Разработчик: ОКБ-16
Страна: СССР
Опробования: 1940 г.
Во второй половине 30-ых годов XX века ОКБ-16 взяло задание создать авиационную пушку под новый 23-мм патрон. В ОКБ-16 работу над 23-мм автоматической пушкой возглавил ведущий конструктор М.Н.Бабурин, в его группу вошли А.Э.Нудельман, А.С.Суранов, В.Л.Таубкин, П.И.Грибков и др. Неспециализированное управление работами осуществлял Я.Г.Таубин.
Мотор-пушка, т.е. предназначенная для установки в развале цилиндров двигателя водяного охлаждения взяла заводское обозначение МП-3. Она трудилась по принципу отдачи ствола при его долгом ходе, питание патронами осуществлялось из механизированного магазина вместимостью 81 патрон. Патроны снаряжались в 9 обойм по 9 патронов в каждой, каковые, по мере расходования, заменялись новыми посредством особого привода.
Изюминкой совокупности был низкий темп стрельбы — около 300 выстр./мин.
Но ВВС потребовали темпа стрельбы не меньше 600 выстр./мин. Достижение таковой скорострельности было вероятно при большом сокращении длины хода ствола (приблизительно в 3 раза) с введением рычажного ускорителя затворного узла для сохранения хода затвора на прошлую длину. Такая пушка взяла индекс МП-6 (согласно данным Нудельмана). По сведениям же П.П.Грибкова был сделан вариант пушки МП-3 с темпом стрельбы и коротким ходом ствола 500-550 выстр./мин.
Позднее за счет повышения жесткости возвратной пружины закрывающего агрегата темп стрельбы был доведен до 600-610 выстр./мин. Такая пушка взяла индекс МП-6 (мотор-пушка с темпом стрельбы 600 выстр./мин.).
Резкое повышение наряду с этим скорости перемещения подробностей автоматики стало причиной надёжности пушки и снижению живучести. Затруднения позвала отработка механизмов магазина, в котором укладывалось девять обойм, в каждой по 9 патронов. Магазин являлся источником нередких задержек в стрельбе.
В октябре 1940 года пушка МП-6 поступила на полигонные опробования в НИИ АВ ВВС РККА (г. Ногинск). С целью проведения летных опробований МП-6 была установлена на приобретённый в Германии «Мессершмитт-110». Под управлением Н.И.Волкова съемная пушечная установка из двух 20-мм германских пушек была переделана под МП-6.
МП-6 проходила опробования параллельно с газоотводной пушкой ВЯ. Преимущество магазинного питания пушки МП-6 полигон посчитал не очевидным по ряду причин. Что крайне важно — установка МП-6 в крыле потребовала прикрытия её особым обтекателем, ухудшающим аэродинамику.
И в случае если по массогабаритным чертям МП-6 и ВЯ были соизмеримы, то по живучести и безотказности преимущество пребывало на стороне ВЯ (0,05% задержек и 0,1% поломок, если сравнивать с 0,21%/0,62% у МП-6), а основное — магазинное питание МП-6 совсем не годилось, требовалась его переделка под ленту.
В апреле-мае 1940 года на протяжении летных опробований на Ме-110 была в первый раз проверена эффективность 23-мм снарядов по наземным целям. Но акт об опробованиях МП-6 на Ме-110 из-за арестов последовательности глав остался неутвержденным. На одном из первых образов Ил-2 в первой половине 40-ых годов двадцатого века были установлены две 23-мм пушки МП-6 с механизированным магазином на 81 патрон.
Но первые же опробования в воздухе позвали «заклинку» патронных обойм, выходивших из пушки в воздушный поток, что приводило к остановке стрельбы. Для сбора относительно защиты и длинных обойм их от воздушного потока сделали обтекатели, но их громадная парусность существенно ухудшала манёвренность и динамику самолета. Это потребовало замены магазинного питания звеньевым.
Летом 1940 года, по окончании успешных опробований МП-6 со звеньевым едой на умелом истребителе И-21, установили такие пушки опять на Ил-2. Первый отстрел был произведен в августе 1940 года в тире авиационного завода.
Помимо этого, в первой половине 40-ых годов двадцатого века МП-6 с магазином устанавливалась в развале двигателя М-105 на истребителе ЛаГГ-3. По итогам опробований на ЛаГГ-3 МП-6 в магазинном варианте в ноябре 1940 года была поставлена в серийное производство на двух фабриках (в Туле и в Коврове). К весне 1941 года стало известно, что из-за большой отдачи МП-6 в месте её соединения с двигателем М-105П образуются трещины, и пушку возможно применять лишь при условии усиления его картера.
Налицо был срыв задачи по оружию пушками современных истребителей. В то время это оценивалось как явное вредительство. Тогда нарком авиационной индустрии А.И.Шахурин, выручая положение, отправился на самоуправство — разрешил изготовление моторов М-105П с усиленным картером, не согласовав, данный ход с Правительством, Совнаркомом и ЦК ВКП(б).
В то время, когда информация о самоуправстве Шахурина дошла до Сталина, нетерпимо относившегося к нарушениям регламента, последовало незамедлительное наказание. Распоряжением СНК и ЦК ВКП(б) от 4 марта 1941 года А.И.Шахурин был обвинён в несогласованном утяжелении мотора М-105 в целях его приспособления к пушке Таубина и предупреждён, что в будущем за подобные действия последует более строгое взыскание. Но «жертва», принесённая Шахуриным, была напрасной — 12 апреля на протяжении очередных опробований ЛаГГ-3 с усиленным картером мотора и МП-6 — крепление пушки опять было сорвано отдачей…
На протяжении этих опробований МП-6 из первой серийной партии завода №66 продемонстрировала себя очень ненадёжной — задержки появлялись в среднем одна на 15 выстрелов (у пушки ШВАК — одна задержка на 220 выстр.), довольно часто случались поломки. Испытывавшиеся в один момент с МП-6 на том же истребителе пушки ВЯ и СГ также вели себя «не ах» — появилось много задержек, поломок а также пара случаев выстрела при незапертом канале ствола, но положение этих пушек, если сравнивать с таубинской, не вызывало особенной тревоги. Так как они были умелыми, а МП-6 являлась СЕРИЙНОЙ!
Весной 1941 года в Монино состоялись сравнительные опробования пушек МП-6 (с ленточным едой) и ВЯ на самолетах Ил-2. Не смотря на то, что к марту 1941 года конструкторы ОКБ-16 «вылизали» пушку МП-6, управлению стало совсем ясно, что освоение производства МП-6 идёт не хорошо. На заводских опробованиях в Коврове и Туле довольно часто случались поломки и что критично, массовые случаи выстрелов при незапертом канале ствола.
Что бы в том месте ни было обстоятельством, выпустить серию пригодных для поставки на авиазаводы пушек не получалось. И в данной обстановке Таубин готовит новый вариант МП-6 с ленточным едой, что свидетельствует для фабрик в ближайшее время ломку с большим трудом организуемого производства пушек с магазинным едой! В итоге МП-6 сняли с серийного производства и работу над ней прекратили. По итогам опробований предпочтение было дано пушке ВЯ, но развернуть массовое производство ВЯ в мирное время, уже опоздали…
В мае 1941 года пушка МП-6 была снята с производства, на это накладывался провал с серийным производством пулемета АП-12,7, а ведь была ещё 37-мм авиационная пушка, работу над которой он начал во второй половине 30-ых годов XX века и в то время, когда 37-мм пушку Таубина постарались установить на истребитель ЛаГГ-3, то тут же стало известно, что она не вмещается в моторный отсек самолёта. Все изделия конструкции Я.Г.Таубина (не он один их, очевидно, проектировал, но нёс ответственность за каждое): 23-мм пушка, 12,7-мм пулемёт и 37-мм пушка, на каковые была сделана ставка в оснащении новых боевых самолетов, по тем либо иным обстоятельствам провалились.
На их разработку были израсходованы огромные средства и потеряно бесценное время, т.к. промышленность отвлекалась на подготовку выпуска недоработанных образцов. Я.Г.Таубин был арестован и потом расстрелян.
Часть изготовленных 23-мм пушек МП-6 в конце 1941 года была помещена на упрощенные зенитные установки совокупности Н.Ф.Токарева и принимала участие в обороне Тулы.
ТТХ:
Калибр, мм: 23
Протяженность ствола, мм: 1361
Протяженность, мм: 2455
Ширина, мм: 227
Высота, мм: 354
Вес, кг: 103
Вес боеприпаса, кг: 0,2
Скорострельность, выст/мин: 600-610
Начальная скорость, м/с
-боеприпас ОЗТ: 690
-боеприпас БТЗ: 675.
Авиационная пушка МП-6.
Пушка МП-6, установленная на моторе М-105П на протяжении полигонных опробований: а — пушка; б — магазин на 81 патрон; в — заднее крепление; г — фальшствол.
.
.
Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
М.В.Орлов, Н.В.Якубович. Истребитель ЛаГГ-3.
Издание «Калашников. Оружие, снаряды, снаряжение.» № 12 за 2012 г.
Испытание в действии пушки истребителя Су-30СМ
Увлекательные записи:
- Бронированный штурмовик бш-2 (цкб-57).
- Управляемая ракета средней дальности р-4 (к-80, «изделие 36»).
- Экранолетный спасательный катер-амфибия эска-1.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
30-Мм авиационная двухствольная пушка гш-30-2 (ткб-645, ао-17а).
Разработчик: ОКБ-575 (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов) Страна: СССР Начало разработки: 1965 г. Принятие на вооружение: 1978 г. Пушка создана в ОАО…
-
20-Мм авиационная пушка в-20/в-23 (апв).
Разработчик: С.В.Владимиров Страна: СССР Начало создания: 1942 г. Начало опробований: 1942 г. Начало ВОВ советская авиация встретила, имея на вооружении,…
-
Разработчик: М.Е.Березин Страна: СССР Начало создания: 1944 г. Опробования: 1944 г. За пара месяцев до начала ВОВ, в марте 1941 года, ведущий конструктор…
-
20-Мм авиационная пушка березина б-20
В новом оружии М.Е. Березин применил умелый снаряд 20х110, созданный во второй половине 30-ых годов XX века, что планировался для последовательности…
-
В тени великих держав. авиационные пушки мадсен
В конце 1926 года датский оружейный синдикат Dansk Rekyl Riffle Syndikat A/S (DRRS) известил армейских атташе различных государств о появлении опытного…
-
23-Мм авиационная двухствольная пушка гш-23.
Разработчик: НИИ-61, В.Грязев и А.Шипунов Страна: СССР Опробования: 1959 г. Принятие на вооружение: 1965 г. ГШ-23 (ТКБ-613) — двуствольная авиационная…