О воздухоплавании и воздухоплавателях

Люди в далеком прошлом увидели, что вверх поднимается не только дым, но и нагретый воздушное пространство. Одними из первых, кто решил применять нагретый воздушное пространство для полетов, были французы Жозеф (1740—1810)и Этьенн (1745—1799) Монгольфье. Собственные испытания братья Монгольфье начали проводить в первой половине 80-ых годов восемнадцатого века.

Сперва они пробовали запускать вверх мешочки с паром, копируя поднимающиеся тучи, после этого маленькие бумажные шары, наполненные горячим воздухом. И наконец, 5 июня 1783 года они показали публике полет воздушного шара диаметром 11,4 м.

Шар был наполнен горячим воздухом и поднялся на высоту 2 км (потом такие воздушные шары нарекли монгольфьерами). За этим 19 сентября они подняли на воздушном шаре первых воздухоплавателей: петуха, утку и барана. Убедившись, что подъем в атмосферу не страшен для живых существ, на воздушных шарах стали летать и люди.

Первый таковой полет был совершен в Париже 21 ноября 1783 года. Аэронавты, как именовали тогда воздухоплавателей, Пилатр де Розье и д’Арланд поднялись на монгольфьере

(рис. 51)

О воздухоплавании и воздухоплавателях

на высоту примерно 1 км и пробыли в воздухе более 20 мин. 1 декабря того же года французский физик Ж. Шарль поднялся на высоту около трех километров на шаре из прорезиненной ткани, наполненном водородом

(рис. 52).

Так, 1783 год есть решающим в истории воздухоплавания. Как раз Пилатр де Розье и Шарль доказали практическую осуществимость полетов, и с этого времени началось широкое развитие воздухоплавания. Д. И. Менделеев известен всем как создатель периодической совокупности элементов. Но не только изучениями в области химии занимался великий ученый.

Он большое количество внимания уделял кроме этого изучению воздуха. 19 августа 1887 года Менделеев совершил выдающийся но собственной смелости полет на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. Занимательный полет с научной целью был совершен в первой половине 90-ых годов XIX века П. Н. Рыбкиным, ассистентом изобретателя радио А. С. Попова.

В этом полете на аэростате проводилось практическое опробование первого в мире радиопередатчика. Пребывав на земле, А. С. Попов говорил со своим ассистентом, летевшим сейчас под тучами.

Шведский исследователь Арктики Соломон Август Андре во второй половине 90-ых годов XIX века пробовал на воздушном шаре достигнуть Северного полюса. Но неудачно — шар приземлился на лед, Андре и два его спутника погибли. С восстановлением советского воздухоплавания началось широкое применение полетов сферических аэростатов с научной целью Первым из них был полет двух аэростатов в сутки солнечного затмения 8 апреля 1921 года.К 30-м годам советское воздухоплавание шагнуло на большом растоянии вперед.

Из года в год аэростаты поднимались все выше и выше. В 1925 году пилот П. Ф. Федосеенко, делая полет для наблюдения физических явлений в воздухе достигает высоты 7400 м. Но на пути аэронавтов находились три барьера: мороз , уменьшение и недостаток кислорода давления. В свое время Д. И. Менделеев внес предложение выполнять высотные полеты в герметической кабине.

Стратостаты, в которых была фактически воплощена эта мысль, нашли использование только спустя десятилетия. Так, 30 сентября 1933 года у нас в первый раз взлетел стратостат «СССР-1». Советские стратонавты поднялись в этом полете на высоту 19 км . А спустя пара месяцев второй коммунистический стратостат — «Осоавиахим-1» достиг еще большей высоты —22 км.

Но спуск этого стратостата происходи весьма скоро, и отважные воздухоплаватели пилот П. Ф. Федосеенко, научные работники А. Б. Васенко и И. Д. Усыскин погибли при резком удар железной гондолы стратостата о почву. В Великую Отечественную войну аэростаты обширно употреблялись в качестве средств ПВО городов и стратегически серьёзных объектов.

Работа аэростатов заграждения наровне с истребительной авиацией и зенитной артиллерией была одним из серьёзных элементов противоздушной обороны. 11 августа 1941 года при попытке бомбардировать Москву фашистский самолет «Хейнкель-111» налетел на трос аэростата. Тросом была срезана добрая половина крыла, и самолет упал в Москву-реку.

Было еще пара случаев в то время, когда фашистские самолеты сталкивались с тросами аэростатов заграждения и разбивались на подступах к Москве. Не смотря на то, что воздушный шар и открыл путь в верхние слои атмосферы, но как аэростат, так и стратостат довольно часто выяснялись игрушкой стихии — они летели в том направлении, куда их нес ветер. Только через 70 лет по окончании первого полета аэростат удалось сделать управляемым. В первой половине 50-ых годов девятнадцатого века француз Анри Жиффар выстроил и облетал сигарообразный аэростат с двигателем — дирижабль

(рис. 53).

О воздухоплавании. Интервью Владимира Гладкова

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: