Первые воздухоплаватели

      Комментарии к записи Первые воздухоплаватели отключены

Отчизной практического воздухоплавания есть Франция, где удачи химии, физики и разработки разрешили в 1783 г. создать аэростат — летательный аппарат, применяющий подъёмную силу заключённого в газонепроницаемую оболочку подъёмного газа, плотность которого меньше, чём плотность атмосферного воздуха.

Французские изобретатели фактически в один момент создали два главных типа аэростата: тепловой, применяющий нагретый воздушное пространство, и газовый, наполняемый водородом.

Первые воздухоплаватели

Братья Этьен и Жозеф Монгольфье

5 июня 1783 г. Этьен и братья Жозеф Монгольфье провели в собственном родном городе Аннонэ первую публичную демонстрацию полёта модели теплового аэростата диаметром около 11 м. 27 августа физик Жак – Александр — Сезар Шарль запустил в Париже с Елисейских полей беспилотный газовый аэростат диаметром 3,5 м. В честь изобретателей тепловой аэростат стал называться «монгольфьер», а газовый — «шарльер».

Интерес к аэростатам был так велик, что с целью проведения опытов изобретателям выдали королевскую субсидию и собрали средства по публичной подписке. Благодаря таковой помощи целый путь от моделей до пилотируемых аэростатов был преодолён менее чём за шесть месяцев. 21 ноября 1783 г. Пилатр де Розье и маркиз де Арланд совершили первый в истории воздушный полёт длительностью 25 мин. на монгольфьере.

Через десять дней, 1 декабря 1783 г., Шарль и Эне Робер поднялись в небо на водородном аэростате. Эра воздухоплавания началась…

Скоро известия об удачах аэронавтики достигли России. Уже 19 сентября 1783 г. «Санкт — Петербургские ведомости» поместили корреспонденцию из Парижа о запуске первого газового аэростата.

Сообщения о воздушных полётах побудили жившего в С. — Петербурге великого математика Леонарда Эйлера совершить расчёты высоты, на которую встанет аэростат с нерастяжимой оболочкой, допускающей выход газа в воздух. К сожалению, эти вычисления были сделаны практически незадолго до смерти учёного (7 сентября 1783 г.), в лице которого Российская Федерация утратила самого авторитетного приверженца воздухоплавания.

24 ноября 1783 г., в сутки именин Екатерины II, на Неве у Эрмитажа запустили маленькой непилотируемый аэростат диаметром полтора фута (0,46 м). 19 марта 1784 г. воздушный шар, изготовленный французом Менилем, встал и в Москве.

Казалось, ещё мало, и в небо России встанет человек, тем более что сама Екатерина II знала об удачах воздухоплавания из писем депеш посланника Мельхиора и своего корреспондента Гримма в Париже князя И.С. Барятинского, присылавшего кроме этого акварели с изображениями воздухоплавательных опытов. Но 4 апреля 1784 г. показался собственноручно подписанный Екатериной II указ в Сенат, гласивший: В других пожарных несчастных и предупреждение случаев приключений, могущих случиться от новоизобретённых воздушных шаров, наполненных горючим воздухом либо жаровнями со всякими горючими составами, повелеваем Мы сделать известным запрещение, дабы с 1 марта по 1 Декабря никто не дерзал пускать на воздушное пространство таких шаров под страхом уплаты пени от двадцати рублей в приказ взыскания и общественного призрения вероятных убытков1.

В случае если запрет полётов монгольфьеров, открытое пламя в жаровнях которых воображало опасность для древесных домов городов и сёл России, ещё можно считать обоснованным, то распространение действия указа на аэростаты, наполненные «горючим воздухом»2, другими словами водородом, неясно. Последнее разрешает высказать предположение, что появление указа было не столько противопожарной мерой, сколько демонстрацией отрицательного отношения к аэронавтике.

Вправду, в то время, когда в 1786 г. известный французский воздухоплаватель Жан-Пьер Бланшар, первым перелетевший через Ла — Манш, задал вопрос разрешение отправиться на гастроли в Россию, то посол во Франкфурте граф Н.П. Румянцев получил приказ категорически отказать ему в этом, «потому что тут отнюдь не занимаются сею либо другою подобною Аэроманиею, да и всякие испытания оные яко бесплодные и ненужные у нас совсем затруднены»3.

В самодержавной России никто не рискнул противиться воле императрицы. Директор Петербургской академии наук княгиня Е.Р. Дашкова постаралась выразить собственное несогласие с указом, представив 21 мая 1784 г. в Конференцию академии на дискуссию «Доклад Парижской академии Наук об аэростатической машине, изобретённой г. г. Монгольфье». Но члены Конференции предпочли отмолчаться, ограничившись публикацией известий о воздушных путешествиях в месяцесловах (календарях) Академии на 1785 и 1786 годы.

Лишь в далёкой Сибири ехавший в ссылку первый русский революционер А.Н. Радищев запустил в августе 1791 г. в Томске монгольфьер из узкой бумаги4.

В годы правления Павла I запрет на воздушные полёты сохранялся , так что в Российской Федерации до конца XVIII в. известны всего два случая запуска маленьких аэростатов в закрытых помещениях — строениях манежей в С.-Петербурге и в Москве.

Только в начале XIX в. при Александре I зарубежным воздухоплавателям дали демонстрировать собственное мастерство в Российской Федерации.

Первая попытка полёта, предпринятая чужестранцем доктором наук Черни 16 октября 1802 г. в С. — Петербурге, не состоялась из-за отказа кислотного газодобывательного аппарата. В следующем году академик Я.Д. Захаров создал специально для Черни установку, в которой водород получался термическим разложением пара.

1 августа 1803 г. шар наполнили, но полёт снова не состоялся, в этом случае из-за опасений доктора наук быть унесённым в Финский залив. За ночь оболочка шара утратила большое количество водорода, и на следующий сутки аэростат поднялся в воздух без пассажиров.

В это же время в последних числах Мая 1803 г. в Россию прибыли известный французский воздухоплаватель Жак Гарнерен с женой Женевьевой, много раз сопровождавшей его в полётах. 20 июня 1803 г. в столице империи жены Гарнерен встали, «в присутствии императорской фамилии и великого стечения зрителей», в первоначальный в Российской Федерации свободный полёт на газовом аэростате, благополучно завершившийся в лесу у Малой Охты.

В следующий полёт, состоявшийся 18 июля 1803 г., Гарнерен забрал за громадную плату (2 тыс. рублей) в качестве пассажира 61 — летнего генерала пехоты Сергея Лаврентьевича Львова. Данный полет для двоих смельчаков сначала давал слово приключения: шар на некое время вынесло на середину Финского залива, но после этого ветер переменился, и воздухоплаватели благополучно опустились за 3 километра от Красного Села и за 26 километров от С. — Санкт-Петербурга. При спуске Гарнерен применил что-то наподобие гайдропа — мешок с балластом, подвешенный на канате под корзиной.

С.Л. Львов не ставил перед собой каких-либо практических целей и только стремился поддержать собственную репутацию храбреца. Гарнерен свидетельствовал: «Для меня очень приятно было иметь в особе генерала Львова сотоварища в путешествии моем, а особливо в положении, которое по всей справедливости было не надёжное в продолжение парения отечественного над заливом»5 . На земле, но, Львов не избежал насмешек и отыскал помощь только в собственном приятеле адмирале А.С. Шишкове6 .

Не обращая внимания на ничтожность цели, заслуга С.Л. Львова содержится в том, что своим участием в полёте он завершил тягостную двадцатилетнюю паузу в истории русского воздухоплавания, став первым россиянином, поднявшимся на аэростате в атмосферу.

Жак Гарнерен (1769 — 1823), выполнивший первые полёты на воздушном шаре в Российской Федерации

Третий полёт в Российской Федерации Гарнерен совершил 20 — 21 сентября 1803 г. из Москвы. Вылетев совместно со своим соотечественником Обером, он опустился в с. Остафьеве, а на следующий сутки продолжил путешествие в одиночку, завершив его в 330 вёрстах от Москвы в д. Полевой Жиздринского уезда Калужской губернии. На протяжении полёта он совершил «физические испытания»: выпустил двух птиц, измерил вес калиброванного груза безменом (отметив, что «тяжесть вещества нимало не переменилась») и два раза выстрелил из ружья.

Гарнерен забрал в полёт барометр и термометр, но приведённые им температуры и значения высоты между собой никак не согласуются.

Первый не только в Российской Федерации, но и в мире полноценный научный полёт выполнили 30 июня 1804 г. в С. — Петербурге академик Я.Д. фламандский воздухоплаватель и Захаров Э. Робертсон, опередившие французских учёных Гей-Люссака и Био, вставших в небо 24 августа 1804 г.

На десятилетие перед войной 1812 г. приходится первая волна увлечения воздухоплаванием в Российской Федерации. Действительно, из полётов, выполнившихся только зарубежными воздухоплавателями с развлекательными целями, интерес воображают только немногие. 8 мая 1804 г. в Москве вместе с Женевьевой Гарнерен на воздушном шаре в первый раз встала русская дама — пензенская дворянка Александра Степановна Турчанинова. В том же году госпожа Гарнерен выполнила в Москве прыжок с парашютом.

Два успешных прыжка с парашютом (26 сентября 1804 г. в С. — Петербурге и 21 мая 1805 г. в Москве) совершил ученик Гарнерена, некто Александр.

Вместе с тем наметилось разочарование в аэростатах, вызванное, в первую очередь, невозможностью ими руководить. Неизвестный создатель, отыскав в памяти «воспарение умов», с которым было встречено рождение воздухоплавания, с печалью констатировал:

Но постоянное единообразие всех опытов и доказанная невозможность дать машине верное направление, либо не смотря на то, что по произволению распряжённое отвлекли в недалеком будущем учёных: возлелеяние этого дитяти, толь большое количество дававшего слово, осталось управлению корыстолюбивых шарлатанов, разъезжающих с ним по ярмонкам и употребляющих его к обнаруживанию наглого собственного любостяжания. Какую пользу смогут ожидать Физика и Метеорологика от всех оных воздушных путешествий, предпринятых людьми, соединяющими с идеальнейшим невежеством самое наглое нахальство?7.

Создатель ошибался — поиск способов «дать машине верное направление» длился во всём мире, в том числе и в России. Кое-какие из них были неосуществимы, как предложенный в 1795 г. анонимом из Гродно метод управления аэростатом за счёт притяжения металлического страницы, прикреплённого к оболочке шара, к вынесенному из неё на «дышле» магниту8. Мысль академика Л.Ю.

Крафта (1804 г.) применять силу реакции струи пара для перемещения аэростата, наоборот, опередила собственное время. Большая часть же проектов предусматривало применение в качестве двигателя мускульной силы самих аэронавтов, как это было, к примеру, в первом начатом постройкой русском дирижабле, появление которого позвала «гроза двенадцатого года».

Весной 1812 г., незадолго до вторжения Наполеона в Россию, германский изобретатель механик Франц Леппих обратился к русскому посланнику в Штутгарте Д.М. Алопеусу с предложением выстроить управляемый аэростат9. Предложение приняли, тем более что изобретатель давал слово выстроить в течение трёх месяцев 50 судов, талантливых бомбовым ударом стереть с лица земли французскую армию.

Строившийся дирижабль возможно отнести к полужёсткому типу. Передняя часть выполненной из тафты оболочки рыбообразной формы (количеством от 4 до 8 тыс. м3) была широкой, а задняя — узкой. Верхнюю половину оболочки покрывала сеть, крепившаяся к круглому обручу, опоясывающему оболочку по экватору.

Твёрдый киль составлял единое целое с гондолой и соединялся с обручем подкосами. Он отстоял на некое расстояние от оболочки и был выгнут по форме нижней её части. К кормовой части оболочки был подвешен горизонтальный руль, крепившийся к обручу.

По обеим сторонам оболочки к её твёрдому каркасу подобно плавникам рыбы крепились на шарнирах два подвижных крыла, взмахи которых должны были информировать перемещение аэростату.

Объявление из «Столичных ведомостей» № 47 за 1831 г. о запуске воздушного шара.

Постройка умелого дирижабля велась в с. Воронцово под Москвой, где Леппих изготовил модель аэростата, испытания с которой, но, не увенчались успехом. В осеннюю пору 1812 г., в то время, когда Наполеон вошёл в Москву, аэростат эвакуировали в Нижний Новгород, а после этого в Ораниенбаум (под С. — Петербургом). В том месте 15 сентября 1813 г. Леппих «… делал пара раз испытания и поднимался в шару на привязях не более чем 5-ти либо 6-ти сажен от почвы, но направления летать в шару противу ветра произвести не имел возможности»10.

Принципиальные недочёты энергетической установки и неэффективность движителей — вёсел не разрешили изобретателю добиться успеха, и Леппих уехал за границу.

В 20 – 50 — е годы XIX в. интерес к воздухоплаванию в Российской Федерации заметно упал. Этому содействовало тяжёлое экономическое положение страны по окончании окончания наполеоновских войн. Начавшееся во второй четверти XIX в. Фабрично — заводское производство и вызванное им внедрение машинной техники в ряде отраслей отечественной индустрии в условиях господства крепостного права развивались медлительно.

Это вело к растущему отставанию России от Запада в развитии тяжёлой индустрии и машиностроения.

Всю первую половину XIX в. полёты на аэростатах в Российской Федерации совершались по большей части опытными воздухоплавателями — чужестранцами. Попытки же россиян самостоятельно встать в небо в течение четверти века оставались бесплодными.

В 1805 г. в Москве аэростат выстроил штаб-лекарь Лефортовского военного госпиталя И.Г. Кашинский, ранее удачно запустивший маленький непилотируемый воздушный шар. Два раза он назначал дату октября полёта (24 и своего 1 сентября 1805 г.), но в атмосферу, по — видимому, так и не встал.

В 1820 — 1829 годах в Москве запусками непилотируемых аэростатов в целях развлечения занимался столичный мещанин Иов Свищевский. Сохранилось объявление о том, что 20 июня 1826 г. из Нескучного сада «спущен будет громадной воздушный шар, наполненный воздухом, изготовленный специально из лучшего коленкора, имеющий в диаметре 20 аршин, в котором сам воздухоплаватель Г — н Свищевский предпримет путешествие на воздушное пространство и без всякого вреда в виду зрителей опустится на землю»11.

Но факт самого полёта малоизвестен. Исходя из этого первым отечественным аэронавтом можно считать мещанку Пресненской части Ильинскую, которая 19 августа 1828 г. в Москве «великодушно и смело» «в шаре, начинённом не газом, а несложным дымом от ржаной соломы, увеличилась более чем на 300 сажен и с высоты приветствовала зрителей ракетами»12.

Первой жертвой отечественного воздухоплавания стал вставший 31 августа 1847 г. из С. — Санкт-Петербурга аэронавт Август Леде. Через пара дней шар с балластом и гондолой нашли в Ладожском озере, но сам Леде бесследно пропал. Из гондолы провалился сквозь землю и взятый в полёт парашют, которым Леде имел возможность по какой — то причине воспользоваться, и тогда аэронавта можно считать кроме этого первой жертвой парашютизма в Российской Федерации.

Разрабатывались и проекты дирижаблей. В 1841 г. A.M. Снегирев внес предложение прикреплять к аэростату плоскости, угол наклона которых возможно было поменять по отношению к горизонту.

Попеременно нагнетая насосом подъёмный газ из оболочки в особый железный резервуар и производя его обратно из резервуара в оболочку, возможно было изменять высоту подъёма аэростата, преобразуя эти трансформации наклонными плоскостями в зигзагообразный полёт13. Будущее,впрочем , было за дирижаблем с механическим двигателем. Причём, в случае если проект реактивного дирижабля инженера штабс-капитана И.И.

Третесского (1849 г.) превышал возможности современной ему техники14, то дирижабль с паровым двигателем Н. Архангельского (1851 г.)15 в целом соответствовал им. Не обращая внимания на свойственные проекту Н. Архангельского недочёты, неэффективность движителей (шесть гребных колёс в виде витка Архимедова винта по бортам гондолы) и бесполезность маховых крыльев — он воображает узнаваемый интерес, поскольку был предложен за год до полёта первого дирижабля французского инженера А. Жиффара (1852 г.).

Все эти проекты остались нереализованными, а большая часть из них — кроме того неизданными. Никакого отклика не взяли кроме этого предложения по научному воздухоплаванию и военному.

Запрещено, но, дать согласие с мнением дореволюционного автора, что «первые 70 лет существования воздухоплавания для русских — как ни безрадосно — прошли совсем бесследно»16, так как как раз тогда в Российской Федерации произошло первое в мире воздушное путешествие с научными целями, и был выстроен и испытан первый в мире дирижабль полужёсткой совокупности.

Примечания:

  1. Цит. по: Родных А. летания и История воздухоплавания в Российской Федерации. Кн. 1. С — Пб., 1912. С. 22. [?]
  2. калька с французского «le air (le gaz) inflammable» [?]
  3. Камер-фурьерский церемониальный издание 1786 г. СПб., 1886. Дополнение. С. 128. [?]
  4. Радищев П.А. Александр Николаевич Радищев. По воспоминаниям сына // Русский вестник. 1858. Т. XVIII. Декабрь. Кн. 1.С. 411 — 412. [?]
  5. Подробности трех путешествий, предпринятых г. Гарнереном в Российской Федерации // Воздухоплаватель. 1903. № 1. С. 15. [?]
  6. Шишков А.С. Воспоминание о моём друг. Сто русских писателей. Т. 2. С — Пб., 1841. С. 7 — 11. [?]
  7. Гарнерен // Издание разных предметов словесности. 1805. Кн. III. С. 28 — 29. [?]
  8. Автором проекта был Станислав Трембецкий, придворный камергер и поэт польского короля Станислава Августа. См.: Stanislaw Januszewski. Tajne wynalazki lotnicze polakоw Rosja 1870 — 1917. Wroclaw, 1998. S.37. [?]
  9. Родных А.А. летания и История воздухоплавания в Российской Федерации. Кн. 2. Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания. С — Пб., 1912. [?]
  10. авиация и Воздухоплавание в Российской Федерации до 1907 г. Сб. док. и материалов. М., 1956. С. 53. [?]
  11. АРАН. Ф. 1528. Оп. 2.Д. 245. Л. 8. [?]
  12. Цит. по: Воздухоплавание и авиация в Российской Федерации до 1907 г. С. 55 — 56. [?]
  13. Родных А. Испытания над преобразованием аэростатов. История авиации. М., 1939. Ч. 2. С. 399 — 412. [?]
  14. авиация и Воздухоплавание в Российской Федерации до 1907 г. С. 61 — 65. [?]
  15. Дузь П. Д. авиации и История воздухоплавания в Российской Федерации. Период до 1914 г. М., 1995. С. 37 — 40. 15 [?]
  16. Столнянский П. В ветхом С. — Петербурге. Воздухоплаватель. 1913. № 9. С. 630. [?]

История воздухоплавания

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: