Экспериментальный экраноплан эла-13.

      Комментарии к записи Экспериментальный экраноплан эла-13. отключены

Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ
Страна: СССР
Первый полет: 1978 г.Экспериментальный экраноплан эла-13.

Во второй половине 70-ых годов двадцатого века студенты-дипломники КнАПИ И.В.Чепурных, В.Г.Макаров, Н.Н.Надеждкин и В.Г.Носов, разрабатывая собственный проект пассажирского гидросамолета, решили изучить влияние результата экрана на улучшение взлетно-посадочных черт самолета. Во второй половине 70-ых годов XX века они приступили к постройке несложного по конструкции аппарата, что имел возможность бы являться «летающим стендом» для этих изучений — ЭЛА-13.

Аппарат спроектировали и изготовили за достаточно маленькое время (меньше чем за год). Его несущий фюзеляж имел прямоугольную форму. В передней части фюзеляжа размешалась открытая кабина с носовым обтекателем, за которой на мотораме был установлен двигатель с толкающим воздушным винтом диаметром 1,6 м. За задней кромкой центроплана, на силовой балке установили Т-образное хвостовое оперение, стабилизатор которого усилили подкосами.

По боковым кромкам фюзеляжа монтировались два поплавка, поддерживаемые трубчатыми подкосами. Поплавки имели несложную гидродинамическую форму с плоским дном.

К фюзеляжу в средней его части крепились две консоли крыла, имевшие элероны, каковые были выполнены комбинированными и трудились как закрылки, отклоняясь синхронно с рулем высоты. Так обеспечивалась работа совокупности яркого управления подъемной силой крыла, которая прекрасно зарекомендовала себя в ходе полетов ЭЛА-13. По финишам консолей имелись концевые шайбы, развитые вниз для уменьшения личного сопротивления крыла.

Опробования ЭЛА-13 проводились в июле 1978 года на реке Амур неподалеку от Комсомольска-на-Амуре. Испытывал аппарат В.Г.Носов. По окончании рулений и пробежки, на которых ЭЛА-13 продемонстрировал управляемость и хорошую устойчивость, было решено произвести взлет.

Но из-за задней центровки взлет оказался с кабрированием и при неотёсанной посадке случилась авария (поломка консоли с элероном и поплавка). Ремонт занял 2 дня. Но и последующие опробования продемонстрировали, что аппарат требует доработки, которая была совершена зимний период 1978 года.

В модифицированном примере, что взял наименование ЭЛА-13М, было увеличено водоизмещение поплавков в носовой части, обеспечено смещение центровки вперед и увеличена тяга винта. Помимо этого, перед кабиной поставили обтекатель с ветровым стеклом, а элероны выполнили из пластика. Был шепетильно подобран воздушный винт. При диаметре 1,6 м он начал развивать статическую тягу 100 кг.

Взлетная масса модифицированного аппарата увеличилась до 270 кг.

В июле 1979 года ЭЛА-13М испытывался на Амуре (пилот-испытатель В.Г.Носов). Опробования прошли удачно. Экраноплан 32 раза поднимался в атмосферу, продемонстрировав управляемость и хорошую устойчивость на разных режимах полета вблизи опорной поверхности и далеко от нее.

Все заданные режимы полета были изучены, К сожалению, авария аппарата (поломка поплавка при посадке) не разрешила выполнить программу опробований полностью.

Экраноплан ЭЛА-13 на опробованиях.

Экраноплан ЭЛА-13М на опробованиях.

Экраноплан ЭЛА-13М на опробованиях.

.

.
Перечень источников:
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
«Техника и оружие» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.

Лётные испытания экраноплана ЭЛА 13

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: