Маленький эпизод великой войны

      Комментарии к записи Маленький эпизод великой войны отключены

Коронель, Фолкленды, Доггер-банка, Скаггерак… Заглавия этих больших морских битв Первой Мировой прекрасно известны любителям истории. Одновременно с этим, это всего лишь надводная часть айсберга называющиеся «Война на море». «За кадром» остаются столкновения и небольшие стычки противоборствующих сторон, происходившие фактически ежедневно.

Среди огромного количества «битв местного значения» случались время от времени и такие, о которых ранее кроме того и не могли бы поразмыслить ведущие военно-морские теоретики…

Утром 24 мая 1915 г. в 05:10 воздушный корабль (Luftschiff) германского флота L-10 поднялся в небо со своей базы в Нордхольце и направился в сторону острова Гельголанд. Это первенствовал из громадных дирижаблей нового типа, каковые лишь начали входить в состав Морского воздушного дивизиона (Marine-Luftschiff-Abteilung).

Его протяженность составляла 163,5 м при громаднейшем диаметре 18,71 м, количество водорода – 31900 м³; четыре мотора «Майбах» мощностью по 210 л.с. разрешали достигнуть скорости 96 км/ч при большой нужной нагрузке 16,2 т; экипаж насчитывал 19 человек. L-10 совершил первый испытательный полёт лишь 13 мая, войдя в состав Кайзерлихе Марине через четыре дня. Руководил дирижаблем капитан-лейтенант Клаус Хирш.

Он поступил на флот в 1903 году и к этому времени считался воздухоплавателем и опытным офицером.

Маленький эпизод великой войны

Прозрачный воздушное пространство и лёгкий, 6-8 м/с, северо-восточный ветер замечательно доходили для успешного исполнения особого задания командующего разведывательными судами (Befehlshaber der Aufklarungsschiffe – B.d.A.) адмирала Франца Хиппера, которое, будучи занесённым в КТВ, гласило:

«Обыскать квадраты 135, 138, 122β (7) для поиска мин; затем на западе, приблизительно на линии от 090β до 097ε снабжать защиту III флотилии тральщиков». [1]

Что же это за мины и как они в том месте показались? Обратимся к английским источникам. Официальный историк британского флота Джулиан Корбетт писал во втором томе «Naval operations»:

«В феврале и марте немцы, по-видимому, лишь два раза выходили к Гельголанду, считая май и апрель более подходящими месяцами. Адмиралтейство придерживалось того же мнения, и Джеллико взял приказание произвести тактические упражнения в Северном море и в один момент выставить минное заграждение на норд-вест от Гельголанда. Операция постановки началась в ночь с 8 на 9 мая с снова оборудованных под заградители пассажирских пароходов «Принсесс Маргарет» и «Принсесс Айрен» под прикрытием крейсера «Аурора» и двух дивизионов эсминцев из Гарвича и закончилась две ночи спустя постановкой добавочных мин с заградителя «Орвието» под прикрытием фаворита «Броук» с шестью эсминцами из Скапа».

Содействие тральным работам на минном заграждении, выставленном как раз «Орвието», и было целью особого задания L 10.

Мало информации о самом «Орвието». Данный пассажирский пароход водоизмещением 12 130 т был выстроен в 1909 году и принадлежал судоходной компании «Ориэнт Лайн». Порт приписки – Брисбен.

С началом войны австралийское правительство реквизировало лайнер для перевозки армий в Египет. В октябре он в составе громадного конвоя ушёл из Перта и направился на Средиземное море. Занимательная подробность: 15 ноября, на протяжении захода в Коломбо, на борту «Орвието» разместились германские военнопленные.

Это была команда известного крейсера «Эмден» во главе с его начальником фрегаттен-капитаном Карлом фон Мюллером. Выгрузив войска и военнопленных в Суэце, пароход покинул Средиземное море и прибыл в Лондон в январе 1915 года. 8 марта он был включён в состав британского флота в качестве минного заградителя и вспомогательного крейсера, талантливого брать на борт до 600 мин.

Руководил кораблём кэптен Гарри Г. Смит. Постановка минного заграждения к северо-западу от Гельголанда стала первой боевой операцией «Орвието». В соответствии с английским отчётам, заградитель выставил 577 мин между точками с координатами 54°51′ с.ш., 7°18′ в.д. и 54°40’45 с.ш., 7°2′ в.д.

По германской совокупности координат, оно размешалось между квадратами 114β(7) и 121β(7) и фактически сходу успело причинить неприятности Флоту Открытого моря.

В первый раз о появлении «рогатой смерти» в этом районе уже через день после постановки сказала подлодка U-39. Окончательное подтверждение было получено 17 мая, в то время, когда небольшой крейсер «Данциг» взял важные повреждения при подрыве на мине, а оказывавший ему помощь небольшой крейсер «Берлин» чудесным образом избежал проблем. Однако, конфигурация и точная позиция минного поля оставались малоизвестными.

Предстоящее указание на размещение заграждения предоставило 20 мая рыбацкое судно из Гестемюнде (сейчас это часть Бремерхафена). Его капитан сказал, что 18-го был должен в точке с координатами 54°55′ с.ш. и 6°55′ в.д. избавиться от сетей, поскольку в них попали мины. Указанная область примерно совпадала с местом подрыва «Данцига».

21 мая тральщикам III флотилии удалось выяснить правильное положение заграждения – оно начиналось в точке с координатами 54°5′ с.ш., 7 18′ в.д., проходя в юго-западном направлении на расстояние 6,5 морских миль до точки с координатами 54°46′ с.ш., 7°11′ в.д.

В связи с тем, что из-за нехорошей погоды отсутствовала возможность совершить авиаразведку, тральные работы смогли начаться лишь 24 мая. Охрану тральщиков осуществляли миноносцы 18-й полуфлотилии, а прикрытие с воздуха и дальняя разведка возлагалась на воздушные суда SL-3 (начальник – капитан-лейтенант Фриц Бёмак) и L-10.

L-10 пролетел на Гельголандом в 06:04, а в 08:17 в квадрате 119β наблюдатели увидели под водой три первые мины. При предстоящей разведке нашлись и остальные, находившиеся в направлении с северо-востока на юго-запад. В 08:30 Хирш послал в адрес B.d.A. радиограмму об обнаружении заграждения. После этого с цеппелина скинули маленькой сигнальный буй с красным флагом.

Некое время L-10 барражировал над минным полем, ожидая появления тральщиков. В 08:33 показался сторожевой пароход «Дойчланд». В то время, когда он был приблизительно в 800 метрах к югу от найденного заграждения, на него передали световой сигнал: «Находись, мины!». В 09:10 последовало новое сообщение – Хирш приказал «Дойчланду» стать на рейд в качестве маркера для тральщиков.

Через 15 мин. на пребывавшем уже в квадрате 131β дирижабле увидели приближавшие миноносцы IX флотилии. Им световой морзянкой также сказали о отысканных минах. И, наконец, в 09:38 последовало последнее световое сообщение показавшимся тральщикам III флотилии о том, что в 800 метрах к северу от «Дойчланда» начинается минное заграждение.

В 09:45 Хирш, со своей стороны, взял световой сигнал от флагманского миноносца:

«Собираюсь занять позицию для защиты трального дивизиона 136β – 152β и 117β – 119β. Просьба, установите, имеются ли в том месте мины».

Затем цеппелин направился в квадрат 119β, откуда начал двигаться на юг до квадрата 117β. Стоит сходу подчернуть, что метеорологическая обстановка ухудшилась, мешая обеспечению тральных работ. Вследствие этого L-10 должен был держаться восточнее первоначально запланированного маршрута по линии 090β – 097ε. В 10:15. в адрес B.d.A. ушло очередное радиосообщение:

«К западу от линии 119β – 097ε плотный, низколежащий слой туч, исходя из этого тут разведка ограничивается».

К часу дня дирижабль был над квадратом 117β, продвигаясь через низкую облачность. В 13:12 с флагманского миноносца нежданно взяли радиосообщение:

«Тут поблизости вражеская подлодка».

L-10 сразу же развернул на восток. Через пять мин. в квадрате 132β(7) была увидена неподвижная субмарина, бывшая в загружённом состоянии. В КТВ воздушного корабля записано, что её силуэт отлично выделялся в солнечных лучах, просвечивающих воду. Наряду с этим иногда возможно было отчётливо различить рубку.

Начальник приказал атаковать противника, и во время с 13:32 до 14:13 с километровой высоты L-10 скинул на лодку пять 50-килограммовых бомб с взрывателями замедленного действия.

Все же результаты бомбардировки оставались неясными. Так как миноносцы, ранее державшиеся поблизости, уже покинули квадрат, Хирш также решил продолжить полёт, дабы ожидать на дистанции нового появления неприятеля. В 15:20 при повторном прохождении места бомбардировки, в условиях лёгкой облачности, L-10 неожиданно был обстрелян разрывными боеприпасами. Наряду с этим на дистанции 1500 метров снова обнаружилась сейчас уже всплывшая вражеская лодка.

К счастью для немцев, стрельба выяснилось неточной, и оболочка дирижабля не пострадала. Цеппелин скоро встал с 500 на высоту более чем 1200 м и направился к сопернику. В 15:23 была скинута бомба, взорвавшаяся в 10 метрах от правого борта субмарины.

Затем экипаж L-10 с уверенностью замечал, как подлодка в течение 10 секунд по окончании взрыва провалилась сквозь землю кормой в громадном водовороте. Все верили в её смерти, и Хирш, сохраняя надежду на успех, послал B.d.A. ещё одну радиограмму:

«3 ч 20 м квадрат 132β(7) был обстрелян британской подлодкой. Нападал бомбой. Лодка через 10 секунд по окончании взрыва кормой ушла под воду.

Так как лодка стреляла до самого финиша, возможно, потоплена».

L-10 был квадрате 132β(7) до пяти часов вечера, в надежде снова найти субмарину либо свидетельства её уничтожения. Но становившийся все более плотным слой туч неспешно всецело закрыл место предполагаемой смерти. Учитывая возможность нахождения и незначительную видимость в этом районе вторых неприятельских субмарин, Хирш решил покинуть район атаки.

Вдобавок у дирижабля отказал один из двигателей. В итоге, цеппелин направился обратно на базу, о чём информировал радиограммой B.d.A. В 18.40 воздушный корабль благополучно совершил посадку в Нордхольце.

Кто же был целью для L-10, и какова будущее подлодки в действительности? Ответ на данный вопрос дают английские документы.

Все германские мероприятия по оказанию помощи повреждённому «Данцигу» и поиску минного заграждения сопровождались усиленным радиообменом. расшифровка и Перехват этих сообщений помогли английскому адмиралтейству заблаговременно сделать вывод о том, что выставленное «Орвието» минное поле найдено. Вследствие этого 21 мая было приказано направить подлодку для действия против германских тральных сил между Гельголандом и 55° северной широты.

Наряду с этим срок нахождения в Германской бухте определялся в семь дней. В итоге, в море из Гарвича ушли две субмарины – Е-4 (начальник – коммандер Эрнест Уильям Лейр) и Е-8 (начальник – лейтенант-коммандер Фрэнсис Гудхарт). Первой предстояло оперировать в районе между Гельголандом и 55° с.ш., второй – между 55° с.ш. и Хорнсриф.

Е-4 принадлежала к первой подгруппе английских лодок типа Е. Водоизмещение в надводном положении – 655 т, в подводном – 796 т; размерения – 54,2?6,9?3,8 м. Два дизеля «Виккерс» неспециализированной мощностью 1600 л.с. и два электромотора неспециализированной мощностью 840 л.с. разрешали развивать движение 15/9 узлов. Лодка была вооружена четырьмя 450-мм торпедными аппаратами и имела возможность принять на борт восемь торпед. Также на её борту было установлено четыре 57-мм орудия.

Экипаж – 31 человек.

Руководил Е-4 с мо

Насколько опасны и жестоки Эвоки? (Звездные Войны)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: