Разработчик: НИИ-61, В.Грязев и А.Шипунов
Страна: СССР
Опробования: 1959 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.
ГШ-23 (ТКБ-613) — двуствольная авиационная пушка, предназначенная для оснащения подвижных и неподвижных пушечных вертолётов и установок самолётов. Дальность действенной стрельбы ГШ-23 образовывает 2 км. Первым самолетом, на котором была использована пушка, стал МиГ-21ПФС (ПФМ).
ГШ-23Л размещалась в контейнере ГП-9 в центре под фюзеляжем, боекомплект 200 патронов. Не считая стационарного размещения, пушка употребляется в подвесном контейнере УПК-23-250, СППУ-22, СНПУ, ВСПУ-36.
Пушка создана в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) и поступила на вооружение в 1965 году. Производством пушки ГШ-23 занимается ОАО «Завод имени В.А.Дегтярева» (г.
Ковров).
Конструктивно ГШ-23 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста.
Пушка ГШ-23 была создана под управлением главного конструктора В.Грязева и начотдела А.Шипунова под патроны к пушке АМ-23 калибра 23 х 115 мм.
Первый макетный пример пушки был собран в НИИ-61 в конце 1954 года. По окончании множества технологических и конструктивных трансформаций (лишь ударно-спусковой механизм пушки изменялся радикально пять раз) и кропотливой пятилетней доработки ГШ-23, во второй половине 50-ых годов двадцатого века было издано постановление о ее запуске в производство. Первые серийные образцы пушки продемонстрировали низкую живучесть, что потребовало совершить последовательность доработок конструкции.
Официально ГШ-23 принята на вооружение в 1965 году.
В данной пушке в одном кожухе устанавливались два ствола и размещались механизмы, снабжающие поочередное их заряжание. Автоматика оружия приводилась в перемещение газоотводным двигателем, в который пороховые газы поступали при выстрелах то из одного, то из другого ствола. Неспециализированный агрегат создавал подачу патронов из одной патронной ленты.
Вместо популярных ранее реечных совокупностей подачи в устройстве ГШ-23 применили шестеренчатый привод со звездочкой, протаскивающей патронную ленту. Любой ствол имел собственные узлы понижения патрона из ленты в патронник, его досылания, экстракции и запирания гильзы. Механизмы одного ствола были кинематически связаны с механизмами другого ствола посредством рычагов-коромысел, меняя подачу и работу узлов между двумя блоками: запирание ствола одного приходилось на отпирание другого, выброс гильзы – на досылание патрона в соседнем.
Такая схема разрешила пара упростить кинематику, потому, что ползуны при накате и откате двигались линейно, лишь вперед и назад, а их перемещение осуществлялось принудительно действием газовых поршней, без каких-либо возвратных пружин, в отличие от того же автомата Калашникова. Именно поэтому удалось добиться хорошей динамической уравновешенности автоматики в направлении отката и реализовать высокую надежность работы совокупности.
Еще одним новшеством стало внедрение пиротехнической перезарядки пушки вместо привычной пневмо-перезарядки, передергивавшей затвор подачей сжатого воздуха при осечки, задержки или других отказов. Воздушное пространство большого давления выступал наряду с этим в роли «штатных» пороховых газов в пушках с газоотводом или подавался в особый механизм перезарядки в совокупностях с откатом ствола, снабжая воздействие кинематики.
По сути, ГШ-23 представляла собой две пушки, объединенные в один блок и имевшие связанный механизм автоматики, где «половинки» трудятся друг на друга, делая накат затвора одной из них за счет энергии пороховых газов при откате соседней. Такое соединение разрешило взять выигрыш в габаритах и весе оружия если сравнивать с двумя несвязанными пушками, поскольку последовательность механизмов и узлов являлись неспециализированными для обоих стволов, входящих в совокупность.
Неспециализированными были кожух (ствольная коробка), подающий и стреляющий механизм, электроспуск, механизм и амортизатор перезаряжания. Наличие двух стволов решило проблему их живучести при достаточно высоком неспециализированном темпе стрельбы, потому, что интенсивность стрельбы из каждого ствола уменьшалась в два раза и, следовательно, понижался износ стволов.
достоинства и Особенности двуствольной схемы автоматического оружия в сочетании с безударным досыланием патрона разрешили расширить темп стрельбы пушки ГШ-23 если сравнивать с АМ-23 при малом повышении веса оружия (всего на 3 кг). Достигнутый темп стрельбы в 3200-3400 выстр./мин значительно превышал возможности прошлых совокупностей.
Благодаря новым рациональным решениям и конструкционным материалам в устройстве агрегатов удалось улучшить кроме этого эксплуатационные особенности совокупности, упростив работу с оружием: в случае если чистку и переборку с полной разборкой пушек НР-30 требовалось создавать по окончании каждых 500 выстрелов, то регламентом техобслуживания для ГШ-23 позволялось делать эти процедуры по окончании настрела в 2000 выстрелов. По окончании 500-600 выстрелов пушку ГШ-23 разрешалось не разбирать для обслуживания, а ограничиваться лишь смазкой и промывкой отдельных подробностей – газовых поршней, стволов и приемника. Звенья патронной ленты ГШ-23, усиленные если сравнивать с использовавшимися на АМ-23, допускали их применение до пяти раз подряд.
ГШ-23 последний комплекс из последовательности (А-12,7; ЯкБ-12,7; ГШ-30-2; ГШ-23) стрелкового оружия установленного на Ми-24 и продолжатель эволюции последовательности стрелковых комплексов устанавливаемых на данный штурмовой вертолет. С введением ГШ-23 боевая эффективность стрелкового оружия на Ми-24ВМ стала на порядок выше чем у Ми-24П с 30-мм пушкой ГШ-30.
Кроме России и бывших советских республик, пушка эксплуатируется в Афганистане, Алжире, Бангладеш, Болгарии, Кубе, Чехии, Эфиопии, Гане, Венгрии, Нигерии, Польше, Румынии, Сирии, Таиланде, Вьетнаме, Сербии, Черногории, Бразилии.
Модификации:
ГШ-23 — базисная модификация.
ГШ-23Л — с локализаторами, каковые помогают для направленного отвода пороховых газов и уменьшения упрочнения отдачи. Протяженность увеличена до 1537 мм.
ГШ-23В — с водяным олаждением.
ГШ-23М — с увеличенным темпом стрельбы и без локализатора.
Носители:
ГШ-23 — МиГ-21 (начиная с модификации МиГ-21ПФМ), Ан-2А, Ил-76, Ка-25Ф , Як-28.
ГШ-23В — Ми-24ВМ (с установкой НППУ-24).
ГШ-23Л — Ан-72П, Ил-102, L-39Z, Ми-24ВП, МиГ-23, Ту-22М, Ту-95МС, Ту-142М3.
Характеристики:
Тип: ГШ-23 / ГШ-23Л
Калибр, мм: 23 / 23
Протяженность пушки, мм: 1387 / 1537
Ширина пушки, мм: 165 / 165
Высота пушки, мм: 168 / 168
Протяженность ствола (стволов), мм: 1000 / 1000
Вес пушки без магазина, кг: 50,5 / 51
Вес боеприпаса, кг: 173 / 173
Темп стрельбы, выстр./мин: 3000-3400 / 3200
Начальная скорость боеприпаса, м/сек: 715 / 715
Протяженность постоянной очереди, выстр: 200 / 200
Боекомплект, снарядов: 250 / 450.
Авиационная пушка ГШ-23.
Авиационная пушка ГШ-23Л.
Авиационная пушка ГШ-23Л.
Ту-142М3, кабина КОУ и кормовая установка с парой ГШ-23.
.
.
Перечень источников:
Виктор Марковский. Оружие ближнего боя.
Сайт ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» (www.zid.ru).
Денис Евстафьев. ГШ-23Л.
23 × 115 мм
Увлекательные записи:
- Поисково-спасательный самолет ан-12пс.
- Противолодочный самолет ту-142м.
- Учебный воздухоплавательный парк.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
30-Мм авиационная пушка гш-301 (ткб-687).
Разработчик: Тульское КБП Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Принятие на вооружение: 1983 г. Предполагалось, что ГШ-30-2 станет главной артсистемой…
-
30-Мм авиационная двухствольная пушка гш-30-2 (ткб-645, ао-17а).
Разработчик: ОКБ-575 (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов) Страна: СССР Начало разработки: 1965 г. Принятие на вооружение: 1978 г. Пушка создана в ОАО…
-
30-Мм авиационная шестиствольная пушка гш-6-30а (ткб-635).
Разработчик: Тульское КБ приборостроения (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов) Страна: СССР Начало создания: 1971 г. Принятие на вооружение: 1974 г. поражающего…
-
Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало создания: 1944 г. Опробования: 1944 г. За пара месяцев до начала ВОВ, в марте 1941 года, ведущий конструктор…
-
23-Мм авиапушки ссср, пушка вя
Толчком к разработке 23-мм совокупностей авиавооружения в СССР послужил не хватает замечательный патрон ШВАК калибра 20х99R. В предвоенные годы были…
-
Разработчик: ОКБ-16 Страна: СССР Опробования: 1940 г. Во второй половине 30-ых годов XX века ОКБ-16 взяло задание создать авиационную пушку под новый…