Транспортно-десантный экраноплан «орлёнок».

Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.Транспортно-десантный экраноплан «орлёнок».

Транспортно-десантный экраноплан Орлёнок был заказан ВМФ во второй половине 60-ых годов XX века. За полтора года был создан рабочие и технический проект чертежи, а в ноябре 1970 года на умелом заводе «Волга» при ЦКБ по СПК было начато его строительство. Главным конструктором экраноплана был Ростислав Евгеньевич Алексеев.

В осеннюю пору 1972 года первый летный экземпляр «Орленка» вывели на ходовые опробования. Ниже Нижнего Новгорода (тогда Горького) по течению Волги имеется остров Телячий. С левой стороны его отделяет от берега несудоходная, но большая протока длиной около восьми километров. В ней и проходили первые опробования «Орленка». Запрятать такую громадину было уже запрещено, и для местных жителей придумали легенду, что зто потерпевший аварию самолет, и по сей день его пробуют перегнать на аэропорт.

Опробования прошли удачно, и весной 1973 года экраноплан в разобранном состоянии перевезли по Волге на Каспийское море, в том месте собрали, и опробования длились уже в морских условиях.

Экраноплан проектировался и строился как десантно-транспортное средство для перевозки колесной и гусеничной техники, и живой силы в районы военных действий и высадки десанта. А для непосвященных изобрели хорошую легенду: «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов».

В 1975 году на протяжении опробований экраноплан посадили на камни. После этого пилот включил поддув, и машина сошла на воду, взлетела и без происшествий дошла до базы. Но посадка на камни бесследно не прошла. Корпус предсерийного «Орленка» был изготовлен из сплава К482Т1 — твёрдого, прочного, но хрупкого.

По всей видимости, удары о камни повредили корпус, в корме пошли трещины, каковые не были увидены при внешнем осмотре. Очередные опробования проводились при большом беспокойстве. На протяжении взлета с воды от удара поврежденного корпуса о гребень волны корма с килем, маршевым и горизонтальным оперением двигателем НК-12МК .

Пилоты от неожиданности скинули газ носовых двигателей. Основной конструктор Р.ЕАлексеев, что также сидел в пилотской кабине (Основной конструктор лично находился фактически на всех опробованиях), не растерявшись, забрал управление на себя. Он вывел носовые двигатели на крейсерский режим, не разрешив экранолету погрузиться в экипаж и воду довел поврежденную машину до берега.

Сидевшие в корабле люди отделались испугом, но для самого Ростислава Евгеньевича эта авария имела значительно более тяжелые последствия. Все ожидали, что Алексеев за создание экранопланов возьмёт звание Героя Социалистического Труда. Но вместо этого тогдашний министр судостроительной индустрии Б.Е.Бутома, уже «имевший зуб» на Алексеева за независимость характера воспользовался аварией как предлогом и снял Алексеева с начальника Главного и должности конструктора ЦКБ, понизив его до начотдела, а после этого – до начальника перспективного сектора.

Но сам Алексеев и военные наблюдали на эту аварию пара в противном случае: «Орленок» продемонстрировал собственную необычную живучесть (оторвите хвост самолету либо корму простому судну – что окажется?). Проанализировав обстоятельства аварии, на новых экземплярах «Орленка» хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменен на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

Всего было выстроено пять экранолетов типа «Орленок»:
— «Дубль» — экземпляр для статиспытаний, (разобран).
— С-23 — первый летный прототип из сплава К482Т1 (разобран по окончании аварии).
— С-21, выстроенный во второй половине 70-ых годов XX века. С-21 в первый раз продемонстрировал: «Орлёнок» — это экранолёт. На нём в первый раз летали вне экрана, что делало аппарат универсальнее. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века его приняли на вооружение ВМФ СССР и зачислили в 11-ю авиагруппу, подчинявшуюся конкретно штабу морской авиации. При полёте в первой половине 90-ых годов двадцатого века, отказало управление и экипажу чудесным образом удалось приводнить аппарат.

Один член экипажа погиб. Повреждённую машину разобрали.
— С-25, собранный в первой половине 80-ых годов двадцатого века, зачислен в 11-ю авиагруппу.
— С-26, введенный в строй в первой половине 80-ых годов XX века (11-я авиагруппа). Совершил последний полёт в первой половине 90-ых годов двадцатого века. В 2007 году его выкупило правительство Москвы для установки как монумента в музее ВМФ, на Химкинском водохранилище.

«Орлёнок», рекомендован для переброски морских десантов. Он способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным оружием либо две бронемашины (БТР (БТР-60 / БТР-70), БМП (БМП-1 / БМП-2), БМД, БРДМ (БРДМ-1 / БРДМ-2), ПТ-76) с экипажами, взлететь с волны до 2-х метров и со скоростью 400 км/час доставить десант к месту высадки. По окончании посадки на воду и выхода на относительно пологий берег, «Орлёнок» высаживает людей и технику через откидывающуюся вправо носовую часть.
Оружие складывается из турельно-башенной пулеметной установки «Утёс-М» (2 пулемета НСВТ).

Техническое описание экраноплана «Орленок».

Экраноплан «Орленок» спроектирован по самолетной схеме. Это трехдвигательный низконлан с Т-образным корпусом и хвостовым оперением-лодкой. Экипаж складывается из начальника, второго пилота, механика, навигатора, радиста и стрелка.

При перевозке десанта в состав экипажа дополнительно включаются два техника.

Планер изготовлен из сплава АМГ61. В агрегатах и отдельных узлах используется сталь. Радиопрозрачные обтекатели антенн изготовлены из композиционных материалов.

Защита планера от коррозии обеспечивается электрохимическими протекторами. Подводная часть окрашивается особой краской, мешающей обрастанию дна морскими организмами.

Корпус рекомендован для размещения в нем нужной нагрузки, экипажа, оружия, корабельных систем и стартовых двигателей. Нужная нагрузка размещается в грузовой кабине длиной 28 м, шириной 3,4 м и высотой 4,5 м. выгрузка и Загрузка происходят через люк, образующийся при повороте влево около шарниров носовой части корпуса. Кабина экипажа, пулемётная установка и двигатели размещены в поворотной части. Днище образовано совокупностью поперечных и продольных реданов.

В носовой части корпуса к дну крепится гидролыжа (носовая). Главная (основная) гидролыжа крепится недалеко от центра весов. Обе они смогут качаться в вертикальной плоскости.

выход и Вход экипажа осуществляется через двери, расположенные по бортам корпуса над крылом. Аварийное покидание — через люк на крыше пилотской кабины.

Крыло имеет аэродинамическую компоновку, оптимизированную для перемещения вблизи экрана. На финишах крыла установлены поплавки, играющие роль аэродинамических и глиссирующих шайб. На протяжении задней кромки расположены пятисекционные закрылки-элероны. На протяжении передней кромки на нижней поверхности крыла (ближе к финишам) находятся особые стартовые щитки. Ось вращения щитков проходит по их передним кромкам. Углы отклонения: закрылков-элеронов — от -10° до +42°, стартовых щитков — 70°.

Механизация крыла употребляется при старте для газовой подушки, поднимающей экраноплан из воды. На плаву задняя кромка крыла находится в воде. Для взлета включаются особые носовые стартовые двигатели, реактивные струи от которых направляются под крыло.

Пилот опускает щитки и закрылки, не давая газам прорываться под задней и передней кромками. Повышенное давление газов под крылом и поднимает экраноплан из воды. Конструктивно крыло складывается из центроплана и двух консолей, имеющих кессонную конструкцию.

Хвостовое оперение. На «Орленке» применено Т-образное хвостовое оперение с целью уменьшения влияния экрана на управляемости экраноплана и характеристики устойчивости. Громадные относительные размеры стабилизатора разъясняются необходимостью обеспечения устойчивого полета на разных высотах от экрана. Рули высоты четырехсекционные, руль направления — двухсекционный. Вертикальное оперение является одно целое с корпусом.

Сверху на оперении укреплен маршевый двигатель, установлены антенны и навигационные огни радиотехничсеких совокупностей.

Шасси включает двухколесную носовую и десятиколесную главную опоры. Колеса — нетормозные, носовые — поворотные, подвеска свободная. Уборка носовых колес осуществляется втягиванием в корпус, а главные колеса посредством гидроцилиндров заваливаются за основную гидролыжу. Створки убранного положения отсутствуют, гидролыжи в убранном положении частично закрывают ниши шасси.

Шасси совместно с лыжно-амортизирующим устройством (носовая и главная гидролыжи) и поддувом снабжают проходимость фактически по любому грунту, льду и снегу.

Силовая установка складывается из двух стартовых турбореактивных двухконтурных двигателей НК-8-4К и маршевого турбовинтового НК-12МК. Все двигатели являются морские модификации соответствующих авиационных. Стартовые двигатели (статическая большая тяга одного в стандартных условиях 10,5 т) установлены по бортам в отворачиваемой части фюзеляжа. Воздухозаборники размещены перед фонарем кабины пилотов для пыли попадания и предотвращения брызг при перемещении над морем либо сушей.

Поворотные соила двигателей разрешают направить реактивную струю под крыло (режим поддува) либо над крылом (в случае если нужно повышение тяги в крейсерском полете). Маршевый двигатель приводит во вращение два соосных винта диаметром 6 м (статическая большая тяга в стандартных условиях 15,5 т). На борту кроме этого имеется запасной силовая установка ТЛ-6Л.

Топливные баки находятся в корневых частях крыла.

Совокупности экраноплана являются комбинацией классического корабельного и самолетного оборудования. На борту имеется корабельный навигационный комплекс «Экран» с обзорной РЛС. Совокупность управления — гидравлическая.

Аналогом автопилота есть совокупность автоматического управления перемещением. С ее помощью пилотирование вероятно как в ручном, так и в автоматическом режимах. В носовой оконечности корпуса установлена антенна навигационной радиолокационной станции предупреждения столкновений — «Экран-4» с высокой разрешающей свойством. Антенна обзорной РЛС размещена на верхней части корпуса за пулеметной установкой.

Гидросистема снабжает функционирование рулевых поверхностей, механизации крыла, уборку-выпуск шасси и гидролыж, поворот носовой части корпуса на шарнирах. Электросистема снабжает током пилотажно-навигационное, радиосвязное, электротехническое оборудование, и совокупность управления. Экраноплан оборудован полным набором корабельных навигационных огней. В отворачиваемой части корпуса в форпике расположено якорно-буксирное устройство.

Сам якорь убирается в клюз. На борту экраноплана имеются надувные спасательные плоты и моторные надувные лодки.

Оружие складывается из оборонительной пулеметной установки «Утёс-М» и стрелкового оружия экипажа.

Окраска:
— надводная часть корпуса, включая оперение серая (шаровая);
— подводная часть корпуса — темно-зеленая;
— обтекатели антенн РЛС — светло-серые;
— ватерлиния, тактические номера — белые;
— лопасти винта, стволы пулеметов, визиры, сопла двигателей, ниши сопел носовых двигателей — тёмные;
— кончики шайб — красные;
— финиши лопастей — желтые.
С обоих бортов на вертикальном оперении нанесено изображение флага ВМФ России.

ЛТХ:

Модификация: Орлёнок
Размах крыла, м: 31,50
Протяженность, м: 58,11
Высота, м: 16,30
Площадь крыла,м2: 304,60
Масса, кг
-безлюдного снаряженного: 120000
-макс. взлетная: 140000
Тип двигателя
-стартовые: 2 х ТРД НК-8-4К
-маршевый: 1 х ТВД НК-12МК
Тяга
-стартовые, кгс: 2 х 10500
-маршевый, э.л.с.: 1 х 15000
Большая скорость, км/ч: 400
Крейсерская скорость, км/ч: 350
Практическая дальность, км: 1500
Высота полета на экране, м: 2-10
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 6-8
Нужная нагрузка, кг: до 20000
Оружие: установка «Утёс-М» (2 пулемета НСВТ).

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Экраноплан «Орленок».

Высадка десанта с экраноплана «Орлёнок».

Высадка десанта с экраноплана «Орлёнок».

Стоянки 11-й авиагруппы.

Кабина экраноплана «Орлёнок».

Транспортный отсек экраноплана «Орлёнок».

«Орлёнок». Рисунок.

Проекции экраноплана «Орленок».

«Орленок». Компоновочная схема.

Экраноплан «Орленок». Схема.

.

.
Перечень источников:
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
Издательство «Машиностроение» 2002 г. История конструкций самолетов в СССР 1951-1965 гг.
Морская коллекция 8-2010. Суда могущие летать. Экранопланы советского ВМФ.
АвиО. Дмитрий Гринюк. Взлетев выше солнца.
Анатолий Докучаев. «Орленок»! стать в строй! Экранопланы на боевой работе флотов мира.
Фотоархив сайта russianplanes.net

ЭКРАНОПЛАН ОРЛЕНОК

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: