Женские лица воздушной войны

      Комментарии к записи Женские лица воздушной войны отключены

Виталий ГОРБАЧ
Екатерина ПОЛУНИНА
Дмитрий ХАЗАНОВ
(Авиамастер №3/2000)

Фраза «у войны не женское лицо», ставшая поговоркой благодаря известной книге Светланы Алексиевич, в значительной степени организовала образ дамы на фронте, общеизвестный по кадрам кинохроники: хрупкая девушка-санинструктор под огнем извлекает раненого бойца с поля боя. Пожалуй, данный видеоряд самый ярко отражал назначение дамы, как спасительницы судьбы, в противовес мужчине-солдату, разящему неприятеля.

Участие дам во всякого рода запасных частях Красной Армии достаточно обширно известно. В это же время, Великая Отечественная война дала примеры, в то время, когда дамы сражались в составе «сугубо мужских» родов армий — артиллерийских, танковых, авиационных. Военно-воздушный нюанс данной темы в большинстве случаев сводится к упоминанию о военных действиях летчиц из 46-го гвардейского полка ночных бомбардировщиков, летавших на известных «кукурузниках» По-2.

Но мало кто знает, что данный полк был создан в один момент с еще двумя — бомбардировочным и истребительным. Летчицам-истребителям 586-го иап посвящается эта работа.

***

Дискуссии в советском обществе по вопросу полного равноправия полов и социального положения дам стали причиной тому, что в 30-е годы увлечение авиацией было уделом не только юношей, но и девушек. Наровне с пилотами-мужчинами прославили стали и Родину известными всей стране летчицы Марина Раскова, Валентина Гризодубова, Полина Осипенко. Они первыми среди дам взяли звание Храбрецов СССР.

По их примеру многие юные девушки поступали в школы и аэроклубы Осоавиахима. Так, юная москвичка В.А.Петроченкова написала в заявлении 22 декабря 1938 г:

«В связи с ужасной смертью лучшего летчика-орденоносца чашей социалистической Отчизны Валерия Павловича Чкалова, что дал собственный жизнь и сердце за дело коммунизма, я, комсомолка Петраченкова, не могу оставаться равнодушной к тяжелой утрата (…) Я желаю пополнить последовательности Сталинской авиации, дать все силы и здоровье отечественной Советской Отчизне, компартии. Прошу принять меня в аэроклуб Сталинского района г. Москвы».

Женские лица воздушной войны

Быть может, современному читателю такие слова покажутся излишне патетичными, но тогда молодежь честно верила в яркое будущее собственной страны и гордилась ее управлением. В условиях широкого увлечения авиацией попасть в ряды воспитанников аэроклуба считалось громадной честью. Одной из изюминок предвоенного времени было то, что профессии «военный» и «пилот летчик воспринимались как синонимы.

Многие из дам, приобретая начальные навыки в управлении самолетом, попутно осваивали и армейские профессии. Неудивительно, что в то время, когда в Европе вспыхнул пожар войны, летчик-инструктор Ленинградского аэроклуба Москвы Валерия Хомякова обратилась в райвоенкомат с заявлением «Прошу зачислить меня в ряды РККА и отправить на фронт…». И эта просьба имела под собой не только идеологическую подоплеку. Многие девушки имели достаточно приличный налет на легких самолетах.

Кое-какие из них, как к примеру Екатерина Буданова, трудились инструкторами, готовя кадры для ВВС Красной Армии. Входе боевых действий на Хасане и Халхин-Голе она приобретала благодарственные письма от армейских лётчиков — собственных вчерашних учеников.

И все же в предвоенные годы просьбы дам о направлении в армию, подобные той, что высказала В.Д.Хомякова, не получали отклика у руководства. Замечательная Красная Армия, казалось, непоколебимо стоит на страже родных границ, готовая дать отпор любому агрессору. Но война началась совсем не по тому сценарию, на что рассчитывало большая часть населения СССР.

Неприятель стремительными ударами занял Прибалтику, Белоруссию, солидную часть Украины и уже в октябре развернул наступление на Москву.

Символично, что о летчицах отыскали в памяти в один из самых отчаянных для страны моментов, в то время, когда большинство армий Западного фронта попала в окружение под Вязьмой и дорога на Москву была фактически открытой. 8 октября 1941 г. показался приказ НКО №0099 «О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной Армии».

По этому документу «в целях применения женских летно-технических кадров» требовалось организовать три полка — 586-й истребительный, 587-й ближнебомбардировочный и 588-й ночной авиаполки из дам, находящихся на работе в ВВС КА, ГВФ и Осоавиахиме. Местом истребителей «и» дислокации ночников указывался город Энгельс, а бомбардировщиков — поселок Каменка.

Инициатором создания женских авиаполков выступила Марина Михайловна Раскова, являвшаяся как бы олицетворением предвоенных удач отечественных летчиц. Она пользовалась покровительством многих участников Политбюро ЦК ВКП (б), часто посещала Кремль. В первые дни войны майор Раскова взяла много писем от летчиц с просьбами зачислить их в армию.

Подав простым методом заявление в военкомат, многие из них так и не смогли добиться отправки на фронт, в авиацию.

Тогда у Расковой созрел замысел: внести предложение в правительство об применении женских летно-технических кадров в военных действиях на фронте. Инициативу поддержал Сталин, что в то время означало: «Да будет так». Не приводит к, что ответ об организации женских частей носило в каком-то смысле агитационный темперамент. Так как кроме того кадровые соединения ВВС Красной Армии, понесшие огромные утраты в битвах первого периода войны, не смогли обеспечить господства в воздухе.

Вместе с тем правильно да и то, что столь очевидное желание дам принимать участие в битвах с агрессором светло показывало стране и всей армии, что война, пришедшая в любой дом, вправду стала Отечественной.

Персональный состав полков набирали из добровольцев по направлению комсомольских организаций. На территории Петровского парка в Москве в строении ВВИА им. Жуковского пара помещений выделили для штаба Расковой.

С утра до позднего вечера ожидали собственной очереди студентки, фабрик и работницы заводов. Среди всех выделялись летчицы в светло синий форменных шинелях либо кожаных регланах — их зачисляли прежде всего. «Конкурс» был высок, но достаточно скоро удалось собрать около 450 человек личного состава. Специалистов среди них выяснилось очень мало, все больше спортсменки-планеристки.

Снова организованному соединению, начальником которого по праву стала М.М.Раскова, было присвоено достаточно необычное наименование — «часть 122». Все три полка требовалось организовать и начать боевую подготовку до 1 декабря 1941 г. Сперва обучение планировалось проводить при академии. Но осадное положение, введенное в столице, внесло коррективы в эти замыслы.

Девушек успели лишь переодеть в военную форму, по окончании чего все три полка 16 октября отбыли в военную авиашколу в город Энгельс Саратовской области.

Раскова оттягивала распределение девушек по полкам, ожидая начала летных тренировок. К тому же, все девушки обязательно желали стать летчиками боевых автомобилей, а требовалось собрать кроме этого навигаторов и стрелков-радистов. Еще нужнее были механики, мотористы, вооруженцы, поскольку начальник решила всецело укомплектовать части женщинами.

Марине Михайловне приходилось непросто: большая часть девушек грезило пилотировать истребители. Она решила отобрать в истребительный полк самых лучших, по окончании проверки техники пилотирования.

Первый период был достаточно сложным. Руководить массой людей, не опытных воинских порядков и не объединенных до тех пор пока неспециализированным делом, было тяжело. Переодетые в военную форму девушки пребывали на казарменном положении и привыкали к нему значительно хуже мужчин. К тому же, сказывалась специфика женского коллектива — не обошлось без ссор и распрей.

Майор Раскова отыскала выход в сокращении свободного времени и напряженном штудировании уставов.

Мужчины с недоверием и удивлением отнеслись к женскому летному формированию. «Наломают дров» — таков был распространенный мужской вердикт. Пожалуй, самый конкретно выразил неспециализированное вывод вооруженец лейтенант Мяло, что, выяснив, что комиссар формируемой части кроме этого дама, с большим удивлением задал вопрос: «Как? У вас имеется кроме того политработники?

Совсем как в настоящем полку?..» Такое отношение к летчицам будет преследовать женские авиачасти в течении всей войны, и девушкам довольно часто нужно будет воевать не только с «юнкерсами» и «мессерами», но и с пренебрежением сотрудников-мужчин.

По прибытии в авиашколу начался отбор летчиц в соответствующие полки. 9 декабря из состава «части 122» был выделен истребительный полк, взявший порядковый номер «586». В его состав вошли первые 25 девушек, сдавшие экзамен по матчасти истребителя Як-1. Достаточно скоро назначив начальником 588-го нбап умелую Е.Д.Бершанскую и покинув 587-й бап за собой, Раскова продолжительно не имела возможности отыскать хорошего кандидата на пост начальника 586-го иап.

Первое время обязанности начальника данной части были возложены на одну из известный летчиц Осоавиа-хима, а в последующем начальника 2-й эскадрильи Евгению Прохорову, прославившуюся в довоенное время собственными рекордными полетами. На нее и инструкторов энгельсской авиашколы легла главная наггрузка по переучиванию личного состава женского истребительного авиаполка.

28 января 1942 г., по окончании окончания курса наземной подготовки, в полк стали поступать долгожданные -Яки», и к 10 февраля в составе двух эскадрилий числилось 24 автомобили. Все они были в зимнем выполнении: на лыжных шасси, с утеплением агрегатов винтомоторной группы и с белой мелово-клеевой окраской. В последних числах Января начались тренировки на Як-7, а уже позже — на Як-1. Они продемонстрировали высокий уровень подготовки летчиц и их огромное желание быть не хуже мужчин.

Громадная работа выпала на долю помощника главы училища по летной подготовке полковника В.П.Петровича, лично контролировавшего технику пилотирования большинства девушек.

Среди вторых выделялись Раиса Беляева и Валерия Хомякова. Последняя вылетела на Як-1 по окончании 52 мин. «провозных», в то время как вторым, кроме того более умелым летчикам, для независимого старта на скоростном «Яке» требовалось провести в воздухе с инструктором два с половиной часа.

Хомякова взяла хорошие оценки по технике пилотирования в одном из тренировочных полетов, но в другом из-за неопытности перевела двигатель на истребитель и пустые баки, с заглохшим мотором, было нужно сажать на лед Волги. Хватало неприятностей и у других девушек.

Одвременно с этим дамы-механики проходили обучение и практику на летно-испытательной станции завода № 292. Нужно заявить, что овладение профессией авиатехника шло совсем непросто, поскольку кое-какие будущие мотористы, а вернее сообщить мотористки, в первый раз в жизни услышали на занятиях такие слова, как «картер» либо «коленвал».

Помимо этого, работа механика тяжела кроме того для мужчины, что уж сказать про девушек, которым по долгу работы и двигатели приходилось поменять, и хвост трехтонного истребителя переставлять, и вместо груза забираться на стабилизаторы при пробе мотора на стоянке. Причем делать все это требовалось независимо от погоды — и на лютом морозе и при невыносимой жаре.

Нужно заявить, что в начале 1942 г. по всему Поволжью находились жгучие морозы, бушевали метели и вьюги. Испытать на себе все «прелести» новой военной профессии девушкам-механикам довелось штормовой ночью 30 марта, в то время, когда они были подняты по тревоге для спасения самолетов. Военные машины имело возможность опрокинуть шквальным ветром. Спасение было в том, что пара механиков ложились на плоскости и стабилизатор, прижимая их своим весом к почва и ожидая окончания непогоды.

В то время, когда порывы ветра стихли, фигуры людей были похожи на комья снега, но самолеты фактически не пострадали. Но, маленькая передышка, выпавшая на долю механиков, была прервана в 12 часов дня, в то время, когда ураган разыгрался с новой силой. И опять последовала команда выйти на летное поле.

Борьба со стихией шла до полуночи, в то время, когда промокшие и измученные девушки смогли, наконец, отдохнуть.

23 февраля был днем, богатым на события, — полк выполнил первый боевой вылет по прикрытию моста через Волгу, а бойцы пополнения из Саратова принимали присягу, причем кое-какие чисто по-женски разрыдались. Приехавшая в тот же сутки из Москвы майор Раскова привезла приказ о краже воинских званий. Наконец случилось еще одно серьёзное событие — 586-й иап получил собственного постоянного начальника.

На эту должность прописали Тамару Казаринову, сестру Милицы Казариновой, которая с самого начала была ближайшим помощником и начальником штаба Расковой при формировании всей группы.

В марте летчицы ожидали отправки в армию, продолжая тренировки. Прошло уже более двух месяцев с момента окончания обучения, а про полк как словно бы и не вспоминали. Наконец, 7 апреля 1942 г. был взят приказ о вылете части через два дня в Москву для принятие участия в ПВО столицы.

Первая военная весна уже началась, снег скоро таял, и на промежуточном аэропорте Разбойщина «Яки» было нужно переставлять с лыж на колеса, которых в наличии не выяснилось.

Вся эта «колесная» эпопея продолжалась целую семь дней, и именно она вызвала возврат полка под Саратов. В итоге 586-й иап весной 1942 г на фронт так и не попал. По всей видимости, руководство, наученное неприятным опытом первого периода войны, решило поберечь женский полк, уготовив ему более спокойную судьбу в совокупности ПВО тылового города.

Настроение летного и технического состава было подавленным — все они, так рвавшиеся на настоящую войну, опять были «в глубинке».

14 мая 586-й иап перелетел на аэропорт Анисовка и вошел в подчинение 144-й иад ПВО, осуществлявшей прикрытие ЖД объектов недалеко от Саратова. В состав дивизии кроме женского полка входил кроме этого 963-й иап. Все это время отечественные героини продолжали учебу, причем руководство сделало упор на полеты ночью и на громадных высотах.

Значительно чаще высотами патрулирования являлись 5000-6000 м. «Яки», как мы знаем, не имели гермокабин, исходя из этого девушки должны были владеть отменной выносливостью и грамотно применять кислородные устройства.

Собственными силами было нужно модернизировать радиооборудование самолетов. Дело в том, что «Яки», состоявшие на вооружении полка, принадлежали к автомобилям первых серий и на них имелись лишь радиоприемники. Для работы в совокупности ПВО подобный недочёт считался недопустимым, и за три месяца радист инженер и Клавдия Волкова по спецоборудованию Вера Щербакова оснастили военные машины передатчиками.

Этим технический состав полка много поразил приехавшую в августе с проверкой рабочую группу из Москвы.

В это же время, фронт все ближе доходил к границам Саратовской области. Ранее отмечались пролеты только отдельных вражеских разведчиков, но с первыми налетами бомбардировщиков дыхание войны стало в полной мере ощутимо. Первая настоящая боевая тревога в полку раздалась в ночь на 25 июня, в то время, когда около дюжины Не.111 скинули бомбы недалеко от аэродрома, и на пребывавший рядом завод шарикоподшипников. В следующую ночь налет повторили уже около 30 автомобилей, уничтоживших один из цехов завода.

Зенитчики заявили об уничтожении трех неприятельских самолетов.

17 июня в полку произошла важная авария. В то время, когда пара истребителей возвращалась с боевого задания, самолет Ольги Студенецкой внезапно прекратил слушаться рулей. Неуправляемый «Як» перешел в отвесное пикирование, но летчице все же удалось выброситься с парашютом. Падающий самолет задел девушку, перебив ей правую ногу. Опробования на этом не закончились, поскольку, приземляясь, Студенецкая взяла второй удар по сломанной ноге.

Встать она не имела возможности, и парашют продолжительно волочил ее по степи. Как продемонстрировало расследование, обстоятельством аварии был треснувший болт, что вывалился от вибрации и вывел из строя ручку управления самолетом. В будущем, не обращая внимания на тяжелое ранение, О.И.Студенецкая в авиацию все же возвратилась, но не в истребительную, а в … полярную, и летала на У-2.

Трагически нелепый случай случился в части 20 июля. При сопровождении транспортного Ли-2 у пары, складывавшейся из Смирновой и лётчиц Будановой закончилось горючее. Было нужно садиться в поле около города Сердобска. Посадка Будановой прошла удачно, а вот Як-1 Смирновой попал на пашню и скапотировал. Пролетев пара метров вверх колесами, а позже, ударившись о почву крылом и хвостом, истребитель снова принял обычное положение. Летчица не пострадала.

Но помой-му удачно закончившийся полет неожиданно взял печальный финал. Заметив, что машина разбита, Лина Смирнова не смогла сдержать чувств и покончила с собой. Данный поступок привел в состояние шока целый полк.

Последней утратой довольно спокойного для части лета 1942 г. стала Ольга Голышева, которая 16 августа погибла при проведении учебного воздушного боя, не успев вывести истребитель из отвесного пикирования.

В это же время тяжелая ситуация на фронте, сложившаяся в следствии прорыва германских армий к Сталинграду, стала причиной тому, что 9 сентября в Саратовской области было заявлено положение. На следующий сутки вся 1-я эскадрилья под руководством Раисы Беляевой убыла под Сталинград, а в составе 586-го иап организовали новую, мужскую, к

Женское лицо войны. Катюша

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: