Разработчик: ОКБ-575 (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов)
Страна: СССР
Начало разработки: 1965 г.
Принятие на вооружение: 1978 г.
Пушка создана в ОАО «Конструкторское бюро приборостроения» (г. Тула) под управлением В.П.Грязева и А.Г.Шипунова и поступила на вооружение в конце 1970-х годов. Производством пушки ГШ-30-2 занимается ОАО «Завод им. В.А.Дегтярева» (г. Ковров).
Конструктивно выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста.
Пушка ГШ-30-2 предназначена для уничтожения открыто расположенной живой силы соперника, для борьбы с легко и среднебронированными наземными целями и для уничтожения медленнолетящих воздушных целей (среди них и бронированных) на родных и средних расстояниях.
К началу 1980-х годов по требованию Управления оружий Минобороны СССР с целью унификации был принят единый для ВВС, ВМФ и армии калибр артиллерийских совокупностей 30 мм. К этому времени на базе отработанной конструкции П11-23 в Конструкторском бюро приборостроения (КБП) была создана двухствольная авиационная пушка ГШ-30-2 (ГШ-2-30, ГШ-302), сохранившая главные принцип работы и конструктивные решения автоматики прошлой совокупности.
Работа над её прототипом АО-10 началась в НИИ-61 В.Д.Кузнецовым ещё во второй половине 50-ых годов двадцатого века. В будущем орудие переработали в зенитный автомат АО-17 с жидкостным охлаждением стволов, и только обрисовав «полный круг», двустволка снова прошла отработку в авиационном варианте. Этим направлением в КБП занималась конструкторская несколько В.П.Карасёва.
Конструктивно ГШ-30-2 выполнена по схеме двухствольной пушки Гаста. Как и ГШ-23, пушка ГШ-30-2 применяет газоотводный привод автоматики, имеет два затвора и два ползуна, действующий при стрельбе в противофазе, в то время, когда накат одного с запиранием и подачей патрона сопровождается откатом другого, извлечением и отпиранием ствола стреляной гильзы. Для перезарядки при отказах и осечках на пушках ранних выпусков употреблялся механизм с дополнительным запалом (по одному на любой ствол).
При отказе стрельбы запал металлическим бойком пробивал гильзу и факелом пламени осуществлял поджигание порохового заряда осечного патрона. Но такая совокупность не обеспечивала надёжного срабатывания во всех вероятных случаях, к тому же устройство хватало сложным. На пушках выпуска по окончании 1985 года возвратились к проверенной совокупности перезарядки посредством пиропатрона ППЛ, выступавшего резервным источником энергии.
Пиропатрон (один на оба ствола) при срабатывании собственного порохового заряда подает газы с давлением порядка нескольких десятков воздухов в механизм перезарядки, выбрасывая осечный патрон из пушки.
Во второй половине 70-ых годов двадцатого века пушка ГШ-30-2 была принята на вооружение штурмовика Су-25 во встроенной пушечной установке ВПУ-17А. С возникновением ГШ-30-2 было достигнуто большое усиление огневой мощи: маленькое понижение скорострельности (3000 против 3200 выстр./мин у ГШ-23) с лихвой окупалось повышением начальной скорости и массы боеприпаса, разрешившим в 2,2 раза поднять массу секундного залпа.
В варианте ГШ-30-2К пушка с 1981 года устанавливалась в неподвижной установке на вертолёте Ми-24П. Смонтированная на боку фюзеляжа пушка отличалась удлиненными на 900 мм стволами (с 1500 до 2400 мм), как с целью улучшения баллистики, так и по компоновочным соображениям — для отвода ударной дульной волны вперёд, подальше от борта вертолёта.
Повышенная баллистика ГШ-30-2К диктовалась значительно меньшими полётными скоростями вертолётов, почему суммарная скорость снарядов при стрельбе (а, соответственно, точность и бронепробиваемость) появилась на 20-25 % ниже, чем у пушек самолетов-штурмовиков. Удлинение стволов разрешило улучшить точностные характеристики, пробивное действие и кучность огня снарядов, начальная скорость которых возросла практически на 10 % (940 м/с против 870 м/с у прототипа).
Потому, что возросла и отдача, в управление огнём ввели два режима стрельбы: с высоким темпом — 2000-2600 выстр./мин и малым темпом — 300-400 выстр./мин, предпочтительным по точности (вертолёт наряду с этим меньше уводит по тангажу и курсу из-за действия отдачи). При истощения снарядов Ми-24П может приземлиться и перезарядить пушку новым боекомплектом, находящимся в десантной кабине.
Стволы ГШ-30-2К оснастили пламегасителями, уменьшающими действие давления дульных газов на борт автомобили. Пушка взяла кроме этого совокупность жидкостного охлаждения, в которую заливается простая вода, а зимний период — спиртовой раствор 40°-ой концентрации с добавлением глицерина. Благодаря охладительной совокупности повысилась живучесть стволов, и орудие взяло возможность ведения огня продолжительными очередями с отстрелом всего боекомплекта.
В варианте 9А623К2 совокупностью охлаждения оснащалась и пушка Су-25.
ГШ-30-2 была в полной мере надёжной артиллерийской совокупностью, не смотря на то, что к её недочётам относили недостаточную весовую сбалансированность, потребовавшую дополнительного увеличения жёсткости блока стволов. Помимо этого, размещение пушки на штурмовике Су-25 выяснилось не самым успешным: в отличие от большинства автомобилей, где оружие находится вблизи центра тяжести, пушечная установка Су-25 вместе с боекомплектом была установлена в носовой части фюзеляжа, и по мере расходования боекомплекта весом практически в четверть тонны при стрельбе центровка изрядно сдвигалась назад (для Су-25 с его прямым крылом большого удлинения и относительно маленьким диапазоном эксплуатационных центровок это смещение носило ощутимый темперамент, требуя вмешательства лётчика для перебалансировки). В модификации штурмовика Су-25Т пушку вынесли под фюзеляж, поближе к средней части, в неподвижную установку НГТУ-17, дабы сделать более эргономичным доступ при обслуживании и снизить влияние сотрясений при стрельбе на работу бортового оптико-электронного комплекса.
Боевое использование в Афганистане штурмовиков Су-25 и вертолётов огневой помощи Ми-24П, вооружённых пушкой ГШ-30-2, подтвердило высокую эффективность данной артиллерийской совокупности.
Пушка может вести пламя следующими типами снарядов:
ОФЗ-30 — осколочно-фугасный зажигательный боеприпас;
ОФЗТ-30 — осколочно-фугасный зажигательный трассирующий боеприпас;
БР-30 — бронебойно-разрывной боеприпас;
МЭ-30 — многоэлементный боеприпас.
Модификации:
ГШ-30-2 (9-А-623) — базисная модификация.
ГШ-30-2К (9-А-623К) — со стволами длиной 2400 мм, испарительной совокупностью охлаждения стволов и переменным темпом стрельбы.
ГШ-30-2К2 (9-А-623К2)
ГШ-30-2В
ТТХ:
Индекс КБ: АО-10 (ТКБ-645)
Индекс ВС: 9А623 (ГШ-30)
Калибр, мм: 30
Протяженность ствола (стволов), мм: 1500
Вес пушки без магазина, кг: 105
-масса боеприпаса, г: 390
-масса патрона, г: 832
Темп стрельбы, выст/мин: 3000 (300-2600)
Начальная скорость, м/с: 900 (940)
Начальная скорость боеприпаса, м/сек: 900
Протяженность постоянной очереди, выстр: 250
Ресурс пушки, выстр.: 4000
Число стволов: 2
Боекомплект, патр.: 250
Совокупность подачи снаряда: ленточная — звеньевая.
Авиационная пушка ГШ-30-2.
ГШ-30К на Ми-24П.
ГШ-30К на Ми-24П.
ГШ-30 на Су-25.
.
.
Перечень источников:
В.А.Митищенко. Оружие воздушной войны.
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Авиационная пушка на Т-50(ПАК ФА)СМЕРТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
Увлекательные записи:
- Легкий самолет раф-2.
- Многоцелевая летающая лодка savoia-marchetti s.55.
- Самолет-разведчик «моска мб» («моска-быстрицкий», «мб»).
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
23-Мм авиационная двухствольная пушка гш-23.
Разработчик: НИИ-61, В.Грязев и А.Шипунов Страна: СССР Опробования: 1959 г. Принятие на вооружение: 1965 г. ГШ-23 (ТКБ-613) — двуствольная авиационная…
-
30-Мм авиационная шестиствольная пушка гш-6-30а (ткб-635).
Разработчик: Тульское КБ приборостроения (В.П.Грязев и А.Г.Шипунов) Страна: СССР Начало создания: 1971 г. Принятие на вооружение: 1974 г. поражающего…
-
30-Мм авиационная пушка гш-301 (ткб-687).
Разработчик: Тульское КБП Страна: СССР Начало разработки: 1976 г. Принятие на вооружение: 1983 г. Предполагалось, что ГШ-30-2 станет главной артсистемой…
-
20-Мм авиационная пушка в-20/в-23 (апв).
Разработчик: С.В.Владимиров Страна: СССР Начало создания: 1942 г. Начало опробований: 1942 г. Начало ВОВ советская авиация встретила, имея на вооружении,…
-
Разработчик: ОКБ-16 Страна: СССР Опробования: 1940 г. Во второй половине 30-ых годов XX века ОКБ-16 взяло задание создать авиационную пушку под новый…
-
В тени великих держав. авиационные пушки мадсен
В конце 1926 года датский оружейный синдикат Dansk Rekyl Riffle Syndikat A/S (DRRS) известил армейских атташе различных государств о появлении опытного…