Экспериментальный планер маи-68.

Разработчик: МАИ
Страна: СССР
Первый полет: 1970 г.

Предстоящим развитием схемы «летающее крыло», предложенной А.И.Пьецухом, стал планер схемы «бесхвостка» МАИ-68. Данный планер замыкает последовательность созданных в МАИ экспериментальных летательных аппаратов, первым среди которых был самолет МАИ-62.

На базе прошлых изучений по определению вида новой аэродинамической схемы, во второй половине 60-ых годов двадцатого века студент В.П.Пушкин приступил к проектированию экспериментального планера типа «летающее крыло». Планер стал называться «Пушинка» МАИ-68. В ходе создания аппарата громадную помощь конструктору оказали учители Г.С.Садекова, Л.А.Матвеева и В.И.Фигуровский.

Неспециализированное управление осуществлял А.И.Пьецух.

Планер разрабатывался в соответствии с техническим условиям и требованиям на проектирование одноместного учебного планера начального обучения для сравнения летно-технических черт исследуемой схемы с хорошей компоновочной схемой. Аппарат интегральной схемы, в которой фюзеляж, крыло и хвостовое оперение объединены в единый конструктивный агрегат.

В принятой компоновке планера характерной изюминкой есть стреловидное крыло с переменной линией и переменным сужением фокусов по размаху, большое плечо рулей направления и рулей высоты. Форма крыла в плане в сочетании с К-образными стабилизаторами малого удлинения на финишах крыла обеспечили нужный запас продольной и управляемости и боковой устойчивости.

Размещение стабилизаторов на финишах крыла положительно оказывало влияние на индуктивное сопротивление, уменьшая интенсивность концевых вихрей. Стабилизаторы в один момент являлись как бы концевыми шайбами.

Конструкция железная с полотняной обшивкой. Профиль крыла Р-Ш-15,5 — постоянный по всему размаху. Неспециализированная сборка планера была произведена без стапелей. Силовой комплект складывался из двух лонжеронов однообразной высоты, между которыми устанавливались нервюры. Каркас планера изготовлен из стандартных дюралюминиевых уголков.

Носовая часть крыла обшита дюралевым страницей толщиной 0,5 мм. Элерон однолонжеронной конструкции с трудящейся обшивкой носка подвешивался на петлях в трех точках.

Концевые рули типа «крокодил» снабжали продольное управление при одновременном отклонении вверх — вниз и нулевое управление при расщеплении одного из рулей. При одновременном отклонении педалей рули трудились как воздушные тормоза.

Проводка управления планера тросовая. Приборное оборудование складывалось из указателей скорости, высоты, вариометра, скольжения и указателя поворота. Шасси планера выполнено в виде главного колеса, носовой лыжи и подкрыльевых опор на финишах крыла. Громадная строительная высота центральной части крыла и маленький обтекатель снизу содействовали эргономичному размещению пилота в кабине.

Для обеспечения достаточного обзора носовая и нижняя части кабины недалеко от кабины обшиты оргстеклом. Фонарь кабины раскрывался вправо.

Экспериментальный планер выстроен В.Пушкиным в 1968-1970 годах. В июле 1970 года начались наземные и летные опробования на аэропорте АСК МАИ. Опробования проводил глава клуба И.Г.Ермаков.

Для запуска употреблялась серийная лебедка «Геркулес III».

В ходе пробежек по земле отрабатывалась эффективность рулей управления, управляемость и устойчивость планера. Скорость пробежек неспешно возрастала.

Первые подлеты продемонстрировали в полной мере достаточную продольную и заметное запаздывание и поперечную управляемость отклонения рулей направления. Исходя из этого для повышения площади раскрытия рулей высоты было введено опережение отклонения задних половинок рулей, что разрешило взять удовлетворительную боковую управляемость планера и выполнять полеты до высоты 250 — 300 м с креном на разворотах до 30 — 45°. Выполнен один взлет на буксире за самолетом Як-12.

В полете планер продемонстрировал устойчивость. Опробования проводились до 1972 года. Выполнено 12 подлетов на высоте 1 — 2 м, 26 полетов на высоте 40 — 70 м и четыре полета на 250 — 300 м.

Предстоящие летные опробования длились в ЦАГИ (1973-1974 гг.) на аэропорте планерной станции летчиком-испытателем В.Н.Владимировым.

Летные характеристики определялись по аэронавигационным устройствам, аэродинамические — перерасчетом взятых данных. Была выяснена указательница глиссад планирования, после этого выстроена поляра планера, по большей части совпавшая с расчетной.

Оценивалась управляемость и устойчивость планера на околокритических скоростях полета. Минимальная зафиксированная скорость полета — 45 км/ч, наряду с этим отмечено действенное опускание капота к горизонту. Особенных отклонений не было.

При посадке планера наблюдалось благоприятное влияние близости почвы, чему содействовал центроплан, имевший громадную хорду.

Совершена оценка эффективности действия воздушных тормозов. Одновременное отклонение правой и левой педалей в полете (синхронное открытие рулей направления) приводило к резкому повышению скорости понижения с маленькой тенденцией к кабрированию.

В следствии летных опробований экспериментального планера «Пушинка» были доказаны эффективность и надёжность новой интегральной схемы. Планер имел большое аэродинамическое уровень качества 21 при размахе крыла 10 м и удлинении 8,54. Столь большая величина разъяснялась успешной аэродинамической компоновкой аппарата.

Масса безлюдного планера 86 кг, полетная масса 170 кг.

По окончании успешных полетов планера МАИ-68 В.П.Пушкин, уже трудясь в индустрии, выстроил и испытал самостоятельно еще два планера рассмотренной схемы. Эти планеры имели высокие летно-технические показатели.

ЛТХ:

Модификация: МАИ-68
Размах крыла, м: 10,00
Протяженность, м: 5,00
Удлинение: 8,54
Площадь крыла, м: —
Масса, кг
-безлюдного: 86
-обычная полетная: 170
Большая скорость, км/ч:-
Макс. аэродинамическое уровень качества: 21
Минимальная скорость, км/ч: 45
Экипаж, чел: 1.

Экспериментальный планер маи-68.

Планер МАИ-68.

Планер МАИ-68.

Планер МАИ-68.

Планер МАИ-68.

Планер МАИ-68.

Планер МАИ-68.

Планер МАИ-68 в полете.

МАИ-68. Схема.

.

.

Перечень источников:
Ю.В.Макаров. Летательные аппараты МАИ.
Сайт «Уголок неба». 2008 страница: «МАИ МАИ-68».

Планер — самый совершенный летательный аппарат

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Экспериментальные планеры «дископлан-1, -2».

    Разработчик: Суханов Страна: СССР Первый полет: 1950 г. Высоко в небе, на фоне замечательного кучевого облака, показался необычный предмет. Из-за…

  • Планер а-11.

    Разработчик: ОКБ Антонова Страна: СССР Первый полет: 1957 г. А-11 — одноместный цельнометаллический рекордный планер-паритель конструкции О.К.Антонова….

  • Планер бро-9.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1953 г. В первой половине 50-ых годов XX века были совершены летные опробования нового учебного планера…

  • Планер бро-12.

    Разработчик: Ошкинис Страна: СССР Первый полет: 1957 г. В летном пути спортсмена-планериста имеются два этапа: первый — процесс обучения, второй —…

  • Десантный планер ц-25.

    Разработчик: Цыбин Страна: СССР Первый полет: 1944 г. В случае если центром горного (в потоках обтекания) планеризма в 1920-е годы был Коктебель, то с…

  • Планер «рот фронт-7» (рф-7).

    Разработчик: О.К.Антонов Страна: СССР Первый полет: 1938 г. «Рот Фронт-7» — одноместный рекордный паритель конструкции О.К.Антонова. Выстроен во второй…