Метеорология — наука, изучающая явления и физические процессы, происходящие в воздухе почвы, в их постоянной связи и сотрудничестве с подстилающей поверхностью моря и суши.
Авиационная метеорология — прикладная отрасль метеорологии, изучающая влияние метеорологических явлений и элементов погоды на деятельность авиации.
Воздух. Воздушная оболочка почвы именуется воздухом.
По характеру распределения температуры по вертикали воздух принято дробить на четыре главные сферы: тропосферу, стратосферу, мезосферу, термосферу и три переходных слоя между ними: тропопаузу, мезопаузу и стратопаузу ( 6).
Тропосфера — нижний слой воздуха, высота 7—10 км у полюсов и до 16—18 км в экваториальных районах. Все явления погоды развиваются в основном в тропосфере. В тропосфере происходит образование туч, происхождение туманов, гроз, метелей, отмечается другие явления и обледенение самолётов.
Температура в этом слое воздуха падает с высотой в среднем на 6,5° С через любой километр (0,65° С на 100%).
Тропопауза — переходный слой, отделяющий тропосферу от стратосферы. Толщина этого слоя колеблется от нескольких сотен метров до нескольких километров.
Стратосфера — слой воздуха, лежащий над тропосферой, до высоты примерно 35 км. Вертикальное перемещение воздуха в стратосфере (если сравнивать с тропосферой) сильно ослабевает либо практически отсутствует. Для стратосферы характерно незначительное понижение температуры в слое 11—25 км и увеличение в слое 25—35 км.
Стратопауза — переходный слой между мезосферой и стратосферой.
Мезосфера — слой воздуха, простирающийся примерно от 35 до 80 км. Характерным для слоя мезосферы есть резкое увеличение температуры от начала до отметки 50—55 км и понижение ее до отметки 80 км.
Мезопауза — переходный слой между термосферой и мезосферой.
Термосфера — слой воздуха выше 80 км. Данный слой характеризуется постоянным резким увеличением температуры с высотой. На высоте 120 км температура достигает +60° С, а на высоте 150 км —700° С.
Схема строения воздуха до высоты 1 00 км представлена.
Стандартная воздух — условное распределение по высоте средних значений физических параметров воздуха (давления, температуры, влажности и др.). Для интернациональной стандартной воздуха приняты следующие условия:
- давление на уровне моря, равное 760 мм рт. ст. (1013,2 мб);
- относительная влажность 0%; температура на уровне моря -f 15° С и падение се с высотой в тропосфере (до 11 000 м) на 0,65° С на каждые 100 м.
- выше 11 000 м температура принята постоянной и равной —56,5° С.
Смотрите кроме этого:
Воздушные веса
Воздушные фронты
антициклоны и Циклоны
Страшные явления погоды для авиации
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
процессы и Состояние атмосферы, происходящие в ней, характеризуются рядом метеорологических элементов: давлением, температурой, видимостью, влажностью, тучами, ветром и осадками.
Давление измеряется в миллиметрах ртутного столба либо в миллибарах (1 мм рт. ст. — 1,3332 мб). За обычное давление принимают давление, равное 760 мм. рт. ст., что соответствует 1013,25 мб. Обычное давление близко к среднему давлению на уровне моря. Давление непрерывно изменяется как у поверхности почвы, так и на высотах.
Изменение давления с высотой возможно характеризовать величиной барометрической ступени (высота, на которую нужно встать либо опуститься, дабы давление изменилось на 1 мм рт. ст., либо на 1 мб).
Величина барометрической ступени определяется по формуле
Температура окружающей среды характеризует тепловое состояние воздуха. Температура измеряется в градусах. Изменение температуры зависит от количества тепла, поступающего от Солнца на данной географической широте, характера подстилающей атмосферной циркуляции и поверхности.
В СССР и большинстве других государств мира принята стоградусная шкала. За главные (реперные) точки в данной шкале приняты: 0° С — точка плавления льда и 100° С— точка кипения воды при обычном давлении (760 мм рт. ст.). Промежуток между этими точками разбит на 100 равных частей. Этого промежутка носит название «один градус Цельсия» — 1° С.
Видимость. Под дальностью горизонтальной видимости у почвы, определяемой метеорологами, понимается то расстояние, на котором еще возможно найти предмет (ориентир) по форме, цвету, яркости. Дальность видимости измеряется в метрах либо километрах.
Влажность воздуха — содержание пара в воздухе, выраженное в безотносительных пли относительных единицах.
Безотносительная влажность — это количество пара в граммах на 1 лс3 воздуха.
Удельная влажность — количество пара в граммах на 1 кг мокрого воздуха.
Относительная влажность — отношение количества содержащегося в воздухе пара к тому количеству, которое требуется для насыщения воздуха при данной температуре, выраженное в процентах. Из величины относительной влажности возможно выяснить, как данное состояние влажности близко к насыщению.
Точка росы—температура, при которой воздушное пространство достиг бы состояния насыщения при данном неизменном давлении и влагосодержании.
Разность между точкой росы и температурой воздуха именуется недостатком точки росы. Точка росы равна температуре воздуха в том случае, если его относительная влажность равна 100%. При этих условиях происходит конденсация пара и туманов и образование облаков.
Облака — скопление взвешенных в воздухе капель воды либо кристаллов льда, появившихся в следствии конденсации пара. При наблюдениях за тучами отмечают их количество, высоту и форму нижней границы.
Количество туч оценивается по 10-балльной шкале: 0 баллов свидетельствует отсутствие туч, 3 балла — три четверти неба закрыто тучами, 5 баллов — добрая половина неба закрыта тучами, 10 баллов — все небо закрыто тучами (целая облачность). Высота туч измеряется при помощи светолокаторов, прожекторов, шар-самолётов и пилотов.
Все облака в зависимости от размещения высоты нижней границы делятся на три яруса:
Верхний ярус — выше 6000 м, к нему относятся: перистые, перисто-кучевые, перисто-слоистые.
Средний ярус — от 2000 до 6000 м, к нему относятся: высококучевые, высоко-слоистые.
Нижний ярус — ниже 2000 м, к нему относятся: слоистокучевые, слоистые, слоисто-дождевые. К нижнему ярусу относятся кроме этого и облака, простирающиеся на большом расстоянии по вертикали, но нижняя граница которых лежит в нижнем ярусе. К таким тучам относятся кучевые и кучеводождевые.
Эти тучи выделяются в особенную группу туч вертикального развития. Облачность оказывает громаднейшее влияние на деятельность авиации, поскольку с тучами связаны осадки, грозы, сильная болтанка и обледенение.
Осадки — водяные капли либо ледяные кристаллы, выпадающие из туч на поверхность почвы. По характеру выпадения осадки разделяются на обложные, выпадающие из слоисто-дождевых и высоко-слоистых туч в виде капель дождя средней величины либо в виде снежинок; ливневые, выпадающие из кучево-дождевых туч в виде больших капель дождя, хлопьев снега либо града; морося- щ и е, выпадающие из слоистых и слоисто-кучевых туч в виде весьма небольших капель дождя.
Полет в зоне осадков затруднен благодаря резкого ухудшения видимости, понижения высоты туч, болтанки, обледенения в переохлажденном мороси и дождь, вероятного повреждения поверхности самолета (вертолета) при выпадении града.
Ветер — перемещение воздуха по отношению к земной поверхности. Ветер характеризуется двумя размерами: направлением и скоростью. Единица измерения скорости ветра— метр в секунду (1 м/сек) либо км/ч (1 км/ч).
1 м/сек = = 3,6 км/ч.
Направление ветра измеряется в градусах, наряду с этим направляться учитывать, что отсчет ведется от северного полюса по часовой стрелке: северное направление соответствует 0° (либо 360°), восточное — 90°, южное— 180°, западное — 270°.
Направленне метеорологического ветра (откуда дует) отличается от направления аэронавигационного (куда дует) па 180°. В тропосфере скорость ветра с высотой возрастает и достигает максимума под тропопаузой.
Относительно узкие территории сильных ветров (скоростью от 100 км/ч и выше) в нижней стратосфере и верхней тропосфере на высотах, родных к тропопаузе, именуются струйными течениями. Часть струйного течения, где скорость ветра достигает большого значения, именуется осью струйного течения.
По своим размерам струйные течения простираются на тысячи километров в длину, много километров в ширину и пара километров в высоту.
Авиационная метеорология. СДО Росгидромета.
Увлекательные записи:
- Определение и классификация ошибок пилота
- Сухой су-33. фото. видео. характеристики.
- Авиакатастрофа ан-12бк в македонии. 1992
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Авиационные происшествия: причины, анализ, отчеты, расследования
Неспециализированное состояние неприятности. Главными обстоятельствами авиационных происшествий являются человек, авиационная техника и окружающяя среда….
-
Первые авиационные прицелы для бомбометания
В начале ХХ века в вооруженных силах многих стран начали появляться летательные аппараты. Сначала они употреблялись армейскими ведомствами в целях…
-
Новый этап в развитии авиационных двигателей a350
Представители компании Rolls-Royce утверждают, что создали самый действенный в мире летный двигатель. Новейшая разработка двигатель Trent XWB,…
-
Разработчик: Остехбюро Страна: СССР Начало разработки: 1923 г. Принятие на вооружение: 1932 г. В СССР авиационными торпедами в первый раз в первой…
-
Планирующая авиационная бомба конструкции алессандро гуидони
Этот материал был отыскан глубокоуважаемым сотрудником фонцеппелином и выкладывается на сайт в продолжение темы, поднятой в статье «Воздушная атака…
-
Поршневой авиационный двигатель ам-42.
Разработчик: ОКБ А.А.Микулина Страна: СССР Год постройки: 1942 г. АМ-42 — коммунистический поршневой летный двигатель, являлся переработанной…