Первые воздушные парады

      Комментарии к записи Первые воздушные парады отключены

Во всех развитых государствах авиация постоянно являлась предметом национальной гордости. Демонстрационные полёты самолётов, авиационные военные праздники и воздушные парады неизменно завлекали внимание широких слоев населения, в особенности если они проходили над «священным местом», каким в Советской республики по окончании 1917 г. стали Красная и Кремль площадь в Москве.

Первые воздушные парады

Ленин и Свердлов следят за самолётом

Первый «демонстрационный» полёт над центром Москвы состоялся ещё задолго до 1917 г. На протяжении авиационных состязаний на Ходынке 5 июня 1911 г. русский лётчик Михаил Фадеевич Де-Кампо-Сципио, как писали газеты, «…совершил блестящий полёт над городом1. По исконному русскому обычаю его за данный полёт оштрафовали на 100 рублей и заявили выговор с угрозой, при повторения для того чтобы ужасного правонарушения, запретить выполнять полёты с аэропорта».

В том же году в Севастополе состоялся первый армейский парад авиаторов, завершившийся воздушным праздником. Глава авиашколы Отдела Воздушного Флота полковник С. Одинцов заявил в приказе: «30 июля… вверенная мне школа примет участие в параде армиям 13 пех. дивизии, для чего гг. команде и офицерам с самолётами построиться, в соответствии с правил, заявленных в пр. № 99, на поле перед сараями к 7’/г ч. утра, фронтом к лагерю 13 пех. дивизии. Форма одежды парадная…»

В этом первом в Российской Федерации параде авиаторов принимали участие 15 самолётов школы, выстроенных в одну линию у ангаров. У самолётов выстроились команды лётчиков-инструкторов, механиков и учеников. По завершении строевой части парада летали 6 самолётов (4 «Фармана» и 2 «Блерио»), поочередно взлетавших.

воздушный праздник и Парад привлекли большое количество публики, кольцом окружившей аэропорт.

Первый военно-воздушный парад в Российской Федерации прошёл в Сутки Ильи Пророка (покровителя всех авиаторов) 18 июля 1913 г. (ст. ст.) в присутствии царя Николая II со свитой на аэропорте в Красном Селе. В тот сутки 13 самолётов 1-й авиационной роты выполнили в воздухе последовательность групповых маневров и строем возвратились на собственный аэропорт.

В апреле 1918 г. ВЦИК постановил в ознаменование Первомая организовать на Красной площади митинг и демонстрацию трудящихся, а на Ходынке устроить армейский парад. Глава Столичной авиашколы Б.К. Веллинг взял указание направить один самолёт для пролёта над Красной площадью.

Лететь поручили инструктору Ивану Николаевичу Виноградову, умелому фронтовому летчику, сражавшемуся с 1915 г. Выбрали истребитель «Ньюпор-XXI» постройки завода «Дукс» с мотором «Рон» в 80 л.с. и большой скоростью в 145 км/час. Он считался тогда одним из лучших, другие автомобили с толкающими винтами не годились, в них имели возможность попасть листовки.

К полету самолёт готовил механик A.M. Гусев. Кабину загрузили листовками так, что чуть осталось место для ног и рук лётчика, дабы возможно было руководить машиной.

Кстати, первые листовки с самолётов стали разбрасывать в Петербурге и Москве ещё в 1913—1914 гг., извещая так о грядущих авиационных праздниках.

Об этом историческом полёте сам И.Н. Виноградов спустя более полувека вспоминал: «В 11 часов самолёт оторвался от почвы. С комплектом высоты веду его к центру столицы… в первых рядах показалось строение Исторического музея.

На высоте 200 м над площадью делаю приветственное покачивание крыльями и одну за второй выбрасываю из кабины пачки… Самолёт, как мне показалось, весьма скоро прошел над площадью. Опоздал я опомниться, как промелькнул Устьинский мост. В кабине ещё остались листовки. Принимаю ответ — сделать ещё один круг над Красной площадью.

Сильно разворачиваю самолёт вправо. Но что такое? Около неожиданно стало негромко: двигатель прекратил трудиться.

Николай II проводит смотр на протяжении первого в Российской Федерации воздушного парада. Красное Село, 18 июля 1913 г.

Самолёт скоро теряет высоту. Планируя, я направляю машину на протяжении Москвы-реки, рассчитывая посадить её на воду. Было жалко и обидно, что так удачно начатый полет завершается вынужденной посадкой на виду у москвичей. То и дело нажимаю на «газ» (лапки магнето), пробуя включить двигатель. И в то время, когда, казалось, провалилась сквозь землю любая надежда на него, он снова застучал, сперва неохотно, с перерывами, а позже в полную силу. Я снова собрал высоту. Но о возвращении на Красную площадь нечего было и думать.

Разбрасывая оставшиеся пачки листовок, я повёл самолёт к аэропорту…»2.

На Красной площади прекрасно видели, как лётчик привстал, разбрасывая пачки листовок и приветствуя демонстрантов. Обозреватель британской газеты по этому поводу написал так: «Царский капитан приветствовал Ленина над Красной площадью».

Прямо с Красной площади колонны демонстрантов, в которых шли войска, направились по Тверской на Ходынское поле, где состоялся армейский парад и первый в Советской республики воздушный праздник.

7 ноября 1918 г. состоялся первый в Москве армейский парад на Красной площади, и пролетел один самолёт. Напомним, что в годы гражданской войны армейские парады на Красной площади назначались частенько в связи с разными событиями. Так, уже 24 ноября армейским парадом отметили Сутки Красного Офицера.

Подобные парады состоялись 7 марта, 25 мая (годовщина Всевобуча) и 15 июня 1919 г., 12 мая и 27 июля 1920 г. Последняя дата связана с проходившим в Москве 2-м конгрессом 3-го Интернационала, в данный сутки состоялся воздушный парад над Красной площадью.

В 12.30 с Красной площади встал аэростат, на нём аэронавты Н.Д. Анощенко, И.И. Олеринский и Л.Э. Куни совершили «первый свободный полёт в свободной России». Аэростат достиг высоты около пяти километров и по окончании 3,5 часов полёта приземлился у деревни Щеканцево в 15 верстах от Богородска.

Еще до взлёта аэростата над Красной площадью пролетел «моран», пилотируемый инструктором школы А.И. Жуковым. Сделав пара кругов над Красной площадью на высоте 300 м, Жуков решил пройти на протяжении трибун на малой высоте над головами демонстрантов и рассмотреть Ленина, а заодно «продемонстрировать рабочему классу, зарубежным гостям, как летают красные лётчики…»

Жуков направил самолёт на высоте нескольких метров над почвой между боковым крыльцом и Спасской башней Храма Василия Блаженного. Так низко тут ещё ни один самолёт не опускался, все демонстранты (направление перемещения по Красной площади в те годы было обратным) с удовольствием, страхом либо удивлением наблюдали на него. Самолёт летел вровень с перилами высокой трибуны правее неё метрах в десяти.

Пробуя разглядеть Ленина, Жуков увлекся и после этого с кошмаром заметил, что через строение Исторического музея уже не перескочит. Тогда он кинул машину в правый крутой вираж: «Поднявшись на крыло вертикально, практически запрокидываясь на пояснице, рядом с наощупь близкой каменной толщью музея самолёт прочертил немыслимый пируэт и выскочил на Никольскую улицу».

Чуть переведя дух и выскочив из каменного мешка Никольской, Жуков «всё-таки полный эйфории… бреющим полётом отправился между зданиями, над трамвайными проводами Тверской»3. Летать высоко тогда считалось ниже собственного преимущества.

В тот сутки над Москвой летало больше десяти самолётов Столичной школы авиации с лётчиками Левиным, Дмитриевым, Поляковым, Калиншиным, Паулем и другими. Особенных указаний о воздушном параде не давалось. Ни при каких обстоятельствах ещё над столицей не оказалось столько самолётов сходу, их разбрасывание и пролёт листовок стали громадным событием, обширно освещавшимся в прессе.

Групповые полеты (о полётах строем тогда и не грезили) так поражали воображение зрителей, что не обходилось без происшествий. «Вестник Воздушного Флота» бесстрастно информировал, что «на протяжении пробного группового полёта над Ходынкой у замечавшего за полетом постового милиционера выпала из рук винтовка, и раздавшимся выстрелом убит прохожий».

Аэроплан Ньюпор-11, летавший 1 мая 1918 года над Красной площадью

По окончании гражданской войны, в то время, когда стали возрождать фактически провалившуюся сквозь землю авиацию, появилась необходимость создать мощи Красного и впечатление силы Воздушного флота. Будущий Герой Советского Союза известный навигатор И.Т. Спирин вспоминал об одном из таких парадов над Красной площадью, состоявшимся года через два по окончании гражданской войны.

В нём приняло участие, по-видимому, всё, что по большому счету имело возможность тогда летать — около 30 самолётов различных типов — «Авро», «Фоккер», DH-9 и т.д… По словам Спирина «летать воздушным строем в те годы практически не умели. Равнение, расстояние — всё это было для большинства лётчиков китайской грамотой. Отечественная колонна вытягивалась долгой кишкой, и, в случае если взглянуть с почвы, зрелище получалось отнюдь не красивое.

Видно было, что несколько самолётов летит как попало»4.

Всех весьма тревожило, как продемонстрировать «силу и мощь» 30 разнокалиберных самолётов. Потому, что колонна весьма вытягивалась, кто-то внес предложение, дабы создать чувство массовости, пройти над площадью пара раз, так и поступили. По окончании Красной площади понижались, заходили за Москву-реку на малой высоте, дабы не было видно, после этого по кругу на Ходынский аэропорт, оттуда снова на протяжении Тверской и опять над площадью. «Нам казалось, что с почвы нас любой раз принимают за новую колонну самолётов и что мы производим блестящее чувство… На самом же деле на площади нас бурно приветствовали как ветхих привычных».

В течение трех часов сделали около 10 кругов, пока прямо над площадью два самолёта в ведущем звене чуть не столкнулись и не разбились. Затем ведущий дал приказ на посадку, на протяжении которой сам разбил свой автомобиль. С небольшими поломками приземлились ещё две автомобили.

Это был один из первых «громадных» воздушных парадов.

В осеннюю пору 1922 г. в канун 5-й годовщины Советской Республики решили 7 ноября совершить на Красной площади грандиозный воздушный парад. Назначенный главой воздушных «парадных» сил командующий ВВС МВО И.И. Петржицкий 11 октября доложил Главначвоздухофлота Республики А. Знаменскому замысел подготовки к параду.

Главной задачей являлось поднять в атмосферу как возможно больше самолётов. Однако под вопросом оставались участие 1-й отдельной Петроградской истребительной эскадрильи и групповые полёты самолётов авиашкол. Значительно оказать влияние на прохождение авиации над Красной площадью имела возможность и погода.

По намерено созданному замыслу предписывалось: в случае если высота облачности выше 600 м, то должны лететь две эскадрильи: разведывательная в составе двух отрядов Де-Хевиленд DH-9, любой в журавлином строю с одним замыкающим; отряды будут идти друг за другом, и второй будет делать эволюции первого: повороты, понижения и т.п. Истребительная эскадрилья кроме этого летит в составе двух отрядов «Мартисайдов», любой в журавлином строю; ведущими будут «Бристоль-Файтер» и два DH-9, управляющих перемещением самолётов ракетами и также делающих развороты и т.д.

Петржицкий предлагал: «У трибуны, где будут приветствующие манифестацию отечественные вожди, нужно поставить приёмную радиостанцию и на протяжении полёта передавать с самолёта приветствия от воздушного флота. «Вуазен» 14-го авиаотряда (ао) скинет с маленькой высоты букет красных цветов, в виде вымпела, и со положенным в пакет приветствием от воздухофлота»5. Оба самолёта 14-го ао будут уходить вниз строем и в их задачи входит передача по радио, сбрасывание прокламаций и цветов. При облачности на высоте от 300 м до 600 м более целесообразно выпустить один отряд «Мартинсайдов», а при облачности ниже 300 м полёты создавать лишь отдельными самолётами.

Практически сразу после одобрения неспециализированного плана парада создали детальный замысел пролёта самолётов над Красной площадью.

Аэростат на Красной площади на Воздушном параде 27 июля 1920 г.

Авиацию МВО воображала истребительная эскадрилья в составе двух отрядов «Мартинсайдов», любой летел в журавлином строю, ведущие — «Бристоль-Файтер» и, вероятно (!), два DH-9 с мотором «Либерти». Кроме этого должны были лететь два разведывательных отряда DH-9, любой в журавлином строю с одним замыкающим.

По замыслу истребители приходили к месту параллельно друг другу, разведчики приходили в затылок один второму, второй отряд повторял эволюции первого. Вне строя должен был лететь «Эльфауге» с радио и «Вуазен» 14-го отряда для сбрасывания приветствий.

Армейские учебные заведения на параде воображал один отряд из шести «Ньюпоров» в строю и 30-35 самолётов вне строя. Строем они имели возможность лететь только в том случае, если к тому времени прибудут и будут установлены ожидаемые моторы «Рон» в 120 л.с. Два из этих DH-9 имели спецзадание сбрасывать листовки.

Материальную часть Умелого аэропорта (позднее — НИИ ВВС) в то время воображали только три исправных самолёта (два DH-9 и «Эльфауге»).

Подготовленная к параду «вся авиация страны» размещалась тогда на двух аэропортах — частей МВО в Подосинках (сейчас Ухтомская) и на Ходынке, где базировались самолёты авиашколы, Умелого аэропорта и 14-го ао.

Порядок пролёта определялся следующим образом: «К указанному руководством часу все перечисленные самолёты появляются над местом парада, причем отряды эскадрилий на высоте от 800-1000 м (ниже — разведчики, выше — истребители). Отряд авиашколы — на высоте 1400-1500 м. Остальные самолёты Опытного аэродрома и школы ввиду ненадежности моторов набирают высоту в 1600 м над Ходынским аэропортом и к указанному времени, примерно построившись, проходят за своим идущим строем отрядом над местом парада.

Возвращаются таким же образом обратно и садятся на собственный аэропорт. В воздухе остаются эскадрильи МВО, летающие час, по окончании чего они уходят в Подосинки. В воздухе будут всегда находиться до окончания дня по два дежурных самолёта, сменяемые через любой час»6.

Время передачи по радио, вымпела приветствий (и сбрасывания цветов) и литературы устанавливалось по согласованию с программой наземного празднования.

Порядок пролёта уточнялся в зависимости от высоты облачности: при её высоте 600-1000 м в атмосферу поднимались лишь самолёты с надёжными моторами; при высоте 600 м порядок пролёта оговаривался раздельно; при облачности ниже 300 м предлагалось ограничиться пролётом одного—двух отрядов «Мартинсайдов» либо отдельных самолётов.

3 ноября 1922 г. показался особый приказ с уточненной программой парада (приведём его тут всецело с орфографией и грамматикой того времени):

«В параде принимают участие: Разведывательная эскадрилья. Истребительная эскадрилья № 2. 14 отряд. Разведывательный спецавиаотряд. Столичная школа армейских летчиков. Умелый аэропорт. Аэрофотограмметрическая школа.

Воздушные суда: Хионы, Хавелянд 34, Фридрихсгафен, Фоккер. 1-й Артвоздухоплавательный отряд.

Полеты.

1. Самолёты появляются над Красной площадью в 13 час 30 мин в такой последовательности: на высоте 700-900 м 2 отряда Мартинсайдов истребительной эскадрильи в журавлином строю уступом вверх с замыкающим самолётом сзади каждого отряда. Оба отряда идут по направлениям, параллельным друг другу. Перед отрядами Мартинсайдов следуют развернутые строем три DH-9 с Либерти /разведэскадрилья/ и в первых рядах них Бристоль-Файтер истребительной эскадрильи.

Пройдя место парада, несколько разворачивается влево над Павелецким вокзалом, перестраивается гуськом, сохраняя отрядный строй. Продолжает полёт по кругу против часовой стрелки, несколько проходит снова над Красной Площадью, совершая данный круг в течение часа, по окончании чего уходит на собственный аэропорт.

Пролет одиночных аэропланов на воздушном празднике

За отрядами истребительной эскадрильи на дистанции не более чем 500 м на высоте 1000-1200 м направляться разведывательная эскадрилья, имея 2 отряда DH-9 с Пума, идущие параллельно друг другу и отряд DH-9 с Мерседесом, следующий сзади первых двух. Сзади последнего отряда направляться отряд СПАДов истребительной эскадрильи. Любой отряд следует в журавлином строю с одним замыкающим самолётом.

По окончании прохождения над парадом при развороте над Павелецким вокзалом отряды, сохраняя собственный строй, выстраиваются гуськом и, продолжая полёт, следуют в направлении истребительной эскадрильи. Сзади разведывательной эскадрильи на дистанции не выше 500 м и на высоте 1300-1700 м следуют самолёты Столичной Опытного аэродрома и школы в составе:

а) одной группы Ньюпоров в журавлином строю на высоте 1300-1400 м.

б) сводной группы из других самолетов, идущей в приблизительном строю на высоте 1500-1700 м за группой Ньюпоров. Сделав поворот влево над Павелецким вокзалом, обе группы вторично проходят над Красной площадью и уходят на собственный аэропорт для посадки.

2. Показавшись и пройдя вышеуказанным порядком над местом парада, группы самолётов при предстоящем следовании будут приходить на произвольных расстояниях, ввиду разности скоростей самолётов отдельных групп.

Самолёты спецназначения.

1. Самолёт ДЕ-2Е Аэрофотограмметрической школы создаёт фотографирование парада на Красной площади на высоте 600-700 м.

2. На самолёт Эльфауге 14-го авиаотряда возлагается передача по радио приветствия Воздухофлота. Район полёта — Сокольники.

3. Воздушные суда: Хиони, Хавелянд 34, Фридрихсгафен, Фоккер и Вуазен 14-го авиаотряда выпускаются по окончании окончания группового полёта.

Маршрут полётов… устанавливается: село Всехсвятское — Петроградское шоссе — Красная площадь — Павелецкий вокзал /поворот налево/ — Красная площадь.

Самолёты, вышедшие из строя либо почему-либо не могущие быть на указанной им высоте, выходят из строя в удобную для них сторону и срочно возвращаются на собственный аэропорт.

Условия полётов в зависимости от погоды. В случае если облачность не разрешит произвести полёты выше 1000 м, но будет ниже 600 м, то в полёте принимают участие лишь самолёты обеих эскадрилий и самолёты спецназначения, причем отряды эскадрилий, сохраняя отрядный строй, движутся гуськом все по кругу против часовой стрелки. В случае если облачность будет ниже 600 м, то полёты производиться не будут.

Подъем аэростата производится на Красной площади у церкви Василия Блаженнного»7. О том, как 7 ноября 1922 г. вправду прошел первый массовый воздушный парад над Красной площадью, возможно делать выводы из письма № 19077/11494, 11 ноября направленной Начвоздуху МВО и Главе Учебного отдела РУВФ:

«Главначвоздухофлотаресп отыскал, что прохождение а/частей в параде 7 ноября выполнено НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО и приказал расследовать и установить обстоятельства этого, во выполнение чего Начглаввоздухофлотаресп требует подготовить все нужные сведения, с которыми и прибыть тт. Веллингу, Левину, Буобу 12 этого в 12 час в Штаб для совместного дискуссии»8. Уже через день после дискуссии «воздушного безобразия» Главначвоздухофлоту А. Знаменскому поступила докладная от руководившего воздушным парадом Главы ВВС МВО красвоенлёта Петржицкого.

Вид на главные улицы Москвы с колоннами демонстрантов

Ссылаясь на задание выпустить в атмосферу вероятно большее число самолётов, он оправдывался, что должен применять все имеющиеся в Москве самолёты, а отличие скоростей потребовала для группового пролёта над Красной площадью тщательного расчёта во времени и детально продуманного замысла. Ссылаясь на утвержденный самим Знаменским «Замысел полётов», Петржицкий докладывал, «что с главами частей… как с каждым порознь, так и со всеми совместно [планы] обсуждались и обуславливались все мелочи, то Вам станет понятным, что я имел основания вычислять, что полёты пройдут гладко».

Петржицкий поделил всех дававших отзывы о пролёте на «компетентных» и «некомпетентных», «высказывающих собственный вывод, но не привычных по-видимому: 1/ с замыслом—программой данного полёта и

2/ с производством и условиями групповых полётов»9. Все указанные ими недостатки он поделил на две группы: «Первые — не существующие в воображении и основанные на незнании. Вторые — вправду имевшие место». К первой группе он отнес:

«а) Беседы о том, что самолёты Столичной школы в течение «1,5 часа… ожидали» прибытия эскадрилий, каковые якобы «опоздали». Комментирую, что за исключением истрэскадрильи, пришедшей преждевременно на 1,5 60 секунд, другое все делалось в строго указанное время. Самолёты Столичной школы авиации были выпущены ранее сознательно чтобы они успели подстроиться до прихода эскадрилий.

Практика продемонстрировала, что они чуть успели это сделать к сроку.

б) Претензии на то, что по окончании первого прохождения самолёты не строились опять в неспециализированную колонну, а проходили отдельными отрядами: этого от них и не требовалось, т.к. благодаря большой отличию скоростей такое прохождение потребовало бы минимум получасовой подготовки. А разведывательная эскадрилья, которая должна была ходить одной группой из 4 отрядов, выставила в атмосферу лишь 2 отряда.

в) Имеется нарекания на пересечение курса полётов …Один ветхий лётчик… что, кстати, не летал, говорил, к примеру, как он в тучах чуть не столкнулся с самолётами отряда, шедшими навстречу. разъяснениями и Приказанием главам частей было обнаружено, что в том случае, если высота облачности не разрешит всем частям летать на заданной высоте, то при таких условиях пересечения направлений не должно быть, а более быстроходные самолёты обгоняют менее быстроходные по кругу против часовой стрелки с внешней стороны. В этом случае высота полётов разрешила каждому отряду занять указанный ему слой воздуха, и в случае если скорость Мартинсайдов была вдвое больше скоростей некоторых из самолётов, и они пользовались для прохождения имеющимися разрывами в тучах, то пересечение курса было вероятно и совсем безопасно.

г) Кое-какие очевидцы, пребывавшие на Красной площади, высказывают собственный вывод о не сильный соблюдении строя, но… дабы сказать о строе самолётов, нужно:

1) видеть их на прямой и

2) над головой, а в этом случае, т.к. правильное соблюдение было приурочено к заданному месту — над Красной площадью.

К сожалению, при первом прохождении самолётов через Красную площадь строй в некоторых случаях был вправду не выдержан…»

Среди недостатков, согласно точки зрения Петржицкого вправду прошедших, он выделил:

«а) Истроэскадрилья оторвалась от другой части и пришла на 1,5 мин раньше, чем должно, но по Башенным часам ровно в 13 час 30 мин. За 60 секунд до их появления Командующий округом, посмотрев на часы, задал мне вопрос, где же Ваши самолёты?

Летчики первой истребительной авиаэскадрильи. Аэропорт Подосинки, 1921 г.

Благодаря раннему приходу истребителей оказался паузу между ними и разведэскадрильей, но разведэскадрилью уже стало видно в отдалении.

Истребительная эскадрилья прошла двумя отрядами, из которых левый над Красной площадью удачно подровнялся и состоялся в журавлином строю, правый, имея пара в первых рядах и левее Бристоль-Файтер, а наравне с головным самолётом и пара правее Хавелянд с Либерти /второй Хавелянд не вылетал/ прошел растянутым журавлем и благодаря наличию 2-х самолётов Бристоль с Либерти, появлявшихся вне строя, не дал быстро очерченного журавля.

Разведывательная эскадрилья над Ходынкой и над Красной площадью показалась в совершенно верно указанное время, но в составе 2-х отрядов, из которых левый прошел уступным строем, имея в составе 6 самолётов в виде тупого журавля, имея 3 самолёта позади в одну линию, по выяснении оказалось, что из 6 самолётов СПАД в атмосферу встало 3 и они пристроились к отряду разведывательных самолётов по собственной инициативе.

Школа прошла 4-мя отрядами /19 самолётов/, три совместно и 4-й из Авро раздельно, существенно сзади. Задание отряду Авро было ожидать у Красной площади прохождения школьных самолётов и становиться им в хвост. Этого сделано не было, и отряд с Ходынки отправился вместе с другими самолётами, благодаря чего отстал.

Опрошенный начальник истребительной эскадрильи доложил, что заметил над Ходынкой в 13 час 25 мин, как было условлено, разведэскадрилью, он заметил, что они следуют в направлении от Красной площади и т.к. если бы он последовал за ними, то очевидно опоздал бы вовремя, он повёл собственную эскадрилью на Красную площадь.

Так, при неспециализированном прохождении самолётов через Красную площадь недостатками можно считать: некий разлад между истребительной и разведывательной эскадрильями, несоблюдение ведущими самолётами истребительной эскадрильи и правым отрядом приказания, показывающего им их места в отношении друг к другу; прохождение левого отряда разведчиков уступом, а не в журавлином строю, самовольное присоединение СПАДом к правому разведывательному отряду, в то время как приказанием им было указано их отрыв и место от общей группы отряда из Авро.

Пройдя вышеуказанным порядком, разворачиваясь у Павелецкого вокзала, самолёты прошли обратно и на фоне медлительно идущих школьных самолётов Мартинсайды успели три раза пройти над площадью. На втором кругу случилось пересечение направлений разведчиков с одним из отрядов Мартинсайдов безопасно для них, но вероятно обеспокоившее публику. При обратном прохождении от Павелецкого вокзала строй отрядов был выдержан, и на втором кругу разведывательная эскадрилья пошли совместно в виде 2-х журавлей, следовавших друг за другом.

Отряды Мартинсайдов ходили раздельно в хорошем растянутом журавлином строю. Прекрасно на громадной высоте прошел один школьный отряд из сборных самолётов.

Случаев появления над Красной площадью отдельных самолётов было три: 1) ВЕ2Е для фотографирования; 2) Мартинсайд, отставший от строя и догонявший собственный отряд; 3) СПАД, низко прошедший над Красной площадью уже по окончании прекращения полётов.

Наблюдение за полётами было очень сильно затруднено ввиду облачности и быть может, что публика, видя в окне туч единичные, из строя, самолёты, принимала их за одиноко идущие. Всего в воздухе пребывало 50 самолётов, 16 от истребителей, 14 от разведчиков, 19 от школы, 14 Опытного аэродрома и отряда и 1 ВЕ2Е вне строя.

Чувство собственной численностью самолёты произвели громадное, т.к. сосчитать их было весьма тяжело, кроме того мне, при прохождении самолётов через Красную площадь [был] момент, в то время, когда я в один момент насчитал в воздухе 30 самолётов.

Вероятно было производить еще большее число, но требование не производить в атмосферу через чур разнотипные автомобили в школе не разрешило применять всех имевшихся самолётов»10.

Наверное, расследование этого «воздушного безобразия» закончилось ничем, о наказаниях лётчиков и начальников сведений не отыскано. Так «неудовлетворительно», согласно точки зрения руководства, закончилась первая эпопея с грандиозной воздушной «показухой».

Источник: Анатолий Дёмин. Воздушная «показуха».11

Примечания:

  1. над Театральной площадью и Кремлём, где в то время проводили армейские парады. [?]
  2. Котлярский М. Окрыленные. М., 1970. С. 34-36. [?]
  3. В том месте же. С. 237-238. [?]
  4. Спирин И. Записки армейского летчика. М., 1939. С. 68-69. [?]
  5. Российский Национальный армейский архив (РГВА). Ф. 29. Оп. 75. Д. 5. Л. 46. ЧК, по-видимому, тогда еще «спала». Воображаете, что было бы в середине 1930-х годов, если бы кто-то внес предложение что-нибудь скинуть прямо на самого И.В. Сталина! [?]
  6. РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 5. Л. 47-48. [?]
  7. РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 5. Л. 49-49а. [?]
  8. РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 5. Л. 50. [?]
  9. РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 5. Л. 62. [?]
  10. РГВА. Ф. 29. Оп. 75. Д. 5. Л. 62-62а. [?]
  11. Легенды и мифы отечественной авиации / Сборник статей. Редактор-составитель А.А. Дёмин. Выпуск 3.   — М., Фонд содействия авиации «Русские Витязи», 2011. — 288 с, ил. [?]

Воздушный парад в Израиле 02.05.2017 года !!!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: