриканских Ju-86 на армейские объекты в Эритрее и Итальянском Сомали. В тот сутки итальянские истребители бездействовали, но на следующий сумели оказать сопротивление. В то время, когда девятка «Уэллсли» из 223-й АЭ постаралась атаковать аэродром Гура, её перехватило звено «Фиатов» из 412-й эскадрильи. Тененте Карло Канелла (Carlo Canella) сумел подбить одного «бомбера».

Тот, не смотря на то, что и дотянул до собственной территории, но разбился при посадке. 14 июня над Массауа был сбит ещё один «Уэллсли». Сейчас успеха добился тененте Марио Визинтини (Mario Visintini).

Данный пилот, имевший за плечами опыт боев в Испании (где одержал собственную первую воздушную победу), потом стал лучшим асом Второй мировой из летавших на бипланах — на его счету было 16 (по другой информации, 17) сбитых самолетов. Противодействие истребителей заставило англичан перейти к действиям ночью. Следующий воздушный бой был отмечен только 26 июня.

Над авиабазой Гура три из четырех участвовавших в налете «Уэллсли» взяли повреждения, но ответным огнем был поврежден один «Фалько», а его пилот ранен. В последний сутки июня «Фиаты» перехватили английские самолеты 223-й АЭ, возвращавшиеся из налета на Массауа. Итальянцы заявили две воздушные победы, не смотря на то, что на деле был сбит только один «Уэллсли».

В июле 1940 г. в бой вступили «Гладиаторы» английской 94-й эскадрильи, базировавшейся в Адене. Эта часть с успехом использовала тактику т.н. «наступательного патрулирования», пробуя перехватывать итальянские самолеты на взлете. Уже 2 июля были одержаны первые победы: три «Гладиатора» над аэропортом в Ассэбе перехватили и сбили несколько «Фалько» из 414-й АЭ. А 10 июля звено 94-й АЭ совместно с единственным «Бленхеймом» из 8-й эскадрильи снова показалось над Ассэбом.

Итого стало уничтожение ещё четырех как следует.42. Так, 414-я эскадрилья лишилась всех собственных самолетов и была расформирована. Но обстоятельством этого, разумеется, есть не техническое преимущество либо количественное превосходство английской авиации, а нераспорядительность и пассивность руководства самой 414-й АЭ.

В тех частях, каковые использовали более агрессивную тактику, итальянские пилоты одерживали удачи — так, уже упомянутый нами Визинтини 3 июля записал на собственный счет ещё одного «Уэллсли», а пилоты 412-й АЭ за вторую и третью декады июля сбили в общем итоге пять бомбардировщиков для того чтобы же типа. Получалось побеждать и над «Гладиаторами», не смотря на то, что эти автомобили были более маневренными, чем «Фалько»: 13 июля самолет 94-й АЭ был сбит «Фиатами» 413-й эскадрильи.

В первых числах Августа 1940 г. итальянские армии развернули большое наступление, имевшее целью овладеть Английским Сомали. Воздушную помощь снабжали 27 бомбардировщиков из 44-й группы, семь разведчиков ИМАМ Ro.37bis из 110-й АЭ и 23 истребителя — CR.32 из 410-й и CR.42 из 413-й эскадрилий. Англичане кроме этого деятельно задействовали авиацию, появлявшуюся единственной силой, талантливой хотя бы задержать продвижение итальянцев.

5 августа звенья «Бленхеймов» из 8-й АЭ трижды атаковали итальянские войска к западу от Харгейсы. На протяжении третьего налета патрульный Фиат CR.32 сумел сбить один бомбардировщик. Ещё один «Бленхейм» был сбит истребителями на следующий сутки.

6 августа итальянцы заняли Харгейсу, и в тот же сутки на местный аэропорт перелетела четверка истребителей (по два CR.32 и CR.42) с задачей обеспечения ПВО наступающих колонн. 7 августа эти автомобили покончили с английской авиацией, базирующейся в Бербере: два «Гладиатора» были сожжены на аэропорте, не успев взлететь. В будущем английская авиация действовала лишь с баз в Йемене, кроме этого неся утраты. Так, 12 августа самолеты 410-й АЭ сбили «Бленхейма» из 39-й эскадрильи.

Благодаря усиливавшегося натиска итальянских армий, англичане вынуждены были эвакуироваться из Берберы, и к вечеру 18 августа армия дуче установила полный контроль над Английским Сомали.

В последующие месяцы главным направлением действий для восточноафриканских «Фиатов» стало северное — самолеты отбивали налеты английской авиации из Судана. 26 сентября и 1 августа пилоты 412-й АЭ сбили по одному «Уэллсли», причем во втором случае победу одержал Визинтини, а экипаж бомбардировщика, разбившегося при вынужденной посадке на занятой итальянцами территории, попал в плен. 8 сентября над Центральной Эфиопией «Фалько» из 413-й эскадрильи сбил бомбардировщик «Мартин» «Мэриленд», а 10-го снова победу одержали пилоты 412-й АЭ — и в этом случае их жертвой стал «Уэллсли».

К началу октября 1940 г. английская авиация в Судане была усилена — ко мне перебросили вооруженную «Бленхеймами» 45-ю эскадрилью, поменявшую обескровленные части, летавшие на «Уэллсли». Кроме этого показалась и полноценная истребительная эскадрилья — 1-я южноафриканская АЭ, вооруженная «Гладиаторами». Это содействовало расширению налетов на объекты в Эритрее и Эфиопии. Итальянские истребители по мере сил пробовали противодействовать угрозе.

2 октября самолетам 412-й эскадрильи удалось сбить «Бленхейма», а 13-го — ещё две такие автомобили. 4 октября состоялся первый бой 412-й АЭ с «Гладиаторами» 1-й эскадрильи. Обе стороны записали на собственный счет по одному сбитому вражескому самолету, но на деле только один «Гладиатор» взял повреждения.

12 октября английская 47-я АЭ (восемь «Уэллсли» и четыре ещё более ветхих биплана «Винсент») перебазировалась из Хартума на передовую площадку в Гедарефе, откуда предполагалось организовать полеты к эфиопским партизанам, действовавшим у оз. Тана. Не обращая внимания на принятые меры секретности, новая площадка была обнаружена итальянской разведкой.

В начале утра 16 октября девять «Фалько» 412-й АЭ, ли-дируемые бомбардировщиком SM.79, проштурмовали Гедареф, стёрши с лица земли все восемь «Уэллсли» и несколько «Винсентов». 18 октября был нанесен «удар возмездия»: тройка «Гладиаторов» 1-й АЭ ударила аэродром Барента, стёрши с лица земли три CR.42 412-й эскадрильи. Примечательно, что ведущим в этом полете был капитан Бойл (Boyle) — тот самый пилот, чей «Гладиатор» был поврежден в сражении 4 октября.

4 ноября южноафриканские «Гладиаторы» снова встретились в сражении с «Фиатами» 412-й эскадрильи — над Метеммой четверка самолетов 1-й АЭ нападали три CR.42, сбив одного из них. А 6 ноября началось первое во Второй мировой английское наступление, целью которого был форт Галлабат — основной опорный пункт итальянцев в занятых последними района Южного Судана.

Помощь с воздуха должны были снабжать все те же «антикварные» «Уэллсли» и «Винсенты», а прикрытие — «Гладиаторы» 1-й АЭ и одного звена 112-й АЭ. Первый сутки наступления продемонстрировал, что итальянцы всецело господствуют в воздухе. Утром «Фиаты» 412-й АЭ атаковали тройку самолетов 112-й эскадрильи, сбив всех троих.

После этого пришел черед 1-й АЭ — в сражении погиб её начальник майор ван Шальквик (van Schalkwyk), а пробовавший выручить его капитан Бойл чуть спасся, посадив на вынужденную поврежденную машину. По окончании полудня состоялся ещё один воздушный бой, в котором принимали участие пять «Гладиаторов». Итальянцы сбили одну вражескую машину без утрат со своей стороны.

К ноябрю 1940 г. английская 14-я АЭ осталась фактически без самолетов, утратив в битвах 12 «Уэллсли». Часть перевооружили новыми «Бленхеймами» IV, но и эти автомобили были эргономичными мишенями для «Фалько»: 26 декабря и 4 ноября было сбито по одному такому самолету, причем и в том и другом случае успеха добился тененте Визинтини.

Не щадила военная будущее и летавшую на «Уэллсли» 47-ю АЭ: 6 декабря «Фиаты» 412-й эскадрильи перехватили тройку таких бомбардировщиков, пробовавших нанести удар по итальянским укреплениям в районе Бури. Итальянцы заявили три воздушные победы, не смотря на то, что на деле был сбит только один «бомбер».

12 декабря 412-я эскадрилья снова выступила в роли штурмовиков, ударив передовую площадку Газ Реджеб. В следствии было стёрто с лица земли четыре биплана «Харди», но огнем зениток был поврежден самолет комэска капитана Раффи (Raffi). Капитан смог посадить машину на вражеской территории. Казалось бы, плен был неминуем. Но тененте Визинтини приземлился около собственного начальника.

Пилоты сумели втиснуться в кабину «Фиата» — для этого было нужно оставить на земле парашюты. Визинтини привел истребитель в Асмэру, практически сидя на коленях у собственного начальника!

А в ночь на 13 декабря неутомимый Визинтини снова отличился, сбив «Уэллсли» из 223-й АЭ. Это стало единственной ночной победой «Реджиа Аэронаутика» за время кампании в Восточной Африке.

27 декабря три «Гладиатора» 1-й АЭ «загнали в угол» и сбили CR.42 из 412-й АЭ. Пилот погиб. А два дня спустя в бой вступила вооруженная новыми Хаукер «Харрикейнами» 2-я южноафриканская эскадрилья.

Первый блин был комом — четверка «Харрикейнов» была перехвачена двумя самолетами 413-й АЭ, с ходу сбившими два вражеских истребителя. Данный бой был последним для восточноафриканских истребителей в 1940 г. А 12 января были одержаны первые победы в новом году: над Аромой был сбит «Гладиатор» из 1-й АЭ, а над Тессенеи — «Харди» из 237-й (родезийской) эскадрильи.

Итальянский ас Второй мировой Марио Висинтини

20 января англичане начали очередное наступление на северном участке фронта. «Фиаты» кинули на штурмовку наступающих частей 10-й индийской пехотной бригады, которая была частично рассеяна, а её начальник был ранен. Но за это 412-й АЭ было нужно заплатить тремя сбитыми CR.42. В последующие семь дней «Реджиа Аэронаутика» оказывала отчаянное сопротивление, но силы были неравными.

К началу февраля в частях оставалось всего 15 боеспособных «Фалько». 5 февраля было утрачено ещё два самолета — оба стали жертвами 1-й АЭ. Но и итальянцы в долгу не остались — пилоты 412-й эскадрильи послали на землю одного «Харди» у Керена и несколько «Уэллсли» около Вади Угри.

8 февраля в схватке с четверкой «Харрикейнов» было сбито два Фиата CR.42 из пяти, участвовавших в сражении. На следующий сутки итальянские пилоты постарались забрать реванш, проштурмовав аэропорт Агордат и стёрши с лица земли на земле шесть вражеских самолетов. 11 февраля в сражении над Кереном был сбит южноафриканский «Харрикейн». Но значительно более тяжелой была утрата итальянской авиации — погиб легендарный ас Марио Вицинтини.

В тот сутки, не обращая внимания на песчаную бурю, он вылетел на поиск двух пропавших в пустыне молодых пилотов. Скоро на аэропорт поступило известие, что истребитель Вицинтини сгорел, врезавшись в гору…

По окончании смерти Винцини счастье, казалось бы, отвернулось от итальянских авиаторов. 12 февраля в сражении с южноафриканцами было сбито два истребителя (CR.32 и CR.42), а ещё три автомобили взяли повреждения. Три «Фиата» были сбиты 15 февраля. В итоге, 412-я АЭ на какое-то время (до получения пополнения) осталась без самолетов. Руководство «Реджиа Аэронаутика» в Восточной Африке распорядилось отвести все сохранившиеся автомобили с прифронтовых аэропортов в Эритрее.

Но и в таких условиях итальянцы пробовали оказывать хорошее сопротивление. К примеру, 22 февраля семь «Харрикейнов» принимали участие в налете на аэропорт Макале. Истребители подожгли разбегавшийся по полосе «Фиат», но и сами попали под удар успевших взлететь CR.42.

Машина майора Уилмота (Wilmoth) взяла повреждения, и он должен был садиться на итальянский аэропорт, попав в плен.

По окончании маленькой передышки в последних числах Февраля — начале марта 1941 г. английское наступление на Керен, главенствовавший опорным пунктом итальянцев в Эритрее, возобновилось 15 марта. В битвах приняло участие не меньше 100 английских самолетов. Итальянцы же смогли противопоставить им всего 12 истребителей да горстку бомбардировщиков. 16-го числа пилоты CR.42 сбили «Уэллсли» и «Гладиатор» ценой утраты одного собственного истребителя, но помешать налетам вражеских бомбардировщиков не смогли.

В надежде хоть как-то ослабить натиск вражеской авиации, итальянцы решили нанести удар по вражеским аэродромам. В начале утра над летным полем Агордата показалась пятерка «Фиатов», а после этого на цель вышла пара SM.79. В следствии были сожжены три «Харрикейна» и один «Уэллсли» — через чур мало, дабы оказать влияние на обстановку.

Большой воздушный бой разыгрался над Кереном 21 марта. Пять «Фиатов» напали на корректировщик «Лайсендер». На помощь последнему ринулась появлявшаяся поблизости четверка «Харрикейнов». В завязавшейся «собачьей свалке» итальянцы добили корректировщик и не легко повредили два истребителя, совершивших аварийные посадки. Были сбиты и два «Фалько».

А на следующий сутки итальянцы предприняли контрудар под Кереном. В тот сутки южноафриканским истребителям не повезло: пилоты патрульной пары «Харрикейнов» прозевали атаку шестерки «Фиатов». Итальянцы мигом расстреляли обе автомобили — одна была сбита, а вторая еле дотянула до базы.

В последующие дни, пользуясь тем, что у соперника так же, как и прежде не хватало истребителей для выделения эскорта каждой группе бомбардировщиков, немногочисленные «Фиаты» наносили сопернику болезненные «укусы». С 23 по 25 марта были сбиты один «Уэллсли» и два «Бленхейма». Но на земле наметился перелом.

Атака итальянцев захлебнулась. 26 марта они начали отход, а уже на следующий сутки индийская пехота вступила в Керен. Итальянцы все-таки смогли «хлопнуть дверью» — 27 марта над Кереном тройка «Фиатов» сбила «Винсента» и «Лайсендера».

А дальше итальянская защита в Эритрее «посыпалась», и 8 апреля пал последний оплот — Массауа.

По окончании утраты Эритреи и южной части Сомали (оттуда итальянцев выбили в последних числах Февраля 1941 г.) основной базой для остатков «Реджиа Аэронаутика» в Восточной Африке стала эфиопская Диредауа. Данный аэропорт систематически подвергался налетам вражеской авиации, а составлявшие базу ПВО устаревшие «Фиаты» CR.32 из 410-й эскадрильи не могли оказать значительного сопротивления. Однако, предпринимались отчаянные попытки ослабить натиск.

26 марта тройка «Фиатов» атаковала аэродром Джиджигу, стёрши с лица земли три транспортника Юнкерс Ju 52/3m и связной самолет «Дрэгон Рапид». 29 марта в налете приняло участие уже пять CR.42 и два CR.42. До тех пор пока четыре самолета штурмовали стоянки, тройка CR.42 барражировала в воздухе на случай появления вражеских истребителей. Как выяснилось, не напрасно — они пресекли взлет по тревоге двух «Харрикейнов», сбив обе автомобили.

Но тут над аэропортом показались возвратившиеся с задания другие «Харрикейны» и «Хартбисты». Это сходу поменяло соотношение сил, и сейчас уже итальянцы лишились двух истребителей. В тот же сутки 29 марта Диредауа пала.

4 апреля замечательному налету подвергся аэропорт Аддис-Абебы, где было стёрто с лица земли около 30 самолетов. На следующий сутки с него эвакуировали последние сохранившиеся автомобили — пять «Фиатов» и три бомбардировщика. 6 апреля в Аддис-Абебу вступили английские армии. В тот же сутки подверглась разгрому итальянская авиабаза Дессие, где было стёрто с лица земли восемь самолетов (в т.ч. четыре «Фиата»).

10 апреля настал черед аэропортов Шашаманна и Джимма. В воздушном бою над последним южноафриканские «Харрикейны» сбили несколько CR.42.

По окончании падения Аддис-Абебы защита итальянцев распалась на пара изолированных очагов. Казалось бы, будущее итальянских владений в Восточной Африке будет решена в течение нескольких суток. Но одвременно с этим началось наступление Роммеля в Северной Африке.

К английским армиям в Эфиопию прекратили поступать подкрепления, и процесс окончательного освобождения страны зат

Вторая ИТАЛО-ЭФИОПСКАЯ ВОЙНА

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: