Разработчик: Грунин
Страна: СССР
Первый полет: 1982 г.
Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Калининградской станции юных техников (под Москвой) Е.П.Грунин организовал группу энтузиастов-авиаконструкторов, которая с 1976-го по 1983 год трудилась над созданием легкого двухместного экраноплана Т-501.
За базу конструкции Т-501 Е.П.Грунин забрал планер L-13 «Бланик», фюзеляж которого был значительно доработан. Передней, нижней и хвостовой части фюзеляжа придали гидродинамические обводы (глиссирующей лодки с реданом). Стабилизатор перенесли на вершину киля, оперение стало Т-образным. Двухместная силовая часть и кабина фюзеляжа остались без трансформаций. Крыло имело треугольную форму в плане с обратным V по передней кромке. Т-501 рассчитывался на установку двух двигателей.
На Т-501 над центропланом на горизонтальной балке сверху фюзеляжа установили два мотора «Нептун-23» неспециализированной мощностью 46 л.с. с винтами диаметром 0,98 м. Большую часть расчетных и конструкторских работ выполнили студенты Столичного университета инженеров гражданской авиации (МИИГА).
Опробования Т-501 начались в первой половине 80-ых годов XX века и проводились на Пироговском водохранилище под Москвой. Опробования продемонстрировали, что тяги двух двигателей не хватает. Затем на экраноплан был установлен турбостартер ТС-21, развивавший стартовую тягу 240 кгс.
Опробования Т-501 с турбостартером проводились в первой половине 80-ых годов XX века. Но данный аппарат и не смог встать в атмосферу из-за неудовлетворительных гидродинамических обводов корпуса лодки. Помимо этого, аэродинамическая компоновка аппарата была не совсем успешной.
ЛТХ:
Модификация: Т-501
Размах крыла, м: 9,00
Протяженность, м: 8,80
Площадь крыла, м2: 17,00
Вес, кг
-пустой: 580
-взлетный: 660
Тип двигателя: 1 х ПД «Нептун-23»
-мощность, л.с.: 1 х 23
Макс. скорость, км/ч:
Крейсерская скорость, км/ч: —
Практическая дальность, км: —
Высота полета на экране, м: —
Экипаж, чел: 2.
Экраноплан Т-501.
Экраноплан Т-501.
Экраноплан Т-501.
Вариант Т-501 с двумя двигателями.
Т-501. Схема.
.
.
Перечень источников:
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
«Техника и оружие» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
Материалы сайта «Ассоциация Экспериментальной Авиации».
Экспериментальные экранопланы, наводившие ужас на западных военных специалистов
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный экраноплан эла-13.
Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ Страна: СССР Первый полет: 1978 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века студенты-дипломники КнАПИ…
-
Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».
Разработчик: А.Н.Панченков Страна: СССР Первый полет: 1975 г. Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе…
-
Экспериментальный экраноплан см-6.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1972 г. В начале 60-х годов Р.Е.Алексеев решает сделать очередной ход — создать серийный экраноплан. Для…
-
Экспериментальный экраноплан км (корабль-макет).
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1966 г. В первой половине 60-х годов прошлого века была принята национальная программа по экранопланам,…
-
Экспериментальный экраноплан эс-2 «шмель».
Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин Страна: СССР Первый полет: 1974 г. В первой половине 70-ых годов XX века группой молодых экспертов Центральной лаборатории…
-
Экспериментальные экранопланы см-1, -2.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1961 г. Еще в 40-е годы, разрабатывая проекты торпедных катеров на подводных крыльях, Р.Е.Алексеев…