Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.
В первой половине 70-ых годов XX века группой молодых экспертов Центральной лаборатории спасательной техники (ЦЛСТ) отделения общества спасения утопающих на воде при ЦК ДОССАФ РСФСР, под управлением Е.П.Грунина был создан экраноплан ЭС-2 «Шмель», предназначенный для изучения аэродинамических черт эластичного крыла и изучения его управляемости и устойчивости при перемещении над опорной поверхностью. За базу конструкции забрали популярный чехословацкий двухместный планер L-13 «Blanik» при сохранении управления, хвостового оперения и шасси.
Двигатель зарубежного производства заменили отечественным. На узлах крепления снятого крыла планера закрепили новое крыло с твёрдой профилированной передней кромкой и эластичной несущей поверхностью из двух слоев прорезиненной ткани.
Опробования ЭС-2 проводились пилотом В.А.Губиным в Люберцах под Москвой. Они продемонстрировали управляемость и удовлетворительную устойчивость. Полученные аэродинамические характеристики кроме этого можно считать высокими.
Для возможности сравнения аэродинамических черт эластичного л твёрдого крыльев малого удли нения в 1975 году в МВТУ им. Н.Э.Баумана совместно с ЦЛСТ был изготовлен экраноплан ЭС-2М. конструкция и Проект этого примера были созданы Ю.В.Макаровым. ЭС-2М имел цельнометаллическую конструкцию.
хвостовое оперение и Фюзеляж кроме этого забрали от планера L-13 «Blanik» с доработками, каковые касались установки двух дополнительных шпангоутов под мотораму и для крепления двух лонжеронов крыла. Помимо этого, всецело поменяли и существенно упростили центральный узел управления планером.
Благодаря узкому с малым кривизной профилю, и узкому фюзеляжу и чистому крылу, данный экраноплан имел лучшие, чем у ЭС-2, аэродинамические характеристики. При хороших летно-технических данных ЭС-2М владел большей устойчивостью, чем его предшественник, но пара «инертной» если сравнивать с ним управляемостью, что существенно упростило технику пилотирования.
Опробования ЭС-2М проводились летом 1976 года под Москвой недалеко от Купавны. По окончании опробований экраноплан экспонировался во второй половине 70-ых годов двадцатого века на ВДНХ. По итогам успешных опробований ЭС-2М были сделаны проработки конструкций вторых экранопланов на базе самолетов, каковые в ГВФ подлежали снятию с эксплуатации (Як-12, Ли-2), и самолетов Ан-2 и Бе-12.
ЛТХ:
Тип: ЭС-2 / ЭС-2М
Протяженность, м: 8,4 / 8,4
Размах, м:7,3 / 9,0
Вес, кг:
-пустой: 260 / 310
-взлетный: 500 / 560
Площадь крыла, м: 19,2 / 20,0
Двигатель: 1 х ПД М-63 / 1 х ПД М-63
-мощность, л.с.: 1 х 32 / 1 х 32
Высота полета на экране, м: 2 / 3
Скорость, км/ч
-большая: 80 / 120
-посадочная: 60 / 52
Экипаж, чел: 2 / 2.
Экраноплан ЭС-2 «Шмель».
Экраноплан ЭС-2 «Шмель».
Экраноплан ЭС-2 «Шмель».
ЭС-2М в полете над экраном при буксировочных опробованиях.
Экраноплан ЭС-2 «Шмель». Рисунок.
Экраноплан ЭС-2 «Шмель». Рисунок.
Экраноплан ЭС-2. Схема.
Экраноплан ЭС-2М. Схема.
.
.
Перечень источников:
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
«Техника и оружие» 2008-01. Павел Качур. Экранопланы. Прошлое, настоящее, будущее.
Материалы сайта «Ассоциация Экспериментальной Авиации».
Армейский нож № 1
Увлекательные записи:
- Тяжелый транспортный самолет г-2 (ант-6).
- Бомбардировщик-торпедоносец тб-1п.
- Пассажирский самолет сталь-2.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный экраноплан эла-13.
Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ Страна: СССР Первый полет: 1978 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века студенты-дипломники КнАПИ…
-
Экспериментальный экраноплан км (корабль-макет).
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1966 г. В первой половине 60-х годов прошлого века была принята национальная программа по экранопланам,…
-
Экспериментальный экраноплан см-6.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1972 г. В начале 60-х годов Р.Е.Алексеев решает сделать очередной ход — создать серийный экраноплан. Для…
-
Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».
Разработчик: А.Н.Панченков Страна: СССР Первый полет: 1975 г. Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе…
-
Экспериментальный экраноплан t-501.
Разработчик: Грунин Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Калининградской станции юных техников (под…
-
Экспериментальный планер маи-68.
Разработчик: МАИ Страна: СССР Первый полет: 1970 г. Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы…