Во французских ВВС (Armee de l Air) с момента их происхождения была принята совокупность подготовки лётчиков, в частности истребителей, без применения особых учебно-тренировочных (переходных) самолётов. По окончании самолёта начального обучения курсанты «пересаживались» на устаревшие типы истребителей, уже выведенные из первой линии; конечно, летать на них им приходилось сходу самостоятельно, без инструктора.
Такая методика оправдывала себя, пока характеристики и пилотажные особенности учебных и боевых самолётов отличались не через чур очень сильно. Но уже в 1930-е годы, в то время, когда на вооружение начали поступать новые истребители-монопланы, не говоря о более идеальных автомобилях с убирающимися шасси, закрылками, винтами изменяемого шага и закрытыми кабинами – совокупность начала давать сбои. Единственным выходом имело возможность стать внедрение специального двухместного тренировочного самолёта с двойным управлением, по оборудованию и лётным характеристикам максимально приближенного к истребителю.
Но взять своевременно таковой самолёт французы так и опоздали, за что и поплатились. К началу войны и в особенности к 10 мая 1940 г., в то время, когда немцы перешли в массированное наступление на Западном фронте, Armee de l Air чувствовала важную дефицит квалифицированных лётчиков-истребителей.
Исправить положение она старалась ещё в 1938 г., заказав у американской компании North American тренировочные самолёты NA-57 и NA-64 (по 230 экземпляров каждого); но первые из них прибыли во Францию только в февраль 1939 и апрель 1940 г. соответственно, в то время, когда было уже через чур поздно. До капитуляции французы успели взять только 127 самолётов обоих типов; остальные заказанные (и оплаченные!) ими автомобили в итоге достались Канаде.
Наряду с этим во Франции БЫЛ хорошим тренировочный самолёт отечественной конструкции! Но и он из-за бюрократических проволочек вышел на сцену через чур поздно. Примечательно, что инициатором его создания стали не ВВС, а сама компания-производитель.
Работу над проектом «тренировочника» компания Morane-Saulnier из парижского предместья Пюто (Puteaux) начала ещё летом 1935 года, в то время, когда её MS.405 с V-образным 12-цилиндровым двигателем Hispano-Suiza 12Y был выбран в качестве стандартного одноместного истребителя Armee de l Air (в серии он был легко доработан и взял обозначение MS.406 C1). Уже тогда конструкторам было разумеется, что новый истребитель с высокой нагрузкой на крыло, убирающимся шасси и достаточно непростым оборудованием создаст неприятности молодым лётчикам, пересаживающимся на него с тихоходных высокопланов и устаревших низкопланов Dewoitine D.500/501/510 с неубирающимися шасси.
Основной конструктор Рене Готье (Rene Gauthier) принял простейшее ответ – уменьшить планер MS.405, переделать его в двухместный с местами учлёта и инструктора приятель за втором и оснастить менее замечательным двигателем; пилотажные особенности для того чтобы самолёта должны были остаться максимально родными к боевому прототипу. Действительно, двигатель был выбран звездообразный – Salmson 9AG (390 л.с.) с двухлопастным винтом.
Его капотировка и особенно переход от круглого сечения капота к фюзеляжу, спроектированному под V-образный мотор, имели возможность привести к нежелательным аэродинамическим аэродинамическим. Исходя из этого было решено изготовить модель в масштабе 1:10 и совершить её опробования в аэродинамической трубе.
Потому, что обращение шла об инициативном проекте компании, загруженной освоением серийного производства MS.406, работы затягивались; продувки модели были закончены только летом 1936-го, и лишь затем удалось приступить к постройке полноразмерного прототипа. Он взял обозначение MS.430 и был закончен к Январю (тем временем побывав, ещё в недостроенном виде, экспонатом Парижского авиасалона). 3 марта следующего года Мишель Детруа (Michel Detroyat) в Виллакубе в первый раз поднял MS.430 в атмосферу.
Конструкция новой автомобили в целом соответствовала MS.405/406 и применяла большое количество деталей и узлов (включая убирающееся шасси) от «старшего брата». Каркас был цельнометаллическим, из металлических и профилей и дюралевых труб (основной лонжерон крыла – из металлической поковки); крыло и часть фюзеляжа имели обшивку из материала Plymax (фанера, к наружной поверхности которой приклеивался узкий слой алюминия), носовая часть и капот двигателя – из дюралевых панелей, другая часть фюзеляжа была обтянута полотном. Оперение, элероны и рули имели обшивку из узкого листового дюраля.
Умелый тренировочный самолёт MS.430
Лётные опробования MS.430 подтвердили его сходство с истребителем, но двигатель трудился на пределе и не снабжал требуемого запаса мощности. В таком виде самолёт имел возможность лишь затруднить тренировочный процесс и добавить забот инструкторам. Исходя из этого прототип разобрали, а его подробности применяли при постройке нового, названного MS.435.
«435-й» выстроили в сентябре 1939-го. От предшественника он отличался двигателем Gnome-Rhone 9Kdrs взлётной мощностью 550 л.с. (номинальная – 535 л.с.), трёхлопастным винтом и поменянным оперением: вертикальное было аналогично MS.406 (у «430-го» был более низкий и широкий киль), но горизонтальное было поднято выше. ВВС не показали к нему громадного интереса, сохраняя надежду на американские поставки. Но по окончании успешных опробований (в большинстве полётов машину пилотировал всё тот же Детруа) армейские передумали и всё-таки подтвердили предварительный заказ Министерства авиации на 60 серийных MS.435 P2 (Perfectionnement biplace), выданный ещё в июне 1939 г.
Умелый MS.435
Чертёж MS.435 P2 (создатель Petr Kolmann)
Прототип MS.435 имел камуфляжную окраску в виде полей неправильной формы голубовато-серого, тёмно-зелёного и чёрного красно-коричневого цветов. Нижние поверхности — яркие серо-голубые. На нижней поверхности крыла был нанесен идентификационный номер F061
Но пресловутая неразбериха в неизменно реорганизуемом французском авиапроме и невозможность добиться чёткой координации работ со смежниками стали причиной тому, что до капитуляции Франции не было выстроено ни одной серийной автомобили. Имелся большой задел, но не хватало последовательности узлов, моторов, винтов, шасси и т.п. Германские же оккупанты послали всё сделанное на слом. Та же участь постигла и прототип MS.435; последний раз его видели целым на аэропорте Мариньян (Marignane) в сентябре 1940 г.
Конструкторы Morane-Saulnier, но, не закинули собственную «спарку». Ещё в годы оккупации они втайне от немцев трудились над её усовершенствованным вариантом для будущих обновлённых послевоенных ВВС Франции. В следствии показался цельнометаллический MS.470 (первый полёт весной 1945 г.) и его модификации – до 479 включительно, из которых MS.472 и 474 строились большой серией для Armee de l Air и Aeronavale под именем Vanneau («Чибис» либо «Пигалица»).
Серийные УТС MS.472 Vanneau ВВС Франции
Лётно-технические характеристики:
MS.430 |
MS.435 |
|
Год выпуска |
1937 |
1939 |
Размах крыла, м |
10,71 |
10,71 |
Протяженность, м |
7,88 |
8,89 |
Высота, м |
3,20 |
3,39 |
Площадь крыла, м2 |
18,00 |
18,00 |
Масса, кг: |
||
безлюдного |
1470 |
1657 |
взлётная |
1720 |
2150 |
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
Двигатель |
1х Salmson 9Ag |
1х Gnome-Rhone 9Kdrs |
Мощность, л.с. |
390 |
535 / 550 |
Скорость, км/ч: |
||
большая (на высоте, м) |
360 (2000) |
395 (1700) |
крейсерская |
322 |
340 |
посадочная |
90 |
|
Потолок, м |
6000 |
6500 |
Дальность, км |
700 |
|
Длительность полёта, ч |
3 |
Источники:
1. Miroslav BALOUS. Morane-Saulnier M.S.430/435. // Letectvi+Kosmonautika 2011 № 1, с.66-67 (Letadla 39-45).
2. http://www.aviarmor.net/aww2/trainer/france/morane_ms430.htm
3. http://aviafrance.com/
4. http://aviadejavu.ru/Site/Crafts/Craft32580.htm
Фото MS.472 — с сайта http://1000aircraftphotos.com.
Увлекательные записи:
- Мир будущего от параг ханна: новое средневековье, города-государства, россия — китайский караван-сарай.
- Русский чинук — вертолёт як-24. ссср
- Гонка за призраком скорости. летающие торпеды часть 2
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Опытный тяжелый истребитель-штурмовик hanriot (sncac) nc.600. франция
предприниматель и Французский пионер авиации Рене Анрио (Rene Hanriot) по окончании провала на конкурсе армейских самолетов 1911 года собственного…
-
Опытный легкий истребитель anf-mureaux 190 c1. франция
Не смотря на то, что в издании «L+K» рубрика «Letadla 39-45» посвящена летательным аппаратам времен Второй мировой, совсем ясно, что самолеты, каковые…
-
Опытный двухместный истребитель dufaux c.2. франция
авиационным историкам и Любителям авиации прекрасно известны как необыкновенный двухместный истребитель-биплан SPAD A.2, так и обстоятельства его…
-
Опытный бомбардировщик и разведчик spca iii type 30. франция
В первой половине 30-ых годов двадцатого века по окончании последовательности автомобилей для флота компанией Societe Provencale de Constructions…
-
Забытый самолет 1916 года. опытный тяжелый бомбардировщик bleriot b.lxvii. франция
Стало уже неспециализированным местом сказать, что фактически все, что показалось в военной авиации, было избретено в Первую мировую. Особенно это…
-
Опытные поплавковые бомбардировщики/самолеты-разведчики levasseur pl 200 и pl 201. франция
Самолеты без славы, прототипы без продолжения – два гидросамолета-близнеца PL 200 и PL 201 – не позвали никакого интереса, за исключением, возможно, их…