Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ
Страна: СССР
Первый полет: 1978 г.
Во второй половине 70-ых годов двадцатого века студенты-дипломники КнАПИ И.В.Чепурных, В.Г.Макаров, Н.Н.Надеждкин и В.Г.Носов, разрабатывая собственный проект пассажирского гидросамолета, решили изучить влияние результата экрана на улучшение взлетно-посадочных черт самолета. Во второй половине 70-ых годов XX века они приступили к постройке несложного по конструкции аппарата, что имел возможность бы являться «летающим стендом» для этих изучений — ЭЛА-13.
Аппарат спроектировали и изготовили за достаточно маленькое время (меньше чем за год). Его несущий фюзеляж имел прямоугольную форму. В передней части фюзеляжа размешалась открытая кабина с носовым обтекателем, за которой на мотораме был установлен двигатель с толкающим воздушным винтом диаметром 1,6 м. За задней кромкой центроплана, на силовой балке установили Т-образное хвостовое оперение, стабилизатор которого усилили подкосами.
По боковым кромкам фюзеляжа монтировались два поплавка, поддерживаемые трубчатыми подкосами. Поплавки имели несложную гидродинамическую форму с плоским дном.
К фюзеляжу в средней его части крепились две консоли крыла, имевшие элероны, каковые были выполнены комбинированными и трудились как закрылки, отклоняясь синхронно с рулем высоты. Так обеспечивалась работа совокупности яркого управления подъемной силой крыла, которая прекрасно зарекомендовала себя в ходе полетов ЭЛА-13. По финишам консолей имелись концевые шайбы, развитые вниз для уменьшения личного сопротивления крыла.
Опробования ЭЛА-13 проводились в июле 1978 года на реке Амур неподалеку от Комсомольска-на-Амуре. Испытывал аппарат В.Г.Носов. По окончании рулений и пробежки, на которых ЭЛА-13 продемонстрировал управляемость и хорошую устойчивость, было решено произвести взлет.
Но из-за задней центровки взлет оказался с кабрированием и при неотёсанной посадке случилась авария (поломка консоли с элероном и поплавка). Ремонт занял 2 дня. Но и последующие опробования продемонстрировали, что аппарат требует доработки, которая была совершена зимний период 1978 года.
В модифицированном примере, что взял наименование ЭЛА-13М, было увеличено водоизмещение поплавков в носовой части, обеспечено смещение центровки вперед и увеличена тяга винта. Помимо этого, перед кабиной поставили обтекатель с ветровым стеклом, а элероны выполнили из пластика. Был шепетильно подобран воздушный винт. При диаметре 1,6 м он начал развивать статическую тягу 100 кг.
Взлетная масса модифицированного аппарата увеличилась до 270 кг.
В июле 1979 года ЭЛА-13М испытывался на Амуре (пилот-испытатель В.Г.Носов). Опробования прошли удачно. Экраноплан 32 раза поднимался в атмосферу, продемонстрировав управляемость и хорошую устойчивость на разных режимах полета вблизи опорной поверхности и далеко от нее.
Все заданные режимы полета были изучены, К сожалению, авария аппарата (поломка поплавка при посадке) не разрешила выполнить программу опробований полностью.
Экраноплан ЭЛА-13 на опробованиях.
Экраноплан ЭЛА-13М на опробованиях.
Экраноплан ЭЛА-13М на опробованиях.
.
.
Перечень источников:
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
«Техника и оружие» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
Лётные испытания экраноплана ЭЛА 13
Увлекательные записи:
- Экспериментальный самолет «4302».
- Истребитель-перехватчик су-9.
- Разведчик-корректировщик ан-2ф (ан-2нак).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный экраноплан t-501.
Разработчик: Грунин Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Калининградской станции юных техников (под…
-
Экспериментальный экраноплан эс-2 «шмель».
Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин Страна: СССР Первый полет: 1974 г. В первой половине 70-ых годов XX века группой молодых экспертов Центральной лаборатории…
-
Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».
Разработчик: А.Н.Панченков Страна: СССР Первый полет: 1975 г. Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе…
-
Экспериментальный экраноплан км (корабль-макет).
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1966 г. В первой половине 60-х годов прошлого века была принята национальная программа по экранопланам,…
-
Экспериментальный истребитель-перехватчик и-270.
Разработчик: ОКБ Микояна, Гуревича Страна: СССР Первый полет: 1947 г. К 1945 году сформировался сильный игрок на поле технической политики в области…
-
Транспортно-десантный экраноплан «орлёнок».
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1974 г. Транспортно-десантный экраноплан Орлёнок был заказан ВМФ во второй половине 60-ых годов XX века….