20-Мм авиационная пушка б-20.

      Комментарии к записи 20-Мм авиационная пушка б-20. отключены

20-Мм авиационная пушка б-20.

Разработчик: М.Е.Березин
Страна: СССР
Начало создания: 1944 г.
Опробования: 1944 г.

За пара месяцев до начала ВОВ, в марте 1941 года, ведущий конструктор тульского ЦКБ-14 Михаил Евгеньевич Березин по собственной инициативе взялся за разработку увеличенной версии собственного пулемета УБ. В то время 12,7-мм пулемет УБ в синхронном, крыльевом и турельном варианте был лишь запущен в производство и, все еще страдая детскими заболеваниями, был на стадии доводки.

Однако, потенциал нового оружия был очевиден — легкое, компактное, скорострельное и замечательное оружие в годы будущей войны станет одним из столпов отечественного авиационного оружия. В данной связи было соблазнительно «смасштабировать» пулемет до 20-мм калибра, чтобы, сохранив неспециализированную компоновку пулемета, реализовать его более замечательный аналог, талантливый заменить в серии пушку ШВАК, в которой в жертву скорострельности были принесены технологичность, компактность и масса, и мощность снаряда.

В новом оружии М.Е.Березин применил умелый снаряд 20 х 110, созданный во второй половине 30-ых годов XX века, что планировался для последовательности отечественных авиационных и зенитных совокупностей, разрабатываемых в предвоенные годы. 128-граммовый боеприпас владел практически в полтора раза более замечательной энергией, чем серийный ШВАК-овский 20 х 99R.

Пушка Березина, поступившая на опробования в первые дни по окончании начала войны, пара подросла в габаритах если сравнивать с пулеметом, но масса ее не превышала 28 кг, что выгодно контрастировало с пушкой ШВАК. Наряду с этим темп стрельбы ее в крыльевом варианте никак не уступал изделию Шпитального и Владимирова, достигая 750 выстр/мин.

Созданная в крыльевом и синхронном варианте пушка Березина, в документах того периода, обозначаемая как УБ-20 давала слово стать очень замечательным оружием. О значении ее доводки говорит приказ Министерства оружий от 13 июля 1941 года № 266сс за подписью Д.Ф.Устинова:

«В соответствии с распоряжением ГКО от 11 июля 1941 года о форсировании обработки и испытаний 20 мм пушки Березина:
Совершить до 16 июля 1941 года заводские опробования двух 20 мм пушек Березина.
К 18 июля 1941 года подать на полигонные опробования три 20 мм пушки Березина, в т.ч. две крыльевые и одну моторную.
Учавствовать в работах НКАП по установке к 25 июля 1941 года на самолетах Ил-2 двух 20 мм крыльевых пушек Березина и на самолете ЛаГГ-3 20 мм моторной пушки Березина.
Учавствовать в летных опробованиях самолетов Ил-2 и ЛаГГ-3 с 20 мм пушками Березина.»

Как минимум две синхронные пушки УБ-20 проходили опробования в августе 1941 года на истребителе ЛаГГ-3. Они были установлены на месте штатных пулеметов ШКАС, мотор-пушка ШВАК была сохранена.

По всей видимости, установить крыльевые пушки УБ-20 на Ил-2 опоздали. Величина отдачи пушки, применяющей более замечательный патрон была чрезмерной для первых серий Ила.

Строки из письма, направленного Шахурину и Устинову от 2 августа 1941 года № 978с:

«По вопросу: установки пулемета УБ-20 на сам. Ил-2.

Во выполнение ответа ГКО установить пулемет УБ-20 на машину Ил-2, мы запросили величину силы отдачи УБ-20. В ответ на это, уже по окончании того, как мы спроектировали всю установку и сделали все чертежи, нами получено 28.VII.41 г. письмо от главного инженера ЦКБ-14. В этом письме сообщается, что энергия отдачи УБ-20 равна 19 кг м.

Иначе, в ходе проектирования установки УБ-20 на Ил-2, Березиным дана амортизационная пружина, у которой энергия отдачи равна 4,2 кг м. Так, расхождение в сказанных цифрах в четыре с лишним раза. В случае если энергия отдачи равна 19 кг м, то эту работу лафет УБ-20, на Ил-2, поглотить не имеет возможности.

Нам неясно из-за чего из одной и той же организации исходят совсем различные эти и исходя из этого прошу Вас без промедлений сказать, что верно: эта Березиным пружина с лафетом либо эти письма гл. инженера ЦКБ-14 от 25.VII.41 г. за N 01171с.»

Предстоящий движение событий проследить уже не представляется вероятным. В сентябре последовала эвакуация ЦКБ-14. Из прифронтовой Тулы завод и КБ переехали в г. Златоуст Челябинской области.

Помимо этого, на протяжении командировки в Ногинск, М.Е.Березин попал в автокатастрофу и взял перелом позвоночника, что кроме этого, непременно, оказало влияние на сроки работ. Все это внесло собственные коррективы в развитие пушки Березина, в итоге задержав ее выпуск до самого финиша войны.

Кто-то из начальников посчитал нецелесообразным развивать пушку под нестандартный снаряд, приказав переделать ее под серийный ШВАК-овский патрон. Частично это было логичным — организовывать выпуск нового патрона, пускай и более замечательного в условиях армейского времени в эвакуации не было никакой возможности. Но в итоге, М.Е.Березин был должен полностью перепроектировать затвор орудия.

И виной тому пресловутый фланец-закраина на серийном патроне 20 х 99R.

Дабы обеспечить большой темп стрельбы, при отказе от сложного и нетехнологичного барабанного механизма пушки ШВАК, Березин ввел в конструкцию затвора узел извлекателя патрона, кинематически связанный с ползуном затвора. Неоценимую помощь в разработке пушки М.Е.Березину оказал второй узнаваемый коммунистический оружейник В.И.Силин, создатель последовательности занимательных образцов оружия.

Чтобы не было распатронивания снаряда, другими словами выпадения боеприпаса из гильзы, что было характерно при высоком темпе стрельбы, Силин внес предложение зацепы, извлекающие патрон из звена ленты, перенести на затворную раму, что исключило получение неустранимых задержек при стрельбе.

Помимо этого, трансформации подверглась конструкция клинового затвора — в пушке запирание затвора при выстреле производилось вертикальным клином, расположенным на протяжении оси пушки, а не боковым, как у пулемёта УБ.

В следствии доводка, а по сути, заново спроектированной пушки, затянулось до конца 1943 года, в то время, когда первые образцы орудия под ШВАК-овский патрон были предъявлены на опробования.

Первоначально были созданы моторная и синхронные предположения пушки, снаружи очень похожие на подобный пулемет УБ. Видятся обозначения их как Б-20М и Б-20С, не смотря на то, что, вероятнее буквенные индексы выполнения пушки неофициальные, потому, что в документации пушки Б-20 никак не различались.

А вот турельная версия Б-20 имела более важные внешние отличия. Опыт эксплуатации турельных УБ, ШКАС и ШВАК, имевших газоотводную трубку поверх ствола, распознал неудобство таковой конструкции ввиду того, что линия прицеливания появилась через чур высоко.

В данной связи на турельной версии пушки М.Е.Березин поменял конфигурацию газоотводной схемы, разместив газоотводную трубку с регулятором и газовым поршнем с левой стороны ствола, что разрешило сделать турельную установку более компактной. Помимо этого, в один момент под установку турельных пушек Б-20 были созданы турели с силовым электроприводом ВУ-9, каковые предполагались к применению на новом поколении советских штурмовиков и бомбардировщиков. Турельная версия пушки с электроприводом имела обозначение Б-20Т-Э.

Отечественный авиапром возлагал громадные надежды на новую пушку. Так уже в феврале 1944 года прототип нового истребителя Ла-7 был спроектирован под установку трех синхронных пушек Б-20. В июне — июле 1944 года в НИИ ВВС удалось совершить первые опробования трех синхронных мушек Б-20 на одном из истребителей Ла-7. Они распознали, что при выбросе гильз в атмосферу из зализов крыла случались повреждения консолей крыла и хвостового оперения.

Машину доработали, сделав выброс гильз под фюзеляж, и в сентябре снова испытали в НИИ ВВС.

Но в первой половине 40-ых годов XX века у пушки Березина показались уже и соперники. Конструктор КБ-2 С.В.Владимиров представил собственную В-20, Б.Г.Шпитальный — Ш-20. Обе соперничающие совокупности имели схему автоматики на базе маленького отката ствола, в отличие от более классической газоотводной схемы у Березинской Б-20.

Все три совокупности были очень легкими и компактными, но при неспециализированных равных, темп стрельбы у пушки Березина был немного выше, без синхронизатора достигая 800 выстр/мин. Действительно, в связи со схемой стрельбы с открытого затвора, при которой на первый выстрел тратилось пара большее время, в синхронном выполнении пушка Б-20 стреляла существенно медленнее — порядка 600-650 выстр/мин, чем изделие Владимирова.

Но, как раз схема закрытого затвора у пушки В-20 поставила на ней крест — при долгой очереди, последний патрон, оказывающийся в разогретом патроннике имел свойство к самовоспламенению, чего не имело возможности a priori произойти с пушкой Березина, которая, в итоге и вышла в финал конкурса.

11 октября 1944 года распоряжением ГКО № 6681 «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегчённой авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции т. Березина» пушка Б-20 была официально принята на вооружение Красной Армии с развертыванием массового производство на Ковровском заводе.

Лишь до конца 1944 года промышленность сдала 2275 пушек Б-20, в следующем, 1945-м еще 7240 штук.

Но, первые серийные Б-20 были далеки от идеала. Преждевременный выход из строя был в порядке вещей. Стандартного отстрела в 5000 выстрелов они не выдерживали.

Средний ресурс пушки Б-20 составлял 3200 выстрелов. В следствии большинство выпущенных Б-20 отправлялась на склады, на боевые самолеты в последний год войны пушки Б-20 практически не попадали.

Так, без оглядки на то, что истребитель Ла-7 изначально был спроектирован под три 20-мм пушки Б-20, львиная часть их сражалась с парой ветхих ШВАКов. Из почти 6 тыс. выпущенных Ла-7, только 368 из них несли проектное оружие из трех Б-20.

Устанавливались синхронные Б-20 на поздних сериях истребителей як-3 и як-9У, на последовательности экспериментальных автомобилей.

Турельная Б-20Т-Э испытывалась на штурмовиках Ил-8 и Ил-10, но, в итоге, в связи с недоведенностью, на серийных Ил-10 от нее отказались в пользу проверенного УБТ.

В итоге, в годы ВОВ повоевать пушкам Б-20 фактически не довелось. Приемлемой надежности ее работы добились только по окончании окончания боев. В один момент стало очевидным, что и без того не сильный ШВАК-овский боеприпас к 1945 году совсем устарел.

А в качестве курсового оружия советской послевоенной авиации значительно лучше подходит новая 23-мм пушка НС-23, легкая, компактная, но несравнимо более замечательная.

Только в качестве оборонительного оружия турельная Б-20 некое время употреблялась на оборонительных установках штурмовиков Ил-10М и послевоенных сериях бомбардировщиков Ту-2. Какое-то время пушечные дистанционно-управляемые установки тяжелого Ту-4 кроме этого вооружались пушками Б-20, но и в том месте их скоро заменили на более замечательные НС-23.

Характерно, что для послевоенных автомобилей была создана новая турельная электрофицированная версия пушки — Б-20Э, хорошая от Б-20Т-Э тем, что приемник был расположен вертикально с подачей ленты сверху вниз, другими словами, по сути, версия Б-20Э представляла собой стандартную курсовую пушку Б-20, установленную на бок.

Общее число выпущенных серийно пушек Б-20 всех моделей составило 15 353 штуки. Производство осуществлялось до 1949 года. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века было выпущено 440 штук, в 1947-м — 780 штук, в 1948-м — 1686 штук и во второй половине 40-ых годов XX века — 2931 вещь.

Остается только сожалеть, что не была на протяжении реализована самая первая замечательная версия УБ-20 примера 1941 года, которая имела возможность бы стать хорошей заменой пушки ШВАК. К сожалению, к моменту появления серийной Б-20 актуальность ее утратила всякую остроту.

Модификации:

Б-20(с) — синхронная. Темп стрельбы — 600 выстр./мин;
Б-20(к) — крыльевая. Темп стрельбы — 800 выстр./мин;
Б-20Э — электрифицированный вариант Б-20Э для башен Ту-4, где он устанавливался до принятия на оружия пушки НС-23, отправился в производство во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

ТТХ:

Модификация: Б-20
Калибр, мм: 20
Тип автоматики: газоотвод
Масса, кг: 25
Протяженность, мм: 2035
Протяженность ствола, мм: 1588
Темп стрельбы, выстр/мин: 600 (синхронная) 800
Начальная скорость боеприпаса, м/с: 790-815
Емкость магазина, патронов: лента
Масса боеприпаса, г: 96-99
Тип снаряда: 20 х 99R

Авиационная пушка Б-20.

Авиационная пушка Б-20.

Пушка Б-20 на истребителе Як-3.

Турельная Б-20 на штурмовике Ил-10.

Авиационная пушка Б-20. Музея боевой славы Саратова.

Авиационная пушка Б-20. Музея боевой славы Саратова.

Авиационная пушка Б-20. Музея боевой славы Саратова.

.

.

Перечень источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного оружия.
Евгений Аранов. Стрелковое оружие СССР.
Д.И.Романов. Ракетное и артиллерийское оружие самолётов во время второй мировой.

Боевая эффективность пушек и пулеметов на самолеты второй мировой войны (Живучесть ЛА)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: