Разработчик: Алексеев
Страна: СССР
Первый полет: 1966 г.
В первой половине 60-х годов прошлого века была принята национальная программа по экранопланам, предусматривающая создание последовательности новых пилотируемых самоходных моделей экранопланов, и разработку проектов боевых экранопланов для ВМФ и других родов армий с созданием полноразмерного экспериментального экраноплана. В 1964-1965 годах в ЦКБ по СПК осуществлялось создание и проектирование неповторимого, самого громадного в мире летательного аппарата — экраноплана «КМ»- корабль-макет, взявшего у зарубежных разведслужб заглавия: «Каспийский монстр», «Каспийское чудовище».
Главным конструктором этого экраноплана был Р.Е.Алексеев, ведущим конструктором — В.в первых рядах.Ефимов. В постройке экраноплана КМ были задействованы многие предприятия СССР, в частности Горьковского региона — завод «Красное Сормово», авиастроительный завод имени Серго Орджоникидзе.
КМ, либо корабль-макет, как его назвали в ЦКБ, имел длину 92 м, высоту 22 м, размах крыла 37 м. Днище корпуса было устроено по-корабельному, не смотря на то, что снаружи КМ был похожим самолет. На переднем пилоне размещалось 8 турбореактивных двигателей тягой по 10 т любой — их мощность употреблялась по большей части при старте. На киле находились еще два таких же двигателя, достаточных для поддержания крейсерского режима.
В рекордном полете его масса достигала 544 т, что было в то время неофициальным мировым рекордом для летательных аппаратов того времени. Он был побит лишь с созданием самолета Ан-225 «Мрия». По документам экраноплан проходил как корабль и относился к ВМФ, поскольку экранный эффект действует на высоте нескольких метров.
Конструктивно он напоминал амфибию (тип лодка). Руководили экспериментальным аппаратом летчики-испытатели.
Опробования корабля-макета решили совершить на Каспийском море. 22 июня 1966 года, перед восходом солнца с волжского причала спустили на воду самый большой на то время летательный аппарат в мире. А после этого практически месяц полупритопленный, с отстыкованным крылом, накрытый маскировочной сеткой экраноплан буксировали по Волге из Неприятного на полигон в Каспийск. По соображениям секретности шли ночью, днём отстаивались.
И все это время доделывали KM — управление, хотя отрапортовать «наверх» и взять награды, назначило Алексееву, попросту говоря, сумасбродные сроки.
Наконец КМ достиг Каспийска — города, расположенного рядом с Махачкалой. В том же направлении прибыли влиятельные госслужащие и настойчиво попросили от конструктора немедленного отчета. Экраноплан еще пребывал в плавучем доке, а Врач наравне со всеми тянул верёвки, пристыковывая крыло.
И внезапно он поразил собственных сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности, — забрав полетный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нем: «Полет в доке».
Запустили все 10 двигателей, грохот увеличивался, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться древесный забор, попавший под выбросы моторов. При тяге в 40% от номинальной док с пришвартованным в нем экранопланом тронулся с места, начало срывать якоря. Удовлетворенный произведенным на государственныхы служащих впечатлением, Алексеев приказал глушить двигатели.
С того времени слова «полет в доке» для его сподвижников и конструктора обозначали очковтирательства, на каковые случалось идти, чтобы не конфликтовать с требующим стремительных результатов руководством.
А оно все торопило, и для соблюдения назначенной даты первого полета было нужно без шуток рискнуть. Дело в том, что на корабле-макете опоздали смонтировать радиооборудование, не трудились и высотомеры. В четыре утра, в то время, когда руководство нежилось в кровати, буксир вывел док в море.
Он еще не всецело погрузился в воду, а из него уже на малом газе вырулил экраноплан — за штурвалом сидел Врач. Он продемонстрировал жестом: «Вперед!» — и поднял КМ из воды. Летал сходу около 50 мин на высоте приблизительно 4 м.
На берегу Алексеев доложил ошеломленным членам и председателю рабочей группы: «Машина вела себя замечательно», а заодно, дав обещание никому не рассказывать о том, что они все проспали, попросил подписать полетный лист. Деваться сконфуженным госслужащим было некуда — полет замечало много свидетелей. Успешный финал первого опробования принес Алексееву «добро» финансировать его проект как минимум 5 лет.
На самом же деле полет прошел не столь уж гладко — в какой-то момент корпус экраноплана, выстроенный по авиационным правилам, начал извиваться, как змея. Недочёт решили устранить самым несложным методом — корпус укрепили 10-и 20-миллиметровыми железными страницами. Выбирать его ажурную силовую конструкцию, перекладывать кабельные автострады и прочую начинку было некогда.
Но все равно огромная, тяжелая машина продемонстрировала замечательные качества. Она устойчиво шла над экраном на высоте 3 — 4 м на крейсерской скорости 400-450 км/ч. По большому счету Алексеев владел какой-то необычной конструкторской интуицией. К примеру, в то время, когда за границей опубликовали схемы его судов на подводных крыльях, один германский доктор наук-гидроаэродинамик, изучив их, категорически заявил: «Эти аппараты не смогут двигаться так скоро — крылья разрушатся от кавитации».
Определив же, что русские от опытных образцов уже переходят к серийному выпуску, уязвленный ученый не удержался и приехал к Алексееву. Зарубежного гостя прокатили на «Ракете», причем часть плавания он совершил достаточно уникально. По его просьбе открыли нижний люк, доктор наук свесился вниз головой поближе к воде (двое из команды держали его за ноги) и замечал водные потоки, омывающие крыло. Через некое время доктор наук принял обычное положение и, пожав Алексееву руку, сообщил: «Страно, гениально!»
Да, Врач был необыкновенным человеком. Его, как и КМ, в полной мере возможно назвать «монстром», талантливым на то, что вторым не под силу. До сих пор достигнутое им в создании экранопланов остается отечественным секретом.
Зарубежные аналоги этих автомобилей являются, по сути, низколетящие самолеты — пилоты насильно удерживают их у поверхности. КМ же был так устойчив, что Алексеев время от времени на показ прекратил им управлять а также выключал в полете двигатели. Замечавших такое летчиков особенно впечатляло, что аппарат безо всякого вмешательства рулей отслеживал любой изгиб рельефа.
Владел КМ и хорошей маневренностью — он был способен на крутые развороты с касанием шайбы и большим креном (окончания крыла) о воду. Наблюдатели видели, как по окончании затяжного разбега по морю с 3-балльным беспокойством он оторвался от воды и ушел за горизонт.
Опробования КМ проходили на Каспии в течении в течении 15 лет и закончились совсем печально. 9 февраля 1980 года погиб Алексеев. В тот же году погиб КМ. Пилот, в далеком прошлом не сидевший за штурвалом «монстра», через чур быстро задрал при взлете шнобель автомобили, она скоро и практически вертикально отправилась вверх, растерявшийся летчик быстро скинул тягу и не по инструкции сработал рулем высоты — корабль, завалившись на левое крыло, ударился о воду.
Жертв не было. Все, кто знал «Каспийского монстра», до сих пор уверяют — необходимо было сделать что-то из последовательности вон выходящее, дабы угробить его.
ЛТХ:
Модификация: КМ-1
Размах крыла, м: 37,60
Размах хвостового оперения, м: 37,00
Протяженность, м: 92,00
Высота, м: 21,80
Площадь крыла, м2: 662,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 240000
-макс. взлетная: 544000
Тип двигателя: 10 х ТРД ВД-7
Тяга, кгс: 10 х 13000
Большая скорость, км/ч: 500
Крейсерская скорость, км/ч: 430
Практическая дальность, км: 1500
Высота полета на экране, м: 4-14
Мореходность, баллов: 3
Экипаж, чел: 6.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ.
Экраноплан КМ. Схема.
.
.
Перечень источников:
Летательные аппараты нетрадиционных схем. Экранопланы.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России.
Издание «Техника — молодёжи» №№ 1-3 за 1992 г. Алексей Кузнецов. Каспийский монстр.
Красная звезда. Анатолий Докучаев. В чем сила «Каспийского монстра».
Аэрохобби. С.Кравчук, А.Маскалик, А.Привалов. Летящий над волнами.
Каспийской Монстр Убийца Авианосцев
Увлекательные записи:
- Истребитель-перехватчик и-75.
- 23-Мм авиационная двухствольная пушка гш-23.
- Поисково-спасательный самолет ан-12пс.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Экспериментальный экраноплан см-6.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1972 г. В начале 60-х годов Р.Е.Алексеев решает сделать очередной ход — создать серийный экраноплан. Для…
-
Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».
Разработчик: А.Н.Панченков Страна: СССР Первый полет: 1975 г. Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе…
-
Экспериментальный экраноплан эс-2 «шмель».
Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин Страна: СССР Первый полет: 1974 г. В первой половине 70-ых годов XX века группой молодых экспертов Центральной лаборатории…
-
Экспериментальный экраноплан t-501.
Разработчик: Грунин Страна: СССР Первый полет: 1982 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Калининградской станции юных техников (под…
-
Экспериментальный экраноплан эла-13.
Разработчик: Студенческое КБ КнАПИ Страна: СССР Первый полет: 1978 г. Во второй половине 70-ых годов двадцатого века студенты-дипломники КнАПИ…
-
Экспериментальные экранопланы см-1, -2.
Разработчик: Алексеев Страна: СССР Первый полет: 1961 г. Еще в 40-е годы, разрабатывая проекты торпедных катеров на подводных крыльях, Р.Е.Алексеев…